Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для реализации государственных требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессиии 23.01.03. Автомеханик, базовой подготовки, утверждённых Министерством образования Российской Федерации, приказ от «5» апреля 2010г №273.
Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» цикла ОДБ для профессии 23.01.03. Автомеханик ,составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Содержание рабочей программы включает: паспорт программы учебной дисциплины, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Логическая последовательность разделов и тем дает возможность студентам получить устойчивые знания: в области чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, основах военной службы.
Для эффективного усвоения знаний предусматривается применение информационных технологий, что позволит повысить интерес к изучению предмета.
В рабочей программе представлена система контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._obzh_oam_1-2.docx | 49.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта»
Онохойский филиал
РАССМОТРЕНА на заседании
ЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол №__от «__»______2019г
Председатель ЦК
_____________ /_О.А.Жарникова_ /
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.07 Основы безопасности жизнедеятельности
23.01.03. Автомеханик
Онохой 2019 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы, на основе федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 23.01.03 Автомеханик базовой подготовки, входящей в укрупненную группу 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта, по направлению «Инженерное дело, технологии и технические науки»
Организация- составитель: ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта»
Составитель: Кибирева Татьяна Михайловна преподаватель ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта» Онохойского филиала.
Организация- составитель: ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта»
Составитель: Кибирева Татьяна Михайловна преподаватель ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта» Онохойского филиала
Рецензенты:
Зав по УМР ОФ ГАПОУ РБ «БРТАТ» __________________Н.В. Гиль
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу дисциплины « Основы безопасности жизнедеятельности»
для специальностей транспорта, составленную преподавателем ГАПОУ РБ «Бурятский республиканский техникум автомобильного транспорта » Т.М. Кибиревой
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для реализации государственных требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по профессиии 23.01.03. Автомеханик, базовой подготовки, утверждённых Министерством образования Российской Федерации, приказ от «5» апреля 2010г №273.
Рабочая программа дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» цикла ОДБ для профессии 23.01.03. Автомеханик ,составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Содержание рабочей программы включает: паспорт программы учебной дисциплины, структуру и содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
Логическая последовательность разделов и тем дает возможность студентам получить устойчивые знания: в области чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, основах военной службы.
Для эффективного усвоения знаний предусматривается применение информационных технологий, что позволит повысить интерес к изучению предмета.
В рабочей программе представлена система контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины. Преподаватель уделяет внимание работе с компьютерными программами, так как возросшие требования к уровню подготовки выпускника предполагает использование современных технологий в обучении.
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть рекомендована для реализации в учебном процессе.
Рецензент:
Гиль Наталья Викторовна _____________________
заведующая по учебно-производственной работе,
ГАПОУ РБ «БРТАТ» Онохойский филиал
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 16 |
| 17 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной базовой программы СПО по специальности 23.01.03 «Автомеханик» входящей в укрупненную группу 23.00.00 Техника и технология наземного транспорта, по направлению «Инженерное дело, технологии и технические науки»
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общеобразовательная базовая дисциплина
- Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских в соответствии с полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и само регуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
-оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащения) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебная нагрузка обучающихся 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 72 часов;
самостоятельной работы обучающихся 36 часов.
Практические работы обучающихся 36 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторные работы | - |
практические занятия | 36 |
контрольные работы | - |
Самостоятельные работы обучающихся (всего) | 36 |
В том числе: | |
подготовить рефераты по темам : - Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. - Здоровый образ жизни основа укрепления и сохранения личного здоровья. | 2 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объём часов | Уровень усвоения | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||
Раздел I. Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья. | 41 | |||||||||
Тема 2.1 Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности жизнедеятельности. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасности жизнедеятельности | |||||||||
Самостоятельные работы : Подготовить рефераты по темам: - Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности. - Здоровый образ жизни основа укрепления и сохранения личного здоровья. | 2 | |||||||||
Тема 2.2 Факторы укрепляющие здоровье.
| Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. Режим труда и отдыха подростка и занятия физкультурой. Основы рационального питания. | |||||||||
Практические работы:
| 6 | |||||||||
Самостоятельные работы: - Изучение лекционного материала стр. 15-29 | 4 | |||||||||
Тема 2.3 Факторы разрушающие здоровье. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||
1 | Загрязнение атмосферы, загрязнение почв и природных вод. | |||||||||
2 | Вредные привычки, их влияние на здоровья. Влияние никотина на организм подростка. Влияние алкоголя и наркотиков на организм подростка | 2 | ||||||||
Практические работы
| 2 | |||||||||
Самостоятельные работы: подготовить презентации по темам: - Алкоголь и его влияние на здоровье человека. - Табачный дым и его составные части. - Пассивное курение и его влияние на здоровье. - Наркотики и их пагубное воздействие на организм человека. - подготовка рефератов на темы: - Витамины и их влияние на организм человека. - Воздействие музыки на организм человека. - Компьютерные игры и их влияние на организм человека. - подготовка сообщений на темы: - Стресс и его влияние на организм человека. - Пути повышения умственной и физической работоспособности. - Особенности трудовой деятельности женщин и подростков. - Негативные факторы производственной среды. - Техносфера как источник негативных факторов. - Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. | 14 | |||||||||
Тема 2.5 Правила личной гигиены. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Правила личной гигиены и гигиена беременности. Болезни передаваемые половым путём. СПИД и его профилактика | |||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить презентацию на тему: - профилактика инфекционных заболеваний. | 1 | |||||||||
Раздел II. Изучение Государственной системы обеспечения безопасности населения. | 40 | |||||||||
Тема 2.1 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Правила поведения в условиях Ч.С. природного и техногенного характера. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера. | |||||||||
Самостоятельные работы : - Изучение лекционного материала стр. 51-97 | 5 | |||||||||
Тема 2.2. Единая государственная система ГО и ЧС. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Единая государственная система ГО и ЧС. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. | |||||||||
Тема 2.3 Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Ядерные и нейтронное оружие. Химическое и бактериологическое оружие Современные обычные средства поражения. Зажигательное оружие. | |||||||||
Самостоятельные работы : - изучение опорного конспекта - Изучение лекционного материала стр. 46-71 (учебник ОБЖ 10 кл. Воробьева Ю.Л.) | 3 | |||||||||
Тема 2.4 Оповещение и информация населения об опасностях, возникающих в военное и мирное время. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов военное и мирное время | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Оповещения и информация населения об опасностях, возникающих в военное и мирное время. Убежища – коллективные средства защиты. Противорадиационные укрытия, их назначение и устройство. Простейшие укрытия, их краткая характеристика. Правила поведения в защитных сооружениях. | |||||||||
Практические работы:
| 4 | |||||||||
Тема 2.5 Организация антитеррористических мероприятий. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Организация антитеррористических мероприятий. | |||||||||
Раздел Ш. Основы обороны государства и воинская обязанность. | 18 | |||||||||
Тема 3.1 История развития вооруженных сил. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | История развития вооруженных сил. Организационная структура вооруженных сил России. | |||||||||
Тема 3.2 Виды войск и рода войск вооруженных сил РФ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Военно-Космические войска. Ракетные войска стратегического назначения Сухопутные войска Военно – Воздушные Силы (ВВС) Воздушно – десантные войска (ВДВ) Военно – Морской Флот (ВМФ) Мотострелковые, ракетные, танковые, инженерные, химические, войска ПВО и связи. | |||||||||
Тема 3.3 Функции и основные задачи вооруженных сил РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Уставы вооруженных сил РФ. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Функции и основные задачи вооруженных сил РФ, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Воинские коллективы. Воинские звания. Символы воинской чести. | |||||||||
2 | Устав внутренней службы ВС РФ. Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Дисциплинарный устав ВС РФ. Строевой устав ВС РФ | 2 | ||||||||
3 | Организация воинского учета Организация медицинского освидетельствования. Организация призыв на военную службу. Прохождения военной службы по призыву. | 2 | ||||||||
4 | Правовые аспекты воинской службы. Основные обязанности граждан при исполнении воинской службы. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе. | 2 | ||||||||
Практические работы:
| 6 | |||||||||
Раздел IV. «Основы медицинских знаний» | 27 | |||||||||
Тема 4.1 Общие правила оказания первой медицинской помощи, при ранениях, кровотечениях, ушибах, переломах, ожогах, обморожениях. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||
1 | Общие правила оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях. Общие правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, переломах, ожогах и обморожениях. . | |||||||||
2 | Оказание первой медицинской помощи при травматическом шоке, острой сердечной недостаточности, инфаркте и инсульте | 2 | 2 | |||||||
Практические занятия:
| 18 | |||||||||
Самостоятельные работы : Изучение лекционного материала на тему: «правила оказания первой медицинской помощи.» стр. 227-255 | 5 | |||||||||
| Диф.зачёт |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Безопасность жизнедеятельности»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко – Основы безопасности жизнедеятельности – Учебное пособие, МОСКВА «АКАДЕМИЯ» 2012 год. 256 с.
- Ю.Л. Воробьев,- Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 класс, АСТ Астраль МОСКВА 2010 год.273 с.
- А.Т.Смирнов,– Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 класс.
205 с.2012 год
Дополнительные источники:
- А.Т.Смирнов, Р.А. Дурнев, С.К.Миронов – Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. – Дрофа.2012 год
- В.М.Евлахов – раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 кл. – Дидактическое пособие. Дрофа.2012 год
- А.Т.Смирнов, В.А.Васнев – Основы военной службы – Учебное пособие.2013 год
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
умения: | |
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских в соответствии с полученной профессией; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; -оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. | Наблюдение и оценка деятельности в ходе проведения и защиты практических работ Наблюдение и оценка деятельности в ходе проведения и защиты практических работ Наблюдение и оценка деятельности в ходе проведения и защиты практических работ Наблюдение и оценка деятельности в ходе проведения и защиты практических работ Наблюдение и оценка деятельности в ходе проведения и защиты практических работ Наблюдение и оценка деятельности в ходе проведения и защиты практических работ Наблюдение и оценка деятельности в ходе проведения и защиты практических работ Наблюдение и оценка деятельности в ходе проведения и защиты практических работ |
Знания: | |
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащения) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | -Экспертная оценка результатов устных опросов; -Экспертная оценка результатов устных опросов; -Экспертная оценка результатов устных опросов; -Экспертная оценка результатов устных опросов; -Экспертная оценка результатов устных опросов; -Экспертная оценка результатов устных опросов; -Экспертная оценка результатов устных опросов; |
Разработчики: | ||
ГАПОУ РБ «БРТАТ» Онохойский филиал | преподаватель | Т.М. Кибирева |
Эксперты: | ||
ГАПОУ РБ «БРТАТ» Онохойский филиал | Зав по УПР | Н.В. Гиль |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
ГАПОУ РБ «БРТАТ» Онохойский филиал | Преподаватель физической культуры | Н.В. Карбаинов |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
МБОУ Ново-Онохойская СОШ | Преподаватель ОБЖ | С.М. Минеева |
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности для специальности 034702 "Документационное обеспечение и архивоведение"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 « Документационное обеспечение и ...
Рабочая программа по безопасности жизнедеятельности
КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ«СИМФЕРОПОЛЬСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА»...
Рабочая программа "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности" для специальности "Пожарная безопасность"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безоп...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальности Коммерция
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), в соответствии с примерной программой Безопасность жизнедеятельности, с социально-...
Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности по специальности среднего профессионального образования "Дошкольное образование"
Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.Программа учебно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»1.1.Место дисциплины...