Профилированная программа по предмету "Экономика" по профессии "Продавец, контролер, кассир"
рабочая программа по теме

Ли Наталья Витальевна

Данная программа предназначена для преподавателей экономики социально - гуманитарного профиля по професии "Продавец, контролер, кассир". Программа составлена  с учетом ФГОС 3 поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_profilirovannnaya.docx65.36 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное образовательное автономное учреждение

Начального профессионального образования

«Профессиональный лицей №45» г. Уссурийск

УТВЕРЖДЕНО

зам. директора по УПР

____________ Н.И. Горох

«____» __________201_г.

ОДОБРЕНО

председатель МК

 профессионального цикла

__________Т.А. Ягайлова

«____» __________201_ г.

Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет: «Экономика»

Профессия по НПО: 100701.01  «Продавец, контролер,

                                                         кассир»

Количество часов: 107

Преподаватель: Ли Н.В.

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» является профильной программой  предназначена для изучения права в учреждении начального профессионального образования, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих по профессии  100701.01 Продавец, контролер, кассир.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего   (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и федеральному государственному образовательному стандарту начального профессионального образования по профессии 100701.01 Продавец, контролер, кассир.  Право изучается в  учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

При освоении профессий НПО социально-экономического профиля право  изучается как профильный учебный предмет: в учреждениях НПО – в объеме 107 часов.

Основой интеграции являются:  область профессиональной деятельности (организационно - технологический процесс обслуживания покупателей, продажа товаров потребительского и промышленного назначения необходимого ассортимента в организациях, оптовой и розничной торговли различных форм собственности); объекты профессиональной деятельности  (товарно - сопроводительные документы, торгово – технологический ассортимент); виды профессиональной деятельности  (продажа продовольственных товаров, продажа непродовольственных товаров, работа на контрольно – кассовой технике, и расчеты с покупателями); общие компетенции (умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, соблюдать  правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами стандартами и правилами продажи товара); профессиональные компетенции (осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале, проверять комплектность и количественные характеристики товаров, обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, осуществлять контроль за сохранностью товарно – материальных ценностей, соблюдать условия хранения и сроки реализации продаваемых продуктов); а также знания и умения учащихся.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих   целей:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Основополагающим принципом  профильной программы является  отраслевой принцип профилирования, направленный на лимитированный отбор содержания, связанного с особенностями содержания профессионального обучения.

В основу конструирования профильной программы положена следующая система правил: правило профессиональной направленности, способствующее разрешению противоречия между целостностью личности и профессиональностью; правило компетентностной направленности интегрированного содержания, обеспечивающее формирование общих и профессиональных компетенций; правило инвариантности ядра содержания, выражающееся в формировании блока инвариантных знаний и умений; правило вариативности, предполагающее гибкость и многообразие содержания, что позволит выпускнику активно включиться в трудовую деятельность, обладая именно такой квалификацией, которая востребована на региональном рынке труда и наиболее полно отвечает его способностям и интересам; правило развития - направленности обучения на непрерывное развитие учащихся за счёт освоения новых способов деятельности, связанных с анализом и синтезом знаний, решения комплексных профессиональных задач; правило практической направленности содержания, предполагающее при отборе содержания обучения ориентацию на отражение в конкретной профессии, в конкретных видах профессиональной деятельности; правило проблемности содержания, обеспечивающее актуализацию познавательной потребности, формирование мотивации на освоение новых знаний, умений, практического опыта; правило активности обучения, позволяющее активизировать познавательную, самостоятельную деятельность учащихся.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта  среднего (полного) общего образования базового уровня.

Содержание  программы представлено 7 темами:

1. Экономика и экономическая наука

2. Семейный бюджет

3. Рыночная экономика

4. Труд и заработная плата

5. Деньги и банки

6. Государство и экономика

7. Международная экономика

        Содержание каждой темы  включает теоретический и практико-ориентированный материал, реализуемый в форме  практикумов с использованием средств ИКТ.

При  освоении программы у обучающихся формируется информационно-коммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по эконмике, необходимые для изучения других общеобразовательных предметов, для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни.

Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений самостоятельно и избирательно применять экономические знания,  пользоваться  комплексными способами представления и обработки информации, а также  изучить  возможности использования экономических знаний для профессионального роста.

 В программе учтены особенности содержания обучения по профессии и специальностям социально-экономического  профиля в учреждениях НПО и СПО.

Программа содержит несколько вариантов  тематического планирования, в зависимости  от часов, выделяемых на изучение права при овладении обучающимися профессиями  и специальностями различных  профилей  в учреждениях НПО и СПО.

В каждом варианте тематического планирования предусмотрен  резерв учебного времени, предоставляющий  возможность преподавателю обобщить изученные темы, разделы,  включить в содержание обучения  дополнительный профессионально значимый материал.

Программа содержит примерную тематику учебных проектов  для организации самостоятельной деятельности обучающихся в процессе изучения права.

В  программе курсивом выделен материал, который  при изучении учебной дисциплины  «Экономика» контролю не подлежит.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального профессионального образования  уточняют  последовательность изучения учебного материала, виды самостоятельной работы обучающихся, темы учебных проектов, профессионально значимый материал,   распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального  образования.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

        

Социально - экономический профиль

Краевое государственное образовательное автономное учреждение

начального профессионального образования

«Профессиональный лицей» г. Уссурийск

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.

1. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

1.1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

1.2. Факторы производства и факторные доходы

Факторы производства. Заработная плата. Заработная плата продавца.  (ОК 6).Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.

Практическая работа

Расчет прибыли и рентабельности продукции.

1.3. Выбор и альтернативная стоимость

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

1.4. Типы экономических систем

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.

1.5. Собственность. Конкуренция

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

2. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ

2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.

Практическая работа

Расчет семейного бюджета.

2.2. Рациональный потребитель

Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.

3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Изучение спроса покупателей. Определение критериев конкурентоспособности на основе покупательского спроса.(ПК 2.3,2.6,2.7) Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.

Практическая работа

Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия.

Изучение спроса покупателей.

3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность в сфере торговли. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Виды и типы организации торговли по идентифицирующим признакам. Основы менеджмента (методы управления предприятием,  система планирования, выработка стратегии, контроль). (ПК 2.7, ОК 3) Организационно-правовые формы предприятий.

3.3. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

Практическая работа

Расчет длительности производственного цикла.

3.4. Издержки. Выручка

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

Практическая работа

 Расчет себестоимости готовой продукции.(ПК 2.7)

3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

4. ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

5. ДЕНЬГИ И БАНКИ

5.1. Понятие денег и их роль в экономике

Деньги: сущность и функции. История происхождения денег. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. Признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств.(ПК 2.6, ОК 3,6)

Практическая работа

Распознавание платежеспособности государственных денежных знаков. (ПК 2.6, ОК 3,5,6)

5.2. Банковская система. Финансовые институты

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

5.3. Инфляция и ее социальные последствия

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

5.4 Основы  маркетинга.

Реклама. Виды рекламы. Управление ценой и сбытом. Маркетинговые стратегии торговых предприятий. (ПК 2.6, 2.7;ОК 1,4,6)

Практическая  работа

Виды рекламной продукции.

        6. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА

6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

6.3. Государственный бюджет. Государственный долг

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

6.5. Основы денежной политики государства

Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА

7.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Современные торговые связи Российской Федерации в области международной торговли. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.

7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы.

7.3. Особенности современной экономики России

Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Развитие предпринимательства в современной России.  Россия и мировая экономика.

Тема

Учебные элементы

Кол-во часов

Уровень усвоения

Введение.

1. 1. ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА -16 часов

    1.1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов

Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.

1.2. Факторы производства и факторные доходы

Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента.

Практическая работа

Расчет прибыли и рентабельности продукции.

1.3. Выбор и альтернативная стоимость

Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.

1.4. Типы экономических систем

Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.

1.5. Собственность. Конкуренция

Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.

Контрольная работа

Требования к знаниям:

  • правильно употреблять основные экономические  понятия

Требования к умениям:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения и оценки экономической информации;

 2. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ-6  часов

2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование

Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.

Практическая работа

Расчет семейного бюджета.

2.2. Рациональный потребитель

Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.

Требования к знаниям:

  • правильно употреблять основные экономические  понятия

Требования к умениям:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн:

  • для получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

 3. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА-33 часа

3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Изучение спроса покупателей. Определение критериев конкурентоспособности на основе покупательского спроса.(ПК 2.3,2.6,2.7) Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры.

Практическая работа

Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия.

Изучение спроса покупателей.        

3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы

Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность в сфере торговли. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Виды и типы организации торговли по идентифицирующим признакам. Основы менеджмента (методы управления предприятием,  система планирования, выработка стратегии, контроль). (ПК 2.7, ОК 3) Организационно-правовые формы предприятий.

3.3. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда

Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда.

Практическая работа

Расчет длительности производственного цикла.

3.4. Издержки. Выручка

Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.

Практическая работа

 Расчет себестоимости готовой продукции.(ПК 2.7)

3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.

Требования к знаниям:

  • правильно употреблять основные экономические  понятия,
  • основы менеджмента.

Требования к умениям:

  • изучать спрос покупателей,
  • налаживать контакты с партнерами,
  • определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса,
  • выполнять расчеты по себестоимости готовой продукции

ОК 3 анализировать рабочую ситуацию, нести ответственность за результаты своей работы.

  • работать в команде
  • использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

                                                                                                     

4. ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА-11 часов

4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда

Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.

4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы

Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.

Контрольная работа

Требования к знаниям:

  • правильно употреблять основные экономические  понятия
  • знать нормативные документы по защите прав продавцов

Требования к умениям:

  • работать в команде
  • описывать: основные формы заработной платы и стимулирования труда

           5.  ДЕНЬГИ И БАНКИ- 14 часов

5.1. Понятие денег и их роль в экономике

Деньги: сущность и функции. История происхождения денег. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. Признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств.(ПК 2.6, ОК 3,6)

Практическая работа

Распознавание платежеспособности государственных денежных знаков. (ПК 2.6, ОК 3,5,6)

5.2. Банковская система. Финансовые институты

Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения.

5.3. Инфляция и ее социальные последствия

Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.

5.4 Основы  маркетинга.

Реклама. Виды рекламы. Управление ценой и сбытом. Маркетинговые стратегии торговых предприятий. (ПК 2.6, 2.7;ОК 1,4,6)

Практическая  работа

Виды рекламной продукции.

Требования к знаниям: знать/понимать:

функции денег, банковскую систему; виды инфляции.

  • основы маркетинга
  • виды рекламы
  • основные понятия

\Требования к умениям: 

  • описывать: инфляцию,
  • проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
  • работать в команде
  • использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн:

  • для получения и оценки экономической информации;
  • оценки собственных действий в качестве потребителя экономических, члена семьи и гражданина.

    6. ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА- 15 часов

6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.

6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов

Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов.

6.3. Государственный бюджет. Государственный долг

Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура.

6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.

6.5. Основы денежной политики государства

Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.

Контрольная работа

Требования к знаниям:

знать/понимать:

  •  кредитно-денежную систему, основные виды налогов

\Требования к умениям:

  • описывать: основные статьи госбюджета России, экономический рост.

7. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА- 10 часов

7.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли

Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Современные торговые связи Российской Федерации в области международной торговли. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли.

7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы

Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы.

7.3. Особенности современной экономики России

Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Развитие предпринимательства в современной России.  Россия и мировая экономика.

Итоговое повторение

Требования к знаниям:

  • основные понятия: валюта, курс;
  • факторы, определяющие валютные курсы,
  • основные экономические реформы в РФ.
  • современные направления в области торговли и сотрудничества РФ.

\Требования к умениям:

  • объяснять: проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для получения и оценки экономической информации;

1

16

3

3

1

2

4

2

1

1

6

2

2

2

33

7

1

2

8

7

1

4

2

3

11

6

5

1

14

2

1

3

2

4

2

15

2

3

3

3

3

1

10

4

3

3

2

1

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

3

3

2

2

3

2

3

2

2

2

2

2

2

2

3

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


Примерные темы рефератов

Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.

Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.

Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (Г. Уссурийск, Приморский край).

Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.

Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.

Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.

Экономические кризисы в истории России.

Центральный банк и его роль.

Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.

Проблемы вступления России в ВТО.

Россия на рынке технологий.

Финансовый кризис 2008 года в России.

Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.

Электронные рынки как феномен мировой экономики.

Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.

Внешний долг России и проблемы его урегулирования.

Мировой опыт свободных экономических зон.

Возникновение и эволюция денег на Руси.

Международные валютно-финансовые организации.

Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс).

Форум АТЭС 2012 г. в г. Владивостоке.

Деньги. Эволюция денег.

Приватизация в России.

Налогообложение малых предприятий.

Калькулирование себестоимости продукции.

Приморье в системе экономических отношений со странами АТР.

Перспективы развития Приморского края до 2025 года.


ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество

часов

160

107

Введение

2

1

1. Экономика и экономическая наука

24

16

1.1. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов.

4

3

1.2. Факторы производства и факторные доходы

Практическая работа

"Расчет прибыли и рентабельности продукции"

8

3

1

1.3. Выбор и альтернативная стоимость

4

2

1.4. Типы экономических систем

4

4

1.5. Собственность. Конкуренция

2

2

1.6. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена

2

1

Контрольная работа

1

2. Семейный бюджет

14

5

2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование.

Практическая работа "Расчет семейного бюджета"

8

2

2

2.2. Рациональный потребитель

6

2

3. Рыночная экономика

42

33

3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.

Практическая работа

"Анализ спроса и предложения"

"Изучение спроса покупателей"

8

7

1

2

3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы

8

8

3.3. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда

Практическая работа "Расчет длительности производственного цикла"

10

7

3.4. Издержки. Выручка

Практическая работа "Расчет себестоимости готовой продукции"

9

5

1

3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок

8

3

4. Труд и заработная плата

16

11

4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда

8

6

4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы

8

5

5. Деньги и банки

14

14

5.1. Понятие денег и их роль в экономике

Практическая работа "Распознавание платежеспособности государственных денежных знаков"

5

3

1

5.2. Банковская система. Финансовые институты

6

3

5.3. Инфляция и ее социальные последствия

4

2

5.4 Основы маркетинга.

Практическая работа "Виды рекламной продукции"

4

4

2

6. Государство и экономика

28

15

6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага

4

2

6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов

4

2

6.3. Государственный бюджет. Государственный долг

4

2

 6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы

12

3

6.5. Основы денежной политики государства

5

3

7. Международная экономика

12

10

7.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли

3

4

7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы

3

3

7.3. Особенности современной экономики России

5

3

Итоговое повторение

2

Итого

160

107


ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины «Экономика» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;

уметь:

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизн:

  • для получения и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных действий в качестве потребителя экономических, члена семьи и гражданина.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2002.

Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 5-е изд., испр. и доп. – М., 2007.

Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.

Гомола А.И. Бизнес-планирование. Уч. пособие для СПО. – М., 2005.

Гомола А.И., Кириллов В.Е., Кириллов С.В.Бухгалтерский учет. Учебник. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2006.

Гражданский кодекс РФ с изменениями и дополнениями. – М., 2004.

Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.

Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2007.

Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.

Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2005.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.

Сафонов Н.А. Экономика предприятия. – М., 2002.

Слагода В.Г. Экономическая теория: уч. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2005.

Соколинский В.М. Экономическая теория: уч. пособие. – 3-е изд., стер. – КноРус, 2007.

Соколова С.В. Основы экономики. Учебник для НПО. – М., 2002.

Соколова С.В. Основы экономики. Рабочая тетрадь к учебнику для НПО. – М., 2002.

Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика. Учебник. – М., 2006.

Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. Учебник для НПО. – М., 2004.

Чуев И.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

Экономика предприятия (фирмы): Практикум/ Под ред. проф. О.И. Волкова, проф. В.Я. Позднякова. – М., 2007.


Для преподавателей

Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: Учебник. – М., 2008.

Экономика организации (предприятия): учебник/ под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

Экономика предприятия: Учебник / под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2007.

Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб., 2007.


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………..

Примерное содержание учебной дисциплины ………

Введение…………………………………………………...

1. Экономика и экономическая наука…………………...

2. Семейный бюджет……………………………………...

3. Рыночная экономика…………………………………...

4. Труд и заработная плата……………………………….

5. Деньги и банки…………………………………………

6. Государство и экономика……………………………...

7. Международная экономика……………………………

Примерные темы рефератов……………………………...

Примерный тематический план ……………………...

Требования к результатам обучения …………………

Рекомендуемая литература……………………………….

 3

 5

 5

 5

 6

 7

 8

 9

10

11

23

24

27

28



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по профессии "Продавец, контролер-кассир"

Программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, сл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК ПМ.02 Продажа продовольственных товаров 100701.01 Продавец, контролер-кассир

Рабочая программа учебной и производственной практик ПМ.02 Продажа продовольственных товаров составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО с учетом рекомендаций и ОПОП СПО по профессии 100701.01 П...

рабочая программа ПМ 01 по профессии продавец, контролер-кассир

рабочая программа ПМ 01 по профессии продавец, контролер-кассир...

рабочая программа ПМ 01 по профессии продавец, контролер-кассир

рабочая программа ПМ 01 по профессии продавец, контролер-кассир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...

Рабочая программа учебной дисциплины для интегрирования в образовательные программы по профессии 38.01.02. Продавец, контролер - кассир ОП.04 Санитария и гигиена

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 Санитария и гигиена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС...