В данной работе представлены сведения теоретического характера об истории возникновения пиктограмм, использовании пиктографических знаков как в различные эпохи развития человечества, так и в наши дни. Кроме того, показаны результаты собственного исследования об отношении учащихся школы № 47 к всевозможным графическим знакам. Сделаны выводы не только о необходимости использования пиктограмм в повседневной жизни, но также и о невозможности замены человеческого общения графическими знаками.
Вложение | Размер |
---|---|
chechyotkina_m._piktogrammy_kak_sovremennoe_sredstvo_kommunikatsii_v_gorodskoy_srede.docx | 225.22 КБ |
Комитет по образованию городского округа «ГОРОД КАЛИНИНГРАД»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 47
Исследовательская работа
«Пиктограммы как современное средство коммуникации в городской среде»
Автор работы:
Чечёткина Мария,
ученица 6 класса Б
Руководитель:
учитель русского языка
Левен Т.А.
.
г. Калининград
2017 г.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........………………..3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения истории пиктографического письма..............5
Глава 2. . Исследование применения пиктограмм современными подростками .............9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..............................................................13
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………………...14
ВВЕДЕНИЕ
Человек на протяжении всей своей жизни нуждается в информации. Передает ее, получает из каких-то источников, сохраняет для себя или для других людей. Для этого ему нужна особая система знаков, ведь эту информацию необходимо как-то представить, но подобная система знаков должна быть понятна и доступна всем. Знаковых систем очень много: сейчас мы, в первую очередь, используем систему букв – графическое отображение звуков речи. В современном городе, подчиняясь стремительному ритму жизни, не всегда возможно быстро усвоить или сообщить что-то важное, поэтому человек вспомнил и стал активно использовать пиктографические знаки. Живя в большом городе, мы иногда и не задумываемся, что упрощает наше общение, что помогает нам лучше ориентироваться в пространстве или подсказывает в какой-то житейской ситуации.
Интерес к использованию пиктографических знаков в городском пространстве обусловил выбор темы нашего исследования, поскольку знание об окружающих нас вещах не только упрощает нашу жизнь, но и делает ее ярче и понятнее.
Объект исследования — учащиеся 5-11 классов МАОУ СОШ № 47 г. Калининграда.
Предмет исследования – восприятие подростками пиктографических знаков.
Цель: определить коммуникативные функции пиктографических знаков, используемых учащимися 5-9 классов МАОУ СОШ № 47, выявить особенности восприятия пиктограмм подростками.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучение специальной литературы;
-проведение анкетирования среди учащихся 5-9 классов;
-выявление особенностей восприятия пиктографических знаков учащимися школы.
Решая поставленные задачи, необходимо подтвердить или опровергнуть гипотезу:
мы предполагаем, что пиктограмма – это новый способ коммуникации в подростковой среде, позволяющий избавиться от языкового барьера и дающий возможность легко и быстро усвоить информацию, а использование современными подростками пиктографических знаков значительно упрощает их общение.
Методы исследования: описательный и аналитический: - анкетирование - интервьюирование - изучение печатных источников по проблеме.
Новизна и оригинальность проекта состоит в определении роли пиктограмм как способа коммуникации в подростковой среде, их положительное и отрицательнее влияние на школьников.
Практическая и теоретическая значимость данного исследования: использование материалов данной работы классными руководителями и учителями русского языка и литературы, педагогом-библиотекарем при проведении классных часов, внеклассных мероприятий.
Глава 1
Теоретические аспекты изучения истории пиктографического письма
История пиктографического письма уходит в те времена, когда первобытные рисунки использовались не для украшения чего-либо, а для мемориальных и коммуникативных целей, т.е., для передачи и сохранения какой-то важной информации.
Современный человек использует одно из важных изобретений – письмо, которое через определенные знаки выражает определенную мысль. Это не только возможность сохранить послание, но и возможность другим человеком прочитать его. Но если язык может выражать лексический состав, синтаксические связи слов, грамматику, то рисунки – это попытки отразить только смысл конкретного события или предмета. Эти символические рисунки позволяли первобытному «читателю» понять только суть, но не отражали собственно речь, особенности языка. Каждый художник кусочком угля или чем-то острым изображал на стене пещеры сцены охоты, схематично, по-своему, рисовал зверей, деревья, траву. Постепенно какие-то понятные всем знаки стали обозначать известные предметы: солнце (круг с точкой посередине), стрелу (черточку с разветвлением на конце), фигуры людей. Именно это понимание привело к появлению первой системы письменности – пиктографии. Ученые называют приблизительные даты появления первых подобных рисунков – 10-20 тысяч лет назад.
В чем же заключается особенность пиктографического письма? Эту систему можно назвать внеязыковой, потому что она напрямую выражает смысл, но не слово или предложение. Именно поэтому пиктограммы могут быть поняты людьми, которые говорят на разных языках. Рисунки не могут образовывать текст, так как не подчиняются ни грамматическим, ни синтаксическим правилам, которые существуют в привычных нам языках. [1]
Очень часто автор рисунка и читатель по-разному толковали пиктограмму, что приводило к разночтению и обрастанию сообщения какими-то новыми подробностями, а иногда и приданию совершенно противоположного смысла.
Сохранилось ограниченное количество памятников пиктографического письма, но до нас дошли отдельные записи в виде наскальной живописи или рисунков на оружии и сохранившихся предметах быта. Условно их можно поделить так:
- информация о совершенных боевых походах
- сообщения на темы быта, общения между разными людьми
- записи условий по обмену предметами рыбной ловли или охоты
- надгробные надписи
- записи магических обрядов и легенд. [2]
Главной особенностью пиктографического письма можно назвать то, что оно послужило так называемым фундаментом для развития следующего этапа письменности – идеографического письма.
Письменность развивалась, пиктографическое письмо как основной способ передачи и сохранения информации утратил первоочередное значение, но не потерял способности знаковой системы сберегать и транслировать какие-то важные сообщения. Главным достоинством современных пиктографических знаков является возможность понимания рисунков разными людьми, независимо от возраста, социальной принадлежности или национальности.
В 21 веке пиктографическое письмо выполняет очень важную роль, так как позволяет быстрее разобраться в большом потоке информации. Графические знаки – это простое, но выразительное изображение, заменяющее длинный текстовый эквивалент. Еще в детском саду, не умея читать, маленький ребенок легко по изображению птички, рыбки или машинки легко находит свой шкафчик для одежды. Вырастая, становясь подростком, затем взрослым, научившись читать, человек так же свободно пользуется графическими изображениями, позволяющими быстрее получить необходимую информацию.
В эпоху Средневековья на улицах городов появились уличные вывески. Любой горожанин, который не умел читать, мог показать, где мастерская сапожника, а где трактир: над входом в сапожную мастерскую висел сапог, а над питейным заведением – бочонок. Чтобы прочитать какую-либо надпись, требовались навыки чтения, а рисунки могли понять представители любого сословия. Именно в Средние века и появились городские универсальные символы: ключ у слесаря, три шара у ростовщика. Подобные изображения мы и сейчас можем встретить на улицах современных городов: красный крест над аптекой, раскрытый кошелек над одним из государственных банков, изображение ягоды у магазина «Виктория».
Современные же реалии диктуют обществу свои правила: повсеместно распространяется грамотность, расцветают средства массовой информации, туристический бум и большое количество спортивных и культурных мероприятий сформировали интернациональный мир. Очевидно, что развитие письменности – важное и необходимое явление, но возрастающее количество информации необходимо передавать максимально быстро, и, чтобы привлечь внимание или как-то воздействовать на человека, картинки подходят как нельзя лучше. Именно пиктограммы стали тем самым поистине вспомогательным инструментом международного средства общения между представителями разных стран.
Таким образом, пиктография – это искусство записи событий, отражение идей рисунками, изображение данных статистики при помощи графики, диаграмм, символов.
Основатель семиотики (науки о знаках и знаковых системах) американский ученый Ч. Пирс определяет два вида знаков, которые передают информацию: знаки-символы и иконические знаки. [3]
Иконические знаки – знаки, имеющие сходство с каким-либо объектом или понятием (солнце для обозначения времени суток или же женский силуэт, показывающий, кому следует заходить в помещение).
Символические знаки, или знаки-символы, практически не имеют сходства с тем предметом, который они представляют (знаки Зодиака).
В настоящее время пиктограммы встречаются повсеместно: разнообразные эмблемы всевозможных международных форумов, олимпиад, съездов, конференций представлены своего рода пиктограммами (условные обозначения разных видов спорта). В кафе и магазинах мы можем увидеть чашечку кофе, перечеркнутую наискосок линией – знаком того, что они работают без перерыва на обед, а если перечеркнуто изображение собаки или рожка с мороженым, то это означает, что воспрещен вход с лакомством или с домашними животными. Во время проведения экзаменов на стенах кабинетов школы появляется изображение перечеркнутого мобильного телефона, и все понимают, что пользоваться им в школе нельзя. На коробках с товарами также изображены иконические знаки, говорящие о хрупкости содержимого или о запрете переворачивать данный товар.
Особое место среди современных пиктограмм занимают эмодзи (маленькие так называемые смайлики, изображение лица с определенным выражением). Иногда можно увидеть настоящие диалоги из одних эмодзи. Современные подростки очень часто используют в Интернет-переписке такие знаки для выражения эмоций, которые они испытывают по какому-либо поводу: радость, печаль, недоумение, восторг. Кроме эмодзи, используются и стикеры – смайлики в виде картинок (поднятый вверх большой палец, цветочек, кусок торта). [4]
Выше упоминалось, что использование пиктограмм не требует умения читать, знаки могут быть поняты людьми, говорящими на разных языках. В этом есть положительные и отрицательные стороны. Несомненно, наглядность, простота в понимании и использовании пиктограмм позволяет широко их использовать, но, на наш взгляд, одним из негативных качеств пиктограмм можно назвать то, что с их помощью нельзя назвать то, что не обладает наглядностью. Невозможно изобразить отвлеченное понятие, например, «честность», «интерес», «доброту». Тем не менее, пиктограммы нашли распространение в нашей жизни, они востребованы и во многих случаях облегчают людям повседневную жизнь.
Значок в автобусе, показывающий сидящего человека с ребенком на руках, говорит нам о том, что это место предназначено для людей с маленькими детьми, а крест или змея, обвивающая емкость на высокой ножке, подсказывает, что в этом доме находится аптека. Хозяйка, покупающая какую-либо одежду, взглянув на специальный значок на этикетке, сразу поймет, можно ли стирать эту вещь или лучше сдать ее в химчистку.
Таким образом, изучив специальную литературу, мы определили, что пиктография – особый вид рисуночного письма, который напрямую выражает смысл, но не слово или предложение. Главным достоинством современных пиктографических знаков является возможность понимания рисунков разными людьми, независимо от возраста, социальной принадлежности или национальности. Кроме того, пиктографическая подача информации, масштаб применения пиктографики в визуальной и художественной культуре города способствует определению и нормированию различных сфер общественной жизни.
Глава 2
Исследование применения пиктограмм современными подростками
Широкое распространение получили пиктограммы в современном городе. Заходя в автобус, на вокзал, в магазин, в какие-либо общественные места, мы сталкиваемся с теми или иными видами пиктограмм. Знаки-символы или иконические знаки смотрят на нас с витрин магазинов, с экрана монитора или смартфона. Они стали частью нашей жизни, помогая ориентироваться в большом водовороте городской среды.
Какое место в жизни учащихся нашей школы занимают пиктографические знаки?
После этапа собственного исследования и наблюдения была выявлена картина, отражающая роль пиктограмм в жизни современного подростка.
В основном исследовании приняли участие 147 учащихся 5-9 классов, кроме того мини-опросы проводились среди учителей и родителей.
Целью данного анкетирования было определение места и значения использования пиктограмм среди учащихся школы.
Исследование проводилось поэтапно:
Нами были составлены вопросы, по которым проводилось анкетирование учащихся 5-9 классов по данному вопросу.
На вопрос, знают ли они, что такое пиктограмма, учащиеся школы ответили так:
Да, знаю – 47 %
Нет, не знаю и не хочу знать –14 %
Не знаю, но с интересом узнаю – 39 %.
Из ответов на данный вопрос можно сделать вывод, что не все учащиеся знают, что такое пиктограмма, но интерес к новым знаниям все-таки проявляют.
Где используются пиктограммы?
Повсюду – 47 %
Только в книгах – 11 %
Только при работе с компьютером – 7 %
В печатных источниках – 7 %
В общественных местах – 6 %
В общении по мобильному телефону – 20 %
Я нигде не использую - 2 %
Анализ ответов демонстрирует нам, что те учащиеся, которые не понимают, что такое пиктограмма, не могут определить их роль в своей собственной жизни.
Можете ли вы объяснить значение рисунков, расположенных на лестницах школы?
Да, они показывают, куда нужно идти в случае чрезвычайной ситуации – 98 %
Нет, я не знаю, что они обозначают – 0 %
Я никогда не присматривался к этим картинкам – 2 %
Что обозначает дорожный знак, где изображены бегущие дети?
Рядом находится учреждение для детей – 58 %
Здесь любят бегать дети – 25 %
В этом районе проживает большое количество детей – 17 %
Становится понятно из ответов, что каждый видит вокруг себя пиктографические изображения и в целом может объяснить их значение.
Используете ли вы в своем общении по телефону или через Интернет особые знаки – смайлики?
Использую постоянно, они помогают мне в общении – 93 %
Использую, но редко - 5 %
Не использую – 2 %
Не пользуюсь Интернетом и мобильной связью – 0 %
Полученные ответы позволяют сделать вывод, что практически все учащиеся и взрослые используют в своей переписке смайлики для передачи своих эмоций. Современным подросткам, как и их сверстникам в разные эпохи, вероятно, хочется поделиться не только конкретной информацией, но и обозначить свое отношение к ней.
Как давно, по вашему мнению, были изобретены смайлики?
35 лет назад – 12 %
20 лет назад – 37 %
10 лет назад – 53 %
5 лет назад – 0 %
Как показывает анализ ответов на этот вопрос, многие учащиеся не знают историю появления смайликов. Ровно 35 лет назад американским профессором Скоттом Фалманом впервые были использованы двоеточие, дефис и закрывающая скобка для передачи знака «улыбка». [5]
Могут ли смайлики полностью заменить общение с помощью слов? Почему?
Ответ на это вопрос был без выбора, поэтому мы столкнулись с абсолютно разными мнениями, но самым главным итогом анализа ответов стало понимание, что учащиеся не видят необходимости в отказе от привычного общения, ведь смайлики не могут передать всю гамму чувств, которую испытывает пишущий, не возникает того образа, который рисуется при помощи слов, а значит, словесное общение заменять картинками нет необходимости. Их можно использовать для подтверждения своего высказывания.
Какое будущее ожидает пиктограммы?
Их количество будет увеличиваться – 87 %
Достаточно и тех, что есть – 13 %
Они не нужны, все можно объяснить словами – 0 %
В результате исследования выяснилось, что на момент проведения анкетного опроса 47 % школьников знают, что такое пиктограммы. Не имея определенных знаний о пиктографии, подавляющее большинство учащихся активно использует в своей жизни пиктограммы, понимая, что обозначают те или иные рисунки в витринах магазинов, в салоне общественного транспорта, в кинотеатре, на улице, в школе, а также при общении по телефону или при Интернет-переписке.
Заключение
Изучив литературу по истории пиктографии, проведя собственное исследование, мы пришли к выводу, что, несмотря на такую длительную историю возникновения и развития пиктографического письма, обладая письменностью, люди продолжают активно использовать пиктограммы в своей жизни.
Проведя описанную работу, мы смогли определить, что современные подростки, как и все, кто живет в социуме, владеют знаниями о значении тех или иных пиктограмм, понимают, что это неотъемлемая часть человеческого общения, которая помогает в жизни, но не может заменить привычного нам общения при помощи слов.
Таким образом, мы подтвердили заявленную гипотезу, что пиктограмма – это новый способ коммуникации в подростковой среде, позволяющий избавиться от языкового барьера и дающий возможность легко и быстро усвоить информацию.
Результаты данной работы могут быть использованы учителями литературы и библиотекарями для проведения внеклассной работы.
В заключение мы приводим слова Пауло Коэльо об общении: «Мы можем иметь самые современные средства коммуникации, но ничто, абсолютно ничто не способно заменить простого человеческого взгляда». [6]
Список использованной литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Анкета
1.Знаете ли вы, что такое пиктограмма?
Да, знаю Нет, не знаю и не хочу знать Не знаю, но с интересом узнаю
2. Где используются пиктограммы?
Повсюду Только в книгах Только при работе с компьютером
В печатных источниках В общественных местах
В общении по мобильному телефону Я нигде не использую
3.Можете ли вы объяснить значение рисунков, расположенных на лестницах школы?
Да, они показывают, куда нужно идти в случае чрезвычайной ситуации
Нет, я не знаю, что они обозначают
Я никогда не присматривался к этим картинкам
4.Что обозначает дорожный знак, где изображены бегущие дети?
Рядом находится учреждение для детей Здесь любят бегать дети
В этом районе проживает большое количество детей
5.Используете ли вы в своем общении по телефону или через Интернет особые знаки – смайлики?
Использую постоянно, они помогают мне в общении Использую, но редко
Не использую Не пользуюсь Интернетом и мобильной связью
6. Как давно, по вашему мнению, были изобретены смайлики?
35 лет назад 20 лет назад 10 лет назад 5 лет назад
7.Могут ли смайлики полностью заменить общение с помощью слов? Почему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________8.Какое будущее ожидает пиктограммы?
Их количество будет увеличиваться
Достаточно и тех, что есть
Они не нужны, все можно объяснить словами
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Белый лист
Заповеди детства и юности
Прекрасное далёко
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018