СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
статья на тему
Согласно современному подходу, воспитание базируется на культурологической парадигме, которая определяет его как вхождение воспитанника и педагога в контекст современной культуры. Освоение, усвоение и присвоение культуры являются при этом слагаемыми процесса воспитания, а знания о мире, отношение к нему и умение взаимодействовать с ним составляют содержание воспитания. В этом вхождении двух субъектов воспитательного процесса в контекст культуры решающую роль играет момент их взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dushambe.docx | 24.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Барышева Анастасия Владимировна
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОГО ВЫПУСКНИКА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2», методист, преподаватель первой квалификационной категории
Почтовый адрес участника: asyka3011@mail.ru
Контактный номер: 8909-958-13-35
Актуальность данной темы обусловлена тем, что сегодня одним из важнейших направлений работы средних учебных заведений страны является усиление в них воспитательной деятельности.
Воспитание – это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально - экономических условиях специально подготовленными для этого людьми (в широком педагогическом смысле) [1].
Для ряда профессий воспитание имеет принципиальное значение, являясь определяющим фактором для формирования морального и профессионального облика. К ним, в первую очередь, следует отнести педагогов и медицинских работников, для которых нравственное начало, душевная чуткость и ответственность особо важны.
Достижение высокого уровня эффективности социально – профессионального воспитания в учебных заведениях России является существенной предпосылкой для дальнейшего профессионального и личностного роста, подготовленности выпускников компетентных специалистов, обладающих сформированными профессионально важными личностными качествами.
Таким образом, сегодня возникает одна из главных проблем — создание научно-обоснованных практических подходов к социально-профессиональному воспитанию студентов.
В последнее время в обществе все более осознается ведущая роль воспитания. Воспитание является очень широким общественным явлением. А.С. Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего — люди». Но при этом следует понимать, что воспитание не является каким-то отвлеченным, общим понятием. Полноценное развитие личности осуществляется только при условии, что воспитание наиболее полно отражает требования общества. Содержание воспитания определяется основными целями, которые ставит общество, определяясь потребностями экономического, политического и культурного развития[1].
Социально-профессиональное воспитание, являющееся органической составной частью формирования личности молодого человека, должно осуществляться как целостный, педагогический процесс, направленный на профессиональное самоопределение и становление личности студента и в итоге на формирование и развитие субъекта профессиональной деятельности. В широком значении оно выступает в качестве важнейшей функции трудовой и общественной жизни.
Особое значение в современных условиях приобретает воспитательная деятельность таких субъектов воспитательного процесса, как сотрудники учебных отделов, курсов и подразделений воспитательной работы. Сегодня большинство сотрудников учебных отделов, курсов имеют недостаточную психолого-педагогическую и методическую подготовку, слабо ориентированы на повышение своего педагогического мастерства, не владеют приемами и средствами организации воспитательной работы со студентами[2].
В воспитательной деятельности со студентами накопился целый ряд проблем: остается невысоким уровень студенческой социально позитивной активности и инициативности, содержание и организация воспитания часто не соответствуют возрастным потребностям и интересам студентов, во внеучебной студенческой жизни превалирует досуговая деятельность.
Эффективность профессиональной подготовки студентов напрямую зависит от умелого использования потенциала, ресурсов и механизмов внеучебной работы, интеграции учебной и внеучебной деятельности в решении общих задач по формированию профессионального компетентного выпускника.
Говоря о воспитании как специально организованном воспитательном процессе целесообразнее говорить о формах организации этого процесса, которые предполагают совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитания, а также порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса направленных на достижение целей воспитания. Форма организации воспитательного процесса обеспечивает реализацию целей, содержания, методов и средство воспитания студентов. В ней реализуются закономерности и принципы воспитания.
Воспитывать – это значит:
- развивать у молодежи способность самим при содействии педагогов, других социальных партнеров организовывать свою жизнь на основе общечеловеческих нравственных ценностей и сотрудничества с разными людьми;
- создавать условия для формирования у молодежи способности к продуктивному действию – созиданию – путем включения их в решение значимых для них личных и социальных проблем, учить их при этом проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;
- воспитание не может ограничиваться временем аудиторных занятий, а обязательно включает жизнь студентов в свободное от учебы время[3].
В настоящее время для реализации потребности в общения, совместного решения волнующих задач, молодые люди вступают в разнообразные студенческие объединения.
Студенческие объединения – сообщества играют ведущую роль при решении проблем, связанных с личностными потребностями и интересами студентов во внеучебное время, кроме научных, можно выделить следующие группы студенческих объединений:
- общественные;
- творческие;
- спортивные;
- клубные;
- профсоюзные.
Основной деятельностью студенческих сообществ является реализация разнообразных проектов, целевых программ работы студенческих сообществ, направленных на решение конкретной значимой для студентов личной и общественной проблемы в контексте освоения ими основной или дополнительной образовательной программы[3].
Таким образом, в широком значении профессиональное воспитание понимается как сложный вид целенаправленного процесса социального взаимодействия с развивающейся личностью профессионала, которое формирует его профессиональную культуру, включающую компетентность, мотивы, ценностные ориентации, интересы, мировоззрение, умственное и физическое развитие, профессиональную мобильность и социальную адаптацию. Профессиональное воспитание определено как целостная социально-педагогическая система целенаправленного взаимодействия социальных и общественных институтов, производства и личности по профессиональному становлению будущего рабочего с учетом личностных, социально-психологических особенностей, мотивов, ценностей и интересов формирующегося профессионала[4].
Библиографический список
- Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций. Известия Российского государственного педагогического университета А.И. Герцена. – 2006. – Выпуск № 14 том 6.
- Колчина А.А. Технология работы куратора студенческого сообщества // Концептуальная инновационная модель системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий: Методические материалы. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 151 с.
- Колчина А.А., Богданова Р.У. Современные концептуальные подходы к воспитательной деятельности в вузе: учебно-методическое пособие № 4. – СПб.: Изд-во Автономная некоммерческая организация «Центр информатизации образования», 2006. – 89 с.
- Синицына Г.П.Воспитание современного школьника: учебное пособие. – Омск: издательство ОмГПУ, 1999.- 129 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современное занятие по разделу программы профессионально-прикладная физическая подготовка применительно к Федеральному Государственному образовательному стандарту в системе среднего профессионального образования
1. Актуальность раздела профессионально-прикладной физической подготовки в системе СПО применительно к ФГОС нового поколения.2. В результате освое...
Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования
В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций
Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...
Образовательная деятельность в системе среднего профессионального образования на основе современных подходов в условиях реализации ФГОС СПО
Существуют проблемы качества развития современных трудовых ресурсов. В последнее время усилилась тенденция получения высшего образования - все стремятся в ВУЗы, отсюда – снижение уровня професси...
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ...