Консультации для родителей: Об адаптации ребёнка к детскому саду. Первая социальная адаптация ребёнка. Почему ребёнок кусается?

Блинкова Светлана Петровна

Об адаптации ребёнка к детскому саду.

Первая социальная адаптация ребёнка.

Почему ребёнок кусается?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Об адаптации ребёнка к детскому саду

        Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на неё реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома.

      Если малыш летом - осенью должен пойти в детский сад, то постарайтесь за оставшееся время подготовить его и себя к этому событию.

      1. Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребёнка, не обсуждайте при нём возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости.

       2. Обратите внимание на режим дня ребёнка. За лето он должен быть перестроен таким образом, чтобы малыш легко просыпался за час-полтора до того времени, когда вы планируете выходить из дома в детский сад. Если ваш малыш уже не спит днём, приучите его просто лежать в постели одного. Научите каким-нибудь играм: вспоминанию выученных им стихов, песен, сочинению сказок, счету, рассматриванию окружающих предметов с запоминанием мелких деталей. Очень полезны так называемые пальчиковые игры. Хорошо, если вам удастся смоделировать ситуацию коллективного тихого часа.

         3. Постарайтесь приучить ребёнка ходить в туалет по-большому в одно и то же время (не с 11.00 до 13.00 часов - время прогулки в саду). По-маленькому малыша нужно научить ходить в туалет не тогда, когда уже «очень хочется», а заранее: перед выходом в детский сад, перед прогулкой, перед сном.

         4. Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните перекусы между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита. Если ваш строгий тон и настоятельные просьбы съесть все быстрее и до конца вызывают у малыша приступ тошноты - это серьезный повод задуматься о возможности посещения ребенком детского сада. В любом случае о детях с проблемным аппетитом необходимо разговаривать с воспитателем и просить его быть мягким и терпеливым в этом вопросе. Проблемы с едой очень часто бывают причиной, из-за которой дети не хотят идти в детский сад.

          5. Закаливать нужно всех детей, а детей, которые идут в детский сад - особенно. Хождение босиком в помещении и по земле летом в любую погоду - самый простой и эффективный способ. Это укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры (душ, ванна, озеро, море), при этом постарайтесь не ограничивать пребывание ребенка в воде и не очень контролируйте ее температуру. Постепенно приучайте ребенка к холодному питью (кефир, молоко, сок из холодильника). Мороженое - это не только вкусно, но и полезно с точки зрения контраста температур.

          6. Довольно часто встречаются дети, которые плачут при расставании с мамой. Их приходится долго уговаривать, даже если они остаются с близкими, хорошо знакомыми людьми. «Почетной обязанностью» малыша может стать помощь маме при сборах на работу («Неси мою сумочку» или «Ты не мог бы поискать мой зонтик?»), а также такие ритуалы, как провожать маму до двери или махать рукой из окна. Однако встречаются дети, которые сильно нервничают в мамино отсутствие, следят за временем, когда она должна прийти. В отсутствии мамы у них ухудшается сон и аппетит, иногда они просто отказываются от еды и не ложатся спать без мамы. Лучше всего в этой ситуации обратиться к психологу. Как правило, такое поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования взрослыми - все эти причины в той или иной степени могут провоцировать подобное поведение. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама. На практике лучше всего приучать ребёнка к расставанию с мамой, создавая такие ситуации, когда малыш сам хочет попросить маму отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он заигрался с друзьями, а маме нужно в магазин. Уходя надолго, просите не взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения, что он должен успеть сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.

          7. Последите, как ребёнок играет с другими детьми. Взаимоотношения детей со сверстниками в этом возрасте только формируются. Отдавая ребёнка в детский сад, мы ускоряем этот процесс, поэтому было бы неправильно пускать его на самотек. Подходит ли он к группе играющих детей? Если ему трудно это сделать, помогите: научите его правильно здороваться с группой детей, предлагать детям свои игрушки, попросить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Хорошо, если у вас летом на даче образуется большая детская компания. Договоритесь с мамами и следите за детьми по очереди. Но с условием, что в течение оговоренного времени дети не могут покидать вашу самодеятельную группу и должны решать все возникающие вопросы только друг с другом и с «дежурной» мамой.

             8. Приучите ребёнка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, которыми он готов поделиться с друзьями. В противном случае малыш прослывет жадиной или всё время будет находиться в тревоге за свою любимую игрушку, с которой может что-нибудь случиться.

Сосунова И.В., старший воспитатель МКДОУ № 22 п. Кавалерово



Предварительный просмотр:

Первая социальная адаптация ребёнка

        Адаптация - приспособление организма к новой обстановке, к среде, а для ребёнка  2- 3 лет, несомненно, является новым социальным опытом – посещением детского сада.

        Детский сад - особенный период в жизни малыша, первый коллективный опыт общения. Не все дети безболезненно принимают новую обстановку и незнакомых людей. Большинство из них реагируют на детский сад плохим настроением. Одни легко входят в группу, но плачут вечером, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Малышу очень трудно сразу принять правила дошкольного учреждения, приспособится к режиму жизни группы.

        С момента зачисления ребёнка в детский сад нарушается его личный ритм жизни, что соответственно ведёт к негативному поведению (капризы, бросание игрушек, отказ от приёма пищи…).

        Для того чтобы процесс адаптации ребёнка к условиям детского сада был наиболее успешным, необходимо заранее его подготавливать. Желательно, проходя мимо детского учреждения, показывать ему жизнерадостно играющих ребят. Проводить беседы с ребёнком о предстоящем посещении детского сада, как о радостном событии.

        При посещении учреждения здравоохранения проконсультируйтесь с педиатром о возможных реакциях ребёнка в период посещения им детского сада.

        В семьях, где малыш практически не контактирует с незнакомыми детьми и взрослыми, как правило, сталкивается с серьёзными проблемами в период адаптации к правилам детского сада.

        Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, проявляет интерес к другим детям, свободно остаётся со знакомыми взрослыми, он в дальнейшем, как правило, без значительных проблем, сможет адаптироваться к условиям детского сада.

        Каждый ребёнок развивается индивидуально. При правильной организации дня, соблюдении режима, малыш 2-3 лет может успешно адаптироваться в детском учреждении                  (в течение 1- 2 недель).

        Самостоятельность малыша - один из залогов успешного прохождения адаптации. Поощряйте его за самостоятельные действия, находите и давайте ему возможность действовать самостоятельно.

        Наступает момент непосредственного посещения детского сада. Родителей часто охватывает тревога и волнение за сына или дочь, пришедшего в детский сад, что передаётся и негативно сказывается на поведении малыша в группе. Успокойтесь не переживайте и с улыбкой передайте ребёнка воспитателю.

        Следует приводить малыша в ДОУ на кратковременный срок до 2-3 часов, примерно первую неделю. Прощаясь, скажите ему: «Я люблю тебя, мой хороший!». Прощание не должно быть долгим, но как ритуал, например, поцелуй в щеку, объятия. Если расставание с мамой очень трудно, то пусть ребёнка отводит в детский сад менее значимый для него человек из семьи, бабушка или тетя, с ними ему легче будет расставаться. Как правило, часто  после ухода родителей, дети сразу успокаиваются и играют спокойно со сверстниками, общаются с воспитателем.

                Практика показывает, что длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и конечно от терпимости и доброжелательно настроенных, понимающих родителей в этот нелегкий жизненный период маленького человека.

        Благоприятно-эмоциональный фон малыша на весь день пребывания его в дошкольном учреждении зависит от настроя самих родителей, от сказанных слов мамы или папы!

        

Голдырева И.С., воспитатель МКДОУ № 22 п. Кавалерово



Предварительный просмотр:

Почему ребенок кусается?

Многие дети начинают кусаться с полугодовалого возраста, а некоторые не оставляют эту вредную привычку даже в детском саду. Ребенок до года может кусаться, если ему не хватает молочка или у него режутся зубы. В этом случае, легко устранить эти явления, чаще прикладывая ребенка к груди и предлагая ему специальные прорезыватели для зубов.

Если ребенок кусается в возрасте двух или трех лет, это уже проявления неких социальных навыков. Обычно таким способом ребенок пытается привлечь в себе внимание или ответить на обиду, возможно, так проявляется стрессовое состояние. Если малыш кусает не сверстников, а взрослых, значит, ему попросту не хватает родительского внимания, и он не знает, как по-другому его привлечь. В этом случае следует быть ближе к ребенку, внимательно реагировать на его просьбы, объяснять, что он причиняет вам или деткам, которые с ним дружат, боль. Иногда сами родители виноваты к склонности малыша кусаться. Например, если во время игры с ребенком, они слегка покусывают его пяточки, демонстрируя так свою любовь, ребенок будет кусать других, проявляя положительные эмоции, не осознавая, что делает неправильно. Сложнее разобраться с ситуацией, когда ребенок начинает кусаться в детском саду. Ведь воспитатели не всегда могут уследить за каждым ребенком, или сильно наказывают за подобное поведение, лишь усугубляя ситуацию и вызывая большую агрессию.

В первую очередь, необходимо понять причины таких изменений в поведении. Часто укусы в саду могут быть проявлением враждебности в детском коллективе по отношению к ребенку. В такой ситуации лучше на некоторое время свести к минимуму пребывание ребенка в саду или перевести его в другую группу. Обязательно следует объяснить ребенку, что, кусаясь, он не найдет себе друзей и не станет сильнее. А если его обижают другие дети, пусть расскажет об этом вам, и вместе вы найдете правильное решение сложившейся проблемы.

Почему же многие дошкольники выражают свое недовольство и гнев с помощью зубов? И как научить маленького «кусаку» заявлять о своих чувствах социально приемлемым, не оставляющим следы зубов способом навыки, имитируя наши действия. У ребенка зачастую нет альтернативного способа выражения гнева, надо научить его отстаивать свои интересы с помощью слов и соответствующего тона: «Нет! Я не согласен!». Покажите ему, как он может подкрепить свои слова посредством языка мимики и жестов: нахмурить брови, топнуть ногой. Сначала необходимо, чтобы взрослые были рядом и помогали детям в разрешении конфликтов, напоминали, что делать и говорить в непростой для них ситуации, ободряли и защищали. Взрослея, дети смогут не только постоять за себя, но и защитить младших. И чем больше дети общаются, тем богаче становится их репертуар выражения своих чувств.

 Укусили ваше чадо? Ваш ребенок частенько приходит из детского сада со следами от укусов. Что делать, чтобы это прекратилось? Предупредите воспитателей, если они еще не в курсе. Успокаивать агрессивно настроенных детей и защищать от них остальных - их прямая обязанность. Поговорите с родителями обидчика, не прибегая к конфликту и не обвиняя ни их, ни ребенка. Вместе попытайтесь понять, что происходит, и обнаружить причины такого поведения. Главное, что родители должны поставить и начать тем или иным образом решать эту проблему. Научите ребенка отстаивать свои права. Если он чувствует опасность, он может возмущенно крикнуть, топнуть ногой, в общем, показать, что он тоже рассержен и не даст себя в обиду. Научившись ясно выражать свои чувства, ребенок и в иных ситуациях будет чувствовать себя уверенно и, что не менее важно, сможет с уважением относиться к чувствам окружающих.

1. «Кусачие» проблемы детей могут быть связаны со слабостью мышц ротовой полости, низкой тактильной чувствительностью. Такие дети  могут запаздывать в речевом развитии. Что делать? Малышу необходима дополнительная и интенсивная стимуляция мышц рта. Каждый день предлагайте ему твердую пищу − морковку, сухарики, орехи, яблоко. Надувайте вместе с ребенком воздушные шары и пускайте мыльные пузыри. Наконец, купите ему свисток или дудочку, пусть он занимается на здоровье.

2. «Такая любовь!» Бывает, что дети кусаются от избытка чувств. Когда мама приходит с работы и берет дочку (сына) на руки, он прижимается к ней и кусает за ухо, шею или руку. Ребенок может укусить и другого малыша только потому, что безумно рад встрече. Что делать? Скорее всего, ребенок воспринимает покусывание как проявление ласки. Возможно, вы сами когда-то нежно прикусывали малышу мочку уха или носик, чтобы показать свою любовь. Ребенок же не знает меры и может причинить вам боль. Не играйте с крохой в такие игры! Пресекайте любые попытки укусить вас. Если вы с улыбкой будете говорить: «Ну не надо» или «Ой, это нехорошо», он только войдет во вкус. Объясните ребенку, что проявлять ласку можно другими способами, например поглаживаниями или поцелуями. Как правило, это быстро срабатывает, и уже в следующий раз ваш малыш встретит вас горячим поцелуем.

3. «Я тигренок, а не киска!» Если ребенок кусает других детей или взрослых, когда чрезмерно возбужден или устал, когда испытывает чувство голода или ему жарко, возможно, он просто не может выразить свои эмоции иначе. Что делать? Постарайтесь помешать ребенку осуществить задуманное, прикрыв его рот ладонью или оттащив его за руку. Нужно коротко и ясно объяснить ему, что люди не кусаются, что это плохо. Наказанием для него может служить его временная изоляция от других детей: «Посиди один на скамеечке, пока не прекратишь кусаться и не научишься вести себя вежливо».

Понаблюдайте, что вызывает у ребенка агрессию, и приложите усилия, чтобы избегать подобных ситуаций. Переключайте внимание малыша и меняйте вид его деятельности: если он долго сидел на месте, предложите побегать, а если носился без устали, посадите на колени и почитайте книжку. Учите ребенка выражать свои чувства и злость по-другому: можно объяснить, что ему не нравится (вы обязательно поймете и поможете), побить подушку, смять листок бумаги. Кусаются же только животные!

4. «Моя территория» Часто дети оскаливают зубки, когда кто-то покушается на их вещи, забирает их игрушку без спросу, а помощи от мамы или воспитателя ждать не приходится. Что делать? Будьте готовы прийти на помощь своему ребенку, не допускайте ситуации, когда он чувствует свою незащищенность. Чтобы малышу было проще адаптироваться в детском коллективе, учите его делиться своими «сокровищами» или играть по очереди, вежливыми словами или жестом просить игрушки у других детей. Если ребенок привык играть один, а в группе садика много детей, в первое время он может проявлять агрессию. Не ругайте его сильно за это, дайте время привыкнуть к новым условиям, приводите в сад ненадолго.

5. «Посмотрите на меня!» Причины, вызвавшие проявление агрессии, могут быть связаны с домашними стрессами или нехваткой внимания. Иными словами, ребенок может начать кусаться, если у него, например, родился братик или сестричка, и он испытывает чувство ревности; если родители ругаются или собираются развестись; если в семье появился новый папа или отношения родителей и бабушки похожи на кошмар. Что делать? Решайте семейные проблемы как можно скорее и постарайтесь оградить от них своего малыша. Уделяйте больше внимание ребенку, но делайте это не после того, как он уже укусил кого-то, а в положительный момент. Задумайтесь, что может тревожить его?  Не ругайте его, когда он кусается. И тем более не бейте и не кусайтесь в ответ. Агрессия порождает еще большую агрессию. Не стыдите малыша и не требуйте принести «жертве» извинения. Просто поговорите с ребенком. Однако начните общение не с ним, а с тем укушенным крохой. Пожалейте его, дайте попить воды, если это требуется, обнимите. Ваш ребенок хотел привлечь внимание? Маленькие дети готовы получать от родителей любое внимание, даже отрицательное, но нельзя приветствовать плохое поведение. Если кроха укусил вас, не нужно изображать сильную боль и плакать. Ребенок, конечно, пожалеет вас, но это занятие скоро превратится в его любимую игру.

Сосунова И.В., старший воспитатель МКДОУ № 22 п. Кавалероао