Каталог презентаций
Презентации опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования информационных технологий в учебном процессе для детей с особыми образовательными потребностями
Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д.
Информационные технологии расширяют возможности обучения детей и могут быть особенно эффективными при обучении детей со специальными образовательными потребностями.
Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос: «Как обеспечить высококачественное обучение каждого ребенка, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению?» Применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность учебной деятельности.
Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности детей с нарушениями зрения в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как компьютерные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный или виртуальный образ.
Цель данной работы – анализ информационных технологий для развития детей с нарушениями зрения. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: Рассмотреть значение информационных технологий в развитии и обучении детей с нарушениями зрения; Проанализировать особенности использования компьютерных игр для лечения, коррекции и профилактики зрительной патологии;
Обучение детей с нарушением зрения, требует комплексного подхода, работы специалистов в единой команде, с использованием ИКТ.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей; предоставляет возможность индивидуализации обучения; ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач; в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может; позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы: 1. Состав и структуру нарушенных функций детей. 2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов. 3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы. 4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их изменений и превращений. 5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников.
Как же ИКТ могут помочь педагогу в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушениями зрения? 1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления информационно-стендового материала по коррекции зрения для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет), знакомство со сценариями праздников, конкурсов и развлечений. 2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками тифлопедагогов, ученых-тифлологов России и зарубежья. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. 3. Оформление карт обследования, документации. 4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий.
Достоинства применения компьютерных слайдовых презентаций –осуществление сенсорного восприятия материала; –возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; –объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы; –возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе; –активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка; –компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.
Правила использования средств наглядности для детей с нарушением зрения: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим и зрительным особенностям учеников. наглядность должна использоваться в соответствующий момент урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; важно детально продумать руководство восприятием учениками пособия; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; необходимо привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в демонстрационном устройстве; нужно рационально сочетать различные формы и методы сообщения учебного материала с учетом содержания специфики наглядных пособий
Не использовать: изображения мелкого размера. большого количества персонажей, деталей, планов; изображения без четких контуров; изображения, имеющие присутствие теней, орнаментов; иллюстрации, расположенные на темном фоне; монохромные иллюстрации; стилизованные рисунки.
В процессе обучения детей с нарушениями зрения необходимо использовать специальное аппаратно-программное обеспечение:
Используются комплексы графических программ – электронных тренажеров « Плеоптика », «Паучок», «Крестики» «Контур» «Цветок», «Кленок», «Чибис», « еУе » и другие
В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Заключение. Таким образом, компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно - педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теоретические аспекты готовности к школьному обучению Классики отечественной психологии. Кризис 7 лет Задачи Ведущий вид деятельности параметры готовности к школьному обучению
Л.С. Выготский (выдающийся отечественный психолог) Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются: как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границы стабильных возрастов: Кризис новорожденности (до 1 мес ). Кризис 1 года Кризис 7 лет. Подростковый кризис. Кризис юношества.
Готовность к обучению в школе складывается: Из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Новообразование «Внутренняя позиция школьника». Л. И. Божович
Сформированность предпосылок к учебной деятельности: Умение ребенка ориентироваться в системе правил Умение слушать и выполнять инструкцию взрослого Умение работать по образцу. Д. Д. Эльконин
Готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д » А. И. Запорожец .
Кризис- (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход), Резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние. Кризис - это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.
Параметры готовности к школьному обучению:
Ведущий вид деятельности: 7 лет Дошкольник Школьник (Игровая ) (учебная)
Структура психологической готовности к школе Волевая готовность Интелектуальная готовность Личностная готовность Социально-психологическая готовность
Интелектуальная готовность: Дифференцированное восприятие Аналитическое мышление Рациональный подход к действительности Логическое запоминание Интерес к знаниям Овладение на слух разговорной речью Развитие тонкой моторики
Личностная готовность: Формирование позиции- школьник Развитие мотивационной сферы Произвольность управления своим поведением Развитие эмоциональной устойчивости.
Волевая готовность: Способность поставить цель, решение, план, оценить результат. Соподчинение мотивов поведения Восприимчивость к требованиям
Социально-психологическая готовность: Развитие потребности в общении с детьми Умение подчиняться интересам и обычаям детского колектива Способность справляться с ролью ученика.
И в заключении: Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других — остро, демонстративно, травматично . Гибкое, внимательное, помогающее поведение взрослого во многом сглаживает негативную симптоматику. Запретительное, карающее, обостряющее, "подзуживающее" поведение взрослого может привести к закреплению негативных форм поведения и сохранению "кризисных" элементов на стабильных возрастных этапах как форм своеобразной психологической защиты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современных концепциях одаренность рассматривается как сложное психологическое явление становление личности во всех ее проявлениях. Значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных. художественных).
Одаренных детей отличает: Повышенная активность мозга Творческое мышление Доминирующая познавательная мотивация Повышенная концентрация внимания Отличная память Упорство в достижении целей
Психолого-педагогическое сопровождение талантливых и одаренных детей в образовательном процессе выступает как особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации и адаптации.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс, предметом деятельности является ситуация развития ребенка, которая представлена как система отношений его с миром, окружающими людьми и с самим собой.
задачи психолого-педагогического сопровождения одаренных детей: • предупреждение возникновения проблем развития ребенка • помощь одаренному ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, Помощь семье в выборе образовательного и профессионального маршрута • развитие психолого-педагогической компетентности детей, родителей, педагогов • психологическое обеспечение образовательных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает реализацию следующих его направлений:
Диагностическое направление направленно на изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей
Диагностика одаренности должна опираться на следующие принципы
Консультационное направление оказание психологической помощи талантливым и одарённым детям и их родителям Просветительское направление: развитие психолого-педагогической компетентности администрации, педагогов, родителей.
Развивающее и коррекционное направление работы. Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. за коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений.
Психопрофилактическое направление охрана и укрепление здоровья, формирование в детском сообществе определённой психологической установки в отношении одарённости
Экспертное направление экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образования.
Мотивационное направление поощрение талантливых и одарённых детей, педагогов и родителей (почётные грамоты и пр.).
Сопровождение одаренных детей осуществляется на 4-х уровнях: Индивидуальный — индивидуальная психолого-педагогическая работа непосредственно с талантливым или одарённым ребенком (индивидуальные консультации, дополнительные занятия) Групповой — психолого-педагогическая работа с группами талантливых и одаренных детей (групповые консультации, тренинги) Уровень группы— деятельность педагогов по созданию психологически комфортной среды, позитивных взаимоотношений между детей Уровень специализированного учреждения (психолого-педагогические, консультационные центры)
Таким образом, можно прийти к выводу, что в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение выступает как неотъемлемый элемент системы инклюзивного образования, который способствует развитию детской одаренности
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах
Фитбол-гимнастика позволяет решать оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи: • Развитие двигательных качеств • Обучение основным двигательным действиям • Развитие и совершенствование координации движений и равновесия • Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки • Улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем • Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития • Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы • Развитие общей моторики и речи • Адаптация организма к физической нагрузке
Этапы освоения упражнений с использованием фитболов 1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола 2. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе . 3. Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. 4. Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Для решения поставленных задач используются следующие методы: Словесные – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные ( разучивание, проговаривание стихов, пропевание песен при выполнении движений.) Наглядные – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре и воспитателя в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры Практические – упражнения. Конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь. Применение необычных исходных положений , быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать). Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов. Смена способов выполнения упражнений. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры
Критерии отслеживания результативности освоения технологии: Уровни освоения технологии 2 младшая группа. ^ Высокий уровень. Уверенно самостоятельно выполняет движения на фитболе . Сохраняет равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует на сигналы. Стремиться к ведущей роли в подвижных играх. ^ Средний уровень . С помощью воспитателя выполняет движения уверенно. Действует по указанию инструктора в общем темпе. Выполняет правила в подвижных играх. Может сохранять равновесие, выполняя упражнения на фитболе . ^ Низкий уровень . Упражнения с фитболом выполняет с напряжением. Координация движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется. Медленный темп выполнения. В подвижных играх охотно участвует. Нуждается в дополнительной индивидуальная работа.
Уровни освоения технологии средняя группа ^ Высокий уровень . Проявляет интерес к новым упражнениям. Может контролировать действия других. Сохраняется длительное устойчивое равновесие. Следит за осанкой. ^ Средний уровень . Самостоятельно правильно выполняет упражнения с фитболом по предварительному показу инструктора. Активно осваивает новые упражнения. Соблюдает правила игры. Замечает ошибки выполнения упражнений на фитболе . Равновесие на фитболе сохранятся. ^ Низкий уровень . Допускает ошибки при выполнении упражнений на фитболе . Плохо сохраняет равновесие на фитболе . Выполняет упражнения по показу инструктора. Нарушает правила в подвижных играх на фитболе .
Уровни освоения технологии в старшей группе . ^ Высокий уровень . Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Самооценивает и контролирует других детей. ^ Средний уровень . Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. Самостоятельно игры не организовывает. ^ Низкий уровень . Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив
Уровни освоения программы в подготовительной группе ^ Низкий уровень . Слабо контролирует технику выполнения. Допускает нарушения в играх. Без усилия и интереса осваивает новые упражнения. ^ Средний уровень . Устойчивое равновесие сохранят. Оценивает выполнение упражнений другими детьми, проявляет интерес к новым упражнениям. ^ Высокий уровень . Самостоятельно организовывает игру. Равновесие устойчивое. Упражнения выполняет с хорошей амплитудой, выразительно.
Методика проведения фитбол -гимнастики Игры с фитболами для детей младшего дошкольного возраста. 1. «Догони мяч» в исходных положениях сидя на коленях, стоя прокатывать мяч вперед на «Раз, два, три», бежать за мячом когда все дети прокатят мяч. 2. «Попади мячом в цель» прокатывать или бросать мяч в горизонтальную цель. 3. «Докати мяч» катить мяч до цели ногами или руками. 4. «Толкай ладонями» - толкать мяч в исходном положении стоя, стоя на коленях, стоя на четвереньках. 5. «Толкай развернутой ступней» толкать мяч вперед ногой. 6. «Бусины». В исходном положении сидя на мяче собраться в круг. По сигналу «Рассыпались» дети расходятся в разные стороны. По сигналу «Бусы» собраться в круг. 7. «Сбор урожая». Дети дотягиваются вверх как будто собирают яблоки и т.п 8. «Лохматый пес». Все подобного типа игры проходят сидя на фитболе . 9. «Замри». Прыжки друг за другом с остановкой по сигналу. 10. «Смена направления» Прыжки друг за другом со сменой направления по сигналу.
«Сбор урожая » Дети дотягиваются вверх как будто собирают яблоки и т.п
Игры с фитболами для детей старшего дошкольного возраста 1. «Пятнашки сидя» - сидя на фитболе , играющие передвигаются по залу бегом, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим. 2. «Пятнашки в беге» - условия игры те же, но играющие передвигаются по залу бегом, перекатывая фитбол руками. 3. «Пятнашки мячом» - водящий с фитболом , остальные дети без мячей убегают от водящего в любом направлении. Водящий не может запятнать убегающего игрока, если тот принимает положение седа на полу. ^ 4. «Третий лишний» - играющие, сидя на мячах, располагаются по кругу; на одном мяче сидит одновременно два игрока. По команде преподавателя один из играющих без мяча догоняет другого играющего без мяча за кругом. Убегающий занимает место у любого мяча, при этом третий игрок становится «лишним» и убегает от догоняющего. 5.«Тоннель» - игроки делятся на пары, сидя на фитболе напротив друг друга, поднимают руки вверх и соединяют их, образуя тоннель. Последняя пара проходит через тоннель, прокатывая впереди свой мяч, и становятся первой парой. Так по очереди через тоннель должны пройти все пары. ^ 6. «Бой петухов» - два играющих сидят на фитболах напротив друг друга. Цель игры – столкнуть соперника с мяча.
«Рюкзаки » Дети под музыкальное сопровождение выполняют имитационные движения
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие психолого-педагогических методов исследования в России В России разработка психолого-педагогических методов диагностики нарушений развития имеет свою историю. Необходимость в разработке методов выявления умственной отсталости у детей возникла в начале XX в. в связи с открытием в 1908 - 1910 гг. первых вспомогательных школ и вспомогательных классов.
Особая роль в разработке научных основ диагностики детей с отклонениями в развитии принадлежит Л.С. Выготскому , рассматривавшему личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем воздействием, которое оказывают на него воспитание, обучение и среда. Л.С. Выготский предлагал не ограничиваться в изучении ребенка одноразовыми испытаниями того, что тот может сделать сам, а проследить за тем, как он воспользуется помощью, каков, следовательно, прогноз на будущее в деле его обучения и воспитания. Особенно остро он поставил вопрос о необходимости установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности.
В работе "Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства" Л.С. Выготский предложил схему педологического исследования детей, которая включает в себя следующие этапы. Тщательно собранные жалобы родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения. История развития ребенка. Симптоматология (научное констатирование, описание и определение симптомов) развития. Педологический диагноз (вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса ). Прогноз (предсказание характера детского развития). Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение.
В 50 - 70-е гг. XX в . внимание ученых и практических работников к проблемам комплектования специальных учреждений для умственно отсталых, а значит, и к использованию психодиагностических методик, усилилось. В этот период велись интенсивные исследования в области патопсихологии под руководством Б.В. Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические методы исследования детей под руководством А.Р. Лурия . Исследования этих ученых значительно обогатили теорию и практику экспериментально-психологического изучения умственно отсталых детей.
В 80 - 90-е гг. XX в . все более активизируются усилия специалистов в деле разработки и совершенствования организационных форм и методов изучения детей с отклонениями в развитии, нуждающихся в специальном обучении и воспитании. Осуществляется ранняя дифференциальная диагностика, разрабатываются психолого-диагностические методы исследования
На современном этапе большое значение для развития диагностики отклонений в развитии имеют исследования В.И. Лубовского . Еще в 70-е гг. XX в. он занимался проблемами диагностики психического развития и выдвинул ряд важных положений, призванных сделать диагностику более точной и объективной. Так, отмечая наличие общих и специфических нарушений для каждой категории детей с отклонениями в развитии, В.И. Лубовский указывает на перспективы развития дифференциальной диагностики, подчеркивая важность сочетания количественной оценки уровня развития психических функций с качественным, структурным анализом - при преобладании последнего.
Успешность воспитания зависит от: , обучения, социальной адаптации ребенка с нарушениями развития зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психодиагностика нарушений развития. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Именно психодиагностика нарушений развития позволяет выявить детей с недостатками развития в популяции, определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его психофизическим особенностям.
Диагностика недостатков развития должна включать три этапа скрининг (от англ. screen - просеивать, сортировать). На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации их характера и глубины. - дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа - определить тип (вид, категорию) нарушения развития. Третий этап - феноменологический . Его цель - выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним
Дети с нарушениями развития (с проблемами в развитии, с отклонениями в развитии, с недостатками психофизического развития) - это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития психических функций.
В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития: - с нарушениями слуха ( неслышащие и слабослышащие); - с нарушениями зрения (незрячие и слабовидящие); - с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; - с тяжелыми нарушениями речи; - с задержкой психического развития; - умственно отсталые; - с тяжелыми нарушениями эмоционально-волевой сферы; - с нарушениями поведения; - со сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или более первичных нарушения
Методологические принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата представлены следующими категориями: - дети с церебральным параличом (ДЦП); - с последствиями полиомиелита в восстановительной или резидуальной стадии; - с миопатией; - с врожденными и приобретенными недоразвитиями и деформациями опорно-двигательного аппарата.
По степени тяжести нарушений двигательных функций и по сформированности двигательных навыков дети разделяются на три группы. дети с тяжелыми нарушениями дети, имеющие среднюю степень выраженности двигательных нарушений дети, имеющие легкие двигательные нарушения
При проведении психолого-педагогического изучения детей необходимо учитывать: - соответствие уровня выполняемых ребенком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов; - возможности обучения ребенка, показателями которых служат темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения; - характер помощи взрослого и возможность ее использования; - способность к самостоятельному выполнению заданий; - отношение больного ребенка к заданию, его активность; - возможность частично приспособиться к двигательному дефекту; - использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов); - устойчивость внимания.
Исследование предметной деятельности ребенка раннего возраста с церебральным параличом должно включать следующие направления: - участие ребенка в совместной деятельности (оцениваются интерес ребенка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными возможностями, понимание функционального назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому и использовать ее); - подражательная деятельность (может быть исследована у детей, способных к захвату и манипулированию с предметами), в процессе которой выявляются способность ребенка подражать способам действий с предметами, осмысленность подражательных действий; - самостоятельная деятельность (оценивается понимание назначения предметов-игрушек, адекватность производимых с ними действий, настойчивость в достижении результатов, способность обращаться за помощью и использовать ее).
Сопоставляя результаты психолого-педагогического исследования детей К прогностически благоприятным признакам относятся : прогностически неблагоприятные - достаточно отчетливая динамика в развитии двигательных, речевых, сенсорных функций; способность ребенка накапливать опыт путем самостоятельных действий и действий, совместных со взрослыми; использовать его в доступных по двигательным возможностям практических и игровых действиях; - активность и избирательность внимания, целенаправленность и произвольность деятельности; наличие познавательного интереса; стремление к самостоятельным действиям; - настойчивость в овладении доступными двигательными и речевыми навыками. - количественное накопление сведений об окружающем и неспособность использовать эти сведения при самостоятельных действиях; - наличие общей психической вялости или повышенной возбудимости; некритичность ; - отсутствие качественного улучшения возможности познания (не только к 3 - 4 годам, но и по достижении школьного возраста), несмотря на способность детей с улучшением двигательных возможностей адаптироваться к окружающей обстановке и овладеть бытовыми навыками.
В схему обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, необходимо включать задания на изучение всех видов восприятия, конструирования, пространственных и временных представлений, графических навыков. При планировании обследования школьников с церебральным параличом особую важность приобретает обследование навыков чтения, письма, счета и учет выявленных нарушений при выработке программы коррекционной работы. Проводя обследование больного, который может сам действовать с тестовым материалом, но имеет выраженные нарушения речи и слуха, желательно инструкции и ответы для выбора предъявить ему напечатанными на карточках, а в исследование включить задания, не требующие речевой активности.
Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка или подростка с церебральным параличом имеет некоторые особенности. Нарушения двигательной сферы: - удерживает вертикальное положение (сидя, стоя); - передвигается (в коляске, с костылями, с опорой на трость, самостоятельно в пределах помещения, самостоятельно на значительные расстояния); - ведущая рука (правая, левая); - развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; не ограничена); - участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функция отсутствует; выполняет поддерживающую роль; принимает участие в выполнении простых двигательных актов; принимает участие в выполнении сложных двигательных актов).
Уровень развития навыков самообслуживания: - навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет); - самообслуживание в одевании и раздевании: а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет); б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговиц и шнуровки обуви; одевается полностью); - самообслуживание при приеме пищи (сам не ест; сам ест твердую пищу - хлеб, пряник; сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).
Нарушения зрения (близорукость, аномалии рефракции, косоглазие, нистагм, ограничение взора вверх, ограничение полей зрения). Нарушения слуха (степени снижения слуха). Данные о нарушениях зрения и слуха специалист может получить из медицинской документации. Степень разборчивости речи: - из-за грубых нарушений звукопроизношения непонятна окружающим; - понятна только близким людям; - разборчивость речи несколько снижена; - дефекты звукопроизношения не мешают пониманию речи ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Теоретические аспекты готовности к школьному обучению Классики отечественной психологии. Кризис 7 лет Задачи Ведущий вид деятельности параметры готовности к школьному обучению
Л.С. Выготский (выдающийся отечественный психолог) Во внешнем поведении возрастные кризисы обнаруживаются: как непослушание, упрямство, негативизм. По времени они локализованы на границы стабильных возрастов: Кризис новорожденности (до 1 мес ). Кризис 1 года Кризис 7 лет. Подростковый кризис. Кризис юношества.
Готовность к обучению в школе складывается: Из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Новообразование «Внутренняя позиция школьника». Л. И. Божович
Сформированность предпосылок к учебной деятельности: Умение ребенка ориентироваться в системе правил Умение слушать и выполнять инструкцию взрослого Умение работать по образцу. Д. Д. Эльконин
Готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степени сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д » А. И. Запорожец .
Кризис- (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход), Резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние. Кризис - это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого.
Параметры готовности к школьному обучению:
Ведущий вид деятельности: 7 лет Дошкольник Школьник (Игровая ) (учебная)
Структура психологической готовности к школе Волевая готовность Интелектуальная готовность Личностная готовность Социально-психологическая готовность
Интелектуальная готовность: Дифференцированное восприятие Аналитическое мышление Рациональный подход к действительности Логическое запоминание Интерес к знаниям Овладение на слух разговорной речью Развитие тонкой моторики
Личностная готовность: Формирование позиции- школьник Развитие мотивационной сферы Произвольность управления своим поведением Развитие эмоциональной устойчивости.
Волевая готовность: Способность поставить цель, решение, план, оценить результат. Соподчинение мотивов поведения Восприимчивость к требованиям
Социально-психологическая готовность: Развитие потребности в общении с детьми Умение подчиняться интересам и обычаям детского колектива Способность справляться с ролью ученика.
И в заключении: Протекание кризиса всегда окрашено индивидуальными особенностями ребенка и своеобразными вариантами его развития. У некоторых детей он протекает мягко, почти незаметно, а у других — остро, демонстративно, травматично . Гибкое, внимательное, помогающее поведение взрослого во многом сглаживает негативную симптоматику. Запретительное, карающее, обостряющее, "подзуживающее" поведение взрослого может привести к закреплению негативных форм поведения и сохранению "кризисных" элементов на стабильных возрастных этапах как форм своеобразной психологической защиты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель проекта : расширить знания детей о динозаврах, их многообразии и истории этого вида, обогащать активный словарь, развивать связную речь, воспитывать умение работать в команде при создании макета «Мир динозавров» . Задачи проекта : провести цикл занятий и мероприятий по теме; организовать выставку детских рисунков; ознакомить детей с литературными, художественными и произведениями по тематике; подготовить совместными усилиями детей и родителей выставку работ; систематизировать литературный и иллюстрированный материал по теме
Вид проекта : к раткосрочный Срок исполнения :2 недели Участники проекта : дети, воспитатели, родители. Предполагаемый продукт проекта : выставка творческих работ детей – «Гиганты прошлого»; презентация; систематизированный иллюстративный материал по теме.
Этапы реализации проекта Подготовительный этап – постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; Основной этап – ознакомление детей с художественной литературой ; – проведение бесед; − рассмотрение картин и беседы по их содержанию; − работа с родителя (разработка рекомендаций и их презентация); − проведение занятий; − проведение мероприятия; − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; − рисование с детьми на данную тематику ; Заключительный этап анализ результатов проекта. создание и презентация
Дети рассматривали художественную литературу по теме.
Создавали рисунки совместно с родителями .
Смотрели мультсериал «Поезд динозавров».
Создавали своими руками макет «Плато динозавров» (Смешанные материалы)
Играли в игру «Найди яйцо динозавра в вечной мерзлоте»
Выращивали детенышей динозавров дома.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пластилинография – создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности .
Задачи: - формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; - освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин; - обучение умению ориентироваться на листе бумаги; - развитие мелкой моторики; - ознакомление с окружающим миром; - развитие творческих способностей.
Рекомендации: Твердый пластилин разогреть Использовать в работе не бумагу, а плотный картон, чтобы не происходило ее дефомации при выполнении приемов придавливания, примазывания , сглаживания, расплющивания. Поверхность картона можно покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен. Можно покрыть готовую работу бесцветным лаком. Изделие становится более прочным и сохраняет яркость. На столе должна быть доска, влажная салфетка. После работы вымыть руки.
Виды пластилинографии : П рямая пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности. Особенности выполнения работы: 1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). 2. Располагать их на горизонтальной поверхности. 3. Затем расплющивать, соединяя детали.
Обратная пластилинография (витражная) изображение лепной картины с обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура). Особенности выполнения работы 1.Использовать для работы пластиковую прозрачную поверхность ( прозрачные пластиковые крышки, контейнеры и т.д.). 2. С обратной стороны прозрачной поверхности маркером нарисовать контур рисунка. 3. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски). 4. Располагать их на поверхности, растирая и заполняя детали изображения .
Контурная пластилинография - . изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков». Особенности выполнения работы: 1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером. 2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики. 3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения. 4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения .
Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины на горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев . 1. Для начала мы берем разные цвета пластилина. 2. Делаем из них пластинки. Заготовки накладываются одна поверх другой. Мы получили так называемый «слоеный пирог», при изготовлении которого желательно идти от темных цветов - к светлому. Только не стоит прижимать слои очень сильно друг к дружке, просто положить один слой на другой. 3. А теперь можно очень аккуратно согнуть нашу заготовку по средней линии - она проходит там, где заканчивается верхний, самый маленький слой. Или скатываем колбаску и разрезаем ее.
Модульная пластилинография – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков.
Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина. Особенности выполнения работы: 1. Скатывать мелкие шарики, нужного цвета. 2. Располагать их на горизонтальной поверхности, заполняя поверхность изображаемого объекта, соответствующего цвета. 3. Слегка прижать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕТИ – ЭТО ИЗНАЧАЛЬНО «МАЛЕНЬКИЕ ЙОГИ» ОТ РОЖДЕНИЯ .
Йога является древним учением, предназначенным для оздоровления тела и для успокоения, укрепления и прояснения ума. Хорошее пищеварение, крепкий сон, энергичное состояние и энтузиазм, прекрасное функционирование внутренних органов, гибкость и хороший мышечный тонус, счастье и постоянная лёгкость - лишь некоторые из достижений, которые можно достичь с помощью регулярной практики
Улучшает осанку, укрепляет свод стопы, мышцы спины Учит направлять энергию в нужное русло Улучшает работу внутренних органов, развивает спокойствие и внимательность развивает гибкость, выносливость , силу, координацию помогает бороться со стрессами и повысить самооценку Чем полезна йога для детей?
Цель - вырастить из детей не йогов, а приучить их к правильным физическим нагрузкам и оздоровить, научить чувствовать свое тело и управлять эмоциями Я ставлю следующие задачи : учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения осознано, легко и красиво; развивать гибкость и эластичность позвоночника, формировать правильную осанку; обучать детей технике правильного дыхания; воспитывать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость; формировать положительное отношение к физкультуре и спорту.
Новизна моей работы заключается в принципиальном отличие упражнений йоги от классических физических упражнений.
Практическая значимость использования элементов йоги заключается в оздоровлении и гармоничном физическом развитии детей, укреплении мышц тела, развитии гибкости тела и эластичности позвоночника, обучения навыкам правильного дыхания и расслабления .
Как обеспечить продуктивность данной работы?
Элементы йоги занятия по физической культуре и утренняя гимнастика Занятия йога-гимнатики Бодрящая гимнастика после сна Йога-игры Йога-сказки Физминутки Раскрашивание мандал
Занятие йога-гимнастики В начале занятия дети поют звуки Разминка Основная часть - положения тела ( асаны ) Дыхательные упражнения Заканчивается занятие релаксацией, которая называется шавасана
На занятиях по физической культуре: Использование асан при упражнениях на развитие равновесия,а так же в основной части ОРУ. Пропевание звуков при дыхательных упражнениях Во время подвижных игр Релаксационные упражнения и самомассаж в заключительной части занятия.
Бодрящая гимнастика с элементами йоги :
ИКТ и йога- Физминутки Четкое объяснение, визуализация образа плюс стихотворный текст дают превосходный результат.
Йога-сказки Статичное слушание сказки превращается в увлекательное занятие. Йога в виде сказки – это чудесный способ делать вместе с детьми комплекс упражнений йоги, связанных единой сюжетной линией.
Йога-игры это увлекательный, творческий подход, к играм на развитие статического равновесия.
Рисование мандалы . Работа с мандалами помогает научить детей сосредоточиваться, и при этом успокаивает, снимает эмоциональное напряжение.
Спасибо за внимание !