Формирование социально-профессиональной компетентности студентов на основе профессионально успешной личности
статья на тему

Ермолаева Надежда Николаевна

 Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы  не только на производстве,  но и в сфере жизни в целом.

Такой подход открывает широкие перспективы для раскрытия личностного, социального, трудового потенциала и обеспечивает основу для выбора стратегии профессионального образования. Именно в компетентности  ярко выражен деятельностный и поведенческий компонент профессиональной культуры специалиста.

На этой основе ведущим критерием качества подготовки специалиста стала «компетентность», который отражает не только владение системой знаний, умений и навыков, необходимых для продуктивной работы и комплексного подхода к процессу и результатам работы, но и для развития личного, социального и интеллектуального потенциала работника, его профессиональных качеств продолжать в соответствии с растущим потребностям работодателей оценить и освоить новое содержание профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Все, что я знаю, я знаю, почему

Мне нужно и где и как я могу получить эти

знания применять.

Полат Е.С.

 

 

Формирование социально-профессиональной компетентности студентов на основе профессионально успешной личности

 Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы  не только на производстве,  но и в сфере жизни в целом.

Такой подход открывает широкие перспективы для раскрытия личностного, социального, трудового потенциала и обеспечивает основу для выбора стратегии профессионального образования. Именно в компетентности  ярко выражен деятельностный и поведенческий компонент профессиональной культуры специалиста.

На этой основе ведущим критерием качества подготовки специалиста стала «компетентность», который отражает не только владение системой знаний, умений и навыков, необходимых для продуктивной работы и комплексного подхода к процессу и результатам работы, но и для развития личного, социального и интеллектуального потенциала работника, его профессиональных качеств продолжать в соответствии с растущим потребностям работодателей оценить и освоить новое содержание профессиональной деятельности.

Среднее профессиональное образование имеет прямое и непосредственное влияние на темпы социально экономического развития каждого региона, обеспечение качества персонала, экономики и социальной сферы, текущих и будущих потребностей регионального рынка труда, потребностей и требований работодателей.

Следующее поколение будет жить в мире быстрых экономических, социальных и информационных перемен. Это потребует от человека иного мышления, критичности, коммуникабельности, мобильности. Таким образом проблема экономической грамотности как стук в дверь -  зловещий и настойчивый. Он вызван еще более грандиозным социальным заказом завтра, по сравнению с тем, что необходимо сделать сегодня.

Современной экономике требуется работник, владеющий смежными профессиями, имея специальные знания и практические навыки в области экономики, маркетинга, менеджмента, современных информационных систем и технологий.

Современные квалифицированные специалисты должны уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой владеть этикой трудовых и гражданских отношений. А также обладать  навыками предпринимательской деятельности, чтобы  использовать возможности самозанятости при поисках работы.

Как показывает опыт развитие форм собственности,  изменения требований к работнику, сложность производственного оборудования и технологических процессов приводит к увеличению спроса на уровень квалификации и качество рабочей силы. Качествам и специалистов, востребованных рынке труда, по мнению работодателей являются: независимость, творчество, профессиональная мобильность и гибкость, способность решать социальные и профессиональные задачи, анализ ситуации, способность управлять ресурсами (включая время), взаимодействовать с другими людьми, группами и коллективами, готовность к гражданской ответственности за решения и последствия их работы.

Все эти факты усиливаются на фоне низкой мотивации к обучению со стороны студентов. Ясно, что традиционная методика с использованием только коммуникативной направленности учебного процесса в этой ситуации не дает желаемого результата и не решает проблемы подготовки специалистов, адаптированных к современным условиям.

Возможность сконцентрировать и применить знания, навыки и опыт в конкретной профессиональной и социальной ситуации характеризует компетенцию профессионально успешной личности.

В этой связи основным результатом выпускников учебных заведений среднего профессионального образования должно быть несколько универсальных качеств и характеристик, которые включают в себя изучение результатов, системы ценностей, побудительные силы для конкретной деятельности, поведения, взаимодействия с окружающей реальностью. Таким образом исследования, проведенные И. А. Зимней,  предполагают, что что в результате образования у человека должно быть сформировано некоторое целостное социально-профессиональное качество, которое может быть определено как целостная социально - профессиональная компетентность.

Социальная и профессиональная компетентность основана на знаниях и опыте, накопленных во время обучения и направленных на обеспечение самостоятельной учебно- познавательной, социальной и профессиональной деятельности. В этом понимании социально-профессиональная компетентность человека является ваше личностное, формируемое качество, проявляющееся  адекватно решать задачи в  различных социальных и профессиональных ситуациях.

Переход на новые образовательные стандарты, в основе которых лежит компетентностный подход к организации учебного процесса я пришла к необходимости пересмотреть традиционные формы и методы обучения, модернизации подходов к формированию средств для преподавания дисциплин, к внедрению инновационных технологий в процессе обучения.

На сегодняшний день, выпускник должен иметь не только запас знаний: знания быстро становятся устаревшими в современном мире. Поэтому особенно важным является возможность конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить и обладать способностью к целеполаганию,  проектированию собственной профессиональной траектории, прогнозированию результатов собственной деятельности.

Мы не можем подготовить человека для  отдельных сфер жизни - экономической, социальной, производственной или какой-либо другой. Дать студентам основы экономических знаний, научить их экономическому мышлению - это не значит подготовить их к жизни в условиях рыночных отношений. Главная задача профессионального образования -  дать студентам трудовые умения и навыки посредством включения их в разнообразные виды коллективного общественно полезного труда, в том числе производительного труда, который при педагогически правильной подготовке будет главным средством трудового и экономического воспитания.

Соединение экономического образования с производительным трудом – главное, благодаря чему можно дать студентам практические навыки экономических решений, адекватного понимания экономических процессов. Все это создаст условия для формирования нового человека, будут решены  многие вопросы, связанные с воспитанием и подготовкой конкурентоспособной личности.

Методические особенности преподавания экономики заключаются  в максимальном использовании интерактивных форм обучения. Основа преподавания — моделирующие, дидактические, деловые, ролевые игры и практикумы. Это позволяет активизировать познавательную деятельность студентов,   превратить обучение в интересный и результативный процесс.

Передача теоретических знаний в ряде учреждений среднего профессионального образования  давно приобрела стабильно устойчивую образовательную форму,  которая позволяет в процессе обучения формировать общие компетенции и выстраивать личную траекторию профессионального роста в рамках конкретной специальности (профессии). Эффективность такого обучения заключается не  теоретических знаний, а в практических формах вовлечения студентов в реальную предпринимательскую деятельность  в процессе профессионального образования.  Поэтому в рабочих учебных  планах должны быть заложены программы по  предпринимательской подготовке выпускников  способствующих развитию у них деловой активности и способности самостоятельно определиться на рынке труда.

В связи с этим необходимо создать в учебном заведении условия для формирования современных социальных, образовательных, информационных и профессиональных компетенции, способствующих успешной социализации выпускников.

Образование не может изменить окружающую жизнь, но чтобы научить студента самостоятельно мыслить, уметь видеть и решать проблемы, путем привлечения знаний из разных областей, прогнозировать результаты, а также возможные последствия  различных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи – это наша задача. В техникумы и колледжи приходят обучающиеся, у большинства из которых отрицательное отношение к выбранной профессии (выбор случайный, бессознательный), низкая мотивация и неподготовленность для самостоятельных действий в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью.

И в связи с этим особенно остро встает вопрос: как развивать и поддерживать интерес и мотивацию для реализации себя в  выбранном  профессиональный поле, готовность присоединиться к профессионального общению, познавательную деятельность,  направленную на осознание своих  социально значимых качеств и способностей, самооценки себя  как будущего профессионала?  Как это сделать личностно значимым для каждого студента? А для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо решить следующие проблемы:

1. Низкий уровень самосознания, познавательной активности, направленной на реализацию их профессионально важных качеств и способностей.

2. Неготовность к самостоятельному решению  ситуаций, связанных с профессиональной деятельностью.

3. Низкая сформированность у студентов социально-профессиональных компетенций, как показатель недостаточной адаптации выпускников СПО к рынку труда.

В основе этих лежат противоречия:

-  Между унифицированными методами преподавания и различным уровнем способностей студентов.

- Между репродуктивным характером обучения и желанием личности к творческому  самовыражению.

- Между большое количество материалов, приобретенных студентами при изучении дисциплин и неспособность применять приобретенные знания в практических целях.

При построении модели формирования социально-профессиональной компетентности следует опираться на   системный и структурные подходы, основными элементы которых являются составляющие блоки - личностный, социальный и профессиональный и основные компоненты: мотивационный, образовательные (учебно-познавательный)  и деятельностный, отражающие соответственно отношение кличности, к жизни в обществе и профессиональной деятельности.

Схема 1.

Структура  и содержанием социально-профессиональной компетентности обучающегося

        

 

Кроме того, в СПК выделены уровни сформированности ее компонентов: минимальный, базовый, повышенный и высокий. Высокий уровень выделен как  перспективный,  как стандарт (эталон) профессионального мастерства, который может быть достигнут в будущем в процессе  личностного, образовательного, профессионального и социального развития, а также в процессе собственной социальной и профессиональной деятельности.

Рассмотрим ведущие компоненты социальной и профессиональной компетентности.

1. Мотивационно-ценностный компонент модели показывает многоуровневую иерархию форм направленностти, отражая ценности и развитие этого компонента через характеристики различных групп мотивов: интересы, склонности, убеждения и мировоззрения, т.е. формирование в процессе обучения ценностного отношения к человеку.

2. Учебно-познавательный (образовательный) компонент тесно связан с личным и профессиональным опытом работы обучающегося и структурирован на основе уровневого подхода:

уровень минимальной компетентности характеризуется первоначальными навыками для понимания действий и условий для выполнения поставленной цели простыми шаблонными способами;

уровень базовой  компетентности характеризуется эффективными и прочными знаниями, достаточными по объему в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, существованием общих навыков, сформированных четких, осознанных комплексных навыков;

повышенны уровень компетентности характеризуется системными знаниями, в результате взаимодействия осознанности, полноты, последовательности, глубины, и обобщения; высокоразвитыми навыками для творческого использования знаний и навыков в конкретной деятельности, осознание не только цели, но и причины выбора способов достижения этой цели, точным, экономичным и  устойчивым выполнением действия;

высокий уровень компетентности характеризуется сформированным социальным опытом совместной жизнедеятельности людей, закрепленных в знаниях, принципах, ценностях, представлениях о должном профессиональном мастерстве.

3. Деятельностный компонент характеризуется уровневым построением идов деятельности и является неотъемлемой частью диагностики качества профессиональной подготовки.

Выбранные образовательные технологии, мастерство и компетентностный подход в обучении, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, поиск оперативных решений и предпринимательской деятельности учащихся, в процессе их реализации будет непосредственно способствовать созданию у студентов необходимых компетенций, которые включают в себя:

• системное мышление, видение процесса развития;

• принятия решения, касающиеся компетенции;

• аналитические навыки;

• творчество – инновации;

• возможность для обучения, самостоятельной работы;

• умение управлять временем  и проектами;

• работа в команде;

• гибкость;

• возможность услышать других принимать обратную связь;

• организаторские способности, гибкость, и др.

Каждый из выбранных технологий способствует формированию и развитие определенных компетенций (схема 2).

Схема 2.

Формирование компетенций посредством применения педагогических технологий

 

 

 

Как преподаватель специальных дисциплин я работаю по внедрению в образовательный процесс блочно-модульного обучения, ориентированного на развитие учебной и познавательной деятельности студентов, повышение уровня самостоятельности в работе, повышение мотивации для выполнения задач и индивидуальный подход к обучению.

Данная технология как никакая другая обеспечивает индивидуализацию образовательных программ и усвоение учебного материала  каждым студентом в зависимости от его способностей, интересов и уровень подготовки. Эта технология позволяет преподавателю индивидуально взаимодействовать с каждым обучающимся в качестве консультанта.

Успешное применение блочно-модульной технологии на уроках экономических дисциплин показало, что у студентов формируется набор учебно-познавательных компетенций: постановка целей, планирование, анализ, самооценке успешности своей деятельности, обучения, овладение эвристическими методами решения проблем, творческими навыками продуктивной деятельности.

Имея положительный опыт по внедрению этой технологии я могу теперь сказать,  что эта технология обеспечивает каждому студенту освоение стандарта образования, продвижение на  более высокий уровень образования.

Мотивация и ответственность – отличительная черта компетентного поведения сотрудников от некомпетентного. Мотивация определяет рамки индивидуального развития и роста компетентности работников, а ответственность выполняет роль рефлексивного корректирующего  фактора в этом процессе. Таким образом, образовательные учреждения должны создать пространство для формирования этих качеств у будущих специалистов.

Информационные технологии соответствуют  мотивационно-ценностному компоненту СПК, т.е. формируют  информационные  и социальные компетенции. Среди них: умения и навыки самостоятельно искать, оценивать, выбирать, обрабатывать, сохранять и отправлять необходимую информацию и навыки презентаций, переговоров, сотрудничества, способности к инновациям, систематическому развитию, ориентации на клиента и т.д.

Одним из главных условий современного  профессионального образования является тесноя взаимосвязь погружения студента в предмет профессиональной деятельности  с развитием  предпринимательской активности  через изучение методики и содержания  проектной работы.

В процессе проектной  деятельности студенты учатся формулировать конкретные практических целей: развитие  и реализация профессионального потенциала, построение собственной профессиональной карьеры, раскрытие и проявление творческих способностей, трудоустройство на рынке труда,  удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Существует по крайней мере три типа включения студентов в собственную предпринимательскую деятельность в процессе профессионального обучения, условием  которой является наличие профессиональной идеи, замыс ла и практических шагов для ее осуществления.

Первый тип – профессионально-проектная деятельность. Студент замысливает и  пытается реализовать профессиональные навыки в рамках собственного предмета деятельности. Здесь он  организует себя,  свое  возможное будущее рабочее место, ставит перед собой вопросы: кем и как он  будет работать в рамках  освоенной профессии или специальности. В  частности какие услуги и мероприятия будет осуществлять, какие возможные материальные  и моральные результаты собственного труда получит на выходе, какими условиями труда в профессиональной практике будет удовлетворен.

Главная задача на этом этапе преподавателя является введение студента в условия реальной профессиональной деятельности.  В этом случае она  может быть связано с периодом прохождения производственной практики.

Второй тип – менеджерско-проектная деятельность. Здесь студент выходит  за рамки собственного предмета деятельности, развивая дополнительные компетенции, направленные на организацию профессиональной деятельности других.  На данном этапе он переходит в позицию управленца (менеджер, маркетолога), выступает соорганизатором ресурсов, необходимых для расширения профессиональной деятельности в новом сегменте рынка для получения прибыли.

Третий тип – инновационно-проектная деятельность. Она  основана на модернизации и возможных изменениях предмета, средств и инструментов деятельности. Проектная работа направлена здесь на совершенствование и развитие своего профессионального мастерства.

Данная методика обучения включают в себя сопряжение процесса образования по  специальным дисциплинам с  авторскими, практикол-ориентированным и занятиями по разработанной мной программе учебной дисциплины «Основы предпринимательства», которая может быть элементом вариативной части учебного плана по специальностям экономического (И не только!) профиля.

С путем дополнительной учебной составляющей студент будет выводиться на творческое самопроктирование, самоконструирование. При этом  он начинает осознавать себя успешным студентом,  «принимает» профессию, находит личный смысл в  профессиональной деятельности.

Эффективная предпринимательская подготовка, в идеале должна включать все существующие формы развития предпринимательской деятельности. Перед педагогическим коллективом ставится задача выпустить из стен  колледжа молодых людей, максимально адаптированных  к взрослой независимой жизни. А готовить будущих студентов и выпускников надо уже в школе.

В рамках профориентационной работы в школах в капчестве помощи учащимся в формировании профессионального самосознания, принятия решения о профессиональном выборе, а также для более раннего, формирования и развития социальной- профессиональной компетентности, необходимой для выпускников школ в будущем, я разработала элективный курс «Основы экономики», направленный на ознакомление учащихся 7-9 классов с важнейшими направлениями использования экономических навыков в социальной практике и программы   колледж-классов для старшеклассников «Основы экономической теории» и «Основы коммерческой деятельности».

Общим для этих продуктов являются социальная направленность и практико- ориентированная составляющая учебного процесса. Акцент на занятиях элективных курсов и колледж-классов направлен на раннее формирование у будущих  студентов колледжа умения  применять полученные знания и навыки на практике, формулировать проблему,  решения ситуационные задачи , создавать образовательные продукты.

Таким образом процесс формирования необходимых социальных, информационных и схема профессиональной компетентности можно разделить на два этапа (схема 3):

1) начальную - в общеобразовательной школе;  

2) основную – в учебном заведении профессионального образования.

Схема 3.

Стадии формирования социально-профессиональных компетенций

 

 

 

 

 

 Подводя итог вышесказанному, можно составить следующую таблицу, определяющую структуру и содержание имеющегося  задела  в учебном процессе по формированию социально-профессиональной компетентности обучающихся и необходимого инструментария  для ее развития.

Таблица 1.

Структура и содержание учебной деятельности по разработке социальной и профессиональной компетентности студентов

 Компоненты CПК

Используемые технологии в процессе обучения

Необходимый инструментарий для развития СПК

1.Преподавание и обучение

Модульная технология

 

Модульная технология

2.Мотивационное значение

Информационные технологии, используемые учителем 

Информационные технологии, применяется обучение, компьютерные программы

3.Оперативная профессиональная

Дополнительных образовательных программ

 

Элективные курсы, колледж-классы: школа, работа проекта студентов: высшая школа

Таким образом процесс формирования социально-профессиональной компетентности является одним из наиболее важных задач современного профессионального образования. Изменения в социальной и общественной жизни определяют в качестве главной  ценности свободного и ответственного человека , умеющего сделать осознанный выбор и принимать решения, эффективно взаимодействовать с другими людьми.

  

Использовать информационные ресурсы:

1. Борисов А.С. – Предпринимательская подготовка – путь к построению профессиональной карьеры. – Журнал «Профессиональное образование».

2. Зимняя И.А. - Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования. - Интернет журнал «Эйдос».

3. Корчагин Е.А., Хабарова Н.Г. – Формирование экономического мышления обучающегося в процессе изучения специальных дисциплин. - Журнал «Профессиональное образование». – Приложение «Новые педагогические исследования».

4. Рубцова Л.Н. – Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций. – Журнал «Профессиональное образование».

5. Соловьева А.В. – Создание педагогических условий формирования профессионального самосознания учащихся образовательных учреждений СПО. – Журнал «Методист».

6. Хуторской А.В. Ключевые компетентности : технология конструирования. - Народное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Фестиваль-конкурс IT-проектов как средство формирования информационно-коммуникационной компетентности студентов и школьников

Выступление на секции "Использование информационно-коммникационных технологий в сфере образования" Пятого Международного IT-Форума 4-5 июня 2013 года....

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА –ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

   В данной статье дается содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения в виде схемы построения  личного профессионального плана по Е.А.Климову, излагаютс...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...

Методическая разработка «Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся на уроках профцикла как условие социализации личности студента»

Современное общество диктует новые требования к подготовке выпускников. Студенту, оканчивающему учебное заведение, для полноценной жизни в обществе недостаточно одних лишь предметных знаний. Для социа...

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и...

Формирование ИКТ компетентностей студента в рамках ФГОС, как одна из составляющих саморазвития личности студента

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. Одним из условий ФГОС является создание в ОУ ИКТ-насыще...