Методическая разработка внеурочного занятия по учебной практике
план-конспект занятия на тему

Мовчун Ольга Николаевна

Методическая разработка цикла внеурочных занятий по учебной практике на тему: «Головные уборы. Изготовление исторического  головного убора кокошника»,предназначена  для преподавателей и студентов, обучающихся  по профессии «Закройщик».  В методической разработке  изложена технология изготовления исторического головного убора «Кокошник». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _vneklassnoe_meropriyatie.doc685.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ                                                                                                               СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 59

План-конспект внеурочного мероприятия по учебной практике.

 

Профессия: 262019.02 Закройщик

                                                                                                                                                    Разработала: мастер у/п  Мовчун О.Н.

г. Новошахтинск 2015

Внеурочное мероприятие по учебной практике.

Профессия «Закройщик»

Тема цикла занятий: «Головные уборы.  Изготовление исторических головных уборов».

Тема занятия: «Изготовление женского головного убора «Кокошник»

Подтема: «Изготовление лекал, полотна для кокошника»

Цель занятия:

Создать условия для формирования общего представления об  историческом головном уборе и формирования знаний, умений и навыков и применения их при изготовлении головных  уборов.

Задачи:

  1. Обучающие:

формировать знания, умения и навыки по планированию работы и применению их обучающимися при выполнении практической работы.

  1. Развивающие:

развивать умения анализировать свою деятельность и деятельность сокурсников;

способствовать развитию познавательного интереса к предмету, направленного на сохранение народных обычаев, творчества и традиций.

     3.Воспитательные:

       формировать навыки культуры труда и  аккуратности выполнения работы;

способствовать воспитанию взаимопомощи и сотрудничества.

Место занятия в учебном процессе: внеурочное занятие

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса преподавателем, во время выполнения практической работы.

Краткий план занятия:

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.
  3. Объявление темы урока.
  4. Объяснение нового материала.
  5. Выполнение практической работы.
  6. Закрепление материала.
  7. Подведение итогов урока.

Оснащение урока: инструкционные карты, мультимедийная презентация, карточки-задания, сантиметровая лента, образцы головных уборов. металлические заготовки для головных уборов, нитки, водорастворимая пленка, клеящие пистолеты, инструменты личного пользования

Ход занятия

Этапы

занятия

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Техническое сопровождение

I. Орг.момент

Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие.

Приветствуют преподавателя.

Вопросы:

1.Головной убор это?

2. Каково их назначение?

3. Область применения?

Ответы  обучающихся:

Убор-то, во что одеваются. Наряд, одеяние, убранство.

Головной убор-общее название вещей, служащих одеждой для головы.

 Назначение - сохранять голову в тепле,  предохраняют голову от  солнца.

Область применения -  когда-то служил символом власти и могущества, в средние века головные уборы становятся украшением и предметом роскоши,  отличали людей по сословию, замужних женщин от незамужних.

 В современное время головной убор не изменил своего предназначения,  в зависимости от сезона головные уборы делятся на зимние, весенне-осенние, летние.   И являются  прекрасным дополнением  к нашему гардеробу.

 

III. Объяснение нового материала

1.Объявление темы цикла занятий:

Мы начинаем изучать  тему « Исторические головные уборы. Изготовление  женского головного убора «Кокошник».

Тема занятия: «Изготовление лекал, полотна для кокошника»

  • Какое значение у наших предков имели головные уборы?

Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека,  его головной убор, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду - племени принадлежит, каково его общественное положение и так далее.

  • Какие были  головные уборы

  • Кокошник, кика, сорока, мурмолка, тюрбан, чепец, треуголка, цилиндр, канотье и др.

  • Одежда для головы, защита от солнца и холода.
  • Символ власти, украшение , предмет роскоши, принадлежность к сословию, по форме головного убора можно было определить замужем и из какой местности владелица…

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

2. Из истории головных уборов

В русском народном костюме особое внимание уделялось головному убору. Головной убор являлся важнейшим элементом народного костюма. По нему можно было узнать из какой местности владелица, её возраст и семейное положение. Формы головных уборов были чрезвычайно разнообразны. Головные уборы замужних женщин отличались от головных уборов девушек. Характерным признаком  девичьего головного убора была открытая макушка. Женщины же полностью закрывали волосы, так как по старинным обычаям показывать их было нельзя.

Женщины на Руси носили традиционно очень красивые головные уборы, расшитые бисером и речным жемчугом, украшали их лентами, парчой и бантами. Некоторые виды головных уборов относятся к глубокой древности.

Знакомятся с материалами слайдов, участвуют в беседе.

3. Головной убор кокошник (рис.1)

 В женском головном уборе отражалась идея неба. Да и сами головные уборы имели птичьи названия:  «кокошник» от слова «кокоть» - петух».  Женщины носили  кокошники  полумесяцем (рис.2), вышитые на бархатной или шелковой основе.  Первый раз кокошник  надевали в день свадьбы, затем носили его по большим   праздникам до рождения первого ребенка. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато (рис.3 – 4):

стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого - новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц - семена и плоды.
Кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.

Знакомятся с материалами слайда, участвуют в беседе.

4.Виды кокошников.

По конструкции выделялись четыре вида кокошников, каждый из которых был характерен для определенной территории.

 

Знакомятся с материалами слайдов, участвуют в беседе.

4.2.Кокошники в виде цилиндрической шапки с плоским дном. Они украшались золотошвейной вышивкой, бисером, жемчугом, перламутром. Надевались обычно с платком, сложенным на угол.

4.3. Кокошники с плоским овальным верхом, выступом надо лбом, лопастями над ушами. Кокошники обычно повязывались белым, украшенным золотой вышивкой платком.

 Рассматривают головные уборы и сравнивают их с увиденными ранее.

4.4.Седлообразный кокошник, представлявший собой головной убор с высоким округлым верхом в форме седла с немного поднятой передней частью. Он надевался обычно с налобником — узкой полоской орнаментированной ткани

5. Использование кокошника раньше и сейчас.

Народный костюм - связующее звено между прошлым, настоящим и будущим нашего народа

. Мы сегодня воспринимаем кокошник, больше как головной убор Снегурочки. А ведь с 19 века до 1930-х годов он был довольно популярен даже у светских дам. Самый пик моды на кокошник пришелся на 1920-е годы, когда его носили практически все. Долгое время кокошник был частью не только народного костюма. Его носили царицы, боярыни и боярышни.

Русский кокошник не  забыт и в наше время. Современные кутюрье и мир моды давно не могут обойтись без русского кокошника — подкупающее сочетание роскоши и простоты заставляет снова и  снова обращаться к этому символу русского традиционного костюма, придавая ему новые формы.

Его широко используют фольклорные, театральные и хореографические коллективы.

Участвуют в беседе и обсуждении.

6. Демонстрация головных уборов изготовленных в мастерских лицея для  фольклорных  и хореографических  коллективов города, для коллекций одежды театра мод «Палитра».

По образцам головных уборов определяют виды головных уборов.

7. Словограмма.

Предлагаю решить словограмму, в которой зашифровано название изделия.

Обучающиеся отвечают на вопросы.

Ответы:

  1. Кичка
  2. Колпак
  3. Шапка
  4. Сорока
  5. Шаль
  6. Коруна
  7. Волосник
  8. Повязка

8. План работы по изготовлению головного убора «кокошник»:

1. Снять лекало с заготовки головного убора.

2. Подготовить лекало к раскрою.

3. Подготовить водорастворимую пленку к раскрою.

5. Раскроить детали изделия.

6. Выполнить раскладку нитей в соответствии с эскизом.

7. Соединить со вторым слоем пленки и закрепить наметочными стежками.

8. С помощью линейки нанести линии для выстегивания детали, выстегать на стачивающей машине, удалить нитки наметывания.

9. В холодной воде промыть деталь до полного растворения пленки, разложить на ровной

10. Готовое полотно приклеить к металлической форме.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Составляют план работы по изготовлению кокошника, анализируя  изготовленные ранее изделия.

9. Соблюдение правил ТБ

  • Требования безопасности перед началом работы?

  • Требования безопасности во время работы на электроустановках?

  • Требования безопасности по окончании работы?

.

 1.Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.2.Убедиться в отсутствии ржавых иголок и булавок. 3.Подготовить рабочее место к работе, убрать все лишнее. 4.Убедиться в наличии и исправности защитного заземления  корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины.

1.Перед включением электроустановки в электрическую сеть встать на диэлектрический коврик. 2.Не включать электроустановку в электрическую сеть мокрыми и влажными руками. 3.Соблюдать правила эксплуатации электроустановки, не подвергать ее механическим ударам, не допускать падений. 4.Не касаться проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением, без средств индивидуальной защиты. 5.Следить за исправной работой электроустановки, целостностью изоляции и заземления. 7.Не разрешается работать на электроустановках в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и заземления.

1.Отключить все электрические приборы от сети. 2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место. 3.Провести влажную уборку помещения и его проветривание. 4. Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.

IV.Практическая работа: «Изготовление женского головного убора «Кокошник» «Изготовление лекал, полотна для кокошника»

1. Изготовление лекал с заготовки головного убора.

2. Последовательность:

  • Выполняем раскладку лекал на водорастворимой пленке;
  • Производим обмеловку лекал, выкраиваем.

  • На первый слой пленки раскладываем нити в соответствии с эскизом.

  • Накрываем вторым слоем пленки и скрепляем наметочными стежками.

  • Наносим линии стежки и выстегиваем деталь кокошника, удаляем нитки наметывания.

  • В холодной воде промываем пленку, до полного ее растворения и раскладываем деталь для просушки на чистую и ровную поверхность.

  • С помощью клеевого пистолета приклеиваем полотно к металлической форме кокошника.

3. Инструктаж по выполнению практической работы

4. Текущий контроль над выполнением практической работы.

5. Проверка качества выполненной работы.

Слушают объяснение.

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Составляют план работы по изготовлению кокошника, анализируя сшитые ранее изделия.

Самостоятельно выполняют практическую работу.

V. Закрепление полученных знаний

Вопросы:

1. Какую тему мы начали изучать?

   

 

2.К какому виду по конструкции относится кокошник, изготовление которого мы сегодня начали?

      3. Какую работу мы выполняли?

 

4. Для закрепления нового материала предлагаю карточки-задания «Назвать виды головных уборов»

Отвечают на вопросы:

Мы начали изучать тему «Исторические головные уборы.  Изготовление кокошника»

Однорогий кокошник в форме равнобедренного треугольника

Мы изготовили лекало полотна для кокошника.

Выполняют задание

Выполняют работу по карточкам

VI. Подведение итогов

1. Отмечаю работу обучающихся, их активность, оцениваю правильность выполненной работы.

2. Рефлексия

Задание: Продолжить предложение.

Читают начало предложения и продолжают его.

VII. Оценка работ на занятии и  практических работ

Предлагаю оценить занятие, используя сигнальные карточки.

Оценивают занятие сигнальными карточками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по теме: «Что такое деньги?»

Современному человеку уже не достаточно просто владеть набором компетенций. Ему необходимо уметь приобретать их все в большем объеме, а также применять в реальной жизни, реальной ситуации. Образовани...

Методическая разработка внеурочного занятия по астрономии «Жизнь и разум во Вселенной»

Мероприятие ориентировано на формирования естественнонаучных знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, космонавтики, космоло...

Разработка к занятию по учебной практике по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми"

Данная разработка предназначена для использования на занятии по учебной практики по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми" преподавателями в качестве справочного материала при отработке...

Методическая разработка внеурочного занятия (классного часа) Всемирный день сердца «Это должен знать каждый...»

Методическая разработка подготовлена для проведения внеурочного занятия, посвященного актуальной проблеме - профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Забота о здоровье выдвигается в качестве главн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УКАЗАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.04 «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА» по МДК 04.01 Технология продажи непродовольственных товаров»

Методические указания по прохождению учебной практики по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих составлены в соответствии...

Методическая разработка внеурочного занятия

Данная методическая разработка является плодом многих лет работы с обучающимися, у которых отсутствует мотивация не только к изучению иностранных языков, но и к обучению в общем. В представленной рабо...