Главные вкладки
Галиева Илфания Мусавировна
сайт преподавателя русского языка и литературы
Профессия: преподаватель
Профессиональные интересы: активные формы воспитания
Увлечения: кулинария
Регион: Республика Татарстан
Место работы: ГАОУ СПО "Мензелинский педагогический колледж им. Мусы Джалиля"
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/galieva-ilfaniya-musavirovnaО себе
Я Галиева Илфания Мусавировна. В этом году мне исполняется 50 лет. Общий трудовой стаж-30 лет, педагогический стаж-30. В моей трудовой книжке всего три записи: учительница начальной школы, педагог средней школы, преподаватель русского языка и литературы педагогического колледжа. На протяжении 20 лет я готовлю студентов к самостоятельной жизни, жизни современно мыслящих, активных, духовно развитых, творческих учителей. Я вечный классный руководитель, выпустила на большую жизнь пять групп. Всегда на передовой, была переписчиком в двух кампаниях 2002 и 2010гг. Активно сотрудничаю с газетами и журналами. В течение пяти лет занимаюсь с детьми дошкольного возраста, провожу с ними праздники и мероприятия, учу их «сеять разумное, доброе, вечное». Мама двух прекрасных детей, счастливая бабушка.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Книги моего детства: А. Толстой "Золотой ключик или Приключения Буратино".
Моё портфолио
Свободу литературе, или Как не хватает нам чудаков!
Позволю себе лирическое отступление. Я родилась и выросла в Советском Союзе. В читающей стране. Не было компьютеров, Интернета. Телевизор – и то один на всю улицу. Была Книга. Не важно, какая. Всё подряд читали. Или плохих книг не было, или читатели хорошие,- выросли людьми. В педучилище написала экзаменационное сочинение на тему: «Целина Л.И.Брежнева». «Пять!». Зато провалила институтский экзамен по советской литературе. «Неправильный» вопрос попался: «Поднятая целина М.Шолохова». «Историю не знаете, товарищ!».
Учили историю. Всякую. Знаем? Это другой вопрос. А любовь к чтению осталось. На всю жизнь. И впечатления от чтения те же, что и в детстве. Оно так же надрывает душу, наполняет ее горечью и тоской, вселенской радостью и счастьем.
30 лет (мой педагогический стаж) работаю с детьми и ищу ответа на вопрос: «Не заставляя читать, как воспитывать читающего ребенка?»
Книга и живая мысль, пробужденная книгой, являются самыми сильными средствами. Любовь к чтению, книге пробуждает силы разума. Воспитать школьника пытливым, вдумчивым читателем не так просто. Но можно. Просто приучить ребенка читать истинную художественную литературу. Случай из жизни. Присутствовала на пробном уроке студентки по литературному чтению. После чтения произведения прозвучал, как и положено по методике, первый вопрос. Ответа не последовало. Неужели не поняли? Поднимаю голову, смотрю на детей – слёзы на глазах. Поняли! А читали быль Л.Н.Толстого «Лев и собачка». Цель достигнута, воспитывай дальше.
Вспомним добрые старые времена. В каждой русской семье должна была быть Библия, в каждой татарской семье – Коран. Книга. По ней и учили, и воспитывали. Книгу оберегали. А детей учили почитывать книги.
В XIX веке в России жил один чудак (в хорошем смысле этого слова), известный профессор – литератор, прославленный пушкинист Михаил Осипович Гершензон. Осенью 1899 года он выступил с докладом о воспитательном значении детской художественной литературы («Художественная литература и воспитание». «Литература» №28, 1997г). Мысли Гершензона для современного учителя покажутся не только странными, но и, как он сам говорил, «вредной утопией».
Задумаемся над мыслями великого учёного и зададим ему несколько вопросов.
- Вы говорите, что восприятие литературы и не допускает, и положительно исключает всякую обязательность?
-«Посещение уроков словесности должно быть объявлено необязательным, и всякие испытания по литературе отменяются».
-Михаил Осипович, вы гений! А как студенты будут рады!
-«Отменяется аналитическое изучение поэзии…. Занятия по литературе ограничиваются единственно чтением поэтических произведений».
-Здорово! Давно бы так! Но подождите, как быть массовой школой, уйдут, не изучая Пушкина, Тургенева, Достоевского?
-«Опыт всего человечества доказывает обратное. Дайте ребенку только соответствующую художественную пищу, он не откажется от нее».
- А что вы называете художественной пищей?
-«Книги, которые мы даем в руки ребёнку, должны быть во всяком случае истинными художественными произведениями… Взрослый человек может принудить себя дочитать книгу до конца, даже когда она его не интересует. Ребенок не способен на это. Правда, его можно заставить дочитать книгу, но ведь наша цель – пробудить в нём эстетическое удовольствие. Ребенка надо заманить, увлечь».
-Михаил Осипович, дети стихи не читают, дубиной гоняем.
-«Первое условие восприятия поэзии – свобода, свобода пить только когда хочется, и не пить, когда питьё кажется невкусным… Поэзия не может и не должна быть обязательным предметом преподавания; пора вернуть ей то место райского гостя на земле, свободно любимого, какое она занимала в древнейшую эпоху,- тогда она снова станет, как в те времена, подлинной наставницей народа в его массе».
-Извините великодушно. Получается, мы, учителя, уже не нужны?
-«Важнейшая роль учителя состоит, как очевидно, в том, чтобы усиливать в отроках страстность и глубину восприятия художественных произведений, прежде всего предложением такой художественной пищи, которая наиболее способна возбудить интерес и волнение в ребёнке, т. е. умным выбором материала; во – вторых, собственным заразительным одушевлением; и наконец, организацией живой и свободной беседы в классе о прочитанных произведениях».
Да, во многом прав мой мнимый собеседник. Нельзя почувствовать красоту того, к чему тебя принуждают. Трудно полюбить то, с чем ты имеешь дело по необходимости.
Может, стоит поучиться у гениального мыслителя XIX века? И тогда Россия действительно стала бы самой читающей страной?
…Завтра у меня «Обломов». Интересно, получится у меня «медленное чтение» Гершензона?