Формирование ИКТ компетентностей студента в рамках ФГОС, как одна из составляющих саморазвития личности студента
методическая разработка
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. Одним из условий ФГОС является создание в ОУ ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среды, как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. Одним из условий ФГОС является создание в ОУ ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среды, как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка | 60.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
Государственное автономное профессиональное и образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский политехникум»
(ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»)
«Формирование ИКТ компетентностей студента в рамках ФГОС, как одна из составляющих саморазвития личности студента»
Автор: Черясова Е.В
преподаватель информатики и ИКТ
ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»
первой квалификационной категории
Энгельс, 2019-2020 уч.год
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет развитие личности обучающегося как цель и основной результат образования. Одним из условий ФГОС является создание в ОУ ИКТ-насыщенной информационно-образовательной среды, как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.
Портрет выпускника, создаваемый ФГОС, несомненно, привлекателен. Этот выпускник обладает не только запасом знаний, но и позицией, компетенциями, способностями эффективно работать в информационно-образовательной среде, готовностью к постоянному обновлению и даже преобразованию своего знания в условиях постоянно меняющегося мира. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями студентов в выстроенной информационно-образовательной среде.
В настоящее время не только педагогическое сообщество, но и общество в целом понимает, что компьютер представляет собой важнейший элемент образования, а эффективное использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе каждым учителем-предметником – актуальная и интересная тема, и следовательно, педагоги должны продолжать постоянно совершенствовать ИКТ-компетентность, как часть профессиональной компетентности.
В первую очередь необходимо отметить, что компетентность студента в сфере ИКТ связана с множеством факторов. Причем наиболее значимыми в данном случае являются не столько социально-стратификационные (факторы неравенства) и демографические факторы (образовательный статус семьи, пол, регион проживания), сколько факторы, связанные непосредственно с организацией образовательного процесса (своеобразие образовательной среды образовательных организаций, статус образовательных организаций, квалификация педагогических кадров, академическая успеваемость школьников и др.). Общий принцип формирования ИКТ-компетентности состоит в том, что и конкретные технологические умения и навыки, и универсальные учебные действия, по возможности, формируются в ходе их применения, осмысленного с точки зрения учебных задач, стоящих перед студентами в различных предметах.
Элементами образовательной ИКТ - компетентности являются:
- Обращение с устройствами ИКТ, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:
- понимание основных принципов работы устройств ИКТ;
- подключение устройств ИКТ к электрической сети, использование аккумуляторов;
- включение и выключение устройств ИКТ. Вход в операционную систему;
- базовые действия с экранными объектами;
- соединение устройств ИКТ с использованием проводных и беспроводных технологий;
- информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
- вход в информационную среду учреждения, в том числе – через Интернет, средства безопасности входа. Размещение информационного объекта (сообщения) в информационной среде;
- обеспечение надежного функционирования устройств ИКТ;
- вывод информации на бумагу и в трехмерную материальную среду (печать). Обращение с расходными материалами;
- использование основных законов восприятия, обработки и хранения информации человеком;
- соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.
Указанные умения формируются преимущественно в предметной области «Информатика и ИКТ».
- Фиксация, запись изображений и звуков, их обработка
- цифровая фотография, трехмерное сканирование, цифровая звукозапись, цифровая видеосъемка;
- создание мультипликации как последовательности фотоизображений;
- обработка фотографий;
- видеомонтаж и озвучивание видео сообщений.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: искусство, русский язык, иностранный язык, физическая культура, естествознание, внеурочная деятельность.
- Создание письменных текстов
Сканирование текста и распознавание сканированного текста:
- ввод русского и иноязычного текста слепым десятипальцевым методом;
- базовое экранное редактирование текста;
- структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);
- создание текста на основе расшифровки аудиозаписи, в том числе нескольких участников обсуждения – транскрибирование (преобразование устной речи в письменную), письменное резюмирование высказываний в ходе обсуждения;
- использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;
- издательские технологии.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: русский язык, иностранный язык, литература, история.
- Создание графических объектов
- создание геометрических объектов;
- создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;
- создание специализированных карт и диаграмм: географических (ГИС), хронологических;
- создание графических произведений с проведением рукой произвольных линий;
- создание мультипликации в соответствии с задачами;
- создание виртуальных моделей трехмерных объектов.
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: информатика и ИКТ, обществознание, география, история, математика.
- Создание музыкальных и звуковых объектов
- использование музыкальных и звуковых редакторов
- использование клавишных и кинестетических синтезаторов
Указанные умения формируются преимущественно в предметных областях: внеурочная (внеучебная) деятельность.
- Создание сообщений (гипермедиа)
- создание и организация информационных объектов различных видов, в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, объекта для самостоятельного просмотра через браузер;
- цитирование и использование внешних ссылок;
- проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;
Указанные умения формируются во всех предметных областях.
- Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)
- понимание сообщений, использование при восприятии внутренних и внешних ссылок, инструментов поиска, справочных источников (включая двуязычные);
- формулирование вопросов к сообщению;
- разметка сообщений, в том числе – внутренними и внешними ссылками и комментариями;
- деконструкция сообщений, выделение в них элементов и фрагментов, цитирование;
- описание сообщения (краткое содержание, автор, форма и т. д.);
- работа с особыми видами сообщений: диаграммы (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.), карты (географические, хронологические) и спутниковые фотографии, в том числе – как элемент навигаторов (систем глобального позиционирования);
- избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации.
Указанные умения преимущественно формируются в следующих предметах: литература, русский язык, иностранный язык, а так же во всех предметах.
- Коммуникация и социальное взаимодействие
- выступление с аудио-видео поддержкой, включая дистанционную аудиторию;
- участие в обсуждении (видео-аудио, текст);
- посылка письма, сообщения (гипермедиа), ответ на письмо (при необходимости, с реакцией на отдельные положения и письмо в целом) тема, бланки, обращения, подписи;
- личный дневник (блог);
- вещание, рассылка на целевую аудиторию, подкастинг;
- форум;
- игровое взаимодействие;
- театральное взаимодействие;
- взаимодействие в социальных группах и сетях, групповая работа над сообщением (вики);
- видео-аудио-фиксация и текстовое комментирование фрагментов образовательного процесса;
- образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);
- информационная культура, этика и право. Частная информация. Массовые рассылки. Уважение информационных прав других людей.
Формирование указанных компетентностей происходит во всех предметах и внеурочных активностях.
- Поиск информации
- приемы поиска информации в Интернет, поисковые сервисы. Построение запросов для поиска информации. Анализ результатов запросов;
- приемы поиска информации на персональном компьютере;
- особенности поиска информации в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве.
Указанные компетентности формируются в курсе Истории, а так же во всех предметах.
- Организация хранения информации
- описание сообщений. Книги и библиотечные каталоги, использование каталогов для поиска необходимых книг;
- система окон и папок в графическом интерфейсе. Информационные инструменты (выполняемые файлы) и информационные источники (открываемые файлы), их использование и связь;
- формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников, размещение, размещение информации в Интернет;
- поиск в базе данных, заполнение базы данных, создание базы данных
- определители: использование, заполнение, создание.
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: литература, технология, все предметы.
Анализ информации, математическая обработка данных
- проведение естественнонаучных и социальных измерений, ввод результатов измерений и других цифровых данных их обработка, в том числе – статистическая, и визуализация. Соединение средств цифровой и видео фиксации. Построение математических моделей;
- постановка эксперимента и исследование в виртуальных лабораториях по естественным наукам и математике и информатике.
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: естественные науки, обществознание, математика.
Моделирование и проектирование. Управление
- моделирование с использованием виртуальных конструкторов;
- конструирование, моделирование с использованием материальных конструкторов с компьютерным управлением и обратной связью;
- моделирование с использованием средств программирования;
- проектирование виртуальных и реальных объектов и процессов. Системы автоматизированного проектирования;
- проектирование и организация своей индивидуальной и групповой деятельности, организация своего времени с использованием ИКТ.
Указанные компетентности формируются в следующих предметах: технология, математика, информатика, естественные науки, обществознание.
Таким образом, представлена структура (скелет) той деятельности образовательной организации, которая, в конечном счете, направлена на формирования ИКТ-компетентности студента в рамках учебной деятельности.
Наращивание, обтекание скелета в плоть – это уже деятельность конкретного педагога в зависимости от специфики образовательного учреждения.
Система методов работы педагога
по формированию коммуникативной компетентности
№ | Этап | Цель | Содержание | Формы и методы | Результат |
1. | Диагностический | Выявление проблем в общении | Помощь в определение предполагаемой проблемы, установление контакта со студентом, вербализация постановки проблемы, совместная оценка значимости проблемы. | Индивидуальная, групповая. Анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение. | Осознание студентами собственных проблем |
2. | Поисковый | Совместное обсуждение причин возникновения проблем, путей преодоления; ориентация на способность самостоятельно преодолевать трудности. | Оказание помощи студенту в выборе путей преодоления проблемы. | Индивидуальные, групповые, работа в парах, беседа, консультация, ситуативная игра, лекция-диалог дискуссия, мозговой штурм, аукцион педагогических идей | Формирование у подростка желания стать лучше, стремление решить свои проблемы |
3. | Соорганизацион-ный | Проектирование действий педагога и студента. | Привлечение студентов к проектированию собственных действий по преодолению проблем | Индивидуальные, групповые консультация, беседа, ситуативная игра, лекция-диалог | Самокоррекция плана |
4. | Самодеятельност-ный | Организация деятельности подростка по разрешению проблем | Включение студентов в различные виды деятельности по формированию коммуникативных навыков и умений | Индивидуальные, групповые Работа в парах, командах классные часы, конкурсы, олимпиады, дискуссии учебно-ролевые игры, игры-эксперименты, конструирование и моделирование реальных ситуаций профессиональной деятельности просмотр видеофильмов на мастер-классах, ролевые и ситуационные тренинги, решение педагогических ситуаций, самостоятельная работа с использованием ресурсов сети Интернет (создание мультимедийных презентаций; разработка студентами собственных web-страниц и т.д.) | Самореализация студентов, решение проблем |
5. | Рефлексия | Констатация факта разрешимости проблемы, корректирование деятельности | Обсуждение со студентами продвижения к решению проблемы, успехов и неудач с последующей корректировкой работы | Индивидуальные, групповые. Самоанализ, самооценка, самодиагностика, рефлексивно-деловые игры, семинары, конференции, защита проектов | Осмысление студентами и педагогом нового опыта жизнедеятельности |
Опасности ИКТ
Естественно полагать, что к результатам работы системы образования в обобщенном смысле следует относить и состояние здоровья студентов. Данная проблема в России сегодня характеризуется двумя основными аспектами:
- реальное состояние здоровья российских детей;
- отношение различных общественных групп к состоянию здоровья детей.
Начнем со второго. Спектр существующих здесь позиций достаточно широк. Вот некоторые из них:
- школа радикально губит здоровье учащихся; надо в корне менять школьную практику, прежде всего — всеми способами «разгружать» школьников;
- учиться, как и жить вообще — вредно. Хорошо учиться в хорошей школе вреднее, чем плохо в плохой;
- недогрузка школьника вреднее, чем перегрузка — она воспитывает лентяев, детей, которые не смогут адаптироваться к жизни и стать полезными членами общества, или уже сейчас окажутся во власти вредных привычек, займут асоциальную, девиантную позицию.
Отсюда можно констатировать следующее:
- существующие в настоящее время, зафиксированные в Сан-ПиНах ограничения на использование ИКТ в школе практически не изменились за последние 20 лет;
- средства ИКТ за прошедшие 20 лет радикально изменились. Например, в руках многих студентов постоянно находится компьютер с монитором — в составе сотового телефона; планшетов и т.д.
- серьезных научных исследований, которые выявляли бы риски использования в школе современных ИКТ, не проводилось;
- ограничения на использование ИКТ в российских школах, где ИКТ реально эффективно используются в образовательном процессе, постоянно нарушаются и не могут не нарушаться;
- ни в одной стране мира сегодня нет той ситуации с указанными ограничениями, которая есть в России.
Выход из этого положения состоит в следующем:
- развернуть широкую программу комплексного объективного мониторинга здоровья студентов, интенсивно использующих ИКТ;
- принять временные регламенты использования средств ИКТ в образовательных учреждениях.
Тестирование преподавателей
На данный момент существует несколько систем международной оценки ИКТ-компетенции (аналогичных системам оценки знаний иностранного языка, например, TOEFL и FCE для английского).
Наиболее известно тестирование компании «Microsoft». Сейчас появился интересный опыт тестирования «ECDL». The European Computer Driving Licence – ведущая мировая сертификация навыков владения персональным компьютером. На сегодняшний день более 4,5 миллиона человек в 140 странах мира прошли тестирование, это выводит сертификацию «ECDL» на уровень стандарта компьютерной грамотности.
В нашем институте повышения квалификации в Мурманске все проходят тестирование на ИКТ-компетентность. Можно его пройти заочно в режиме on-line и получить сертификат.
Выводы
Необходимым условием раскрытия интеллектуального потенциала студента, его успешного жизненного самоопределения является создание в каждом образовательном учреждении и поддержка ИКТ-насыщенной гуманитарной информационно-образовательной среды, как системы информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения, а успешность этого процесса будет определяться уровнем развития ИКТ-компетентности каждого педагога-предметника.
Список литературы
- Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа. // Педагогика. Научно-теоретический журнал. №4. – 2017. – С.25.
- Буслаева Е.М. Теория обучения. Конспект лекций /Е.М. Буслаева, Л.В. Елисеева, А.С. Зубкова, С.А. Петунин, М.В. Фролова, Е.В. Шарохина, - М.: Эксмо, 2015.
- Вавилова Л.Н., Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М., 2016.
- Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования/ Оценка качества профессионального образования. Доклад /Под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта, Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ. – М., 2017.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во МГУ, 2017.
- Проблемы фундаментализации и универсализации образования на основе развития инновационной деятельности: Материалы научно-практической конференции /Под ред. С.Л. Коротковой, Н.В. Горновой, С.В. Фроловой. – Саратов, 2018. – 189с.
- Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». – М., 2017.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. – М.: 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений ср...
Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа
Во второй половине прошлого столетия произошли грандиозные качественные изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...
Условия формирования коммуникативной компетентности студентов на учебных занятиях
Статья содержит описание условий, необходимых для создания безопасной и стимулирующей атмосферы занятия, в условиях которой будут развиваться коммуникативные умения студентов с разными типами темперам...
Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии
В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...
Формирование патриотизма у студентов в рамках в рамках образовательного процесса педагогического колледжа
Статья, посвщенная формированию патриотизма...
Интеграция учебных дисциплин при формировании экологической компетентности студентов колледжей
Интеграция учебных дисциплин на экологической основе позволяет повысить мотивацию учебной деятельности, обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления...
Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Психология» по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...