Великая Отечественная война стала общим бедствием для населения нашей страны. Война не щадила никого, но более всего детей. Она заставила детей забыть о детстве, ввергла их в пучину взрослой жизни. Дети страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.
Судьба детей в годы Великой Отечественной войны – один из главных уроков истории России. Марийская республика была в глубоком тылу, здесь не было боевых действий, но война изменила привычное течение жизни всего населения, в том числе и детей. Помнить и содействовать тому, чтобы эта память не исчезла – в этом основная идея данной работы. Исследовательский проект «Дети Марийского края и война» - это подлинные факты, основанные на фотодокументальных источниках ГБУК «Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева».
Данную тему актуальна, потому что нельзя в современном мире решать проблемы и конфликты с помощью войн. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире. Поэтому чтобы понять и оценить настоящее, необходимо помнить о тяжелых военных годах. Мы должны учиться на ошибках тех далеких лет и никогда не повторять их.
Обучающиеся провели анкетирование среди обучающихся 7 «а» и 7 «б» классов школы и попросили ответить ребят на вопрос, что они знают о детях военного времени. Было опрошено 50 человек и выявлено, что не все обучающиеся знают, кто такие дети войны, но все хотели бы о них узнать побольше.
Авторы проекта не только получили новые знания по истории родного края в годы Великой Отечественной войны, но и проявили уважение к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.
Вложение | Размер |
---|---|
deti_mariyskogo_kraya_i_i_voyna_1.docx | 25.23 КБ |
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Йошкар-Олы”
Исследовательская работа
ДЕТИ МАРИЙСКОГО КРАЯ И ВОЙНА
Выполнили:
обучающиеся 7 класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №3 г. Йошкар-Олы»
Иванов Иван, Трифонов Александр,
Царегородцев Сергей
Научные руководители:
Заведующая отделом музейной педагогики
Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева,
к.и.н. И.Г. Губанова
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 3 г. Йошкар-Олы»
Н.И. Мифтахова
Йошкар-Ола, 2021
Содержание:
Введение………………………………………………………………….…....3
Основная часть:
Глава 1. Первые месяцы Великой Отечественной войны в Марийском крае……………………………………………………………………………. 5
Заключение…………………………………………………..……….……….12
Список использованных источников и литературы……….……...…...…...13
Введение
Великая Отечественная война стала общим бедствием для населения нашей страны. Война не щадила никого, но более всего детей. Она заставила детей забыть о детстве, ввергла их в пучину взрослой жизни. Дети страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.
Судьба детей в годы Великой Отечественной войны – один из главных уроков истории России.
Марийская республика была в глубоком тылу, здесь не было боевых действий, но война изменила привычное течение жизни всего населения, в том числе и детей. Помнить и содействовать тому, чтобы эта память не исчезла – в этом основная идея данной работы. Исследовательский проект «Дети Марийского края и война» - это подлинные факты, основанные на фотодокументальных источниках ГБУК «Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева».
Актуальность исследования. Мы считаем данную тему актуальной, потому что нельзя в современном мире решать проблемы и конфликты с помощью войн. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире. Поэтому чтобы понять и оценить настоящее, необходимо помнить о тяжелых военных годах. Мы должны учиться на ошибках тех далеких лет и никогда не повторять их.
Мы провели анкетирование среди обучающихся 7 «а» и 7 «б» классов нашей школы и попросили ответить ребят на вопрос, что они знают о детях военного времени. Было опрошено 50 человек и выявлено, что не все обучающиеся знают, кто такие дети войны, но все хотели бы о них узнать побольше.
Цель исследовательской работы: актуализация исторической памяти и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Задачи исследовательской работы:
Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Методы и приёмы, использованные при написании проекта:
Объект исследования - жизнь детей Марийского края в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Предмет исследования – патриотические чувства, настроения, дела школьников и учащейся молодёжи во время войны.
Хронологические рамки исследования – первые месяцы Великой Отечественной войны, август – декабрь 1941 г.
Основная часть
Глава 1. Первые месяцы Великой Отечественной войны
в Марийском крае
22 июня 1941 г. народам Советского Союза была навязана война, длившаяся 1418 дней и ночей (почти четыре года). Война застала Марийскую республику в день празднования 20-летия образования Марийской автономной области. В Йошкар-Оле на Юбилейной площади проходил праздничный митинг. В разгар праздника по радио прозвучала весть о начале войны. На следующий день многие жители республики выразили желание пойти на фронт. В первые пять дней войны в партийные, комсомольские комитеты и военкоматы республики поступило более 10 тыс. заявлений с просьбой об отправке на фронт, а 25 июня на фронт ушёл первый эшелон мобилизованных в армию. Марийская партийная организация мобилизовала в Красную армию более половины своего состава, ушли на фронт более 25 тысяч комсомольцев. В проводах на фронт участвовали и дети.
По данным книги Памяти «Они ковали победу», на фронт из республики ушли 142 537 человек, 74 878 человек погибли на поле брани, пропали без вести, умерли от ран, полученных в боях.
Глава 2. Дети, воспитанные трудом и настоящей доблестью
Как только началась война, колхозы были вынуждены перенастроить работу на военный лад. Поскольку большая часть мужчин ушла на фронт, не только на заводах и фабриках, но и на полях региона основная работа легла на плечи женщин, а также детей и подростков. Уже 27 июня 1941 года в газете «Марийская правда» было опубликовано письмо трактористок Йошкар-Олинской МТС женщинам республики с призывом заменить мужчин на заводах, колхозных полях. Эти призывы повсюду встретили широкий отклик. Тысячи женщин, девушек и ребят с первых дней войны пошли в заводские и фабричные цеха, на стройки, колхозные поля и фермы, на все возможные участки работ.
Педагоги республики тоже не были в стороне от работ. Они досрочно вышли из отпусков, чтобы организовать помощь колхозникам в уборке урожая. Вот как писала летом 1941 г. газета «Марийская правда»: «Самоотверженная работа кипит на колхозных полях. Сотни учащихся помогают убирать богатый урожай. На полях колхозов «Память Ленина» и «Красная волна» Юринского района молодые колхозники ежедневно выполняли по полторы номы на человека». Из учащихся были созданы бригады, по оказанию помощи колхозам и предприятиям. Комсомольцы-учащиеся Дунаевы Николай и Борис, работая на вывозе дров стеклозаводу им. Ленина, ежедневно вывозили больше других рабочих. Также, учащиеся школ района организовали правильный уход за молодняком на фермах и работали на заготовке дров для школ. (Газета «Марийская правда», статья «Юные патриоты делом помогают фронту», 10 августа 1941 г., № 183). В Куженерском районе школьники помогали теребить лён. Так, в колхозе «Восход», на полевых работах участвовало 26 школьниц. Учащиеся Нюра и Лида Липатниковы, Лида Ерыгина, Шура и Валя Гориновы выполнили нормы на 115-120%. (Газета «Марийская правда», статья «Помощь школьников колхозам», 15 августа 1941 г., № 191).
Каждый день борьбы на фронте был материально обеспечен самоотверженным трудом рабочих и крестьян, трудовой интеллигенции. Боевым девизом тружеников тыла стал лозунг «Всё для фронта, всё для Победы!». С первых дней войны промышленность нашей республики начала перестраиваться на военный лад. На смену ушедшим на фронт мужчинам, пришли женщины, юноши, девушки, подростки. В сентябре 1941 г. отмечался XVII Международный юношеский день, в честь которого в г. Йошкар-Оле прошёл воскресник, который показал широкий масштаб трудового патриотизма подрастающего поколения. (Газета «Марийская правда», статья «Всё для фронта», 7 сетября 1941 г., № 211).
Трудящиеся Йошкар-Олы принимали активное участие в создании всенародного фонда обороны. Ярким проявлением патриотизма в годы войны был сбор средств на вооружение Красной Армии. Население республики внесло на покупку самолётов и танков более 100 млн. рублей. На эти средства было построено только в 1943 г. свыше 300 боевых самолётов и столько же танков. На средства жителей республики были построены авиаэскадрильи им. Н.Ф. Гастелло, «Марийский колхозник», «Марийский комсомолец», танковая колонна «Марийский богатырь». В Пектубаевском районе учащиеся собрали 1200 рублей на самолёт им. Гастелло.
Большим подспорьем для бойцов Красной Армии имели поставляемые на фронт тёплые вещи, подарки, письма. Они повышали настроение и боевой дух армии, её стойкость и бесстрашие. Молодёжь ярко выразила свои патриотические чувства в таком важном деле как сбор тёплых вещей для бойцов. В том же Пектубаевском районе были собраны 913 кг шерсти, 347 овчин, 128 пар носков, 203 пары варежек. (Газета «Марийская правда», статья «Комсомольцы возглавляют патриотический подъём молодёжи», 14 декабря 1941 г., № 295).
Несмотря на возраст, дети хорошо понимали всю серьезность положения, в котором находилась страна. По инициативе учащихся средней школы № 6 г. Йошкар-Олы начался сбор средств (одна тысяча рублей) на строительство самолета им. Гастелло. Педагоги и ученики школы в ноябре 1941 г. собрали и отослали на фронт 36 посылок. Не только девочки, но и мальчики брали в руки иголки, шили и яркими узорами вышивали кисеты для защитников. Ученик первого класса Толя Николаев принес миниатюрный туалетный комплект, состоящий из трех вещей. А ученица второго класса Наташа Смирнова, пославшая на фронт 2 носовых платка, мыло, одеколон, зубную щетку и порошок, 12 конвертов с бумагой и 3 сладких плюшки, написала стихи:
«Милый, дорогой боец! Подарок шлю тебе,
Возьми и не сердись, что мал...
Я девочка, мне девять лет, я всех бойцов люблю:
Днем вспоминаю я о вас и ночью я не сплю.
Мне уютно и тепло — укутавшись лежу,
А вы всю ночь в огне, в борьбе за родину в бою».
«Так возвращайтесь же скорей с наградой на груди!».
Учащиеся выражали свою любовь к бойцам Красной Армии сбором художественных книг для госпиталей. Свыше 600 экземпляров книг сдали учащиеся школы № 6 г. Йошкар-Олы. (Газета «Марийская правда», статья «Школьники помогают фронту», 9 ноября 1941 г., № 264).
Пионеры и школьники посёлка стеклозавода «Мариец» уже в сентябре 1941 г. отправили на фронт 20 посылок. В свободное время от учёбы они собирали грибы и сдавали их в сельпо, а на вырученные деньги купили шерсти и вязали носки и варежки. (Газета «Марийская правда», статья «Тёплые вещи – бойцам Красной Армии, 16 сентября 1941 г., № 210).
За годы Великой Отечественной войны республика дала приют почти 40 тыс. эвакуированных, выехавшим в экстренном порядке из опасных зон и районов военных действий. В годы войны в республике было размещено около 26 детских домов и интернатов, в которых жило около полутора тысяч детей, вывезенных из Москвы, Ленинграда и оккупированных районов. Городское население республики выросло почти на 25 тыс. человек, составив на 1 января 1945 г. около 101 тыс. человек.
В Горномарийский район в 1942 г. прибыли первые эвакуированные семьи с детьми, над которыми местные школьники взяли шефство. (Газета «Марий коммуна, статья «Эвакуироватлыме йоча-шамыч верч забота», 28 ноября 1942 г., № 283).
Несмотря на начало Великой Отечественной войны 13 тысяч школьников нашей республики 1 сентября 1941 года сели за парты. Большое внимание уделялось взаимодействию школы и родителей. (Газета «Марийская правда», статьи «Школа, родители и общественность» «Учиться только на «отлично», 15 августа и 2 сентября 1941 г., №№ 191, 206).
Перестраивалась работа пионерских отрядов. Советская школа переходила на военный лад. В первую очередь, акцент делался на трудовом воспитании. Первые дни войны вызвали у учащихся патриотический подъём. Учащиеся Оршанской школы выработали за июнь 19141 г. 393 трудодня. Отдельные ученики имели по 40-45 трудодней. Учащиеся Мари-Турекской средней школы за один день собрали 3 тонны металлолома, а вырученные деньги сдали в фонд обороны. Живо откликнулись пионеры на призыв комсомольцев о сборе грибов, ягод, лекарственных растений. Пионеры Килемарского района собирали малину, учащиеся г. Козьмодемьянска собрали свыше 3 тонн шиповника. (Газета «Марийская правда», статьи «Школа, родители и общественность» «Учиться только на «отлично», 15 августа и 2 сентября 1941 г., №№ 191, 206).
Педагоги и воспитательная работа. Педагоги школ среди учащихся ежедневно читали лекции и проводили беседы об отечественной войне. Поощрялись дружные классы, способные объединяться для общих дел. Например, 8-й класс средней школы № 6 г. Волжска занял первое место по учёбе, дисциплине и общественной работе. Активисты класса: Тая Гребнева, Толя Губин, Стася Ильина, Фрося Ветлугина, Валя Беляева пришли на учёбу «уже закалёнными на трудовом фронте» - говорилось в заметке «Замечательных детей воспитала советская эпоха» (Газета «Марийская правда», 14 декабря 1941 г., № 295). Они стали инициаторами ряда патриотических дел, направленных на разгром врага: сбор металлолома, лекарственных растений, сбор средств на самолет им. Гастелло, танковую колонну, организовывали субботники, проводили концерты для населения. И не только сами принимали в этом участие, а вели за собой другие детские коллективы.
Военная подготовка. Также, активизировалась военно-физкультурная и военно-патриотическая работа. Молодёжь готовилась к защите родины. В школах организовывались военизированные ночные походы, военизированные заплывы. Ежедневно, в свободное время юноши сдавали нормы на военные значки, а девушки занимались на курсах медсестёр и инструкторов ПВХО. (Газета «Марийская правда», статья «Юные патриоты делом помогают фронту», 10 августа 1941 г., № 183).
В учебно-воспитательной работе педагогами ставилась задача вооружить учащихся - завтрашних бойцов Красной Армии военными знаниями, воспитать в них бесстрашие, мужество, способность преодолевать любые трудности. «Сердца пионеров г. Козьмодемьянска наполнились горячим желанием изучить винтовку и пулемёт» - писала газета «Марийская правда». От имени пионеров в районный совет Осоавиахима была направлена делегация, с настойчивой просьбой организовать для них обучение. Младшие школьники мечтали быть похожими на героев-лётчиков Талалихина и Зуденко. Под руководством преподавателей в школах создавались кружки противовоздушной и противохимической обороны. (Газета «Марийская правда», статьи «Патриоты», «Учиться только на отлично и хорошо», 3 сентября 1941 г.. № 207). Ставилась задача, чтобы каждый юноша и каждая девушка овладели одной из военных специальностей. Подчёркивалось, что молодёжь в тылу – это боевой резерв Красной Армии. (Газета «Марийская правда», статья «Всё для фронта», 7 сетября 1941 г., № 211).
Заключение.
У войны нет лица. У войны нет возраста, пола, национальности. Война ужасна. Война не выбирает. Каждый год мы вспоминаем войну, унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто своим трудом, приближал победу. Десятки тысяч детей принимали участие в работе тыла, учились, совершали трудовые подвиги. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам, ведь у войны не детское лицо.
Мы добились при написании работы выполнения поставленной цели. Мы узнали много нового об истории родного края в годы Великой Отечественной войны, о жизни и роли детей – наших земляков в тылу войны.
Наша гипотеза нашла подтверждение. Изучая статьи «Марийской правды» периода войны, мы нашли доказательства тому, что поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.
Эти ребята и девчонки тоже были солдатами, солдатами трудового фронта. Все свои силы они отдавали труду, помогали взрослым ковать будущую Победу. Вера в то, что наша Родина будет свободной, помогала ребятам в недетском труде.
Сегодня мы должны учиться у них беззаветной преданности и люби к своей Родине, смелости, достоинству, мужеству и стойкости.
Список использованных источников и литературы:
Разноцветное дерево
Каргопольская игрушка
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Аэродинамика и воздушный шарик
Галка в чужих перьях