Рабочая программа по безопасности жизнедеятельности
рабочая программа на тему
КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«СИМФЕРОПОЛЬСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА»
рабочая прОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее СПО) 19.01.17 «Повар, кондитер»
Организация-разработчик: Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма.
Авторы:
Гусева Елена Юрьевна- преподаватель первой категории
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«бЕЗоПАСНОСЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 19.01.17 повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы специальностей: 100401 Туризм; 101101 Гостиничный сервис; 260807 Технология продукции общественного питания; 100114 Организация обслуживания в общественном питании и направлений подготовки 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при получении среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
· использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
· ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
· применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
· владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
· оказывать первую помощь пострадавшим.
знать:
· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
· основы военной службы и обороны государства;
· задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
· способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
· организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
· основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
· область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
· порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 93 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 68 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка | 93 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 68 |
в том числе: |
|
лабораторно-практические работы | 22 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Работа с учебником, лекциями, электронными ресурсами (домашняя работа) | 25 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
| 10 | ||||
Тема 1.1. Категорийно-понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности | Содержание учебного материала |
2 | |||
Сущность и задачи безопасности жизнедеятельности Государственная политика Российской Федерации по вопросам безопасности жизнедеятельности населения. Виды опасностей жизнедеятельности. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Вероятности возникновения ЧС природного характера в Крыму. Мероприятия по профилактике возникновения ЧС на производственных объектах. | 2 | 2 | |||
Тема 1. 2. Характеристика метеорологических, тектонических опасностей | Содержание учебного материала |
3
| |||
Виды метеорологических опасностей, характер их проявлений. Стихийные бедствия. Тектонические опасности: землетрясения, извержения вулканов, цунами. Система оповещения населения о ЧС природного характера. Действия населения при метеорологических и тектонических опасностях. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить алгоритм действий при возможных метеорологических и тектонических ЧС в Крыму. | 2 | 2 | |||
Тема 1.3. Характеристика топологических опасностей, космические опасности. | Содержание учебного материала | 3 | |||
Виды топологических опасностей, характер их проявлений и действий на людей, животных, растений, объектов экономики. Действия населения при топологических опасностях. Виды космических опасностей, возможность их прогнозирования. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить алгоритм действий при возможных топологических опасностей в Крыму.
| 2 | 2 | |||
Тема 1.4. Техногенные опасности, их последствия
| Содержание материала |
2 | |||
Понятие ЧС техногенного характера. Виды техногенных опасностей и их влияние на безопасность жизнедеятельности населения. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий ЧС техногенного характера | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Возможные техногенные ЧС на предприятиях отраслей | 2 | 3 | |||
Тема 1.5. Экологические опасности, причины их возникновения | Лабораторно-практическая работа №1 Содержание учебного материала |
3 | |||
Методы оценки экологических ситуаций. Причинно-следственная связь между производственной деятельностью объектов экономики и возникновением экологических опасностей. | 2 | ||||
Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в профессиональной деятельности и в быту
| 10 | ||||
Тема 2.1. Риск, как количественная оценка опасности
| Лабораторно-практическая работа №2 Содержание учебного материала |
| 3
| ||
Оценки опасностей риска в профессиональной деятельности Разработка профилактических мероприятий по снижению риска для жизни и здоровья работающего персонала на предприятиях отрасли | 2
| ||||
Тема 2.2. Требования безопасности к техническим системам и средствам | Лабораторно-практическая работа №3 Содержание учебного материала | 3
| |||
Коллективные и индивидуальные средства защиты при эксплуатации оборудования Правила безопасности при работе с инструментами и инвентарем | 2 | ||||
Тема 2.3. Пожарная безопасность в профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |||
Сущность и виды горения Понятие пожаровзрывоопасности Классификация помещений по взрывоопасности Противопожарные мероприятия на производственных объектах Государственный пожарный надзор и контроль | 2 | ||||
Тема 2.4. Химическая безопасность в профессиональной деятельности | Лабораторно-практическая №4 Содержание учебного материала |
| 3
| ||
Виды химических веществ, применяемых в отрасли. Разработка мероприятий и инструкций для защиты работающего персонала от химических отравлений. | 2 | ||||
Тема 2.4. Виды потенциальных опасностей и их последствий в быту | Содержание учебного материала |
| 2 | ||
Виды и причины травматизма, инфекционных и других видов заболеваний в быту. Социально-политические опасности. Понятие здорового образа жизни Профилактика травматизма и заболеваний | 2 | ||||
Раздел 3. | |||||
|
|
|
| ||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
Раздел 4. Медицинские знания при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | 4 | ||||
Тема 4.1. Первая медицинская помощь пострадавшим
| Лабораторно-практическое занятие № Содержание учебного материала |
|
| ||
Основные правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила остановки артериального кровотечения. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 2 | 3 | |||
Тема 4.2. Первая медицинская помощь пострадавшим
| Лабораторно-практическое занятие № Содержание учебного материала |
|
| ||
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. Первая медицинская помощь при остановке сердца. | 2 |
3 | |||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||
Всего | 93 | ||||
3. условия реализации программы учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
- информационных технологий в профессиональной деятельности;
- библиотеку с читальным залом.
Оборудование учебного кабинета: плакаты по безопасности жизнедеятельности и гражданской обороне, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, подключенные к системе телекоммуникаций (сеть Интернет, электронная почта).
Технические средства обучения: видео- и аудиоаппаратура, мультимедийный проектор, тесты входного и выходного контроля по безопасности жизнедеятельности, электронные учебники и пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная литература
1. Карнаух Н.А. Охрана труда: учебник. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 380 с. — (Основы наук).
2. Шалагина М.А. Охрана труда и техника безопасности: практическое пособие. — М.: Экзамен, 2008. — 221 с.
3. Стрелец В.М. Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 192 с. — (Серия «Шпаргалки»).
Информационное обеспечение
1. Об основах охраны труда : федер. закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ [с изм. по состоянию на 26 декабря 2005 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. О пожарной безопасности : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ [с изм. по состоянию на 12 марта 2014 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
3. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний : федер. закон от 2 июля 1998 г. [с изм. по соcтоянию на 21. 07. 2007 г. № 183-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
Дополнительные источники
1. Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях: специализирован. журнал. — М. : Центр изучения проблем здравоохранения и образования. — 6 р. в год.
2. Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях: специализирован. журнал. — М. : Центр изучения проблем здравоохранения и образования. — Ежемесяч.
Дополнительная литература
2. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. – М.: ВАСОТ. 2003.
3. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.– М. ВАСОТ, 2002
4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности–наука о выживании в техносфсре – М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып. 1.
5. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона.–М.: Высшая школа, 2006.
6. Гусельев А. Вновь об экологической безопасности [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.hr-portal.ru/article/vnov-ob-ekologicheskoi-bezopasnosti
7. Драйздейл Д. Введение в динамику пожаров: Пер. с англ. К.Г. Бомштейна / Под ред. Ю.А. Кошмарова, В.Е. Макарова. – М.: Стройиздат, 2000.
8. Каммерер Ю.Ю., Харкевич А.Е. Аварийные работы в очагах поражения / Под ред. Б. П. Иванова. – М.: Энергоатомиздат, 1991.
9. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях / Реферативный сборник ВИНИТИ.– М.: Вып. 1-12. 1991. Вып. 1-6, 1992.
10. Убежища гражданской обороны: Конструкции и расчет/В.А. Котляревский, В.И. Ганушкин. А.А. Костин и др.; Под ред. В.А. Котляревского. – М.: Стройиздат. 2009.
11. Коституция Российской Федерации. – М.: - Юридическая литература.
12. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.
13. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ.
14. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ.
15. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ.
16. Коряев В.А., Баскакова Н.И., Куликов Н.И. и др. Вопросы охраны труда в образовании. – Тамбов: ТОИПКРО, 2002.
17. Коряев В.А., Коровин В.П. Охрана труда в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
18. Международный салон «Комплексная безопасность» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.isse-russia.ru
19. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.mchs.gov.ru
20. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
21. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ.
22. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации. /Международный иллюстрированный экологический журнал “Экос”, 2002
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а также выполнения обучающимся индивидуальных занятий, проектов, исследований
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; |
разработка мероприятия по защите населения от ЧС;
|
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; | воспроизведение действий при использовании средств защиты; оценка работы на практическом занятии на основании умений проводить проверку безопасности на рабочем месте; |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы |
применять первичные средства пожаротушения; | разработка мер пожарной безопасности. Перечисление правил безопасного поведения при пожаре. |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; | комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы;
|
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; | комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы;
|
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы;
|
оказывать первую помощь пострадавшим; | практическое занятие;
|
знания: |
|
принципы обеспечения устойчивости объектов | перечисление принципов обеспечения устойчивости объектов экономики; определение последствий природных и техногенных ЧС; |
экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; | знание видов опасности, возможные их последствия на предприятиях отрасли; разработка профилактических мер для снижения уровней опасностей; |
основы военной службы и обороны государства; |
фронтальный опрос |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; |
фронтальный опрос |
способы защиты населения от оружия массового поражения; |
фронтальный опрос |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | изложение мер пожарной безопасности, перечисление правил безопасного поведения при пожаре, разработка мероприятий пожарной профилактики; |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | фронтальный опрос |
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; | тестирование
|
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | фронтальный опрос
|
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | практическое занятие
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bzhd_68_ch._rab._prog.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«СИМФЕРОПОЛЬСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2014 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее СПО) 19.01.17 «Повар, кондитер»
Организация-разработчик: Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма.
Авторы:
Гусева Елена Юрьевна- преподаватель первой категории
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 19.01.17 повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы специальностей: 100401 Туризм; 101101 Гостиничный сервис; 260807 Технология продукции общественного питания; 100114 Организация обслуживания в общественном питании и направлений подготовки 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при получении среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 повар, кондитер.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов/зачетных единиц на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 93 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 68 часа;
самостоятельной работы обучающегося - 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Безопасность жизнедеятельности»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов/зачетных единиц |
Максимальная учебная нагрузка | 93 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 68 |
в том числе: | |
лабораторно-практические работы | 22 |
контрольные работы | 0 |
Самостоятельная работа Работа с учебником, лекциями, электронными ресурсами (домашняя работа) | 25 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 1 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 10 | ||||
Тема 1.1. Категорийно-понятийный аппарат безопасности жизнедеятельности | Содержание учебного материала | 2 | |||
Сущность и задачи безопасности жизнедеятельности Государственная политика Российской Федерации по вопросам безопасности жизнедеятельности населения. Виды опасностей жизнедеятельности. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Вероятности возникновения ЧС природного характера в Крыму. Мероприятия по профилактике возникновения ЧС на производственных объектах. | 2 | 2 | |||
Тема 1. 2. Характеристика метеорологических, тектонических опасностей | Содержание учебного материала | 3
| |||
Виды метеорологических опасностей, характер их проявлений. Стихийные бедствия. Тектонические опасности: землетрясения, извержения вулканов, цунами. Система оповещения населения о ЧС природного характера. Действия населения при метеорологических и тектонических опасностях. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить алгоритм действий при возможных метеорологических и тектонических ЧС в Крыму. | 2 | 2 | |||
Тема 1.3. Характеристика топологических опасностей, космические опасности. | Содержание учебного материала | 3 | |||
Виды топологических опасностей, характер их проявлений и действий на людей, животных, растений, объектов экономики. Действия населения при топологических опасностях. Виды космических опасностей, возможность их прогнозирования. | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Составить алгоритм действий при возможных топологических опасностей в Крыму. | 2 | 2 | |||
Тема 1.4. Техногенные опасности, их последствия | Содержание материала | 2 | |||
Понятие ЧС техногенного характера. Виды техногенных опасностей и их влияние на безопасность жизнедеятельности населения. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий ЧС техногенного характера | 2 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся. Возможные техногенные ЧС на предприятиях отраслей | 2 | 3 | |||
Тема 1.5. Экологические опасности, причины их возникновения | Лабораторно-практическая работа №1 Содержание учебного материала | 3 | |||
Методы оценки экологических ситуаций. Причинно-следственная связь между производственной деятельностью объектов экономики и возникновением экологических опасностей. | 2 | ||||
Раздел 2. Безопасность жизнедеятельности в профессиональной деятельности и в быту
| 10 | ||||
Тема 2.1. Риск, как количественная оценка опасности | Лабораторно-практическая работа №2 Содержание учебного материала | 3 | |||
Оценки опасностей риска в профессиональной деятельности Разработка профилактических мероприятий по снижению риска для жизни и здоровья работающего персонала на предприятиях отрасли | 2
| ||||
Тема 2.2. Требования безопасности к техническим системам и средствам | Лабораторно-практическая работа №3 Содержание учебного материала | 3 | |||
Коллективные и индивидуальные средства защиты при эксплуатации оборудования Правила безопасности при работе с инструментами и инвентарем | 2 | ||||
Тема 2.3. Пожарная безопасность в профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | |||
Сущность и виды горения Понятие пожаровзрывоопасности Классификация помещений по взрывоопасности Противопожарные мероприятия на производственных объектах Государственный пожарный надзор и контроль | 2 | ||||
Тема 2.4. Химическая безопасность в профессиональной деятельности | Лабораторно-практическая №4 Содержание учебного материала | 3 | |||
Виды химических веществ, применяемых в отрасли. Разработка мероприятий и инструкций для защиты работающего персонала от химических отравлений. | 2 | ||||
Тема 2.4. Виды потенциальных опасностей и их последствий в быту | Содержание учебного материала | 2 | |||
Виды и причины травматизма, инфекционных и других видов заболеваний в быту. Социально-политические опасности. Понятие здорового образа жизни Профилактика травматизма и заболеваний | 2 | ||||
Раздел 3. | |||||
Раздел 4. Медицинские знания при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | 4 | ||||
Тема 4.1. Первая медицинская помощь пострадавшим | Лабораторно-практическое занятие № Содержание учебного материала | ||||
Основные правила оказания первой медицинской помощи. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила остановки артериального кровотечения. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата | 2 | 3 | |||
Тема 4.2. Первая медицинская помощь пострадавшим | Лабораторно-практическое занятие № Содержание учебного материала | ||||
Первая медицинская помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота. Первая медицинская помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины. Первая медицинская помощь при остановке сердца. | 2 | 3 | |||
Дифференцированный зачет | 2 | ||||
Всего | 93 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия:
- учебного кабинета безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
- информационных технологий в профессиональной деятельности;
- библиотеку с читальным залом.
Оборудование учебного кабинета: плакаты по безопасности жизнедеятельности и гражданской обороне, мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютеры, подключенные к системе телекоммуникаций (сеть Интернет, электронная почта).
Технические средства обучения: видео- и аудиоаппаратура, мультимедийный проектор, тесты входного и выходного контроля по безопасности жизнедеятельности, электронные учебники и пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основная литература
- Карнаух Н.А. Охрана труда: учебник. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 380 с. — (Основы наук).
- Шалагина М.А. Охрана труда и техника безопасности: практическое пособие. — М.: Экзамен, 2008. — 221 с.
- Стрелец В.М. Безопасность жизнедеятельности для студентов вузов. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 192 с. — (Серия «Шпаргалки»).
Информационное обеспечение
- Об основах охраны труда : федер. закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ [с изм. по состоянию на 26 декабря 2005 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
- О пожарной безопасности : федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ [с изм. по состоянию на 12 марта 2014 г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
- Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний : федер. закон от 2 июля 1998 г. [с изм. по соcтоянию на 21. 07. 2007 г. № 183-ФЗ] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
Дополнительные источники
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях: специализирован. журнал. — М. : Центр изучения проблем здравоохранения и образования. — 6 р. в год.
- Охрана труда и пожарная безопасность в образовательных учреждениях: специализирован. журнал. — М. : Центр изучения проблем здравоохранения и образования. — Ежемесяч.
Дополнительная литература
2. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Ч. 2/ П.Г. Белов, А.Ф. Козьяков. С.В. Белов и др.; Под ред. С.В. Белова. – М.: ВАСОТ. 2003.
3. Белов С.В., Морозова Л.Л., Сивков В.П. Безопасность жизнедеятельности. Ч. 1.– М. ВАСОТ, 2002
4. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности–наука о выживании в техносфсре – М.: ВИНИТИ, Обзорная информация. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях, 1996. вып. 1.
5. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона.–М.: Высшая школа, 2006.
6. Гусельев А. Вновь об экологической безопасности [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.hr-portal.ru/article/vnov-ob-ekologicheskoi-bezopasnosti
7. Драйздейл Д. Введение в динамику пожаров: Пер. с англ. К.Г. Бомштейна / Под ред. Ю.А. Кошмарова, В.Е. Макарова. – М.: Стройиздат, 2000.
8. Каммерер Ю.Ю., Харкевич А.Е. Аварийные работы в очагах поражения / Под ред. Б. П. Иванова. – М.: Энергоатомиздат, 1991.
9. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях / Реферативный сборник ВИНИТИ.– М.: Вып. 1-12. 1991. Вып. 1-6, 1992.
10. Убежища гражданской обороны: Конструкции и расчет/В.А. Котляревский, В.И. Ганушкин. А.А. Костин и др.; Под ред. В.А. Котляревского. – М.: Стройиздат. 2009.
11. Коституция Российской Федерации. – М.: - Юридическая литература.
12. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ.
13. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ.
14. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ.
15. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ.
16. Коряев В.А., Баскакова Н.И., Куликов Н.И. и др. Вопросы охраны труда в образовании. – Тамбов: ТОИПКРО, 2002.
17. Коряев В.А., Коровин В.П. Охрана труда в вопросах и ответах: Учебное пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2007.
18. Международный салон «Комплексная безопасность» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.isse-russia.ru
19. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.mchs.gov.ru
20. СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
21. Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ.
22. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации. /Международный иллюстрированный экологический журнал “Экос”, 2002
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирование, а также выполнения обучающимся индивидуальных занятий, проектов, исследований
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | разработка мероприятия по защите населения от ЧС; |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; | воспроизведение действий при использовании средств защиты; оценка работы на практическом занятии на основании умений проводить проверку безопасности на рабочем месте; |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы |
применять первичные средства пожаротушения; | разработка мер пожарной безопасности. Перечисление правил безопасного поведения при пожаре. |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии; | комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы; |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией; | комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы; |
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | комбинированный метод в форме фронтального опроса и групповой самостоятельной работы; |
оказывать первую помощь пострадавшим; | практическое занятие; |
знания: | |
принципы обеспечения устойчивости объектов | перечисление принципов обеспечения устойчивости объектов экономики; определение последствий природных и техногенных ЧС; |
экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; | знание видов опасности, возможные их последствия на предприятиях отрасли; разработка профилактических мер для снижения уровней опасностей; |
основы военной службы и обороны государства; | фронтальный опрос |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; | фронтальный опрос |
способы защиты населения от оружия массового поражения; | фронтальный опрос |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | изложение мер пожарной безопасности, перечисление правил безопасного поведения при пожаре, разработка мероприятий пожарной профилактики; |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | фронтальный опрос |
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям НПО; | тестирование |
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | фронтальный опрос |
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим | практическое занятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности для специальности 034702 "Документационное обеспечение и архивоведение"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 « Документационное обеспечение и ...
Рабочая программа "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности" для специальности "Пожарная безопасность"
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безоп...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальности Коммерция
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), в соответствии с примерной программой Безопасность жизнедеятельности, с социально-...
Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности по специальности среднего профессионального образования "Дошкольное образование"
Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.Программа учебно...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для реализации государственных требований, обязательных при реализации основных профессиональных ...
Рабочая программа Правила безопасности дорожного движения
Рабочая программа составлена на основе примерной программы дисциплины и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по сп...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...