Интерактивные методы обучения в преподавании экономических дисциплин
статья на тему
Изучение экономических дисциплиннаправлено на получение обучающимися теоретических основ.Инновационный путь развития экономики требует коренной перестройки не только процесса промышленного производства, но и сферы производства услуг и технологий, в том числе образовательного процесса. Одной из сторон инновационного развития учебного заведения является его ориентация на становление и развития личности слушателя, получения им навыков, вернее "привычки" учиться постоянно, совершенствовать свои знания. Модель "студента обучающегося" в отличии от "студента обучаемого" требует разработки новых подходов к обучению. Современные разработки в области педагогики содержат достаточное количество материалов, раскрывающих суть образовательных процессов ХХI века, - интерактивных методов обучение.
Вместе с тем, практическая педагогическая деятельность нуждается в разработках методического уровня, ориентированных на их реальную реализацию в аудитории при изучении конкретной учебной дисциплины. Интерактивные методы обучения представляют достаточно новую для многих преподавателей категорию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_interaktivnyh_metodov_obucheniya.docx | 66.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Шатковский агротехнический техникум»
Доклад на тему:
«Интерактивные методы обучения в преподавании экономических дисциплин»
Подготовила:
Гусарова Г.В., преподаватель ОП и СД
Оглавление
Интерактивные методы обучения 3
Введение
Изучение экономических дисциплиннаправлено на получение обучающимися теоретических основ.Инновационный путь развития экономики требует коренной перестройки не только процесса промышленного производства, но и сферы производства услуг и технологий, в том числе образовательного процесса. Одной из сторон инновационного развития учебного заведения является его ориентация на становление и развития личности слушателя, получения им навыков, вернее "привычки" учиться постоянно, совершенствовать свои знания. Модель "студента обучающегося" в отличии от "студента обучаемого" требует разработки новых подходов к обучению. Современные разработки в области педагогики содержат достаточное количество материалов, раскрывающих суть образовательных процессов ХХI века, - интерактивных методов обучение.
Вместе с тем, практическая педагогическая деятельность нуждается в разработках методического уровня, ориентированных на их реальную реализацию в аудитории при изучении конкретной учебной дисциплины. Интерактивные методы обучения представляют достаточно новую для многих преподавателей категорию.
Интерактивные методы обучения
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы:
Пассивный метод– это форма взаимодействия учащихся и учителя, вкоторой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы:
Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока.
С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в ССУЗах, где учатся вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Термин интерактивное обучение сегодня используется применительно к технологиям дистанционного образования, Интернет-образования гораздо более активно, чем в отношении привычного и наиболее распространенного обучения в условиях непосредственных контактов преподавателя с обучаемыми.
Проблемы применения интерактивных методов
В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. ХХ в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этих методов присутствует в трудах Сухомлинского (60-егг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-егг) - Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.
Зарубежная практика. Исследования, проведенные в 80-х гг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), показали, что интерактивные позволяют резко увеличить процент усвоения материала. Результаты этого исследования отражены в таблице, получившей название “пирамида обучения”. Из которой видно, что наименьший процент усвоения имеют пассивные методики (лекция 5%, чтение - 10%), а наибольший интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь уместно привести китайскую пословицу: “Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда”.
Парадоксы современной образовательной ситуации заключаются в том, что, несмотря на наличие огромного количества исследований в области новых образовательных технологий, в педагогической практике продолжают доминировать пассивные методы. Можно назвать следующие причины:
- более длительная традиция использования пассивных методов
- недоверие к относительно инновационным методам,
- отсутствие собственного опыта интерактивного обучения у педагогов,
- недостаточная методическая подготовленность педагогов.
Очевидно и то, что в последние годы возрастает раздражение практических педагогов по поводу новых моделей образования, и это во многом оправдано отсутствием конкретных методических материалов, без которых невозможно воплотить новые педагогические идеи в практику, сколь бы убедительно не звучали лекции и исследования ученых. Даже самые творческие учителя и студенты вузов испытывают потребность в практическом освоении новых технологических решений, которые позволяют обеспечить качественное образование, соответствующее современным требованиям.
Вместе с тем, психологи отмечают, что и интерактивные методы обучения не являются единственно верными. Интерактивное обучение может не соответствовать индивидуальным психологическим особенностям личности обучаемых, особенно обладающих крайне выраженными характеристиками интроверсии, либо имеющим существенные изменения ценностно-смысловой сферы. В этом аспекте объяснительно-иллюстративные, традиционные методы обучения являются более универсальными. Студенты должны иметь возможность выбора "режима обучения".
Интерактивные лекции
Лекции в сегодняшних условиях остаются одной из стандартных форм преподавания теоретических основ любой учебной дисциплины. Дискуссионным является вопрос о полном отказе от чтения лекций. Альтернативная точка зрения состоит в том, что логически изложенный теоретический материал студенты в состоянии прочитать самостоятельно, и попытаться применить эти знания для решения практической ситуации, когда возникающие проблемы потребует повторного обращения и более тщательного изучения теоретических основ.
Не секрет, что по устоявшимся вопросам преподаватель читает в основном один и тот же текст, да - по разному с разными комментариями, но по сути - одно и тоже, то что он написал в учебнике, что отражает его точку зрения на дисциплину как специалиста. Наличие видеокурсов даст студентам возможность услышать лекции и других специалистов, имеющих другую, свою точку зрения на предмет.
Можно ли считать видеолекцию интерактивной формой обучения? Исходя из данного выше определения скорее нет. Кроме того, студент лишается возможности задать вопрос преподавателю во время просмотра лекции. Плюсы: можно смотреть в удобное время, несколько раз, возвращаясь к непонятному вопросу. Современные интернет-технологии позволяют задать вопрос преподавателю по электронной почте, или на форуме.
Активная лекция. Существуют точки зрения, что активной формой лекции может являться:
- лекция с использованием слайдов. Признание такой лекции активной формой не бесспорно, так как слайды никак не влияют на процесс общения преподавателя и студента;
- лекция с использованием видеоматериалов, лекция в интернет-среде (видеоконференции и т.д.). Часто такие лекции называют интерактивными. Если следовать изложенному выше определению, то это пассивная форма обучения не предусматривающая отклика аудитории.
- "ученик в роли учителя". Из определения активной формы условием является наличие диалога между преподавателем и студентами. В интернете можно увидеть следующий сценарий интерактивной лекции: команды готовят задание по теме лекции и представляют аудитории. Но здесь нет признака активности или интерактивности - процесса обмена информацией в ходе самой лекции. Такой процесс осуществляется на предварительном этапе подготовки такой лекции. Это достаточно большой объем работы: разработка сценариев, подготовка команд, репетиции, организация презентаций. С точки зрения теории идет речь лишь о замене "повествующей фигуры" - преподавателя на команду студентов. Хотя, несомненно, для студентов это более интересная форма обучения и широко практикуется в последнее время. Несомненно, увеличивается нагрузка преподавателя. Относимость этой формы к интерактивной форме обучения дискуссионна. Приходит на ум сравнение с детскими театрами, где детей периодически просят потопать, похлопать, сказать куда ушел ослик и т.д. То есть на лекции надо вовлечь в дискуссию всю группу, а чтобы лекция была интерактивной - дать время студентам пообщаться между собой.
- лекция в форме дискуссии. Дискуссия может вестись между двумя преподавателями, или двумя студентами, командами. В этом случае участие слушателей пассивное, хотя, несомненно, им более интересное. Активной может считаться лекция, предусматривающая дискуссию с залом. А интерактивной - дискуссию слушателей лекции между собой.
Одной из проблем активной формы лекции - отсутствие вопросов студентов. Почему они не задают вопросы? Ответ очевиден - им все ясно. Проблемы возникнут при решении задач. Возможный выход- давать им задачи заранее, чтобы лекция была возможностью задать уже возникший на практике вопрос.
Интерактивная лекция.Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции и тренинговой игры:
- участникам предлагается, а иногда даже требуется разговаривать друг с другом и с лектором.
- предполагает презентацию со стороны инструктора.
Зарубежная практика. В ряде американских университетов, например в MIT (Массачусетский Технологический), происходят серьезные изменения в технологии обучения - большие лекции человек заменяют интерактивные занятия в небольших группах. В классе вместо традиционной доски установлено множество интерактивных досок и дисплеев. Профессор делает краткую презентацию, которую можно смотреть на всех дисплеях и затем студенты совместно с ассистентами преподавателя совместно работают в небольших группах, используя доски, компьютеры и возможно другое оборудование.
Возможно, речь идет о создании нового "микса" - полулекция-полусеминар. Изложение теории -решение задач, изложение теории- решение задач и т.д.
Интерактивный семинар
Принципы построения интерактивного семинара:
- студенты должны общаться между собой (по парам, тройкам, командам, или свободное общение и выбор собеседника);
- деление по группам должно быть преимущественно добровольным, хотя допускается и формирование команд преподавателем;
- студенты должны быть психологически готовы ктакого рода занятиям;
- уровень заданий должен быть адекватным уровню подготовки студента;
- аудитория должна позволять работать по группам (достаточное количество мест для удобства общения).
Различают несколько моделей построения интерактивного семинара и практического занятия:
- Круглый стол
Один из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется тем, что:
- цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
- все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;
- все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.
Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
- Мозговой штурм
Метод мозгового штурма - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
В практике автора «мозговой штурм» студентов выдвигает достаточно фантастические идеи. В силу возраста и игровой ситуации студенты не слишком озадачиваются нормативным обоснованием своих идей.
- Деловая игра
Действующими лицами являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.
- Кейс-метод (разбор ситуаций)
Кейс-метод (casestudy) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы.
- Дискуссия
Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником.
- Тренинг
При проведении практических занятий интерактивной формой обучения является тренинг. Общепризнанного определения слова «тренинг» не существует. «Тренинг — это запланированный заранее процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких видов деятельности».
- «Каждый учит каждого»
Каждому студенту дается листок с заданием, которое надо выучить (содержание может повторяться). Например, "как влияет на объем аудиторской выборки величина генеральной совокупности?". Студент должен сам подготовить на него ответ, а затем попытаться объяснить другим членам команды (группы).
Проектный семинар
Разбираются исследовательские проекты с использованием особой технологии обсуждения. Цель проектного семинара – помочь студентам доработать свои проектные замыслы. Содержание проекта высылается участникам для ознакомления заранее. Вступительное слово докладчика отсутствует. Обсуждение каждого проекта состоит из четырех частей.
1. Участники задают вопросы автору (без ограничений на число вопросов).
2. Автор отвечает на вопросы и уточняет позицию (в пределах 15 минут).
3. Участники критически обсуждают проект, высказывают пожелания автору.
4. Автор благодарит участников за помощь.
Обычное время обсуждения одного проекта – 60 мин. За один семинар обсуждается два проекта.
- Творческие задания
Под творческими заданиями понимаются такие учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:
- не имеет однозначного и односложного ответа или решения
- является практическим и полезным для учащихся
- связано с жизнью учащихся
- вызывает интерес у учащихся
- максимально служит целям обучения
Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
- «Большой круг»
Работа проходит в три этапа.
- Первый этап. Группа знакомится с поставленной проблемой.
- Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник команды индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
- Третий этап. По кругу каждый участник зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту — не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием «большого круга» оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.
- «Аквариум»
Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название — аквариум.
Источники
[1] http://ru.wikipedia.org/
[2] Интерактивные методы в высшем педагогическом образовании как условие его интенсификации. Т.Л.Чепель, кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии и педагогики ИЕСЭННГПУ, Яковенко Т.Д., ст. препод. кафедры психологии и педагогики ИЕСЭННГПУ. http://concord.websib.ru/page.php?article=88&item=2
[3] Интерактивное обучение: новые подходы. Н. Суворова, ст. научный сотрудник Института общего образования Министерства образования РФ, кандидат педагогических наук. http://www.mosedu.ru/ru/tutor/methods/interactive.php
[4] http://www.metodmaster.ru/articles/format-interaktivnaya-lektsiya
[5] http://letopisi.ru
[6] http://festival.1september.ru/articles/512797/
[7] http://websoft-elearning.blogspot.com/2009/01/blog-post_14.html
[8] http://www.edu.ru/index.php?page_id=50&op=word&wid=496
[9] http://www.treko.ru/show_article_913
[10] http://new.hse.ru/sites/ecsoclab/second/project_how.aspx
[11] http://ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Педагогические инновации в наше время неразрывно связаны с применением интерактивных методов обучения. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования необходимо формировать "нов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТУРИЗМ»
Методический доклад Журавлевой О.И. на педагогические чтения. декабрь-2014...
Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»
Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»...
Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...
Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....
Эффективность использования интерактивных методов обучения на практических занятиях по дисциплине ОП.04 Основы геодезии.
При выполнении практических занятий студенты работают в малых группах ( звеньях по 4-5 человек).Работа в малых группах — это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем студентам во...
Кейс-метод, как интерактивный метод обучения в профессиональной подготовке парикмахеров
В статье представлен опыт работы с кейс-ситуациями...