Физкультурно-оздоровительная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Физкультурно-оздоровительная работа | 31.52 КБ |
Предварительный просмотр:
2 младшая – средняя группа
На 2013-2014 учебный год
Воспитатели: Дёмина Л.И.
Моташкова И.В.
п. Эдучанка 2013 г.
№ | Содержание | Периодичность выполнения | Ответственные | Время |
1 | Оптимизация режима | |||
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима | Ежедневно | Воспитатели, | В течение года | |
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. | Медработник, воспитатели | В течение года | ||
2 | Организация двигательного режима | |||
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю (одно на улице) | воспитатели | В течение года | |
Утренняя гимнастика | Ежедневно | Воспитатели, музыкальный руководитель | В течение года | |
Гимнастика после дневного сна | Ежедневно | Воспитатели, контроль медработника | В течение года | |
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Спортивные игры и упражнения | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Музыкально-ритмические занятия | 2 раза в неделю | Музыкальный работник, воспитатели | В течение года | |
Физкультурный досуг | 1 раз в месяц | воспитатели | В течение года | |
Спортивный праздник | 2 раза в год | воспитатели | В течение года | |
Гимнастика глаз | Во время занятий на физкультминутках | Воспитатель, медработник | В течение года | |
Пальчиковая гимнастика | 3-4 раза в день | Воспитатель | В течение года | |
Дыхательная гимнастика | Во время занятий по развитию речи, на коррекционных занятиях | Воспитатель
| В течение года | |
Двигательная разминка | Ежедневно, в перерывах между занятиями | Воспитатели | В течение учебного года | |
Релаксационная пауза | По окончании занятий с высокой двигательной или психоэмоциональ-ной нагрузкой | Воспитатели | В течение года | |
Самостоятельная двигательная активность | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
3 | Охрана психического здоровья | |||
Использование приёмов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы. | Ежедневно несколько раз в день | Воспитатели | В течение года | |
4 | Профилактика заболеваемости | |||
Самомассаж | После дневного сна | Воспитатели, контроль медработника | В течение года | |
Дыхательная гимнастика в игровой форме | во время утренней зарядки, на физкультурном занятии, на прогулке, после сна | Воспитатели, контроль медработника | В течение года | |
Оксолиновая мазь 0,25% | Ежедневно | Воспитатели, контроль медработника | Декабрь, февраль | |
Стимуляция биологически активных точек | Ежедневно | Воспитатели | Сентябрь - февраль | |
5 | Оздоровление фитонцидами | |||
Чесночно – луковые закуски | Перед прогулкой, перед обедом | Мед. сестра | Октябрь – апрель | |
Ароматизация помещений (чесночные дольки ) | В течение дня | Помощники воспитателей, контроль медработника | Октябрь – апрель | |
6 | Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка | |||
Воздушные ванны | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Прогулки на воздухе | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | |
Хождения босиком по «дорожке здоровья» | Ежедневно после дневного сна | Воспитатели | В течение года | |
Воздушные ванны | Ежедневно во время прогулок | Воспитатели | В течение года | |
Босохождение | Ежедневно(дозировка в соответствии с возрастом) | Воспитатели, | В течение года | |
Игры с водой | Во время прогулки, во время занятий | Воспитатели | В течение года | |
Полоскание полости рта кипяченой охлажденной водой | После каждого приема пищи | Воспитатели, помощники воспитателей | В течение года | |
7 | Лечебно – оздоровительная работа (Витаминотерапия) | |||
«Ревит» (средняя группа) | По 1 драже 2 раза в день | Воспитатель, контроль медработника | Октябрь – ноябрь Март – апрель | |
Аскорбиновая кислота (2 младшая) | По 1 драже 2 раза в день | Воспитатель, контроль медработника | Октябрь – ноябрь Март – апрель |
Пояснительная записка
В уставе Всемирной организации здравоохранения говориться, что здоровье-это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблеме здоровья.
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны (данные материалов Всероссийского совещания « Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях») остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка, когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого, физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер. ДОУ «Малышок» ставит перед собой задачу разработать систему оздоровительной работы дошкольного учреждения.
Цель данной работы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Ожидаемые результаты:
- Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
- Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни;
- Овладения навыками самооздоровления;
- Снижение уровня заболеваемости;
Основные принципы работы:
- Подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
- Участие воспитателей и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
- Решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности.
- Поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
- Реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Профилактическое-
- Обеспечение благоприятной адаптации;
- Выполнение сангигиенического режима;
- Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;
- Проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Организационное –
- Организация здоровьесберегающей среды ДОУ;
- Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик;
- Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ.
- Задачи физического воспитания дошкольников.
1.Охрана и укрепление здоровья дошкольников, совершенствования их физического здоровья, повышения сопротивляемости организма, улучшения умственной и физической работоспособности.
2.Формирования у детей жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижение определенного уровня физической подготовки.
3.Воспитание у детей личной физической культуры. Формирование потребностей в физическом совершенствовании, вооружение знаниями, умениями и навыками, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
- Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами:
1.Полноценное питание детей.
2.Закаливающие процедуры.
3.Развитие движений.
4.Гигиена режима.
Принципы организации питания:
- выполнение режима питания;
-калорийность питания, ежедневное соблюдения норм потребления продуктов;
-гигиена приема пищи;
-индивидуальный подход к детям во время питания;
-правильность расстановки мебели.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития организма ребенка.
Основные факторы закаливания:
-закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня.
-закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности.
-закаливание проводится на положительном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка.
В ДОУ проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
-облегченная одежда для детей в ДОУ;
-соблюдение сезонной одежды на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;
-соблюдение температурного режима в течении дня;
-дыхательная гимнастика после сна;
Развитие движений.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребенка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
-повышение устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды
-совершенствование реакций терморегуляции и закаливание организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям
-повышение физической работоспособности
-повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья
Основные принципы организации физического воспитания в ДОУ
1.Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья
2.Сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами.
3.Оязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости
4.Медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная
медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья
Формы организации физического воспитания:
- -Физкультурные занятия в зале и на спортивной площадке;
- -физкультминутки;
- -спортивные игры;
- -утренняя гимнастика;
- -индивидуальная работа с детьми
Гигиена режима
1.Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.
2.Рациональное построение режима дня
3.Охрана жизни и деятельности детей
4.Санитарно-просветительая работа (с сотрудниками и родителями)
5.Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня
6.Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
- -привитие стойких культурно-гигиенических навыков
- -обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
- -формирование элементарных представлений об окружающей среде
- -формирование привычки к ежедневных физкультурных упражнений
Комплекс оздоровительных мероприятий по возрастным группам
2 младшая группа
- Приём детей на улице (при температуре выше -15°)
- Утренняя гимнастика в группе 8.15
- Точечный массаж в игровой форме
- Физкультминутки во время занятий,
- Физкультурные занятия (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- «Чесночные» киндеры (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10.30-11.40; вечерняя 17.45-18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика в кровати
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия
- Элементы обширного умывания
Средняя группа
- Приём детей на улице (при температуре до -15°)
- Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
- Точечный массаж в игровой форме
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
- Физкультминутки во время занятий
- Чесночные «киндеры» (с октября по апрель)
- Фитонциды (лук, чеснок)
- Прогулки: дневная 10.15 – 11.50; вечерняя 17.30 – 18.30
- Оптимальный двигательный режим
- Сон без маек
- Дыхательная гимнастика в кроватях
- Обширное умывание, ходьба босиком
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия и уплощения стопы.