ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
Доклад.
Тема представляемой вашему вниманию работы «ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ».
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных средств это ознакомление дошкольников с природой.
Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире и гуманное отношение к живым существам.
Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности.
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Трудовые умения должны основываться на знаниях. Чем больше у ребенка знаний, тем точнее он сможет определить, в каком виде ухода нуждается растение и осуществить этот уход.
Ребенок должен относиться к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Для описания проблемного поля мы пользовались следующими терминами Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое пространство - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.
Труд - это фундаментальный вид деятельности человека направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Умение - это освоенный способ выполнения, обеспечиваемый совокупностью приобретённый знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда регулируются под контролем сознания.
Исследованиями проблем экологического воспитания дошкольников занимались многие педагоги, ученые, лингвисты.
Николаева Светлана Николаевна считает, что задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры . Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Марковская Майя Михайловна считает, что познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий в организации разной деятельности с дошкольниками.
Создатели учебного пособия по экологическому воспитанию Мир природы и ребенок под редакцией Лидия Михайловна Маневцовой и Полина Григорьевна Саморуковой считают, что разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребенка. Могут иметь место следующие виды деятельности: - сюжетно-ролевая игра- практическая деятельность- создание изо-продукции- общение с природой- экспериментирование- речевая деятельность- обмен информацией- наблюдение-просмотр книг, картин.
Целью нашей работы является изучить возможность использования разных методов и приемов для формирования трудовых умений при уходе за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенность трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_svety-peredelat.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад.
Тема представляемой вашему вниманию работы «ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ».
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных средств это ознакомление дошкольников с природой.
Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка, дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире и гуманное отношение к живым существам.
Обязательное качество всесторонне развитого человека — великое трудолюбие. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, выполнять несложные обязанности.
Систематический труд на огороде, в саду, цветнике уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Трудовые умения должны основываться на знаниях. Чем больше у ребенка знаний, тем точнее он сможет определить, в каком виде ухода нуждается растение и осуществить этот уход.
Ребенок должен относиться к себе как к части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Для описания проблемного поля мы пользовались следующими терминами Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Экологическое пространство - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение.
Труд - это фундаментальный вид деятельности человека направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Умение - это освоенный способ выполнения, обеспечиваемый совокупностью приобретённый знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда регулируются под контролем сознания.
Исследованиями проблем экологического воспитания дошкольников занимались многие педагоги, ученые, лингвисты.
Николаева Светлана Николаевна считает, что задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры . Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Марковская Майя Михайловна считает, что познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий в организации разной деятельности с дошкольниками.
Создатели учебного пособия по экологическому воспитанию Мир природы и ребенок под редакцией Лидия Михайловна Маневцовой и Полина Григорьевна Саморуковой считают, что разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребенка. Могут иметь место следующие виды деятельности: - сюжетно-ролевая игра- практическая деятельность- создание изо-продукции- общение с природой- экспериментирование- речевая деятельность- обмен информацией- наблюдение-просмотр книг, картин.
Целью нашей работы является изучить возможность использования разных методов и приемов для формирования трудовых умений при уходе за растениями уголка природы у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: особенность трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методы и приемы формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ухода за комнатными растениями. 6.В теоретической части данной работы нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить формирование трудовых умений и навыков как одну из задач экологического образования дошкольников.
2. Выявить особенности трудовой деятельности в природе у детей старшего дошкольного возраста.
3. проанализировать методическую литературу по данной теме.
4. проанализировать значение развивающей среды в формировании трудовых навыков по уходу за растениями.
5. Изучить разнообразие методов и форм в процессе формирования
у дошкольников экологических представлений и трудовых умений
Была выдвинута гипотеза - мы предполагаем, что освоение трудовых умений старшими дошкольниками в процессе ухода за растениями уголка природы проходит наиболее успешно, если соблюдать следующие условия:
1. задания должны быть посильны детям, и их сложность будет нарастать постепенно; 2. умения и знания о растениях уголка природы необходимо формировать одновременно; 3. использовать разнообразные и интересные детям методы и приемы работы.
Анализ литературы по вопросам экологического и трудового воспитания дошкольников позволил сделать следующий вывод: Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать.
Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее. Воспитать бережное отношение к природе важнейшая задача детского сада. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, Родине. В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях. Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и зависимостей способствует формированию отношения детей к труду, труд становится осмысленным и целенаправленным.
В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это - основа для воспитания, в дальнейшем, желания трудиться, устойчивого интереса к труду.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей и характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.
На основе теоретического изучения проблемы «ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ», мы перешли к опытной части работы, в которой были поставлены следующие задачи:
1. Выявление уровня развития трудовых умений у детей
старшей группы. 2. Формирование трудовых умений в процессе ухода за комнатными растениями уголка природы у детей старшей группы. 3. Проанализировать условия проведения опытно-экспериментальной работы.
Практическая работа проводилась в ДОУ №88, Приморского района, в подготовительной группе, количество человек в группе 25: 17 девочек и 8 мальчиков, возраст детей от 6 до 7 лет.
В группе оформлен природный уголок, в котором имеется достаточное количество комнатных растений. Оформлен уголок в соответствии с требованиями («Юный эколог»), есть необходимое оборудование для трудовых действий. В группе подобрана и используется разнообразная методическая литература.(юный эколог, Мы Кондратьева, мир природы и ребенок, маневцова Л.М., саморукова П.Г.)
В группе оформлены и подобраны разнообразные игры экологического содержания:("Четвертый лишний"; "Найди по описанию"Как зовут тебя, деревце?"; "Дары природы"; "Найди лишнего"; "Собери картинку".).
Практическая работа включала 3 этапа.
Цель 1 этапа: Определить уровень знаний о характерных особенностях растительного мира; выявить уровень трудовых умений дошкольников. Диагностика проведена с подгруппой детей в количестве пяти детей. Нами использовалась диагностика, представленная в программе «Юный эколог» Николаевой Светланы Николаевны.
Диагностика проводилась в форме индивидуальной беседы направленной на определение уровня знаний об особенностях растительного мира и задания на выявление уровня трудовых умений по уходу за комнатными растениями.
Познакомьтесь с данными полученными в результате диагностирования. Пр.1). Анализ результатов оформлен в виде диаграммы (д.констатирующего эксп.). В которой видно, что 20% детей имеют низкий уровень -Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями, Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы, В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям, 20% имеют высокий Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, Рассказывает, как правильно ухаживать за ними, Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям, 60% средний уровень- Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений, Рассказывает, как правильно ухаживать за ними, Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно, Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям. Наше обследование дополнило анкетирование родителей, которое было проведено с целью выявить, понимают ли родители важность совместной работы ДОУ с семьей по экологическому воспитанию детей. Выяснить отношение детей к живому (приложении 3). Исходя из результатов анкетирования, мы сделали следующие выводы: комнатные растения есть дома у всех, но привлекают родители детей к уходу за ними редко, только одна мама привлекает ребенка к уходу за комнатными цветами регулярно. Дети не проявляют негативного отношения к живому в целом. Так же все родители согласны с тем, что работа по экологическому воспитанию детей должна вестись не только в ДОУ, но и в семье. 2 этап. В процессе формирующего педагогического эксперимента мы старались выявить наиболее эффективный способ повышения уровня экологической воспитанности старших дошкольников. Задачи формирующего эксперимента: 1) разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников. 2) внедрить комплекс, спланированных мероприятий в работу ДОУ. Формирующий педагогический эксперимент проводился в феврале 2009 года. Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента, позволили конкретизировать стоящие перед нами задачи: 1.В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровне сформированности экологических знаний и экологического отношения к миру природы у отдельных дошкольников. 2.Более подробно сформировать знания о потребностях растений 3.Уточнить и конкретизировать знания об уходе за растениями 4.Cформировать умения и навыки по уходу за растениями. На основании перечисленных выше источников, а также полученных в ходе констатирующего эксперимента результатов, была выстроена программа действий по обогащению экологических знаний дошкольников и формированию у них трудовых умений по уходу за комнатными растениями. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению использовался интегрированный подход. Занятия строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Была разработана система по формированию трудовых умений в процессе ухода за комнатными растениями (пр.2). Включает в себя серию занятий, опытов, игр, во взаимосвязи с изо-деятельностью. В работу мы включали метод моделирования, использовались модели на освоение трудовых действий, помогающие усвоить строение и функции органов растений, модели доказывающие , что растение живое. Работа проводилась как фронтально так и индивидуально.
Формы работы | Цели задачи. |
Занятие 1 Рассматривание комнатных растений. Знакомство с новыми растениями (традесканция, аспарагус). | Закрепить и применить на практике знания о способах ухода за растениями, Умение правильно называть части растений.( С помощью моделей закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещением (светолюбивые — теневыносливые) и применить их на практике.) |
Занятие 2 Почему зерно в землю сеют. | Установить необходимость почвы для жизни растений. |
Занятие 3 Рассматривание и сравнивание комнатных растений (герань душистая - герань зональная, бегония-рекс - аспидистра) | Закрепить знания об особенностях растений в связи с местом обитания. Умение правильно называть части растений. (Учить детей описывать внешний вид растения, правильно используя названия частей растений (корень, стебель, лист, цветок); сравнивать растения, находить общее и различия.,Закрепить знания детьми моделей, умение использовать их при доказательстве). Кому что надо?) |
Занятие 4. Беседа с элементами труда. Как определить состояние растений при недостатке влаги. | Научить применять знания о состоянии растений при недостатке влаги, практически помочь растению (полить), правильно подобрать инструменты для труда.( умений помогать им ,выполнять трудовые действия в нужной последовательности и правильно; |
Опыт 1 (к занятию 1) Растение теряет воду через испарение | Дать понятие детям о способе потери воды растениями. |
Опыт 2 (к занятию 2) | Показать необходимость почвы для растений. |
Индивидуальная беседа Растения живые. | Формировать понятие, что растения живые; для того, что бы они росли, им нужна влага, тепло, почва, свет. |
Опыт 1 (индивидуально) | показать, как работает корневая система. |
Опыт 2 (индивидуально) | Показать необходимость воздуха для растения. |
Изобразительная деятельность | Использовали в конце каждого занятия. Дети зарисовывали опыты проведенные на занятии или просто делали зарисовки по теме пройденного занятия. |
Игры «Цветы», дидактическая игра «Кому что надо ? » | Закрепить пройденный материал. |
3-й этап Данные полученные в результате повторного диагностирования, зафиксированы в следующей таблице (Пр.15). Так же на нашей диаграмме видно, что 40% детей показали высокий уровень, 60% средний, низкий уровень никто не показал. Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен, т.к. уровень сформированности экологических знаний и трудовых умений повысился. Это видно и из наблюдений за детьми, в повседневной жизни - Наблюдая за работой детей в уголке природы, мы заметили, что у всех детей возрос уровень сформированности трудовых умений в уходе за растениями уголка природы, дети стали внимательнее следить за растениями, На занятиях по ознакомлению с окружающим дети стали более внимательными.
Мы видим, что уровень повысился, но работа в этом направлении может быть более эффективной, если учреждение будет учитывать следующие рекомендации, обратить внимание на расширение экологического пространства, создание комнаты природы с более разнообразными растениями, что бы все дети детского сада имели возможность наблюдать и ухаживать за растениями. Привлечь внимание родителей к проблемам экологического воспитания детей, провести консультации и беседы о необходимости совместной работы доу и семьи, оформить наглядный материал на тему «Цветоводство».