Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в колледже
статья на тему

Уласик Марина Геннадьевна

В статье обобщен опыт применения метода проектов при  преподавании студентам специальности 43.02.06

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в  колледже

“Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

 И.Г.Песталоцци.  

«Как только у человека проходит  стремление к новым знаниям,

 он перестает быть человеком»

Ф. Нансен,

 норвежский исследователь Арктики,

 лауреат Нобелевской премии мира 

Время и современный рынок труда предъявляет все новые повышенные требования к молодым специалистам. Чтобы выйти на рынок труда конкурентоспособным специалистом, выпускник колледжа  должен уверенно владеть приемами и способами экономического анализа, объективно оценивать ситуацию на рынке, уметь принимать оптимальные управленческие решения.  "Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления", - сказал президент В.В. Путин на сессии "Молодежь 2030. Образ будущего" в рамках закрытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Объем  информации, обязательной к усвоению, постоянно увеличивается, кроме того, информация быстро устаревает и нуждается в обновлении.   Значит необходимо так сформировать мышление студента, чтобы он мог самостоятельно находить и усваивать новую информацию, чтобы  закончив процесс обучения в колледже, он мог уверенно чувствовать себя в своей профессии и на рынке труда. 

Метод проектов подходит для достижения этой цели как нельзя лучше.

Метод проектов возник в начале 20-го века в США. Он был связан с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком. Они предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, опираясь на его интерес именно в этой отрасли. Преподаватель может подсказывать источники информации, но может и направить мысль студентов на самостоятельную деятельность в рамках решения определенной проблемы.

Метод проектов – это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде какого-либо конечного продукта.

Метод проектов, который является не только одним из видов самостоятельной работы, но и способствует развитию креативности студентов.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы студентов, но только как способов достижения результатов проекта. Главная цель исследовательского обучения – повышение практических навыков при изучении предмета.

Г.А. Русских, заведующая лабораторией развития творчества учителей Кировского ИУУ, определяет задачи учебно-исследовательской деятельности следующим образом:

  • формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • создание условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся;
  • совершенствование исследовательских умений обучающегося;
  • развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся;
  • ориентация на продолжение образования.

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — преподаватель ставит перед обучающимся проблему и подсказывает пути ее решения;

2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования;

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются обучающимся.

Я решила использовать в своей деятельности метод проектов при преподавании экономических дисциплин в  колледже по нескольким причинам:

  • хотелось приблизить теорию к практике;
  • необходимо было предоставить ребятам возможность креативно мыслить, самореализовать себя.

По итогам работы в течение нескольких лет с обучающимися специальности 43.02.06  Сервис на транспорте (по видам транспорта) мною был проведен анализ применения метода проектов и полученных результатов.

Существует достаточно много типов проектов, но, учитывая специфику дисциплин, я остановилась на нескольких из них: практикоориентированных, межпредметных и исследовательских.

На 2-м курсе обучающиеся выполняют межпредметные  курсовые проекты по ПМ 01. «Бронирование и продажа перевозок и услуг» на тему Организация работы автобусов на пригородном маршруте и анализ финансовых результатов перевозок». Это проект относится к 1-му уровню, когда преподаватель не только ставит перед обучающимся проблему, но и подсказывает пути ее решения: представляет методику выполнения работы, рекомендует литературу.

На 3-м курсе обучающиеся выполняют практикоориентированные и исследовательские проекты.

 Вот пример выполнения практикоориентированных проектов.

Обучающиеся 3-го курса изучают профессиональный модуль «Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта» на протяжении двух семестров. После окончания первого семестра они направляются на производственную практику. В ходе практики выполняется долгосрочный (4 недели) проект, требующий значительного времени для поиска и анализа материала.  В конце семестра я предлагаю им разбиться на малые группы и определяю задание: они должны во время практики собрать материал, который позволит наиболее полно охарактеризовать предприятие и его деятельность: организационную и производственную структуру, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов, организацию сервисного обслуживания пассажиров, финансовые показатели деятельности и другие данные. Кроме выполнения анализа сложившейся на предприятии ситуации, студенты должны предложить свои пути повышения качества обслуживания пассажиров, и, как следствие, рентабельности конкретного предприятия. В этом случае выполняются проекты 2-го уровня — я определяю проблему, а обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования.

Кроме того, студенты 3-го курса выполняют исследовательские проекты 3-го уровня, когда они самостоятельно определяют направление исследования, обозначают проблему, определяют пути и методы исследования.

Так обучающимися  по специальности 43.02.06  Сервис на транспорте (по видам транспорта) были выполнены проекты на темы:

  • «Исследование рынка городского пассажирского транспорта в г. Смоленске»;
  • «Организация транспортно-экспедиционной деятельности на примере компании «Совтрансавто–Смоленск»;
  • «Повышение качества обслуживания пассажиров на автомобильном транспорте»;
  • «Совершенствование логистической деятельности автотранспортных предприятий»;
  • «Анализ качества перевозки пассажиров автомобильным транспортом на конкретных маршрутах г. Смоленска» и другие.

В ходе выполнения проектов я и другие преподаватели выступаем в качестве координаторов, консультантов, экспертов.

Результатом становится выполнение презентации. Каждая группа защищает проект -  проходит открытая защита в присутствии всех студентов группы и  приглашенных преподавателей. Обязательно проводится анализ результатов проектной деятельности. Вот пример оценочного листа проекта:

Параметры оценивания

Гр. 1

Гр. 2

Гр. 3

1.Актуальность выбранной темы

2.Глубина раскрытия темы

3.Грамотность оформления

4.Дизайн оформления

5.Содержание доклада

6.Обоснованность выводов

7.Умение отвечать на вопросы комиссии

8.Умение защищать точку зрения своей команды

9.Итоговая оценка

Проектная деятельность позволяет развивать познавательные навыки студентов, умение ориентироваться в информационном пространстве, способность сформулировать и решить проблему.

Если в процессе выполнения проекта становится очевидной актуальность выбранной темы, она может быть выбрана в качестве темы дипломной работы.

Применение проектной методики дает хорошие результаты деятельности:

1. Меняется наполненность структурных этапов проектной деятельности:

  • мотивационный этап: если на 2-м курсе преподаватель формулировал общий замысел, то  на 3-м курсе студенты сами предлагают идеи, изъявляют желание участвовать с проектами в различных мероприятиях;
  • подготовительный этап: если на начальном этапе тема, цель, план действий вырабатываются с помощью преподавателя, то примерно через 2 месяца, с нарастанием самостоятельности, студенты начинают выбирать тему проекта, обосновывать ее;
  • информационно-операционный этап: повышается самостоятельность при подборе и изучении литературы;
  • рефлексивно-оценочный – преподаватель выступает участником коллективной оценки.

2. Ежегодно увеличивается количество студентов, осуществляющих проектную деятельность;

3. Прослеживается положительная динамика в повышении качества знаний;

4. Растет число студентов, выполняющих проекты, качество которых неуклонно растет;

5. Ежегодно на различных научно-практических конференциях, фестивалях разных уровней.

 Старая китайская пословица говорит: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай мне сделать – и я пойму». Экспериментально установленные данные подтверждают это высказывание: человек запоминает только 10%  того, что он слышит, 50% того, что он видит, и целых 90% из того, что он делает.

Следовательно, наиболее эффективная форма обучения – та, которая основывается на активном включении студента в процесс самообразования.  

Используемая литература:

  1. Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
  2. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
  3. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.


Предварительный просмотр:

Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в  колледже

“Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача - помочь им раскрыться,

развить собственные идеи»

 И.Г.Песталоцци.  

«Как только у человека проходит  стремление к новым знаниям,

 он перестает быть человеком»

Ф. Нансен,

 норвежский исследователь Арктики,

 лауреат Нобелевской премии мира 

Время и современный рынок труда предъявляет все новые повышенные требования к молодым специалистам. Чтобы выйти на рынок труда конкурентоспособным специалистом, выпускник колледжа  должен уверенно владеть приемами и способами экономического анализа, объективно оценивать ситуацию на рынке, уметь принимать оптимальные управленческие решения.  "Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления", - сказал президент В.В. Путин на сессии "Молодежь 2030. Образ будущего" в рамках закрытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Объем  информации, обязательной к усвоению, постоянно увеличивается, кроме того, информация быстро устаревает и нуждается в обновлении.   Значит необходимо так сформировать мышление студента, чтобы он мог самостоятельно находить и усваивать новую информацию, чтобы  закончив процесс обучения в колледже, он мог уверенно чувствовать себя в своей профессии и на рынке труда. 

Метод проектов подходит для достижения этой цели как нельзя лучше.

Метод проектов возник в начале 20-го века в США. Он был связан с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком. Они предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, опираясь на его интерес именно в этой отрасли. Преподаватель может подсказывать источники информации, но может и направить мысль студентов на самостоятельную деятельность в рамках решения определенной проблемы.

Метод проектов – это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде какого-либо конечного продукта.

Метод проектов, который является не только одним из видов самостоятельной работы, но и способствует развитию креативности студентов.

Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы студентов, но только как способов достижения результатов проекта. Главная цель исследовательского обучения – повышение практических навыков при изучении предмета.

Г.А. Русских, заведующая лабораторией развития творчества учителей Кировского ИУУ, определяет задачи учебно-исследовательской деятельности следующим образом:

  • формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
  • создание условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся;
  • совершенствование исследовательских умений обучающегося;
  • развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся;
  • ориентация на продолжение образования.

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — преподаватель ставит перед обучающимся проблему и подсказывает пути ее решения;

2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования;

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются обучающимся.

Я решила использовать в своей деятельности метод проектов при преподавании экономических дисциплин в  колледже по нескольким причинам:

  • хотелось приблизить теорию к практике;
  • необходимо было предоставить ребятам возможность креативно мыслить, самореализовать себя.

По итогам работы в течение нескольких лет с обучающимися специальности 43.02.06  Сервис на транспорте (по видам транспорта) мною был проведен анализ применения метода проектов и полученных результатов.

Существует достаточно много типов проектов, но, учитывая специфику дисциплин, я остановилась на нескольких из них: практикоориентированных, межпредметных и исследовательских.

На 2-м курсе обучающиеся выполняют межпредметные  курсовые проекты по ПМ 01. «Бронирование и продажа перевозок и услуг» на тему Организация работы автобусов на пригородном маршруте и анализ финансовых результатов перевозок». Это проект относится к 1-му уровню, когда преподаватель не только ставит перед обучающимся проблему, но и подсказывает пути ее решения: представляет методику выполнения работы, рекомендует литературу.

На 3-м курсе обучающиеся выполняют практикоориентированные и исследовательские проекты.

 Вот пример выполнения практикоориентированных проектов.

Обучающиеся 3-го курса изучают профессиональный модуль «Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта» на протяжении двух семестров. После окончания первого семестра они направляются на производственную практику. В ходе практики выполняется долгосрочный (4 недели) проект, требующий значительного времени для поиска и анализа материала.  В конце семестра я предлагаю им разбиться на малые группы и определяю задание: они должны во время практики собрать материал, который позволит наиболее полно охарактеризовать предприятие и его деятельность: организационную и производственную структуру, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов, организацию сервисного обслуживания пассажиров, финансовые показатели деятельности и другие данные. Кроме выполнения анализа сложившейся на предприятии ситуации, студенты должны предложить свои пути повышения качества обслуживания пассажиров, и, как следствие, рентабельности конкретного предприятия. В этом случае выполняются проекты 2-го уровня — я определяю проблему, а обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования.

Кроме того, студенты 3-го курса выполняют исследовательские проекты 3-го уровня, когда они самостоятельно определяют направление исследования, обозначают проблему, определяют пути и методы исследования.

Так обучающимися  по специальности 43.02.06  Сервис на транспорте (по видам транспорта) были выполнены проекты на темы:

  • «Исследование рынка городского пассажирского транспорта в г. Смоленске»;
  • «Организация транспортно-экспедиционной деятельности на примере компании «Совтрансавто–Смоленск»;
  • «Повышение качества обслуживания пассажиров на автомобильном транспорте»;
  • «Совершенствование логистической деятельности автотранспортных предприятий»;
  • «Анализ качества перевозки пассажиров автомобильным транспортом на конкретных маршрутах г. Смоленска» и другие.

В ходе выполнения проектов я и другие преподаватели выступаем в качестве координаторов, консультантов, экспертов.

Результатом становится выполнение презентации. Каждая группа защищает проект -  проходит открытая защита в присутствии всех студентов группы и  приглашенных преподавателей. Обязательно проводится анализ результатов проектной деятельности. Вот пример оценочного листа проекта:

Параметры оценивания

Гр. 1

Гр. 2

Гр. 3

1.Актуальность выбранной темы

2.Глубина раскрытия темы

3.Грамотность оформления

4.Дизайн оформления

5.Содержание доклада

6.Обоснованность выводов

7.Умение отвечать на вопросы комиссии

8.Умение защищать точку зрения своей команды

9.Итоговая оценка

Проектная деятельность позволяет развивать познавательные навыки студентов, умение ориентироваться в информационном пространстве, способность сформулировать и решить проблему.

Если в процессе выполнения проекта становится очевидной актуальность выбранной темы, она может быть выбрана в качестве темы дипломной работы.

Применение проектной методики дает хорошие результаты деятельности:

1. Меняется наполненность структурных этапов проектной деятельности:

  • мотивационный этап: если на 2-м курсе преподаватель формулировал общий замысел, то  на 3-м курсе студенты сами предлагают идеи, изъявляют желание участвовать с проектами в различных мероприятиях;
  • подготовительный этап: если на начальном этапе тема, цель, план действий вырабатываются с помощью преподавателя, то примерно через 2 месяца, с нарастанием самостоятельности, студенты начинают выбирать тему проекта, обосновывать ее;
  • информационно-операционный этап: повышается самостоятельность при подборе и изучении литературы;
  • рефлексивно-оценочный – преподаватель выступает участником коллективной оценки.

2. Ежегодно увеличивается количество студентов, осуществляющих проектную деятельность;

3. Прослеживается положительная динамика в повышении качества знаний;

4. Растет число студентов, выполняющих проекты, качество которых неуклонно растет;

5. Ежегодно на различных научно-практических конференциях, фестивалях разных уровней.

 Старая китайская пословица говорит: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай мне сделать – и я пойму». Экспериментально установленные данные подтверждают это высказывание: человек запоминает только 10%  того, что он слышит, 50% того, что он видит, и целых 90% из того, что он делает.

Следовательно, наиболее эффективная форма обучения – та, которая основывается на активном включении студента в процесс самообразования.  

Используемая литература:

  1. Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
  2. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
  3. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА»

Применение проектной деятельности на практических занятиях по дисциплине «Технологическая оснастка»...

Применение метода кейсов в преподавании экономических дисциплин в СПО

На сегодняшний день стратегическим направлением модернизации образования в России остается воспитание самостоятельности, ответственности и развития профессионального потенциала, интеллектуальных и эко...

Применение методов проектов при обучении студентов колледжа по физике и математике

Учащиеся, закончившие основную среднюю школу и поступившие в  колледж продолжают изучать физику и математику в соответствии документами, регламентирующими образовательный процесс в средних общеоб...

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В данной статье рассматривается вопрос об укреплении межпредметных связей в части организации учебной практики студентов электротехнического колледжа....

Применение метода проектов в преподавании физики для формирования социально мобильной личности будущего специалиста.

Произошедшие изменения в жизни российского общества, обращение отечественной педагогической науки к идее личностноориентированного обучения не могли не привести к некоторому пересмотру общей стратегии...