Зайцева Валентина Николаевна

сайт учителя начальных классов

надежда - мой компас земной

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: поиск методов и приёмов обучения детей с ЗПР.

Увлечения: чтение книг, выращивание цветов

Регион: Орловская область

Населенный пункт: город Мценск

Место работы: МБОУ г. Мценска "Средняя общеобразовательная школа №2"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/zaytseva-valentina-nikolaevna
Жизнь даётся человеку один раз... И надо так прожить её, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы... Чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое...
Н. Островский

О себе

Стаж работы более 35 лет Из них - 27 лет проработала учителем начальных классов в коррекционном детском доме. Работу свою люблю. Стараюсь идти в ногу со временем, применяя в своей работе современные методы и приёмы обучения детей с ОВЗ.

Работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю  обязанности классного руководителя. Работаю по специальной адаптированной программе для детей с ЗПР. В программе ведущим является принцип коррекционной направленности обучения. В нем конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого, физического развития детей в процессе овладения каждым учебным предметом, а также в процессе трудового обучения. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных обучающихся различных нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Неоднородный контингент обучающихся детей-задержки психического развития различной этиологии, отягощённые нарушениями эмоционально-волевой сферы, поведенческими и другими и другими нарушениями- требуют дополнительного изучения особенностей данной категории учеников, заставляют искать новые, эффективные формы и методы решения учебных задач. Регулярное обучение на курсах повышения квалификации, участие в работе научно-практических семинаров с участием С. Г. Шевченко, Г. Я. Капустиной, Р. Д. Тригер помогают овладевать новыми технологиями обучения.  Основной целью своей работы, считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого охраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.

Совершенно искренне считаю, что обучение может быть развивающим вне зависимости от того, по какой программе работает учитель, а от того, как он работает, от его личности, от целей, которые ставит перед собой, от методов и приемов, которые он ис­пользует, от умения реализовать принципы обучения на практике.

Особенностями детей данной категории являются: быстрая утомляемость, низкая работоспособность, ограниченность и фрагментарность знаний и представлений об окружающем мире, слабость мотивации, недостаточная сформированность основных умственных операций и действий, низкая познавательная активность. Считаю, что залогом успешного обучения детей данной категории является такая организация учебно-воспитательного процесса, которая должна опираться на сохранные зоны интеллекта и позволит успешно формировать начальные учебные и трудовые знания, умения и навыки, совершенствовать интеллектуальное развитие каждого ребёнка, дать знпние основ наук. активизировать интерес к художественному творчеству и культуре человечества.  Поэтому обучение я строю на основе диагностики и мониторинга индивидуальных особенностей и уровня развития каждого обучающегося. Большое внимание уделяю использованию наглядности, занимательности, коррекционно-развивающих и дидактических игр.

При отборе программного учебного материала учитываю воспитывающую направленность, необходимость формирования таких черт характера и всей личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества. Содержание обучения по всем учебным предметам имеет практическую, коррекционную направленность, что способствует подготовке детей к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности психического развития каждого ребёнка, его реальные возможности при обучении, стараюсь создать на уроках  атмосферу соучастия и радости в общем труде и общении, позитивный эмоциональный настрой и ситуацию успеха, вселить уверенность в силы и возможности каждого ученика, учу радоваться собственным и общим успехам. Перед собой поставила цель – поддерживать интерес к школе, не дать ребенку разочароваться и обмануться в своих ожиданиях, разжечь искру познания. Ведь желание учиться не пропадет только при условии, что ученик добивается успехов в учебе.

Обучение организую с учетом психологических и возрастных особенностей детей с нарушениями в развитии, на основе принципа вариативности. Благодаря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы. Система заданий предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех, тем самым, способствуя созданию психологического комфорта при обучении. Успешность работы в данном направлении подтверждается высоким уровнем удовлетворённости школьной жизнью, как учащихся класса, так и их родителей: родители - 100% высокий уровень, обучающиеся - 94% высокий уровень.

Пути решения проблемы обучения и воспитания детей я вижу в восполнение пробелов развития детей путём обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности; в пропедевтическом характере обучения, подготавливающего учащихся к восприятию новых трудных тем; в дифференцированном подходе к детям с учётом уровня развитии психических процессов и мыслительных операций; в формировании положительной учебной мотивации и навыков учебной деятельности и самоконтроля. А это возможно только через применение личностно - ориентированных технологий обучения и воспитания.

У детей с ЗПР предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт - все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления.

У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планирования своей деятельности с помощью речи; нарушена внутренняя речь - активное средство логического мышления ребенка. Основную направленность моей профессиональной деятельности составляет создание социально - педагогических условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема обучения детей с особыми возможностями здоровья в общеобразовательной школе становится всё более актуальной, т.к. количество таких детей ежегодно увеличивается.

Цель моей деятельности: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей и оказать им помощь в освоении программы в соответствии с уровнем умственного развития каждого ученика.

Задачи:

- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

- осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого- медико- педагогической комиссии);

- обеспечить возможность освоения детьми образовательной программы начального образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;

- осуществлять коррекцию отклонений, имеющихся в развитии и поведении.

Основные направления работы:

- Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.  (Консультативная работа с педагогами, работающими в классе, учащимися и родителями).

- Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

- Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися).

Одним из главных направлений в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков, самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы учащиеся добывали знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

Работу по развитию речи строю с учётом того, что у большинства детей очень бедный словарный запас, наблюдаются нарушения грамматической структуры речи. В процессе уроков  чтения знакомлю детей с устным народным творчеством; читаем загадки, сказки, скороговорки, пословицы и поговорки; это помогает учить правильной речи, обогащать эмоционально, развивать нравственно и духовно. Стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей. Развиваю такие качества как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления.  На всех уроках, занятиях применяю элементы занимательности, которые имеют коррекционную направленность, способствуют развитию психических функций, познавательного интереса, активности, обогащению словаря и речи (дидактические игры, ребусы, кроссворды, головоломки, загадки и т д.) Для предупреждения утомляемости детей на уроках  использую здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика  для ума, упражнения для глаз, физкультминутки, чередование различных видов деятельности и т. д.)

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Постоянно нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания, ищу новинки в методической литературе, газетах, журналах, интернете. Неустанный творческий поиск:

- Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

- Как интересно и доступно донести до обучающегося новый материал?

- Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Я широко использую сюжетные игры, проблемные ситуации, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.

Ведь в первые годы обучения в школе очень заметно развитие обучающихся. Я всегда помню, что обучение идёт от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

Становление личности школьников прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход: игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонёк пытливости.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для э того я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приёмами процесса познания.

Важным условием моей работы является улыбка и слово поддержки.

Искренней любовью я завоёвываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

В качестве показателей результативности и эффективности учебно-воспитательной и коррекционной работы рассматриваю динамику индивидуальных достижений учащихся по освоению предметных программ.

Так, мониторинг усвоения ключевых тем по предмету помогает организовать целенаправленную индивидуальную коррекционную, а также самостоятельную работу. За годы своей педагогической деятельности накоплен богатый исследовательский и практический опыт работы в начальной школе. И всё же, продолжаю осваивать новые развивающие программы, современные педагогические технологии, внедрять в практику    информационно-коммуникативные технологии. В наше время, когда общество свободно  от навязываемой сверху идеологии, когда пропагандируются гуманистические, общечеловеческие ценности, педагогические технологии  приобрели широкое распространение.   Достижение положительной динамики в познавательной, социальной активности, личностном самопознании школьников через призму нравственного становления способствует овладению навыками адаптации их к социуму, развивает творческие способности. Я постоянно повышаю своё педагогическое мастерство: изучаю специальную  и педагогическую литературу, посещаю открытые уроки коллег, знакомлюсь с современными технологиями и методиками, применяю их на уроках и занятиях, делюсь опытом работы с коллегами.

В качестве обмена опытом участвую в работе школьного педагогического совета, МО учителей начальных классов, принимаю активное участие в проведении круглых столов, обсуждении проблем обучения и воспитания.

С помощью интернета осваиваю новые программы, повышаю образовательный уровень, участвую в сетевых сообществах, форумах.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Н. Островский - Как закалялась сталь

А. Гайдар. 

А. Макаренко -Педагогическая позма

О. Выготская - Мой класс

Моё портфолио

окончила Болховское педагогическое училище

Орловский ордена "Знак Почета" педагогический институт

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы