Главные вкладки
ГРЫЗАНЮК СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА
Сайт учителя начальных классов
Профессия: учитель начальных классов
Профессиональные интересы: Самообразование
Увлечения: Путешествия
Регион: Московская область
Населенный пункт: п.Пироговский , г.о.Мытищи
Место работы: МАОУ СОШ №19
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gryzanyuk-s-nВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НАДО НАЧИНАТЬ С ВОСПИТАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса ,коллегами в деле воспитания детей.
питание родителей всегда опирается на систему ценностей (религиозные, социальные, эстетические, нравственные и др.). В нем всегда проявляются образ мышления и уровень культуры данного общества и учитываются потребности самих родителей. Эти положения находят отражения в разнообразных концепциях и модели воспитания родителей,наиболее распространенными из которых являются следующие: с упором на терминологию и теорию — индивидуалистические и общественно направленные, с упором на терминологию и теорию ис акцентом на проблемы родителей и практику семейного воспитания. Рассмотрим некоторые из этих теорий.
Адлеровская модель(А. Адлер). Это направление воспитания родителей основывается на сознательном и целенаправленном изменении поведения родителей, которое определяется ведущим принципом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека
способным к сотрудничеству с другими людьми, т.е формирует социальный характер. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек — существо, социальное по своей природе, для него важно чувство принадлежности к определенной группе. По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоот-- ношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеалы, цели жизни, систему ценностей и учится жить.
Основными понятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет потребностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка с самого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и развития личности. Естественные логические рассуждения, используемые в- ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать на деле
результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осознанию ребенком недостатков собственного поведения.О себе
Родилась в прекрасном Краснодарском крае, в семье казаков. Дед воевал за Кавказ, был награждён Орденом Отечественной войны и медалями. Отец (заслуженный шахтёр) и мать поднимали Донбасс. Воспитали меня в доброте и согласии. Окончила Шахтёрское педагогическое училище и Славянский государственный педагогический университет. Имею стаж педдеятельности 31 год. Горжусь своей профессией. Всегда окружена любовью!)))
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Антон Макаренко «Педагогическая поэма»
Эта книга – маст-хэв для библиотеки каждого уважающего себя учителя или воспитателя. Всемирно признанный авторитет в области педагогики рассказывает о своём опыте: создании и становлении детской колонии им. М. Горького в 1920-е годы. Её контингент – бывшие беспризорники, многие с криминальным прошлым. Подростков ожесточила война, голод, разруха. Кажется невероятным, но благодаря колонии все они вышли в люди, получили профессию и стали достойными гражданами. Макаренко спас от нищеты, безграмотности и даже от гибели несколько сотен подростков. Книга написана увлекательно, а сложные и неоднозначные педагогические ситуации встречаются буквально на каждой странице. Как поступить в том или ином случае? Можно сначала ответить на этот вопрос самому себе и лишь затем прочитать дальше – просто в качестве педагогического эксперимента.
Трилогия Фриды Вигдоровой «Путёвка в жизнь», «Это мой дом», «Черниговка»
Эта трилогия о Семёне Калабалине, воспитаннике Антона Макаренко (сам он присутствует в книге эпизодически). Герой «Педагогической поэмы» и бывший беспризорник Калабалин всю жизнь проработал директором детских домов: и для «трудных», и для обычных детей. В книге собрано редкое богатство коллизий в отношениях «педагог – воспитанник», которые встречаются в каждом школьном коллективе. Вигдорова – профессиональный журналист и писатель, поэтому документальная повесть читается как художественное произведение. Если решите эту книгу дать подросткам, учтите – некоторых она сподвигнет уйти в педагогику.
Роман Демьянчук «Как не «сгореть» у учительского стола»
Кандидат психологических наук, бывший директор школы-интерната VII вида (для детей с СДВГ и ЗПР) детально рассказывает о причинах эмоционального выгорания педагогов. Его советы касаются в основном учителей, в меньшей степени – директора и школьного психолога. Демьянчук рекомендует научиться расслабляться (с помощью различных техник), правильно расставлять приоритеты и обозначать жизненные и профессиональные цели. Важно, по мнению автора, любить жизнь, свою профессию, себя и окружающих, проявлять доброжелательность и эмпатию, помнить, что вы – в кругу единомышленников.
Яков Перельман «Занимательные задачи и опыты»
Классика мировой литературы в области занимательной науки. В этом издании собраны задачки сразу из нескольких книг Перельмана: «Занимательная математика», «Занимательная физика», «Занимательная механика» и других. Увлекательная и остроумная книга – не скучный учебник, а отличный способ заинтересовать ребят. Многие задачи связаны с тем, что окружает нас ежедневно. Педагог и учёный Перельман заставляет удивляться самым обыкновенным вещам. Впервые его задачки были изданы 105 лет назад и сразу имели ошеломляющий успех. Уверены, такая же реакция будет и у ваших учеников.
Дуг Лемов «Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей»
Американский преподаватель и школьный директор Лемов собрал в одной книге педагогические приёмы самых успешных учителей из тех, с кем встречался за свою жизнь. Автор уверен, что учителями не рождаются, а становятся – через тяжёлый труд и внимание к мелочам. Он предлагает 49 техник и лайфхаков, которые помогут в работе любому учителю: как планировать время, готовиться к уроку, подбирать материал. Книга пригодится молодым преподавателям, для которых вопрос дисциплины в классе особенно важен: Лемов объясняет, как добиться своего, но не стать при этом ни «дружбаном», ни «диктатором». В конце каждой главы есть упражнения.
Александра Лопатина и Мария Скребцова «600 творческих игр для больших и маленьких»
Этой книги хватит надолго. Она будет полезна воспитателям детских садов, учителям 1-6-х классов – всем, кто работает с детьми от 5 до 13 лет. Собранные здесь творческие игры развивают ловкость и глазомер, наблюдательность, воображение, смекалку. Занятия из сборника учат правильному общению, доброте, сотрудничеству и взаимопомощи. Игры от Лопатиной и Скребцовой коренным образом изменят микроклимат в детском коллективе: заметно улучшат и оздоровят его даже в самых запущенных случаях. Книгу можно использовать на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.
Светлана Ахмерова «Профессиональная деятельность и здоровье педагога»
Очень много книг есть на тему того, что, кому и сколько должен учитель. А вот о том, что педагог тоже человек, а не робот, никто особо и не вспоминает. Светлана Ахметова обращает внимание на самые опасные для учительского здоровья моменты. Вред от них накапливается постепенно, день за днём. Постоянная нагрузка на голосовые связки, повышенная концентрация вирусов в помещении, долгое стояние или сидение, отсутствие физических нагрузок, ухудшение зрения при проверке тетрадей и работе с компьютером, постоянные стрессы и эмоциональное выгорание. Автор даёт упражнения и практические рекомендации в каждом отдельном случае.
Елена Щебланова «Неуспешные одарённые школьники»
По статистике, одарёнными являются 20-25 % школьников – то есть примерно 6-7 учеников в каждом классе. Но способности большинства из них остаются скрытыми из-за различных эмоциональных и социальных проблем. Таким детям нужна специальная методика обучения и особый подход при личном общении. В книге способности классифицируются по типам, у каждого – свои сложности и пути их решения. При этом автор подчёркивает различия между умственным развитием, обучаемостью и обученностью. Психолог Щебланова рассказывает, как учителю вовремя выявить одарённых детей, как помочь им преодолеть негативные факторы и развить свой талант.
Юрий Гурин «Урок + игра. Современные игровые технологии для школьников»
Педагог и писатель Гурин известен своими игровыми методиками обучения. В этой книге он предлагает более ста интересных техник и приёмов для использования на уроках. Как правило, подобные книги рассчитаны на начальную школу, но в этом издании Гурин даёт игры, которые можно использовать даже в старших классах. На любых уроках: от истории и развития речи до физики и химии. Автор разделил игры на три группы: для изучения новой темы; для закрепления и контроля усвоения знаний; для улучшения психологического и физического состояния школьников. В конце книги есть сводная таблица, по ней можно найти игру, идеально подходящую для каждой части урока.
Джуди Аппс «Чтобы слушали и слышали»
Книга об основном рабочем инструменте учителя – его голосе. Джуди Аппс рассказывает об эффективном использовании голоса, о том, как с его помощью овладевать вниманием аудитории. Книга отвечает на вопросы: что нужно делать для успешных публичных выступлений, какие приёмы используют знаменитые ораторы, как правильно заботиться о голосовых связках. Автор даёт много упражнений на расслабление, артикуляцию, постановку тембра, громкости, дыхания, правильных интонаций. В последней главе есть несколько советов, как нивелировать речевые дефекты и как снизить усталость, если приходится много говорить – это особенно актуально для учителя.
Мой взгляд на мир
Методы гармонизации внутреннего мира педагога
Педагогу гораздо сложнее разобраться в своих личностных проблемах и справиться с ними, чем совершенствоваться в той или иной профессиональной области. Традиционное невнимание к личности самого учителя, миф об идеальном учителе, постоянная демонстрация в лице учителя «сильного» типа личности привели педагога к закрытое неискренности и другим способам защитного и компенсаторного поведения. Сложившийся в педагогической культуре менталитет педагога не позволяет ему думать о себе как некомпетентном в каких-то сферах, имеющем право на ошибку, уязвимом, слабом, нуждающемся в психологической поддержке и помощи не только со стороны психологов, но и собственной семьи, и собственных воспитанников, учеников. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморелаксации.
СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО ИГР-ФОРМУЛ!!! ПРЕДЛАГАЮ ИГРАТЬ!!!
Применяемые игры условно делятся на пять типов: игры-релаксации, адаптационные игры, игры-формулы, игры-освобождения и игры-коммуникации.
1. Игры-релаксации
В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение 2—5 мин, затраченных на выполнение психотехнических упражнений, педагог может снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе. Выполняя эти упражнения, он принимает своеобразный «психологический душ», очищающий психику и способствующий быстрому и эффективному отдыху.
Перечень игр: «Внутренний луг», «Пресс», «Дерево», «Настроение», «Пословицы», «Воспоминания», «Книга», «Мария Ивановна», «Голова», «Руки», «Я — ребенок», «Открытость», «Ритм», «Я — резервуар».
Адаптационные игры
Используются в период адаптации молодого педагога к профессиональной деятельности, смене педагогического коллектива, после длительного перерыва в работе, каникул. Они способствуют развитию самоконтроля и волевых процессов. Упражнения проводятся за 15 мин до начала занятий и в первые минуты после начала занятия. При этом используются игры «Фокусировка», «Дыхание», «Психоэнергетический зонтик», «Распределение внимания», «Переключение внимания», «Животное», «Эмоция».
Эти игры используются для вербального самовнушения. Формулы могут произноситься про себя или вслух при подготовке к занятию, в процессе рабочего дня, перед трудной ситуацией. Произнесение формул необязательно проводится точно по тексту. Можно проявлять индивидуальные вариации и отступления в виде выбора стиля формул, слов, дли-
тельности фраз и т.п. Важно иметь четкий язык формулировки самоприказа. Тексты формул самовнушения составляются педагогом заранее, но иногда могут использоваться спонтанные самоприказы, возникающие в ситуации «здесь и теперь». Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст. Большое значение имеет начало формулы: «Мое желание иметь...», «Я все сумею...», «Я убежден в том, что...», «Я верю в то, что...». Формула самовнушения повторяется до семи раз. При этом важна вера в «магические действия» произносимых слов. Проговаривание формул должно сопровождаться концентрацией воли и состоянием сосредоточенности. Используются утренние и вечерние формулы, имеющие целью внушить уверенность в себе, любовь к детям, позитивное отношение к работе; игры-формулы в течение рабочего дня, ориентированные на уменьшение напряжения, снятие волнения и усталости, восстановление сил.
4. Игры-освобождения
Это методическое выражение идеи децентрации. Любое напряженное психическое состояние характеризуется сужен-ностью сознания и сверхконцентрацией человека на своих переживаниях. Ощутимое ослабление внутренней напряженности достигается в том случае, если человек сумел снять центр ситуации с себя и перенести его на что-либо другое. По сути дела, децентрация осуществляется как объективация эмоционально отрицательного состояния, выбрасывания его вовне и тем самым избавление от него.
Существует несколько форм децентрации: ролевая, интеллектуальная, коммуникативная. Первая связана с перевоплощением человека в другой предмет, например в дерево; вторая производится за счет педагогической рефлексии, взгляда на себя со стороны, «психологического зеркала», например видеокамера; третья реализуется в ходе диалога с переменой коммуникативных позиций, например плохой — хороший. Перечень игр-освобождений: «Диалог», «Видеокамера», «Плохой — хороший», «Мой враг — мой друг».
Игры-коммуникации
Для успешного выполнения педагогической деятельности воспитатель должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от обстоятельств. Но в реальной практике часто происходит смещение позиций и нарушение правил
общения. Позиционные игры способствуют формированию у педагогов внутренних средств, помогающих правильно ориентироваться в ситуациях общения. Игровые упражнения: «мышечная броня», «маска релаксации», «давление», «поставь себя на место другого», «монолог с двойником», «нейтрализация», «равенство», «взаимодействие», «Я—педагог», «Я—жена», «Я—мать», «анонимный список претензий», «ревизия» и др. Эти упражнения направлены на оптимизацию отношений педагога с учащимися, коллегами, родителями и собственной семьей.
Мои достижения
«Внутренний мир» учителя – это и есть то «сокровенное» самой мистерии учительствования, в котором рождается и сам учитель, и его дар. Способность учить невозможно свести к простым техническим педагогическим приемам, будь то способность подать и объяснить материал или вовремя проверить, усвоил ли ученик соответствующий навык. Во «внутреннем мире» учителя поистине происходит творческое чудо: взаимопонимание учителя и ученика в образовательном процессе.
Добавить творческую работу ученика
Код для вставки списка публикаций на другие сайты