Рабочая программа учебной дисциплины "Социальная психология"
рабочая программа по теме

Мансурова Светлана Ахатовна

Учебная программа по психологии для экономических специальностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_buhuchet.docx47.66 КБ

Предварительный просмотр:

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

среднего профессионального образования

        

Организация-разработчик: Сургутский нефтяной техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

Разработчик: Мансурова С.А., педагог-психолог, преподаватель психологии

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета № ____________  от «____»__________ 20___ г.

                                        номер

© СНТ – филиал ГОУ ВПО «ЮГУ»

© Мансурова С.А.


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности  38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и переподготовке работников нефтяной и газовой промышленности всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории РФ при наличии основного общего, среднего (полного общего образования, профессионального образования).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Дисциплина принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;
  • анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую  феноменологию на макро- и микро- уровне; 
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;
  • осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;
  • формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;
  • применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;
  •  организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;
  • принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;
  • осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
  • работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;
  • Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
  • Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;
  • Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 16 часов.


2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

16

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

Реферат

Творческая работа

Проектная деятельность

Подготовка к семинарскому занятию

2

4

6

4

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 



2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Социальная психология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

4

Введение

1

Раздел 1. Теоретико-методологические основы социальной психологии

Тема 1.1. Объект, предмет и задачи социальной психологии

Содержание учебного материала

2

1.

Определение социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания.

2.

Особый статус социальной психологии, ее отношения с социологией и психологией. Связь социальной психологии с общественными и гуманитарными науками.

3.

Основные предметные зоны социальной психологии, методология, задачи и объект исследования. Основные направления и отрасли социальной психологии.

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

Раздел 2. Социальная психология личности

Тема 2.1. Проблема личности в социальной психологии

Содержание учебного материала

2

1

1.

Индивид, человек, личность. Проблема биологического и социального. Определение личности. Феноменология, структура и динамика личности.

2.

Структура личности С.Л. Рубинштейн. Структура личности З.Фрейда.

3.

Введение понятий направленность, мотивация, потребность.

Практические занятия

«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

Тема 2.2 Личность в группе

Содержание учебного материала

2

1

1.

Социальная установка. Явление конформизма в группе.

2.

Понятие социализации как «двустороннего процесса, включающего, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную  среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду».

3.

Социально-психологические механизмы социализации. Адаптация как составная часть социализации.

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Личность в группе».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

Раздел 3. Социальная психология общения и взаимодействия людей.

Тема 3.1. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения.

Содержание учебного материала

2

1

1.

Определение понятия общения. Основные классификации общения по степени взаимодействия.

2.

Определение межличностного общения. Типы межличностного общения.

3

3.

Прагматическая и формирующая функция общения. Коммуникативная сторона общения.

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения».

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

1

Тема 3.2. Социальная психология общения. Содержание, функции и виды общения.

Содержание учебного материала

2

1.

Общение как обмен информацией.

2.

3.

Коммуникативные барьеры, социальные и психологические причины их возникновения.

Интерактивная сторона общения

4.

Общение как организация взаимодействия между обучающимися индивидами.

5.

Виды социальных взаимодействий: сотрудничество, конкуренция, конфликт.

6.

Перцептивная сторона общения.

7.

Общение как восприятие друг друга партнерами по общению.

8.

Средства общения: вербальные и невербальные.

9.

Невербальное поведение человека и невербальные средства общения

Практические занятия.

Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров. Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения.

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

Раздел 4. Психология социальных сообществ.

1

Тема 4.1. Психология малых групп. Феноменология малых групп.

Содержание учебного материала

2

1.

Определение малой группы.

2.

Возникновение и развитие группы.

3.

Принципы классификации и виды групп.

4.

Общие проблемы малой группы в социальной психологии.

5.

Динамические процессы в малой группе.

6.

Феномен группового давления.

7.

Явление конформизма в группе.

8.

Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.

9.

Группа как социально-психологический феномен.

10.

Роль социальной группы в воздействии общества на личность.

11.

Психологические характеристики группы, групповые интересы, потребности, нормы, ценности, цели.

12.

Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

4

3

Раздел 5. Прикладные отрасли социальной психологии

Тема 5.1. Социальная психология конфликта

Содержание учебного материала

2

1

1.

Функция и динамика конфликта. Основные элементы структуры конфликта: стороны конфликта, предмет, условия протекания, образы конфликтной ситуации, мотивы участников, их действия, исход конфликтной ситуации.

2.

Типология конфликтов. Социально-психологическая характеристика основных видов конфликта.

3.

Профилактика, урегулирование и разрешение конфликтов. Стратегии конфликтного взаимодействия. Кодекс конструктивного поведения в конфликте и табу в конфликтной ситуации.

Практические занятия.

Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.

2

2

1

Тема 5.2. Социальная психология  агрессии

Содержание учебного материала

2

1.

Понятие агрессии, агрессивного поведения. Явление агрессии как приобретенного социального навыка. Техники снятия напряжения и агрессии.

2.

Агрессивное поведение как способ привлечения внимания окружающих. Методики измерения уровня агрессивности.

Практические занятия.

Семинарское занятие по теме «Социальная психология агрессии».

2

3

Самостоятельная работа обучающихся.

Написание рефератов. Творческая работа.

2

3

Итого:

48



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Социальной психологии».

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Социальной психологии»:

       - рабочее место преподавателя;

       - посадочные места студентов;

- дидактический и раздаточный материал;

- комплект бланков психологической документации;

- комплект учебно-методической документации;

- наглядные пособия (плакаты).

3.2  Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Литература:

Аминов Н.А. Психологическая культура современного специалиста.  Новосибирск,2009.

Борисова О.М. Индивидуальность и профессия.- Москва, 2007

Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М.: Инфра-М, 2010.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1 – Москва, 2006.

Кон И.С. Социология личности. – М.: Высш. шк., 2008.

Киршева Н.В. Психология личности. – М.: Высш. шк., 2009.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-н/Д., 2009.

2.Справочники:

Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога – Л.: Лениздат, 2002.

Прихожан А. Психологический справочник. – М., 2004.

Дополнительные источники:

  1. Учебники и учебные пособия:

Анастази А.  Психологическое  тестирование. – М.: Высш. школа, 2000.

Найк Анита Практическая психология. – М., 2007.

Леви В. Искусство быть собой. – М., 2001.

Платонов К.К.  Занимательная психология. – М., 2004.

  1. Отечественные журналы:

«Мир психологии»

«Психология в образовании»

«Психологический вестник»

Интернет-ресурсы:

1.http://www.altshuller.ru/

 

2.http://lib.ru/

3.http://azps.ru/

4. http://www.psylist.net/

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен уметь:

  • характеризовать основные социально-психологические понятия, выделяя их существенные признаки, закономерности и механизмы развития, функциональные особенности;
  • анализировать социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, социально-психологическую  феноменологию на макро- и микро- уровне; 
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социально-психологических объектов (включая взаимодействия личности и социума, социальных объединений, внутригрупповые и межгрупповые отношения);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальных и психологических наук;
  • осуществлять поиск социально-психологической информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудивизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (социально-психологических, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социально-психологическую информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения морально-психологических норм;
  • формулировать на основе приобретенных социально-психологических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать устное выступление, исследовательскую работу по социально-психологической проблематике;
  • применять социальные и психологические знания в процессе решения познавательных задач по актуальных социально-психологическим проблемам;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса;
  •  организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивания их эффективности и качества;
  • принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и умения брать за них ответственность;
  • осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
  • работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
  • Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

Должен знать:

  • Основные проблемы и методы социальной психологии; закономерности общественно-социальной жизни людей; содержание понятия «социально-психологическая компетентность специалиста»;
  • Социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и техники убеждающего воздействия на партнера в процессе общения, психологические основы деловой беседы и деловых переговоров, технологию формирования имиджа делового человека;
  • Типы социальных объединений, проблемы человеческих сообществ, психологические характеристики малой группы и положения индивида в группе, внутригрупповые и межгрупповые отношения, динамические процессы в малой социальной группе и способы управления ими, методы и методики исследования, коррекции и развития социально-психологических явлений и процессов в группе;
  • Социальную психологию личности, основные стадии, механизмы и институты социализации, содержание понятия «социальная установка личности», а также психологические условия формирования и изменения социальных установок личности;

Фронтальный опрос, дифференцированные задания

Семинарское занятие на тему:

Социально-психологические характеристики положения индивида в группе: статус, позиция, роль, система связей и отношений, групповые ожидания.

Практическая работа:

Установление контакта, отработка способов вербального и невербального общения

Текущий контроль, оценочный

Бинарная лекция:

«Теоретико-методологические основы социальной психологии»

Практическое занятие:

Социально-психологические механизмы социализации.

Написание творческих работ по индивидуальным темам

Семинарское занятие на тему: «Социальная психология общения»

Социально-психологический тренинг

Написание рефератов по психологии профессиональной деятельности

Дифференцированные задания

Практическая работа: Групповая сплоченность, социально-психологические аспекты развития группы.

Написание творческих рефератов

Практическое  занятие:

Управление конфликтами. Диагностика стратегии конфликтного поведения по методике Томаса.

Самостоятельная работа: проектирование профессионального жизненного пути студента

Семинарское занятие по теме «Объект, предмет и задачи социальной психологии».

Практические занятия:

Социально-психологический тренинг, коммуникативные игры и упражнения, направленные на отработку навыков ведения переговоров.

Семинарское занятие по теме «Психология малых групп. Феноменология малых групп».

Практические занятия

«Социально-психологический портрет личности. Этапы социализации. Социальная роль. Социальный статус»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...