Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в колледже
статья на тему
В статье обобщен опыт применения метода проектов при преподавании студентам специальности 43.02.06
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в колледже
“Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци.
«Как только у человека проходит стремление к новым знаниям,
он перестает быть человеком»
Ф. Нансен,
норвежский исследователь Арктики,
лауреат Нобелевской премии мира
Время и современный рынок труда предъявляет все новые повышенные требования к молодым специалистам. Чтобы выйти на рынок труда конкурентоспособным специалистом, выпускник колледжа должен уверенно владеть приемами и способами экономического анализа, объективно оценивать ситуацию на рынке, уметь принимать оптимальные управленческие решения. "Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления", - сказал президент В.В. Путин на сессии "Молодежь 2030. Образ будущего" в рамках закрытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Объем информации, обязательной к усвоению, постоянно увеличивается, кроме того, информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Значит необходимо так сформировать мышление студента, чтобы он мог самостоятельно находить и усваивать новую информацию, чтобы закончив процесс обучения в колледже, он мог уверенно чувствовать себя в своей профессии и на рынке труда.
Метод проектов подходит для достижения этой цели как нельзя лучше.
Метод проектов возник в начале 20-го века в США. Он был связан с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком. Они предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, опираясь на его интерес именно в этой отрасли. Преподаватель может подсказывать источники информации, но может и направить мысль студентов на самостоятельную деятельность в рамках решения определенной проблемы.
Метод проектов – это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде какого-либо конечного продукта.
Метод проектов, который является не только одним из видов самостоятельной работы, но и способствует развитию креативности студентов.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы студентов, но только как способов достижения результатов проекта. Главная цель исследовательского обучения – повышение практических навыков при изучении предмета.
Г.А. Русских, заведующая лабораторией развития творчества учителей Кировского ИУУ, определяет задачи учебно-исследовательской деятельности следующим образом:
- формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
- создание условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся;
- совершенствование исследовательских умений обучающегося;
- развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся;
- ориентация на продолжение образования.
Различают три уровня исследовательского метода обучения:
1-й уровень — преподаватель ставит перед обучающимся проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются обучающимся.
Я решила использовать в своей деятельности метод проектов при преподавании экономических дисциплин в колледже по нескольким причинам:
- хотелось приблизить теорию к практике;
- необходимо было предоставить ребятам возможность креативно мыслить, самореализовать себя.
По итогам работы в течение нескольких лет с обучающимися специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) мною был проведен анализ применения метода проектов и полученных результатов.
Существует достаточно много типов проектов, но, учитывая специфику дисциплин, я остановилась на нескольких из них: практикоориентированных, межпредметных и исследовательских.
На 2-м курсе обучающиеся выполняют межпредметные курсовые проекты по ПМ 01. «Бронирование и продажа перевозок и услуг» на тему Организация работы автобусов на пригородном маршруте и анализ финансовых результатов перевозок». Это проект относится к 1-му уровню, когда преподаватель не только ставит перед обучающимся проблему, но и подсказывает пути ее решения: представляет методику выполнения работы, рекомендует литературу.
На 3-м курсе обучающиеся выполняют практикоориентированные и исследовательские проекты.
Вот пример выполнения практикоориентированных проектов.
Обучающиеся 3-го курса изучают профессиональный модуль «Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта» на протяжении двух семестров. После окончания первого семестра они направляются на производственную практику. В ходе практики выполняется долгосрочный (4 недели) проект, требующий значительного времени для поиска и анализа материала. В конце семестра я предлагаю им разбиться на малые группы и определяю задание: они должны во время практики собрать материал, который позволит наиболее полно охарактеризовать предприятие и его деятельность: организационную и производственную структуру, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов, организацию сервисного обслуживания пассажиров, финансовые показатели деятельности и другие данные. Кроме выполнения анализа сложившейся на предприятии ситуации, студенты должны предложить свои пути повышения качества обслуживания пассажиров, и, как следствие, рентабельности конкретного предприятия. В этом случае выполняются проекты 2-го уровня — я определяю проблему, а обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования.
Кроме того, студенты 3-го курса выполняют исследовательские проекты 3-го уровня, когда они самостоятельно определяют направление исследования, обозначают проблему, определяют пути и методы исследования.
Так обучающимися по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) были выполнены проекты на темы:
- «Исследование рынка городского пассажирского транспорта в г. Смоленске»;
- «Организация транспортно-экспедиционной деятельности на примере компании «Совтрансавто–Смоленск»;
- «Повышение качества обслуживания пассажиров на автомобильном транспорте»;
- «Совершенствование логистической деятельности автотранспортных предприятий»;
- «Анализ качества перевозки пассажиров автомобильным транспортом на конкретных маршрутах г. Смоленска» и другие.
В ходе выполнения проектов я и другие преподаватели выступаем в качестве координаторов, консультантов, экспертов.
Результатом становится выполнение презентации. Каждая группа защищает проект - проходит открытая защита в присутствии всех студентов группы и приглашенных преподавателей. Обязательно проводится анализ результатов проектной деятельности. Вот пример оценочного листа проекта:
Параметры оценивания | Гр. 1 | Гр. 2 | Гр. 3 |
1.Актуальность выбранной темы | |||
2.Глубина раскрытия темы | |||
3.Грамотность оформления | |||
4.Дизайн оформления | |||
5.Содержание доклада | |||
6.Обоснованность выводов | |||
7.Умение отвечать на вопросы комиссии | |||
8.Умение защищать точку зрения своей команды | |||
9.Итоговая оценка |
Проектная деятельность позволяет развивать познавательные навыки студентов, умение ориентироваться в информационном пространстве, способность сформулировать и решить проблему.
Если в процессе выполнения проекта становится очевидной актуальность выбранной темы, она может быть выбрана в качестве темы дипломной работы.
Применение проектной методики дает хорошие результаты деятельности:
1. Меняется наполненность структурных этапов проектной деятельности:
- мотивационный этап: если на 2-м курсе преподаватель формулировал общий замысел, то на 3-м курсе студенты сами предлагают идеи, изъявляют желание участвовать с проектами в различных мероприятиях;
- подготовительный этап: если на начальном этапе тема, цель, план действий вырабатываются с помощью преподавателя, то примерно через 2 месяца, с нарастанием самостоятельности, студенты начинают выбирать тему проекта, обосновывать ее;
- информационно-операционный этап: повышается самостоятельность при подборе и изучении литературы;
- рефлексивно-оценочный – преподаватель выступает участником коллективной оценки.
2. Ежегодно увеличивается количество студентов, осуществляющих проектную деятельность;
3. Прослеживается положительная динамика в повышении качества знаний;
4. Растет число студентов, выполняющих проекты, качество которых неуклонно растет;
5. Ежегодно на различных научно-практических конференциях, фестивалях разных уровней.
Старая китайская пословица говорит: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай мне сделать – и я пойму». Экспериментально установленные данные подтверждают это высказывание: человек запоминает только 10% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и целых 90% из того, что он делает.
Следовательно, наиболее эффективная форма обучения – та, которая основывается на активном включении студента в процесс самообразования.
Используемая литература:
- Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
- Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
Предварительный просмотр:
Применение метода проектов при преподавании спецдисциплин в колледже
“Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци.
«Как только у человека проходит стремление к новым знаниям,
он перестает быть человеком»
Ф. Нансен,
норвежский исследователь Арктики,
лауреат Нобелевской премии мира
Время и современный рынок труда предъявляет все новые повышенные требования к молодым специалистам. Чтобы выйти на рынок труда конкурентоспособным специалистом, выпускник колледжа должен уверенно владеть приемами и способами экономического анализа, объективно оценивать ситуацию на рынке, уметь принимать оптимальные управленческие решения. "Очевидно, что конкурентные преимущества получат те люди, которые не просто обладают набором интересных и важных знаний, а обладают тем, что сегодня называют soft skills, обладают и креативным, и плановым, и другими видами мышления", - сказал президент В.В. Путин на сессии "Молодежь 2030. Образ будущего" в рамках закрытия Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Объем информации, обязательной к усвоению, постоянно увеличивается, кроме того, информация быстро устаревает и нуждается в обновлении. Значит необходимо так сформировать мышление студента, чтобы он мог самостоятельно находить и усваивать новую информацию, чтобы закончив процесс обучения в колледже, он мог уверенно чувствовать себя в своей профессии и на рынке труда.
Метод проектов подходит для достижения этой цели как нельзя лучше.
Метод проектов возник в начале 20-го века в США. Он был связан с идеями гуманистического направления в образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В. Х. Килпатриком. Они предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность учащегося, опираясь на его интерес именно в этой отрасли. Преподаватель может подсказывать источники информации, но может и направить мысль студентов на самостоятельную деятельность в рамках решения определенной проблемы.
Метод проектов – это совокупность приемов, действий обучающихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде какого-либо конечного продукта.
Метод проектов, который является не только одним из видов самостоятельной работы, но и способствует развитию креативности студентов.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы студентов, но только как способов достижения результатов проекта. Главная цель исследовательского обучения – повышение практических навыков при изучении предмета.
Г.А. Русских, заведующая лабораторией развития творчества учителей Кировского ИУУ, определяет задачи учебно-исследовательской деятельности следующим образом:
- формирование интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности;
- создание условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся;
- совершенствование исследовательских умений обучающегося;
- развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся;
- ориентация на продолжение образования.
Различают три уровня исследовательского метода обучения:
1-й уровень — преподаватель ставит перед обучающимся проблему и подсказывает пути ее решения;
2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования;
3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются обучающимся.
Я решила использовать в своей деятельности метод проектов при преподавании экономических дисциплин в колледже по нескольким причинам:
- хотелось приблизить теорию к практике;
- необходимо было предоставить ребятам возможность креативно мыслить, самореализовать себя.
По итогам работы в течение нескольких лет с обучающимися специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) мною был проведен анализ применения метода проектов и полученных результатов.
Существует достаточно много типов проектов, но, учитывая специфику дисциплин, я остановилась на нескольких из них: практикоориентированных, межпредметных и исследовательских.
На 2-м курсе обучающиеся выполняют межпредметные курсовые проекты по ПМ 01. «Бронирование и продажа перевозок и услуг» на тему Организация работы автобусов на пригородном маршруте и анализ финансовых результатов перевозок». Это проект относится к 1-му уровню, когда преподаватель не только ставит перед обучающимся проблему, но и подсказывает пути ее решения: представляет методику выполнения работы, рекомендует литературу.
На 3-м курсе обучающиеся выполняют практикоориентированные и исследовательские проекты.
Вот пример выполнения практикоориентированных проектов.
Обучающиеся 3-го курса изучают профессиональный модуль «Организация сервиса в пунктах отправления и прибытия транспорта» на протяжении двух семестров. После окончания первого семестра они направляются на производственную практику. В ходе практики выполняется долгосрочный (4 недели) проект, требующий значительного времени для поиска и анализа материала. В конце семестра я предлагаю им разбиться на малые группы и определяю задание: они должны во время практики собрать материал, который позволит наиболее полно охарактеризовать предприятие и его деятельность: организационную и производственную структуру, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов, организацию сервисного обслуживания пассажиров, финансовые показатели деятельности и другие данные. Кроме выполнения анализа сложившейся на предприятии ситуации, студенты должны предложить свои пути повышения качества обслуживания пассажиров, и, как следствие, рентабельности конкретного предприятия. В этом случае выполняются проекты 2-го уровня — я определяю проблему, а обучающийся самостоятельно выбирает метод исследования.
Кроме того, студенты 3-го курса выполняют исследовательские проекты 3-го уровня, когда они самостоятельно определяют направление исследования, обозначают проблему, определяют пути и методы исследования.
Так обучающимися по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта) были выполнены проекты на темы:
- «Исследование рынка городского пассажирского транспорта в г. Смоленске»;
- «Организация транспортно-экспедиционной деятельности на примере компании «Совтрансавто–Смоленск»;
- «Повышение качества обслуживания пассажиров на автомобильном транспорте»;
- «Совершенствование логистической деятельности автотранспортных предприятий»;
- «Анализ качества перевозки пассажиров автомобильным транспортом на конкретных маршрутах г. Смоленска» и другие.
В ходе выполнения проектов я и другие преподаватели выступаем в качестве координаторов, консультантов, экспертов.
Результатом становится выполнение презентации. Каждая группа защищает проект - проходит открытая защита в присутствии всех студентов группы и приглашенных преподавателей. Обязательно проводится анализ результатов проектной деятельности. Вот пример оценочного листа проекта:
Параметры оценивания | Гр. 1 | Гр. 2 | Гр. 3 |
1.Актуальность выбранной темы | |||
2.Глубина раскрытия темы | |||
3.Грамотность оформления | |||
4.Дизайн оформления | |||
5.Содержание доклада | |||
6.Обоснованность выводов | |||
7.Умение отвечать на вопросы комиссии | |||
8.Умение защищать точку зрения своей команды | |||
9.Итоговая оценка |
Проектная деятельность позволяет развивать познавательные навыки студентов, умение ориентироваться в информационном пространстве, способность сформулировать и решить проблему.
Если в процессе выполнения проекта становится очевидной актуальность выбранной темы, она может быть выбрана в качестве темы дипломной работы.
Применение проектной методики дает хорошие результаты деятельности:
1. Меняется наполненность структурных этапов проектной деятельности:
- мотивационный этап: если на 2-м курсе преподаватель формулировал общий замысел, то на 3-м курсе студенты сами предлагают идеи, изъявляют желание участвовать с проектами в различных мероприятиях;
- подготовительный этап: если на начальном этапе тема, цель, план действий вырабатываются с помощью преподавателя, то примерно через 2 месяца, с нарастанием самостоятельности, студенты начинают выбирать тему проекта, обосновывать ее;
- информационно-операционный этап: повышается самостоятельность при подборе и изучении литературы;
- рефлексивно-оценочный – преподаватель выступает участником коллективной оценки.
2. Ежегодно увеличивается количество студентов, осуществляющих проектную деятельность;
3. Прослеживается положительная динамика в повышении качества знаний;
4. Растет число студентов, выполняющих проекты, качество которых неуклонно растет;
5. Ежегодно на различных научно-практических конференциях, фестивалях разных уровней.
Старая китайская пословица говорит: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай мне сделать – и я пойму». Экспериментально установленные данные подтверждают это высказывание: человек запоминает только 10% того, что он слышит, 50% того, что он видит, и целых 90% из того, что он делает.
Следовательно, наиболее эффективная форма обучения – та, которая основывается на активном включении студента в процесс самообразования.
Используемая литература:
- Прокофьева Л.Б. Технологии организации и сопровождения поисковой деятельности – путь творческого развития ученика и учителя //Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.184
- Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка. // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С.60-66
- Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы
Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНАСТКА»
Применение проектной деятельности на практических занятиях по дисциплине «Технологическая оснастка»...
Применение метода кейсов в преподавании экономических дисциплин в СПО
На сегодняшний день стратегическим направлением модернизации образования в России остается воспитание самостоятельности, ответственности и развития профессионального потенциала, интеллектуальных и эко...
Применение методов проектов при обучении студентов колледжа по физике и математике
Учащиеся, закончившие основную среднюю школу и поступившие в колледж продолжают изучать физику и математику в соответствии документами, регламентирующими образовательный процесс в средних общеоб...
«Применение метода макетов в преподавании предмета «Основы проектирования объектов садово-паркового строительства»
Новая методика введения в ландшафтное проектирование: от макета к проекту....
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕНОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
В данной статье рассматривается вопрос об укреплении межпредметных связей в части организации учебной практики студентов электротехнического колледжа....
Применение метода проектов в преподавании физики для формирования социально мобильной личности будущего специалиста.
Произошедшие изменения в жизни российского общества, обращение отечественной педагогической науки к идее личностноориентированного обучения не могли не привести к некоторому пересмотру общей стратегии...