В наше время не так велико количество молодых людей, охотно посещающих музеи и выставки, тем самым совсем забывая историю своего народа. Авторы проектной работы утверждают, что музеи сохраняют и представляют культурное наследие того или иного народа, укрепляют культурную идентичность, играют важную роль в воспитании патриотизма и гражданственности подрастающего поколения. Цель проектной работы - популяризация исторических знаний, освещающих деятельность марийского краеведа и этнографа Тимофея Евсеевича Евсеева по созданию музея.
Вложение | Размер |
---|---|
evseev_-_chelovek.docx | 26.84 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Йошкар-Олы»
Секция
Исследовательский проект
«Т.Е. Евсеев - человек, этнограф, педагог»
Выполнили:
обучающиеся 10 класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа №3г. Йошкар-Олы»
Скулкина Ксения, Михайлова Людмила
Научные руководители:
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 3 г. Йошкар-Олы»
Н.И. Мифтахова
Заведующая отделом музейной педагогики
Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева,
к.и.н. И.Г. Губанова
Йошкар-Ола,
2022
Содержание:
Введение………………………………………………………………….……......3
Основная часть:
Глава 1. Тимофей Евсеев - человек ……………………………………….…...5
Глава 2. Тимофей Евсеев – педагог…………………………………………….8
Глава 3. Тимофей Евсеев – марийский этнограф……………………………9
Заключение…………………………………………………..……….……….12
Список использованных источников и литературы……….……...…...…...13
Введение
В жизни общества в настоящее время происходят глубочайшие изменения. Мы становимся свидетелями того, что утрачиваются народные традиции, любовь к Родине, любовь к ближним. Мы думаем, что потеря народных корней может привести к росту бездуховности и черствости у современной молодежи. Поэтому мы считаем необходимым знать и уважать историю своей страны, своего родного края.
Наш город Йошкар-Ола – столица Республики Марий Эл, имеет богатую историю и духовную культуру. Узнать прошлое своего родного края – это очень увлекательная и полезная познавательная работа. В нашем городе находится один из больших музеев Республики Марий Эл - Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева. История основания музея тесно связана с именем Тимофея Евсеевича Евсеева, известного краеведа, исследователя культуры и быта народа мари.
Актуальность темы исследования:
Знакомясь с некоторыми страницами истории нашего города и республики, мы решили более подробно изучить деятельность марийского этнографа и краеведа Тимофея Евсеевича Евсеева и оценить его вклад в историю нашего народа.
Цель исследовательской работы: популяризация исторических знаний, освещающих деятельность марийского краеведа и этнографа Тимофея Евсеевича Евсеева.
Задачи исследовательской работы:
Предмет исследования: деятельность Т.Е. Евсеева и знания моих сверстников об этом.
Объект исследования: Национальный музей РМЭ им. Т.Е. Евсеева как источник знаний по истории родного края.
Методы исследования:
Гипотеза: знакомство с историей создания Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева и деятельностью Евсеева поможет нашему поколению осознать свою причастность к истории родного края и почувствовать потребность в сохранении самобытности родного города.
Глава 2. Тимофей Евсеев - человек
Тимофей Евсеевич Евсеев – марийский этнограф, фольклорист, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл.
Тимофей Евсеевич родился 1 февраля 1887 года в деревне Азъял Моркинской волости Царевококшайского уезда Казанской губернии (сейчас это Моркинский район Республики Марий Эл) в бедной крестьянской семье.
Мать умерла, когда Тимофей еще был грудным ребенком, и его воспитывала бабушка, а когда и она скончалась — один отец, познал всю тяжесть повседневного крестьянского труда, мечтал о получении образования. В родной деревне успешно окончил церковно-приходскую школу. В 1902—1904 годах учился в Ронгинской второклассной школе, во время летних каникул пастушил или батрачил. Природа родного края, задушевные песни и поучительные сказки с детства запали в сердце любознательного мальчика. Впоследствии, когда молодой человек начнет профессионально заниматься изучением культуры и быта своего народа, отец всегда будет рядом, помогая ему и словом, и делом.
В 30-х годах по стране прокатилась волна политических репрессий, которая обрушилась и на марийский народ, уничтожив впоследствии лучших представителей нации. Это были тяжелые времена для краеведов и музейных работников. Была сочинена версия о финских и эстонских "шпионах". В эту волну попал и Евсеев. Работа Т. Е. Евсеева и руководимого им музея этому в полной мере не соответствовала и начала подвергаться жёсткой критике. Одновременно с этим в партийно-политической линии большое место стала занимать борьба с местным «буржуазным национализмом». Это, в свою очередь, сопровождалось обвинениями в «смыкании с интервенционистскими кругами зарубежных держав». В финно-угорских регионах СССР такой «державой», грозившей «интервенцией» против страны, была объявлена «фашистская» Финляндия. Взоры ОГПУ в первую очередь обратились к гуманитарной интеллигенции, пропагандировавшей финно-угорское родство и поддерживавшей контакты с Финно-угорским Обществом Финляндии. Удобной фигурой для «разоблачения» в этом отношении стал заведующий Марийским областным музеем Тимофей Евсеев. Он был арестован 25 января 1931 года и заключён в Йошкар-Олинскую тюрьму. Его обвинили в шпионских связях с Финляндией. Он пытался доказать, что имел с финнами чисто научные связи. Но следователям удалось сломить его и вынудить к «признанию», что он является «финским агентом». При этом он сообщил, что о своих положительных впечатлениях от увиденного в Финляндии он рассказывал В. М. Васильеву, Ф. Е. Егорову, Л. Я. Мендиярову и другим близким коллегам. Они тоже были арестованы и объединены в группу «федералистов», которые якобы хотели Марийскую автономную область и другие финно-угорские регионы оторвать от СССР и создать Финно-угорскую Федерацию под протекторатом Финляндии. По приговору Особого Совещания при ОГПУ СССР от 14 декабря 1931 года «федералисты», в числе которых оказался и Евсеев, были приговорены к высылке из области на три года. Ему было предъявлено обвинение в том, что он с 1906 года поддерживал связь с финскими учеными, а в 1908 и 1927 годах ездил в Финляндию и там якобы получил задание вести пропаганду националистических идей среди марийской интеллигенции и подготовительную работу по созданию Финно-Угорской Федерации. Он был выслан в Нижний Новгород. В феврале 1933 года его досрочно освободили от ссылки и разрешили проживать вместе с семьей в Марийской автономной области.
В конце 1936 — начале 1937 года снова пошла волна арестов «врагов народа». Евсеев был снят с работы в музее, а 25 сентября 1937 года Тимофей Евсеев вновь был арестован. 10 ноября 1937 года «тройка» НКВД Марийской АССР приговорила его в числе нескольких десятков «врагов народа» к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 11 ноября 1937г. И только в 1956г. он был реабилитирован.
Нам стало понятно, что Национальный музей не зря носит имя этого замечательного человека, который с такой любовью собирал материалы о своем народе. И этому он посвятил свою жизнь. Несмотря на жизненные трудности, сложные страницы истории, он оставался верным и преданным своему делу, делу сохранения и изучения традиционной культуры марийского народа. Евсеев очень любил своё дело – каждую вышивку он подписывал вручную, этим он показывал свою причастность к культуре. Он был неким иллюстратором повседневного быта народа, он стоял у истоков становления марийской этнографии и музейного дела.
Мы решили подробнее рассмотреть биографию Евсеева и увидеть, каким он был человеком, учителем, этнографом и основателем музея.
3 глава. Тимофей Евсеев – педагог
После окончания школы в числе лучших учеников, сдав экзамен на звание учителя начальной школы, Т. Евсеев приступает к педагогической деятельности, которой он посвятил 19 лет (с 1905 по 1924 год) работал в Кужнурской и Поланурской школах Царевококшайского уезда. До революции будущий этнограф учительствует в Эсекейкинской, Кужнурской, Поланурской школах Царевококшайского уезда, а после революции – в родной деревне Азъял около двух лет, затем в селе Ронга Краснококшайского кантона Марийской автономной области. После гражданской войны, Евсеев вновь вернулся к учительскому труду и принялся за сбор примет и народной поэзии, а также материалов по языческим молениям. Параллельно с этим он начал заниматься изучением традиционной марийской культуры.
2.2 Тимофей Евсеев – марийский этнограф.
Во время первого своего учительского отпуска, он вдруг неожиданно для себя получил приглашение явиться в волостной центр Морки. Оказалось, что для изучения быта, языка марийцев из Финляндии прибыли ученые-языковеды Юрье и Юлия Вихманн. Финским ученым для общения с местными жителями, нужен был переводчик с хорошим знанием не только языка, но и обычаев марийцев. Ему и порекомендовали молодого учителя Евсеева. С этого и началась его краеведческая и исследовательская деятельность.
Супруги Вихманн собирали в 1905—1906 годах материал по языку, фольклору и материальной культуре марийцев в Марийском крае. Профессор Юрьё Вихманн и Юлия Вихманн встретились с Евсеевым в Морках в июне 1906 года. Шесть недель Евсеев работал консультантом по моркинскому диалекту у Вихманна. Собирательская работа не всегда шла гладко, местное население очень настороженно относилось к исследовательской работе, даже запугивало Евсеева и его отца, помогавшего ему. Тем не менее Евсеев с воодушевлением собирал и записывал народные традиции. Профессор Вихманн остался доволен работой молодого учителя, он подметил его хорошие собирательские способности и умение общаться с людьми. Поэтому, уезжая, он договорился с Евсеевым, что тот самостоятельно продолжит сбор материалов и будет отправлять их Финно-угорскому обществу. Впоследствии он познакомился и с другими финскими учеными — Ууно Сирелиусом, Акселем Хейкелем. Эта встреча послужила толчком для исследования культуры марийского народа.
С 1908 по 1929 гг. Евсеев посылал Финно-угорскому обществу собранные им предметы крестьянского быта, марийские фольклорные тексты. Пять томов рукописей фольклорных материалов Евсеева содержат сказки, легенды, пословицы, молитвы, песни и описания обрядов народа мари.
В 1909г. Евсеева пригласили на учебу в Финляндию, там он обучился рисованию и прошел этнографическую музейную практику. Возвратившись домой, по совету финских ученых и на деньги Финно-угорского общества, приобрел в Казани фотоаппарат и быстро научился новому мастерству. Фотоаппарат Евсеев хотел использовать прежде всего при сборе материала об одежде. Но фотографирование вызвало в собирательской работе Евсеева новые проблемы: для марийцев это было совершенно новым опытом. Никто не желал перед фотоаппаратом снять, например, с головы платок. Евсеев справился и с этой трудностью. Бывало, что он предлагал деньги фотографируемым людям деньги, чтобы запечатлить культуру. Он сделал большое количество фотографий местного населения в повседневной и праздничной одежде. В собирательской работе Евсееву помогала вся его семья: Жена Евсеева собирала и вышивала узоры окрестностей Царевококшайска, его сестра - в моркинских краях, а себе Евсеев выбрал отдаленные деревни Царевококшайского уезда. В результате кропотливой работы всех членов семьи была собрана целая коллекция вышивок.
Евсеев также собирал вещи, некоторые из них покупал сам. При этом он столкнулся с суеверием марийского населения. Многие отказывались продавать вышитые скатерти и одежду, считая, что продав одежду незнакомому человеку, после смерти окажутся в его власти.
Работа Евсеева с Финно-угорским Обществом и Финским национальным музеем продолжалось 22 года. Он посылал туда собранные им пять томов рукописей фольклорных материалов - предметы крестьянского быта, а также марийские сказки, легенды, пословицы, загадки, шутки, молитвы, песни и несколько описаний обрядов народа мари.
Евсеев принимал участие во многих экспедициях, изучавших быт, культуру и язык марийцев. Например, во время экспедиции 1927 г. в Звениговском кантоне изучались особенности языка, костюма и песенного творчества местных марийцев. Экспедиция 1928 г. была посвящена изучению традиционного рыболовства и бортничества марийцев в Моркинском и Звениговском кантонах. В 1929 г. Т. Евсеев собрал материал по традиционной охоте марийцев. Наконец, в 1930 г. им была совершена поездка по Маробласти с целью сбора марийских народных музыкальных инструментов и выявления исполнителей на них. Этнографический отдел музея стал хранилищем множества уникальных предметов быта и культуры марийского народа. Ему удалось создать коллекцию не только самих предметов, характеризующих материальную и духовную культуру народа мари середины XIX – начала ХХ века, но еще были сделаны фотографии, зарисовки, собраны рукописи, которые описывают праздники, обряды марийцев, предметы быта.
3 Глава Национального музея
История основания музея тесно связана с именем Тимофея Евсеевича Евсеева, известного краеведа, исследователя культуры и быта народа мари.
4 марта 1920 г. коллегия Краснококшайского уездного отдела народного образования приняла решение об организации Центрального музея в Краснококшайске.
С этой целью из Петрограда прибыли агроном Пётр Алексеевич Зелецкий и зоолог Ядвига Грациановна Зелецкая. 13 марта 1920 года их концепция организации музейного дела в Краснококшайском уезде была одобрена внешкольным подотделом уездного отдела образования. Концепция предполагала создание сначала Центрального уездного музея естественно-исторического профиля с сельскохозяйственным отделом, а затем сети районных музеев аналогичного профиля.
К этому времени был открыт небольшой музей в Кулле-Киминской волости (летом 1920 года волость перешла в состав новообразованной Татарской АССР). П. А. Зелецкий стал заведующим музейной секцией Краснококшайского уотобра и сельскохозяйственным отделом музея, а его супруга Я. Г. Зелецкая – заведующей Центральным уездным музеем и естественно-историческим отделом этого музея.
Краснококшайский Центральный уездный музей разместился в 2-х комнатах дома Суворова на улице Советской (к сожалению, здание не сохранилось). В течение нескольких дней был проведён ремонт помещения. Зелецкие подготовили для экспонирования схемы и таблицы по анатомии, ботанике, зоологии, агрономии, гербарии, препараты, скелеты, чучела птиц и животных, энтомологический материал, минералы, камни, а также картины, полученные из Государственного музейного фонда. Началось формирование музейной библиотеки.
17 октября 1921г. коллегия народного образования Марийской автономной области приняла решение о преобразовании уездного музея в областной краеведческий. Заведующим назначен преподаватель марийского языка и этнографии Марийского педагогического техникума Ф.Е. Егоров. Музей разместили в здании педтехникума.
В 1922г. государство отказалось от финансовой поддержки, и музей был закрыт. Все имеющиеся экспонаты были переданы на хранение в этнографический отдел Марийского педтехникума.
5 декабря 1924г. музей возобновил свою деятельность, но, не имея при этом собственного помещения. Именно тогда по рекомендации съезда учителей Марийской автономной области в музей был направлен учитель Тимофей Евсеевич Евсеев.
В 1925 г. музей был переименован в Центральный марийский музей, в 1927г. был переведен в отдельное каменное небольшое здание. Выставочные залы занимали три комнаты.
В июне 1932г. музей был переведен в здание закрытой церкви. После капитального ремонта здесь были созданы условия для восстановления исторической ценности музея, оборудован этаж для картинной галереи.
Музей взаимодействовал с московским Центральным музеем народоведения, Вятским институтом краеведения и с Хельсинским этнографическим музеем в Финляндии.
Тимофей Евсеевич Евсеев в 1934г занял должность директора музея.
В годы Великой Отечественной войны музей был временно закрыт, а фонды были вывезены и хранились в маленьком каменном помещении колхоза Ронгинского района Марийской АССР.
По инициативе дирнектора М.Б. Матуковой Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 августа 1992г. Марийский научно-краеведческий музей был переименован в Национальный музей РМЭ, ему были присвоены статус «Национальный» и имя основателя Тимофея Евсеева.
Сегодня Национальный музей РМЭ им.Т. Евсеева является крупным культурным и историческим центром, который имеет республиканское значение.
1 февраля 2022 года исполняется 135 лет со дня рождения Т. Е. Евсеева, именем которого назван Национальный музей Республики Марий Эл.
Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева расположен в г. Йошкар-Оле и является региональным краеведческим музеем. Это один из старейших музеев Марий Эл и первый музей в России, получивший статус «Национальный».
Культурное заведение отображает историю и этнографию марийской земли в различных экспозициях. Коллекция музея очень богата, она включает в себя такие разделы, как археология, средневековая и древняя история Поволжья, этнография, предметы интерьеры 18-19 вв, оружие, нумизматика, музыкальные инструменты и др. Здание музея, возведенное в 1903г., имеет два этажа. На протяжении длительного времени строение использовалось, как арестный дом. В 1960г. здание было подвержено реконструкции.
Для краеведов и музейных работников в конце 1920-х — начале 1930-х годов наступили нелёгкие времена. Основными в их деятельности стали политико-идеологические принципы, главным требованием стал показ успехов социалистического строительства. Работа Т. Е. Евсеева и руководимого им музея этому в полной мере не соответствовала и начала подвергаться жёсткой критике. В начале 1930 года оставил работу в музее по обвинению причастности к «старым краеведам» и отбывал 3-летнюю ссылку в Нижнем Новгороде.Затем работал сотрудником Моркинской районной газеты «Коммунизм верч» («За коммунизм!»), счетоводом колхоза в родной деревне, переписчиком фольклорных материалов в секторе языка и литературы МарНИИ, сотрудником Марийского областного отдела народного образования и Марийского областного музея вплоть до ареста в 1937 году.
После гражданской войны, он начал говорить о создании краеведческого музея для марийцев, который открылся позже - в 1920 году. Но у него не было своего здания, поэтому экспонаты собирали в небольшом количестве. Но вскоре из-за отсутствия средств на содержание музея он был закрыт. В 1924 году музей был вновь открыт, и Евсеев стал работать в нем научным сотрудником, а впоследствии и заведующим. Евсеев хотел создать хороший музей, поэтому собирал материалы и экспонаты как из Марийской области, так и из соседних территорий. Он провел огромную работу также по укреплению материальной и финансовой базы музея. Благодаря экспедициям, на которых он собирал материалы, многие уникальные предметы быта и культуры марийского народа разнообразили Этнографический отдел музея.
Практическая работа.
Свою работу по популяризации знаний об истории Национального музея РМЭ и деятельности Евсеева мы начали с того, что провели опрос среди обучающихся 8-х (60 человек),10-х (20 человек) классов и среди взрослых людей. Всем были заданы следующие вопросы:
1). Знакома ли вам личность Тимофея Евсеева?
50% опрошенных среди восьмиклассников ответили положительно, а среди десятиклассников знают Т.Евсеева только 20%. Большинство опрошенных взрослых также знают кто такой Евсеев (80%).
2). На вопрос кто такой Т.Евсеев – художник, этнограф-краевед, поэт или учитель, многие обучающиеся верно отметили, что он был этнографом-краеведом (8-е классы – 80%, 10-й класс – 20%, взрослые - 80%)
3). Для многих стал неизвестен тот факт, что Т. Евсеев занимался фотографией (90% опрошенных).
4). На вопрос, посещали ли опрошенные в последнее время Национальный музей им. Т. Евсеева, восьмиклассники ответили, что да – 50%, десятиклассники – 20%, взрослые – 10%.
Таким образом, мы поняли, что молодые люди, чаще, чем взрослое население, посещают музей, но меньше знают о том, чем занимался Тимофей Евсеев. Среди восьмиклассников оказалось больше тех, кто дал положительные ответы на наши вопросы. Объясняется это тем, что эти ребята уже не первый год занимаются внеклассной работой в кружке «Краевед», куратором которого является Заведующая отделом музейной педагогики Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева, И. Г. Губанова
Для того, чтобы все опрошенные ребята узнали, кем же всё-таки является Евсеев, мы посетили выставку в Национальном музее «Тимофей Евсеев. Призвание», а также приняли участие в квиз-игре, где команды восьмого и десятого класса прошли в финал, который состоится 12 марта.
Чтобы популяризовать творчество Евсеева, мы разместили информационные посты в социальной сети ВК в группе «Средней общеобразовательной школы №3 г.Йошкар-Олы», где наши ученики активно отвечали на вопросы.
Кроме этого мы запланировали на 3 четверть и уже начали проводить классные часы на тему «Знаменитый земляк» в классах начальной школы, где мы рассказываем о жизни и деятельности Тимофея Евсеева.
Практическая направленность исследования: материалы нашей работы могут быть полезны на уроках литературы, истории, при проведении классных часов краеведческой и патриотической направленности, помогут в воспитании любви и привязанности обучающихся к родному краю, пробудить их интерес к его культуре и истории.
Заключение.
Именем Тимофея Евсеева назван Национальный музей РМЭ. Собранные им коллекции, отражающие богатство марийской традиционной культуры, находятся сейчас в Российском этнографическом музее (г. Санкт-Петербург) и Национальном музее Республики Марий Эл. Часть материалов, в том числе оригиналы фотографий Евсеева, находятся в музейных фондах Финляндии.
Изучив литературу о жизни и деятельности Т. Евсеева, познакомившись с биографией знаменитого краеведа, побеседовав с работниками Национального музея им. Т. Евсеева, мы пришли к выводу о том, что он является для молодого поколения примером любви и преданности своему народу, человеком, который, несмотря на жизненные проблемы, продолжил свое дело по сбору и коллекционировании материала о жизни, быте и культуре народа мари.
Наша гипотеза подтвердилась. Деятельность основателя музея заинтересовала и была высоко оценена нами и обучающимися нашей школы. Ребята 10, 8-х классов не только посетили выставку в Национальном музее, посвященной Т.Евсееву, но и продемонстрировали свои знания в интеллектуальном сражении с Национальным музеем.
Благодаря его трудам, мы можем лучше понять жизнь и быт марийцев в прошлые века. Знакомясь с экспонатами Национального музея РМЭ, нам и моим одноклассникам, удалось прикоснуться к прошлому, другими глазами посмотреть на настоящее, с волнением заглянуть в будущее.
Мы надеемся, что наша работа поможет моим друзьям и одноклассникам осознать себя частичкой великой страны – России, потому что Россия состоит из малых родин каждого человека, а город Йошкар-Ола - наша малая родина.
Список литературы.
Усатый нянь
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Развешиваем детские рисунки дома
Композитор Алексей Рыбников
Колумбово яйцо