Рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедия | 451 КБ |
ОПК | 543.73 КБ |
Коррекционный курс "Логопедические занятия" 1-6 класс | 517.48 КБ |
Аннотация к коррекционному курсу "Логопедические занятия" | 125.73 КБ |
Чтение и развитие речи 9 класс | 334.92 КБ |
Письмо и развитие речи 9 класс | 381.92 КБ |
ОСЖ 8 класс | 519.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Общая характеристика программы
Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства обучающихся носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:
- полиморфное нарушение звукопроизношения;
- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
- нарушения сложных форм словообразования;
- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);
- выраженная дислексия;
- выраженная дисграфия.
Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.
2. Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов С(к)ОУ VIII вида имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма - вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились разработки и эффективные методики по преодолению речевых нарушений Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др. Данные методики базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в С(к)ОУ VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер.
3. Цели и задачи программы
Цель программы.
Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей - логопатов.
Основные задачи программы.
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
4. Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся С(к)ОУ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель - логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся; по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.
На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 30 минут.
Занятия с каждой группой проводятся:
1 – 3 классы – 4 раза в неделю;
4 – 5 классы – 3 раза в неделю;
6 – 7 классы – 2 раза в неделю.
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе. В 4 – 7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.
В структуру занятия может входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- упражнения для работы над голосом;
- упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба;
- массаж лица;
- миогимнастика.
- Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков.
- Формирование и развитие фонематических процессов.
- Коррекционная работа на различных уровнях: на уровне звук-буква, на уровне слога, на уровне слова, на уровне словосочетания, на уровне предложения, на уровне текста.
- Обогащение и активизация словарного запаса.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Содержание изучаемого курса
1 класс (136 часов)
Обследование - 9 часов
Пропедевтический (добукварный) период - 5 часов
Букварный период:
1 этап:
изучение звуков и букв (а, у, м, о, с, х, ш) - 21 час
2 этап:
изучение звуков и букв (л, ы, н, р, к, п, т, и, з) - 26 часов
3 этап:
изучение звуков и букв (в, ж, б, г, д, й, буква ь, е, ё) - 26 часов
4 этап:
изучение звуков и букв (я, ю, ц, ч, щ, ф, э, буква ъ) - 21 час
Восполнение пробелов в формировании связной речи - 16 часов
Самостоятельные виды работ - 8 часов
Обследование - 4 часа
2 класс (136 часов)
Обследование - 9 часов
Звуковой анализ - 7 часов
Дифференциация твёрдых и мягких согласных - 5 часов
Дифференциация гласных - 8 часов
Дифференциация звонких и глухих согласных - 4 часа.
Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству - 82 часа
Восполнение пробелов в формировании связной речи - 10 часов
Самостоятельные виды работ - 8 часов
Обследование - 3 часа
3 класс (136 часов)
Обследование - 6 часов
Звуки речи - 4 часа
Предложение - 5 часов
Образование гласных звуков - 2 часа
Дифференциация гласных звуков и букв - 12 часов
Образование согласных звуков - 2 часа
Дифференциация твёрдых и мягких согласных - 5 часов
Дифференциация звонких и глухих согласных - 5 часов
Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству - 40 часов
Дифференциация свистящих и шипящих согласных - 22 часа
Дифференциация сонорных звуков - 4 часа
Оглушение звонких согласных - 5 часов
Предлоги - 5 часов
Ударение - 4 часа
Восполнение пробелов в формировании связной речи - 5 часов
Самостоятельные виды работ - 8 часов
Обследование - 2 часа
4 класс (102 часа)
Обследование - 6 часов
Звуковой анализ - 4 часа
Дифференциация парных гласных - 4 часа
Обозначение мягкости согласных на письме посредством буквы ь - 2 часа
Дифференциация твёрдых и мягких согласных - 4 часа
Гласные после шипящих - 4 часа
Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству - 45 часов
Оглушение звонких согласных - 5 часов
Ударные и безударные гласные - 6 часов
Предлоги - 4 часа
Восполнение пробелов в формировании связной речи - 8 часов
Самостоятельные виды работ - 8 часов
Обследование - 2 часа
5 класс (102 часа)
Обследование - 5 часов
Звуковой анализ - 2 часа
Дифференциация гласных и согласных звуков и букв - 3 часа
Дифференциация парных гласных - 6 часов
Обозначение мягкости согласных на письме посредством буквы ь - 4 часа
Дифференциация твёрдых и мягких согласных - 5 часов
Дифференциация согласных - 25 часов
Дифференциация ударных и безударных гласных - 6 часов
Связь слов в предложении - 10 часов
Оглушение звонких согласных - 5 часов
Приставки - 1 час
Предлоги - 7 часов
Приставки и предлоги - 2 часа
Состав слова -3 часа
Ударение - 2 часа
Восполнение пробелов в формировании связной речи - 5 часов
Самостоятельные виды работ - 8 часов
Обследование - 3 часа
6 класс (68 часов)
Обследование - 6 часов
Дифференциация гласных и согласных - 3 часа
Дифференциация звонких и глухих согласных - 4 часа
Дифференциация ударных и безударных гласных - 4 часа
Слово. Предложение - 2 часа
Родственные слова - 1 час
Состав слова - 5 часов
Приставки - 3 часа
Предлоги - 2 часа
Дифференциация приставок и предлогов -2 часа
Синонимы - 8 часов
Антонимы - 7 часов
Предложение. Связь слов в предложении - 2 часа
Восполнение пробелов в формировании связной речи - 9 часов
Самостоятельные виды работ - 6 часов
Обследование - 4 часа
7 класс (68 часов)
Обследование - 4 часа
Работа над словом - 5 часов
Синонимы - 8 часов
Антонимы - 5 часов
Омонимы - 1 час
Слоговой анализ и синтез слов - 2 часа
Типы слогов - 2 часа
Дифференциация ударных и безударных гласных - 4 часа
Состав слова - 5 часов
Словосочетание и предложение - 4 часа
Согласование - 2 часа
Управление - 5 часов
Предлоги - 5 часов
Восполнение пробелов в формировании связной речи - 5 часов
Самостоятельные виды работ - 8 часов
Обследование - 3 часа
Основные требования к умениям учащихся
1 уровень (к концу 4 класса)
- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи.
- Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов.
- Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном анализе, слоговом составе слова с учётом программных требований.
- Поставлены и отдифференцированы все звуки.
- Уточнён и активизирован имеющийся словарный запас; введение в речь небольших распространённых конструкций простого предложения.
- Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение и т. д.
2 уровень (к концу 7 класса)
- Активно пользоваться различными способами словообразования.
- Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций, т.е. устанавливать связь в предложении.
- Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова образуются новые слова и как изменяются их значения.
- Определять основную мысль, тему рассказа.
- Устанавливать связь слов в предложении, определять последовательность предложений в тексте.
- Составлять план связного высказывания.
1 класс
Темы фронтальных занятий | Цель | Овладение навыками звукового анализа и синтеза | Уточнение, обогащение, активизация словаря | Развитие грамматического строя речи | Кол-во часов | Дата |
Знакомство с учащимися | Обследование речи | Школа; учебные вещи; игрушки; учебные вещи и игрушки (сравнение) | Пространственная ориентация; дни недели; части суток; времена года | 2 недели | ||
Речь. Предложение | Дать представление о речи, предложении | Анализ предложений | Одежда. Школьная форма | Понятие о слове, предложении; составление предложений | 1 | |
Слово. Предложение
| Дать представление о слове, предложении | Анализ предложений. Схема слова | Обувь. Уход за обувью | Составление предложений. Ответы на вопросы Кто? Что? | 1 | |
Деление слов на слоги | Дать представление о слогообразующей роли гласных в слове | Схема слов. Деление слова на слоги | Фрукты, цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по признакам | Ответы на вопросы: о ком говорится? О чем? | 2 | |
Звуки речи | Дать представление о звуках речи | Анализ слов Схемы слов | Овощи, цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по признакам | Составление предложение, согласование прилагательных с существительными | 1 | |
Звук и буква А | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Выделение гласного среди других | Овощи и фрукты Сравнение | Согласование прилагательных с существительными | 2 | |
Звук и буква У | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Выделение звука в начале, середине, конце слова | Сравнение овощей и фруктов | Распространение предложение дополнением. (Мальчик ест сливу.) | 2 | |
Звук и буква М | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Выделение звука в начале слова, в середине, в конце | Цветы | Составление предложений по предметным картинкам и вопросам | 2 | |
Повторение изученных звуков и букв | Повторить и систематизировать знания | Выделение звуков среди других звуков; определение местоположения звука в слове | Цветы Овощи Фрукты | Составление словосочетаний и предложений по предметным картинкам | 1 | |
Звук и буква О | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов | Комнатные растения | Составление предложений по картинкам и вопросам | 2 | |
Звук и буква С | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов | Домашние животные | Составление предложений по предметным картинкам. Составление словосочетаний | 4 | |
Звук и буква Х | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Выделение звука среди других звуков | Дикие животные | Составление предложений по сюжетным картинкам и вопросам | 2 | |
Повторение изученных звуков и букв | Повторить и проверить знания по изученным темам | Схема слов, схема предложений | Домашние и дикие животные | Составление предложений по сюжетным картинкам | 1 | |
Звук и буква Ш | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Выделение звука в начале, конце, середине слова | Сходство и различие диких и домашних животных | Составление предложений по сюжетным картинкам и вопросам | 3 | |
Звуки [ C -Ш ] | Закрепить правильное произношение и учить различать звуки | Анализ слов. Сходство и различие звуков | Птицы | Распространение предложений дополнением в Т.п. | 2 | |
Звук и буква Л | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов. | Птицы домашние и дикие | Распространение предложений дополнениями в Т.п. (Витя рисует мак карандашом.) | 2 | |
Звук и буква Ы | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Схема слов, предложений | Охрана здоровья | Распространение предложений дополнением в Т.п. | 2 | |
Звук и буква Н | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис. | Выделение звука среди других звуков | Профессии людей | Распространение предложений дополнением в Р.п. (у кого?). Знакомство с предлогом У | 2 | |
Звук и буква Р | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Определение местоположения звука в слове. Анализ слов | Профессии людей | Распространение предложений дополнением в Р.п. | 4 | |
Повторение изученных звуков и букв | Повторить и систематизировать знания по изученным темам | Схема предложений | Транспорт | Распространение предложений дополнением в Д.п. (кому? Чему?) Мама улыбнулась (кому?)… | 1 | |
Звуки [ Л - Р ] | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки | Анализ слов. Сходство и различение звуков | Слова - паронимы | Распространение предложений дополнением в Д.п. | 1 | |
Звуки [ М - Л ] Буквы м - л | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки и буквы | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Слова - паронимы | Распространение предложений дополнением в П.п. | 1 | |
Звук и буква К | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Определение местоположения звука в слове. Анализ слов | Мебель | Распространение предложений дополнением в П.п. | 2 | |
Звук и буква П | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Словарь по теме «Зима» | Составление предложений по сюжетным картинкам | 2 | |
Звук и буква Т | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Схема слов. Выделение звука среди других звуков | Словарь по теме «Зима» | Составление предложений по сюжетным картинкам | 2 | |
Звук и буква И | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Выделение звука среди других звуков; схема предложений | Словарь по теме «Зима» | Составление предложений по сюжетным картинкам | 2 | |
Звуки [ Ы - И ] | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки | Анализ слов, сходство и различия звуков | Грибы | Составление предложений по картинкам | 1-2 | |
Звук и буква З | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов. Выделение звука среди других звуков | Грибы | Составление предложений по опорным словам. (Мама рисует карандашом.) | 2 | |
Звуки [ З - С ] | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки | Выделение звуков среди других согласных. Сходство и различие звуков | Слова - паронимы | Составление предложений по опорным словам | 2 | |
Звук и буква В | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов, схемы слов, схемы предложений | Связь между звучанием и значением слов. (ручка – ручка) (ключ – ключ) | Составление предложений по сюжетным картинкам | 2 | |
Звук и буква Ж | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Слова - паронимы | Составление предложений по опорным словам | 2 | |
Звуки [ Ж - Ш ]. | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки. | Сходство и различие согласных. | Слова – паронимы. | Изменение слов, вставка букв; предложения простые и распространенные. | 1 - 2 | |
Звук и буква Б | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов и предложений | Слова - предметы | Повествовательные предложения. Интонация | 2 | |
Звуки [ Б - П ] | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки | Сходство и различие согласных | Слова - паронимы | Предметы, действия, признаки | 2 | |
Звук буква Г | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Схемы слов, анализ слов | Слова - паронимы | Предметные картинки «один – много» | 3 | |
Звук и буква Д | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Слова - паронимы | Предложения. Предложения с предлогом | 2 | |
Звуки [ Д - Т ] | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки | Сходство и различие согласных | Слова - паронимы | Простые предложения с предлогами У, С, О, НА | 1 | |
Повторение изученных звуков и букв | Повторить и проверить знания по изученным темам | Схема слов, схема предложений. Анализ слов и предложений | Активизация словаря | Составление предложений по сюжетным картинкам | 1 | |
Звук и буква Й | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов, предложений | Употреблений междометий: ОЙ, УЙ, ЭЙ, АЙ. | Предложения с предлогом У | 3 | |
Буква Ь | Формировать буквенный гнозис | Анализ слов и предложений | Слова - паронимы | Составление предложений с понятиями «много - один» | 3 | |
Буква Е | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов, выделение звука из слогов, слов | Слова с буквой Е | Предложения восклицательные, составление предложений |
2 | |
Буква Ё | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов, выделение звука из слогов, слов | Работа с загадкой | Составление предложений по опорным словам | 2 | |
Гласные о - ё | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные о – ё | Сходство и различие гласных, звуко - буквенный анализ | Работа с поговоркой, пословицей | Простые распространенные предложения с прямой речью | 2 | |
Буква Я | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Анализ слов; слова - предметы | Вопросительные предложения; составление предложений с предлогом в | 2 | |
Буква Ю | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Выделение звука из слогов, слов | Слова и предложения с буквой Ю, их анализ | Составление предложений по сюжетным картинкам | 2 | |
Гласные У - Ю | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные У - Ю | Сходство и различие гласных и согласных | Работа с загадкой | Составление предложений по опорным словам | 1 | |
Звук и буква Ц | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Работа с поговоркой, с пословицей | Распространение предложений определениями | 2 | |
Звук и буква Ч | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Анализ слов | Работа с пословицей, с поговоркой | Распространение предложений определениями | 2 | |
Буквы Ч -У | Закрепить правильное написание букв, учить их дифференцировать | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Слова с буквами Ч -У | Предложения простые и сложные с союзом а | 1 | |
Буквы Ч - Ц Звуки [ ч - ц ] | Закрепить правильное написание букв, учить дифференцировать звуки | Сходство и различие согласных звуков и букв | Слова - предметы | Словоизменения: колечко - кольцо Слова - паронимы | 1 | |
Звук и буква Щ | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Слова - действия | Составление предложений по опорным словам | 2 | |
Звук и буква Ф | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ, схемы слов и предложений | Работа с пословицей | Работа с деформированным текстом | 2 | |
Звук и буква Э | Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Работа с пословицей, поговоркой | Работа с деформированным текстом | 2 | |
Гласные Э - Е | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные Э - Е | Различие и сходство гласных | Работа со словом, словосочетанием, предложением | Работа по серии сюжетных картин | 1 | |
Буква Ъ | Формировать буквенный гнозис | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Слова с Ъ | Работа по серии сюжетных картин | 2 | |
Повторение изученных звуков и букв | Повторить и систематизировать знания | Анализ слов, словосочетаний, предложений | Загадки, пословицы, поговорки | Работа по серии сюжетных картин | 1 | |
Восполнение пробелов в формировании связной речи | Формировать навыки связного высказывания | 1. Составление предложений по картинкам | 2. Составление предложений по опорным словам | 3. Составление предложений по вопросам | 16 | |
4. Составление рассказов по сюжетным картинкам | 5. Составление рассказов - описаний | |||||
Самостоятельные виды работ | Проверить знания учащихся; формировать орфографическую зоркость | 1.Контрольное списывание | 2. Письмо на слух |
| 8 |
2 класс
Темы фронтальных занятий | Цель | Овладение навыками звукового анализа и синтеза | Уточнение, обогащение, активизация словаря | Развитие грамматического строя речи | Кол - во часов | Дата | |||
Обследование устной и письменной речи учащихся | Обследование устной и письменной речи учащихся | 2 недели | |||||||
Буквы русского алфавита | Повторить и систематизировать знания о буквах алфавита | Анализ слов и предложений. Звукобуквенный анализ слов | Работа со словом, словосочетанием, предложением; словарные слова | Работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа с текстом | 1 | ||||
Звуки и буквы | Уточнить первоначальные представления о звукобуквенном составе слова | Анализ слов, предложений, звукобуквенный анализ слов | Работа со словом, словосочетанием, предложением; словарные слова | Работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа с текстом | 2 | ||||
Гласные звуки и буквы. Образование гласных звуков | Систематизировать знания об образовании гласных звуков | Анализ слов, предложений. Слогозвуковой, звукобуквенный анализ слов | Слово, словосочетание, предложение. Словарные слова | Работа с текстом | 2 | ||||
Согласные звуки и буквы. Образование согласных звуков | Систематизировать знания об образовании согласных звуков | Схема слов, предложений. Анализ слов и предложений. Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Словарные слова. Слова - паронимы | Работа над словом, предложением, текстом | 2 | ||||
Твёрдые и мягкие согласные | Дать представление о твёрдых и мягких согласных, о смыслоразличительной функции твёрдых - мягких фонем | Схема слов, предложений; их анализ; слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Слова - паронимы. Словарные слова | Работа над словом, предложением, текстом |
5 | ||||
Гласные Ы - И | Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать звуки и буквы | Схема слов, предложений; анализ слов, предложений; слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Словарные слова; слова - паронимы | Работа по сюжетной картине | 2 | ||||
Слова со слогами ЖИ - ШИ | Закреплять написание слов со слогами ЖИ -ШИ | Слогозвуковой, звукобуквенный анализ слов; схемы слов, предложений | Чистоговорки | Работа по сюжетной картине | 2 | ||||
Гласные А - О | Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать звуки и буквы | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слова; схемы слов, предложений; их анализ | Слова с буквами А - О | Составление предложений по опорным словам | 2 | ||||
Гласные Ё - Ю | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные ё - ю | Анализ слов, предложений; их схемы; звукобуквенный анализ | Слова с буквами ё - ю | Составление предложений по предметным картинкам | 2 | ||||
Звонкие и глухие согласные | Учить различать звонкие и глухие согласные | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слова, анализ слов, предложений | Работа с загадкой | Составление предложений по сюжетным картинкам | 4 - 5 | ||||
Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству | |||||||||
Звуки [ С - З ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов, схемы слов и предложений | Слова с буквами С - З | Составление распространенных предложений | 6 | ||||
Звуки [ Ш - Ж ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов, схемы слов и предложений | Слова с буквами Ш -Ж | Устные и письменные ответы на вопросы | 6 | ||||
Звуки [ В - Ф ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Выделение звуков из слогов, слов. Звукобуквенный анализ | Слова с буквами В - Ф | Составление предложений, ответы на вопросы | 6 | ||||
Звуки [ П - Б ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Выделение звуков из слогов, слов, связной речи | Слова с буквами П - Б | Составление и распространение предложений | 4 | ||||
Звуки [ Т - Д ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Выделение звуков из слогов, слов, связной речи. Звукобуквенный анализ | Слова с буквами Т - Д | Распространенные предложения | 6 | ||||
Звуки [ К - Г ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Выделение звуков из слогов, слов, предложений. Звукобуквенный анализ. Схема предложений | Слова с буквами К - Г | Распространенные предложения | 6 | ||||
Звуки [ З - Ж ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Звукобуквенный анализ, выделение звуков из слогов, слов, предложений, связной речи | Слова с буквами З - Ж | Составление и распространение предложений | 6 | ||||
Звуки [ С - Ц ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Анализ слов, предложений; звукобуквенный анализ слов. Схема предложений | Слова с буквами С - Ц | Письменные и устные ответы на вопросы | 6 | ||||
Звуки [ С - Ш ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов; схемы слов, предложений | Слова с буквами С - Ш | Работа с предложением, текстом | 6 | ||||
Звуки [ С - Ч ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Выделение звуков из слогов, слов, предложений, связной речи | Слова с буквами С - Ч | Составление предложений | 4 | ||||
Звуки [ С - Щ ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов; выделение звуков из слогов, слов, связной речи | Слова с буквами С - Щ | Составление предложений | 6 | ||||
Звуки [ Ч - Ц ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Выделение звуков из слогов, слов, связной речи. Звукобуквенный анализ | Слова с буквами Ч - Ц | Составление предложений по картинкам, по опорным словам | 6 | ||||
Звуки [ Ч - ТЬ ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Звукобуквенный анализ; графическая запись, выделение звуков из слов | Слова с данными звуками | Составление предложений по началу | 4 | ||||
Звуки [ Ч - Щ ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Анализ и синтез слов | Слова с буквами Ч - Щ | Распространение предложений | 4 | ||||
Звуки [ Л - Р ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать | Анализ и синтез слов | Слова с буквами Л - Р | Дополнение предложений другими словами | 6 | ||||
Восполнение пробелов в формировании связной речи | Формировать и развивать навыки связного высказывания | 1. Работа с деформированным текстом | 2. Пересказ по готовому плану | 3. Пересказ по сюжетным картинкам 4. Составление рассказов по опорным словам | 10 | ||||
Самостоятельные виды работ | Проверить знания. Формировать орфографическую зоркость | 1. Контрольное списывание | 2. Письмо на слух | 8 | |||||
Дополнительно Дифференциация согласных звуков по оптическому сходству | |||||||||
Буквы б - д Звуки [ Б - Д ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать буквы | Выделение звуков из слогов, слов; графическая запись | Слова с буквами б - д | Составление и распространение предложений | 3 - 4 | ||||
Буквы т - п Звуки [ Т - П ] | Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать буквы | Выделение звуков из слогов, слов, связной речи; графическая запись | Слова с буквами т - п | Составление и распространение предложений | 3 - 4 |
3 класс
Темы фронтальных занятий | Цель
| Овладение навыками звукового анализа и синтеза | Уточнение, обогащение, активизация словаря | Развитие грамматического строя речи | Кол-во часов | Дата | ||
Обследование речи учащихся | Обследование речи учащихся | 2 недели | ||||||
Способы образования звуков. Звуки и буквы | Уточнить и систематизировать знания о способах образования звуков, о звукобуквенном составе слова | Слогозвуковой и звуковой анализ слов | Овощи | Составление предложений | 4 | |||
Речь. Предложение | Наглядно показать, что предложение составляется из слов. Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении | Схемы предложений. | Школа | Составление предложений по предметным картинкам | 2 | |||
Слово. Предложение | Учить сопоставлять слова и предложения как речевые единицы | Составление схем предложений, выделение слов | Словарные слова | Составление предложений по сюжетным картинкам | 2 | |||
Предложение | Показать необходимость согласования слов в предложении | Схематичное обозначение границ предложения | Слова, словосочетания | Выделение в тексте законченных смысловых единиц | 1 | |||
Гласные звуки и буквы | Систематизировать знания об образовании гласных звуков, о слогообразующей роли гласных в слове | Схемы слов, предложений. Выделение гласных звуков | Огород | Составление предложений, словосочетаний | 2 | |||
Дифференциация гласных звуков и букв | ||||||||
Гласные звуки [а-о]. Буквы а - о | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки и буквы | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Анализ предложений | Фрукты | Составление предложений по картине | 2 | |||
Гласные у - ю | Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать гласные у -ю | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Схемы слов, предложений | Сад Фрукты | Составление предложений по опорным словам | 2 | |||
Гласные о - ё | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные о - ё | Звукобуквенный анализ слов; запись только гласной буквы | Овощи и фрукты | Деформированные предложения | 2 | |||
Гласные ё - ю | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные ё - ю | Звукобуквенный анализ слова; запись только 2-й, 3-й, 4-й и т.д. буквы | Словарь на тему «Осень» | Деформированные предложения | 2 | |||
Гласные и - е | Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные и - е | Звукобуквенный и слогозвуковой анализ слов. Составление схем слов и предложений | Словарные слова | Деформированные предложения | 2 | |||
Звуки [ и - ы ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки и буквы | Схемы слов; придумывание слов и подбор слов к схемам | Словарь на тему « Огород » | Составление и запись предложений | 2 | |||
Согласные звуки и буквы | Повторить и систематизировать знания об образовании согласных звуков | Звукобуквенный анализ слов; анализ предложений; схемы слов и предложений | Дни недели | Составление предложений по картине | 2 | |||
Твёрдые и мягкие согласные | Дать представление о смыслоразличительной функции твёрдых и мягких фонем | Схемы предложений | Словарные слова | Деление текста на предложения | 5 | |||
Звонкие и глухие согласные | Дать представление о различительной функции звонких и глухих согласных | Звукобуквенный анализ; анализ предложений; схемы слогов, слов, предложений | Времена года | Деление текста на предложения | 5 | |||
Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству | ||||||||
Звуки [ С - З ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ; схемы слов и предложений | Времена года | Деление текста на предложения | 6 | |||
Звуки [ Ш - Ж ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Звукобуквенный анализ слов | Месяцы | Составление предложений по картинкам | 6 | |||
Звуки [ Ч - Щ ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ. Схема слов и предложений | Месяцы | Составление предложений | 5 | |||
Звуки [ В -Ф ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Звукобуквенный анализ. Схемы слов, предложений | Чистоговорки | Деление текста на предложения | 6 | |||
Звуки [ П - Б ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений | Чистоговорки | Восстановление нарушенного порядка предложений в рассказе | 6 | |||
Звуки [ Т - Д ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Звукобуквенный анализ слов | Загадки, пословицы, поговорки | Составление предложений по предметным картинкам | 6 | |||
Звуки [ К - Г ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ и синтез слов. | Слова, словосочетания с буквами к – г | Составление предложений по предметным картинкам | 6 | |||
Дифференциация свистящих и шипящих согласных | ||||||||
Звуки [ С - Ш ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ и синтез слов; анализ предложений | Чистоговорки | Составление предложений по сюжетной картинке | 6 | |||
Звуки [ З - Ж ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ и синтез слов | Слова, словосочетания с буквами з - ж | Составление предложений по сюжетной картинке | 6 | |||
Звуки [ С - Ц ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ предложений; составление схем | Чистоговорки. | Составление предложений по сюжетным картинкам | 6 | |||
Звуки [ С - Ч ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Слова с буквами с - ч | Деление сплошного текста на предложения | 4 | |||
Звуки [ Л - Р ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ и синтез слов | Загадки, чистоговорки | Деформированные тексты | 4 | |||
Оглушение звонких согласных | Показать несовпадение норм произношения с нормами правописания | Анализ и синтез слов, предложений | Словарные слова | Восстановление нарушенного порядка предложений в рассказе | 5 | |||
Предлоги | Дать представление о конкретно-пространственных значениях предлогов | Схемы предложений | Словарь по теме «Осень-зима» | Письменные ответы на вопросы | 5 | |||
Ударение. Роль ударения в словах | Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения | Схемы слов и предложений | Четверостишия | Графическая запись предложений | 4 | |||
Восполнение пробелов в формировании связной речи | Формировать и развивать навыки связной речи | 1. Работа с деформированным текстом | 2. Составление рассказов по сюжетной картинке | 3. Составление предложений по опорным словам | 5 | |||
4. Составление предложений по началу и концу | 5. Составление рассказов по серии последовательных картин | |||||||
Самостоятельные виды работ | Проверить знания; формировать орфографическую зоркость | 1.Контрольное списывание | 2.Письмо на слух | 8 | ||||
Дополнительно: Дифференциация оптически сходных букв | ||||||||
Буквы и - у | Закрепить различение букв и - у | Схемы слов, выделение звуков из слов | Слова с буквами и - у | Деформированные предложения | 1 | |||
Буквы р - п | Закрепить различение букв р - п | Схемы слов | Слова с буквами р - п | Составление предложений по опорным словам | 1 | |||
Буквы ю - н | Закрепить различение букв ю -н | Схемы слов | Слова с буквами ю - н | Составление предложений по картинкам | 1 | |||
Буквы х - ж | Закрепить различение букв х - ж | Схемы слов | Слова с буквами х - ж | Составление предложений по предметным картинкам | 1 | |||
Буквы п - т | Закрепить различение букв п - т | Звукобуквенный анализ слов | Слова с буквами п - т | Составление предложений | 1 | |||
Буквы б - д | Закрепить различение букв б -д | Звукобуквенный анализ слов | Слова с буквами б - д | Составление предложений, письменные ответы на вопросы | 1 |
Темы фронтальных занятий | Цель | Овладение навыками звукового анализа и синтеза | Уточнение, обогащение, активизация словаря | Развитие грамматического строя речи | Кол-во часов | Дата |
Обследование письменной и устной речи учащихся | Обследование письменной и устной речи учащихся | 2 недели | ||||
Звуки и буквы | Уточнить и систематизировать знания о способах образования звуков, о звукобуквенном составе слова | Слогозвуковой и звуковой анализ слов | Слово, словосочетание, предложение | Работа над словом, предложением, текстом | 2 | |
Гласные и согласные звуки и буквы | Повторить и систематизировать знания об образовании гласных и согласных звуков | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Анализ и синтез слов | Слово -предложение. Словарные слова. | Работа с текстом | 2 | |
Парные гласные. Их сходство и различие | Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство | Звукобуквенный анализ слов; анализ и синтез слов, предложений | Слова с парными гласными | Работа с предложениями | 4 | |
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь знака | Сформировать понятие о мягкости согласных с помощью ь знака | Анализ слов и предложений | Слова с мягким знаком | Работа с деформированным текстом | 2 | |
Твёрдые и мягкие согласные | Дать представление о смыслоразличительной функции твёрдых и мягких фонем | Анализ слов, предложений | Четверостишия | Деление текста на предложения | 4 |
Гласные после шипящих | Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих | Анализ слов, анализ предложений | Чистоговорки | Работа по сюжетным картинкам | 4 | |||||||||
Дифференциация согласных, имеющих акустико - артикуляционное сходство | ||||||||||||||
Звуки [ Т - Д ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Звукобуквенный анализ слов | Загадки, пословицы, поговорки | Составление предложений по сюжетным картинкам | 5 | |||||||||
Звуки [ П - Б ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Чистоговорки | Деформированный текст | 5 | |||||||||
Звуки [ С - З ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Звукобуквенный анализ слов, схемы слов и предложений | Слова с буквами с, з. Чистоговорки | Деление текста на предложения | 5 | |||||||||
Звуки [ С - Ц ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ предложений; составление схем | Чистоговорки | Составление предложений по сюжетным картинкам | 6 | |||||||||
Звуки [ С - Ч ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ предложений | Слова с буквами с, ч | Деление сплошного текста на предложения | 5 | |||||||||
Звуки [ Ч - Ц ] | Закрепить механизм образования звуков, учить различать звуки | Выделение звуков из слогов, слов, связной речи | Словарные слова | Составление предложений | 5 | |||||||||
Звуки [ С - Щ ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Чистоговорки | Составление предложений, опираясь на предметную картинку | 5 | |||||||||
Звуки [ Ч - Щ ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Схема слов, предложений; их анализ | Чистоговорки | Распространение предложений | 5 | |||||||||
Звуки [ Л - Р ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ и синтез слов | Слова с буквами л, р | Составление и распространение предложений | 6 | |||||||||
Оглушение звонких согласных Согласные б, д, г в конце слова Согласные б, д, г в середине слова | Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания | Звукобуквенный анализ слов | Словарные слова | Распространение предложений. Составление рассказов по картинке | 5 | |||||||||
Ударные и безударные гласные | Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции | Анализ слов | Слово, словосочетание, предложение | Деформированный текст | 4 | |||||||||
Ударение | Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения | Схемы слов, предложений | Четверостишия | Составление предложений | 2 | |||||||||
Предлоги | Уточнить конкретно-пространственные значения предлогов | Схемы предложений | Словосочетание, предложение | Письменные ответы на вопросы | 4 | |||||||||
Восполнение пробелов в формировании связной речи | Формировать и развивать навыки связного высказывания | 1.Работа с деформированным текстом | 2. Составление рассказа по сюжетной картинке 4. Рассказы по опорным словам | 3. Составление предложений 5. Составление рассказа по серии последовательных картин | 8 | |||||||||
Самостоятельные виды работ | Проверить знания. Формировать орфографическую зоркость | 1.Контрольное списывание | 2. Письмо на слух | 8 | ||||||||||
Дополнительно | ||||||||||||||
Звуки [ З - Ж ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки. | Выделение звуков из слогов, слов, предложений. | Слова с буквами З, Ж | Составление предложений по опорным словам | 2 - 3 | |||||||||
Звуки [ С - Ш ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки. | Выделение звуков из слогов, слов, предложений. | Слова с буквами С, Ш | Составление предложений по картинкам | 2 - 3 | |||||||||
Звуки [ В - Ф ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки. | Выделение звуков из слогов, слов, предложений. | Слова с буквами В, Ф | Составление предложений по схемам | 2 - 3 | |||||||||
Звуки [ К - Г ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Выделение звуков из слогов, слов, предложений | Слова с буквами К, Г | Составление предложений по опорным словам | 2 - 3 | |||||||||
Звуки [ Б - Д ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ и синтез слов. | Чистоговорки | Составление рассказа по картинным символам | 2 - 3 | |||||||||
5 класс | ||||||||||||||
Темы фронтальных занятий | Цель | Овладение навыками звукового анализа и синтеза | Уточнение, обогащение, активизация словаря | Развитие грамматического строя речи | Кол-во часов | Дата | ||||||||
Обследование устной и письменной речи учащихся | Обследование устной и письменной речи учащихся | 2 недели | ||||||||||||
Способы образования звуков | Уточнить и систематизировать знания о способах образования звуков | Анализ слов, предложений | Словообразование при помощи приставок, суффиксов | Составление предложений | 1 | |||||||||
Звуки и буквы | Уточнить и систематизировать знания о звукобуквенном составе слова | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Словообразование при помощи приставок, суффиксов | Составление предложений | 1 | |||||||||
Гласные и согласные звуки | Систематизировать знания об образовании гласных и согласных звуков, показать различительную функцию этих звуков | Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез | Словообразование при помощи приставок и суффиксов | Составление предложений | 3 | |||||||||
Парные гласные | Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него) и различие | Фонетический анализ | Словообразование при помощи предлогов | Распространение предложений | 6 | |||||||||
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь знака | Учить обозначать мягкость согласных при письме посредством буквы ь | Анализ слов и предложений | Слова с мягким знаком | Работа с деформированным текстом | 4 | |||||||||
Твёрдые и мягкие согласные | Дать представление о смыслоразличительной функции твёрдых и мягких фонем | Словообразование при помощи предлогов | Слова со сложной слоговой структурой | Интонационное выделение предложений. Деформированный текст | 5 | |||||||||
Дифференциация согласных звуков | ||||||||||||||
Звуки [ С - Ц ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Схема слов и предложений | Словообразование с помощью приставок | Письменные ответы на вопросы | 5 | |||||||||
Звуки [ С - Ч ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ и синтез слов | Словообразование с помощью приставок | Письменные ответы на вопросы | 5 | |||||||||
Звуки [ СЬ - Щ ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ и синтез слов | Словообразование с помощью предлогов | Распространение предложений | 5 | |||||||||
Звуки [ Ц - Ч ] | Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки | Анализ слов, предложений | Словообразование с помощью приставок | Устные и письменные ответы на вопросы | 5 | |||||||||
Звуки [ Ч - Щ ] | Закрепить механизм образования звуков, учить их различать | Анализ слов, предложений | Словообразование при помощи приставок | Деформированный текст | 5 | |||||||||
Практическое различение ударных и безударных гласных | Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции | Схема слов, анализ слов | Словообразование при помощи приставок | Ответы на вопросы в письменной форме | 6 | |||||||||
Связь слов в предложении: В.п. | Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов В.п. | Слогозвуковой, звукобуквенный анализ слов | Словообразование с помощью приставок | Составление предложений | 2 | |||||||||
Связь слов в предложении: Р.п. | Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов Р.п. | Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений | Суффиксальное словообразование | Составление и распространение предложений | 2 | |||||||||
Связь слов в предложении: Д.п. | Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов Д.п. | Схемы слов и предложений | Суффиксальное словообразование | Письменные ответы на вопросы | 2 | |||||||||
Связь слов в предложении: Т.п. | Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов Т.п. | Звукобуквенный анализ слов, схемы предложений | Образование слов с помощью суффикса | Письменные ответы на вопросы | 2 | |||||||||
Связь слов в предложении: П.п. | Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов П.п. | Схемы слов, предложений | Словообразование с помощью суффикса | Составление предложений и ответы на вопросы | 2 | |||||||||
Оглушение звонких согласных | Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Схемы | Суффиксальное словообразование | Распространение предложений | 5 | |||||||||
Приставки | Показать словообразова-тельную роль приставок | Анализ слов, предложений | Слова с приставками | Деформированные предложения | 1 | |||||||||
Предлоги | Дать представление о предлоге как слове и его роли в речи | Анализ предложений | Слова с предлогами | Деформированный текст | 1 | |||||||||
Предлог НА | Дать представление о смысловом значении предлога, его грамматическом значении | Фонетический разбор | Слова с предлогами | Деформированные предложения | 1 | |||||||||
Предлог В | Дать представление о смысловом значении предлога, его грамматическом значении | Фонетический разбор | Слова с предлогами | Деформированные предложения | 1 | |||||||||
Предлоги В - НА | Показать смыслоразличительную функцию предлогов.
| Анализ предложений | Словосочетания с предлогами | Ответы на вопросы в письменной форме | 1 | |||||||||
Предлог С (со) | Дать представление о семантическом значении предлога, его грамматическом значении | Анализ слов, предложений | Слова с предлогами | Деформированные предложения | 1 | |||||||||
Предлог ИЗ | Дать представление о семантическом значении предлога, его грамматическом значении | Фонетический разбор | Слова с предлогами | Ответы на вопросы | 1 | |||||||||
Предлоги С - ИЗ | Показать смыслоразличительную функцию предлогов | Звукобуквенный анализ | Словосочетания с предлогами | Составление предложений | 1 | |||||||||
Приставки и предлоги | Показать различительную функцию приставки и предлога | Анализ слов и предложений | Слова, словосочетания, предложения | Письменные ответы на вопросы | 2 | |||||||||
Состав слова Корень Родственные слова | Учить выделять общую часть в словах, в которой заключен лексический смысл родственных слов | Анализ слов Схемы слов | Слова со сложной слоговой структурой | Деформированные предложения | 3 | |||||||||
Ударение | Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения | Схемы слов, предложений | Стихи | Составление предложений с парой слов (кружки-кружки). | 2 | |||||||||
Восполнение пробелов в формировании связной речи | Формировать и развивать навыки связного высказывания | 1. Составление рассказа по опорным словам | 2. Работа с деформированным текстом | 3. Распространение короткого рассказа | 5 | |||||||||
4. Составление рассказа по сюжетной картине | ||||||||||||||
Самостоятельные виды работ | Проверить знания. Формировать орфографическую зоркость | 1. Контрольное списывание | 2. Письмо на слух | 8 |
6 класс | ||||||
Темы фронтальных занятий | Цель | Овладение навыками звукового анализа и синтеза | Уточнение, обогащение, активизация словаря | Развитие грамматичес-кого строя речи | Кол. часов | Дата |
Обследование письменной речи учащихся 2 недели | ||||||
Наша речь. Органы речи | Дать представление о строении речевого аппарата | Звукобуквенный анализ | Специальные термины | Составление предложений | 1 | |
Способы образования гласных и согласных звуков. | Уточнить и систематизировать знания о способах образования звуков речи. | Слоговой и фонематический анализ и синтез слов. | Словообразование различными способами. | Распространение предложений. | 2 | |
Звонкие и глухие согласные: [ В - Ф ], [ К - Г ] | Показать различительную функцию звонких и глухих согласных | Звукобуквенный анализ; анализ предложений; схемы слогов, слов, предложений | Родственные слова | Деформированные предложения | 4 | |
Ударение. Ударные и безударные гласные | Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения, показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции | Схемы и анализ слов, предложений | Стихи | Деформированные предложения | 4 | |
Слог, слово, предложение | Показать различительную функцию понятий «слог-слово-предложение» | Схемы, анализ | Тематические картины | Деформированные тексты | 1 | |
Слово. Предложение | Показать сопоставление слова и предложения как речевых единиц | Анализ предложений | Словарные слова | Деформированные тексты | 1 | |
Родственные слова | Дать представление об общей части в словах, в которой заключён лексический смысл родственных слов | Анализ и схемы слов | Слова со сложной слоговой структурой | Деформированные предложения | 1 | |
Корень | Учить выделять корень в словах | Анализ слов | Сложные слова | Составление предложений | 1 | |
Приставка | Показать словообразовательную роль приставки | Анализ слов | Словарные слова | Работа над словосочетанием и предложением | 1 | |
Суффикс | Показать словообразовательную роль суффикса | Анализ и схемы слов | Слова со сложной слоговой структурой | Согласование слов в числе | 1 | |
Окончание | Показать роль окончания в грамматическом оформлении речи | Простые формы анализа фонематического разбора | Слова-«сорняки» | Согласование слов в числе | 1 | |
Образование слов с помощью приставки и суффикса | Закрепить навык использования различных способов словообразования | Сложные формы фонематического разбора | Слова-«приятели» | Согласование слов в роде | 1 | |
Приставки (от-, вы-; за-, по-; от-, пере-, на; вы, под, в-, из-, у-) | Показать словообразовательную и лексическую функцию данных приставок | Простые и сложные формы фонематического разбора | Слова-«приятели» | Согласование слов в роде | 5 | |
Предлоги | Дать представление о семантической значимости предлогов | Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд | Слова-«неприятели» | Согласование слов в числе и роде | 4 | |
Приставки и предлоги | Показать различительную функцию приставок и предлогов | Звуковой анализ слов с опорой на числовой ряд | Слова-«неприятели» | Согласование слов в роде и числе |
2 | |
Синонимы: - Слова, близкие по значению - 2 ч. - Использование синонимов в речи для более точного выражения мысли - 2 ч. Использование синонимов в речи для исключения повторений одних и тех же слов – 2 ч. - Грамматическая сочетаемость синонимов – 1ч. - Синонимичность фразеологических оборотов - 1 ч.
| Продолжать обогащать словарь учащихся путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний | Слоговой и морфемный анализ и синтез слов | Многозначность слова | Составление предложений | 8-10 | |
Антонимы: - Слова с противоположным значением - 2 ч. - Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах - 2 ч. - Подбор антонимов к словам различных частей речи - 3ч. | Продолжать обогащать словарный запас путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи | Сложные формы фонематического разбора | Многозначность слова | Составление предложений | 8 | |
Предложение. Связь слов в предложении | Показать необходимость согласования слов в предложении | Сложные формы фонематического разбора | Многозначность слова | Составление предложений | 2 | |
Предложения по цели высказывания | Дать представление о предложениях с различной интонационной окраской | Фонематический разбор | Словарные слова | Составление предложений | 1 | |
Восполнение пробелов в формировании связной речи | Дать представление о программировании смысла и смысловой структуры высказывания; об установлении логики (связности, последовательности изложения) | 1. Восстановление деформированного текста 4. Составление рассказа по плану | 2. Деление текста на предложения 5. Составление рассказа по опорным словам | 3. Письмо по памяти. (Стихи, тексты) 6. Письменные ответы на вопросы |
9 | |
Самостоятельные виды работ | Проверка знаний; формировать орфографическую зоркость | 1. Контрольное списывание | 2. Диктант | 6 |
7 класс
Темы фронтальных занятий | Цель | Овладение навыками звукового анализа и синтеза | Уточнение, обогащение, активизация словаря | Развитие грамматического строя речи | Кол-во часов | Дата | |
Обследование письменной речи учащихся. 2 недели | |||||||
Работа над словом | |||||||
Слово-предмет | Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (существительные) | Выделение гласных и согласных звуков на слух | Словарь на осеннюю тематику | Составление предложений по картине | 1 | ||
Слово-действие | Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (глаголы) | Выделение заданных звуков на слух | Словарь на осеннюю тематику | Составление предложений по схемам | 1 | ||
Слово- признак | Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (прилагательные) | Выделение 2-ой, 3-ей, 4-ой буквы. Определение на слух количества звуков | Слова со сложной слоговой структурой | Отработка написаний предложений с типовыми ошибками | 1 | ||
Обобщение. Работа над словом | Систематизировать знания по теме | Определение на слух количества звуков | Слова со сложной слоговой структурой | Составление предложений по различным опорам | 1 | ||
Слова-«сорняки» | Учить определять лексическое значение слов | Выделение гласных и согласных звуков | Слова со сложной слоговой структурой | Работа с предложениями | 1 | ||
Слова-«приятели». (Синонимы): - Однозначные и многозначные слова - 1 ч. - Прямое и переносное значение многозначных слов - 2 ч. - Свободные словосочетания и фразеологизмы (устойчивые сочетания) - 2 ч. - Переносное значение устойчивых словосочетаний - 1 ч. - Синонимия многозначных слов - 1 ч. - Подбор синонимов к словам различных частей речи - 1 ч. | Учить уточнять лексическое значение слов | Придумывание слов по схемам | Слова со сложной слоговой структурой | Работа с предложениями | 8 | ||
Слова-«неприятели». (Антонимы): - Подбор антонимов к многозначным словам – 2 ч. - Фразеологизмы-антонимы - 3 ч. | Учить уточнять лексическое значение слов | Выделение гласных и согласных звуков; придумывание слов по схемам | Слова со сложной слоговой структурой | Работа с предложениями | 5 | ||
Слова-близнецы (Омонимы) | Учить определять лексическое значение слов | Придумывание слов по схемам | Слова со сложной слоговой структурой | Работа с предложениями | 1 |
Слоговой анализ и синтез слов | Закрепить слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры | Фонетический разбор слов | Слова, заканчивающиеся звонкой, глухой согласной | Работа со словами, имеющие сложную слоговую структуру | 2 | |
Типы слогов | Привлечь внимание учащихся к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов | Фонетический разбор слов. Сравнение | Словарные слова | Работа над словами различной слоговой структуры | 2 | |
Ударение в слове | Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения | Схемы слого-ритмической структуры слов | Слова с приставками | Составление предложений по началу | 2 | |
Безударные гласные | Учить проверять сомнительную гласную | Выделение на слух гласных звуков | Слова с приставками | Составление предложений по концу | 2 | |
Морфемный анализ и синтез слов | ||||||
Состав слова Корень слова | Учить выделять общую часть в словах, в которой заключен лексический смысл родственных слов | Анализ слов | Родственные слова на различную тематику | Выделение корня слов. Составление предложений по концу | 2 | |
Сложные слова | Дать понятие сложных слов. Учить образовывать сложные слова | Анализ слов | Сложные слова | Отработка слов, имеющих сложную слоговую структуру | 1 | |
Приставка | Показать словообразующую роль приставки | Анализ слов | Словарные слова | Составление предложений по схемам | 1 | |
Суффикс | Показать словообразующую роль суффикса | Анализ и схемы слов | Слова со сложной слоговой структурой. Слова с суффиксами –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк- | Составление предложений по карточкам | 1 | |
Коррекция на синтаксическом уровне |
Словосочетание и предложение | Учить сопоставлять словосочетание и предложение как речевые единицы | Сложные формы фонематического разбора | Многозначность слова | Составление предложений и словосочетаний | 2 | |
Согласование слов в числе | Учить практически использовать категорию числа без ее определения | Анализ словосочетаний, предложений | Многозначность слова | Составление предложений | 1 | |
Согласование слов в роде | Учить практически использовать категорию рода | Анализ словосочетаний, предложений | Многозначность слова | Составление предложений по схемам | 1 | |
Управление: В.п. | Показать связь слов в предложении с помощью вопросов В.п. | Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов | Словообразование с помощью приставки | Составление предложений | 1 | |
Управление: Р.п. | Показать связь слов в предложении с помощью вопросов Р.п. | Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений | Суффиксальное словообразование | Составление и распространение предложений | 1 | |
Управление: Д.п. | Показать связь слов в предложении с помощью вопросов Д.п. | Схемы слов и предложений | Суффиксальное словообразование | Письменные ответы на вопросы | 1 | |
Управление: Т.п. | Показать связь слов в предложении с помощью вопросов Т.п. | Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений | Разные способы словообразования | Письменные ответы на вопросы | 1 | |
Управление: П.п. | Показать связь слов в предложении с помощью вопросов П.п. | Схемы слов, предложений | Разные способы словообразования | Составление предложений | 1 | |
Связь слов в предложении, словосочетании | Показать необходимость согласования слов в предложении, словосочетании | Сложные формы фонематического анализа | Разные способы словообразования | Составление предложений | 2 |
Предлоги Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п. | Учить преодолевать аграмматизмы как в импрессивной, так и экспрессивной речи учащихся | Анализ слов и предложений | Словарь на заданную тематику | 5 | ||
Восполнение пробелов в формировании связной речи | Учить программировать смысл и смысловую структуру высказывания, устанавливать логику (связность, последовательность) изложения | 1. Членение текста на предложения 4.Восстановление деформированных предложений | 2. Распространение рассказа по вопросам 5. Восстановление деформированного текста | 3. Последовательный пересказ 6. Составление рассказа по опорным словам | 6 | |
Самостоятельные виды работ | Проверка знаний, формировать орфографическую зоркость | 1. Контрольное списывание | 2. Диктант | 7 | ||
Дополнительно Дифференциация гласных | ||||||
Гласные ы - и | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Схемы слов | Словарь на заданную тематику | Деформированные предложения | 1 | |
Гласные а - я | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Схемы, анализ слов | Словарь на заданную тематику | Деформированный текст | 1 | |
Гласные о - ё | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Анализ слов | Тематический словарь | Деление текста на предложения | 1 | |
Гласные у - ю | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Анализ слов | Словарные слова | Письменные ответы на вопросы | 1 | |
Гласные ё - ю | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Анализ слов | Сложные слова | Восстановление текста из предложений | 1 | |
Дифференциация звонких и глухих согласных | ||||||
Звуки [ б - п ] | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Анализ слов | Слова с буквами б, п | Составление предложений по опорным словам | 1 | |
Звуки [ д - т ] | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Выделение звуков; анализ слов | Слова с буквами д, т | Составление предложений по началу | 1 | |
Звуки [ с - з ] | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Анализ слов | Слова с буквами с, з | Деформированные предложения | 1 | |
Звуки [ ш - ж ] | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Выделение звуков, анализ слов | Слова с буквами ш, ж | Деформированный текст | 1 | |
Звуки [ к - г ] | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Анализ слов | Слова с буквами к, г | Деформированные предложения | 1 | |
Звуки [ в - ф ] | Учить дифференцировать данные звуки и буквы | Выделение звуков, анализ слов | Слова с буквами в, ф | Деление текста на предложения | 1 |
Научно-методическая литература
- Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 1999.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. - М.: Айрис дидактика, 2007.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
- Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос,
- 2001.
- Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1978.
- Логопедия / под редакцией Волковой Л.С. - М.: Просвещение, 1989.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: Аквариум, 1996.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
- Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.
- Ханьшева Г. В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
Литература для учащихся
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. - М.: Просвещение,2002.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное.- М.: Просвещение, 2002.
- Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. – М.: Просвещение, 2002.
- Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. - Ярославль: Академия развития,1999.
- Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. - Ярославль: Академия развития,1999.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч - щ]. - Ярославль: Академия развития,1999.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з - зь - ц].- Ярославль: Академия развития, 1999.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л - ль]. - Ярославль: Академия развития, 1999.
- Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р - рь]. - Ярославль: Академия развития, 1999.