ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа на тему

Якупова Светлана Загитовна

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon birzha2km.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2012г.


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 «Коммерция» (по отраслям)

Организация-разработчик: ГОУ СПО «КТТ»

Разработчики:

Якупова С.З., преподаватель спецдисциплин, председатель ЦК

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

88

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫКонтроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                       ОСНОВЫ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 100701 «Коммерция» (по отраслям)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Профессиональный цикл, опщепрофессиональная дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:  определять доходность и котировку ценных бумаг;

рассчитывать основных мировые индексы;

 анализировать биржевую информацию;

читать биржевые бюллетени.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные виды ценных бумаг;

участников рынка, о том, как устроены и функционируют товарные, фондовые, фьючерсные и опционные национальные и международные биржи;

об опыте развития биржевой деятельности в России.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:                                                                                                  

обязательной аудиторной учебной нагрузки 32часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

     практические занятия

12

     теоретическое обучение

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

  (систематическая проработка конспектов занятий, учебной литературы; оформление практических работ,  рефератов, отчетов, презентаций и подготовка к их защите)

16

Итоговая аттестация в форме устного экзамена     

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы биржевой деятельности                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Рынок ценных бумаг

 

14

1.1 Основные черты и общая характеристика рынка ценных бумаг (РЦБ)

 Содержание учебного материала

2

2

1. Экономические народнохозяйственные причины образования РЦБ

2. Функции фондового рынка в рыночной экономике.

3. Показатели функционирования и развития рынка ценных бумаг

1.2 Виды ценных бумаг

Содержание учебного материала

2

1 Акции и особенности их функционирования на РЦБ.

2 Основы вексельного обращения

3. Общая характеристика вторичных ценных бумаг

Самостоятельная работа обучающихся. Реферат на тему: Анализ мирового опыта выпуска муниципальных облигаций как средство решения региональных проблем

2

1.3 Международный рынок ценных бумаг (МРЦБ)

Содержание учебного материала

2

2

1. Основные сегменты МРЦБ

2. Характеристика рынка евровалюты

3. Россия на еврооблигационном рынке

Самостоятельная работа обучающихся.Доклад на тему: История становления и современное состояние рынка еврооблигаций

2

1.4Банки на РЦБ

Содержание учебного материала

2

1. Деятельность банков на РЦБ.

2. Инвестиционная деятельность банков на РЦБ

3. Российские банки на РЦБ

Практическая работа

2

  1. Самостоятельная работа обучающихся. Реферат на тему: Роль банков в развитии РЦБ в России.

2

Раздел 2. Биржевое дело

20

2.1 Основы деятельности и регулирования биржи

Содержание учебного материала

2

2

1. Сущность биржевой деятельности

2. Регулирование биржевой деятельности

3 Система управления биржей

Самостоятельная работа обучающихся . Эссе на тему: Брокеры, брокерские конторы, брокерские дома, брокерские компании  как главные участники биржевых торгов

2

2.2 Фондовая биржа и её экономический механизм

Содержание учебного материала

2

3

1. Основы организации и управления фондовой биржей

2 Технология проведения операций на фондовой бирже

3. Основные фондовые индексы и принципы их расчета

Практические занятия

2

2.3 Фьючерсная и опционная биржи

Содержание учебного материала

1

3

1. Основа деятельности фьючерсной биржи

2. Концепция хеджирования на фьючерсных рынках

3. Спекулятивные операции на фьючерсных рынках

Практические занятия.

1

2.4 Клиринг и расчеты на бирже

Содержание учебного материала

1

2

1. Сущность и функции клиринга.

2 Типы систем клиринга

3 Клиринговые палаты и корпорации

2

3

2

3

2

Практическая работа

1

Раздел 3. Инвестиционная деятельность на рынке ценных бумаг.

22

3.1 Инвестиционная среда

Содержание учебного материала

2

1. Основы инвестирования

2. Участники инвестиционного процесса и их цели

3. Измерение инвестиционного дохода и риска

Практические занятия.

2

3.2 Портфельное инвестирование

Содержание учебного материала

1

1. Сущность портфельного инвестирования

2. Традиционная и современная портфельные теории

Практические занятия

1

  1. Самостоятельная работа обучающихся.Доклады и презентация: 1Фондовый рынок Великобритании.
  2. Особенности фондового рынка Японии.
  3. Рынок ценных бумаг Германии и Франции.
  4. Развитие фондовых рынков стран Восточной Европы.
  5. Развивающиеся рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

8

3.4Акция как инвестиционный инструмент

Содержание учебного материала

1

1. Анализ обыкновенных акций

2. Фундаментальный анализ

3. Оценка обыкновенных акций

Практическая работа

1

3.5 Анализ облигаций, как инструмента инвестирования

Содержание учебного материала

1

1 Основные инвестиционные качества облигаций

2. Методы оценки ценных бумаг с фиксированным доходом

3. Инвестиционные стратегии

Практическая работа

1

Самостоятельная работа обучающихся. Паевые инвестиционные фонды: проблемы и перспективы

2

3.6 Инвестиции в деривативы

Содержание учебного материала

1

1. Инвестиции в акционерные «права».

2Инвестиционные операции с финансовыми фьючерсами.

3. Использование опционов колл и пут при инвестициях

Практические занятия

1

Всего по дисциплине

32

Самостоятельная работа обучающихся

16

Всего

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

         Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- ПК  преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий;

- ПК-10 штук, программное обеспечение, электронные средства учебного назначения;

- комплект учебно-методической документации.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий

1.Бердникова Т. Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2000.

2.Боди Зви, Кейн Алекс, Маркус Алан. Принципы инвестиций, 4-е издание/ Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2002.

3.Буклемишев О. В. Рынок еврооблигаций – М.: Дело, 1999.

4.Закарян И., Филатов И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. – СПб.: БХВ – Санкт – Петербург, 1999.

5.Кавкин А. В. Рынок кредитных  деривативов. – М.: Экзамен, 2001.

6.МакЛафлин Дэвид Дж. Ценные бумаги: как добиться высоких доходов/ Пер. с англ. – М.: Дело, 1999.

7.Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова , А. И. Басова. –  2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2001.

8.Рубцов Б.Б. Мировые фондовые рынки: современное состояние и закономерности развития. – М.: Финансовая академия при правительстве РФ, 2000.

9.Черкасов В. Е. Международные инвестиции. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело, 1999.

10.Ческидов Б. М. Рынок ценных бумаг. – М.: Экзамен, 2001.

11.Ценные бумаги / Под ред. В. И. Колесникова, В.С. Торкановского.  – М.: Финансы и статистика, 2001.

Дополнительные источники:

1. Владиславлев Д. Н. Конкуренция и монополия на фондовом рынке. – М.: Экзамен 2001.

2. Галанов В.А. Производные инструменты срочного рынка: фьючерсы, опционы, свопы: Учебник.- М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Ендовицкий Д.А., Коробейникова Л.С., Сысоева Е.Ф. Практикум по инвестиционному анализу: Учеб. пособие/Под.ред. Д.А. Ендовицкого.- М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Капитоненко В.В. Инвестиции и хеджирование: Учебно-практическое пособие для вузов. – М.: Изд-во ПРИОР, 2001.

6. Кидуэлл Д.С., Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. - СПб.: Изд-во "Питер", 2000.

Интернет-ресурсы

1.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

определять доходность и котировку ценных бумаг;

рассчитывать основных мировые индексы;

 

Экспертная оценка защиты практических занятий, выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

анализировать биржевую информацию;

читать биржевые бюллетени.

Экспертная оценка защиты практических занятий,  выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

основные виды ценных бумаг

Экспертная оценка решения ситуативных 7адач, разбор0 ситу0ций, вKпо;н5ниO внеаудиторной самостоятельной работы, защиты практических 7анятий

участников рынка, о том, как устроены и функционируют товарные

Экспертная оценка решения ситуативных задач, разбора ситуаций, выполнения внеауд8т>рной самоAтоOтельной работK, защиты пр0кBиGеAких з0нят8й

фондовые, фьючерсные и опционные национальные и международные биржи

Оценка результатов тестирования, интерпретация результатов собеседования

об опыте развития биржевой деятельности в России

Оценка результатов тестирования, интерпретация результатов собеседования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИМЕРНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "ОБЖ"

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535)1...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной  дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...

Рабочая программа учебной дисциплины "Проектная деятельность"

Данная программа разработана для студентов 1 курса СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

рабочая программа учебной дисциплины ОП.01. СЕРВИСНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специальность 43.02.06 Сервис на транспорте ( по видам транспорта) Рабочая программа учебной дисциплины является частью...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности  «Финансовая грамотность». Рабочая программа рассчитана на обучающихся 10-11 классов и составлена с психологических особенност...