Выступления педагога

Галина Николаевна Егорова

Предварительный просмотр:

МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа

им. Л.И. Манджиева»

МО естественно-математического цикла

Доклад на тему:

«Развитие творческих способностей учащихся как фактор повышения качества знаний на уроках физики»

Егорова Галина Николаевна,

учитель физики 

        Как известно, физика не всегда является любимым предметом учащихся. Поэтому одна из главных задач учителя – вызвать интерес к изучению предмета.

        Можно ли научить творчеству? Как раскрыть творческий потенциал личности?

        Ответом на эти вопросы является развитие творческих способностей учащихся на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.

        Поставив перед собой цель развивать творческие способности детей, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками. Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для ребенка, и для учителя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок физики, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитываю специфику класса, характер учебного материала, возрастные особенности учащихся. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.

        Далее приведу примеры некоторых педагогических методов, которые я использую в своей педагогической деятельности в основной школе.

  1. Эксперименты.

Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы в физической лаборатории, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.

Проявить свои творческие способности можно при выполнении домашнего задания по изготовлению приборов, принципы действия которых были изучены на уроках. Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители.

  1. Сказки, рассказы, кроссворды.

Одним из видов заданий, задаваемых на дом, является написание небольшой сказки или рассказа, куда необходимо «вплести» главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сказок и рассказов происходит развитие творческого воображения, образного видения физических явлений. Получив задание, учащиеся анализируют и синтезируют знания по физике, накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие физические явления. ( Примеры тем: «Путешествие электрона (протона) в электрическом (магнитном) поле», «Что увидит человек-невидимка?», «Что такое космос?», «Я – исследователь морских глубин», «Жизнь без силы трения», «Исчезла сила тяжести. Что дальше?» и т.д.).

Кроссворды из 10-12 слов учащимися составляются дома после прохождения темы. На уроке учащиеся защищают свои кроссворды: я им задаю 50% вопросов из их кроссворда и по результатам защиты выставляю оценки.

  1. Литературные фрагменты, пословицы.

Средствами развития творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений. Зачитываю литературный фрагмент и предлагаю дать объяснение физических явлений, о которых идет речь в тексте. Литературные фрагменты способствуют видению физических явлений, а это углубляет восприятие и понимание физики.

Часто на уроках зачитываю пословицы и поговорки, смысл которых ребята должны объяснить на основе полученных на уроках физики знаний. П

4. Внеклассная деятельность.

Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: физические вечера, викторины, различные игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и другие. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.

5. Олимпиады.

Особое место во внеклассной работе по физике занимает подготовка к физической олимпиаде и ее проведение. Ей предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от ученика знания таких разделов физики, которые в школе не изучаются. Эти знания ученик может получить как на индивидуальных консультациях, так и при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной учителем.

6. Задачи.

Самую большую роль в развитии творческих способностей учащихся на уроках физики я отвожу решению задач. При этом подбираю для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок – интересную задачу.

7. Презентации-проекты.

Часто учащиеся сами приносят электронные презентации об истории развития физики, о жизни и творчестве великих ученых, о великих экспериментах, опытах, о внедрении достижений физики в промышленность. Это мини-проекты. Они формируют умение публичного выступления, целеполагание, прогнозирование результатов деятельности, умение работать в группах, аргументированно доказывать свою точку зрения и т.д.

8. Рефераты и доклады.

В ходе подготовки реферата или доклада учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

     9. Нестандартные уроки.

Для учащихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает ребенка.

        Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей учащихся. Но и они дают хорошие результаты. Ребята выступают на районных физических олимпиадах, успешно сдают  экзамены ОГЭ и ЕГЭ.

        Главное: если учитель ставит своей целью развивать творческие возможности ребенка, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Учитель должен быть личностью, интересной для учеников, тонким психологом, способным понять каждого ребенка. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа

им. Л.И. Манджиева»

МО естественно-математического цикла

Протокол № 3 от 27.11.2018 г.

Доклад на тему:

«Этапы формирования

действий контроля и оценки»

Егорова Галина Николаевна,

учитель физики 

        Мы часто обращаемся к учащимся «Слушайте внимательно, работайте внимательно, проверьте внимательно!». А знает ли ученик, что значит быть внимательным? Мало поставить перед учеником такую задачу, необходимо обучение учащихся навыкам самостоятельного проведения действий контроля. При правильной организации работы по формированию действий контроля снимается проблема «невнимательности» при решении практических задач, так как внимание есть прежде всего тщательный контроль процесса действий.

        Какие формы и приёмы можно использовать для формирования у учащихся действий контроля?

- Составление образца. На уроке совместно с учащимися создаётся алгоритм способа действий. Каждый ученик должен соотнести свои учебные действия с алгоритмом, тогда он сможет сознательно установить недостатки собственных действий.

- Учитель – ученик. Особенностью проверки работ учащихся учителем является то, что ошибки не исправляются, только подчёркиваются. В поисках причины допущенной ошибки ученики вынуждены пересмотреть усвоенные способы действия. Ученики имеют «Индивидуальную карту знаний и умений по орфографии и пунктуации», где указывают допущенные ошибки по видам. В результате такой работы ученик узнаёт  пробелы в знаниях и настраивается на осознанное усвоение изучаемого материала.

- Контроль за действием другого. Объектом контроля должны становиться действия  других учеников и действия учителя, который даёт задания с запланированными ошибками. Исправляя ошибки, ученики учатся контролировать не только себя, но и других. 

- Тетрадь – справочник. Ученики с 5 класса ведут Тетрадь-справочник, где на каждом уроке записывают таблицы, схемы, алгоритмы по изученным темам. У учащихся вырабатывается навык действовать по плану, они тем самым контролируют процесс своей деятельности.

        Оценивание сформированности действия контроля и оценки у учащихся 5-7 классов по 3 уровням.

        Уровни сформированности действия контроля

3-й уровень. Ошибки исправляет самостоятельно, правильно объясняет свои действия; осознанно контролирует процесс решения задачи другими учениками.

2-й уровень. Во время решения задачи не использует усвоенную схему, а после её решения с помощью учителя может соотнести со схемой и исправить ошибку.

1-й уровень. Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку, часто допускает одни и те же ошибки, некритически относится к исправленным ошибкам.

 

        Проведение такой  диагностики помогает учителю видеть продвижение ученика от одного уровня к следующему, более высокому, вносить коррективы с конкретными учениками, указывает на конкретные ошибки учащихся.

        Роль учителя, который работает в режиме развития, заключается также в создании условий для формирования самооценки учащихся. На уроках создаются ситуации, где даётся возможность ученику обнаружить недостаточность усвоения чего-либо, провести коррекцию.  Значит, наша задача – научить ученика самостоятельно или с помощью учителя оценить правильность или неправильность своих действий и обосновать свою оценку.  Главное, чтобы ученик  осознавал  свои сильные и слабые стороны: что я знаю, что я не знаю.

        Как создать условия для формирования самооценки? Первое, что необходимо сделать, - включить самого ученика в процесс оценивания.

        Формы работы: 1 этап «Оценка освоения изученной темы». Каждый ученик ведёт тетрадь Самооценки, где оценивает освоение темы по овладению понятием и способом действия «Что я должен знать и что я должен уметь?» 

        2 этап. «Анализ усвоения темы учащимися». Это проведение проверочной или контрольной работы и оценивание её учителем. Такое оценивание помогает учителю составить анализ усвоения темы учащимися и определить, кто на каком уровне находится. Форма анализа может быть такой:

Анализ усвоения темы учащимися

        3 этап. «Оценка совместной деятельности на уроке».  Для оценивания совместной деятельности учащихся на уроке выбрали минимальное количество умений: понимание цели работы, участие в решении учебной задачи, умение слушать. Отметки сначала выставляет ученик, затем учитель. После этого происходит сопоставление и коррекция оценивания.

        Следующим диагностическим инструментарием является самооценка учащихся «Умею ли я…», с целью определения умения слушать других, следить за содержанием диалога на уроке, высказывать своё мнение по поводу поставленной задачи, доказывать свою точку зрения. По результатам анкетирования выявлено, что учащиеся 6-7 классов умеют следить за содержанием диалога, слушать других.  Сложности испытывают в доказательстве своего мнения и формулирования своих мыслей.

  Анкета – самооценка «Умею ли я…»

 

1.Умею ли я слушать других?

2.Умею ли я задавать уточняющие вопросы?

3.Умею ли я следить за содержанием диалога на уроке?

4.Умею ли я высказывать своё мнение по поводу поставленной задачи?

5. Умею ли объяснять свою точку зрения, приводя доказательства?

6.Моё отношение к уроку-диалогу

        Таким образом, контроль и оценка – основные компоненты учебной деятельности. На уроках – диалогах оценка превращается во взаимооценку и самооценку. Именно такая работа настраивает учащихся на осознанное усвоение изучаемого материала, способствует развитию познавательных сил и способностей, активизирует самостоятельность и является механизмом их саморазвития.



Предварительный просмотр:

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма  для учащихся 7-го класса

Кл. руководитель Егорова Г.Н.

        Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся быть актуальной. Это обусловлено в первую очередь трагической статистикой.

Наиболее распространенные ошибки детей, которые приводят к ДДТТ – это переход проезжей части в не установленном месте, вне пешеходного перехода, неожиданный выход или выезд на проезжую часть из-за транспортного средства или сооружения, закрывающего обзор, езда на велосипедах и скутерах по проезжей части дороги.

        В связи с этим сохраняется необходимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредствам различных урочных и внеурочных форм.

        Для профилактики ДДТТ в 7 классе я провожу следующие мероприятия:

  1.  Внеурочные занятия по изучению «Правил дорожного движения».

2. Классные часы в течение всего учебного года,   посвященные изучению и соблюдению «Правил дорожного движения». В этом учебном году провела классные часы на следующие темы: «Знай и соблюдай ПДД», беседа «Какие мы пешеходы?», «Мы выбираем жизнь».

  1.  Перед каникулами проводятся инструктажи с учащимися по ПДД.

3. Перед организованным выходом групп учеников, для участия в районных мероприятиях, с территории школы, проводятся инструктажи.




Предварительный просмотр:

МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа

имени Л.И. Манджиева»

Доклад  на тему

«Организация работы

классного руководителя

 с родителями учащихся»

Подготовил:

классный руководитель 8 класса

Егорова Г.Н.

с. Красинское, 2020 г.

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А.Сухомлинский.

        На сегодняшний момент – школа остаётся важнейшим звеном в системе воспитания. Классное руководство, как традиционное школьное явление, постоянно требует своего переосмысления и совершенствования.

        Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.

        Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются: способствование сплочению семьи; установление взаимоотношений родителей и детей; создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка.

        Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома.

        Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.

        Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически. Сотрудничество классного руководителя и семьи – это результат целенаправленной, планомерной, систематической и длительной работы. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения. Итак, классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

        В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

        Формирование сотруднических отношений школы и семьи – результат целенаправленной длительной работы и, прежде всего, зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе.

        Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей и результат воспитания может быть успешным только тогда, когда учителя и родители становятся сотрудниками.

        Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

        Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.

        В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

        Начиная работу с семьями своих учеников, классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.

        Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся могут быть примерно такими:

  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз!
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся, педагогов!
  • Необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее!

        В своей работе использую следующие формы работы:

  • Родительское собрание (организационные, тематические, итоговые).
  • Индивидуальные беседы, консультации, переписка.

        Индивидуальные консультации и беседы - консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке.

        Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Консультации проводятся по мере необходимости, по своей инициативе и родителей.

        Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения. Новая форма работы -  группа в Viber. 

        Можно сделать следующие выводы: деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна.

  • Родители в классе всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива.
  • Таким образом, семья и школа – это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.
  • Значит, школа и семья в тесном взаимодействии должны не только обучать и воспитывать своих детей, но и заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой их жизни. В процессе такой жизни дети и подготовятся к взрослой жизни, к труду.




Предварительный просмотр:

МКОУ «Красинская СОШ имени Л.И. Манджиева»

Доклад на тему

«Обязательный минимум содержания

образования по математике

в 9 и 11 классах»

Учитель математики:

Егорова Г.Н.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

АРИФМЕТИКА

Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем.

Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.

Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.

Десятичная дробь. Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.

Рациональные числа. Целые числа: положительные, отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Степень с целым показателем.

Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.

Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Понятие о корне n-ой степени из числа[1]. Нахождение приближенного значения корня с помощью калькулятора. Запись корней с помощью степени с дробным показателем.

Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа. Десятичные приближения иррациональных чисел.

Действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Сравнение действительных чисел, арифметические действия над ними.

Этапы развития представления о числе.

Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.

Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире.

Представление зависимости между величинами в виде формул.

Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.

Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости.

Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Выделение множителя – степени десяти в записи числа.

АЛГЕБРА

Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. Подстановка выражений вместо переменных. Равенство буквенных выражений. Тождество, доказательство тождеств. Преобразования выражений.

Свойства степеней с целым показателем. Многочлены. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Разложение многочлена на множители. Квадратный трехчлен. Выделение полного квадрата в квадратном трехчлене. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Многочлены с одной переменной. Степень многочлена. Корень многочлена.

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Действия с алгебраическими дробями.

Рациональные выражения и их преобразования. Свойства квадратных корней и их применение в вычислениях.

Уравнения и неравенства. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Решение рациональных уравнений. Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложения на множители.

Уравнение с двумя переменными; решение уравнения с двумя переменными. Система уравнений; решение системы. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и алгебраическим сложением. Уравнение с несколькими переменными. Примеры решения нелинейных систем. Примеры решения уравнений в целых числах.

Неравенство с одной переменной. Решение неравенства. Линейные неравенства с одной переменной и их системы. Квадратные неравенства. Примеры решения дробно-линейных

Числовые последовательности. Понятие последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессий.

Cложные проценты.

Числовые функции. Понятие функции. Область определения функции. Способы задания функции. График функции, возрастание и убывание функции, наибольшее и наименьшее значения функции, нули функции, промежутки знакопостоянства. Чтение графиков функций.

Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональную зависимости, их графики. Линейная функция, ее график, геометрический смысл коэффициентов. Гипербола. Квадратичная функция, ее график, парабола. Координаты вершины параболы, ось симметрии. Степенные функции с натуральным показателем, их графики. Графики функций: корень квадратный, корень кубический, модуль. Использование графиков функций для решения уравнений и систем.

Примеры графических зависимостей, отражающих реальные процессы: колебание, показательный рост. Числовые функции, описывающие эти процессы.

Параллельный перенос графиков вдоль осей координат и симметрия относительно осей.

Координаты. Изображение чисел очками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.

Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Формула расстояния между двумя точками плоскости. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке.

Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и их систем, неравенств с двумя переменными и их систем.

ГЕОМЕТРИЯ

Начальные понятия и теоремы геометрии

Возникновение геометрии из практики.

Геометрические фигуры и тела. Равенство в геометрии.

Точка, прямая и плоскость.

Понятие о геометрическом месте точек.

Расстояние. Отрезок, луч. Ломаная.

Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Вертикальные и смежные углы. Биссектриса угла и ее свойства.

Параллельные и пересекающиеся прямые. Перпендикулярность прямых. Теоремы о параллельности и перпендикулярности прямых. Свойство серединного перпендикуляра к отрезку. Перпендикуляр и наклонная к прямой.

Многоугольники.

Окружность и круг.

Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, призме, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры сечений. Примеры разверток.

Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и признаки равнобедренного треугольника.

Признаки равенства треугольников. Неравенство треугольника. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Зависимость между величинам сторон и углов треугольника.

Теорема Фалеса. Подобие треугольников; коэффициент подобия. Признаки подобия треугольников.

Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°; приведение к острому углу. Решение прямоугольных треугольников. Основное тригонометрическое тождество. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Теорема косинусов и теорема синусов; примеры их применения для вычисления элементов треугольника.

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан. Окружность Эйлера.

Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции; равнобедренная трапеция.

Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Вписанные и описанные многоугольники. Правильные многоугольники.

Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга, хорда. Сектор, сегмент. Центральный, вписанный угол; величина вписанного угла. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки. Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных, хорд. 

Окружность, вписанная в треугольник, и окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Вписанные и описанные окружности правильного многоугольника.

Измерение геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной, периметр многоугольника.

Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Длина окружности, число π; длина дуги. Величина угла. Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности.

Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры.

Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции (основные формулы). Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника.

Площадь круга и площадь сектора.

Связь между площадями подобных фигур.

Объем тела. Формулы объема прямоугольного параллелепипеда, куба, шара, цилиндра и конуса.

Векторы

Вектор. Длина (модуль) вектора. Координаты вектора. Равенство векторов. Операции над векторами: умножение на число, сложение, разложение, скалярное произведение. Угол между векторами.

Геометрические преобразования

Примеры движений фигур. Симметрия фигур. Осевая симметрия и параллельный перенос. Поворот и центральная симметрия. Понятие о гомотетии. Подобие фигур.

Построения с помощью циркуля и линейки

Основные задачи на построение: деление отрезка пополам, построение треугольника по трем сторонам, построение перпендикуляра к прямой, построение биссектрисы, деление отрезка на n равных частей.

Правильные многогранники.

ЭЛЕМЕНТЫ ЛОГИКИ, КОМБИНАТОРИКИ,
СТАТИСТИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

Доказательство. Определения, доказательства, аксиомы и теоремы; следствия. Необходимые и достаточные условия. Контрпример. Доказательство от противного. Прямая и обратная теоремы.

Понятие об аксиоматике и аксиоматическом построении геометрии. Пятый постулат Эвклида и его история.

Множества и комбинаторика. Множество. Элемент множества, подмножество. Объединение и пересечение множеств. Диаграммы Эйлера.

Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.

Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Средние результатов измерений. Понятие о статистическом выводе на основе выборки.

Понятие и примеры случайных событий.

Вероятность. Частота события, вероятность. Равновозможные события и подсчет их вероятности. Представление о геометрической вероятности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения математики ученик должен

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  • переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  • выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  • округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  • пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  • решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  • устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Проведенная контрольная работа в 9 классе по теме «Решение неравенств второй степени с одной переменной» содержала 5 заданий:

  1. решить неравенство
  2. решить неравенство, используя метод интервалов
  3. найти значение m, при котором уравнение имеет два корня
  4. решить неравенство
  5. найти область определения значения функции

          С первыми двумя заданиями справились все учащиеся. Четыре задания выполнили двое учащихся. Пять заданий выполнила одна ученица.

        Результаты:

«5» - 1 (11%)

«4» - 2 (22%)

«3» - 6 (66%)

Качество знаний – 33 %.

        В 11 классе проведена контрольная работа по теме «Применение производной к построению графиков функций», содержащая 5 заданий:

  1. найти стационарные точки данной функции
  2. найти экстремумы функции
  3. найти интервалы возрастания и убывания функции
  4. построить график функции на отрезке
  5. найти наибольшее и наименьшее значение функции.

Все учащиеся справились на «отлично». Качество знаний – 100%.

        Рекомендации:

        В рамках реализации обязательного минимума содержания образования по математике в выпускных классах необходимо:

  1.    правильно организованное повторение;
  2.    использование ресурсов интернет, информациях которого окажется полезной при самостоятельной подготовке;
  3.   при подготовке к итоговой аттестации должно быть сосредоточено на подготовке именно к выполнению первой части экзаменационной работы, так как это дает возможность обеспечить повторение значительно большего объема материала, сосредоточить внимание учащихся на обсуждение подходов к решению тех или иных задач.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Красинская СОШ имени Л.И. Манджиева»

Доклад на тему

«Воспитание учащихся 10 класса по

духовно – нравственному направлению

в 3 четверти»

 Классный руководитель 10 класса

Егорова Г.Н.

с. Красинское, 2023 г.

«Воспитание учащихся 10 класса по духовно – нравственному направлению

в 3 четверти»

 "В воспитании человека важно добиваться,

 чтобы нравственные и моральные истины были не просто

 понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,

 предметом собственных стремлений и личного счастья"                                                                                                        

                                                                                                И. Ф. Свадковский.

        Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

        Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

        В реализации этой цели я ставлю перед собой  следующие задачи:

- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

-  создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

- формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

        В наше время перед классным руководителем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане.

        Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью нашего общества. Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.

        Классный руководитель проводит эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть классный руководитель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих учеников нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

        Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

        Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о трудолюбии, бережливости, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др. В 3 четверти провела беседы на следующие темы: «Хороший друг познается в беде», «Учимся прощать своих друзей», «Спешите делать добро. Взаимопомощь». В рамках программы «Разговоры о важном» прошли следующие классные часы по духовно – нравственному направлению»: «Светлый праздник Рождества», «Традиционные семейные ценности», «День Российской науки» и др.          Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности как классного руководителя большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.

        Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.

        Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Учащиеся 10 класса в 3 четверти активно приняли участие на следующих школьных мероприятиях: «Мероприятие, посвященное 23 февраля», «8 марта», школьные предметные недели.

        В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество. 

        И хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: “Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце”.

 



Предварительный просмотр:

МКОУ «Красинская СОШ имени Л.И. Манджиева»

Доклад на тему

«Физические задачи как средство обучения и воспитания обучающихся, их место в учебном процессе и  во внеурочной деятельности»

Разработал:

учитель математики и физики

Егорова Г.Н.

Система работы по методической теме

«Физические задачи как средство обучения и воспитания обучающихся, их место в учебном процессе и  во внеурочной деятельности»

Решение задач по физике – это сложный творческий процесс, который требует определенных усилий.

В процессе решения задачи учащийся изучает теоретический материал, развивает физическое мышление, приобретает знания и опыт. Фактически это научная работа, которая включает изучение исходных данных, их анализ и понимание физического смысла изучаемой проблемы. Это требует времени и может происходить или очень быстро, или наоборот долго, от нескольких часов до нескольких дней.

При решении задач по физике необходимо помнить следующие правила:

  • Научиться решать задачи можно только в том случае, если постоянно их решаешь самостоятельно;
  • При решении задач необходимо знать формулы и уметь их преобразовывать;
  • Решение задач по физике – это приближение к истине, решений может быть несколько;
  • Если задача не получается необходимо оставить её на некоторое время, переключить внимание, решение придёт неожиданно;
  • Решайте задачи по своим возможностям, научно доказано, что только от 2 до 6 человек из ста, рождаются гениями;
  • Успешное решение задач по физике возможно только в том случае, если учащиеся обладают определенными знаниями по математике, иногда даже преобразовав формулу, ученик не может произвести расчёт т.к не умеет привести число к стандартному виду, округлить, произвести действия со степенями.

Способность к творчеству должна формироваться у ученика в процессе его взросления и развития и главную роль в этом формировании должен играть учитель. Систематическое решение задач на уроках физики – это один из способов формирования универсальных учебных действий у школьников, т.е. применения метапредметности.

Решая физические задачи учащиеся осваивают понятия и термины, учатся работать с формулами, учатся прогнозировать, строить схемы, таблицы, применять при расчетах знания из математики, т.е приобретают универсальный способ работы и осваивают метапредметную технологию. Поэтому и стало необходимостью для меня, как учителя физики уже вот белее 26 лет, для того, чтобы научить ребят научить решать задачи или приблизиться к этой проблеме заняться всерьёз этой темой. Работа над темой началась в 2018 году. Предполагается закончить работу в 2023 году.

Тема самообразования: «Физические задачи как средство обучения и воспитания обучающихся, их место в учебном процессе и  во внеурочной деятельности».

Основная цель самообразования:

1) основная воспитательная цель – передать свою увлечённость и знания ученикам.

Задачи:

1.развитие познавательного интереса к физике через решения задач;
      2.развитие творческих умений и навыков, умение применять знания на практике;
      3.развитие физического мышления (способность анализировать, обобщать).

Основные идеи в работе:

  1. Личностный подход к ученику;
  2. Обучение и воспитание в деятельности;
  3. Учение без принуждения, основанное на достижении радости познания, на подлинном интересе;
  4. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся;
  5. Сотрудничество педагога и учащихся;
  6. Теория развития познавательного интереса.

План:

  • Что следует понимать под учебной задачей?
  • Цель использования физических задач
  • Каково место физических задач в учебном процессе?
  • Формы решения задач.
  • Виды задач и способы их решения.
  • Этапы решения задач

Физическая задача – это небольшая проблема, которая решается с помощью умозаключений, математических действий и эксперимента. Решение задач выступает как цель, и как метод обучения.

                Физические задачи используются для:

  • Выдвижения проблемы, создания проблемной ситуации;
  • Сообщения новых сведений;
  • Формирования практических умений и навыков;
  • Проверки глубины и прочности знаний;
  • Закрепления, обобщения, повторения;
  • Развития творческих способностей.

                Место физических задач в учебном процессе:

        1) В комбинированном уроке решение задач применяется дважды:

  • в начале урока (при опросе);
  • в конце урока (для закрепления) решают всем классом.

                2)Урок решения задач (комбинирование задачи по трудности)

                3)Урок повторения (комбинирование задачи, объединяющие материал нескольких тем)

              Формы решения задач:

                1) учитель анализирует и записывает на доске задачу, вопросами побуждая учащихся к коллективной работе;

                2) ученик записывает решение на доске, но анализ и обсуждение ведётся коллективно, под руководством учителя;

                3) учитель даёт задание, а учащиеся самостоятельно выполняют, при этом учитель консультирует учащихся.

     

                Виды задач и способы их решения:

        Физические задачи отличаются друг от друга по содержанию и дидактическим целям. Их можно классифицировать по:

  • содержанию;
  • по способу выражения условия;
  • по методу решения.

По содержанию:  

  • с абстрактным содержанием;
  • с конкретным содержанием – это:
  • задачи с политехническим содержанием;
  • задачи с историческим содержанием.
  • Простые задачи
  • Сложные задачи
  • Творческие задачи

По способу выражения условия физические задачи классифицируются на:

  • текстовые
  • экспериментальные
  • графические
  • задачи – рисунки

По методу решения на:

  • качественные
  • вычислительные
  • графические
  • экспериментальные

Способы решения вычислительных задач:

  • арифметический
  • алгебраический
  • геометрический

Этапы решения задач 

  • чтение условия;
  • краткая запись, рисунок, чертёж, график;
  • анализ содержания задачи, восстановление в памяти основных понятий, законы;
  • составление плана решения (физ. const, табличные данные);
  • перевод физ величин в единицы СИ;
  • запись соответствующих формул;
  • вычисление искомой величины;
  • анализ полученного ответа;
  • рассмотрение других возможных способов решения задачи.

Примеры задач:

Простые задачи (или тренировочные) с конкретным содержанием:

Простая задача с абстрактным содержанием.

Сложные задачи (или комбинированные) с использованием формул из разных разделов:

Решение задач по схеме:

Графические задачи:

Результаты качества знаний по решению задач:

                

Виды задач

Качество знаний

Простые задачи с конкретным содержанием (на одну – две формулы) по данной теме

80 %

Простые задачи с абстрактным содержанием (на одну – две формулы) по данной теме

70 %

Сложные задачи (с применением нескольких формул) по разным разделам

40-45 %

По схемам (простые)

65-70 %

По схемам (сложные)

45-50 %

Графические

30-40 %

Причины низкого качества решения задач:

  • не поняли условие задачи;
  • неправильная краткая запись условия;
  • неправильно найдена формула;
  • неверная запись формул;
  • неверное обозначение физических величин;
  • перевод физических величин;
  • математические ошибки при вычислении.

Решая физические задачи учащиеся осваивают понятия и термины, учатся работать с формулами, учатся прогнозировать, строить схемы, таблицы, применять при расчётах знания из математики. Главной целью своей работы я считаю развитие творчески мыслящей, самостоятельно принимающей решение в любой ситуации личности. Поэтому на своих уроках я использую технологию развивающего обучения.

Считаю, что учебная деятельность учащихся должна быть приближена к научному процессу: гипотеза – эксперимент – теория.

После создания учителем проблемной ситуации на уроке ученики предлагают различные способы её решения, выдвигают спорные гипотезы. Работая в группах, школьники проводят исследовательскую работу, проверяют справедливость предложенных гипотез, самостоятельно, входе диспута приходят к общему выводу. С радостью и удивлением ученики обнаруживают, что они сами “ открыли” физический закон или вывели формулу, найдя подтверждение своим результатам в учебнике.

Но мой опыт работы убедительно показал, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе не только уроков-исследований, но ещё и творческих задач.

В течение нескольких лет я занимаюсь подбором такого типа задач, в которых представлены исследовательские задания, требующие принципиально творческого решения. К сожалению, большинство задач в учебниках и сборниках являются тренировочными, и учащиеся недостаточно практикуются в решении такого типа задач.

Что следует понимать под творческой задачей? Это задача, в которой сформулировано определенное требование, выполнимое на основе знания физических законов, но в которой отсутствуют какие-либо прямые или косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения задачи. В творческой задаче прежде всего необходимо найти принцип решения, в задаче же тренировочного характера принцип решения по существу уже содержится в её условии.

Творческие задачи всегда сложнее в том отношении, что они требуют от ученика большей самостоятельности мышления. По содержанию их можно разделить на следующие виды:

1)Экспериментально-исследовательские, которые являются основным видом творческих задач, используемых на уроках, и широко применяются как при изучении нового, так и при закреплении пройденного материала. Приведу примеры задач такого типа: “ Вам даны пробирка, порошок нашатыря, спиртовка и лупа. Необходимо получить кристаллы из паров. Зарисуйте результаты в тетради и объясните наблюдаемое явление.” (10-й класс). “ Известно, что между молекулами в твердых телах существуют силы притяжения. Проверьте на опыте, одинаковы или различны эти силы у двух разных веществ, например у меди и стали.(7-й класс)”

2)Домашние творческие задания я задаю на срок от трех дней до шести дней, а иногда и более. Приведу пример: “ Вам необходимо проградуировать сосуд, но никакой мерной посуды (мензурки ) в Вашем распоряжении нет. (7-й класс ).”

3) Конструкторские задачи – это задания типа “ Сконструируйте прибор, при помощи которого можно показать, что теплота хорошо распространяется в жидкости путем конвекции. ( 8-й класс )”. “Изготовить динамометр, в котором вместо спиральной пружины использовалась бы упругая пластина Определить предел ее измерения. (7-й класс)”.

4) Задачи практического содержания – это задания, в которых требуется отыскать физический способ решения задачи. Например, “ Придумайте способ определения мощности лампочки, пользуясь только амперметром и реостатом.”

5) Задачи на проектирование физических опытов. На уроке, выдвинув проблему, учитель может предложить учащимся спроектировать опыты, необходимые для исследования этой проблемы. Например, поставив вопрос “ Нельзя ли получить выигрыш в работе, пользуясь подвижным блоком?”, предложить ученикам подумать над идеей опыта, с помощью которого это можно было бы установить.

Успех выполнения творческого задания, его обучающее и развивающее значение во многом зависят от того, насколько широким будет поиск, насколько разнообразными и содержательными окажутся решения. Но для того , чтобы идеи учащихся отличались разнообразием, чтобы ими был затронут больший объем физического материала, во многих случаях необходима вводная беседа, в ходе которой намечают некоторые принципиально возможные пути поиска, обращают внимание учащихся на возможность использования различных физических идей, законов, явлений. Подготовка учеников к выполнению творческих заданий, осуществляемая в ходе вводной беседы, особенно необходима на первых порах применения таких заданий, пока учащиеся еще не освоились с методами и особенностями творческой, исследовательской работы.

Работая над творческими заданиями, ученики могут пользоваться индивидуальными консультациями учителя, которые оказываются им на ходу. Но помощь не должна носить характер подсказки, полностью устраняющей творческую работу.

Завершающая часть работы над заданием – коллективное обсуждение итогов его выполнения или самоанализ результатов. Для этого отбирают самые оригинальные, интересные работы, в которых использованы различные идеи решения или различная методика выполнения. Обсуждают также работы, содержащие поучительные ошибки. В результате обсуждения выявляют лучшее из лучших.

Для того чтобы активность учащихся была более высокой, целесообразно, чтобы с отобранными для обсуждения решениями учащихся знакомили сами авторы решения. Различные виды творческих задач в своей совокупности позволяют широко варьировать содержание творческих заданий и степень их сложности. Это дает возможность учитывать разнообразные интересы учащихся и уровень их подготовки.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Красинская СОШ имени Л.И. Манджиева»

Доклад на тему

«ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ»

Разработал:

учитель математики и физики

Егорова Г.Н.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ

        В современных условиях расширения использования финансовых услуг, появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности населения стали чрезвычайно актуальными. Личная финансовая безопасность становится важным фактором финансового благополучия людей, что признано официально на государственном уровне. В сентябре 2017 года Правительством Российской Федерации была принята Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг.

        Согласно Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы "финансовая грамотность" - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния»

        Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте. Важно отметить, что финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства.

        Очевидно, что начинать формирование финансовой грамотности нужно уже в школе, где усваиваются знания, необходимые для будущей жизнедеятельности. Формирование готовности обучающихся к адаптации в изменяющихся условиях социально-экономической жизни, получение для этого соответствующих знаний – одна из насущных общественных потребностей, для удовлетворения которой школы вводят в учебный план новые предметы, курсы, модули, открывают профильные классы, разрабатывают программы дополнительного образования.

        Организация образовательного процесса по формированию финансовой грамотности может осуществляться с использованием разнообразных моделей: контекстной, предметной, внеурочной, проектной. Так, контекстная модель предполагает включение тем, разделов, модулей финансовой проблематики в курсы учебных дисциплин.

        Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, история, но особая роль принадлежит «Обществознанию». Преподавание предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования является обязательным с 6 по 9 класс.         Примерная основная образовательная программа основного общего образования предлагает целый ряд позиций, направленных на формирование финансовой грамотности среди учащихся, в раздел «Экономика» предметных результатов учебного предмета «Обществознание» включены вопросы по основам финансовой грамотности. Так, выпускник основной школы научится: называть и конкретизировать примерами виды налогов, характеризовать функции денег и их роль в экономике; раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства, анализировать структуру семейного бюджета. Выпускник получит возможность научиться: анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя; решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

        Считаю, что потенциал уроков обществознания в основной школе позволяет решать задачи по достижению следующих целей в формировании финансовой грамотности: удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области; воспитание интереса обучающихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.

        Школьников привлекает социальная значимость уроков, содержащих материал по основам финансовой грамотности, их практическая направленность. В процессе обучения используются различные методы и приемы обучения, интерактивное обучение. На уроках и внеклассных мероприятиях обучающиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи. Эффективными средствами формирования финансовой грамотности у обучающихся основной школы являются ролевые игры, применение логических мини-задач, задач с неполным условием, понятийное колесо, ассоциативный ряд. Интересны и познавательны межпредметные проекты, например: «Банк и его услуги», «Смета подготовки ребёнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника (школьного, семейного, государственного, профессионального)».

        Практика школьной жизни показала, что современным и актуальным направлением обучения становится освоение педагогами онлайн обучения, в том числе и обучения основам финансовой грамотности.

        В Российской Федерации проводится активная образовательно-просветительская работа в рамках Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», функционируют онлайн-ресурсы.

        В онлайн обучении педагогам и обучающимся основной школы хорошо знакомы возможности «Российской электронной школы». «Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя. Интерактивные уроки включают короткий видеоролик с лекцией учителя, задачи и упражнения для закрепления полученных знаний и отработки навыков, а также проверочные задания для контроля усвоения материала. Упражнения и задачи можно проходить неограниченное количество раз, они не предполагают оценивания и уж тем более фиксации оценок. Проверочные задания, напротив, не подразумевают повторного прохождения – система фиксирует результаты их выполнения зарегистрированными пользователями и на этой основе формируется статистика успеваемости ученика. В вопросах финансовой грамотности обучающимся 7 класса поможет урок обществознания в «Российской электронной школе» «Доходы и их использование», обучающимся 8 класса – урок обществознания «Банковские и страховые услуги».

        В условиях онлайн обучения учитель организовывает работу обучающихся в онлайн режиме на сайте вашифинансы.рф. Портал вашифинансы.рф предлагает подборку онлайн-продуктов для школьников, которые помогут найти ответы на актуальные вопросы в области личных финансов. Здесь ученики самостоятельно знакомятся с финансовыми новостями, изучают информацию рубрики «Статьи», просматривают тематические видеофильмы, комиксы, выполняют онлайн тестирование. Данный сайт по своему содержанию очень полезен, помогает организовать работу и индивидуально, и в группах.

        Учебно-методические материалы размещены на сайте вашифинансы.рф в свободном доступе. К созданию этой серии был привлечен многочисленный авторский коллектив и эксперты из образовательной и финансовой сферы. Разработанные материалы учитывают наиболее успешный международный опыт по повышению финансовой грамотности населения, имеющийся уровень финансовой культуры граждан РФ и возможности российской системы образования. Созданные учебные пособия не имеют аналогов в мировой практике образования. Как правило, за рубежом материалы ориентированы на один-два класса, чаще всего в старшей школе. Разработанный в России курс финансовой грамотности предусматривает не только реализацию образовательного процесса в школе, но и обсуждение финансовых тем – построение семейного бюджета, управление личными финансами, анализ последствий необдуманных финансовых решений – в кругу семьи.

        Полезен для обучающихся основной школы электронный ресурс «Онлайн-уроки финансовой грамотности. «Онлайн уроки финансовой грамотности» - проект Центрального банка Российской Федерации. Проект помогает школьникам из любой точки России получить равный доступ к знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. Уроки проходят в формате вебинаров в режиме реального времени, что позволяет экспертам взаимодействовать с аудиторией, задавать вопросы, получать ответы. Ребята просматривают на сайте тематические видео, анализируют просмотренный материал, составляют тезисный план на основе просмотренного.

        Развитию познавательных интересов в сфере финансовой грамотности школьников способствует энциклопедическое приложение «Финсовет», которое поможет разобраться, куда уходят деньги, и научиться ими управлять.
Приложение ориентировано на три аудитории: школьники 5–9 классов; школьники 10–11 классов и молодые люди, получающие среднее профессиональное образование; взрослое население.

        В основе приложения заложено девять тем: основы финансовых знаний, планирование доходов, управление расходами, личные сбережения и пенсии, займы и кредиты, инвестирование, страхование, финансовые риски и безопасность, а также защита прав потребителей. Содержит более 100 статей, свыше 400 словарных понятий, более 60 пошаговых руководств.

        В условиях пандемии и режима самоизоляции образовательные организации во всем мире переходили на дистанционный формат обучения.

        Вниманию учителей, родителей и школьников, изучающих финансовую грамотность, были представлены бесплатные онлайн-ресурсы, онлайн-игры и мобильные приложения, разработанные в рамках Проекта Минфина России, которые помогут изучить предмет, интересно и с пользой провести время дома.

Популярны среди обучающихся 5-9 классов онлайн-продукты «Финзнайка.рф», «Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и истории России», «Кредитные истории», «Монеткины.рф» и другие.

        «Финзнайка.рф» - онлайн-игра для школьников 5-11 классов, позволяющая работать как на официальном сайте проекта, так и через мобильное приложение. Включает викторины по финансовой грамотности, режим соревнований друг с другом, прохождение заданий от учителя, внутриигровые призы. Программа подбирает сложность задания в зависимости от возраста. Детям предлагается проверить себя по основным темам: «Деньги», «Налоги», «Семейный бюджет», «Семья и государство», «Банки», «Валюта», «Страхование», «Бизнес» и др. При регистрации нужно указать возраст, чтобы приложение подобрало адекватные по сложности задания. Но и без регистрации можно пройти набор простых квестов. Результатами прохождения тестов можно делиться с друзьями.

        В онлайн-ресурсе «Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и истории России» школьникам предлагается изучать вопрос денег через призму истории. Учителя и дети могут зарегистрироваться на официальном сайте проекта, либо работать через приложение. Все материалы, представленные в программе, можно использовать как отдельно, так и в рамках школьного курса истории. На примере истории России и мира учащиеся получают представление о том, какие финансовые решения принимались, по каким причинам и какие варианты развития событий существовали.

        «Монеткины.рф» - сервис, обучающий основам ведения бюджета. В состав онлайн-сервиса входит приложение, которое рассчитано на детей – школьников 2-8-х классов, а также сайт для школьников и преподавателей. 

        Хочется акцентировать внимание на ещё один, как я считаю, важный аспект изучения основ финансовой грамотности в основной школе. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по обществознанию предполагает выполнение задания номер шесть, которое представляет раздел курса обществознания «Экономика» и проверяет знание основ финансовой грамотности. Таким образом, выпускникам основной школы, выбравшим ОГЭ по обществознанию, предстоит продемонстрировать свою финансовую грамотность, выполняя данное задание.

        Подготовку к экзамену на индивидуальных и групповых консультациях эффективно дополняет онлайн обучение по основам финансовой грамотности, использование онлайн-ресурсов по данной теме.

        Формирование основ финансовой грамотности обучающихся основной школы является актуальным направлением образования, так как способствует развитию личности подростков, их социализации, формированию профессионального самоопределения. Хочется надеяться, что ребята в недалеком будущем станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.