Чаплыгина Елена Александровна

Сайт учителя-логопеда детского сада

Каждый день радуюсь успехам своих учеников!

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: Коррекция ОНР у дошкольников, коррекция дисграфии и дислексии у школьников

Увлечения: животные

Страна: Россия

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Красносельский район Санкт-Петербурга

Место работы: ГБДОУ №79 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/chaplygina-elena
«Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его малому инстинкту! Кто из вас не жалел о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается постоянно миром?»
Руссо Жан-Жак (1712—1778) французский писатель, педагог

О себе

Закончила  дефектологический факультет Славянского Педагогическог института в 1998 году. 

Работала учителем-логопедом в разных регионах России- г. Фокино Приморского края 1998-2002г., п.Дунай 2002-2003г., г.Анапа Крснодарского края-2003--2004г, г.Севастополь 2004-2011г, г.Санкт-Петербург 2011-по настоящее время. Приобрела много друзей и единомышленников.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классика и научно-популярная литература.

Мои достижения

Статья для международной конференции "ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ"

Обучение, преподавание и учение в условиях внедрения ФГОС в ДОУ.

«Почти во всех делах самое трудное — начало.»

                                     Руссо Жан-Жак (1712—1778), французский философ, писатель и педагог.

 

1 сентября 2013 года в Российской Федерации дошкольное образование впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ», для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт. Так что же это такое?

   В основу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и культуры достоинства, по словам директора разработки ФГОС дошкольного образования Александра Асмолова.

Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, призывает, прежде всего, ценить, а не оценивать ребёнка. Кроме того, это серьёзный шаг на пути к повышению ценности и обособлению образования в детских садах как самостоятельного звена общего образования.

   Теперь образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

   За основу методологии ФГОС дошкольного образования была взята культурно-историческая диалектика, рассматривающая уровень развития системы в контексте роста вариативности её составляющих. Образование теперь рассматривается как главный источник многообразия систем. Это породило главный принцип нового ФГОС дошкольного образования: деятельность ребёнка должна быть максимально разнообразной, для чего диагностика отбора, стремящаяся вычленить ребёнка, имеющего определённый набор ЗУН (знаний, умений, навыков) заменяется на диагностику развития, ставящую своей целью максимально разнообразить эти знания, умения и навыки ребёнка.

   Разработка и принятие дошкольного ФГОС оказывает значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ.

   Во-первых, признание значимости и весомости дошкольного детства обеспечивает более внимательное к нему отношение на всех уровнях.

   Во-вторых, это влечёт за собой повышение требований к качеству дошкольного образования, что положительным образом сказывается на его развитии и на его результатах.

Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребёнок» на более многогранное и объёмное взаимодействие в системе «ребёнок-взрослые-сверстники» предполагает установление новой психодидактической парадигмы в дошкольном образовании. Нельзя сказать, что эта точка зрения на дошкольное образование является новой, но признание её как единственно верной на уровне государственного стандарта образования, влечёт глубокие конструктивные изменения в деятельности ДОУ.

   Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой.

   Как учитель-логопед и как мама 3х летней девочки я очень рада всем этим переменам. Сама в своей работе давно придерживаюсь этих правил и нахожусь в постоянном поиске новых интересных игровых методик преподавания и коррекции.

   Посещая курсы повышения квалификации в Санкт-Петербургской академии постипломного педагогического образования, я впервые услышала о технологии педагогической мастерской от Яковлевой Натальи Николаевны- заведующей кафедры специальной (коррекционной) педагогики. Сама эта необычная система обучения разработана французскими педагогами- представителями ЖФЕН- «Французской группы нового образования». У истоков движения стояли психологи П.Ланжевич, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Данная технология отличается своей обращенностью к «Я» ребёнка, к его интересам, целям. Она интересна своими правилами и принципами:

   - безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской (оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией), что помогает создать условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией;

   -предоставление свободы в рамках принятых правил, возможность действовать по своему усмотрению, развитие самостоятельности;

   -диалоговость как главный принцип

взаимодействия, сотрудничества, сотворчества, тем самым развитие речи истинной коммуникативной культуры;

   - организация и перестройка пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа (пространство для импровизаций, пантомим или другого творческого продукта) - содействует появлению чувства свободы;

   - ограничение участия, практической деятельности мастера (педагога, проводящего мастерскую). Его задача состоит в фиксации достигнутого участниками, он может включиться в работу на равных;

    -ценностно- смысловое равенство всех участников мастерской, включая мастера- руководителя;

   -право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки- путь к истине.

   Эту технологию стали впервые применять учителя общеобразовательной школы, особенно на уроках литературы, ещё в 2000г.

   Но принципы и правила Мастерской очень подходят и для работы со старшими дошкольниками с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Именно этим детям чаще всего не хватает эмоциональной раскованности, самостоятельности суждений и исследовательской деятельности, коммуникабельности, умения вести диалог. Так же принципы Мастерской соответствуют новым требованиям, которые предъявляет ФГОС. То есть, Мастерская- это технология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнёрства с воспитанниками, ненасилия, приоритета процесса над результатом. Эта технология направлена на «погружение» в процесс поиска и самопознания, который может происходить в увлекательной игре. В мастерской учитель (логопед) -это мастер, он не передаёт знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, который в свою очередь приобщает детей к радости творчества и к исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и ощущение уважения к неповторимости другого. Снимает напряженность, связанную с коррекционной работой. Создатели авторских мастерских говорят так: «Мастерская не урок, в мастерской происходит проживание».

 

Исходя из всех этих принципов была придумана и проведена 

 

Педагогическая мастерская

(для детей подготовительной к школе группы)

«Закрепление правильного произношения звуков [с] и [ш] в словах, предложениях и связной речи».

Цель:

Развивать у детей слухо-произносительную дифференциацию звуков [с] и [ш], закреплять умение классифицировать предметы и употреблять в речи существительные из данного семантического поля, развивать умение составлять предложение и рассказ на основе предметных картинок.

Материал для проведения:

Изображения яблонь, музыкальное сопровождение- «Песня яблока», «плоды яблок» с картинками, в названиях которых есть звуки [с] и [ш], картинки-подсказки (обобщающие понятия), дополнительные картинки по лексическим темам в названиях которых есть звуки [с] и [ш], корзинки, листы бумаги, клей, цветные карандаши.  

1 этап. Индуктор- создание эмоционального настроя, мотивирование дальнейшей деятельности участников.

   Приветствую вас в нашей мастерской- сегодня мы снова поиграем в мастеров и придумаем что-нибудь интересное!

   Ребята, посмотрите на необычные деревья – какие удивительные плоды на них созрели!

Примечание. Звучит «Песня яблока» (Музыка А. Рябчуна, слова М. Познанской) На одном дереве яблоки с картинками, в названиях которых есть звук [с], а на другом – звук [ш]. Предметы на картинках подходят друг другу по смыслу (получается 6 пар картинок: волосы –шапка, шея – галстук; миска – каша, сок – кувшин; мышь – сыр, лошадь – солома).

2 этап. Самоконструкция- индивидуальное создание гипотезы, решения.

 Каждый из вас сейчас сорвет по одному яблоку с каждого дерева так, чтобы картинки на них подходили по смыслу.

Примечание. Логопед- Мастер поддерживает исследовательский диалог, может включиться в работу на равных правах- найти две картинки для себя в качестве примера (если дети будут сильно затрудняться).

3 этап. Социализация- предъявление созданного продукта всем участникам.

А теперь все по очереди назовут картинки на сорванных яблоках и объяснят свой выбор. Что общего в звучании слов? (во всех словах есть звук «С» или «Ш»).

Вы можете поиграть с картинками в игру «Топни-Хлопни», каждый из вас будет ведущим- назовет свои картинки, а другие ребята хлопнут на звук «С» или топнут на звук «Ш».

Примечание. Логопед-Мастер следит за правильным произношением звуков «с» и «ш».

4 этап. Самоконструкция- индивидуальное создание гипотезы, решения.

(повторение этапа мастерской с усложнением задания)

Задание. Ребята, обратите внимание на картинки-подсказки, которые лежат на столах, и остановитесь около тех картинок, которые имеют что-то общее с вашими.

Примечание. Дети рассматривают картинки-подсказки, относящиеся к разным лексическим группам: человек – одежда, посуда – еда, животные – корм, определяют к какой группе подходят их картинки, останавливаются около картинок-подсказок. В итоге 6 детей делятся на три группы.

5 этап. Социализация- предъявление созданного продукта всем участникам.

Необходимо объяснить свой выбор. Кто хочет начать?

Примечание. Логопед-Мастер следит за правильным произношением звуков «с» и «ш» и построением фразы.

6 этап. Социоконструкция- создание коллективного продукта.

Задание. Сейчас пора пофантазировать- вместе со своим напарником наклейте все свои картинки на лист бумаги так, чтобы по ним можно было придумать предложения и рассказ. Можно взять любые дополнительные картинки из корзины или нарисовать их самостоятельно.

Примечание. В корзинках на столах лежат дополнительные картинки по лексическим темам «человек» «одежда» «животные» «корм» «посуда», «еда» - слова содержат в своем составе звук «С» или «Ш». Логопед-Мастер помогает поддерживать исследовательский диалог в каждой группе (если в этом есть необходимость).

7 этап. Социализация- афиширование коллективного продукта.

 Сейчас каждая группа расскажет свою интересную историю.

Варианты ответов:

  Чтобы приготовить еду нужна посуда. Берём кастрюлю, наливаем в неё молоко, потом добавляем овсяные хлопья, мешаем ложкой, ждём, когда закипит. Ещё в кашу кладем масло и сахар. Свежевыжатый апельсиновый сок в кувшине ставим на стол. Наливаем кашу в тарелки. Вот какой вкусный и полезный завтрак получился.

   Все животные хотят кушать. Для этого им нужен корм. Лошадь ест сено, а мышка грызёт сыр. Кошка ест сметану, но если увидит мышку, то поймает её и съест. Собака грызет косточку. Никто не останется голодным.

   Утром родители собираются на работу. Мама надевает шубку, потом причесывает волосы гребешком и одевает красную шляпку. Папа надевает рубашку, брюки, на шею завязывает галстук. Мама надевает туфли на каблуках, а папа- носки и ботинки. Они поедут на работу на красной машине, которая называется «шевроле».

Примечание: мастер (логопед) может предъявить свой рассказ, если он работал наравне с воспитанниками.

8.           Рефлексия-это этап отражения чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.

Логопед- Мастер : «Давайте станем в круг и расскажем друг другу что понравилось сегодня в нашей мастерской». Если дети затрудняются ответить, логопед предлагает закончить фразу: «Я узнал на занятии…», «Я научился сегодня…», «Мое настроение на занятии…», «Мне было трудно…».

Этап «Разрыв» - необходимый и важнейший элемент мастерской, её ядро. Он не описывается специально. Технология создания условий для разрыва состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика и, наконец, к озарению- «разрыву». В данной мастерской «Разрыв» происходит между 6м и 7м этапом, при подборе дополнительных картинок для составления рассказа.

         

«Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его малому инстинкту! Кто из вас не жалел о том возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа наслаждается постоянно миром?» 

Руссо Жан-Жак (1712—1778), французский философ, писатель и педагог.

Литература:

1.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. / О.Б.Даутова. Е.В.Иваньшина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. - СПб. КАРО, 2014г.

2.Учение. Общение. Творчество. Девять мастерских. / Т.Я.Ерёмина. - СПб. «Корифей»,2000г.

3. Педагогические мастерские по литературе. / под ред. А.Н.Сиваковой. -СПб, «Корифей», 2000г.

4.Технология «Педагогическая мастерская». Н.Г.Новик. Журнал Экстернат.РФ

5. Дошкольное образование — развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы. Сб. №1 / «Федеральный ин-т развития образования» (ФГАУ «ФИРО»), ред. журн. «Обруч»; [под ред. Ходаковой Н. П.]. — М.: Обруч, 2014.

Моё портфолио

Размещая здесь результаты своей работы, хочу поделиться ими с коллегами-  хорошая оценка работы одно из условий удовлетворённости в профессиональной сфере. Надеюсь, что многие согласятся со мной- не только победа в конкурсах, но и обычное участие в качестве слушателя в интересных мероприятиях, помогают расширить профессиональный кругозор. Я не являюсь поклонником современной системы аттестации и создания портфолио, но принимаю на данном этапе необходимость подобной деятельнеости, так как она регламентирована для нас в должностных обязанностях.

Мои публикации:
Дистанционное обучение
Логопедия
Материалы для родителей
Обучение грамоте
Педагогические науки
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы