Методическая разработка внеурочной деятельности по предмету "Экономика"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Олимпиада по экономике проводится среди обучающихся СИТТ имени Героя России А.С. Зайцева в рамках «Недели науки».
Цель мероприятия:
- развитие экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин,
- создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых учащихся, их дальнейшего интеллектуального развития и повышения профессионального мастерства; стимулирование творческой активности учащихся;
- пропаганда научных экономических знаний.
К участию допускаются учащиеся второго курса НПО и студенты первого курса СПО, изучающие дисциплину «Экономика».
Жюри: Председатель – зам.директора по УР - Лукьянова М.В.
Члены жюри: председатель МК - Сохошко С.В.
преподаватель математики – Коваленко Т.В.
Организатор: преподаватель экономики Кисельникова И.Н.
Олимпиадные задания разработаны на основе рабочей программы среднего (полного) общего образования по экономике.
Олимпиадные задания включают в себя:
- тесты
- открытые вопросы (задачи)
Тест № 1 включает 5 вопросов типа «Верно/Неверно». Они представляют собой высказывание, которое участник олимпиады должен оценить как верное, если абсолютно с ним согласен, или неверное, если знает хотя бы одно исключение. За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого максимально по тесту № 1 5 баллов.
Тест № 2 включает 7 вопросов типа «5:1». В каждом вопросе из 5 вариантов ответа нужно выбрать единственный верный ответ. За каждый правильный ответ – 2 балла. Итого максимально по тесту № 2 14 баллов.
Тест № 3 может включать 5 вопросов типа «5:N». Из нескольких вариантов ответа нужно выбрать все верные ответы. За каждый правильный ответ – 3 балла. Итого максимально по тесту № 3 - 15 баллов.
Задачи оцениваются в 10 баллов. Итого максимально по задачам - 20 баллов. Всего: 54 балла.
Время, отводимое на выполнение работы - 90 минут.
Оборудование: калькулятор, линейка, ластик, карандаш
Используемая литература:
С.И. Иванов «Основы экономической теории. Практикум», 2009
Д.В. Акимов, О.В.Дичева, Л.Б.Щукина « Задания по экономике: от простых до олимпиадных» М.: Вита-Пресс, 2011
А.А.Мицкевич «Сборник заданий по экономике» М.: Вита-Пресс, 2010
Интернет-ресурсы. http://www.iloveeconomics.ru
http://mon.tatarstan.ru/rus/info.php?id=6994&page=3&pub_id=23201
Олимпиада обучающихся СИТТ им. Героя России А.С. Зайцева
2013-2014 учебный год
Раздел I. Тест 1.
Включает 5 вопросов типа «Верно/Неверно». Они представляют собой высказывание, которое участник олимпиады должен оценить: 1- «Верно», 2 – «Неверно». «Цена» каждого вопроса – 1 балл. Всего 5 баллов.
========= Тест. Раздел I ========== (5 вопросов, 5 баллов)
- В целях увеличения потребления одного блага, потребителю необходимо сократить потребление какого-либо другого блага.
- Верно 2) Неверно
- Суммарная выручка фирмы выросла за год в три раза. Это значит, что данная фирма реализовала в три раза больше товара, чем в прошлом году.
- Верно 2) Неверно
- Точки А(10,60), B(30,20), C(15,70), D(20,35) могут принадлежать одной КПВ:
1) Верно 2) Неверно
- Если спрос и предложение на товар уменьшаются, то будет снижаться равновесное количество данного товара при постоянной равновесной цене.
1) Верно 2) Неверно
- В условиях совершенной конкуренции кривая предложения продукции отдельной фирмы абсолютно эластична по цене.
1) Верно 2) Неверно
Раздел II. Тест 2.
Этот раздел содержит 7 вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов ответов. Нужно выбрать единственный верный ответ. Каждый ответ оценивается в 2 балла. Всего - 14 баллов.
1. Государство ввело импортную пошлину на каждую единицу товара N, равную внутренней равновесной цене данного товара. В этом случае:
1) весь производимый внутри страны товар N будет экспортироваться;
2) доходы бюджета обязательно увеличатся;
3) внутри страны возникнет дефицит, покрываемый за счет импорта;
4) общая сумма поступлений от сбора пошлины будет равна общей выручке продавцов;
5) импорт будет равен 0.
2. КПВ стран А и В имеют линейный вид и пересекаются в одной точке, это значит, что:
1) эта точка всегда обозначает оптимальную для обеих стран пропорцию обмена;
2) эта точка всегда обозначает оптимальные для обеих стран объемы обмениваемых товаров;
3) эта точка определяет равновесные объемы товаров в торговле двух стран;
4) по крайней мере, одна из КПВ построена неправильно;
5) это всего лишь точка выбора, в которой страны производят одинаковые объемы благ.
3. Витя потратил 1000 руб. на покупку новой игровой приставки, а готов был заплатить за нее 1500 руб. Чему равен потребительский излишек Вити?
1) 500 руб.
2) 1000 руб.
3) 1500 руб.
4) 1,5 руб.
5) 100 руб.
4. Коля Иванов открыл спортивный клуб в городе Х, но конкуренция на данном рынке слишком высока и он боится повысить цены на посещение клуба даже на 2%, т.к. считает, что может потерять своих постоянных посетителей. Спрос на посещение спортивного клуба в данном случае:
1) имеет высокую эластичность по цене;
2) имеет единичную эластичность по цене;
3) имеет низкую эластичность по цене;
4) абсолютно неэластичен по цене;
5) абсолютно эластичен по цене.
5. Пенсионер Иванов на своем земельном участке может вырастить 50 кг моркови, или 120 кг капусты. Альтернативная стоимость 1 кг моркови равна:
1) Невозможно определить, так как не известно, сколько и в каком количестве посажено моркови и капусты;
2) 2,4 кг капусты;
3) 5/12 кг капусты;
4) 1,2 кг капусты;
5) нет верного ответа.
6. Спрос на товар Х описывается функцией Qd=120-3P, а предложение Qs=-30+2P. В случае, если на товар Х будет установленная фиксированная цена, равная 35 руб., тогда:
1) Возникнет избыток в 25 единиц;
2) Возникнет избыток в 15 единиц;
3) Возникнет дефицит в 25 единиц;
4) Возникнет дефицит в 15 единиц;
5) Нет верного ответа.
7. Если государство установит нижний порог цены на шоколад на уровне выше равновесного, то:
1) равновесная цена шоколада поднимется;
2) на рынке образуется избыток шоколада;
3) предложение шоколада вырастет;
4) все ответы верны;
5) нет верного ответа.
Раздел III. Тест 3.
Этот раздел содержит 5 вопросов, каждый из которых содержит несколько вариантов ответов. Нужно выбрать все верные ответы. Каждый ответ оценивается в 3 балла. Всего - 15 баллов.
Выберите все правильные ответы:
1. Субституты, это такие товары, которые:
1) продаются отдельно друг от друга
2) могут заменять друг друга в потреблении;
3) имеют одинаковую предельную полезность для потребителя;
4) имеют одинаковую цену;
5) не продаются отдельно друг от друга.
2. К доходам государственного бюджета относятся:
1) Прямые налоги;
2) Импортные таможенные пошлины;
3) Косвенные налоги;
4) Экспортные таможенные пошлины;
5) Субсидии.
3. Фермер в состоянии выращивать 12 кг яблок или 6 кг груш при постоянных альтернативных издержках. Допустимыми объемами выпуска для него будут:
1) (11 кг яблок; 5 кг груш ).
2) (3 кг яблок; 3 кг груш).
3) (6 кг яблок; 6 кг груш).
4) (6 кг яблок; 3 кг груш).
5) (1 кг яблок; 1 кг груш).
4. Факторы, влияющие на предложение:
1) изменение цен на ресурсы;
2) изменения в технологии производства;
3) налоги и дотации
4) увеличение рождаемости
5. Факторы, влияющие на спрос:
1) изменение доходов потребителей
2) ожидание изменения цен
3) изменение числа покупателей
4) изменение цен на ресурсы
Задачи (максимум 20 баллов)
Задача 1 (10 баллов)
В банк помещена на год сумма 80 тыс. рублей. По истечение года клиент получает в банке 85 тыс. рублей. Цены в течение года выросли на 10%. Определить процентный доход, номинальную и реальную процентную ставки, вывод.
Задача 2 (10 баллов)
Зависимость общих издержек фирмы от выпуска представлена в таблице:
Выпуск, тыс.шт. | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Общие издержки, тыс.руб. | 100 | 140 | 200 | 300 | 440 | 600 |
На рынке установилась цена 110 руб.
Сколько продукции должно производить предприятие, чтобы достичь максимума прибыли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка внеурочного мероприятия "Развивайте дар слова""
Сценарий беседы за круглым столом с игровыми элементами на тему « Развивайте дар слова»...
Методическая разработка внеурочного мероприятия «Счастливый случай»
Интеллектуальная игра содержит познавательный, информационный, занимательный, исторический и литературный материал по учебным дисциплинам история и литература .Игра поможет углубить знания по теме: «О...
Методическая разработка внеурочного занятия по учебной практике
Методическая разработка цикла внеурочных занятий по учебной практике на тему: «Головные уборы. Изготовление исторического головного убора кокошника»,предназначена для преподавателей и студ...
Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Что такое деньги?»
Современному человеку уже не достаточно просто владеть набором компетенций. Ему необходимо уметь приобретать их все в большем объеме, а также применять в реальной жизни, реальной ситуации. Образовани...
Методическая разработка внеурочного мероприятия “Хлеб войны”
АннотацияМетодическая разработка внеурочного мероприятия «Хлеб войны» призвана способствовать воспитанию толерантности, патриотизма и становлению активной гражданской позиции студентов колледжа. Работ...
Методическая разработка внеурочного мероприятия для первокурсников по профессии «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания» «Посвящение в профессию и специальность»
Данное мероприятие направлено на формирование у обучающихся познавательного интереса к профессии «Повар, кондитер» и специальности «Технология продукции общественного питания». Проводится в перв...