Коррекционная работа

Галкина Инна Станиславовна

План работы с детьми, испытывающими трудности в обучении

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы с детьми, испытывающими трудности в обучении  учителя начальных классов

Трудности обучения в первом классе начальной школы и пути их преодоления

Цель: Организация комплексной коррекционной работы с учащимися 1-го класса, испытывающими трудности в обучении

1. Введение в проблему.

  • Трудности обучения и необходимость их раннего выявления. Взаимосвязь трудностей обучения и учебной неуспеваемости. Общие причины школьных трудностей (нагрузки, стрессы, перенапряжение) и их возможные последствия (снижение эффективности обучаемости, неуспеваемость, тревожность и др.)
  • Письмо и чтение как базовые школьные навыки, уровень эффективности владения которыми влияет на весь процесс обучения ребенка в школе.

2. Трудности формирования навыков письма и чтения.

  • Понятия и термины (дисграфия – нарушение письма; дислексия – комплексные нарушения письма и чтения и др.)
  • Комплексные факторы, обуславливающие трудности обучения письму и чтению. Группы риска: часто болеющие, медлительные, гиперактивные, леворукие дети.
  • Выделение групп риска в третьем классе: часто болеющие дети – 5 человек; медлительные дети – 6 человек; гиперактивные – 2; леворукие – 1 ребенок.

3. Организация коррекции трудностей.

Возможные формы организации работы по коррекции трудностей:

  1. индивидуальные программы;
  2. занятия в динамических группах;
  3. организация работы в малых группах на уроках;
  4. занятия со специалистами (логопедом, психологом);
  5. организация помощи родителей детям в преодолении трудностей обучения.

Принципы помощи детям, имеющим трудности обучения

Трудности обучения у многих детей не приводят к неуспеваемости, и наоборот, высокая успеваемость, особенно на первом году обучения, может достигаться огромным напряжением и чрезвычайно высокой функциональной ценой, а нередко и ценой здоровья.

Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

Второй принцип – коррекция комплексных трудностей – многоаспектная задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами. Это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их. Так, например, при нарушениях почерка необходимо выявить истинные причины, а не действовать по принципу «больше писать». Диапазон этих причин очень велик: от неправильного способа держания ручки до нарушений функционального развития (речевого, моторного). Естественно, методики и организация помощи при разных причинах будут существенно различаться.

Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

Основные правила организации занятий дома

Помощь родителей не должна ограничиваться только контролем за выполнением домашних заданий. Чтобы правильно организовать занятия с ребенком, необходимо соблюдать основные правила:

  • успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются;
  • работать необходимо регулярно и ежедневно, но никогда по воскресеньям и на каникулах;
  • начинать занятия следует с 10–15 минут;
  • необходимо делать исключения, не заниматься, если ребенок очень устал и утомлен или произошли какие-то особые события;
  • во время занятий через 15–20 минут обязательно делать паузы, физкультминутки, упражнения на расслабление;
  • начинать занятия следует с игровых упражнений;
  • в занятия должны быть включены задания, которые ребенок обязательно сможет выполнить, или достаточно легкие, не вызывающие серьезного напряжения. Это позволит ему настроиться на успех, а родителям – использовать принцип положительного подкрепления: «Видишь, как хорошо все получилось!», «У тебя сегодня все хорошо получается», – и т.п.
  • Примерно раз в неделю (в 10 дней) встречаться с учителем (психологом, логопедом) и обсуждать тактику работы на следующий период.
  • Важным в процессе работы при трудностях обучения является регулярное повторение пройденного материала. Рекомендуется кольцевой принцип: через 1–2 дня первый цикл повторения, через 10 дней – второй цикл повторения, через 4 недели – третий цикл. Это позволяет многократно возвращаться к тому, что вызывает затруднение, закреплять и восстанавливать в памяти.

Рекомендации родителям медлительных детей, испытывающих трудности в обучении письму и чтению

Медлительность – свойство нервной системы, поэтому нельзя заставить ребенка делать все так быстро, как хотят взрослые. Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой: это один из самых вредоносных факторов – это путь к неврозам.

Но это не значит, что медлительные дети обречены быть отстающими. Во-первых, идет возрастная компенсация; во-вторых, в силах родителей облегчить ребенку обучение в школе.

  • Характерная особенность медлительных детей, о которой следует помнить,  трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Поэтому между разными видами деятельности необходимо делать перерывы, паузы и предварительно готовить ребенка к следующему занятию: «Через 15 минут будем заниматься математикой», «Ты помнишь, что через 10 минут будем выполнять задание по математике?» и т.д.
  • В процессе занятия необходимо говорить медленно и спокойно, иногда, для того, что бы ребенок все усвоил, требуется многократное повторение. В конце занятия необходимо убедиться, что ребенок понял учебный материал.
  • Советуем родителям не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно.
  • Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими. Кроме того, необходима и специальная тренировка – ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению!
  • Ежедневно необходимо делать упражнения на движение. Можно использовать игры со сменой скорости движений: 1) ходьба – бег – ходьба медленная; 2) хлопки ладонями медленно – быстро – медленно и т.п. Проводить эти занятия можно в любое время дня, главное, чтобы они были систематичными и интересными, в форме веселой игры.

ПЛАН РАБОТЫ

НА 2021- 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: Сохранение и сбережение психического здоровья школьников, сопровождение всех участников образовательного процесса на различных этапах развития.

Задачи:

1.         способствовать формированию личности учащихся на каждом возрастном этапе;

2.         содействовать становлению адекватной самооценки учащихся, снятию школьных страхов и тревожности;

3.         принимать активное участие в развитии познавательной и эмоционально – волевой сфер детей;

4.         обеспечить полноценное личностное и интеллектуальное развитие учащихся, успешную адаптацию первоклассников.

 

Название работы

Срок проведения

Предполагаемый результат

1

Профилактические коррекционно – развивающие занятия  для учащихся 1-х классов

сентябрь

Предотвращение явлений школьной  дезадаптации. Уменьшение кол-ва детей, испытывающих трудности адаптационного периода

2

Диагностика адаптации учащихся 1-х классов к школе

октябрь

 

Выявление детей испытывающих трудности в обучении

3

Углублённая диагностика учащихся 1-х классов с признаками школьной дезадаптации

 апрель

Создание групп коррекции по характеру выявленных причин дезадаптации

4

Коррекционно-развивающие занятия по развитию  познавательной сферы учащихся, имеющих низкую успеваемость

Октябрь-май

Повышение успешности обучения

5

Коррекционно – развивающие занятия по развитию коммуникативной сферы учащихся, испытывающих трудности в межличностном общении  

Март

Апрель

(в течение года по запросу родителей )

Улучшение статусного положения ребенка в коллективе

6

Повторная диагностика учащихся 1-х классов, посещавших коррекционно-развивающие занятия

апрель

Отслеживание результатов коррекционной работы

7

Диагностика актуального психологического состояния учащихся начальной школы, испытывающих трудности в обучении и воспитании

в течение года

По индивидуальному запросу учителей, администрации, родителей с целью осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании

8

Выступление на собрании родителей первоклассников «Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе»

По результатам диагностического минимума

Повышение психологической  компетенции родителей

 

График  индивидуальных занятий с учащимися.

Фамилия.имя

ученика

Предмет

Обучение грамоте

математика

Обучение грамоте

 ( письмо)

День недели

Понедельник,

среда

четверг

Среда,

пятница