Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования
статья на тему

Кудинов Юрий Витальевич

В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изложении технологии горного производства, которая имеет специфические условия, преподавателю приходиться постоянно совершенствовать уровень собственной профессионально-педагогической компетентности для достижения поставленных целей и задач на занятиях. При этом, необходим поиск новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса, что позволит повысить эффективность применения современных методов обучения при преподавании горных дисциплин, а также смогут прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции, проявляющиеся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок в социальном, профессиональном и личностном контексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kudinov.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.124:377

Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования

Юрий Витальевич Кудинов                                                          преподаватель ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум»,                        

член-корреспондент МАНЭБ

г. Санкт-Петербурга

Аннотация. В статье рассматривается применение современных методов обучения в процессе преподавания горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Приводятся основные методы обучения, применяемые в процессе преподавания. Рассмотрен один из методов реализации творческих способностей студентов -  проведение лекции-конференции для решения задачи личностно-ориентированного подхода через использование технологии проблемного обучения.  

Ключевые слова: методы обучения в образовательных организациях СПО; репродуктивные и продуктивные методы обучения; традиционные и интерактивные методы обучения; технологии проблемного обучения; педагогическая система эффективной систематизации учебного материала.

В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изложении технологии горного производства, которая имеет специфические условия, преподавателю приходиться постоянно совершенствовать уровень собственной профессионально-педагогической компетентности для достижения поставленных целей и задач на занятиях. При этом, необходим поиск новых форм учебно-методического обеспечения учебного процесса, что позволит повысить эффективность применения современных методов обучения при преподавании горных дисциплин, а также смогут прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции, проявляющиеся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок в социальном, профессиональном и личностном контексте.

Подготовка квалифицированного специалиста затруднена по ряду причин, первой из которых является разрыв между теорией и практикой. Другой немаловажной причиной является недостаточная общеобразовательная подготовка обучающихся. Поэтому педагоги задумываются над вопросом «чему и как учить?», а также ищут все новые методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели. В результате использования современных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик обучающихся на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении; способствующих развитию творческих способностей обучающихся, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь достижения цели». Методика профессионального обучения – это педагогический    инструментарий, предназначенный для    управления   процессом    усвоения    системных профессиональных знаний в данной области деятельности на основе совместного эмоционально-интеллектуального взаимодействия педагога и обучающихся с учетом их возрастных особенностей, умственных возможностей, а также технического, психолого-педагогического и эргономического обеспечения. Наибольшую, практическую актуальность имеют методы обучения, которые взаимосвязаны с другими категориями дидактики (целями, содержанием, используемыми средствами, формами организации и результатами).

Современные методы обучения создают необходимые условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты с аудиторией. Очень актуальны на сегодняшний день информационные технологии. Компьютеры, электронные материалы, учебники, энциклопедии позволяют поднять учебный процесс на новый уровень. Студенты получают учебную задачу, определяют основные пути ее решения, находят эффективные приемы и средства самостоятельной работы. Студенты следуют принципам развивающего обучения: исследуют источники, сравнивают их, знакомятся с разными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал. Информационные технологии способствуют развитию познавательных и умственных восприятий и переработке внешней информации студентов: умение решать поставленные задачи, заниматься сбором, анализом и синтезом данных, извлекать из них информацию, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками.  

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом таких факторов, как внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому; современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку более успешно адаптироваться к происходящим социальным изменениям; активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором обновления системы образования в соответствии с требованиями современного общества.

Перспективным средством обучения является использование тестов, поскольку применение персональных компьютеров позволяет автоматизировать процесс обработки результатов и сократить временные затраты на проверку решений.

Интернет- технологии

  • Электронная почта – способность не только передавать информацию, но и хранить ее, вести базу данных адресов и т.д.
  • Skype-технология – общение субъектов обучения, находящихся на расстоянии.
  • Электронная конференция – включенность участников в свободные дискуссии, беседы в режиме реального времени.

Функции Интернета как средства обучения: организация совместных исследовательских работ обучающихся и преподавателей; налаживание оперативной консультативной помощи; дистанционное обучение и повышение квалификации; оперативный обмен информацией; формирование у обучающихся коммуникативных навыков; формирование навыков исследовательской деятельности при моделировании работы научной лаборатории; обучение процессу добывания информации; способствование культурному, гуманистическому развитию обучающихся.

Таким образом, используя сеть Интернет как источник информации, можно приблизиться к выполнению требований к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы.

Интерактивные методы обучения

В отличие от традиционных методик, где преподаватель привык давать и востребовать определенные знания, при использовании интерактивных форм обучения обучающийся сам открывает путь к познанию. Обучающийся становится главной действующей фигурой. Преподаватель в данной ситуации - активный помощник. Усвоение реалий – вот что дают интерактивные формы обучения. Но главное – развить способности обучающегося, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

Кейс-метод

Кейс-метод или метод конкретных ситуаций - метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций, он относится к неигровым имитационным активным методам обучения. Непосредственная цель этого метода, совместными усилиями группы обучающихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение. Окончание процесса - оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Сегодня кейс-метод завоевал ведущие позиции в обучении и считается одним из самых эффективных способов обучения обучающихся навыкам решения типичных проблем.

Метод проектов

Хорошо зарекомендовали себя технологии активизации и интенсификации обучения и в частности обучение по методу проектов. Обучающиеся учреждений профессионального образования выполняют проекты в широком диапазоне проблемных задач: творческие, предпринимательские, исследовательские, направленные на решение социальных проблем, информационные, коммуникационные и т.д. Повышенная степень мотивации обучающихся при выполнении проекта, в котором они заинтересованы, предопределяет высокую степень его эффективности.

Проектная деятельность становится средством развития и саморазвития как специфических проектировочных способностей, так и личности в целом, выступая универсальным источником обучения, воспитания, творческого взаимодействия обучающихся и педагогов. Она способна развивать практически все личностные структуры человека. Те, кто участвовал в проектировании, отметили, что на каждом этапе проектной деятельности помимо запланированного продукта, безусловно, формируются определенные личностные «приращения».

Лекция − главное звено дидактического цикла обучения в системе СПО.

Одним из наиболее распространенным методом обучения в системе СПО являются лекции.  Лекции классифицируются по нескольким основаниям: по месту в лекционном или предметном учебном курсе (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная); по частоте общения лектора с аудиторией постоянного состава (разовая, тематическая, цикловая и т. п.); по степени проблемности изложения (информационная, проблемная, дискуссионная) и др.

 Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.  

Лекцию-конференцию по предмету: «Основы горного дела» я провожу по теме: «Воздействие горного производства на биосферу Земли». Студенты, изучив основные этапы горного производства, на этом занятии обращают внимание на важность проблемы экологического воздействия процессов добычи угля на окружающую среду. При этом студенты должны освоить следующие профессиональные компетенции: контроль выполнения  требований   отраслевых   норм,   инструкций  и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ; выполнение требований пожарной безопасности; контроль состояния рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда; производственный контроль за  соблюдением  требований промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Также студенты, анализируя отрицательное воздействие горного производства на окружающую среду, призывают каждого из участников конференции сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности граждан, проживающих на территории Донецкой Народной Республики. Для рационального и эффективного использования минеральных ресурсов в сочетании с охраной окружающей среды студенты рассматривать научные исследования в этом направлении.

Данная методическая разработка является продолжением моих методических исканий в рамках личностно-ориентированного обучения. Лекция-конференция выдерживает те требования, которые предъявляются к занятиям этой концепции. Конференция помогает реализовать две главные задачи личностно-ориентированного подхода через использование технологии проблемного обучения. Во-первых, создание проблемной ситуации, которая пробуждает желание разрешить проблему в сочетании с потребностью узнать интересное, новое, это в свою очередь способствует активизации мыслительной деятельности студентов. Во-вторых, лекция-конференция помогает реализовать творческие способности студентов, в зависимости от их психологических особенностей, раскрыть их потенциал, признать индивидуальность студента.  В-третьих, идет подготовка студентов СПО для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях, т.к. одним из методов самообразования в ВУЗах является участие в научно-исследовательской работе, в научных конференциях.

Данная структура занятия имеет эвристический уровень познавательной деятельности, это способствует развитию критического мышления. Когда студент сам анализирует и доказывает свою правоту, у него появляется интерес, творческий поиск и стремление достигнуть поставленных задач. На протяжении всего занятия успех выполнения заданий зависит от субъектного опыта студентов и создания ситуации успеха для каждого студента (похвала, внимание). На занятии обязательно должно присутствовать деловое партнерство, при котором преподаватель выступает как помощник студентов. В течение лекции-конференции целесообразно проведение рефлексии - самоанализ студентов своей деятельности и деятельности своих коллег по конференции на занятии и их оценка. И, наконец, проведение мониторинга занятия поможет выявить – достигла ли лекция своей цели.

При условии умелого внедрения данной технологии в учебный процесс (лекции-конференции) можно констатировать следующие позитивные сдвиги:

  • достижение цели обучения с высоким темпом в ограниченный срок;
  • выработка навыков использования нормативных актов в своей деятельности;
  • формирование ответственности у студентов за нарушение законодательных и других нормативных актов об охране труда и охране окружающей среды;
  • выработка умения принимать совместные решения;
  • изменения уровня восприятия студентами учебного материала – он приобретает личностного смысла, вместо «изучить», «запомнить» становится «обдумать», «применить».

В развитии интереса к предмету при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на занятии. Если студенты не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом. Поэтому при формировании познавательных интересов студентов особое место принадлежит разнообразию методики проведения урока. Основным активизирующим моментом при этом является положительный эмоциональный настрой на получение новых знаний и умений студентами при переходе на новый вид деятельности.

Список использованных источников

  1. Ворожищева Н. Н. Готовность педагогов к инновациям [Текст] / Н. Н. Ворожищева. – Омск: Первопечатник, 2002. – 304 с.
  2. Кудинов, Ю.В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие/ Ю.В. Кудинов. – Алчевск: ДонГТУ, 2004. - 436 с.
  3. Новиков А. М. Постиндустриальное образование [Текст] / А. М. Нови-ков. – М., 2008. – 136 с.
  4. Никишина И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы [Текст] / И. В. Никишина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 208 с.
  5. Скибицкий, Э.Г., Толстова, И.Э., Шефель, В.Г. Методика профессионального обучения: Учебное пособие / Э.Г. Скибицкий, И.Э. Толстова, В.Г. Шефель. − Новосибирск: НГАУ, 2008. − 166 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы организации учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.

          При применении субъектами образовательного процесса различных активных  методов  организации образовательной  деятельности реализуются зад...

Вопросы преподавания правовых дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования

В данной статье на примерах решения студентами ситуационных задач для дисциплины «Административное право» по курсу 40.02.01 Право и организация социального обеспечения для образовательных ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины «Основы декоративной косметики» и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ дисциплины ОП.09 Основы декоративной косметики и контрольные задания для обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство

Методические рекомендации и практические задания  учебной дисциплины   разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Вопросы преподавания правовых дисциплин в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

В данной статье на примерах решения студентами ситуационных задач для дисциплины «Административное право» по курсу 40.02.01 Право и организация социального обеспечения для образовательных ...

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин»

Методические рекомендации для учреждений среднего профессионального образования «Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования: образцы адаптационных дисциплин...

Итоги межрегионального конкурса проектных и студенческих работ по естественнонаучным дисциплинам «Современные научные тенденции», среди студентов учреждений среднего профессионального образования Саратовской области

Итоги межрегионального конкурса проектных и студенческих работ по естественнонаучным дисциплинам «Современные научные тенденции», среди студентов учреждений среднего профессионального обра...