Аношко Елена Владимировна

Сайт преподавателя СПО

The truth is out there

Профессия: Преподаватель биологии, микробиологии генетики и дисциплин ОПД

Профессиональные интересы: Самосовершенствование и самореализация

Увлечения: Отдых на природе, дом.

Регион: Ставропольский край

Населенный пункт: г. Пятигорск

Место работы: ГБПОУ СК "Пятигорский медицинский колледж"

Звание, ученая степень: Преподаватель высшей квалификационной категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/anoshko-elena-vladimirovna
Высшее благо достигается на основе полного физического и умственного здоровья.
Цицерон

О себе

В сфере среднего профессионального образования работаю более 14 лет. 

Была принята методистом на отделение повышения квалификации, затем методистом научно - методического отдела.

Сейчас являюсь заведующей кабинетом микробиологии, преподавателем биологии, микробиологии, анатомии, дисциплин инфекционная безопасность и инфекционный контроль, лабораторного дела и др.

Имею среднее специальное медицинское образование и высшее педагогическое.

Работаю со студентами поступившими после окончания 9 и 11 классов, курсантами от 20 лет и выше. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Приключения, фантастика.

Мой взгляд на мир

Дети наше будущее, какими мы их воспитаем, такое будущие нас и ожидает. 

Моё портфолио

 

Качество разработки образовательных программ

       Формирование содержания курса «Основы микробиологии и иммунологии» в условиях введения ГОС СПО нового поколения, является одной из актуальных задач. В концепции формирования содержания образования, разработанной В.В. Краевским  выделяется три уровня формирования проектируемого содержания образования: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала. Вместе с учёными М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером обосновал 4 типа элементов содержания образования:

  • Система знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности.
  • Опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности.
  • Опыт творческой деятельности, призванный обеспечить готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.
  • Опыт и нормы эмоционально-волевого отношения к миру, друг к другу, являющиеся вместе со знаниями и умениями условиями формирования убеждений и идеалов, системы ценностей, духовной сферы личности.

Модель содержания курса «Основы микробиологии и иммунологии» отображает содержание обучения, обеспечивая при этом: наглядность соответствия требованиям социального заказа; возможность оптимизации содержания образования; технологичность представления содержания образования; диагностичность результатов обучения.

Главная структурная особенность содержания обучения заключается в его делении на два модуля: основной, который осваивается всеми обучающимися независимо от профиля профессионального образования (общие компетенции) и профессионально направленные компетенции. Изучение содержания общих компетенций направлено на коррекцию и совершенствование навыков и умений, сформированных раннее. В ходе освоения профессионально направленного модуля проводится изучение профессиональных компетенций конкретной дисциплины Основными компонентами содержания обучения являются знания, навыки и умения, определяющие уровень качества подготовки обучающегося.

Применение рабочих программ осуществляется через современные педагогические технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированная, метод проектов, проблемное обучение, которые реализуются в структурировании учебного материала, определении последовательности изучения этого материала, а также в разработке путей формирования системы знаний, навыков и умений обучающихся, что позволяет, обобщать пройденный материал, развивать навыки и умения у обучающихся на новом, более высоком уровне.

 

 

Владение современными образовательными технологиями

Значительное расширение функций среднего медицинского персонала, обусловленное внедрением в практику здравоохранения сложных информационных технологий, необходимость обеспечения лечебно-профилактических учреждений практико-ориентированными кадрами, обладающими высокопрофессиональной квалификацией, многофункциональными умениями, требуют новых подходов к организации образовательной деятельности средних профессиональных образовательных учреждений медицинского профиля. Имея педагогический опыт в системе здравоохранения, я считаю, что основная цель - это подготовка специалиста, имеющего определенные профессиональные качества (профессиональные компетенции) и обладающего ключевыми компетенциями через повышение качества подготовки. С этой целью мною проводится большая работа по совершенствованию форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, овладение знаниями, умениями, навыками, это формы и методы проблемного обучения, практикориентированные, деятельностные технологии, личностно-ориентированные формы и методы самостоятельной работы, мультимедиалекции, деловые игры, ситуационные задачи.                 

В процессе преподавания предмета«Основы микробиологии и иммунологии» достигаются следующие дидактические цели: 

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, 

- обладать чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда,

- готовность решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации выбора решения,

 - готовность к повышению квалификации, к самостоятельному овладению дополнительными знаниями в области профессиональной деятельности,

- высокий уровень активности, самостоятельности, профессиональной культуры специалистов,

- готовность к взаимодействию с другими людьми,

- готовность к использованию в своей практической деятельности информационных технологий   

Именно эти профессиональные качества сегодня являются критерием профессионализма специалистов и частью социального заказа общества. При изучении дисциплины используются следующие формы учебного процесса: лекции,  семинарские занятия, комбинированные уроки, практические занятия. На занятиях применяются следующие виды контроля: устный, индивидуальный, фронтальный, тестирование на входе и выходе, решение ситуационных задач. Итоговый контроль проводится в виде итогового тестового контроля и индивидуального практического задания. При таком построении у студента складывается целостное представление о дисциплине, улучшаются показатели обученности. 

Применение метода проектов в практике преподавания «Основ микробиологии и иммунологии» явилось скорее поиском путей решения явно обозначившихся проблем, которые решить в рамках традиционно используемых методов обучения стало невозможно. Как наиболее острую из них следует выделить проблему различного стартового уровня знаний и умений студентов по дисциплинам естественно – научного цикла (химии, биологии, физике) даже в одной группе становится практически невозможно преподавание дисциплины без личностно – ориентированного подхода. Кроме того, знания студентов с высоким уровнем подготовки, как правило, не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися, как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

Опыт применения метода проектов дает возможность выделить два уровня тем для проектирования:

  • тематические — это, как правило, индивидуальные проблемные задания, сравнительно небольшие по объему и включающие во все возможные варианты решения, вновь полученные знания;
  • итоговые — это, как правило, объемные проблемные задания для рабочих групп, состоящих из нескольких учеников, выполняемые на протяжении длительного периода времени.

При организации проектной деятельности студентов учитываются типологические признаки проекта:

  1. по доминирующей деятельности: поисковая, творческая, прикладная (практико-ориентированная),
  2. предметно-содержательная: межпредметный проект,
  3. характер контактов (среди участников одной группы),
  4. количество участников проекта (5 человек).

Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повтора учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов. Благодаря проекту увеличивается самооценка студента, обогащаются его социальный опыт, студент приобщается к творчеству, развивая свою личность.

При разработке курса занятий для базового уровня я выделяю основные изучаемые разделы. По каждому из них определяю тему проекта. Тип проекта – практико-ориентированный. Ставится исследовательская задача, требующая интегрированного знания.  

Раздел

Кол-во часов

Темы проектов

 Общая микробиология

6 часов

Создание мультимедийных презентаций к лекционному курсу, семинарским занятиям к практическим занятиям. Создание образовательного ролика по любому предмету с использованием мед. ресурсов Интернета.

Иммунология

12 часов

Использование возможностей Excel при ведении мониторинга здоровья студентов: а) наблюдение за студентами прошедшими вакцинацию против гриппа б)  наблюдение за  студентами  не прошедшими вакцинацию против гриппа по медицинским показателям. в) расчет питания для студентов Моделирование задач в медицине.

Эпидемиология Ресурсы Интернета

12 часов

Создание многотабличной базы данных на основе изучения интернет ресурсов по выявлению эпидемиологических очагов, количестве пострадавших, систематизации данных о спорадической заболеваемости и пандемий.

Зачетное занятие

4 часа

Итоговый проект (примеры – созданные работы)

 

К выбору темы можно подвести студентов, используя метод «мозгового штурма». Результат работы должен использоваться на практике (на занятиях, в профессиональной деятельности) Студенты получают план-задание на учебный проект. План отчета по проекту. Прорабатывают массу материала, используя средства Интернета, рекомендованные учебники и другие источники информации. Выполняют домашнее задание, в котором описывают все действия по выполнению проекта, реализованного на данном занятии в электронном виде. Самостоятельная работа над домашним проектом, отчетом по проекту прививает навыки планирования своей деятельности, способствует развитию аналитического склада мышления, заставляет студентов думать.

Основные этапы занятия: 1) В мотивации акцентируется внимание на возможность дальнейшего использования созданного на занятии программного продукта Для активизации познавательной деятельности тщательно продумываю мотивацию и задания указываются поэтапные результаты (критерии оценки проекта)

2) Знания актуализируются в форме опроса-соревнования. Группа делится на две. Вопросы готовят сами ребята.

3) На этапе создания программного продукта проверяется домашнее задание и оценивается по указанным критериям в оценочном листе.

4) Исходный контроль знаний проводится с помощью компьютерного тестирования.

5) Защита проекта проводится с помощью мультимедийной презентации. Капитан защищает проект, остальные дополняют, принимают участие в обсуждении. Преподаватель выставляет баллы, которые студенты набирают на каждом этапе занятия (рейтинговая оценка).

На заключительном этапе в обсуждения отмечается практическая значимость выполненной работы.

На итоговом зачетном занятии каждый студент защищает свой проект, в котором обобщается весь курс занятий.

При проведении учебных занятий стараюсь реализовать принципы личностно-ориентированного обучения, ставя перед собой следующие практические задачи:

  • создание благоприятного психологического климата на занятиях;
  • обеспечение условий, повышающих мотивацию студентов к изучаемой дисциплине, способствующих приобретению знаний и умений и заинтересованности в профессиональном и личностном развитии;
  • активизация познавательной деятельности студентов посредством опережающей самостоятельной работы.

     В ситуации недостаточного обеспечения процесса обучения учебно-методической литературой, а также в качестве способа разрешения противоречия между желанием охватить как можно большее количество демонстрационного материала и практической возможностью его изготовления, обосновано использование электронных учебников. Для активных студентов (кружковцев) задается курсовой научно -исследовательский проект. В курсовом проекте оговаривается тема, конкретный материал, форма представления данного материала. По мере создания студент отчитывается по своей работе и защищает готовый продукт. По этому же принципу строятся занятия всего курса, только тема проекта определяется самим преподавателем.

Таким образом, умело организованная совместная деятельность преподавателя и студента направлена на повышение результативности обучения, на формирование компетентных специалистов, способных применять свои знания на практике в изменяющихся условиях и умеющих постоянно совершенствовать свою профессиональную подготовку на протяжении всей профессиональной деятельности.

Считаю, что формы и методы обучения, применяемые в моей профессиональной деятельности, способствуют реализации общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать студент. Общие компетенции:

  • уметь организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а так же для своего профессионального и личностного развития;
  • использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации;
  • вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Профессиональные компетенции:

  • проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения;
  • организовывать здоровьесберегающую среду;
  • организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения;
  • осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией;
  • проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;
  • повышать профессиональную квалификацию и внедрять новые современные формы работы.

Добавить грамоту в портфолио