Для Вас, родители!
САЙТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
http://mamadoma.narod.ru –"Мама дома": беременность, роды, детская кухня, психология, уход
http://parent.fio.ru – сайт "Родитель"
http://www.angelfire.com/ok3/ay1/ – "С заботой о детях"
http://www.parenting.ru – мамам и папам о детях: всё, что необходимо знать
http://www.parents.ru – здоровый родитель, дети и медицина, таблицы роста
http://www.psyparents.ru – детская психология для родителей
http://igra.line.ru – пальчиковые игры
http://www.7ya.ru — самый семейный сайт интернета;
http://www.nanya.ru/beta/articles/9925.html - сайт для будущих мам
http://www.puzkarapuz.ru — сайт для мам, пап и их детишек;
http://www.vkapuste.ru — всё о детях, для детей и родителей;
http://www.detiseti.ru — всё о детях и для детей, полезняшки для детей и родителей;
http://www.naradyge.ru — сайт как для детей, так и для родителей;
http://www.cheburashka.my1.ru — сайт, созданный специально для детей и их родителей;
САЙТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:
http://children.kulichki.net/ – дети на куличках, игры он-лайн, уроки музыки
http://www.bibicall.ru – ещё один детский сайт, уход, игры, сказки, массаж для малышей
http://www.deti.ru – детский сайт, обучение, воспитание, он-лайн игры, здоровье, питание
http://www.kudesniki.ru/gallery/ – дети в Интернете, графика, рисунки, перлы, стихи
http://chebur.polyn.kiae.su/first_1.html – сайт про Чебурашку, книжки, картинки и песенки из мультфильма.
http://rukh.hole.ru:8080/games – не скучай, игры для детей
http://www.cofe.ru/read-ka/ – «Почитай-ка», детский сказочный журнал
http://www.detochka.ru – игры
http://www.e-skazki.narod.ru – сказки
http://www.skazochki.narod.ru – детский мир: загадки, песенки, мультфильмы, детеныши животных.
http://www.agakids.ru — детский поисковик, всё для детей;
http://www.playroom.com.ru — детская «игровая комната»: песни, стихи, игры...;
http://www.teremoc.ru — детский развлекательный сайт «Теремок»;
http://www.myltik.ru — детский сайт «Всё о мультиках»;
http://www.e-skazki.narod.ru — электронные сказки онлайн;
http://www.emultiki.arjlover.net — великолепная подборка мультфильмов;
http://www.happy-year.narod.ru — детские развивающие игры онлайн.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные направления в оздоровлении детей дошкольного возраста
в средней группе МДОУ – детский сад «Радуга»
Воспитатели: Рыбина Н.А., Сорочкина Е.В.,
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, внедрили в практику метод арттерапии, один из современных направлений в оздоровлении.
Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.
В настоящее время арттераия в широком понимании включает в себя:
-изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)
-музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки).
-сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией).
Один из видов арттерапии является сказкотерапия.
Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказка содержит многогранный материал, в основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе скрытый смысл решения сложных ситуаций.
Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы. Придумываем новые персонажи к знакомым сказкам, пробуем сочинять самостоятельно сказки.
По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.
В работе с детьми применяем метод игротерапии - игры, которые лечат.
На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц. включаем игры такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки).
Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Для песочной терапии используем световой модуль для рисования песком. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.
Песочную терапию применяем в сочетании с другими методами, такими как сказкотерапия, изотерапия. Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляется возможность создать в песочнице все, что задумал.
Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.
После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем. Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти.
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление), рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов.
Для работы с детьми предоставляем порисовать ладошками, используем нетрадиционную технику рисования, предоставляя ребёнку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои), пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки.
Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.
Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.
Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Для этого был оформлен музыкальный уголок с музыкальными инструментами, баночками с различными наполнителями, музыкально-шумовыми игрушками. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Метод музыкотерапии применяем в организованной образовательной деятельности «Художественное творчество», во время релаксаций на снятие усталости, напряжения «Руки любви», после двигательной деятельности детей лёжа на спине. Обращаем внимание ребенка на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть его тела. Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.
Цветотерапия – наука, изучающая цвета.
Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.
Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.
Прежде чем заняться цветотерапией в детском саду были проведены консультации, изучали воздействие цвета на людей и как нужно использовать в работе с детьми. Так в нашем детском саду появился “Сухой дождь”.
“Сухой дождь” – шатёр из разноцветных атласных лент, расположенных от теплых тонов к холодным. Закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Проходя через такой “дождь”, три-четыре раза в течение занятия (от теплых цветов к холодным), “шустрики” заметно успокаиваются, а “мямлики” (они ходят по направлению от холодного цвета к теплому), наоборот, - активизируются. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спрятаться от внешнего мира.
Ароматерапия – лечение ароматами, процесс дыхания ароматов, использование растительных экстрактов в виде эссенций или эфирных масел для лечения широкого круга болезней за счет эффективного воздействия на эмоции и настроение детей.
Один из способов использования ароматерапии заключается в том, что несколько капель масла растворяем в горячей воде и опрыскиваем помещение пульвизатором. Методы ароматерапии безопасны. В группе высажены цветы герани, собраны цветы ромашки и листочки мяты, что действует на детей успокаивающе. В период подъема заболеваемости респираторными инфекциями применяем масло шалфея, эвкалипта, пихтового масла.
В практике применяем различные другие нетрадиционные методы оздоровления детей.
Для развития тактильных ощущений создана соответствующая среда и в группе: мячи, плоды каштана, шишек, ореха. Ходьба по массажному коврику, дорожке из бросового материала применяется для развития тактильного восприятия, координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения лучших ощущений, дети ходят по дорожке босиком, в носках.
Одним из самых интересных занятий для детей является работа с мягким конструктором. Мягкий конструктор состоит из поролоновых губок: различной формы, размера и качества. С помощью мягкого конструктора дети строят дома, гаражи, мебель для кукол и т.д. Мягкий конструктор развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, развивает воображение, фантазию.
В целях повышения эффективности оздоровительной работы с детьми в рамках инновационной деятельности внедрили “Динамический час”. Вместо классической организации физкультурного занятия на воздухе проводится динамический час в игровой форме. Структура состоит из 2 частей: 1 часть оздоровительная разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.2. часть оздоровительно-развивающая тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры.
В работе с детьми используем современные оздоровительные технологии и методики: разные виды дыхательной и гимнастики (А.Стрельниковой), игрового массажа (А.Уманской и К.Динейко), пальчиковую гимнастику, оздоровительные минутки. Перед организованной образовательной деятельностью включаем упражнения на единение и эмпатию такие, как «Подарим улыбку друг другу», «Здороваемся друг с другом», тем самым желаем здоровья друг другу передача по кругу “волшебного” клубочка или цветка с добрыми пожеланиями друг к другу. Проводим психогимнастики, например: «Колос растёт», «Цветок», «Ласка», «Вкусные конфеты», «Золотые капельки» по методике М.И. Чистяковой.
Постоянное соблюдение таких нетрадиционных методов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности.
Игровые тактильные пособия «елочка», «бабочка», «божья коровка» способствует развитию различных мелкой моторики пальцев рук, развитию речи, моторно-зрительной координации.
Работа на бедующее: оформление паспорта здоровья дошкольников, изготовление сухого бассейна.
Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду, направлены на оздоровление детей, на снижение простудных заболеваний, на посещение посещаемости детей в группе.
Литература:
1. Е.Ю.Александрова Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья/ Волгогрорад: Учитель, 2007.-151с.
2.Т.С.Никанорова, Е.М.Сергиенко.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.- 96 с.3.
3. Сайт интернета: revolution.allbest.ru› Педагогика›
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/08/zapovedi_roditeley_2.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/04/08/zapovedi_roditeley.jpg)
Предварительный просмотр:
Утверждено:
Приказ №_______ от ________
Заведующий МБДОУ – детский сад
« Радуга» р.п. Лысые Горы
________ Петрова Е.В.
Положение
о смотре- конкурсе " Наши мамы мастерицы"
Предварительная работа: - размещение информации о проведении конкурса в уголках для родителей; - подготовка сертификатов и дипломов; - назначение ответственного за проведение конкурса; - консультации с членами жюри. Ответственный за организацию и проведение конкурса: Петрова Е.В.
- Общие положения.
Положение разработано для МБДОУ – детский сад «Радуга» в соответствии с методическими рекомендациями и перспективным планом работы. В смотре – конкурсе участвуют коллективы всех возрастных групп. Итоги смотра-конкурса будут подведены на педагогическом совете и праздничных мероприятиях, посвященных 8 Марта.
Цель смотра-конкурса: Активизировать деятельность родителей в жизни и деятельности детского сада.
Задачи смотра-конкурса:
- Объединить усилия коллектива МДОУ и родителей по совместной деятельности;
- Воспитывать бережное отношение к труду взрослых, учить видеть заботу и внимание родителей к детям, детскому саду;
- Создавать комфортные условия воспитания и развития детей дошкольного возраста.
- Изготовление украшений для оформления группы.
- Создание праздничного настроения.
- Стимулирование творческих способностей воспитателей и родителей по созданию условий для развития детей и укрепления взаимодействия с семьёй.
2. Сроки и порядок проведения.
2.1. Срок проведения: 4-6 марта 2014 года;
2.2.Форма проведения - экспертная оценка членами жюри творческих находок родителей. 2.3.Критерии оценки:
N | Критерии | Макс. кол-во баллов |
1. | Рассказ о предшествующей работе, совместная деятельность ребенка, семьи и детского сада (презентация, фотоальбом, рассказ и т.д.). | 5 |
2. | Соответствие теме и требованиям смотра – конкурса. | 5 |
3. | Представление работы. | 5 |
4. | Оригинальное название работы, проявление творческого подхода к созданию работы (использование различных технологий и техники исполнений ) | 5 |
5. | Эстетическое оформление работы, оригинальность, украшения, новизна. | 5 |
6. | Учет традиций и знаний авторов работ о народных промыслах, росписях, творческих мастерских и т.д. | 5 |
7 | Использование современных научных разработок в области развивающей среды для детей дошкольного возраста(применение в детской деятельности). | 5 |
Максимальный итоговый балл - 35 |
2.4. Требования оформлению: Все работы должны быть представлены в плоском варианте, размер платка 80 х 80.
Каждая работа должна иметь этикетку (размер 10 см х 5 см), где указываются:
- Ф.И.О. автора (-ов), возраст;
- название работы;
- название группы;
- Ф.И.О. руководителя (если имеется);
- техника исполнения и материал, из которого выполнена работа.
Образец этикетки
Порядок заполнения | Пример оформления |
Фамилия, имя, возраст автора (ов) | ФИО выполнившего работу и ребенка |
Название работы | |
Группа | |
Фамилия, имя, отчество руководителя |
|
Техника исполнения работы |
Этикетка прикрепляется с лицевой стороны работы в правом нижнем углу так, чтобы не препятствовать просмотру.
3.Участники смотра-конкурса. Участниками конкурса являются дети и родители (мамы и бабушки) всех возрастных групп МБДОУ - д/с «Радуга»
4. Этапы проведения конкурса. Конкурс проводится в два этапа: 1 этап – внутри группы, 2 этап – общесадовый.
5. Подведение итогов.
- Оценка работ, предоставленных на конкурс, проводится по 5 - балльной системе.
- Итоговый результат достигается путём суммирования баллов.
- Победители конкурса определяются по количеству набранных баллов и награждаются дипломами 1-3 степени.
- Все участники конкурса получают сертификаты.
- Вручается диплом в номинации « Самая оригинальная работа».
- По результатам конкурса оформляется выставка и помещается на информационном стенде детского сада.
Состав жюри: 1. Петрова Е.В., заведующий ДОУ; 2. Гордеева Н.Г., заместитель заведующего по УМР; 3. Алешина Л.А., музыкальный руководитель. 2 человека приглашенные.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/03/14/no_75.jpeg)
Предварительный просмотр:
С 1 января 2014 г. вступает в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
17 октября 2013 года министром образования Ливановым Д.В. был подписан Приказ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 14 ноября ФГОС дошкольного образования зарегистрирован в МИНЮСТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Как известно, после принятия Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", который вступил в силу 1 сентября 2013 года, стандарт дошкольного образования с нетерпением ждали как воспитатели, так и родители с учителями. При этом ожидания у всех разные: педагоги дошкольного образования и психологи, которые работают в детских садах, считают, что дети не успевают прожить свой биологический возраст из-за того, что к детям предъявляют слишком высокие требования, а школьные учителя хотят, чтобы дети приходили в первый класс, умея читать, писать и зная хотя бы азы иностранного языка.
- "Когда мы готовили этот документ, мы просто обобщили лучший опыт из того, что накоплено в стране. Большинство педагогов уже работают так или примерно так, как мы написали. Предполагается, что с малышами будут много играть, оставив образование для школы. Сам стандарт описывает не набор знаний, умений и навыков, которые воспитатели должны сформировать у детей к семи годам, а условия, в которых малыши проведут то время, пока родители на работе. Проще говоря, детскому саду официально запретили быть «камерой хранения» и маленькой школой. Но при этом присвоили статус первой ступени общего образования", – прокомментировал директор Института социологии образования Российской академии образования, который являлся одним из разработчиков стандарта дошкольного образования, Владимир Собкин.
Разработка стандарта велась с начала 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования. Возглавлял группу директор Федерального института развития образования А. Асмолов. В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен для публичного общественного обсуждения, в ходе которого было рассмотрено более 300 замечаний и предложений. Стандарт начнет действовать с 1 января 2014 года, хотя в ряде регионов стандарт дошкольного образования был запущен в пилотном режиме с сентября 2013 года.
ФГОС дошкольного образования включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, а также результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других образовательных стандартов, этот не является основой для оценки деятельности и подготовки обучающихся. Также его освоение не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации.
Предварительный просмотр:
Родителям о федеральных государственных требованиях к основной общеобразовательной программе дошкольного образования
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 23 ноября 2009 г. Приказом Министерства образования и науки РФ от № 655 были утверждены (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г. № 16299) федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ).
Очень важно то, что ФГТ разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п. 6.2. ст. 9). Эта норма была введена в Закон РФ «Об образовании» в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, и обеспечение доступности и качественного образования для каждого ребенка – где бы он ни проживал.
ФГТ являются вместе с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении пока единственным основополагающим документом нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательным для исполнения во всех типах и видах образовательных учреждений, ориентиром развития системы дошкольного образования.
Впервые в истории российского образования ФГТ являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
В соответствии с ФГТ основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Содержание обязательной части определяет примерная программа, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию.
В ФГТ установлено, что объем обязательной части программы, должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации всей программы.
Остальные 20% отводятся для части программы, формируемой участниками образовательного
процесса, в которой отражается вся специфика деятельности образовательного учреждения, все приоритеты, т.е. содержание этой части коллектив дошкольного учреждения должен адаптировать к конкретным условиям конкретного детского сада.
Почему появился новый документ? Какое содержание будет заложено в общеобразовательные программы дошкольного образования? Какие изменения произойдут в системе дошкольного образования при внедрении ФГТ? Все эти вопросы вызывают и тревогу, и интерес у педагогов и родителей.
Введение ФГТ связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности дошкольного периода жизни и специфики психического развития детей-дошкольников. Будет упорно осуществляться подготовка детей к школе, где постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко всему к этому образовательный процесс будет выстраиваться по подобию школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного возраста.
Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований, а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к структуре программы дошкольного образования и требования к условиям ее реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В ФГТ указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ является раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки), которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например, физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, общительный и др.
Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
В тексте ФГТ не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Взрослые не перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма образовательной деятельности как занятие не соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит занятие. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. В программе нет привычных предметных областей – развития речи, развития элементарных математических представлений, рисования, лепки и т.д. Все это заложено в образовательные области.
Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Если говорить о принципиально новом в содержании дошкольного образования, то это обязательность его соответствия заявленным в ФГТ принципам:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип необходимости и достаточности(соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному "минимуму")
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей – важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, инструктор по физической культуре будет участвовать в проведении
В прогулок, организуя подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель будет осуществлять подбор музыкального сопровождения для проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГТ предлагают для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной деятельности детей;
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка - это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
- взаимодействие с родителям;
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, которые обнародованы в этом приказе.
Во-вторых, в приказе много положительного:
- Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
- Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности развития, интересы своей группы, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс и многое другое.
- Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой образовательной области.
- Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного ребенка.
- Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
- Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями.
Предварительный просмотр:
Кризис семи лет
Воспитатель Сорочкина Елена Владимировна МБДОУ- детский сад «Радуга»
Кризис семи лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.
Ребенок прощается с детским садом (если посещал его), и вот он на пороге еще одной ступеньки детства, впереди новая, школьная жизнь. Там он уже не будет « малышом», потому что становится взрослым! Однако, чтобы успешно подняться по этой лестнице взросления, ребенок должен многое уметь и, прежде всего, быть готовым к тому, чтобы учиться в школе.
Кризисы развития неизбежны и в определённое время возникают у всех детей, только у одних кризис протекает почти незаметно, сглажено, а у других бурно и очень болезненно. Независимо от характера протекания кризиса, появление его симптомов говорит о том, что ребенок стал старше и готов к более серьёзной деятельности и более «взрослым» отношениям с окружающими. Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции. Проявление кризиса в 6-7 летнем возрасте говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
Говоря о связи кризиса 7 лет с готовностью ребёнка к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявлений невроза и индивидуальных особенностей темперамента и характера.
Признаки кризиса: повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность (ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив), низкая самооценка.
Возможные неблагоприятные последствия: нежелание учиться, посещать школу; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.
Как справиться с кризисом семи лет.
(рекомендации для родителей).
1.Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Поощряйте общение со сверстниками.
2.Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения);
3. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
4.Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности, не стоит записывать малыша в спец. класс с повышенной нагрузкой; параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
5. Прежде всего, нужно помнить, что кризисы - это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
6. Причина острого протекания кризиса - несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
7. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
8. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
9. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
10. Как можно больше оптимизма а и юмора в общении с детьми,
это всегда помогает!
Напомним, симптомы кризиса говорят об изменениях в самосознании ребенка, формировании внутренней социальной позиции. Главное при этом - не негативная симптоматика, а стремление ребенка к новой социальной роли и социально значимой деятельности.
Предлагаемая анкета родителям поможет оценить особенности поведения ребёнка 6-7 летнего возраста
Анкета для родителей «Кризис семи лет»
Родителям предлагают оценить особенности поведения их ребенка за последние полгода - год. Если данная особенность поведения свойственна ребенку и появилась недавно, соответствующий пункт оценивается в 2 балла; если указанные особенности появляются, время от времени независимо от возраста - 1 балл; при их отсутствии ставится 0.
1. В последнее время (полгода - год) очень сильно изменился, стал совершенно другим.
2. Часто грубит, старается «переговорить» взрослого.
3. Забросил свои любимые игрушки и занятия, постоянно пропадает во дворе с другими ребятами.
4. Потерял интерес к детскому саду, стал ходить туда с большой неохотой.
5. Много спрашивает о школе, просит поиграть с ним в школу.
6. Предпочитает общение с более старшими детьми и взрослыми играм с малышами.
7. Стал упрямым, во всем отстаивает свое мнение.
8. Кривляется, паясничает, говорит писклявым голосом.
9. Постоянно ссорится с родителями по любому, даже незначительному поводу.
10. Стремиться подражать взрослым, охотно выполняет их обязанности.
Анализ результатов:
20-21 баллов - скорее всего, трудности в воспитании ребенка обусловлены кризисом развития, необходимо пересмотреть свое отношение к нему и систему требований, иначе негативные симптомы кризиса могут стать устойчивыми чертами характера;
10-6 баллов - негативные реакции ребенка являются, cкopee всего, проявлением индивидуальных особенностей, или результатом неправильного воспитания, а не возрастного кризиса;
5-0 баллов – для этого возраста ребенок слишком спокоен, необходимо приглядеться к нему повнимательнее, может быть он отстает от сверстников в своем развитии.
Используемая литература:
-Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого- педагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. –М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.-стр.76-78;
-Интернет-ресурсы: nsportal.ru›detskii…podgotovka…shkole-krizis-7-let