Инновационный урок длиной в два года как способ подготовки к профессионалитету
статья

Соцкова Ольга Алексеевна

Статья готовилась для международного конкурса  Педагогический -талант 2022  для   МЦНП " Новая наука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конкурсная статья64 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный урок длиной в два года как способ подготовки к профессионалитету

                                                                   Соцкова Ольга Алексеевна

                                                                                          преподаватель

                                         ОБПОУ «Курский монтажный техникум»

Аннотация: в статье рассматривается  инновационный урок длинной в 2 года. В течение 2 лет преподаватель совместно с группой посещал строительную площадку. Ежемесячно по технологии  активных методов обучения проводились уроки-отчёты, готовилась  документация по строительным технологиям, по производству работ. К итоговому занятию  накопился  пакет  строительных документов, которые подготовили сами студенты; фото- и видеосъёмка. Производственную практику  некоторые студенты техникума проходили именно на этом объекте. Этот урок назвали «мониторингом строительной площадки». Его можно назвать  преддверием профессионалитета, новой программы работы ОБПОУ «КМТ».

Ключевые слова: урок, инновации,  педагогические технологии, строительство, производственная практика,  мониторинг, профессионалитет.

An innovative lesson lasting two years as a way to prepare for professionalism

Sotskova Olga Alekseevna

teacher

OBPOU "Kursk Assembly College"

Abstract: the article discusses an innovative lesson with a length of 2 years. For 2 years, the teacher together with the group visited the construction site. Monthly, according to the technology of active teaching methods, lessons-reports were conducted, documentation on construction technologies, on the production of works was prepared. By the final lesson, a package of construction documents had accumulated, which were prepared by the students themselves; photo and video shooting. Some students of the technical school had their industrial practice at this facility. This lesson was called "construction site monitoring". It can be called the threshold of professionalism, the new work program of the KMT OBPOU.

Keywords: lesson, innovations, pedagogical technologies, construction, industrial practice, monitoring, professionalism.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике даёт такое определение понятия педагогического мастерства: высокий уровень овладения педагогической деятельностью; комплекс специальных знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств личности, позволяющий педагогу эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся и осуществлять целенаправленное педагогическое воздействие и взаимодействие.

Компетентность учителя профессиональная - владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность  его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.(1)

То есть, понятие профессиональной компетентности педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

В общем виде объём знаний, необходимый для преподавания любой дисциплины, определён учёбной программой. Допустим, знания  есть.  Для того,  чтобы их донести до обучающихся, необходимо, кроме знаний дисциплины, знание методологии, педагогических технологий, целей и задач обучения, а в современных условиях не обойтись и без инновационного подхода к  педагогической деятельности.

Учебное пособие Сластенина В., Исаева И. и др. «Педагогика» даёт чёткую структуру профессиональной компетентности:

«1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.
2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.
3. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и  анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.»(3)

 Стало понятно, что традиционный урок в профессиональном образовании – это хорошо, но  при преподавании  специальных строительных дисциплин этого мало. Необходимо искать новые технологии, формы, методы. Важно предусматривать сочетание различных видов деятельности студентов. Необходимы проективные (анализ-прогноз-проект)  и рефлексивные (контрольно-оценочные) умения не только преподавателя, но и студентов. Проективные умения невозможны без совместных творческих дел, а рефлексивные - без контроля этой деятельности.

 Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. Следовательно, возникает необходимость инновационной деятельности, чтобы подготовить человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой.

Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Создавать новое - это и есть инновация. Поэтому появилась необходимость применять активные методы обучения, освоить компетентностный подход, так как для студентов строительных специальностей просто необходимо умение действовать  в ситуации неопределённости. Метод проектов стал одной из подходящих технологий, ибо это инновационная технология обучения, при которой обучаемые приобретают новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного или под руководством учителя планирования, разработки, выполнения и продуцирования постоянно усложняющихся проектов-заданий. «Таким образом, все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени». (2) Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. И необходим конкретный результат.

Так и возникла идея ежемесячного урока - экскурсии, урока самостоятельной деятельности студентов. Название урока - Инновационный урок длинной в два года как способ подготовки к профессионалитету, а по сути двухгодичный мониторинг строительной площадки. 

У студентов ОБПОУ «КМТ» специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» появилась возможность наблюдать за строительством жилого многоэтажного здания с момента начала строительства и до его окончания.  Были поставлены следующие цели и задачи: 

Цели урока:

  1. В течение двухгодичного мониторинга строительной площадки научить студентов самостоятельно  изучать  строительные процессы, работы  в строительстве, а также вести документацию в условиях реального строительства;
  2. Сформировать развитие механизмов независимости студентов, утверждение самостоятельных качеств личности.

Задачи:

  1. Ежемесячно посещать строительную площадку, изучая те процессы и работы, которые выполнялись в течение месяца;
  2. Выбрать направление деятельности каждого студента в группе;
  3. Ежемесячно проводить анализ посещения стройплощадки с обсуждением фотоматериалов, видеоматериалов, копий документов.
  4. Ежегодно проводить урок-отчёт, урок контроля и коррекции знаний и умений, приобретённых в процессе мониторинга.

 В течение двух лет на примере строящегося здания изучались строительные процессы и работы, технология и организация строительного производства. Проводились открытые уроки: ежемесячные (по итогам  нового на стройке),  промежуточный (в середине строительства)  и отчётный по окончании строительства жилого здания. Итогом работы  стал альбом с фотографиями этапов строительства и пакет реальных документов по строительству объекта: презентации, технологические карты, стройгенплан, элементы проекта производства работ.

Конечно, и раньше  были экскурсии на стройку, но это были разовые посещения. Мониторинг же – это качественно новый подход к обучению. Это наблюдение от «А» до « Я». Это - получение конечного результата.

У преподавателя появилась возможность совершенствования  педагогического мастерства, потому что этот вид деятельности позволяет использование как новых, так и испытанных технологий и педагогических приёмов. Одна из основных целей этого урока - формирование независимости студента, утверждение его личных качеств.

Для каждой группы была разработана  модель  самостоятельной работы: одна группа отвечала за отчёт по подготовительным процессам строительной площадки;  вторая  - за отчёт по технике безопасности на объекте; третья - за отчёт по охране труда; четвёртая - за  фото- и видеосъёмку технологических процессов;  пятая - за мониторинг организации строительства,  шестая - за документацию строительного объекта. Тут пришлось применить и проблемное обучение: студенты сами для себя должны открыть знания по строительству дома. Есть огромный плюс в мониторинге реального строящегося объекта. Там не всегда всё было правильно,  были объективные неожиданности. Тем интереснее была  работа. Студентам приходилось работать с нормативной документацией  по технологии и организации строительства и сравнивать с реальным производством. Летнюю практику некоторым студентам довелось пройти на «собственном» объекте. Только спустя несколько лет стало понятно, что не было группы сильнее на защите ни до, ни после этого выпуска, чем та, которая участвовала в этом инновационном уроке. Для них не было сложных  практических вопросов на защите дипломного проекта, они видели стройку с нулевого цикла и до окончания строительства.

Теперь нет сомнения,  что уроки были  не только интересными, но  и эффективными, хотя приходилось находиться   в постоянном поиске, совершенствовать формы, методы, приёмы работы.  Для  практического воплощения этой  идеи была решена проблема характера взаимодействия преподавателя и студента.  На этих уроках  преподаватель и студент    были партнёрами, единомышленниками, членами одной команды, коллективом  одной строительной организации.  

 С 2022 года   ОБПОУ « Курский монтажный техникум»  совместно с Росатомом  начал реализацию новой программы обучения

 «Профессионалитет».  Программа  направлена на подготовку специалиста, в котором нуждается работодатель, она практико – ориентирована . У студентов появится возможность длительного мониторинга строительных объектов, так как практику во время  обучения в техникуме в течение 3 лет  они будут проходить  на одном объекте, возможно, что на  Курской атомной станции. Надобность именно в таких уроках отпадёт, но  приятно осознавать, что именно этот инновационный урок стал началом  профессионалитета  в ОБПОУ «КМТ».

 На фотографиях  (рис.1 – рис. 9) представлены поэтапные фотографии  объекта (9 этапов), которые дают полное представление о строительстве многоэтажного  каркасного монолитного жилого дома в течение двух лет.

Список литературы

 1. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006,- 135 с.

  1. Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования, - Барнаул: АКИПКПРО 2000, - 196 с.
  2. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие, - М.: Издательский центр «Академия», 2002, - 576с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Потенциал общения учитель-ученик в рамках современного инновационного урока.

Стимулирование осмысленного учения средствами речевого воздействия на школьника....

Техкарта урока информатики по теме "Алгоритмы и способы их описания"

Техкарта урока информатики по теме "Алгоритмы и способы их описания" с заданием для интерактивной доски...

Перечень региональных инновационных площадок на 2015-2019 годы

Перечень региональных инновационных площадок на 2015-2019 годы...

Конспект урока по теме" Бутерброды. Классификация по способу приготовления и назначению"

Конспект урока по теме" Бутерброды. Классификация по способу приготовления и назначению". 1 курс, профессия "Повар", адаптированная программа для лиц с ОВЗ (с нарушением интеллекта...

Урок "Длина ломаной"

План-конспект по математике "Длина ломаной"...

ЛПЗ-эффективный способ подготовки к демоэкзамену

В презентации рассматриваются вопросы организации ЛПЗ в рамках аспектов оценки демонстрационного экзамена по компетенции "Поварсоке дело"...