Здоровые дети в здоровой семье

image

Деятельность КОУ «Полтавская школа-интернат»

в области физической культуры и спорта за 2013 год

 

Направления работы

     Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса:

       - Для обучающихся 1 класса с целью развития и коррекции двигательных навыков в рамках школьного компонента дополнительно вводится 1 час на общую физическую подготовку.

      - С учетом специфики школы-интерната уроки физкультуры планируются на третьи и четвертые часы занятий. В учебно - воспитательном процессе двигательная активность составляет для младших школьников - до 50% дневного бюджета времени.

   Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся,  повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья в школе-интернате, включает:

Ø полноценную и эффективную работу здоровья на уроках физкультуры;

Ø организацию занятий по лечебной физкультуре;

Ø организацию уроков ритмики;

Ø организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

Ø организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

Ø регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

        

Уроки физкультуры.

Основной формой работы по физическому воспитанию являются уроки физкультуры. Физическая культура представляется как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, вот жизненно важные способы передвижения человека.

 Учебная программа по физической культуре предусматривает решение оздоровительной образовательной воспитательной и коррекционной задач.

Оздоровительная задача – это профилактика заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.

К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности, формулирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально-волевых качеств личности.

Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Уроки физкультуры  имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную.

        

 Технологии, применяемые в школе, соответствуют возрастным и психофизиологическим возможностям детей:

Ø Здоровьесберегающие технологии         (формирование основы здорового образа жизни, выполнение элементарных правил здоровьесбережения)

Ø Игровые технологии   (повышение познавательной мотивации, мобилизация потенциальных возможностей, активизация процесса самовоспитания ребенка)

Ø Гуманно-личностная технология  (обеспечение индивидуального подхода, развитие способностей, создание ситуации успеха)

Ø Технология развивающего обучения     (развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка, пробуждение его творческого потенциала).

Методы обучения:

Ø  проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические методы);

Ø  метод проектов (в урочной и внеурочной деятельности);

Ø  методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитические, аналитико-синтетические; методы самостоятельной работы и работа под руководством; стимулирования и мотивации.

 

            Занятия по лечебной физкультуре  проводят как индивидуально, так и малыми группами (ЛФК). Группы на ЛФК комплектуются учителем срвместно с медсестрой по заболеваниям. Лечебный комплекс упражнений, определенных курсом лечения, планируется для каждого ребенка индивидуально, в соответствии с указаниями специалистов с учетом характера, глубины поражения, причины основного заболевания и дефектов развития.

 

                Уроки ритмики. Тренировке и коррегированию общей  моторики детей способствуют занятия ритмикой, то есть музыкальные занятия, согласованные с движением. Уроки ритмики включены в учебный план и составляют 1 час в неделю для учащихся начальной школы. Полезен также опыт включения в обычные учебные занятия детей с расстройствами речи логоритмических упражнений и  специальных упражнений для совершенствования движений пальцев рук (мозаика, нанизывание бус, сортировка мелких деталей, пуговиц и т.д.), что способствует коррекции произношения.

 

           Воспитательная работа. Оздо­ровление и физическое развитие учащихся является одним из центральных направлений воспитательной работы в школе. В  начале учебного года составляется  план деятельности по формированию ЗОЖ, согласно которому проводится диагностика здоровья, медосмотры детей, оформляются «листки здоровья»,  др. мероприятия.

В общешкольном плане воспитательной работы предусмотрено направление «Физическое воспитание, охрана здоровья».

Задачи:   

·        Формирование психофизического здоровья учащихся, активного  образа жизни.

·        Сохранение и коррекция здоровья через систему воспитательных мероприятий.

·        Развитие волевых качеств личности.

 

Все учащиеся приобщаются к регулярным занятиям физической культурой: зарядка согласно режимному моменту, прогулки на свежем воздухе, минуты отдыха на уроках, самоподготовке, занятиях  с включени­ем физических упражнений, упражнений на релаксацию. 

Ежегодно проходит  традиционный праздник «День здоровья» с выходом на природу, где организовывается туристическая полоса с препятствиями для учащихся среднего и старшего звена и «Веселых стартов» для младшего звена.

В рамках Недели здоровья  в школе прошли  беседы по ЗОЖ, серия клубных часов по иммунизации учащихся, конкурс живых плакатов «Мы голосуем за здоровье». Положительные отклики вызвал новый конкурс фотографий   «Голливудская улыбка», флеш-мобы (организация Дня приветствий, Дня объятий, танцевальные перемены). Традиционно проводится Неделя безопасности. К новому году прошел конкурс поделок «Символы Олимпиады».

  В 2013 году школьное  детское объединение «Радуга» приняло участие в районном конкурсе агитбригад «Здоровым быть модно», заняв II место. Для участия был подготовлен интересный монтаж, оформлены газеты и презентация с видеофильмом. Все эти занятия и конкурсы проводились с целью пропаганды здорового образа жизни.

Все воспитатели приняли участие в акции «Классный час» по профилактике вредных привычек, ведут работу по выявлению фактов курения учащихся на территории школы. В мае на День Пионерии была проведена эстафета по станциям, которая прошла с настоящим спортивным азартом, в дружеской атмосфере.

Продолжается реализация проекта «Комната здоровья», где оборудован тренажерный зал, оформляются стенды о ЗОЖ, идет подготовка комнаты психологической разгрузки, учителями и воспитателями совместно с детьми изготавливаются пособия для развития мелкой моторики, организации досуга.

Для сохранения и поддержа­ния здоровья  детей в школе работает секция общей физической подготовки (ОФП), которую посещают 32 ребенка. По составленному графику дети играют в бильярд и настольный теннис, посещают школьный спортзал и спортивный комплекс «Юность». 

                

 

Результаты работы:

10 призовых  мест  в соревнованиях районного, областного и всероссийского уровня (приложение 2). Самая значимая победа – 3 место во всероссийских соревнованиях по футболу.

В целом процент охвата учащихся школы профилактической работой составляет 100%. У учащихся школы сформировано адекватное отношение к здоровому образу жизни.

 

Работа с родителями. Большое внимание в школе уделяется пропаганде здорового образа жизни среди родителей. Система работы с ними включает родительские собрания, тематические лектории.

 Информационно - просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

Ø    различные формы просветительской деятельности;

Ø    проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Тематика родительского лектория в школе-интернате, круглых столов, родительских собраний по проблемам сохранения здоровья детей с участием работников школы с приглашением специалистов по здоровьесохранению:

Ø    «Особенности организации режима учебной деятельности учащихся начальной школы»

Ø    «Технологии здоровьесберегающего обучения в начальной школе»,

Ø    «Возрастные особенности развития детского организма»,

Ø     «Тренируем тело – укрепляем дух»,

Ø    «Гигиена тела и души: водные процедуры;  здоровый сон;  чистота в мыслях», «Развиваем свои возможности».

Родители - важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком. Они отрабатывают, закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами. Это ускоряет процесс восстановления нарушенных функций.