ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА –ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
статья на тему

     В данной статье дается содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения в виде схемы построения  личного профессионального плана по Е.А.Климову, излагаются личные комментарии по ней, даются   советы для воспитателей, помогающих для профессионального самоопределения учащихся и студентов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.07 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА –ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

     В современных условиях, в связи с переходом в стране к рыночной экономике и в ситуации нестабильности российской действительности наиболее остро стоят проблемы выбора профессии, личностно-профессионального самоопределения, успешного становления и закрепления в избранной сфере деятельности. Проблема самоопределения в настоящее время приобретает особое значение.

     Самоопределение в субъективном плане понимается как сознательная деятельность, реализация внутренних устремлений личности, опосредованных условиями обучения и воспитания, уровнем направленности, определяющей систему базовых отношений личности, т.е. ее субъективную позицию в окружающей действительности. Профессиональное самоопределение является частью профессионального становления личности.

      Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения была предложена в свое время   в виде схемы   построения личного профессионального плана — ЛПП  Е.А.Климовым,  которая была дополнена ценностно-нравственными компонентами самоопределения Пряжниковым в 1988-1991 годах.  Мы же попробуем, в свою очередь, прокомментировать  эту модель со своей точки зрения  и одновременно поискать пути достижения этих целей. При этом нужно учитывать изменившуюся социально-экономическую  и политическую обстановку в стране.

1.Осознание ценности честного (общественно-полезного) труда (ценностно-нравственная основа самоопределения).

Это очень важный момент в процессе выбора профессии. Когда честный труд оплачивается грошами, а те, кто нажил себе миллионы легко, без особых физических усилий (по мнению молодых), в основном криминальным путем, живут себе в удовольствие, очень трудно заманивать молодых людей приобрести рабочую профессию.   Чтобы исправить ситуацию, нужно вести огромную воспитательную и разъяснительную работу на государственном уровне, включая средства массовой информации. Надо поднять престиж рабочих профессий, чтобы он своим честным трудом мог жить достойно, нажить себе на будущее,  осуществить свои мечты.  

2. Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране и прогнозирование перспектив ее изменения (учет конкретной социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбираемого труда).  

    У  нас в стране в настоящее время огромное количество дипломированных специалистов, невостребованных на рынке труда.  Надо объяснить учащимся, чтоб они подумали, где они будут работать после учебы, есть ли перспектива найти работу по данной профессии, какие есть шансы. В советское время учебные заведения были заинтересованы трудоустройством своих выпускников. Хотелось бы, чтобы, в свою очередь,  и  учебные заведения не просто штамповали дипломы, а несли ответственность за востребованность полученных профессий.

3.Осознание необходимости профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации.

    Нужно дать  больше практики. Нужно развивать наставничество, поощрять опытных работников, которые помогают    молодым стать профессионалами. Нужно поощрять ступенчатое образование: профильные классы, лицеи, колледжи и потом только ВУЗ.  

4.Общая ориентировка в мире профессионального труда (макроинформационная основа самоопределения).

       Надо детям дать больше информации о профессиях. Государство должно  обязывать представителей  СМИ, чтобы были передачи о людях разных профессий.  А то у современной молодежи идеалами являются  представители шоу-бизнеса, руководители крупных фирм (по сериалам), или представители криминальной структуры. По их мнению, они самые успешные и счастливые. А представители других профессий остаются в стороне, порой даже показываются неудачниками. А ведь в настоящей жизни много   людей, которые работают с удовольствием в разных сферах экономики, неплохо зарабатывают,  они востребованы.  Нужно  больше рассказывать о таких людях, заинтересовывать молодых, чтобы у них появилось желание стать такими.

5.Выделение дальней профессиональной цели (мечты) и ее согласование с другими важными жизненными целями (досуговыми, семейными, личностными).

      Говорят, что американцы учат своих детей уже в раннем возрасте ставить перед собой дальнюю цель: будь это построить свой дом,   личная карьера и т.п. И эта цель в дальнейшем будет продвигать его к дальнейшим действиям. А  большинство нашей молодежи живут только сегодняшней жизнью.   Такое иждивенческое отношение приводит к расшатанному образу жизни, жить только в свое удовольствие. Надо пока не поздно (правильнее уже в раннем школьном возрасте) помочь учащимся разобраться в своих целях и выбрать основную, дальнюю цель, чтоб она как лучезарная звезда манила, и освещала его дальнейшую судьбу. Нужно как бы закодировать человека этой целью, чтобы он все время стремился к ней.

      6.Выделение ближних и ближайших профессиональных целей как этапов и путей к дальней цели.

       

        А чтобы достичь  той дальней цели, нужно сначала поставить перед собой ближайшие цели. Мы должны помощь молодым, чтобы эти ближние цели и исходящие из них задачи были реальными, осуществимыми и всячески поддержать при их реализации.

7.Знание о выбираемых целях: профессиях и специальностях, соответствующих профессиональных учебных заведениях и местах трудоустройства (микроинформационная основа самоопределения).

    Уже в школе помочь детям определиться в выборе профессии, давать больше информации о профессиях, вести на экскурсии в разные учебные заведения, в рабочие места. Надо сделать  так, чтобы дети выбрали профессию по своим интересам,  а не по желанию и возможностям родителей.  

8.Представление об основных внешних препятствиях на пути к выделенным целям.

 9.Знание путей и способов преодоления внешних препятствий.

      Надо научить  учащихся заранее быть готовыми к трудностям, которые могут возникнуть на их пути.  Они должны понимать, что каждая профессия имеет свои плюсы и минусы.

10.Представление о внутренних препятствиях (недостатках), осложняющих достижение профессиональных целей, а также знание своих достоинств, способствующих реализации намеченных планов и перспектив (самопознание как важная основа самоопределения).

    Школьные психологи (к сожалению, они не в каждой школе) или педагоги должны помочь ребенку познать и оценить самого себя и самосовершенствоваться. Надо вести формирующую, воспитывающую профориентацию, которая способствовала бы проявлению психологических механизмов развития личности профессионала.

 11. Знание путей и способов преодоления внутренних недостатков (и оптимального использования достоинств), способствующих подготовке к самостоятельному и осознанному выбору в будущей профессиональной деятельности.

      Нужно создать соответствующие условия для самореализации личности, которые помогли бы для дальнейшего профессионального самоопределения.    

12.Наличие системы резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту самоопределения.

     В мире много профессий   и учащиеся должны их   больше знать.

13. Начало практической  реализации  личной профессиональной перспективы и постоянное совершенствование (корректировка) намеченных планов по принципу «обратной связи».

       В современном мире профессий на смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Поэтому необходимым условием подготовки молодежи к профессиональному самоопределению является развитие способностей к самоизменению,  самосовершенствованию и самореализации.

    Соблюдение этой схемы позволяет нашему учебному заведению  который год успешно вести профориентационную работу в школах района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-профессиональной компетентности студентов на основе профессионально успешной личности

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы  не только на производстве,...

Примерная программа адаптационной учебной дисциплины - Психология личности и профессиональное самоопределение

Адаптационный учебный цикл состоит из адаптационных дисциплин, перечень дисциплин адаптационного учебного плана определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей континг...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...

Календарно-тематическое планирование по дисциплине ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение

Календарно-тематическое планирование адаптированной рабочей программы дисциплины ОГСЭ.05 Психология личности и профессиональное самоопределение разработана на основе Федерального государственного обра...

Контрольно- оценочные средства по ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу ОП.15 Психология личности и профессиональное самоопределение. КОС вк...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...