Рабочая программа "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности" для специальности "Пожарная безопасность"
рабочая программа по теме
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность
В результате освоения обязательной части дисциплины обучающийся должен уметь устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья, применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим; оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и/ или находящимся в терминальных состояниях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mediko-biologicheskie_osnovy_bzh.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное автономное учреждение
Калининградской области
профессиональная образовательная организация
«Колледж сервиса и туризма»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР Директор ГАУ КО ПОО КСТ
ГАУ КО ПОО КСТ
____________Н.Н. Мясникова _____________ Т.А. Бугакова « __» ____________ 201__ г. «___» ______________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Калининград
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее – СПО): 20.02.04 Пожарная безопасность
Организация-разработчик: государственное автономное учреждение Калининградской области профессиональная образовательная организация «Колледж сервиса и туризма»
Разработчики:
Трифоненко Е.В., преподаватель ГАУ КО ПОО КСТ
Рекомендована предметно - цикловой комиссией математических и общих естественно - научных дисциплин.
Протокол заседания ПЦК № __ от « _ » _________2014 г.
Председатель ПЦК___________________ Цветаева Л.В.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
3. Условия реализации учебной дисциплины | 12 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 14 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программы учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности СПО: 20.02.04 Пожарная безопасность.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина входит в состав дисциплин профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения обязательной части дисциплины обучающийся должен уметь:
- устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья, применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим;
- оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и/ или находящимся в терминальных состояниях;
В результате освоения обязательной части дисциплины обучающийся должен знать:
- характеристики поражающих факторов, механизм воздействия на организм человека высоких и низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха, предельные значения опасных факторов влияющих на организм человека;
- особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками, в условиях воздействия опасных факторов;
- признаки травм и терминальных состояний;
- способы оказания помощи пострадавшим.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины
максимальной учебной нагрузки обучающегося 141 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 94 часов;
самостоятельной работы обучающегося 47 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 141 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 94 |
в том числе: | |
практические занятия | 47 |
Самостоятельная работа обучающего | 47 |
в том числе: | |
- научно- исследовательская работа: выполнение рефератов, создание презентаций - решение вариативных задач - составление кроссворда; - подготовка к зачету. | 20 12 4 11 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
.2. Тематические план и содержание учебной дисциплины | Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Раздел 1 Взаимосвязь человека с окружающей средой (средой обитания) | |||||
Тема 1.1 Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности | Содержание учебного материала | 1 | |||
1 | Понятие здорового образа жизни. Влияние факторов и условий окружающей среды на здоровье человека. Гигиеническая диагностика. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||
1 | Проведение научно-исследовательской работы по темам «Окружающая среда и зоровье человека», «Гигиеническая диагностика факторов окружающей среды», «Динамика загрязнения атмосферного воздуха в РФ» | ||||
2 | Чтение и анализ литературы [1] стр. 7-17 | ||||
Раздел 2 Адаптация человека к условиям окружающей среды (среды обитания) | |||||
Тема 2.1 Характеристика процессов адаптации. Общие меры повышения устойчивости организма | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||
1 | Гомеостаз - динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека. Адаптация - способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Резистентность - устойчивость, сопротивляемости организма воздействию внешних факторов. Общие принципы и механизмы адаптации | ||||
Практическое занятие | 4 | ||||
1 | Изучение адаптации человека к условиям окружающей среды | ||||
2 | Изучение влияния адаптации человека к условиям окружающей среды | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||
1 | Проведение научно-исследовательской работы по темам «Понятие гомеостаза, резистентности организма, механизмов саморегуляции, адаптации и компенсации», «Работа адаптивных механизмов в организме человека» | ||||
2 | Чтение и анализ литературы [1] стр. 30-32, стр. 32-35 | ||||
Раздел 3 Классификация трудовой деятельности | |||||
Тема 3.1 Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. | Содержание учебного материала | 3 | |||
1 | Виды трудовой деятельности по тяжести трудового процесса. Виды трудовой деятельности по напряженности трудового процесса. Закон отрицательного влияния на окружающую среду экстремальных явлений. Закон неизбежного отрицательного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения. | 4 | |||
Практическое занятие | 6 | ||||
1 | Виды трудовой деятельности по тяжести трудового процесса. Виды трудовой деятельности по напряженности трудового процесса | ||||
2 | Выполнение оценки воздействия вредных веществ на организм и правила оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях. | ||||
3 | Изучение правил оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях при выполнении оценки воздействия вредных веществ на организм. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||
1 | Решение вариативных задач на тему «Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях» | ||||
2 | Чтение и анализ литературы [1] стр. 38-60 | ||||
Тема 3.2 Характеристика работ в условиях повышенного и пониженного давления, высоких и низких температур. | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||
1 | Микроклимат производственной среды. Механизмы теплообмена. Климат и здоровье человека. | ||||
Практическое занятие | 6 | 1 | |||
1 | Исследование метеорологических условий (микроклимата) на рабочем месте. | 2 | |||
2 | Исследование Оценки освещенности помещений | 1 | |||
3 | Исследование Оценки условий шума, вибрации и загазованности помещений. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | ||||
1 | Составление кроссворда по теме «Климат и здоровье человека» | ||||
2 | Чтение и анализ литературы [1] стр. 60-72 | ||||
Раздел 4 Физиологические основы трудовой деятельности | |||||
Тема 4.1 Физиология и психология труда | Содержание учебного материала | 6 | 1 | ||
1 | Виды трудовой деятельности. Общность и различия между физическим и умственным трудом. Некоторые понятия в физиологии труда. Методы психологии труда. Психологические подходы к изучению профессии. Профессиональный отбор. | ||||
Практическое занятие | 8 | ||||
1 | Изучение видов трудовой деятельности, Общности и различия между физическим и умственным трудом. | ||||
2 | Оценивание функционального состояния сердечнососудистой системы | ||||
3 | Оценивание функционального состояния дыхательного аппарата организма человека | ||||
4 | Изучение методов оценки общей заболеваемости на предприятии | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||||
1 | Проведение научно-исследовательской работы по теме «Психофизиологические особенности трудового процесса» | ||||
2 | Чтение и анализ литературы [1] стр.72-88 | ||||
Раздел 5 Медико- биологическая характеристика особенности воздействия на организм человека факторов окружающей среды | |||||
Тема 5.1 Природные и техногенные чрезвычайные ситуации | Содержание учебного материала | 4 | 2 | ||
1 | Чрезвычайные ситуации природного характера. | ||||
2 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | ||||
Практическое занятие | 6 | ||||
1 | Выполнение оценки радиационной обстановки и оказание первой помощи пострадавшим. | ||||
2 | Чрезвычайные ситуации природного характера. | ||||
3 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||||
1 | Проведение научно-исследовательской работы по темам: Чрезвычайные ситуации природного характера, Чрезвычайные ситуации техногенного характера. | ||||
2 | Чтение и анализ литературы [1] стр. 89-125, 141-174 | ||||
Тема 5.2 Идентификация вредных и опасных факторов техногенной среды | Содержание учебного материала | 6 | 3 | ||
1 | Физические факторы. Пыль. Биологические факторы. Методы очистки воды. | ||||
Практическое занятие | 8 | ||||
1 | Выполнение оценки качества питьевой воды и правила оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях. | ||||
2 | Выполнение оценки влияния Физических факторов: Пыль и др.факторы. | ||||
3 | Выполнение оценки влияния биологических факторов. | ||||
4 | Выполнение правила оказания первой помощи пострадавшим при воздействиях Физических факторов и биологических факторов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||||
1 | Проведение научно-исследовательской работы по темам Воздействие ионизирующего излучения на организм человека. Химические вещества в современном производстве. | ||||
2 | Чтение и анализ литературы [1] стр. 174-201 | ||||
Тема 5.3 Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. | Содержание учебного материала | 10 | 2 | ||
1 | Оказание первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, замерзании, обморожении. | ||||
Практическое занятие | 8 | ||||
1 | Проведение реанимации при терминальных состояниях. | ||||
Практическое занятие | |||||
1 | Оказание первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. | ||||
Практическое занятие | |||||
1 | Оказание первой медицинской помощи при ожогах, замерзании и обморожении. | ||||
Практическое занятие | |||||
1 | Проведение профилактики осложнений ран. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||||
1 | Решение вариативных задач на тему «Оказание первой медицинской помощи при ЧС» | ||||
2 | Чтение и анализ литературы [1] стр. 201-217 | ||||
Тема 5.4 Терминальные состояния | Содержание учебного материала | 5 | 1 | ||
1 | Определение и понятия терминальных состояний. Ситуации, вызвавшие терминальные состояния. | ||||
2 | Оказание первой медицинской помощи при терминальных состояниях. | ||||
Практическое занятие | 3 | ||||
1 | Изучение Ситуации, вызвавшие терминальные состояния. | ||||
2 | Оказание первой медицинской помощи при терминальных состояниях. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||||
1 | Подготовка к итоговому зачёту по всем пройденным темам | ||||
2 | Чтение и анализ литературы[1] стр. 217-237 | ||||
Всего: | 141 | ||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПИЛНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - безопасность жизнедеятельности и охрана труда.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект методических пособий.
Технические средства обучения:
- компьютер
- телевизор
- видеомагнитофон
- DVD- плеер
-DVD диски «Без аварий и травм» №3 2006, №12 2010 (Всероссийское ежемесячное электронное издание), «Первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве» (С) ЭКОНАВТ библиотека из 18-ти учебных фильмов
-видеокассеты учебные фильмы «Виновны в большинстве», «Законы безопасности»
3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)
Основные источники:
1. Занько, Н.Г., Ретнев В.М. «Медико-биологические основы безопасности» Москва. «Академия» 2013
2. Занько, Н.Г. Медико- биологические оновы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студ.высш.учеб.заведений / Н.Г.Занько, В.М.Ретнев.- М.: Издательский центр «Академия»,2008.- 288с.
3. Ястребов, Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие/Г.С.Ястребов; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд.5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2009.-
Дополнительные источники:
1. Куликова, Н. В. , Бернацкая Н. А, Бернацкий Э. О., Давыдова Ю.Г. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях: Учебное пособие для вузов, училищ, колледжей,; Под ред. С. В. Хаванский. Низкодубовой; МО РФ и др. - Томск: Издательство ТГПУ,2008.-125 с.
2.Сычев, Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 224с.: ил.
3. Яшин, В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни/ В.Н.Яшин.- 2-е изд., доп.-М.: Айрис-пресс, 2007.-112с.- (Специальное образование).
Интернет ресурсы:
1.МЧС России Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/ (2009)
2.Glossary Commander Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.glossary.ru/ (2004-20012)
3. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – режим доступа: ru.wikipedia.org (2012)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья, применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим; - оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и/ или находящимся в терминальных состояниях; | Формализованное наблюдение и оценка результата практических работ Оценка усвоенных на практических занятиях навыков; индивидуальный и фронтальный опрос. Выполнение контрольных заданий, тестирование. Представление докладов, презентаций. Защита рефератов. Текущий и рубежный тестовый контроль, устный опрос. Внеаудиторная самостоятельная работа (реферативная работа, работа с электронными презентациями) Опрос (устный и письменный); тестирование; оценка защиты выполненных практических работ, защита рефератов Контрольная работа по темам разделов в виде тестов и заданий. |
Знания: | |
- характеристики поражающих факторов, механизм воздействия на организм человека высоких и низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха, предельные значения опасных факторов влияющих на организм человека; - особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками, в условиях воздействия опасных факторов; - признаки травм и терминальных состояний; способы оказания помощи пострадавшим. | Оценка отчетов по выполнению практических работ Оценка усвоенных на практических занятиях навыков; индивидуальный и фронтальный опрос. Выполнение контрольных заданий, тестирование. Представление докладов, презентаций. Защита рефератов. Текущий и рубежный тестовый контроль, устный опрос. Внеаудиторная самостоятельная работа (реферативная работа, работа с электронными презентациями) Опрос (устный и письменный); тестирование; оценка защиты выполненных практических работ, защита рефератов Контрольная работа по темам разделов в виде тестов и заданий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка бинарного урока дисциплин «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» Информационная безопасность
Целью данного урока является сформировать целостное представление об информационной безопасности, угрозах информационной безопасности и защите информации...
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
С модернизацией современной системы Российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным. Среди условий реализации основной образовательной п...
Фонд оценочных средств Основы безопасности жизнедеятельности и безопасность жизнедеятельности
1. Общие положения...
Внеклассное мероприятие по дисциплинам: Основы безопасности жизнедеятельности, Безопасность жизнедеятельности и Охрана труда. Интегрированная игра «Безопасная реальность»
игра Безопасная реальность...
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По дисциплине БУП.08 "Основы безопасности жизнедеятельности» Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. Разработал: преподаватель Лебедев Сергей Юрьевич
Конспект для обучающихся по специальности:15.02.13. Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования;08.02.06. Строительство и эксплуатация городских путей сообщения;08.01.01. С...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...
Статья «Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в подготовке обучающихся к безопасному поведению в местах массового скопления людей»
В статье приведен анализ основных учебников ОбЖ на возможность включения в программу подготовки обучающихся безопасному поведению в местах массового скопления людей....