2. Эссе
Предварительный просмотр:
Эссе «Я — учитель»
Егорова Галина Николаевна, учитель математики
МКОУ «Красинская СОШ имени Л.И. Манджиева»
«Вся гордость учителя в учениках,
в росте посеянных им семян...»
Д.Менделеев.
Перед каждым человеком в начале жизненного пути всегда стоит вопрос: кем быть? каким быть? И этот выбор стоял и передо мной. С самого раннего детства мне нравилась профессия учителя. Я всегда с благодарностью вспоминаю своих учителей математики: Любовь Ивановна Дыгай, Валентина Басмаджаевна Кирипова. И поэтому я решила: "Быть! Быть только Учителем!"
Простая сельская девочка, которая ходила каждый день в школу, я просто была очарована своей первой учительницей - Дыгай Любовь Ивановной. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, грациозности, требовательности. Я грезила быть похожей на нее. В детстве любимой игрой была игра в школу. Мне нравилась роль учителя, руководить детьми, объяснять им. И любимым предметом была тоже математика.
В мою родную школу меня пригласили в 2016 году. И вот я учитель математики в калмыцком посёлке с красивым названием «Красинское». С тех пор, вот уже шесть лет я учу детей своему любимому делу. Разное было за эти годы…
Учитель. Педагог. Ведущий за руку. Какие замечательные, проникновенные слова! Великие слова! Не каждому в жизни выпадает счастье постичь всю глубину и смысл этих слов. Я безмерно рада и счастлива, 6 лет мне это удается, с каждым годом раскрываются новые глубины и тайны этой профессии, накапливается бесценный педагогический опыт.
Казалось бы небольшой срок для педагога, но столько доброго, согревающего душу приходит на память! Эти годы поисков, раздумий, разочарований, открытий перевернули всю мою жизнь. Считаю ,что интерес — это ключ к знаниям, и его необходимо поддерживать в детях. Умение увлечь учеников своим предметом и есть педагогическое мастерство, и я к нему стремлюсь.
Каждый из нас, работающий в области образования, замечательный и творческий педагог, желающий добиться успеха в работе. Но каждый ли из нас может назвать себя мастером своего дела? В своем эссе я размышляю, чем просто хороший педагог, учитель отличается от учителя - мастера. Всегда ли диплом о педагогическом образовании и знание учебной программы своего предмета бывают показателями успешности педагога? Думаю, мои рассуждения станут интересны как молодым педагогам так и уважаемым педагогам с многолетним педагогическим стажем!
На уроках математики не только формирую математические компетентности, но и воспитываю Личность, Человека. Научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни — моя задача. Пусть и языком чисел и формул .Необходима только правильная оболочка. Воспитывать, обучая новому — это мой принцип работы. В настоящее время работать в школе трудно. Работа учителя становится все менее привлекательной. Почему я работаю в школе? Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать как с каждым уроком ребята все увереннее и увереннее общаются с «Царицей наук». Математика для меня- это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. Я считаю, что математика- это полет мысли, полет фантазии. Задача учителя – не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
Каждый день работы в школе не похож на предыдущий, каждый миг- это поиск чего-то нового, интересного, нет времени тратить время на пустое, все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, дарить свою энергию, знания, умения. И, конечно же, это труд, нелегкий труд педагога. Поэтому уживаются в школе только самые стойкие, терпеливые, искренние, ответственные, добрые и удивительные люди. Их называют педагогами. На глазах педагога происходит формирование личности ребенка, человека.
На пленарном заседании форума ОНФ об образовании Владимир Владимирович Путин заявил, что «нет ничего важнее, чем будущее наших детей, потому что это и есть будущее нашей страны». Школа – территория мастерства и творчества будущего. Территория, на которой я выросла учителем, и на которой я живу учителем! Учителем математики.
Можно ли любить эту сухую, непонятную скупую науку, состоящую из набора формул, числовых последовательностей, геометрических фигур, обладающих теми и ли иными свойствами? Можно! Как же можно не любить ту, с которой связала тебя жизнь!
Для меня радость заниматься математикой, но еще большая радость, если удается воспитать ученика, любящего математику или хотя бы такого, который с интересом учит математику, достигает определенных высот в освоении предмета.
На первый взгляд может показаться, что математику преподают лаконичные, скупые на слова, конкретно мыслящие люди. Разве можно представить себе, какие сомнения одолевают учителя математики, при объяснении простых формул. Какое удивление и негодование, испытываешь почему учащиеся не могут понять и запомнить: «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». «В прямоугольном треугольнике, - добавите вы, знатоки математики. Видите, как просто. Значит, тот кто преподавал вам этот материал, смог догадаться, как вам этот материал преподнести, чтобы в голове осталась давно известная теорема Пифагора. Я сама не раз говорила ученикам, что в задаче должен быть конкретный ответ и внутренне подвергала сомнению эти слова. Ответ! Результат! Мы стремимся получить ответ, результативность, а способ решения всегда верен? Математическое решение должно быть четким и понятным.
Я стою в начале большого пути. И с каждой новой победой поднимаю планку для самой себя и для учеников. Каждая удача, как и поражение, заставляют работать над собой, совершенствовать свое мастерство, находить новые формы работы, не останавливаться на достигнутом.
И вот, вооружившись определенными знаниями, развеяв сомнения в правильности применяемых методов, вхожу в класс, где ждут ученики... Какие же они разные!.. И какие разные у них глаза: думающие, веселые, сияющие... А еще напряженные, равнодушные... Как пробудить желание учиться? Как поддержать интерес к предмету?
Мы не задумываемся над тем, что за каждой формулой в несколько значков, за каждым четким определением стоят годы, десятилетия, века математических преобразований, расчетов, ошибочных суждений, аксиоматических открытий.
Вспомним аксиому параллельности: «Через точку, не лежащую на прямой...», приводила в замешательство многие тысячелетия. Ее доказывали, опровергали, создавали новые теоремы, утверждения, формулы, ею болели, любили и ненавидели, проклинали (так же, как и теорему Ферма), но возвращались к истокам, созидали, чтобы прийти к открытию нового. Все это схоже с работой учителя математики.
Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. Математика для меня это нескончаемый спектакль со многими неизвестными.
На уроках математики учу школьников мыслить, слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться. Самое главное для современного учителя – показать ребенку, что его любят. При встрече с родителями стараюсь всегда в ребенке найти больше положительного, чем отрицательного. Родители должны гордиться своими детьми всегда, даже если они получают тройки. Дети все разные: одни лучше постигают числовые отношения, другие – пространственные формы, но все они – ученики.
Процесс обучения – это взаимодействие двух субъектов: учителя и ученика. Для меня, как человека и педагога, самое главное - оставить добрый след в сердце ребенка.
Только чувство любви к детям движет учителем в поисках новых педагогических приёмов, заставляет его постоянно учиться самому, находить правильное решение в сложнейших педагогических проблемах. Я люблю своих учеников. И знаю, что неуспешных детей не бывает. Каждый ребенок индивидуален. И я стремлюсь к тому, чтобы ребенку интересно было учиться.
Учитель это не просто человек, передающий свои знания. В настоящем учителе должны сочетаться многие профессии. Он и режиссер каждого учебного занятия, и учёный-аналитик, и актёр, а самое главное, в учителе совмещаются мастерство и уникальность человеческого общения.
Время неоспоримого первенства учителя на уроке прошло. Учитель уже не является единственным носителем информации – её можно найти в книге, интернете… Мне представляется, что учитель должен выступать и как эксперт, и как помощник, и как воспитатель. Учитель на уроках должен обеспечивать направленное развитие интеллекта каждого ребенка. Имеет большое значение тот факт, что в процессе работы ученика и учителя с использованием компьютерных технологий, ученик постепенно входит в реальный мир взрослых, производственную деятельность современного человека .Техническую часть общения с учеником я «отдаю» компьютеру, а себе как учителю оставляю творческую составляющую урока, раскрывая тем самым образовательный потенциал урока.
С большим удовольствием провожу каждый урок. Готовлюсь к урокам с особой тщательностью: думаю, представляю, загадываю, планирую, хочу, ищу, провожу, а получается не всегда так, как хотелось бы. Анализирую, что не удалось, в чем же дело, как быть, как изменить - самые главные вопросы. Пробую еще раз, вижу прогресс, радуюсь сама, горжусь своими учениками и хвалю их. (по Сухомлинскому, «… сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд…»)
Для меня моя профессия - источник человеческого общения, радости, чувства причастности к рождению нового в этой жизни. Это, действительно, «профессия дальнего действия, самая главная на земле», ибо она дает возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребенка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому смотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нем и быть социально - успешным человеком. Для этого я должна дать своим ученикам опору в жизни и в то же время убедить их, что судьбу нужно строить на фундаменте собственной личности, преодолевая все трудности, которые встретятся на их жизненном пути. Это нужно обязательно сделать.
Для меня очень важно, прежде всего, научить учеников самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии. Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….». Думаю, нужно дать ученикам возможность самостоятельно искать ответ - искать, может быть даже мучительно долго, но всерьез. Вот почему, каждый раз проводя урок, я жду от своих учеников не послушания, а «открытий», преодоления себя, радости от совместной работы по решению учебных проблем.
В процессе обучения я даю ученикам знания, умения, вкладываю в них всю душу, отношусь как к личности, находя индивидуальный подход к каждому, чтобы они свой навык смогли применить в жизни, реализовали себя - а это в свою очередь можно расценивать как движение вперёд! Поэтому единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперед! Бывает, конечно, огорчаешься, переживаешь, не спишь ночами из-за проблем на работе, но, когда твой ученик сам решает задачу или … поступает в престижный ВУЗ, получив на вступительных экзаменах высокий балл по математике, все горести улетучиваются, как будто их никогда и не было. Осознаешь, что «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
(Д. Менделеев).
С опытом работы моя деятельность наполняется другим содержанием, но я по-прежнему тороплюсь в свой класс, снова и снова радуюсь встрече с детьми. И за это — спасибо моим ученикам! Звенит звонок, окончен рабочий день, а завтра снова урок .И сколько таких звонков и уроков будет в моей судьбе? Знаю лишь одно, что ученики, школа — это мое призвание! И я отдаю свою любовь математике и детям!