ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
тест на тему

Галиева Илфания Мусавировна

Тестовый материал содержит вопросы по всем разделам русского языка и предназначен для проверки знаний у студентов - первокурсников

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ   СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ

ТЕОРИЯ ЯЗЫКА

Т.1. Раздел языкознания, относящийся к теории и практики составления словарей:

  1. фразеология;
  2. орфография;
  3. орфоэпия;
  4. лексикография.

Т.2. Пары слов уста – рот и шея - выя – есть примеры на

  1. архаизм;
  2. историзм;
  3. диалектизм;
  4. канцеляризм.

Т.3. Составными частями грамматики являются:

  1. фонетика и морфемика;
  2. морфология и синтаксис;
  3. лексикология и стилистика;
  4. синтаксис и пунктуация.

Т.4. Раздел науки о письме, изучающий начертания букв и соотношения между буквами и звуками:

  1. орфография;
  2. лексикография;
  3. графика;
  4. алфавит.

Т.5. Славянский алфавит возник в    вв.:

  1. IX – X;
  2. XI – XII;
  3. XII – XIII;
  4. XIII – XIV.

ФОНЕТИКА

Т.6. Специальная система, разработанная для записи произношения, - это:

  1. орфоэпия;
  2. фонетика;
  3. транскрипция;
  4. фонология.

Т.7. Какое из слов имеет неподвижное ударение?

  1. книга;
  2. дома;
  3. вода;
  4. рука.

Т.8. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

  1. экзамен;
  2. подвиг;
  3. сквозняк;
  4. смеяться.

Т.9.        В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. семья;
  2. проезд;
  3. повесть;
  4. есть.

Т.10. В каком слове слышится звук [ j ]?

  1. люди;
  2. юла;
  3. бюст;
  4. меню.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Т.11. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. тщетно;
  2. тщательно;
  3. бессмысленно;
  4. напрасно.

Т.12. Укажите слово, имеющее омоним.

  1. успех;
  2. острый;
  3. топить;
  4. сидеть.

Т.13. Какое из четырёх слов относится к устаревшим?

  1. парусник;
  2. старожил;
  3. рубеж;
  4. дозор.

Т.14. Какое из перечисленных слов имеет значение «старинный и ценный»?

  1. оригинальный;
  2. антикварный;
  3. идентичный;
  4. архаичный.

Т.15. Слово опешить произошло от слова 

  1. пешка;
  2. пеший;
  3. опёнок;
  4. печь.

Морфемика. Словообразование.

Т.16. Нулевыми могут быть:

  1. только окончания;
  2. только суффиксы;
  3. суффиксы и окончания;
  4. приставки, суффиксы и окончания.

Т.17. Какое слово неправильно разбито на морфемы:

  1. стакан – ;
  2. свеч – ени – е;
  3. из – мен – яя;
  4. о – гражд – ённ – ый.

Т.18. В каком слове есть суффикс – н - ?

  1. бессменный;
  2. лиственный;
  3. увеличен;
  4. львиный.

Т.19. Укажите лишнее слово среди однокоренных:

  1. прилечу;
  2. вылечит;
  3. лётчик;
  4. перелётный.

Т.20. Назовите слово, образованное префиксальным способом:

  1. подполковник;
  2. приход;
  3. увлечение;
  4. разбежаться.

МОРФОЛОГИЯ

Т.21. В каком ряду представлены только вещественные имена существительные?

  1. молоко, посуда, сливки, золото;
  2. сахар, рис, сера, серьга, серебро;
  3. опилки, пила, олово, мех;
  4. пшено, свинец, бязь, стекло.

Т.22. В каком ряду даны исключения с точки зрения категории рода и типов склонения?

  1. вуаль, толь, дитя, путь;
  2. дитя, время, подмастерье, путь;
  3. няня, дядя, дитя, имя;
  4. тушь, гуашь, кость, гость.

Т.23. В каком ряду представлены существительные, имеющие лишь форму множественного числа?

  1. ребята, времена, тополя, деньги;
  2. финансы, весы, выборы, сливки;
  3. оливки, отруби, проруби, вина;
  4. сны, вилки, сани, брюки.

Т.24.  В каком ряду представлены только числительные?

  1. три, трое, тройка, сто;
  2. пара, двое, два, дважды;
  3. сто, два, двое, одна вторая.
  4. пять шестых, шестёрка, шестой, шестеро.

Т.25. Выделите неверный ответ: «местоимения заменяют…»

  1. глаголы;
  2. имена существительные;
  3. имена прилагательные;
  4. имена числительные.

Т.26. Выберите ряд слов, где все глаголы разноспрягаемые

  1. дышать, гнать, слышать, держать;
  2. любить, брить, ненавидеть, терпеть;
  3. стелить, брить, зиждиться, дать;
  4. хотеть, бежать, есть, создать.

Т.27. В каком  словосочетании есть слово, называющее признак предмета.

  1. читать вслух;
  2. чтение вслух;
  3. идти вслепую;
  4. сказал вслух.

Т.28. Найдите ряд, где указанные предлоги все именного происхождения

  1. вследствие, впереди, в начале;
  2. спустя, в течение, вслед за;
  3. наперекор, вопреки, судя по;
  4. в свете, в целях, посредством.

Т.29. В каком ряду представлены выделительно-усилительные частицы?

  1. ведь, даже, же;
  2. вот, вон;
  3. как будто, словно;
  4. да, так.

Т.30. В каком предложении    и    является союзом, а не частицей?

  1. У ней и бровь не шевельнулась.   (А.П.);
  2. Все так и замерли на месте    (А.П.);
  3. Кажется, я  и думал в формах  ее стихов.    (М.Г.);
  4. Я постоял около двери, вздохнул и пошел в гостиную. (А.М.)

СИНТАКСИС

Т.31. Два  или несколько знаменательных  слов, объединенных подчинительной синтаксической связью

  1. предложение;
  2. словосочетание;
  3. абзац;
  4. период.

Т.32. Назовите верный ответ.

     «А когда наступил вечер, то стало так тоскливо, что трудно было и слово вымолвить» (А.Ч.) – это  предложение:

  1. Спп с последовательным подчинением;
  2. Спп с неоднородным подчинением;
  3. Спп с однородным подчинением;
  4. Спп с комбинированным подчинением.

Т.33. Чем является выделенное слово в предложении «Славное место это долина!» (М.Л.):

  1. сказуемым;
  2. подлежащим;
  3. приложением;
  4. в составе подлежащего.

Т.34. Какая из характеристик предложения является неверной? Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (К.П.)

  1. Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.
  2. Состоит из трёх простых предложений.
  3. Грамматическая основа второго предложения лицу жарко.
  4. Первое предложение нераспространённое.

Т.35. Какой член предложения является обстоятельством образа действия: Река неожиданно меняет направление. (В.Ж.)

  1. река;
  2. неожиданно;
  3. меняет;
  4. направление.

Т.36. Назовите безличные предложения

  1. Каменное здание было одно. (Д.М-С.)
  2. Справа от Ратуши дворец графов Брабанта. (В.Д.)
  3. Необыкновенно тихо было в лесу. (Е.Р.)
  4. Идя по орехи, топчешь ногами ягоды. (В.С.)

Т.37. Сколько запятых следует поставить в данном предложении? Эти звери были не что иное как большие крысы кроты хорьки и подобные им. (А.П.)

  1. одна запятая;
  2. две запятые;
  3. три запятые;
  4. четыре запятые.

Т.38. Определите тип синтаксических отношений в сложносочинённом предложении. Волны ещё бушевали и чёрный корабль лежал на боку тяжкой громадой, вероятно навеки закончив свои странствия.  (А.Л.)

  1. Соединительные отношения с оттенком одновременности;
  2. Соединительные отношения с оттенком следования (разновременности);
  3. Противительные отношения;
  4. Разделительные отношения.

Т.39. Поставьте недостающий знак в спп. Едва его кудрявая голова поднялась над палубой француз выстрелил. (А.Н.Толстой)

  1. запятая;
  2. тире;
  3. запятая и тире;
  4. точка с запятой.

Т.40. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя.

Пламень белый и летучий

Окаймил её края. (Ф.Т.)

  1. тире;
  2. запятая;
  3. запятая и тире;
  4. точка с запятой.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Т.41. Слова лекарство и  грипп составляют следующие словосочетания:

  1. лекарство для гриппа;
  2. лекарство из-за гриппа;
  3. лекарство на грипп;
  4. лекарство от гриппа, против гриппа.

Т.42. Какое из предложений построено правильно?

  1. У рыбей нет зубей.
  2. У рыбов нет зубов.
  3. У рыб нет зуб.
  4. У рыб нет зубов.

Т.43. В каком слове ударение на втором слоге?

  1. алфавит;
  2. дефис;
  3. позвоним;
  4. понял.

Т.44. Какое слово уместно использовать в предложении «Многие люди с техническим образованием стали … предпринимателями»?

  1. успешными;
  2. преуспевающими;
  3. удачными;
  4. плодотворными.

Т.45. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. более нужнее;
  2. несколько гектаров;
  3. с четырьмястами рублями;
  4. поезжай домой.

Т.46. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. эмалированные вёдра;
  2. худший вариант;
  3. семисот шестидесяти семи птиц;
  4. килограмм вафлей.

Т.47. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  1. большие очереди;
  2. в снегу;
  3. промокли;
  4. пятидесятью пятью годами.

Т.48. Укажите ошибку в управлении:

  1. преимущество перед ними;
  2. согласно договору;
  3. показать о чём-то;
  4. огорчён чем-то.

Т.49. Укажите предложение без грамматических ошибок.

  1. Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.
  2. Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «природа».
  3. Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.
  4. Все, кто работал на фабрике, жили в посёлке за рекой.

Т.50. В каком предложении вместо слова сытый нужно употребить сытный?

  1. Сытый волк смирнее завистливого человека.
  2. Сено в стогу – сытый корм скоту.
  3. Сытый голодного не разумеет.
  4. Сытое брюхо к ученью глухо.

ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ

Т.51.         В каком слове пишется буква ю?

  1. Они ненавид…т ложь.
  2. Дворники кол…т лёд.
  3. Малышки спор…т.
  4. Лампы свет…т тускло.

Т.52. В каком примере пишется  -нн-?

  1. гуси…ое перо;
  2. кваше…ая капуста;
  3. закраше…ые ворота;
  4. краше…ый пол.

Т.53. В каком предложении не с последующим словом пишется раздельно?

  1. Учёный (не) навидит ложь.
  2. Он взял  (не) большую вместительную сумку.
  3. Программа так и (не) завершена.
  4. Обсуждать вопрос уже было (не) когда.

Т.54. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. раз…грать, с…грать, пред…стория, по…грать;
  2. ра…следовать, во…становить, ра…бросать, ра…торгнуть;
  3. отм…рать, разб…рать, разб…рем, разб…рательство;
  4. пр…оритет, б…квадрат, в…траж, идилл…я.

Т.55. В каком ряду все слова всегда пишутся только через дефис?

  1. во …первых, по…весеннему, как…нибудь;
  2. во…вторых, по…лисьи, по…моложе;
  3. по…твоему, мало…помалу, по…крепче;
  4. пол…литра, по…детски, крепко…накрепко.

Т.56. В каком примере возможно только одно написание:

  1. (не/ни) чего;
  2. зам(е/и) реть от страха;
  3. (по) тому;
  4. (пре/при) творить.

Т.57. В какой группе слов правописание корней невозможно уточнить посредством подбора проверенного слова?

  1. помешать, утихать, заглянуть;
  2. поля, повисать, дрожит;
  3. собака, корова, совок;
  4. осенний, весенний, зимовать.

Т.58. В каком слове на месте пропуска пишется ь ?

  1. хвощ…;
  2. восем…надцать;
  3. нян…чить;
  4. сплош…

Т.59. В каком ряду во всех словах пишется ъ ?

  1. ад…ютант, в…юга, без…участный;
  2. из…Ян, двух…ярусный, суб…ект;
  3. в…едливый, двух…этажный, под…ём;
  4. обез…яна, с…ёмка, сверх…ёмкий.

Т.60. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та буква?

  1. не…жиданный, с…мнение, н…завтра;
  2. пр…забавный, пр…следовать, пр…рекания;
  3. и…бежать, ни…падающий, ра…весёлый;
  4. об…грать, раз…скать, сверх…зысканный.

Т.61. В каком слове на месте пропуска пишется буква ё ?

  1. камыш…вый;
  2. ш…винизм;
  3. ж…кей;
  4. уч…ба.

Т.62. В каком ряду все слова пишутся слитно?

  1. (овоще) хранилище, (по) трое, (средне) месячный;
  2. (полу) либеральный, (по) напрасну, (лже) пророк;
  3. (в) миг исчез, (электро) мобиль, (тёмно) шоколадный шкаф;
  4. (в) виду заморозков, (старо) славянский, (всё) таки.

Т.63. Какой ряд состоит из слов, в которых пропущены только чередующиеся безударные гласные корня?

  1. соед…нение, от…гощать, приор…тет;
  2. забл…стел, проб…раться, пост…лать;
  3. прив…легированный, изв…нился, разв…вать ум;
  4. прост…раться, пал…садник, пренебр…жительно.

Т.64. В каком примере при написании выделенного слова нужно использовать правило: «В суффиксе полного причастия пишется нн ?

  1. клятве…ое заверение адвоката;
  2. искажё…ый текст стихотворения;
  3. Чай подавали в гранё..ых стаканах.
  4. тяжелогружё…ые машины.

Т.65. Согласная буква пропущена в слове:

  1. ровес…ник;
  2. буревес…ник;
  3. опас…ность;
  4. глас…ность.

Т.66.Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

  1. Мы новички в команде.
  2. Английская  орфография сложная.
  3. Автор повести молодой белорусский писатель.
  4. Моё любимое занятие – играть в футбол.

Т.67. В каком предложении ставится тире? (Знаки препинания не расставлены)

  1. Жизнь как река.
  2. Эта комнатка носила три названия маленькая проходная и тёмная.
  3. Летом скворцов не видно они прячутся в густых тёмных лесах.
  4. Женьшень ценное и редкое растение.

Т.68. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

  1. 1;
  2. 2;
  3. 1,3;
  4. 2,3.

Т.69. В предложении «Испуганно кося глазом стоял на опушке лось не понимая что же случилось со всем этим стадом тихих неподвижных и совсем не опасных с виду людей». (Б.П.) сколько запятых:

  1. 4;
  2. 3;
  3. 5;
  4. 6.

Т.70. Какой знак препинания необходимо поставить в конце прямой речи? «Врёшь, не поймаешь…» - торжественно сказал Метелица. (А.Ф.)

  1. точка;
  2. вопросительный знак;
  3. многоточие;
  4. восклицательный знак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверь себя! (Тест по культуре речи)

В данной работе предлагается тест по  культуре речи на тему  "Нормы русского-литературного языка"....

Тест по русскому языку по теме: «Лексика и фразеология».

Тест по русскому языку (1 курс)Лексика и фразеология.1. Найдите четвёртое «лишнее»:а) язык без костейб) ужасный языкв) язык подвешенг) язык развязать2. В каком предложении Нет фразеологического оборот...

Тест по русскому языку для подготовки к ЕГЭ

При подготовке к единому государственному экзамену ребятам необходимо удерживать в памяти большой объем материала из разных разделов лингвистики, со всеми исключениями, нюансами. Данный тест поможет у...

Тесты по русскому языку. Фразеология.

Предлагаемый сборник тестов по фразеологии предназначен для активизации навыков грамотного письма, проверки собственных знаний и подготовки к различным типам вступительных экзаменов по русскому языку....

тест по русскому языку

Тесты по русскому языку для учащихся 9 класса Вариант 1Часть 2 Прочтите текст и выполните А1-А7; В1 - В14(1)Существуют неписаные и писаные правила поведения людей, хорошего тона. (2)Соблюден...

Проверь себя! Тест по лекскике "Животные"

Соотнеси картинку со словом! Проверь, как хорошо ты знаешь тему "Животные".http://LearningApps.org/display?v=pp72n7b7a17...