Рабочая программа дисциплины "Охрана труда" для специальности "Технология машиностроения"
рабочая программа

Афонина Елена Николаевна

Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО, содержит цели и задачи дисциплины, а также структуру и содержание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.13_ohrana_truda.doc248 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Логотип ВМК

Министерство образования, науки и молодежной политики

 Нижегородской области

ППССЗ

15.02.08

ОП.13

2020

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«ВЫКСУНСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА КОЗЕРАДСКОГО»

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.13 Охрана труда

по специальности среднего профессионального образования

15.02.08 Технология машиностроения

базовой подготовки

г. Выкса

2020г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.02.08 Технология машиностроения базовой подготовки.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского

Разработчик: Афонина Е.Н.     – преподаватель  ГБПОУ  «Выксунский металлургический колледж имени Александра Александровича Козерадского»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.13 Охрана труда

1.1. Область применения  программы

Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 15.02.08 Технология машиностроения базовой подготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный учебный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
  • соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
  • проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • действие токсичных веществ на организм человека;
  • меры предупреждения пожаров и взрывов;
  • категорирование производства по взрыво- и пожароопасности;
  • основные причины возникновения пожаров взрывов;
  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
  • правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
  • предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
  • принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
  • систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
  • средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

Изучение данной дисциплины направлено на формирование общих и профессиональных компетенций.

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 1.2

Выбирать метод получения заготовок и схем их базирования.

ПК 1.3

Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 1.4

Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5

Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.1

Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2

Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3

Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ПК 3.1

Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2

Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организация собственной деятельности, исходя из типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, занятие самообразованием, осознанное планирование повышения квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение  программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 63 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часа;

самостоятельной работы обучающегося  21 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка

63

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

42

в том числе:

        практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося

21

в том числе:

       тематика внеаудиторной самостоятельной работы

21

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

ОП.13 Охрана труда

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторная и  практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объём

часов

Уровень освоения

1

2

3

Введение

Основные понятия и терминология. Основные задачи охраны труда.

2

Раздел  1. Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды

Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов

Содержание учебного материала

 Классификация  негативных производственных факторов.

Наиболее опасные и вредные работы

2

2

Тема 1.2. Источники и характеристики негативных факторов

Содержание учебного материала

  Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека.

2

2

Раздел 2.

Защита человека от вредных и опасных производственных факторов

Тема 2.1. Защита человека от физических негативных факторов

Содержание учебного материала

2

 Защита человека от физических негативных факторов

2

Практическое занятие

Расчет уровня шума

 Расчет контурного  защитного заземления в цехах с электроустановками напряжением до 1000В

2

2

2

Тема 2.2 Защита человека от химических и биологических факторов

Содержание учебного материала

Защита человека от химических и биологических негативных факторов

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

Методы и средства очистки воздуха от вредных веществ

Молниезащита зданий и сооружений

4

3

Практическое занятие

Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе

2

2

Тема 2.3 Защита человека от опасности механического травмирования

Содержание учебного материала

Защита человека от опасности механического травмирования

2

2

2

Безопасные приемы выполнения работ с ручным инструментом.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Обеспечение безопасности подъемно-транспортного оборудования.

2

3

Тема 2.4. Защита человека от опасных факторов комплексного характера

Содержание учебного материала

 Пожарная  защита  производственного  объекта. Средства пожаротушения.

2

2

Раздел 3.

Обеспечение комфортных условий  трудовой деятельности

Тема 3.1. Микроклимат помещений

Содержание учебного материала

Методы обеспечения комфортных климатических условий в помещениях

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

Микроклимат помещений. Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой

Терморегуляция организма человека

2

2

3

Практическое занятие

Расчет потребного воздухообмена

2

2

Тема 3.2.Освещение

Содержание учебного материала

Практическое занятие

Расчет искусственного освещения

2

2

Раздел 4.

Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда

Тема 4.1. Психофизиологические основы безопасности труда

Содержание учебного материала

2

Виды трудовой деятельности. Организация рабочего места.

2

Самостоятельная работа обучающегося

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда

Основные психологические причины травматизма

3

2

3

Практическое занятие

Расчет интегральной балльной оценки тяжести труда на рабочем месте

2

2

Раздел 5.

Управление безопасностью труда

Тема 5.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности  труда

Содержание учебного материала

Правовые, нормативные и организационные основы безопасности

Труда

2

2

Обучение, инструктаж и проверка знаний по ОТ

2

2

Составление мероприятий по предупреждению травматизма. Расчет и оценка оптимальных показателей негативности

2

2

 Классификация, расследование, учет несчастных случаев на производстве

2

2

Самостоятельная работа обучающегося

Ответственность за нарушение требований по безопасности труда

2

3

Тема 5.2. Экономические механизмы управления безопасности труда

Содержание учебного материала

Самостоятельная работа обучающегося

 Экономическая эффективность мероприятий по улучшению условий и охране труда

2

3

Раздел № 6    Первая помощь пострадавшим

Содержание учебного материала

Приемы оказания первой доврачебной помощи

1

2

Самостоятельная работа обучающегося

Общие принципы оказания ПМП

2

3

Дифференцированный зачет

1

3

                                                                                                                                             Итого

63

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охраны труда».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

Технические средства обучения:

- Мультимедийное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Солопова, В. А. Охрана труда на предприятии : учебное пособие / В. А. Солопова. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 126 c. — ISBN 978-5-7410-1686-2. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/71306.html  
  2. Безопасность труда: несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания / составители А. Б. Булгаков. — Благовещенск : Амурский государственный университет, 2020. — 117 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/103844.html
  3. Безопасность труда: правовые и организационные вопросы охраны труда : учебное пособие / составители А. Б. Булгаков, В. Н. Аверьянов. — Благовещенск : Амурский государственный университет, 2019. — 197 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/103845.html 

Дополнительные  источники:

  1. Девисилов В.А. Охрана труда: Учебник для студентов средних  профессиональных учебных заведений. – М.: Форум- Инфра-М, http://pu34.edusite.ru/DswMedia/vadevisilovoxranatruda.pdf 2013  

Законодательные акты Российской Федерации:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  2. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ
  3. Федеральный закон от 17 июля 1990 г. № 181 « Об основах охраны труда в РФ»
  4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125 – ФЗ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и проф. Заболеваний»
  5. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № « О пожарной безопасности»
  6. Федеральный закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490 – 1 « О коллективных договорах и соглашениях»
  7. Гражданский кодекс РФ от 26 января 1996 г. № 14- ФЗ.
  8. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ.
  9. Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда ( Межотраслевые правила по охране труда, Отраслевые правила по охране труда, Правила безопасности ПБ, Государственные стандарты и системы стандартов безопасности труда, Санитарные правила и нормы СанПиН.

Интернет –ресурсы:

  1. Охрана труда – информационный ресурс ohranatruda.ru
  2. Охрана труда. Tehdok.ru ..
  3. Охрана труда – большой интернет справочник oxtrud.narod.ru
  4. Библиотека специалиста по охране труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.znakcomplect.ru/doc/
  5. Российская энциклопедия по охране труда[Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://slovari.yandex.ru/книги/Охрана труда/
  6. Информационный портал-сообщество специалистов по охране труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.trudohrana.ru/about/
  7. Охрана труда в предпринимательстве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

  • применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
  • соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
  • проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.

Наблюдение и оценка

деятельности в процессе

освоения программы

дисциплины.

Наблюдение и оценка

деятельности при выполнении практических заданий,

самостоятельных работ, внеаудиторной

деятельности.

Самооценка, направленная на

самостоятельную оценку студентом

результатов деятельности

Знания:

  • действие токсичных веществ на организм человека;
  • меры предупреждения пожаров и взрывов;
  • категорирование производства по взрыво- и пожароопасности;
  • основные причины возникновения пожаров взрывов;
  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
  • правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
  • предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
  • принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
  • систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
  • средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

Экспертная оценка устного ответа,  выполнения практических  работ, выполнения внеаудиторных самостоятельных работ

Контроль и оценка результатов освоения профессиональных компетенций

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1 Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

  • умение применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  •  учение  использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
  • умение организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
  • умение проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
  • умение соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
  • умение проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.

Наблюдение и оценка

деятельности в процессе

освоения программы

дисциплины.

Наблюдение и оценка

деятельности при выполнении практических заданий,

самостоятельных работ, внеаудиторной

деятельности.

Самооценка, направленная на

самостоятельную оценку студентом

результатов деятельности.

ПК 1.2 Выбирать метод получения заготовок и схем их базирования.

ПК 1.3 Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции

ПК 1.4 Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5 Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.1 Участвовать в планировании и организации работы структурного подразделения.

ПК 2.2 Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

ПК 2.3 Участвовать в анализе процесса и результатов деятельности подразделения.

ПК 3.1 Участвовать в реализации технологического процесса по изготовлению деталей.

ПК 3.2 Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.

Контроль и оценка результатов освоения общих компетенций

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии;

- расширение кругозора по избранной профессии;

- эффективность выполнения заданий в рамках обучения по специальности;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК 2  Организация собственной деятельности, исходя из типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- рациональность планирования и организации собственной  деятельности в соответствии с профессиональными  целями;

- выбор и применение методов в области

 разработки технологических процессов в соответствии с целями и задачами деятельности;

- объективность анализа профессиональной деятельности;

 - аргументированность оценки качества выполнения профессиональных задач;

ОК 3  Принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- анализ ситуации с позиции возможностей и ожидаемых рисков;

- решение стандартных и нестандартных задач;

- результативность решения

профессиональных проблем;

ОК 4  Осуществление поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- оперативность поиска необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные;

 - обоснованность выбора и оптимальность состава источников информации для решения профессиональных задач и самообразования;

ОК 5 Использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.

- эффективность использования прикладного программного обеспечения, информационных ресурсов и возможностей сети Интернет;

ОК 6  Работа в коллективе и команде, эффективное общение с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями  в ходе обучения;

-  работа в команде;

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

определение функций и задач руководителя;

-выбор и использование управленческих стилей;

-нахождение и реализация управленческих решений;

ОК 8 Самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, занятие самообразованием, осознанное планирование повышения квалификации.

- организация самостоятельных занятий при изучении дисциплины;

ОК 9.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • анализ инноваций в области технологии машиностроения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине ЕН "Математика" по специальности среднего профессионального образования 151901 «Технология машиностроения», базовый уровень

Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования 151901 «Т...

Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология машиностроения

Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология  машиностроения...

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" для специальности 15.02.08. "Технология машиностроения"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО технического профиля 15.02.08. "Технология машиностроения". Предназна...

Рабочая программа дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности", специальность "Технология машиностроения"

Рабочая  программа учебной дисциплины ОП.11 "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для студентов специальности 15. 15.02.08 «Технология машиностроения»...

Рабочая программа учебной дисциплины «Технология машиностроения»

Рабочая программа учебной дисциплины «Технология машиностроения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС) по спец...