Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности для специальности 034702 "Документационное обеспечение и архивоведение"
рабочая программа по теме

 Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 « Документационное обеспечение и архивоведение».  Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышение квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bzh_034702r.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФКПОУ  «Кунгурский техникум – интернат»

Минтруда России

                                   Рабочая программа

                                  учебной дисциплины

                       « Безопасность   жизнедеятельности»

                                   Специальность 034702

          « Документационное обеспечение управления и архивоведение»

         

             

                                                           2013г.

        

                                              СОДЕРЖАНИЕ

             

                                                                                                                          стр.

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины                                   3-4

                         

Структура и примерное содержание учебной дисциплины                      5-12  

Условия реализации учебной дисциплины                                                 13    

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины                 13-16

                                                         

             

                                      

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

« Безопасность жизнедеятельности»

1.1. Область применения рабочей программы

 Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 « Документационное обеспечение и архивоведение».  Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышение квалификации.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина « Безопасность жизнедеятельности» входит в группу общеобразовательных дисциплин гуманитарного и социально – экономического цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

  Основные цели  изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :

       - формирования мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности;

        - освоение студентами теоретических, организационно-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;

        - приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека;

        - выработке практических навыков  в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий;

 В результате изучения учебной дисциплины « Безопасность жизнедеятельности» студент должен :

            Знать:

          - общую классификацию чрезвычайных ситуаций;

          - законодательные и нормативно-правовые акты по обеспечению

 безопасности;

           - принципы организации единой государственной системы

 предупреждения чрезвычайных ситуаций;

            - основные задачи единой государственной системы предупреждения

  в чрезвычайных ситуациях;

             - поражающие факторы оружия массового поражения ;

             -  факторы, определяющие устойчивость работы объектов;

             -  порядок оповещения и информирования населения об угрозе

   стихийных бедствий;        

             - порядок проведения эвакуации населения;

             - виды защитных укрытий и правила поведения в них;

             - аварийно-спасательные и другие неотложные работы;

             -основные требования Концепции национальной безопасности и

                  Военной доктрины Российской Федерации, требования

                 Федеральных законов и других нормативно- правовых актов

                  Российской Федерации, определяющих порядок прохождения

                  военной службы;

              - боевые традиции , воинские символы и ритуалы;

              - правила оказания первой медицинской помощи;

              - факторы влияющие на укрепление и разрушение здоровья;                  

              - профилактические меры направленные на борьбу

                                с вредными привычками;

           Уметь:

                - организовывать и проводить мероприятия по защите

   населений  и территорий от чрезвычайных ситуаций;

                  - правильно квалифицировать чрезвычайные ситуации;

                  - пользоваться средствами индивидуальной защиты;

                  - развивать в себе необходимые познавательные,  

    психологические и патриотические качества.

                  -  оказывать первую медицинскую помощь при ранениях,

     кровотечениях, переломах костей, ожогах,

     обморожениях, поражениях электрическим током.

    Иметь представление о здоровье и здоровом образе жизни.

  1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины :

     - максимальной учебной нагрузки обучающегося – 101 часа , в том числе:

     - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часа;

     - самостоятельной работы обучающегося    -  33 часа.

По учебному плану на 2 курс изучения учебной дисциплины отводятся:

  - максимальной учебной нагрузки обучающегося -  29 часа, в том числе:

  - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -  20 часов;

  - самостоятельной работы обучающегося -  9 часов.

По учебному плану на 3 курс изучения учебной дисциплины отводится:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося -    72 часов, в том

 числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48часов;

     - самостоятельной работы обучающегося –  24часов

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

                 101

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

        68

Самостоятельная работа студента

        33

Практических занятий

        28

Консультации

          8

Экзамен

          6

                

                   2.2  Тематический план  учебной  дисциплины                                                                                                

                         «  Безопасность жизнедеятельности»          

                                     

Наименование разделов и тем  

Содержание учебного материала, практического занятия, самостоятельной работы      

Объём часов

 Уровень освоения

 Введение

        2

 1

       1

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени

       36

     1.1

Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация  ЧС по масштабам их распространения и тяжести последствий. ЧС военного характера. Основные источники ЧС военного характера. Современные средства поражения. Поражающие факторы оружия массового поражения.

 

 Практическое занятие –  6 часов.

 Прогнозирование природных и техногенных катастроф. Порядок выявления и оценки обстановки. Расчёт доз облучения. Дегазация. Деактивация. Дезинфекция.







       12


   





      2

Самостоятельная работа


Законодательные и нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности

 Выполнение тестового задания.

   

     4

     

   1.2



Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Правовые и нормативные основы по защите населения от ЧС.

 МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи РСЧС по защите населения от ЧС , силы и средства ликвидации ЧС.

 Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.




       


 

       6
















   


     






   

       1







Самостоятельная работа


Единая государственная система защиты  населения и территорий в чрезвычайных ситуациях



     2

      1.3

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. . Основные принципы, методы и средства обеспечения безопасности.

 Деятельность государства в области защиты населения от ЧС.

 Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Порядок использования инженерных сооружений для защиты населения от ЧС.

  Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакуационных мероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.

  Назначение и применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях.

   Организация аварийно - спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций( АСДНР). Основа организации АСДНР.

 Практическое занятие – 10 часов.

Действие населения и персонала объектов по сигналам оповещения

 Порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и  средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях.

 Планирование  эвакуационных мероприятий.

 Устройство защитных сооружений.















    14






 









       2

Самостоятельная работа

Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций

  Эвакуация студентов из учебного корпуса и  общежития в случае чрезвычайных ситуаций

   Изготовление ватно-марлевой повязки

     

        6

      1.4

Обеспечение устойчивости функционирования объектов

Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования организации.

 Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости  объектов экономики. Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих, повышение надёжности и оперативности управления производством.


 Практическое занятие – 2 часа.

 Подготовка  объектов к переводу на аварийный режим работы.





    4



     


     2



 

   

 Самостоятельная работа

Выполнение тестового задания по т. 1.1.,1.2 1.3,1.4.

       2

       2

Основы военной службы

      16

       2.1

Основы обороны государства. Национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности РФ. Военная доктрина РФ. Вооружённые Силы России, их структура и предназначение. Виды и рода войск Вооружённых Сил РФ.

  Практическое занятие – 2 часа.

 Сущность международного гуманитарного права и основные его источники






    6


   




     2

 Самостоятельная работа

Анализ современной политической обстановки в мире

Сформулировать потенциальные угрозы национальной безопасности России

     


    4

       2.2

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. Правовые основы военной службы- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе», ФЗ « Об обороне». Воинский учёт. Организация медицинского освидетельствования. Основные обязанности военной обязанности. Прохождение военной службы по призыву и контракту.

 Права , обязанность и ответственность военнослужащих. Статус военнослужащего. Общевоинские Уставы – основные нормативные документы военнослужащих.



      6


   

     2

       2.3

Основы патриотического воспитания. Военно – патриотическое  воспитание молодёжи

Боевые традиции Вооружённых Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности.

 Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ

 воинской чести, доблести и славы. Ритуалы Вооружённых Сир Российской Федерации.



       4


     

     1

       3.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

    14

      3.1

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровье человека и здоровый образ жизни. Здоровье – одна из основных жизненных ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Факторы, формирующие здоровье, и факторы разрушающие. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами.



     2



      2

Самостоятельная работа

  Влияние окружающей среды на здоровье человека

      2

      3.2

Организация студенческого труда, отдыха  и эффективной самостоятельной работы. Дидактические, социально-психологические и профессиональные трудности. Гигиена умственного труда и самоуправление. Планирование работы и оптимального отдыха.

Практическое занятие – 2 часа.

    Определение стадий  изменения работоспособности человека при умственной работе. Факторы оказывающие влияние на производительность студенческого труда.



   

      4

     



      2

      3.3

  Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях.

Правовые основы оказания первой медицинской помощи. Ситуации, при которых человек нуждается в оказании первой медицинской помощи.


Практическое занятие -  6 часов.

             Оказание первой медицинской помощи при:

                 - ранениях;

                 - кровотечениях;

                 - переломах;

                 - ожогах;

                 - поражениях электрическим током;

                 - обморожениях;







      8

   






      2

 Самостоятельная работа

  Выполнение тестового задания по т 3.1, 3.2. 3.3

        2

  Самостоятельная работа

     Выполнение реферата

       11

Итого обязательных учебных занятий

        68

Самостоятельная работа

        33

         3. Условия реализации учебной программы

 Требования к минимуму материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия специального кабинета.

 Оборудование и оснащение учебного кабинета :

  - компьютер;

  - мультимедийный проектор;

  - экран;

  - дозиметр ДП-5;

  - войсковой прибор химической разведки;

  - общевойсковой защитный комплект;

  - индивидуальные средства защиты ( респираторы, противогазы, ватно-марлевые повязки);

   - перевязочные средства;

  - сумка с медицинским имуществом для оказания первой медицинской помощи;

  - автомобильная аптечка;

  -  шины фанерные и проволочные;

  - носилки санитарные;

  - массогабаритный макет автомата Калашникова;

  - комплект плакатов по « Безопасности жизнедеятельности»

  - законодательные и нормативно-правовые документы по безопасности и в сфере обороны страны;

  - учебная литература;

  - мультимедийные обучающие программы.

  - первичные средства пожаротушения( порошковый, пенный огнетушители)        

Перечень рекомендуемых учебных изданий:

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник авт. Н.В. Косолапова,

Н.А. Прокопенко 2010 г.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Дидактические материалы.

       Авт. В.Н. Латчук, В.Р. Лукьянов. 2001г.

3.Основы военной службы. Учебное пособие. Авт. А.Т.Смирнов.

Журнал « Основы безопасности жизнедеятельности».                                        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.

 Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)        

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


Организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного опроса;

-оценка выполнения самостоятельной работы, контрольных работ.

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту;

тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного опроса;

-оценка выполнения самостоятельной работы, контрольных работ.


использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;







- демонстрация умения использовать СИЗ и оценка правильности их применения;

- тестовый контроль;

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного опроса;

-оценка решения ситуационных задач;


- демонстрация умения пользования ПСП;

- оценка правильности их применения;

- устный опрос;

- выполнение самостоятельной работы;

                                                               

Применять первичные средства пожаротушения

ориентироваться в вопросах обороны страны;

 -устный опрос;

 - тестирование;

 оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим

 - демонстрация умения оказывать ПМП пострадавшим, оценка правильности выполнения алгоритма оказания ПМП;

 - устный опрос;

 - тестирование;

         Знания

 - принципы обеспечения устойчивости объектов, прогнозирование развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях, в том числе и в условиях противодействия терроризму;

- устный опрос;

 - тестирование;

 - оценка правильности выполнения самостоятельной работы;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения;

 - устный опрос;

 - тестирование;

 - оценка правильности выполнения самостоятельной работы;

 меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожаре;

- устный опрос;

 - тестирование;

 - оценка правильности выполнения самостоятельной работы;

 концепцию национальной безопасности РФ,  потенциальные угрозы национальной безопасности России;

 - устный опрос;

 - тестирование;

рода и виды Вооружённых сил РФ

 -устный опрос;

 - тестирование;

 знать сигналы оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций

-устный опрос;

 - тестирование;

- оценка действий на практических занятиях

порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  - оценка правильности выполнения  самостоятельной работы;

- демонстрация умения оказывать ПМП пострадавшим, оценка правильности выполнения алгоритма оказания ПМП;

 - устный опрос;

 - тестирование;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по УД Информатика по специальности Документационное обеспечение управления и архивоведение

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Документационное обеспечение управления и архивоведе...

Рабочая программа по безопасности жизнедеятельности

КРЫМСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ«СИМФЕРОПОЛЬСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ РЕСТОРАННОГО  СЕРВИСА И ТУРИЗМА»...

Рабочая программа "Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности" для специальности "Пожарная безопасность"

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования  20.02.04 Пожарная безоп...

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" для специальности Коммерция

Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям), в соответствии с примерной программой Безопасность жизнедеятельности, с социально-...

Рабочая программа по Безопасности жизнедеятельности по специальности среднего профессионального образования "Дошкольное образование"

Программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО.Программа учебно...

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для реализации государственных требований, обязательных при реализации основных профессиональных ...