Специальная компетенция педагога по физической культуре в условиях применения метода кейсов
статья на тему
Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ СПО ВО «Вологодский колледж технологии и дизайна»
Специальная компетенция педагога по физической культуре
в условиях применения метода кейсов
Автор: преподаватель физической культуры БОУ СПО ВО «ВКТД»
Полосков Андрей
Владимирович
Вологда
2015
Введение
Исследование методов кейсов в учебном процессе
Сущность кейсовых технологий
Понятие кейсового метода
Требования к содержанию кейса
Модерация работы с кейсом
Определение целей обучения кейсовым методом
Сценарий организации занятий
Специальная компетенция педагога по физической культуре
Введение
Современное образовании не дает той полной дозированной информации для обучения,которая требовалась бы в полном объеме,многие методики просто устарели. Предлагаю следующий метод обучения.
Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса.
Кейсовый метод – это ДОТ, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Телекоммуникационные средства применяются для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами. Существенная роль отводится организации аудиторных занятий (консультаций), проводимых специально подготовленным преподавателем
Задача преподавателя, как следует из данного определения, состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.
Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Кейс - технологии (набор учебно-методических материалов, записанных на дискеты, CD–ROM, аудио и видеокассеты, твердые копии учебных пособий, передается или пересылается обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у назначенных ему преподавателей).
Краткое описание обучения с использованием данной технологии сводится к следующему. После прохождения вступительных испытаний студент для проведения учебы получает набор (кейс, комплект) учебных материалов.
На установочном занятии по каждой учебной дисциплине тьютор (преподаватель - консультант) объясняет, как работать с учебно-методическими пособиями, на что обращать внимание при изучении этой учебной дисциплины, объясняет организацию самостоятельной работы, расписание, дает другие необходимые пояснения.
Затем периодически проводится консультирование обучаемых и проверка выполненных ими тестов. Самостоятельная работа составляет основу образовательного процесса.
Эта модель напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки начала и окончания учебного процесса. По каждой дисциплине за студентом (группой студентов) закрепляется преподаватель-консультант.
- Понятие и сущность кейсового метода
Кейсовый метод обучения начал применяться еще в начале XX века в области права и медицины. Ведущая роль в распространении кейсового метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Первый сборник кейсов был издан в 1921 г..
В последствии, особенно в последнее время, кейсовый метод нашел широкое применение на Западе в области изучения менеджмента и маркетинга.
Однако, специалистами-преподавателями, практикующими кейсовый метод по разному понимается его сущность.
Например, упомянутая выше Гарвардская Школа Бизнеса так определяет метод кейсов:
Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе (А.С. Прутченков, 2007).
Задача преподавателя, как следует из данного определения, состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Студенты должны понимать с самого начала, что
риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений. (автор)
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов в контроле времени работы, в побуждении студентов отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса.
Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.
Технология работы при использовании кейсового метода приведено в табл. 1.
Таблица 1. Подготовка и обучение кейсовым методам (Б.Фливберг, 2007 ).
Фаза работы | Действия преподавателя | Действия студента |
До занятия | 1. Подбирает кейс 2. Определяет основные и вспомогательные 3. Разрабатывает сценарий занятия | 1. Получает кейс и список 2. Индивидуально готовится к |
Во время занятия | 1. Организует предварительное обсуждение кейса 2. Делит группу на подгруппы 3. Руководит обсуждением кейса в | 1. Задает вопросы, углубляющие 2. Разрабатывает варианты 3. Принимает или участвует в |
После занятия | 1. Оценивает работу студентов 2. Оценивает принятые решения и | 1. Составляет письменные отчет о занятии по данной теме |
Следует также отметить другую трактовку методов кейсов, данную профессором Р.Мерри из Гарварда:
"Под методом кейсов я понимаю изучение предмета студентами путем рассмотрения большого количества кейсов в определенных комбинациях. Такое обучение и попытки управления различными административными ситуациями развивает в студенте, зачастую бессознательно, понимание и способность мышления на языке основных проблем, с которыми сталкивается управляющий в определенной сфере деятельности".
Метод кейсов способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у студентов вырабатывается устойчивый навык решения практических задач(В.В. Иванов 2004).
Это обстоятельство использовано в методике, на которой базируется настоящее учебное пособие. Не смотря на то, что рассматривается один кейс как базовая ситуация, при изучении каждой темы студенты повторяют приемы кейсового метода. Для повышения интенсивности работы группа разбивается на подгруппы, т.е. используется прием модерации, дополнительно повышающий эффективность кейсового метода.
1. Что входит в метод кейсов?
Одна из основных причин неопределенности кроется в вопросе: включает ли сам по себе метод кейсов использование других методов . Одни специалисты полагают, что метод кейсов включает все активные методы обучения. Другие убеждены, что нужно метод кейсов отделить от других активных методов.
2. Предполагает ли метод кейсов особый стиль обучения?
Здесь речь идет о роли преподавателя - насколько последний должен вмешиваться в процесс обучения?
Большинство специалистов высказываются за активное участие преподавателя в работе студентов и в этом смысле метод кейсов не очень
отличается от известных методов активного обучения (ролевые игры, деловые ситуации).
3. Требует ли метод кейсов определенного минимального количества кейсов?
В принципе многие специалисты согласны с тем, что эффект от кейсового метода достигается только тогда, когда число кейсов достаточно велико, правда, конкретное число при этом не указывается. Допускается такая ситуация, когда метод кейсов используется на всех занятиях данного курса.
4. Каков принцип применения метода кейсов - используется ли он в
рамках курса, программы или учебного заведения?
Если неоднократное использование кейсов в процессе обучения не вызывает особых дискуссий, то обозначенный выше уровень применения (курс, программа, учебное заведение) не находят пока сколько-нибудь убедительных аргументов в пользу какого-либо одного уровня.
Оптимальное сочетание числа кейсов должно дать синергический эффект, который может отчетливо проявиться, например, при подготовке и защите дипломных работ.
2. Требования к содержанию кейса
В кейсе рассматривается конкретная ситуация, отражающая положение предприятия за какой-либо промежуток времени. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, принимаемые решения, имевшие место в течение этого времени. Причем, ситуация может отражать как комплексную проблему так и какую-либо частную реальную задачу (И.В Кряжев,1997).
Кейс может быть составлен на основании обобщенного опыта, т.е. не обязательно отражать деятельность. Нужно помнить, что такие "кабинетные" кейсы могут не восприниматься аудиторией. Поэтому, кейс, в любом случае, должен содержать максимально реальную картину и несколько конкретных фактов. В этом случае, изложение реальных и вымышленных событий, сотрет различие между ними.
Как правило, информация не представляет полное описание (биографию) деятельности предприятия, а скорее носит ориентирующий характер. Поэтому, для построения логичной модели, необходимой при принятии обоснованного решения, допускается дополнять кейс данными которые, по мнению участников, могли иметь место в действительности. Таким образом, студент не только фиксирует рассматриваемый случай, но и вникает в него до такой степени, что может прогнозировать и демонстрировать то, что пропущено в кейсе.
Некоторые специалисты выделяют пять ключевых критериев, по которым можно отличить кейс от другого учебного материала (И.В.Платонов,1997).
1. Источник
Источником создания любого кейса являются люди, которые вовлечены в определенную ситуацию, требующую решения.
2. Процесс отбора
При отборе информации для кейса необходимо ориентироваться на учебные цели. Не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он потеряет интерес, так как будет казаться нереальным.
3. Содержание
Содержание кейса должно отражать учебные цели. Кейс может быть коротким или длинным, может излагаться конкретно или обобщенно. Что касается цифрового материала, то его должно быть достаточно для выполнения необходимых расчетов. Следует избегать чрезмерно насыщенной информации или информации, напрямую не относящуюся к рассматриваемой теме.
В целом кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы обучающемуся быстро войти в проблему и иметь все необходимые данные для ее решения.
4. Проверка в классе
Проверка в классе - это апробация нового кейса непосредственно в учебном процессе или оценка реакции новой аудитории на кейс, который раньше рассматривался, но для других групп студентов (другой специальности, другого курса или вуза, другой программы обучения).
Изучение реакции на кейс необходимо для получения максимального учебного результата.
5. Процесс устаревания
Большинство кейсов постепенно устаревают, поскольку новая ситуация требует новых подходов. Кейсы, основанные на истории, хорошо слушаются, но работа с ними происходит неактивно, поскольку "это было уже давно".
Проблемы, рассмотренные в кейсе должны быть актуальны для сегодняшнего дня.
3. Модерация работы с кейсом
Как и при проведении других деловых игр здесь также ставится цель максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Чем меньше участников в подгруппе, тем следует ожидать большей вовлеченности каждого студента в работу над кейсом. Повышается персональная ответственность за результат. Состав подгруппы (команды) формируется самим студентами по их желанию. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Роль модератора состоит в том, то на нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. После завершения работы
по теме занятий модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей подгруппы.
Непосредственную работу с кейсом можно организовать двумя способами:
1. Каждая подгруппа выполнят только одну тему в течение всех
практических занятий.
2. Все подгруппы работают одновременно над одним и тем же разделом
(темой) кейса, конкурируя между собой в поиске наиболее оптимального
решения (Г.И.Попов,1997).
В первом случае учебная группа представляет собой, по существу, одну команду, разбитую на подгруппы. Необходимо, чтобы каждая подгруппа четко представляла за какие решения она отвечает перед другими подгруппами. Происходит обмен информацией как в процессе занятий так и при обсуждении результатов.
Во втором случае требуется достаточно большой объем аудиторных практических занятий, чтобы каждая подгруппа последовательно прошла все темы учебного курса. На разработку одной темы требуется, как правило, 4 часа практических занятий. Подгруппы состязаются между собой, представляя разные команды.
При организации работы с кейсом полезно иметь общую информацию о методе модерации, получившем в последнее время широкое распространение в методиках обучения западных школ.
Как уже упоминалось, применение методов модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени (Б.Н.Шустин,1997).
Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе и с использованием при этом методов исследования:
- экспертных;
- аналитических;
- экспериментальных.
Экспертные исследования основываются на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы.
Экспериментальные исследования предполагают научно поставленный эксперимент.
С учетом перечисленных методов исследований модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперта, аналитика или экспериментатора. Процесс модерации будет намного эффективнее, если модератор-руководитель обладает способностью координировать работу каждого участника.
Мероприятия по модерации осуществляются в следующей последовательности:
а) обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в
кейсе;
б) выделение релевантной информации по отношению к данному
вопросу, над которой работает подгруппа;
в) обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;
г) работа над проблемой (дискуссия);
д) выработка решений проблемы;
е) дискуссия для принятия окончательных решений;
ж) подготовка доклада;
з) аргументированный краткий доклад.
Технические приемы модерации(В.Л.Ростовцев,2007).
Успешная работа в группе зависит от модератора. Перед модератором стоит задача руководить работой группы (подгруппы). При этом модератор должен:
иметь личностные характеристики лидера и организатора процесса;
иметь достаточные знания и подготовку для роли руководителя;
постоянно контролировать направление дискуссии, не допуская ухода в сторону;
- контролировать время, отведенное на тему;
следить за поведением участников дискуссии, не допуская конфликтов и их пассивного поведения;
уметь обобщить результаты и защитить точку зрения перед оппонентами.
Модератор не должен вызывать к себе чувство неприязни или раздражение со стороны других участников.
Техническая работа модератора состоит в следующем.
1. Предложение идеи:
модератор фиксирует все идеи, высказанные в ритме мозговой атаки;
модератор регулирует поток идей.
Не допускается критика идей. Лучше, если идеи будут выписаны на доске или листке бумаги.
2. Дискуссия по выдвинутым идеями:
- модератор фиксирует высказывания-мнения об идеях;
- модератор регулирует поток высказываний;
- модератор группирует высказывания.
Высказывания участников могут быть записаны ими на отдельных листках, лучше фломастерами и показаны для общего обозрения.
Таким образом, технические приемы модерации основываются на наглядности, доступности информации для всех и систематизации по типам ответов (С.Н.Щукин,2005).
Методы анализа и принятия решений
Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом:
- записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;
выписать вопросы, сформулированные в настоящем пособии для данной темы;
по каждому вопросу кратко высказать мнения, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);
- сформулировать результирующее мнение, которое будет является
решением поставленной цели.
При обучении проблемы можно использовать следующие методы группового обсуждения:
мозговая атака;
морфологический анализ;
синектический анализ.
Правила мозговой атаки:
1. Любая возникшая идея, неважно насколько она осуществима, должна
быть выслушана.
2. Любой может высказать одну или несколько идей одновременно,
чтобы не заблокировать свою фантазию.
Остальные члены группы должны воздерживаться от критики в адрес выступающего с идей.
После того как идеи высказали все члены группы, происходит их последовательное обсуждение и выработка общего решения.
Несогласный с общим решением имеет право выступить с особым мнением на этапе защиты темы.
Правила морфологического анализа:
1. Рассматриваемую проблему разложить на ряд системных элементов.
2. Элементы, выделенные для анализа, распределить между
участниками обсуждения.
Предлагаемые поэлементные решения состыковываются в единую логическую цепочку или представляются в виде матрицы решений.
Обсуждается в целом предлагаемое решение проблемы, а в случае необходимости выбора из альтернативы или ранжирования, используется метод парного сравнения.
3. Согласованное решение с учетом возможных корректировок
представляется для обсуждения по окончании работы над темой занятий.
Правила синектического анализа:
1. Модератор подгруппы представляет проблему.
Проблема анализируется с использованием либо мозговой атаки, либо морфологического метода.
Делается попытка вспомнить и привлечь к рассмотрению данной темы известные аналоги, и каким образом решались там похожие проблемы.
2. Спроцировать известные наличные решения к решению
поставленной цели.
3. Окончательно сформулировать мнение подгруппы для доклада
результатов по итогам работы над темой.
В процессе обсуждения проблемы модератор должен определить технику работы своей подгруппы.
Например, будет ли фиксировать идеи, мысли, соображения каждый участник или это будет записывать кто-либо один из членов подгруппы (может быть сам модератор)?
Модератор может предложить ответы (идеи) фиксировать на отдельных листках и затем их сгруппировать по степени сходности, чтобы систематизировать обсуждение и облегчить принятие решения(ЕС.Квашук,2004).
Также необходимо продумать технику принятия решения, если имеется несколько вариантов. Например, методом прямого простого голосования, методом взвешенного голосования (каждому члену подгруппы присваивается вес - баллы для голосования), методом парных сравнений и т.д. В некоторых случаях модератор может взять на себя ответственность за принимаемые решения.
При работе в подгруппе (команде) каждому участнику рекомендуется придерживаться следующих правил:
- активно принимать участие в высказывании идей и обсуждении;
- терпимо относиться с мнениям других участников;
- не прерывать высказывающего, давать ему возможность полностью высказаться;
- не повторяться вслух;
- не манипулировать неточными или неверными сведениями для того, чтобы приняли Вашу точку зрения;
- помнить, что каждый участник имеет равные права;
- не навязывать своего мнения другим;
- четко формулировать свое окончательное мнение (устно или
письменно).
Представление результатов работы по темам
Для представления результатов рекомендуется подготовить на одной странице резюме в виде выводов (текст, графики, таблицы).
Выступление модератора должно быть в пределах 10 минут, а предварительно на доске записываются основные результаты работы.
Остальные подгруппы выступают слушателями и оппонентами докладчика, а затем оценивают доклад модератора.
Обсуждение темы заканчивается подведением итогов преподавателем.
4. Определение целей обучения кейсовым методом
Предлагается понимать образовательные цели кейсового метода следующим образом (Н.И.Погребельная,2007).
Формулировка целей обучения - это набор слов или символов, описывающих одно из намерений в плане обучения.
Цель передает намерение преподавателя в отношении того, что студент будет делать, и как преподаватель узнает о том, как и когда он это сделает.
3. Следует описать то, что студент будет делать:
а) установить и указать общий процесс обучения;
б) определить важные условия, при которых должно проходить
обучение;
4. Написать отдельно формулировку каждой цели; чем больше этих
формулировок, тем больше шансов прояснить цели обучения.
Можно устанавливать семь целей формирования навыков и три цели процесса, которые применимы для курсов, основанных на методе кейсов.
Цель 1
Студент должен уметь принять нужное решение в кейсе. Цель, которая подчеркивается на протяжении всего курса, состоит в том, чтобы студент мог принять конкретное решение и применить свои знания к конкретной ситуации.
Цель 2
Студент должен показать способность мыслить логически, ясно и последовательно. Студент должен показать знание, что представляют собой соответствующие данные и предположения.
ЦельЗ
Студент должен уметь представить анализ в убедительной и обоснованной форме
Цель 4
Студент должен обладать здравым смыслом, определяемый как способность видеть очевидное и уместное. Студент должен уметь выделять и оценивать основные вопросы, относящиеся к кейсу.
Цель 5
Студент должен показать готовность и способность применить аналитическое мышление и количественный анализ, когда необходимо. Согласованная, последовательная, в основном разумная аргументация, которая игнорирует основные инструменты количественного анализа управленческой ситуации, недостаточна.
Цель 6
Студент должен уметь выходить за рамки конкретной ситуации, рассматривая перспективы и показывая свою компетентность. Этот критерий в большей степени для работ с оценкой "отлично".
Цель 7
Студент должен быть способен использовать имеющиеся в его распоряжении данные, чтобы разработать подробный и обоснованный план действий или провести тщательный анализ ситуации.
В некоторой степени эта цель повторяет предыдущие. Однако различие состоит в том, что просто принять решение и его аргументировать, не вдаваясь в конкретные детали, в решение множества небольших вопросов, возникающих в связи с основной проблемой, не означает провести удачный анализ кейса.
Можно выделить множество других целей формирования навыков, подходящих для метода кейсов, но эти семь - самые яркие. Строго говоря, есть цели в плане письменных и/или устных навыков на определенных примерах, рассматриваемых в процессе моделирования кейсов. Однако они не дают гарантии, что студент сможет действовать таким же образом в реальных условиях.
Некоторые преподаватели добавляют "цели процесса". Многие знания требуют больше времени для восприятия и усвоения, чем на это отведено программой курса. Значимость некоторых курсов студенты осознают некоторое время спустя. Этот задержанный эффект, очевидно, нельзя измерить в семестре курса. Следовательно, поддержание высокого уровня представления и аргументации точки зрения рассматривается как значимая величина в вербальном диалоге и повторении процесса анализа кейса. "Три цели процесса", относящиеся к этому утверждению (К.Ф.Херрид,2004).
1. Студент должен посетить определенное количество занятий.
2. Студент должен показать подготовку и заинтересованность в
занятиях.
3. Студент должен в определенное время сделать устный доклад во
время обучения.
Определив цели обучения, руководства по их эффективной разработке и некоторые примерные формулировки учебных задач, перейдем к
рассмотрению трех вопросов: Каков круг учебных целей? Каковы отправные моменты для разработки целей? Какие признаки хорошего кейса?
Круг учебных целей
Основная цель любого образования состоит в том, чтобы выпустить студентов, которые бы в некотором отношении отличались от того состояния, когда они только начали учиться (Б.Фливберг,2005).
Описать, в отношении чего и в какой степени произошли эти изменения, представляется достаточно сложной задачей. Существует широкий круг целей обучения, из числа которых можно выбрать цели для курса, с использованием кейсового метода.
Примеры возможных образовательных целей кейсового метода:
- приобретать знания;
- развивать общие представления;
- понимать методы;
- приобретать навыки использования метода, концепцию и знания;
- приобретать навыки анализировать сложные и неструктурированные проблемы;
- приобретать навыки разработки действий и их осуществления
- расти в умении слушать
- расти в умении налаживать надежные связи
- развивать определенные отношения:
- ответственность за свои решения, за результаты;
- скептицизм;
- критический взгляд на самого себя, на статус кво;
- уверенность - "могу сделать";
- развивать умение общаться - коротко, эффективно, убедительно;
развивать определенные качества ума:
- различать надежды, мнения, предположения, факты;
- ясность целей и задач;
- анализ;
- инициатива;
- набор норм - моральных, предпринимательских;
- общественных;
развивать суждение и здравый смысл:
- предвидеть значение, результаты;
- рассматривать ситуации в долгосрочной перспективе;
- обобщать - от конкретных деталей к осознанию перспектив и
разработке успешных концепций.
Дж. Блум описал желательные результаты познавательного изучения. Его модель классифицирует широкий круг результатов обучения как шесть основных групп учебных целей.
Оценка: сформировать критерии, разобраться в вопросе, обнаружить ошибки, оценить, принять решение.
Синтез: получить неизвестные ранее сведения (требуют оригинальности и творческого подхода).
Анализ: определить составные элементы, каким образом они расположены и связаны между собой.
Применение: применить знания для решения новых задач в новых ситуациях, когда не определены указания и методы решения.
Понимание: приводить информацию в более значимую форму, пересказывать, объяснять , предполагать, делать выводы, экстраполировать, когда говорят это сделать (низший уровень понимания).
Знания: - излагать термины, определенные данные, категории, способы действий. (Не требуется никаких признаков понимания. Студент только должен отдавать те сведения, которым его научили).
Предполагаемые цели могут соответствовать желаемым переменам в студентах. Эти изменения можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект включает виды перемен. Второй аспект составляет степень этих перемен. В общем, многообразие видов перемен можно свести к трем группам: знания, навыки, мнения.
Студент в качестве отправной точки
Студент является основным элементом на входе в учебный процесс. Разработка любого курса должна начинаться с установления целей с точки зрения студента, а не преподавателя или предмета.
В большинстве случаев основной проблемой является формирование групп студентов. Какой у студентов уровень знаний? Формальны или неформальны ли они? Какой у них опыт? Готовы ли они к обучению? Какой уровень интеллекта у студентов? Способность к выполнению? Мотивация? Равные отношения? Разрешение этой проблемы очень важно, поскольку она представляет начальную точку, отталкиваясь от которой происходит обучение и в сравнении, с которой будут измеряться достигнутые результаты.
Выбор кейсов
Подбор курса для конкретного места в модуле курса - это процесс, который тщательно рассмотрели разные авторы.
Беннет и Чакраварти наблюдали студентов на факультете Гарвардской бизнес-школы в поисках ответа на вопрос: "Каковы характеристики успешного кейса?" Их находки пополняет также перечень критериев для подбора материала по кейсам.
Хороший кейс рассказывает. Как все хорошие рассказы хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. Это приводит нас к следующей находке.
Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес. Чтобы кейс был настоящим, живым примером и чтобы студент забыл, что он придуман, в нем должна быть драма, в нем должно быть напряжение, кейс должен чем-то разрешиться.
Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет. Возможно, студенты воспримут кейс как новость скорее, чем как историческое событие. Если соображение правильно, и в той степени в какой оно правильно, предпочтительней современные случаи.
Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания с его главными действующими лицами. Важно, чтобы в кейсе была описана личная ситуация центральных персонажей; во многих случаях это важный
элемент в процессе принятия решения. Кейсы должны вызывать сопереживание в разнообразных ситуациях реальной жизни.
Хороший кейс включает цитаты из источников в самой компании. Цитаты из материалов компании (произнесенные или написанные, официальные или неофициальные), добавляют реализма и позволяют студенту толковать такие цитаты в свете того, что он знает о людях, от которых эти высказывания исходят (А.О.Чефранова,2009).
Хороший кейс содержит проблемы, понятные студенту. Это вырабатывает склонность к эмпатии (участию, сочувствию, сопереживанию).
Хороший кейс требует высокой оценки уже принятых решений. Поскольку в реальной жизни принимают решения, руководствуясь прецедентами, прежними действиями и т.п., то целесообразно, чтобы кейс представлял рациональные моменты прежних решений, по которым можно строить новые решения.
5.Сценарий организации занятий
Работа студентов начинается со знакомства с ситуационной задачей, приведенной. Как уже упоминалось, преподаватель по своему усмотрению, может предложить для изучения другой кейс.
Студенты самостоятельно в течение 10 - 15 минут анализируют содержание кейса. В результате у каждого студента должно сложиться целостное впечатление о содержании кейса.
Знакомство с кейсом завершается обсуждением. Преподаватель оценивает степень освоения материала, подводит итоги обсуждения и объявляет программу работы первого занятия.
В дальнейшем происходит формирование рабочих подгрупп по 3 - 5 человек.
Каждая подгруппа располагается в каком-либо месте аудитории, по возможности, не небольшом удалении друг от друга.
Распределение тем производится преподавателем с учетом желания каждой подгруппы.
Если тема для всех подгрупп одна, то преподаватель ее объявляет и ставит срок, к которому нужно представить результат.
На этом этапе преподаватель более подробно объясняет цели каждой подгруппы и в каком виде должен быть оформлен отчет о работе.
После того как распределены темы, студентам необходимо изучить соответствующий теоретический материал, используя конспект лекций, учебные пособия и другие компактные методические издания. Во внеучебное время студент сможет пользоваться рекомендованными учебниками. Последовательность организации и проведения занятий представлена на рис. 1.-3.
Знакомство с содержанием кейса
-предварительное обсуждение кейса
-выступление студентов
-подведение итогов преподавателем
-формирование рабочих подгрупп на 3-5 человек
-выбор модератора
-объявление темы занятия
-выбор темы каждой подгруппой
-комментарии преподавателя об объеме работ
Стадия организации работы над кейсом
-изучение учебного материала разделов курса
-в аудитории
-во внеучебное время
-анализ ситуационной задачи в каждой подгруппе
-разработка плана ситуационного анализа
-обсуждение между членами подгруппы
-принятие решений
-техническая работа над кейсом
-тогласование действий с другими подгруппами
-оформление решений
Завершающая стадия работы над кейсом:
- выступления модераторов;
- участие в обсуждении преподавателя;
-подведение итогов занятий
-формулирование выводов студентами
-комментарий преподавателя
-оценка работы преподавателем каждой подгруппы
Обязательная итоговая аттестация осуществляется традиционными методами в вузе.
Кейсовый метод
Занятия в группах для обучающихся по очной форме получения образования, включая итоговую аттестацию, проводятся в обычных аудиториях (классах), оборудованных для очных занятий.
Для проведения занятий с использованием интерактивных мультимедийных учебных материалов необходимо наличие внутренней компьютерной сети (Интернет) и современного информационного и демонстрационного оборудования.
При отсутствии необходимых аппаратно-программных средств у обучающегося индивидуально вуз может предоставлять ему эти средства на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
Кейсовая технология
При использовании кейсовой технологии требования к коммуникационным каналам связи для доступа обучающихся к средствам и базам данных дистанционного обучения не предъявляются (Ю.А. Господарик,2006).
Вузу необходимо иметь:
выход в Интернет;
Web-сайт со страницами, содержащими учебно-методическую и учебно-административную информацию для студента, обеспечивающий двустороннюю связь между вузом (преподавателями) и студентами (может быть один Web-сайт для нескольких вузов). Наличие Web-сайта подтверждается указанием URL, договором с обслуживающим провайдером или документами, подтверждающими создание и запуск в эксплуатацию сайта собственными силами (внутренние приказы, акты и т. п.), а при совместной эксплуатации Web-сайта несколькими вузами - соответствующим договором между ними;
несколько выделенных телефонных номеров (многоканальную телефонную связь) для устных консультаций с преподавателями в дневное время.
Выполнение последнего требования может быть заменено или дополнено организованным использованием e-mail, ICQ, CHAT, наличием рубрики FAQ - часто задаваемых вопросов - на Web-сайте.
Для обеспечения процесса дистанционного обучения могут использоваться следующие библиотечно-информационные ресурсы специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные дня передачи по телекоммуникационным каналам связи.
Кейсовая технология (М.Ю.Еремина,2005).
Учебно-методическое обеспечение должно быть достаточным для автономной самостоятельной работы и подготовки к текущей аттестации студента. В силу этого учебно-методический комплект-кейс (далее - УМК) для студента должен включать в себя:
рабочий семестровый план обучающегося, графики проведения очных установочных и консультационных мероприятий;
изложение содержания всех теоретических курсов (модулей), входящих в учебный план направления (специальности) в соответствии с требованиями соответствующих ГОС, - в виде рабочих программ дисциплин, курсов лекций, рабочих книг, рабочих тетрадей, желательно объединенных в модули, пособий по лабораторному практикуму и моделированию;
дидактический инструментарий, апеллирующий к личному опыту студента, имеющий ясную логическую структуру и обеспечивающий управление самостоятельной работой студента (интерактивность) формулировку целей и задач изучения, основных тезисов и проблем (по темам); инструменты проблематизации (вопросы, задания); контрольные задания и упражнения для самопроверки и более глубокого усвоения материала с примерами, схемами, таблицами;
курсы лекций (рабочие книги, рабочие тетради), которые могут быть изданы в печатном виде на бумажном носителе (предпочтительно, с учетом возможностей студентов и обычных условий самостоятельной работы) или в виде электронных учебных пособий;
сборники заданий, упражнений, тем контрольных работ, выполнение которых необходимо для аттестации, ко всем теоретическим курсам (модулям) учебного плана, хрестоматии, сборники основных и дополнительных текстов и материалов, заменяющие недоступную или труднодоступную для студента библиотеку образовательного учреждения.
Издаются в электронном виде, на дискетах или CD-ROMe, в формате гипертекста или гипермедиа, в форме видео- и аудиопрограмм;.
путеводители (методические рекомендации) к курсам с формулировкой их целей и задач, описанием структуры, рекомендациями по использованию УМК и организации самостоятельной работы, включая форму интерактивной коммуникации с преподавателем и администрацией вуза, порядок выполнения аттестационного плана, способы планирования учебного времени, порядок самостоятельного прохождения и отчётности об итогах учебной практики.
Количество единиц УМК, имеющихся на балансе образовательного учреждения или в собственности (пользовании) обучающихся должно быть равным или превышающим количество студентов (по физической численности обучающихся).
Необходимо также наличие:
- электронной библиотеки с основной литературой по предметам учебного плана с доступом к ней через Web-сайт;
- электронного банка тестов, обеспечивающего возможность проведения тренингов по тестированию.
Выполнение последнего требования может быть заменено или дополнено соответствующим расширением состава учебно-методического комплекта (кейса).
Главными задачами, решаемыми преподавателями-методистами, являются:
а) кейсовая технология:
разработка и своевременная актуализация учебных и методических материалов как для обучаемых, так и для преподавателей;
б) профессиональная подготовка и научно - методическая поддержка деятельности педагогов-технологов, участие в их аттестации и повышении их квалификации;
участие в промежуточной и итоговой аттестации студентов и слушателей, проходящих процесс обучения(Е.С.Полат,2007)
Кейсовая технология – метод,основанный на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов обучающимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Телекоммуникационные средства применяются для обеспечения взаимодействия обучающихся с преподавателем и между собой, а также для обеспечения их дополнительными информационными ресурсами. Существенная роль отводится организации аудиторных занятий (консультаций), проводимых специально подготовленным преподавателем (см. п. 4.3 Требований).
Применение кейсового метода в полном объеме для реализации образовательного процесса в очной форме обучения возможно только в сочетании с другими ДО
Кейс-технологии (набор учебно-методических материалов, записанных на дискеты, аудио– и видеокассеты, твердые копии учебных пособий, передается или пересылается обучаемому для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у назначенных ему преподавателей).
Краткое описание обучения с использованием данной технологии сводится к следующему. После прохождения вступительных испытаний студент для проведения учебы получает набор (кейс, комплект) учебных материалов.
На установочном занятии по каждой учебной дисциплине тьютор (преподаватель-консультатнт) объясняет как работать с учебно-методическими пособиями, на что обращать внимание при изучении этой учебной дисциплины, объясняет организацию самостоятельной работы, расписание, дает другие необходимые пояснения.
Затем периодически проводится консультирование обучаемых и проверка выполненных ими тестов. Самостоятельная работа составляет основу образовательного процесса.
Эта модель напоминает схему заочного обучения. Видимые отличия заключаются в том, что разрабатываются и используются специальные учебные комплекты средств обучения, предоставляются более свободные временные рамки начала и окончания учебного процесса. По каждой дисциплине за студентом (группой студентов) закрепляется преподаватель-консультант.
Данная дистанционная образовательная технология в целом ориентирована на случаи, когда в месте обучения студента отсутствуют или слабо развиты телекоммуникации.
Дистанционные технологии обучения: кейс-технология |
Информационные технологии в образовании позволяют организовать различного рода совместные исследовательские работы учащихся, учителей, студентов учебных центров одного или разных регионов, или даже разных стран; осуществлять оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых из научно-методических центров; организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации педагогических кадров; оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам, расширяя таким образом свой кругозор, повышая свой культурный уровень; формировать у партнеров, кто бы они ни были - учащиеся, студенты, учителя - коммуникативные навыки, культуру общения, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера; формировать умения добывать информацию из разнообразных источников; создавать подлинную языковую среду в условиях совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконференций. Одним из вариантов информационных технологий выступает кейсовая технология. Она представляет собой дистанционную образовательную технологию (ДОТ), основанную на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Она способствует культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана! Доставка материалов обучающимся по данной технологии осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Применение кейсовой технологии в полном объеме для реализации образовательного процесса в очной форме обучения возможно только в сочетании с другими ДОТ. Кейс-технология не предполагает требований к компьютерному обеспечению и специальному оборудованию, хотя и не исключает его использование. 1.6 Специальная компетенция педагога по физической культуре В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация т.н. компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция». Во многих публикациях, посвященных изучению компетенций как предполагаемых результатов образования, особое место отводится понятию «ключевые компетенции» - как основным образовательным конструктам, критериям качества образования в странах Европейского союза. Э.Ф. Зеер и его последователи ключевыми компетенциями называют «межкультурные и межотраслевые знания, умения, способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах (общенаучные и общепрофессиональные категории, принципы и закономерности функционирования науки, техники, общества и т.п.), которые обеспечивают продуктивность различных видов деятельности. Ключевые компетенции определяют социально-профессиональную мобильность, позволяют успешно адаптироваться в разных социальных сообществах. По С.Е. Шишову ключевые компетенции - это «общая (универсальная) способность человека мобилизовать в ходе деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действию. Видовое разнообразие ключевых компетенций в работах этих авторов представлено общенаучными, социально-экономическими, гражданско-правовыми, информационно-коммуникативными компетенциями. В образовании Европейского сообщества придается особое значение следующим ключевым компетенциям: · социальная компетентность (способность взять на себя ответственность, совместно вырабатывать решение и участвовать в его реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества); · коммуникативная компетенция (владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в т.ч. и компьютерного программирования); · социально-информационная компетенция (владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ); · когнитивная (персональная) компетенция (готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию); · межкультурные компетенции; · компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности · специальная компетенция (подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда). Формирование ключевых компетенций определяется реализацией воспитывающей функции обучения, проектированием и созданием воспитательных ситуаций (А.Н.Ахметова,2003). Воспитательные ситуации - это формирование внешней обстановки, системы отношений, педагогических условий, которые вызывают у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. При этом ученик ставится перед необходимостью выбрать определенное отношение из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает своё поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование ключевых компетенций – это создание системы условий для формирования качеств личности средствами содержания предмета. В последнее время в педагогической литературе все чаще и настойчивее обсуждается такая категория как компетентность и обосновывается использование, применение, реализация т.н. компетентностного подхода в образовании. Компетентностной подход – это подход к исследованию, проектированию и организации образовательного процесса, ключевой категорией которого выступает понятие «компетенция». Во многих публикациях, посвященных изучению компетенций как предполагаемых результатов образования, особое место отводится понятию «ключевые компетенции» - как основным образовательным конструктам, критериям качества образования в странах Европейского союза.Ключевые компетенции определяют социально-профессиональную мобильность, позволяют успешно адаптироваться в разных социальных сообществах. По С.Е. Шишову ключевые компетенции - это «общая (универсальная) способность человека мобилизовать в ходе деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действию. Видовое разнообразие ключевых компетенций в работах этих авторов представлено общенаучными, социально-экономическими, гражданско-правовыми, информационно-коммуникативными компетенциями. Формирование ключевых компетенций определяется реализацией воспитывающей функции обучения ,проектированием и созданием воспитательных ситуаций. Воспитательные ситуации - это формирование внешней обстановки, системы отношений, педагогических условий, которые вызывают у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки. При этом ученик ставится перед необходимостью выбрать определенное отношение из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает своё поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменяющимися условиями деятельности и общения. Наиболее важной и актуальной проблемой в образовательном и воспитательном процессе является проблема высоко - квалифицированных учителей, а точнее профессионально компетентных в своей сфере деятельности. Эта проблема является актуальной на сегодняшний день, так как учитель приобретает профессионализм в ходе своей долгой работы - это очень долгий процесс. В своей работе я раскрываю проблему, как осуществить этот процесс и как в ходе своей деятельности учитель становится профессионалом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Физическая культура – основное условие развития здорового поколения»
laquo;Физическая культура – основное условие развития здорового поколения»....
Применение метода кейсов в преподавании экономических дисциплин в СПО
На сегодняшний день стратегическим направлением модернизации образования в России остается воспитание самостоятельности, ответственности и развития профессионального потенциала, интеллектуальных и эко...
СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ГПОУ «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКОЕ УОР» КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Статья, в которой описывается система оценки результатов реализации образовательных программ в условиях училища олимпийского резерва...
Роль практики в формировании общих и профессиональных компетенций у студентов (на примере специальности 49.02.01 Физическая культура)
В связи с переходом на новые образовательные стандарты в подготовке специалистов среднего звена возрастает роль практики. Практикоориентированный подход к обучению привёл к увеличению количества часов...
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КАЧЕСТВУ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методичес...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методической работы педагога по физической культуре и спорту&ra...
Безопасность в профессиональной деятельности педагога по физической культуре
Презентация, с информацией о факторах влияющих на педагога по фк во время профессиональной деятельности....