Чинина Сынару Мансуровна

Сайт учителя биологии

Профессия: учитель биологии

Профессиональные интересы: технология проблемного обучения

Увлечения: цветоводство, бисероплетение, поделки из природного материала

Регион: Республика Алтай

Населенный пункт: с. Яконур

Место работы: МБОУ "Яконурская СОШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/chinina-sm

Дорогие посетители моего сайта: коллеги, родители, ученики! Я буду рада вашим отзывам и комментариям на размещенные на моем сайте материалы, которые вы можете оставить на страницах моего сайта либо отправлять на адрес моей электронной почты chininas@mail.ru

О себе

Чинина Сынару Мансуровна

Учитель биологии первой квалификационной категории

Образование: Горно-Алтайский государственный педагогический институт (1987)

Работаю в МБОУ "Яконурская средняя общеобразовательная школа"

Моё педагогическое кредо: Творить, пробовать, искать и развиваться...

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

В. Распутин "Уроки французского"

Ш.А. Амонашвили "Здравствуйте, дети"

Мой взгляд на мир

Эссе "Я - учитель"

 Я - учитель сельской школы. Каждый день иду к своим ученикам. Звенит звонок,  и десятки пар ребячьих глаз смотрят на меня с ожиданием радости открытия и  познания нового,  ведь я – учитель, помогающий детям познать природу, понять себя, поверить в свои возможности и знания. 

Людям сельской местности, возможно, в большей мере необходимы знания о природе, а в Горном Алтае особенно остро чувствуется связь человека и природы. Это взаимодействие гармонично во всех отношениях. Ничего не бывает просто так,  хочешь есть хлеб – вырасти его, работай на земле с любовью и уважением, и она накормит тебя. Береги озера, реки, родники - и они напоят тебя. Береги леса и диких зверей – и она сама щедро одарит тебя.  Испокон веков живет в нас аксиома, что человек – не царь и не венец природы, а только часть её. Но современность все настойчивей пытается внушить человеку, что он – повелитель всей Вселенной. И как результат, человечество уже пожинает плоды своей неразумной деятельности – загрязнение водоемов и воздуха, истребление лесов, эпидемии – это реалии 21-го века.Как образумить человека, вернуть ему осознание себя как маленькой частицы природы? Как защитить людей от эпидемий? Как прекратить загрязнение планеты? Я считаю, что ответить на эти вопросы по силам учительству, особенно, учителям биологии. Моя задача, как учителя биологии, – показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в повседневной жизни. Помочь увидеть и проследить взаимосвязи, соединяющие разрозненные факты в целостную систему, найти подход, который затронет не только умы, но и души детей,  поможет им понять себя и окружающий мир, осознать величайшую ценность жизни всего живого на планете. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. И я горжусь, что я – учитель.

С раннего детства я и три мои сестры мечтали стать учителями. Игра в учителя и учеников была нашей самой любимой. Как-то летом на лесной полянке мы с сестрами и братом собрали целый букет полевых цветов и прибежали к маме, надеясь обрадовать ее. Но наша мама помолчала и тихим спокойным голосом сказала: «Вы причинили этой хрупкой красоте нестерпимую боль. Всё живое, так же как и человек может испытывать боль. Теперь им никогда уже не суждено цвести на поляне… Я хочу, чтобы вы помнили, природа и мы – единое целое, живое» Совет матери, наказ матери… Спасибо, мама! Мы навсегда запомнили её слова о том, что наш дом это не только четыре стены, но и весь мир, где человек за всё в ответе.  Эти слова повлияли на наш выбор профессии: двое из сестёр стали учителями биологии, двое – учителями русского языка и литературы. Не могу не сказать два слова о моей маме - Кларе Тарылгаевне Чендыевой – цветоводе-любителе, заядлом огороднике, первом человеке, вырастившем целый парник арбузов и баклажанов в суровых природных условиях Канской долины. В 2006 году на республиканском конкурсе «Лучшее подворье»  она заняла I место в номинации «Цветы».

Мне досталось от семьи умение общаться с детьми, заботиться о них и наставлять на правильный жизненный путь. У меня своя, очень важная миссия, я должна дать ученику правильную картину мира, развить в нем национальное самосознание не только как представителя своего народа, но и как россиянина. Я должна развивать у учащихся способность творчески мыслить, открывать для ребенка возможность самостоятельного поиска, самопроверки, самооценки и рефлексии. И помогает мне в этом любовь к биологии.

Перед биологической наукой стоят большие задачи: побороть вирусы и болезни века, создать эффективные вакцины, обеспечить человечество продуктами питания и питьевой водой, победить старость и сделать решительный шаг к долголетию. Уверена, что развитие биологии как науки даст  возможность лечить людей, страдающих наследственными и другими заболеваниями. Но не менее важно, на мой взгляд, сохранить прозрачность воздуха, чистоту водоемов, уберечь лес от уничтожения, а почву от эрозии. Я хочу, чтобы мои ученики это тоже понимали. Ведь все эти вопросы предстоит решать им, современным школьникам, тем, кто учится сейчас за школьной партой или придет в школу завтра. Биологические знания – важный компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира. Конечно, не все мои ученики станут биологами, но каждому придется принимать участие в решении экологических проблем, заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

 Чтобы решать эти задачи, выпускник школы должен не только владеть большим багажом знаний, но и обладать умением изыскивать новые возможности и пути их решения.

Поэтому я всегда стремлюсь донести детям на уроках биологии важность и значимость этого предмета в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом.

 Особо трепетное отношение к сохранению природы привело меня к разработке программы внеклассной кружковой работы «Флористика».  С членами кружка мастерим панно, поделки, картины из подручного материала и агитируем окружающих нас людей вносить свой посильный вклад в сохранение чистоты планеты и заботиться о природе. Мы выработали несколько практических советов по уменьшению количества отходов. Мы призываем свести к минимуму использование одноразовых вещей: пластиковых пакетов, бутылок, упаковок. Этого можно добиться за счет того, что овощи и фрукты можно выращивать самим или покупать в свою многоразовую тару. Не покупать воду в бутылках, а поддерживать чистоту рек и водоемов; покупать вещи с долгим сроком службы; давать вторую жизнь отслужившим и ненужным вещам, делать из них полезные и декоративные поделки или заняться благотворительностью. Ответственно относиться к утилизации мусора, загрязняющего окружающую среду опасными ядовитыми компонентами. Чистота должна быть не только дома, в школе, на улице, в лесу, но и в душах и мыслях каждого из нас. Я не только педагог, но еще и мама двоих дочек и сына. Сын – студент Сибирского государственного медицинского университета.  Старшая дочь выбрала путь учителя, на этот раз учителя технологии. Она студентка Бийского педколледжа. Младшая дочь - школьница. Я рада успехам своих детей, но еще больше окрыляюсь успехами своих учеников. Десятки моих выпускников стали призерами и дипломантами олимпиад, чемпионатов и конкурсов разных уровней. Успех моих учеников – это результат моего ежедневного кропотливого труда. А еще это результат моей собственной учебы. Да-да, я учу и учусь сама, и не прекращаю самообразование целых 19 лет! Современным школьникам не нужны оторванные от жизни знания. Они видят всё. Оценивают меня, изучают. Перед ними нельзя заискивать – необходимо быть предельно честным. Они свободны в своих суждениях и любые авторитеты подвергают сомнению.

«Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как толькон перестает учиться, в нем умирает учитель", – писал К. Ушинский. Уча, я учусь сама. Учусь у детей искренности, взаимопониманию, открытости. Учусь у коллег новым методикам и технологиям, но утверждаю, что нельзя скопировать и повторить чужой опыт, нужно искать свой путь, свои технологии.

Учусь на ошибках – каждая неудача приводит к необходимости изучения новинок методики преподавания, психологии.

Учусь у природы мудрости и стремлюсь к тому, чтобы каждый из моих учеников мог бы с искренностью сказать:

Нас в любое время года учит мудрая природа.

Птицы учат пению, паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте…

И при всей огромности обучает скромности.

Отражение в воде учит нас правдивости.

У природы круглый год обучаться нужно.

Нас деревья всех пород-

весь большой лесной народ

учит крепкой дружбе!

                                                       /В.Орлов/

На своих уроках включаю детей в деятельность, организую ситуации, когда ребенок сам добывает знания, анализирует, обобщает, корректирует, убеждает собеседника при работе в парах или группе, учится слышать и слушать, соглашаться и отстаивать свою точку зрения. Словом, я работаю в согласии с цитатой К.Д. Ушинского «Приохотить ученика к учению, гораздо более достойная задача учителя, чем приневолить его»

Поиск выхода из проблемной ситуации, создание алгоритма действий, определение темы урока, постановка целей и задач – все это обеспечивает системно - деятельностный подход в обучении, который заложен в ФГОС нового поколения и является неотъемлемой частью моей учительской деятельности. На уроках и в процессе подготовки к нему используем Интернет,  электронные образовательные ресурсы. Через Интернет общаюсь со своими коллегами из других сел и регионов, делюсь на собственном сайте не только проблемами, но и удачными методическими находками.

Я – учитель! Я счастлива от того, что проживаю детство многократно. Это много или мало? За 19 лет работы могу утверждать - это не много и не мало, это только начало! Быть учителем – это мой выбор, мой путь, который каждый день зовет меня к новым свершениям. Это дорога, которая дарит мне смысл жизни, направляет моих учеников к истине. Я еще не прошла этот путь до конца. Я только остановилась, чтобы оглянуться назад… 

Мои достижения

Раздел 1. Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года.

1.1.  Позитивная динамика уровня обученности обучающихся за последние 3 года.

Уровень обученности

2012-2013

2013-2014

2014-2015

100%

100%

100%

Средние показатели результативности обучения учащихся по  биологии  за последние три года (на основе итоговых годовых оценок)

Учебный год

Средний показатель успеваемости  (%)

2012-2013

100%

2013-2014

100%

2014-2015

100%

 

1.2.  Позитивная динамика «качества знаний» обучающихся за последние 3 – 5 лет.

За последние годы качество знаний по биологии в преподаваемых мною классах составляет:

Учебный год

Средний показатель качества знаний (%)

2012-2013

63%

2013-2014

65%

2014-2015

66%

Результаты выпускных экзаменов по  биологии  ГИА (9 класс)

Учебный год

Кол-во

обуч.

Тип исследования

Количество баллов

2009-2010

5

ГИА

Максимальный-28

Минимальный-23

2010-2011

3

ГИА

Максимальный -28

Минимальный -19

2013-2014

4

ГИА

Максимальный -28

Минимальный -20

Результаты выпускных экзаменов по   биологии   ЕГЭ (11 класс)

 

Учебный год

Всего сдавали (чел)

Качество знаний (%)

Успеваемость (%)

2010-2011

4

100%

100%

2012-2013

3

100%

100%

2013-2014

100%

100%

 

1.3.  Наличие обучающихся, принимающих участие во Всероссийских предметных олимпиадах разных уровней.

На протяжении всей моей работы я готовлю учеников к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня. В результате этой работы ребята побеждают в муниципальных, во всероссийских, в международных проектах, предметных олимпиадах и конкурсах.  Наши успехи:

Участие  во всероссийской олимпиаде школьников

Муниципальный этап

2010 год

 

Толоева Сурая 9 класс

Толоева Байана

1 место

3 место

Карманова Айсулу 11 класс

Кынова Кемине 7 класс

1 место

1место

2011год

 

Елемисова Олеся 9 класс

2 место

Толоева Сурая 10 класс

3 место

2012 год

Унутов Аркадий 8 класс

1 место

2013 год

Елемисова Олеся 11 класс

3 место

Иртаев Арутай 7 класс

3 место

2015 год

 

Блисова Суркурай 7класс

2 место

Кокпоев Амыр 9 класс

2 место

 

Международная дистанционная олимпиада по биологии проекта  Инфоурок

 16.02.15

 

 Дедина Алтынай

6 класс 

1 место 

 

Руководитель

ЧининаСынаруМансуровна

Аламчина Александра

6 класс

3 место

 

Международная дистанционная олимпиада по биологии проекта  Инфоурок

г.Смоленск

  Свидетельство Чининой С.М. за подготовку   участников Международной дистанционной олимпиады  по биологии   проекта  «Инфоурок»

Февраль 2015 год

 

 

 Свидетельство Чининой С.М. за подготовку    победителей Международной дистанционной олимпиады  по биологии   проекта  «Инфоурок»

  Благодарность Чининой С.М. за активное участие  в работе проекта     для учителей «Инфоурок»

 

Всероссийский  «Молодёжный биологический чемпионат»

2011 год

Чинина Алина

 6 класс

Федеральный победитель

3 степень

2012 год

апрель

Елемисова Олеся

9 класс

  Региональный победитель

 1 степень

2013год

март

Унутов Аркадий

8 класс

  Региональный победитель

 3 степень

2013год

март

Чинина Алина

8 класс

Региональный победитель

1 степень

 2013 год

 март

Елемисова Олеся

10 класс

Региональный победитель

 3 степень

2014 год

апрель

 

Елемисова Олеся 11класс

Минаков Шуну 7 класс

Федеральный победитель

2.         степень

3.         степень

 

 Центр развития одарённости

Председатель Оргкомитета Шевченко П.А.

 Диплом Чининой С.М. за подготовку призёра  Всероссийского «Молодёжного биологического чемпионата »

 Март 2011год

 Диплом Чининой С.М. за подготовку призёра  Всероссийского «Молодёжного биологического чемпионата »

 Апрель 2012год

 Диплом Чининой С.М. за подготовку призёра  Всероссийского «Молодёжного биологического чемпионата »

 Март 2013год

 

1.4. Динамика количества и качества творческих работ обучающихся по данному предмету (проектов, исследований).

Наиболее заинтересованные обучающиеся в изучении   биологии   занимаются научно- исследовательской деятельностью.

Общероссийская интернет-викторина по биологии

«Наш дом - Земля" 

2014 год

г. Заречный

Таптыева Эвелина

 7       класс  

3 место за лучшую работу по биологии «Великим именам-великая слава!»

КыноваКемине

11 класс

Свидетельство за работу по биологии «Великим именам-великая слава!»

Минаков Шуну

7 класс

2 место

 

 Пензенская региональная молодёжная общественная организация  по поддержке одарённых детей и молодёжи «МОНО»

 Диплом Чининой С.М. за подготовку призёра 3 общероссийской интернет-викторины по биологии  «Нашдом- Земля »

 2014год

 

Международный конкурс по биологии   проекта videouroki.net

 26.02.15

 

АнчинаКюнеля

6 класс 

2 место 

«Твои соседи по планете»

 

Унутов Аркадий

10 класс

2 место

«Тайна живых систем»

 

 Международный  проект       videouroki.net

Республика Белорусь

«ИНТОЛИМП»

  Свидетельство Чининой С.М. за подготовку  победителя

 Международного конкурса по биологии   проекта videouroki.net   (8 класс)

Февраль 2015 год

 

 

  Свидетельство Чининой С.М. за подготовку   призёра

 Международного конкурса по биологии   проекта videouroki.net   (6 класс)

  Свидетельство Чининой С.М. за подготовку  призёра

 Международного конкурса по биологии   проекта videouroki.net   (10 класс)

 

1.5. Общественное признание учебных результатов (наличие грамот от органов власти за высокие достижения в подготовке обучающихся).

Награждена грамотами от органов власти за высокие достижения в подготовке обучающихся:

- Почетной грамотой Управленияпо  образованию и молодежной политике МО «Усть-Канский район» (2010г);

- Почетной  Грамотой Главы Усть-Канского района (2015г);

- Почетными  грамотами и Благодарственными письмами МБОУ ДОД «Центр детского творчества»,  АОУ ДОД РА «Республиканский Центр дополнительного образования» (2011- 2015г);

- Почётной Грамотой Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Алтай (2014г.).

Раздел 2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету

2.1. Динамика количества и качества обучающихся, занимающихся в кружках, секциях, клубах, факультативах и т.д., руководство которых осуществляет аттестующийся педагог.

Развитие творческих способностей учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений  образования.   Творчество –самый мощный импульс в развитии ребёнка. Потенциальные способности есть у каждого. Одной из важных целей моей работы является     формирование и раскрытие творческой индивидуальности,  создание условий для творческого развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации не только на уроке, но и во внеурочное время.

Во внеурочное время я работаю на реализацией общеразвивающей дополнительной образовательной программы «Флористика», целью которой является создание условий для творческого саморазвития личности, ее социального, культурного самоопределения, формирования основ эстетического мировоззрения через приобщение к декоративно – прикладному искусству – флористике. Посещают занятия кружка «Флористика» кружок 38 обучающихся 5-9 классов. Постоянно организовываем выставки творческихработ учащихся, участвуем в различных конкурсах.

Также разработала программу элективного курса для 10-11 классов.

Количество обучающихся, занимающихся на элективном курсе

Год

Количество обучающихся

10 класс

«Секретные материалы о твоем здоровье

11 класс «Гомеостаз в живой природе

2011-2012

10

12

2013-2014

8

13

2014-2015

15

13

2.2. Наличие обучающихся, посещающих внеурочные мероприятия педагога, победителей и призёров конкурсов, конференций, турниров, олимпиад, соревнований разного уровня.

Муниципальный уровень

Районный конкурс «Сундук прошлых лет»

2012 год

Иртаева Эвелина  5 класс

1 место  номинации «Культура и быт народов РА»

Районный  конкурс детского творчества  «Зеркало природы»

2011 год

Чинина Алина  6 класс 

Номинация «Витражная живопись»

1 место

Чинина Алина   6 класс 

Номинация «Флористика»

1 место 

 

2012 год

 

Тантыева Карина

5  класс 

Номинация «Природа и творчество»

1 место 

 

 

2015 год

Чинина Кемине  3 класс

Номинация «Природа и творчество»

3 место

 

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

МО «Усть-Канский район »

 Благодарственное письмо Чининой С.М. за подготовку призёров районного конкурса детского творчества «Зеркало природы»

 

10.02.2011

Благодарственное письмо Чининой С.М. за подготовку победителей и  призёров районного заочного конкурса детского творчества «Зеркало природы-2012»

27.03.2012

Благодарственное письмо Чининой С.М. за подготовку    призёра  в муниципальном этапе Всероссийского конкурса    «Зеркало природы-2009»

2009г.

Районный  конкурс детского художественного  творчества  «Наследие предков сохраним и приумножим»

Март 2011г.

 

Бакрасов Владимир 

Номинация «Фитодизайн»

2 место 

 

Чинина Алина

 Номинация « Плоская композиция из пластилина»

1 место 

 

 

 29.03.2013

Чинина Алина

 Номинация «Природа и творчество»

2 место

Районный  марафон «День птиц»

2015 год

Группа обучающихся

Диплом 1 степени в номинации «Художественная самодеятельность»

Экологическая акция «День Земли,День Воды»

    28.04.2012

 

  Команда  

Номинация «Сценарий»

1место 

 

Чинина Алина

Номинация  «Домик для птиц»

1 место

 

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

 Благодарственное письмо Чининой С.М. за подготовку  победителей и призёров районного конкурса  «День Земли, День Воды»

  28.04.2012

 

Районный конкурс «Операция «Ёлочка»

     5.12.2012

   Коллективная работа

2 место  Номинация «Ёлки»

Чинина Алина

2 место  Номинация  «Проект»

16.01.12

Чинина Алина

2 место Номинация  « Ёлка»

13.01.13

Чинина Кемине

3 место Номинация «Ёлочка 2013»

Дедина Алтынай

3место Номинация «Ёлочка-2013»

Чинина Алина

1 место Номинация «Ёлочка-2013»

Акция «Салют, Победа!»

2015г

Чинина Кемине

2 место Номинация «Мы памяти этой верны»

Конкурс по пожарной безопасности «Неопалимая купина»

    25.02.  2015г

 

ТемееваАйару

1 место

номинация

«Вязание»

 

Чинина Кемине

 

3 место Номинация «Аппликация»

Муниципальный конкурс социально-экологической рекламы «Будущее планеты зависит  от тебя!»

 28.01.2012

Чинина   Алина

1 место

Экологический    конкурс « Зелёная планета-2012»

2012год

Лутцев Андрей

5 класс

2место

Номинация «Экспонаты»

Тантыева Карина

5 класс

3место

 

Муниципальный этап конкурса «Пожарный-доброволец: вчера, сегодня, завтра»

12.03.13

Чинина   Алина

 

2 место Номинация «Живопись»

Районная  экологическая акция

22.05. 2013

 

Чинина   Алина

 

1 место Номинация  Плакаты по наглядной противопожарной агитации»

 

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

МО «Усть-Канский район »

Благодарственное письмо Чининой С.М.  за подготовку призёра экологической акции «Источник»

Май 2013 год

Региональный уровень

Республиканский  конкурс «Сундук прошлых лет»

2013 год

 

Иртаева Эвелина

 3 место в номинации «Культура и быт народов РА»

Республиканская научно-практическая конференция «Только вместе мы сохраним культурное и природное наследие нашей страны»

2014

Карымова Инга

Чинина Алина

Тема работы: «Редкие пернатые Республики Алтай»

Сертификат

Сертификат

Республиканский конкурс «Операция «Ёлочка»

     27.01.2012

 

Чинина Алина

 

1 место номинация «Ёлочка-2011»

Республиканская экологическая акция «Сохраним леса Алтая» «Операция «Ёлочка»

      2015г

 

Чинина Кемине

 

2 место Номинация «Новогодняя красавица»

Республиканская акция «Источник»

2014 год

июнь

Конкурс рисунков и плакатов «Вода – сок жизни»

ЧининаКемине

2 класс

Региональный

2 место

Чинина Алина

9 класс

Региональный

3 место

Коллектив 9 класса

Региональный

2 место

Елемисов Руслан

6 класс

Региональный

1 место

 

Министерство образования науки и молодёжной политики РА

Благодарственное письмо Чининой С.М. за подготовку призёра  республиканской  акции «Источник»

Июнь 2014 год

Экологический марафон- конкурс «Земля снежного барса »

 

2012 год

Поделка «Жизнь на ладони»

Чинина  Алина

 

Региональный

1 место

2014 год

Республиканский фестиваль «Земля снежного барса»

Чинина Алина

9 класс

Сертификат

 

Федеральный уровень

Общероссийская предметная  олимпиада «Олимпус»  по биологии

 

 2013 год

г.Калининград

Чинина Алина

8 класс

  9 место

Федеральный уровень

Некоров Денис

6 класс

Международный конкурс по биологии

Республика Беларусь

26.02.15

Кокпоев Амыр

8 класс

1 место

 

Моё портфолио

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Поэтому сегодня учитель переосмысляет свой педагогический опыт и ставит перед собой вопросы:  Как формировать умение учиться? Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?

Школьной биологии принадлежит особое место среди учебных предметов современной школы. Она не только даёт теоретические знания, но и формирует мировоззрение учащихся, помогает им осознать себя в системе “природа-человек-общество”. Кроме этого, биология обладает большим потенциалом для умственного развития учащихся и формирования положительной мотивации в учебном процессе.

В преподавании биологии я ставлю перед собой следующие цели:

  • Активизировать и развивать познавательные способности учащихся, формировать ключевые компетенции, развивать творческие способности учащихся, расширять кругозор.
  • Воспитывать самостоятельность в учебном процессе, ответственность, развивать коммуникативные навыки.

Мои публикации:
Биология
Внеклассная работа
Дополнительное образование
Классное руководство
Краеведение
Междисциплинарное обобщение
Общепедагогические технологии
Разное
Публикации моих учеников:
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: