Рабочая программа 110800.02(35.01.13) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
рабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
Специальность
110800.02(35.01.13) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_bzh_traktorist-_mashchinist_sh.docx | 78.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский техникум механизации сельского хозяйства»
УТВЕРЖДАЮ: Директор В.Ю. Иконников ________________ «_____»____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
Специальность
110800.02(35.01.13) «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Составлена
преподавателем - Землянская А. А.
г. Южно-Сахалинск
2022г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» (протокол № 3 от 1.07. 2015г, регистрационный номер № 381)
Разработчики: преподаватель Землянская А.А.
Рассмотрена и рекомендована на заседании ПЦК – наименование ПЦК- ПЦК «Естественно- математического и гуманитарного цикла»
Протокол №_____________ от __________________________2020 г.
Председатель ПЦК _________________Топоровская Г.В.
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасности жизнедеятельности _____________
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» изучается в общеобразовательном цикле ППССЗ (или ППКРС)
110800.02 (35.01.13) Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства;
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами всех видов на предприятиях сельского хозяйства.
ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.
ПК 1.3. Выполнять работы по обслуживанию технологического оборудования животноводческих комплексов и механизированных ферм.
ПК 1.4. Выполнять работы по техническому обслуживанию тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования в мастерских и пунктах технического обслуживания.
ПК 2.1. Выполнять работы по техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования при помощи стационарных и передвижных средств технического обслуживания и ремонта.
ПК 2.2. Проводить ремонт, наладку и регулировку отдельных узлов и деталей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов с заменой отдельных частей и деталей.
ПК 2.3. Проводить профилактические осмотры тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов.
ПК 2.4. Выявлять причины несложных неисправностей тракторов, самоходных и других сельскохозяйственных машин, прицепных и навесных устройств, оборудования животноводческих ферм и комплексов и устранять их.
ПК 2.5. Проверять на точность и испытывать под нагрузкой отремонтированные
сельскохозяйственные машины и оборудование.
ПК 2.6. Выполнять работы по консервации и сезонному хранению сельскохозяйственных машин и оборудования.
ПК 3.1. Управлять автомобилями категории "С".
ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.
ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.
ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.
ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающихся 46 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающихся 14 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 46 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические работы | 16 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
Итоговая аттестация в форме диф. зачета
|
3.1 Тематический план и содержание учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Требования к студенту | Тип урока | Время | Материалы, ТСО | Д/З | Объем часов | Уровень освоения | ||
Раздел 1. | «Человек и среда обитания» 8 | |||||||||
Тема 1.1. Введение | Содержание учебного материала | |||||||||
Введение. Цели и задачи дисциплины. Актуальность изучения дисциплины ОБЖ. | Знать: цели, задачи дисциплины БЖ. Актуальность изучения дисциплины «Безопасности жизнедеятельности», цели и задачи дисциплины. Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». | изучение нового материала | 45 мин | конспект | 1 | 1 | ||||
Тема 1.2. Источники опасностей и негативные факторы бытовой среды обитания | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
Понятие факторов бытовой среды. Негативные факторы бытовой среды обитания. | Знать: опасные негативные факторы бытовой среды обитания и их влияние на здоровье человека. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения ЗОЖ. | изучение нового материала | 45 мин | Презентация по теме: Источники опасностей и негативные факторы бытовой среды обитания. | конспект | 1 | ||||
Тема 1.3. Источники опасностей и негативные факторы производственной среды | Содержание учебного материала | 1 | ||||||||
Понятие факторов производственной среды. Негативные факторы производственной среды. | Знать: опасные негативные факторы производственной среды и способы защиты от них. Уметь: использовать приобретенные знания в производственной среде. | комбинированный | 45 мин | Презентация по теме: Источники опасностей и негативные факторы производственной среды. | конспект | 1 | ||||
Тема 1.4. Вредные вещества и защита от них | Содержание учебного материала | Знать: понятие «вредное вещество», что относится к вредным веществам, их влияние на здоровье человека и способы защиты от них. Уметь: : использовать приобретенные знания в повседневной жизни. | комбинированный | 45 мин | Презентация по теме: Вредные вещества и защита от них. | конспект | 1 | 1 | ||
Понятие вредного вещества. Классификация вредных веществ их влияние на организм человека. | ||||||||||
Тема 1.5. Средства индивидуальной защиты | Содержание учебного материала | Знать: предназначение средств индивидуальной защиты, их виды. Уметь: использовать СИЗ в производственной среде и при различных чрезвычайных ситуациях. | комбинированный | 45 мин | презентация по теме: Средства индивидуальной защиты. | Э.А. Арустамов 2014 п 5.4 | 1 | 1 | ||
Предназначение средств индивидуальной защиты Органов дыхания и кожи. Виды СИЗ. Аптечка АИ -2 | ||||||||||
Практическая работа по теме: «Средства индивидуальной защиты» | 90 мин | 1 | 2 | |||||||
Контрольная работа по разделу: «Человек и среда обитания» | 45 мин | 1 | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа. Реферат «Воздействие вредных веществ производственной среды на организм человека» | 6 | реферат | 6 | 2 | ||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа Реферат «Профессиональные заболевания от воздействия шума, вибрации» | 6 | реферат | 6 | 2 | ||||||
Раздел 2. | «Обеспечение безопасности от воздействия электрического тока» | 2 | ||||||||
Тема 2.1. Электрический ток. Воздействие на человека электрического тока. | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |||||||
Электрический ток. Причины поражения током. Способы защиты от поражения электрическим током и первая помощь пострадавшему при поражении током. | Знать: понятие электрического тока, воздействие на человека электрического тока и способы защиты от электрического тока. Уметь: оказать первую доврачебную помощь пострадавшему при поражении током. | комбинированный | 45 мин | Презентация по теме: Воздействие на человека электрического тока. | Э.А. Арустамов 2014 п 8.9 | |||||
Тема 2.2. Защита человека от поражения электрическим током | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |||||||
Способы защиты от поражения электрического тока. Действие на организм электрического тока. | Знать: Способы защиты от поражения электрического тока, действие на организм электрического тока. Уметь: оказать первую доврачебную помощь пострадавшему при поражении током. | комбинированный | 45 мин | Э.А. Арустамов 2014 п 8.9 | ||||||
Раздел 3. | «Пожарная безопасность» | 5 | ||||||||
Тема 3.1. Пожар и его причины | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |||||||
Пожар. Причины пожара. Классификация пожаров. Правила поведения при пожаре. | Знать: Причины пожара. Классификация пожаров. Правила поведения при пожаре. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни. | комбинированный | 45 мин | Презентация по теме: Пожар и его причины. | конспект | |||||
Тема 3.2. Огнетушитель - средство для тушения очага возгорания | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |||||||
Предназначение огнетушителя. Виды огнетушителей. Принцип действия огнетушителя. | Знать: предназначение огнетушителя. Виды огнетушителей. Принцип действия огнетушителя. Уметь: использовать средства пожаротушения в ЧС. | комбинированный | 45 мин | Презентация по теме: Огнетушитель-средство для тушения очага возгорания. | конспект | |||||
Самостоятельная работа по разделу: «Пожарная безопасность» | 45 мин | 1 | 2 | |||||||
Практическая работа по теме: «Огнетушитель - средство для тушения очага возгорания» | 90 мин | 1 | 2 | |||||||
Раздел 4. | «Защита населения и территории от негативных факторов чрезвычайных ситуаций» | 10 | ||||||||
Тема 4.1. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |||||||
ЧС природного характера. ЧС техногенного характера. | Знать: ЧС природного характера. ЧС техногенного характера. Уметь: использовать приобретенные знания при возникновении ЧС природного и техногенного характера. | изучение нового материала | 45 мин | Презентация по теме: Характеристика ЧС природного характера. | Э.А. Арустамов 2014 п 4.1 | |||||
Практическая работа по теме: Характеристика ЧС природного и техногенного характера | 4 | 4 | 2 | |||||||
Тема 4.2. Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера и террористических актов | Содержание учебного материала |
1 |
1 | |||||||
ЧС военного характера. Правила поведения при ЧС военного характера и террористических актов. | Знать: понятие терроризм. Меры и правила безопасности при возникновении террористического акта. Уметь: использовать приобретенные знания при возникновении ЧС. | 45 мин | Презентация по теме: Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. | Э.А. Арустамов 2014 п 4.4 | ||||||
Практическая работа по теме: Особенности чрезвычайных ситуаций военного характера и террористических актов | 4 | 1 | 2 | |||||||
Внеаудиторная самостоятельная работа. Выполнение таблицы по теме: Классификация ЧС с указанием причин их возникновения, краткой характеристикой каждого класса ЧС, последствия для населения | 2 | Заполнить таблицу | 1 | 2 | ||||||
Раздел 5. | «Оказание помощи пострадавшим от несчастных случаев» | 7 | ||||||||
Тема 5.1. Оказание первой помощи пострадавшему при ранениях. Виды ран, обработка ран. | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |||||||
Виды ран. Способы обработки ран. Виды кровотечений и способы остановки кровотечений. | Знать: Виды ран. Способы обработки ран. Виды кровотечений и способы остановки кровотечений. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни при оказании первой помощи пострадавшему. | комбинированный | 45 мин | Презентация по теме: Оказание первой медицинской помощи при ранениях. | Э.А. Арустамов 2014 п 8.1 | |||||
Тема 5.2. Оказание помощи пострадавшему при травмах. Виды травм, иммобилизация травмированных участков тела, наложение шин на нижние конечности, наложение шин на руки | Содержание учебного материала | 1 | 1 | |||||||
Виды травм. Способы иммобилизации пострадавшей части тела. | Знать: Виды травм. Способы иммобилизации пострадавшей части тела. Уметь: оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему при травмах. | 45 мин | Презентация по теме: Первая помощь пострадавшему при травмах. | Э.А. Арустамов 2014 п 8.1 | ||||||
Практическая работа по теме: Оказание первой помощи пострадавшим при травмах и ранениях. | 4 | 1 | 2 | |||||||
Диф. зачет | 1 | |||||||||
Всего: | 46 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1 Материально- техническое обеспечение
Кабинет Безопасности жизнедеятельности и охраны труда.
Оборудование кабинета:
Мультимедийные средства, средства индивидуальной защиты: противогазы, респираторы, индивидуальные аптечки, костюм химической защиты. Огнетушители. Таблицы: уровень шума, знаки безопасности; классификация негативных факторов; инженерные сооружения гражданской обороны; виды техногенных ЧС; использование средств индивидуальной защиты; эвакуация; кислородный изолирующий противогаз; противогазы шланговые; противогазы изолирующие; классификация средств индивидуальной защиты органов дыхания по принципу действия; противогаз гражданский фильтрующий ГП-7; противогазы детские фильтрующие; стихийные бедствия; укрытия в защитных сооружениях; действия при наводнениях; действия при лесных пожарах; действия при ураганах, бурях, смерчах; действия при снежных заносах; действия при землетрясениях; действия при оползнях и селях; действия при террористических актах.
Технические средства обучения:
Компьютер, ноутбук, цифровой микроскоп, мультимедийный проектор, , CD и DVD диски.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Безопасность жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования / Э.А. Арустамов, Н.В. Касолапова, Н.А. Прокопенко, Г.В. Гуськов: Издательский центр "Академия", 2014.
Дополнительные источники:
- Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности 4-е изд., пер. и доп. учебник для спо / Я.Д. Вишняков. — Люберцы: Юрайт, 2015. — 543 c.
- Занько, Н.Г. Безопасность жизнедеятельности: 15-е изд., стер / Н.Г. Занько, К.Р. Малаян и др… — СПб.: Лань, 2016. — 696 c.
- Маринченко, А.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. 6-е изд., доп. и перераб / А.В. Маринченко. — М.: Дашков и К, 2015. — 360 c.
- Никифоров, Л.Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Л.Л. Никифоров, В.В. Персиянов. — М.: Дашков и К, 2012. — 496 c.
- Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности/ Т.А. Хван, П.А.Хван. — Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 418 с
- Экология и безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Муравья. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 447 с.
7. Юртушкин В.И. Чрезвычайные ситуации: защита населения и территорий.-М.,2008.
8. Ю.Г. Сапронов Безопасность жизнедеятельности : учебник для учреждений начальное. и среднее профессиональное образования /: Издательский центр "Академия", 2012.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.
3.2. и оценка результатов освоения Дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | |
Определение источников негативных факторов, воздействующих на человека в быту и в процессе трудовой деятельности | Умения и навыки демонстрируются при выполнении практических работ, при использовании СИЗ (респиратор, противогаз), при обращении с первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, пожарный гидрант), при отработке приемов сердечно-легочной реанимации, наложении бинтовых повязок, наложении шин. |
Использование нормативных документов по безопасности (ПДК, ПДС, ПДУ) для создания нормальных условий жизнедеятельности | |
Пользование средствами индивидуальной и коллективной защиты | |
Применение первичных средств пожаротушения | |
Предупреждение возможности проведения террористических актов | |
Использование средств защиты от поражающих факторов военного времени | |
Оказание первой помощи пострадавшим при несчастных случаях | |
Знания | |
Основные понятия и определения в области безопасности жизнедеятельности | Оценка результатов обучения производится при выполнении контрольных работ по темам, тестировании, самостоятельных работ учащихся, индивидуальных проектных заданий, устного опроса
|
Факторы окружающей среды обитания, влияющие на работоспособность и здоровье человека | |
Источники и негативные факторы бытовой и производственной среды обитания, влияющие на работоспособность и здоровье человека | |
Критерии комфортности и системы обеспечения комфортности | |
Требования к системам освещения | |
Классификацию вредных веществ окружающей среды и их воздействие на организм человека | |
Способы защиты человека от опасных и вредных факторов среды обитания | |
Воздействие на человека электрического тока и защита от его поражения | |
Причины пожаров и их классификация | |
Поражающие факторы пожаров, особенности процесса горения твердых и жидких веществ | |
Организационные и технические мероприятия по предотвращению пожаров | |
Термины, определения и признаки чрезвычайных ситуаций | |
Организационная структура, задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | |
Роль и место ГО в российской системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | |
Особенности и поражающие факторы чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характеров | |
Особенности и поражающие факторы военных действий, террористических актов | |
Факторы, определяющие устойчивость производства, способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики при чрезвычайных ситуациях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для профессии "Тракторист- машинист с/х производства"
Рабочая программа по математике для НПО по профессии "Тракторист- машинист с/х производства" и "Продавец, контролер- кассир"...
Пакет Контрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся 2 курса по дисциплине « Литература» при проведении самообследования для профессии НПО 110800.02 «Тракторист – машинист с/х производства»
ПакетКонтрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся2 курса по дисциплине « Литература» при проведении самообследования для профессии НПО 110800.02 «Тракторист – маш...
Пакет контрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся 2 курса по дисциплине « Русский язык» при проведении самообследования для профессии НПО 110800.02 «Тракторист – машинист с/х производства»
Пакетконтрольных заданий для проверки уровня знаний обучающихся2 курса по дисциплине « Русский язык» при проведении самообследования для профессии НПО 110800.02 «Тракторист – м...
Рабочая программа , ПТП, КОС по профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"
Рабочая программа , ПТП, КОС по профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"...
Рабочая программа 110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" 110800.03 (35.01.15) "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы безопасности жизнедеятельности Профессии110800.02 (35.01.13) "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства"110800.03 (35...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ практических занятий 10800.02 (35.01.13) "Тракторист - машинист с/х производства»110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве"
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению практических занятий по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности&ra...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ самостоятельных внеаудиторных работ по ОБЖ 110800.02 (35.01.13) «Тракторист-машинист с/х производства» 110800.03 (35.01.15) «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯдля студентов по проведению самостоятельных внеаудиторных работпо дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности»...