Открытые уроки
Открытые уроки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduhoplavanie.doc | 619.5 КБ |
vozduhoplavanie.ppt | 1.25 МБ |
urok_na_temu_dvizhenie_1.odt | 16.67 КБ |
urok_8_klass.docx | 388.29 КБ |
urok_magnitnoe_pole.docx | 87.76 КБ |
Предварительный просмотр:
- МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа
- имени Л.И. Манджиева»
- Урок по физике 7 класса на тему
- «Воздухоплавание»
Егорова Галина Николаевна,
учитель физики
МКОУ «Красинская СОШ
им. Л.И. Манджиева»
Класс: 7
УМК: учебник « Физика» 7 класс под редакцией А.В. Перышкина.
Цели урока:
- Образовательные (формирование познавательных УУД): научиться объяснять условия и приводить примеры воздухоплавания.
- Развивающие (формирование регулятивных УУД): Способствовать умению работать с подручными измерительными материалами; способствовать умению объяснять способы изменения высоты подъёма воздушного шара, наполняемого тёплым воздухом или газами; развить мышления и логику учащихся, умения сравнивать, анализировать, делать логические выводы.
- Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Задачи:
1) Выяснить причины возникновения подъёмной силы воздушных шаров.
2) Обеспечить усвоение знаний о создании летательных аппаратов.
3) Формировать умение применять законы физики для решения заданий на воздухоплавание.
Оборудование: воздушные шарики, наполненные гелием и воздухом, компьютер, проектор.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Методы урока: словесные, наглядные, практические.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Структура урока:
- Организационный момент
- Этап актуализации знаний
- Изучение нового материала
- Закрепление изученного материала
- Физминутка
- Обогащение знаний
- Рефлексия
- Домашнее задание.
1. Организационный момент.
Учитель: Дорогие семиклассники!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок
Из ваших знаний и умений
Мы вместе сочиним урок.
Друзья, как много людей собралось сегодня в нашем классе. Вы знаете, что улыбка объединяет человека с человеком.
2. Актуализация знаний.
Часто физические явления бывают описаны в литературе.
Послушайте внимательно отрывок из рассказа А. П. Чехова “Степь” (слайд 2).
“Егорушка… разбежался и полетел с полутора саженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая–то сила, холодная, и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его на вверх”.
- О какой силе идет речь в этом отрывке? (сила Архимеда).
- Что такое сила Архимеда?
- От каких физических величин зависит сила Архимеда?
Ребята, сегодня мы с вами узнаем, что сила Архимеда действует не только в жидкостях, но и в газах.
3. Изучение нового материала.
Ребята, давайте посмотрим небольшое видео (мультфильм «Фиксики»)
(видео 1).
Вы, наверное, заметили, что речь сегодня на уроке пойдет о воздушном шаре. Давайте определим тему урока, отгадав ребусы.
(слайд 3)
Ответ: воздух (слайд 4)
Ответ: плавание (слайд 4)
Итак, тема сегодняшнего урока «Воздухоплавание» (слайд 5). (Запись в тетрадях темы урока).
(Слайд 6)
Тысячи лет человек мечтал о полёте над облаками. Но сила тяжести прочно привязывала его к земле. Впервые оторваться от неё удалось с помощью тёплого воздуха. Братья Жозеф и Этьен Монгольфье во Франции летом 1783 г. соорудили воздушный шар и, надув его тёплым воздухом, отправили в полёт. Первыми пассажирами были баран и петух. Убедившись, что полёты безопасны, на монгольфьерах– так стали называть эти шары– стали летать и люди. Первый полёт в ноябре 1783 г. совершили французы Пилатр де Розье и д' Арланд. Монгольфьеры использовались для развлекательных полётов: как только в них остывал воздух, они быстро опускались. Для военных и научных целей стали использовать воздушные шары, надуваемые водородом и гелием.
Давайте выясним, почему летают воздушные шары. Для этого проведем опыт:
Опыт 1: возьмем два шарика (один наполнен гелием, другой воздухом). Что общего у этих шаров (форма, размер, цвет). Далее отпускаем оба шара: один опускается на пол, другой поднимается вверх. Объясните, почему один шар опустился, а другой поднялся вверх?
Вывод должны сделать учащиеся. Чем меньше плотность внутри шара, тем больше подъёмная сила. Лучшими, в этом смысле газами являются водород и гелий– самые лёгкие газы.
-Давайте вспомним, как может вести себя тело, погруженное в жидкость?
(на доске заранее написана первая половина записей):
Fa Fm, ( рж р т ) -тонет
Fa ? Fm, ( рж ? р т ) -плавает
Fa Fm, , ( рж р т) -всплывает,
учащиеся дописывают знаки и записывают в тетради. (слайд 7)
-Для того, чтобы шар поднялся в воздух, так же необходимо, чтобы Fa Fm, рв р т
- Fa Fm, различаются только плотностью, значит, чтобы шар взлетел, надо, чтобы рв р т
Итак, в опыте плотность гелия меньше плотности воздуха, сила тяжести шарика с гелием меньше силы Архимеда и шарик, наполненный гелием, поднимается вверх.
Посмотрим, как объясняют полет на воздушном шаре «фиксики» (продолжение видео).
Ребята, «фиксики» говорили про подъемную силу. Давайте проделаем еще эксперимент и узнаем, что это такое.
Опыт 2: к 3 шарикам, надутых гелием, разной формы прикрепляем небольшой груз. Выясняем какой из шариков обладает наибольшей грузоподъемностью. Вывод: Грузоподъемность того шарика больше, у которого размеры больше.
Поэтому, для того чтобы узнать, какой груз может поднять воздушный шар, необходимо определить его подъемную силу (слайд 8).
Fп = Fа - Fт;
Fт = mоболочки *g + mгаза *g
Чем меньше плотность газа, заполняющего воздушный шар данного объема, тем меньше действующая на него сила тяжести и потому тем больше возникающая подъемная сила. Если эта сила станет больше силы тяжести, действующей на тело, то оно поднимется, оторвавшись от земли. На этом основан принцип воздухоплавания.
(Слайд 9)
По мере поднятия шара вверх архимедова сила, действующая на него, уменьшается, так как плотность верхних слоев атмосферы меньше, чем у поверхности Земли. Чтобы подняться выше, с шара сбрасывают специально взятый для этой цели груз (балласт) и этим облегчают шар. (Слайд 10) Для спуска шара из его оболочки при помощи специального клапана выпускают часть газа.
Воздушные шары наполняют: гелием, водородом, неоном, нагретым воздухом, аммиаком. Чаще используют гелий, так как он не горит и поэтому безопаснее. Водород же горючий газ.
4. Закрепление изученного материала.
Задача 1. (Слайд 11) Предположим, в воздух запущен шар объемом 50 м³, заполнен водородом. Рассчитать подъемную силу шара.
Как рассчитать вес такого шара?
P= mg = p V g; т.е. P = 0,09 кг\м3 * 50 м3*9,8 Н\кг = 44,1 Н.
А как рассчитать выталкивающую силу?
Правильно, выталкивающая сила действующая на этот шар в воздухе, равна весу воздуха объемом 50м3, т.е.:
F= p g V, F= 9,8 Н\кг * 50 м3 * 1,3 кг\м3 = 637 Н
Значение какой силы больше? О чем это говорит?
Так вот, разность значений выталкивающей силы и веса покажет вес груза, который может поднять шар. Это и есть его подъемная сила. В нашем случае ее значение равно: F=637 Н–44,1 Н=592,9 Н.
Задача 2. (Слайд 12) Определить подъемную силу моторчика Карлсона, если масса Карлсона 65 кг, и он с собой берет в полет троих учащихся из класса 7б.
Решение: F=Fтяж=(m1+m2+m3+m4)*g
- Тест: Дед Мороз со Снегурочкой спешат к детям. (Слайд 13)
- 1. Чем Дед Мороз и Снегурочка могли заполнить свой воздушный шар?
- а) водородом
- б) гелием
- в) нагретым воздухом
- г) все ответы правильные
- 2. Какой из “наполнителей” предпочтительнее?
- а) водород
- б) гелий
- в) кислород
- г) углекислый газ
- 3. Как создается подъемная сила?
- а) за счет силы Архимеда
- б) за счет силы тяжести
- в) за счет разницы между силой Архимеда и силой тяжести
- г) за счет суммы силы Архимеда и силы тяжести
- 4. Как Дед Мороз и Снегурочка могут регулировать высоту подъема воздушного шара?
- а) оставить подарки дома
- б) пригласить с собой в полет друзей
- в) сбросить балласт
- г) выпустить газ из шара
- 5. Что может помешать Деду Морозу и Снегурочке, прибыть в назначенное место к конкретному времени?
- а) солнце
- б) ветер
- в) снег
- г)тучи
6. Когда возникает выталкивающая сила? - а) при погружении в воду
- б) при погружении в газы
- в) при погружении в воду и газы
- г) выталкивающая сила не существует
- 7. Куда направлена выталкивающая сила?
- а) вверх
- б) вниз
- в) влево
- г) вправо
- 8. Чье имя носит выталкивающая сила?
- а) Архимеда
- б) Ньютона
- в) Галилео
- г) Ломоносова
- Ответы: (слайд 14)
5. Физминутка (слайд 15, музыка).
Встаем прямо.
Надуваем шары «ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф»
А теперь насос включаем,
Воздух в шарик мы качаем.
«ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш»
Влево- раз, вправо- два,
Влево- раз, вправо- два,
Раз- два- три- четыре (2 раза)
Хорошо мы потрудились.
Мы летим под облаками,
А земля плывет под нами.
Роща, поле, сад и речка
И дома, и человечки.
(Махи руками, как крыльями)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото.
(Приседания)
Сдулись шарики «с-с-с-с с-с-с-с с-с-с-с»
- 6. Обогащение знаний.
Существуют несколько устройств для полета в воздухе. Ребята подготовили доклады на следующие темы:
- Аэростаты (слайд 16).
- Дирижабли (слайд 17).
- Стратостаты (слайд 18).
Экологически безвредными транспортными средствами являются аэростаты и дирижабли
Ребята, как вы думаете, в нашей местности можно запускать воздушные шары? Для каких целей мы в настоящее время используем шары?
(Слайд 19) Ребята, в заключении нашего урока, я расскажу вам о знаменитом человеке.
Бертран Пикар – представитель знаменитой династий изобретателей и путешественников. Именно экипажу Бертрана Пикара в 1999 г. удалось впервые облететь на специально созданном для экстремальных нагрузок воздушном шаре вокруг Земли, проведя почти три недели в герметичной капсуле. За 40 лет в воздухе он установил десятки рекордов, рисковал жизнью, терпел громкие неудачи и испытывал триумфы. Он не аэродинамик и не инженер, но умеет вдохновлять ученых и конструкторов на новые изобретения. В мае-июне 2013 года созданный его командой самолет на солнечных батареях Solar Impulse впервые совершил трансконтинентальный перелет через Северную Америку, используя только энергию солнца. Путь с промежуточными остановками занял несколько недель и кроме внимания прессы спровоцировал шквал звонков в службу 911. Многие обыватели в глубинке приняли детище Пикара за НЛО – настолько необычной показалась многим его наружность и поведение в небе.
7. Рефлексия (слайд 20).
Ребята, вы знаете, что
Газы и жидкости на тело давят,
Вверх его все поднимают,
При этом силу создают,
Что Архимедовой зовут!
«Светофор»
Учащимся в начале урока раздаются 3 цвета: красный, желтый или зеленый. После урока ребята должны высказать свое мнение по итогам урока. Красный – нет (что не понравилось), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось).
- Домашнее задание (слайд 21)
- П. 54. Написать мини сочинение на тему «Летательные аппараты будущего».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Отрывок из рассказа А. П. Чехова “Степь ”. “ Егорушка… разбежался и полетел с полутора саженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая–то сила, холодная, и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он нырнул и … опять нырнул… Опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его на вверх”.
Ребусы 1 2
Ответы 1 2 ВОЗДУХ ПЛАВАНИЕ
ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ
ИСТОРИЯ
Подъемная сила F п = F а – F тяж F ₐ = ρ воздуха * g * V F тяж = m оболочки * g + m газа * g
Для того чтобы шар поднимался вверх, должно выполняться условие FA > F Т , для этого надо подогреть воздух в шаре или сбросить балласт ( специальный груз, предназначенный для облегчения шара ) . F А F тяж
Для того чтобы шар опускался вниз, должно выполняться условие FA < F Т , для этого выпускают часть газа из оболочки или уменьшают температуру воздуха внутри шара. FA F Т
Задача 1. Предположим, в воздух запущен шар объемом 50 м³, заполненный водородом. Рассчитать подъемную силу шара, если плотность водорода 0,09 кг/м³.
Задача 2. Определить подъемную силу моторчика Карлсона, если масса Карлсона 65 кг, и он с собой берет в полет троих учащихся из класса 7б.
Тест: Дед Мороз со Снегурочкой спешат к детям. Чем Дед Мороз и Снегурочка могли заполнить свой воздушный шар? а) водородом б) гелием в) нагретым воздухом г) все ответы верные 2 . Какой из “наполнителей” предпочтительнее? а) водород б) гелий в) кислород г) углекислый газ 3. Как создается подъемная сила? а) за счет силы Архимеда б) за счет силы тяжести в) за счет разницы между силой Архимеда и силой тяжести г) за счет суммы силы Архимеда и силы тяжести 4. Как Дед Мороз и Снегурочка могут регулировать высоту подъема воздушного шара? а) оставить подарки дома б) пригласить с собой в полет друзей в) сбросить балласт г) выпустить газ из шара 5. Удачно ли они выбрали средство передвижения? Что может помешать им, прибыть в назначенное место к конкретному времени? а) солнце б) ветер в) снег г) тучи 6. Когда возникает выталкивающая сила? а) при погружении в воду б) при погружении в газы в) при погружении в воду и газы г) выталкивающая сила не существует 7. Куда направлена выталкивающая сила? а) вверх б) вниз в) влево г) вправо 8. Чье имя носит выталкивающая сила? а) Архимеда б) Ньютона в) Галилео г) Ломоносова
Ответы к тесту Г Б В В Б В А А
Физминутка Встаем прямо. Надуваем шары «ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф ф-ф-ф-ф» А теперь насос включаем, Воздух в шарик мы качаем. «ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш ш-ш-ш-ш» Влево- раз, вправо- два, Влево- раз, вправо- два, Раз- два- три- четыре (2 раза) Хорошо мы потрудились. Мы летим под облаками, А земля плывет под нами. Роща, поле, сад и речка И дома, и человечки. (Махи руками, как крыльями) Мы летать устали что-то, Приземлились на болото. (Приседания) Сдулись шарики «с-с-с-с с-с-с-с с-с-с-с»
Аэростат – воздушный шар (от греч. аэр - воздух, стато - стоящий) Виды аэростатов: а) монгольфьер – наполнен теплым воздухом б) шарльер – наполнен газом
Дирижабль – управляемый аэростат, с двигателем и рулями управления (от фр. dirigeable — управляемый)
Стратоста́т (стратосферный аэростат) — свободный аэростат, предназначенный для полётов в стратосферу, то есть на высоту более 11 км.
БЕРТРАН ПИКАР
Рефлексия «Светофор» Красный цвет – не понравился урок Желтый – не совсем понравился урок Зеленый – урок был интересным
Домашнее задание 1. § 54 2. Написать мини - сочинение «Летательные аппараты будущего»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МКОУ «Красинская средняя общеобразовательная школа
имени Л.И. Манджиева»
Конспект урока по физике
в 7 классе
на тему
«Задачи на движение
по методике УДЕ Эрдниева П.М.»
Учитель физики:
Егорова Галина Николаевна
Тема: «Задачи на движение по методике УДЕ Эрдниева П.М.»
Формирование УУД
Предметные УУД: Формировать умения решать задачи на части; анализировать и осмысливать текст задачи; извлекать необходимую информацию; планировать ход решения задачи арифметическим способом и оценивать полученный ответ.
Метапредметные УУД: Способствовать развитию способности определять цели и отстаивать свое мнение; определять цель выполнения заданий на уроке.
Личностные УУД: развитие активности при выполнении заданий, умение делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку, психологического настроя учеников.
Дорогие мыслители, здравствуйте! Рада видеть ваши умные и добрые лица. Прошу вас присесть. Отметьте, пожалуйста, цветным карандашом на листе настроения то, которое соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.
II. Устный счет.
По традиции, в начале урока проведем устный счет. (Игра «Мягкая посадка»). Все учащиеся встают, каждому задается вопрос на вычисление (сложение или вычитание чисел), если ответ правильный, ученик садится, если нет, то продолжает стоять. Игра продолжается до тех пор, пока все ученики не сядут.
III. Новая тема.
Решение любой достаточно трудной задачи требует напряженного труда, воспитывает волю, упорство, развивает любознательность, смекалку. Это очень нужные качества в жизни человека, ведь даже в пословице говорится: «Ум без догадки гроша не стоит».
Рассмотрим решение задач на движение по методике УДЕ П.М. Эрдниева.
Эрдниев Пюрвя Мучкаевич - заслуженный деятель науки РСФСР. В XX в. в школьном расписании встречались пять составляющих единой науки математики: арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия, черчение, причем по некоторым предметам печаталось две книги. П.М. Эрдниев объединил в одном учебнике «Математика» все эти предметы, а также теорию и упражнения.
Задача
а) «Легковая машина ехала 3 ч по шоссе со скоростью 75 км/ч и 2 ч по проселочной дороге со скоростью 46 км/ч. Сколько всего километров проехала машина?
б) Составить и решить обратную задачу, такую, чтобы искомым было число «2ч» (в условии задачи должны быть указаны четыре числа).
1 этап решения:
- Читаем внимательно задачу.
- О каких величинах идет речь в задаче?
- Для решения этой задачи составим таблицу.
- Что известно? Запишем.
V (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Шоссе | 75 | 3 | ? |
Проселочная дорога | 46 | 2 |
- Что нам нужно найти? (Расстояние)
- Как его найдем? (надо найти путь, который машина проехала по шоссе, и путь, который машина проехала по проселочной дороге)
2 этап решения:
- Записываем решение:
Sшоссе = V*t = 75*3=225 км
Sпр.д = V*t = 46*2= 92 км
S = 225+92 = 317 км.
3 этап:
Ответ: машина проехала всего 317 км. Данную задачу свели к таблице, которая дала наглядное представление о взаимосвязи всех величин.
При решении обратной задачи нам также поможет таблица. В условии задачи необходимо составить обратную задачу, где неизвестным должно быть время, которое машина тратит по проселочной дороге. Также нам должны быть известны четыре величины.
Для наглядности переносим нашу таблицу со всеми данными.
V (км/ч) | t (ч) | S (км) | |
Шоссе | 75 | 3 | 317 |
Проселочная дорога | 46 | ? |
- Что необходимо нам знать? (сколько километров машина проехала по шоссе)
Sшоссе = V*t = 75*3=225 км
- Теперь можем мы определить расстояние, которое занимает проселочная дорога? (да)
Sпр.д = S — Sшоссе = 317 — 225 = 92 км
- зная расстояние проселочной дороги и скорость движения машины, можем определить время:
t = Sпр.д / V = 92 / 46 = 2 ч.
Ответ: время движения машины по проселочной дороге составляет 2 часа.
Аналогичным образом самостоятельно решите следующую задачу.
Задача:
«Скорость теплохода по течению реки равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.»
Физкультминутка
А теперь представим детки
будто руки наши — ветки,
покачаем ими дружно,
словно ветер дует южный
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На друг друга посмотрели.
Кoнтpoль усвoения, oбсуждение дoпущенных oшибoк и их кoppекция. Рефлексия.
- Давайте oбсудим: какие задачи вызвали у вас затpуднения и пoчему?
(Учащиеся анализиpуют свoю pабoту, выpажают вслух свoи затpуднения и oбсуждают пpавильнoсть pешения задач.)
- Успешно ли для вас прошел урок в классе? Чтo нoвoгo, интеpеснoгo вы узнали на сегoдняшнем уpoке? Как вы думаете, удалoсь ли нам pешить учебную задачу? Убедились в верности поговорки? Пoчему вы так думаете?
С каждым днем вы взpoслеете, и задачи услoжняются. Я увеpена, чтo вы спpавитесь с любoй задачей.
Домашнее задание: придумать и решить задачу на движение по методике Эрдниева П.М.
Предварительный просмотр:
МКОУ «Красинская СОШ имени Л.И. Манджиева»
Урок по физике в 8 классе
на тему
«Удивительное электричество»
Разработал:
учитель физики
Егорова Г.Н.
«Удивительное электричество»
Цели:
Образовательная –формирование у учащихся навыков решения жизненных и экспериментальных задач по теме «Электрические явления».
Развивающая – развитие представления об электрическом токе, логического мышления и умения переносить знания в новую ситуацию.
Воспитательная - воспитание успешной, активной жизненной позиции, коллективизма, чувства ответственности
ХОД УРОКА:
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок эпиграф к которому:
«Лучше десять неправильных идей, чем ни одной».
Улыбнитесь, своей улыбкой пожелайте друг другу хорошего настроения!
Сегодня на уроке повторения по теме « Электрические явления», каждый из Вас немного углубит свои знания и покажет то, что он знает и умеет по этой теме.
- Познакомься.
Электричество характеризуется тремя главными физическими величинами: сила тока, напряжение, сопротивление. Познакомимся с учеными, внесшими вклад в развитие электричества: Ампер, Вольта, Ом, Кулон.
- Вспомни.
Запишите в таблицу обозначение и единицу измерения данной физической величины.
Обозначение | Физическая величина | Единица измерения |
R | Сопротивление | Ом |
I | Сила тока | А |
q | Заряд | Кл |
t | Время | с |
U | Напряжение | В |
- Найди.
Найдите неправильную формулу, зачеркни, а остальные впиши в таблицу.
I=q/t
I=U/R
R=U/I
A=U* q
U=R* I
R= I*l/S
Запиши в таблицу приборы для измерения некоторых электрических величин?
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Формула | Прибор |
Сопротивление | R | Ом | R=U/I | омметр |
Сила тока | I | А | I=q/t I=U/R | амперметр |
Заряд | q | Кл | q=A/U q= It | электроскоп |
Время | t | с | t=q/I | секундомер |
Напряжение | U | В | U=A/q U=R I | вольтметр |
- Собери формулу
- Приведи в соответствие
- Уточни
Выбери правильный ответ.
1. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения силы тока?
а) м/с
б) А
в) Н
г) Па
2. Какая из приведенных ниже формул позволяет рассчитать напряжение?
а) m g,
б) р S,
в) А/ q,
г) m q.
3. Каким прибором измеряют силу ТОКА?
а) амперметром
б) динамометром
в) спидометром
г) барометром
4. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения площади?
а) м2
б) м3
в) м
г) см3
5.Электрическим током называется…
а) тепловое движение молекул вещества.
б) хаотичное движение электронов.
в) упорядоченное движение заряженных частиц.
г) беспорядочное движение ионов.
д) среди ответов нет правильного.
6. Сопротивление проводника зависит от…
а) силы тока в проводнике.
б) напряжения на концах проводника.
в) от материала, из которого изготовлен проводник, от его длины и площади поперечного сечения.
г) только от его длины.
д) только от площади поперечного сечения.
(Ответы: 1)б 2)в 3)а 4)а 5)в 6)в )
- Отгадай.
Выдели в ответе букву
Вопрос | Ответ | № буквы ответа |
Прибор для измерения напряжения (вольтметр) | О | 2 буква____ |
Прибор для измерения силы тока (амперметр) | Т | 8 буква_____ |
Единица измерения работы (джоуль) | Л | 5 буква____ |
Величина, рассчитываемая по формуле А/q (напряжение) | И | 9 буква_____ |
Устройство для размыкания и замыкания цепи (Выключатель) | Ч | 6 буква_____ |
Единица измерения заряда (кулон) | Н | 5 буква_____ |
Единица измерения сопротивления (ом) | О | 1 буква_____ |
Это оценка, которую нам поставили жители страны « Электрония», за то, что мы помогли им вспомнить тему «Электрические явления» и освободили от злого колдуна.
Пора подвести итоги нашего урока.
Выставление оценок.
8. Улыбнись, ты цели достиг!
А какие оценки вы поставите себе:
Вы набрали 20-30 баллов Оценка - 5
Вы набрали 10-20 баллов Оценка - 4
Вы набрали 10 баллов Оценка - 3
Какой портрет вы подарите жителям страны « Электрония»
Рефлексия.
Итог урока.
Царство науки не знает предела-
Всюду следы ее вечных побед,
Разума слово и дело,
Сила и свет.
Эти слова по праву можно отнести к замечательной науке – физике, подарившей нам столько открытий, осветившей нашу жизнь в прямом и переносном смысле. А сколько еще непознанного вокруг! Какое поле деятельности для пытливого ума, умелых рук и любознательной натуры!
Лист контроля _______________________ 8 класса
Обобщение по теме «Электрические явления»
Этап урока | Максимальное количество баллов | Набранные баллы | итог |
Познакомься | 10 | ||
Вспомни | 5 | ||
Найди и запиши | 10 | ||
Собери формулу | 5 | ||
Приведи в соответствие | 12 | ||
Уточни | 6 | ||
Отгадай | 7 | ||
Итого | 55 |
Лист контроля _______________________ 8 класса
Обобщение по теме «Электрические явления»
Этап урока | Максимальное количество баллов | Набранные баллы | итог |
Познакомься | 10 | ||
Вспомни | 5 | ||
Найди и запиши | 10 | ||
Собери формулу | 5 | ||
Приведи в соответствие | 12 | ||
Уточни | 6 | ||
Отгадай | 7 | ||
Итого | 55 |
Вспомни.
Запишите в таблицу обозначение и единицу измерения данной физической величины.
Обозначение | Физическая величина | Единица измерения |
Сопротивление | ||
Сила тока | ||
Заряд | ||
Время | ||
Напряжение |
Вспомни.
Запишите в таблицу обозначение и единицу измерения данной физической величины.
Обозначение | Физическая величина | Единица измерения |
Сопротивление | ||
Сила тока | ||
Заряд | ||
Время | ||
Напряжение |
Найди и запиши.
Найдите неправильную формулу, зачеркни, а остальные впиши в таблицу.
I=q/t
I=U/R
R=U/I
A=U* q
U=R* I
R= I*l/S
Найди и запиши.
Найдите неправильную формулу, зачеркни, а остальные впиши в таблицу.
I=q/t
I=U/R
R=U/I
A=U* q
U=R* I
R= I*l/S
Запиши в таблицу приборы для измерения некоторых электрических величин?
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Формула | Прибор |
Сопротивление | ||||
Сила тока | ||||
Заряд | ||||
Время | ||||
Напряжение |
Запиши в таблицу приборы для измерения некоторых электрических величин?
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Формула | Прибор |
Сопротивление | ||||
Сила тока | ||||
Заряд | ||||
Время | ||||
Напряжение |
Собери формулу
Собери формулу
Приведи в соответствие
Приведи в соответствие
Уточни
Выбери правильный ответ.
1. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения силы тока?
а) м/с
б) А
в) Н
г) Па
2. Какая из приведенных ниже формул позволяет рассчитать напряжение?
а) m g,
б) р S,
в) А/ q,
г) m q.
3. Каким прибором измеряют силу ТОКА?
а) амперметром
б) динамометром
в) спидометром
г) барометром
4. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения площади?
а) м2
б) м3
в) м
г) см3
5.Электрическим током называется…
а) тепловое движение молекул вещества.
б) хаотичное движение электронов.
в) упорядоченное движение заряженных частиц.
г) беспорядочное движение ионов.
д) среди ответов нет правильного.
6. Сопротивление проводника зависит от…
а) силы тока в проводнике.
б) напряжения на концах проводника.
в) от материала, из которого изготовлен проводник, от его длины и площади поперечного сечения.
г) только от его длины.
д) только от площади поперечного сечения.
Уточни
Выбери правильный ответ.
1. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения силы тока?
а) м/с
б) А
в) Н
г) Па
2. Какая из приведенных ниже формул позволяет рассчитать напряжение?
а) m g,
б) р S,
в) А/ q,
г) m q.
3. Каким прибором измеряют силу ТОКА?
а) амперметром
б) динамометром
в) спидометром
г) барометром
4. Какая из перечисленных ниже единиц является единицей измерения площади?
а) м2
б) м3
в) м
г) см3
5.Электрическим током называется…
а) тепловое движение молекул вещества.
б) хаотичное движение электронов.
в) упорядоченное движение заряженных частиц.
г) беспорядочное движение ионов.
д) среди ответов нет правильного.
6. Сопротивление проводника зависит от…
а) силы тока в проводнике.
б) напряжения на концах проводника.
в) от материала, из которого изготовлен проводник, от его длины и площади поперечного сечения.
г) только от его длины.
д) только от площади поперечного сечения.
Отгадай.
Выдели в ответе букву
Вопрос | Ответ | № буквы ответа |
Прибор для измерения напряжения | 2 буква____ | |
Прибор для измерения силы тока | 8 буква_____ | |
Единица измерения работы | 5 буква____ | |
Величина, рассчитываемая по формуле А/q | 9 буква_____ | |
Устройство для размыкания и замыкания цепи | 6 буква_____ | |
Единица измерения заряда | 5 буква_____ | |
Единица измерения сопротивления | 1 буква_____ |
Отгадай.
Выдели в ответе букву
Вопрос | Ответ | № буквы ответа |
Прибор для измерения напряжения | 2 буква____ | |
Прибор для измерения силы тока | 8 буква_____ | |
Единица измерения работы | 5 буква____ | |
Величина, рассчитываемая по формуле А/q | 9 буква_____ | |
Устройство для размыкания и замыкания цепи | 6 буква_____ | |
Единица измерения заряда | 5 буква_____ | |
Единица измерения сопротивления | 1 буква_____ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Красинская СОШ имени Л.И. Манджиева»
Урок физики в 9 классе
«Магнитное поле и его графическое изображение.
Неоднородное и однородное магнитные поля»
Разработчик:
учитель физики
Егорова Г.Н.
с. Красинское, 2023 г.
«Магнитное поле и его графическое изображение.
Неоднородное и однородное магнитные поля»
Цель урока: обеспечение условия для получения учащимися знаний о магнитном поле и способах его графического изображения
Задачи:
образовательные:
- выявить существование магнитного поля в процессе решения поставленной ситуации;
- дать определение магнитного поля;
- исследовать зависимость величины магнитного поля магнита от расстояния до него;
- исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов;
- выяснить свойства магнитного поля;
- познакомиться с изображением магнитного поля через силовые линии.
развивающие: развитие логического мышления; умения анализировать, сравнивать, систематизировать информацию;
воспитательные: формировать навыки работы в группах;
формировать ответственность в выполнении учебной задачи.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: магниты (полосовые, дугообразные) по количеству учащихся.
Ход урока
1) Организационный этап.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2) Анализ контрольной работы. Обобщение темы «Колебания и волны».
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Легенда. «Много веков (более 2000 лет) назад это было. В поисках овцы пастух зашёл в незнакомые места, в горы. Кругом лежали чёрные камни. Он с изумлением заметил, что его палку с железным наконечником камни притягивают к себе, словно её хватает и держит какая-то невидимая рука. Поражённый чудесной силой камней, пастух принёс их в ближайший город. Здесь каждый мог убедиться в том, что рассказ пастуха не выдумка – удивительные камни притягивали к себе железные вещи! Более того, стоило потереть таким камнем лезвие ножа, и тот сам начинал притягивать железные предметы: гвозди, наконечники стрел. Будто из камня, принесённого с гор, в них перетекала какая-то сила, разумеется, таинственная».
Учитель. О каком камне идёт речь в предании? (О магните.)
Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами.
Учитель. Я предлагаю взять магниты и поднести их друг к другу, не касаясь. Что вы наблюдаете? Как объясняете? Почему происходит взаимодействие магнитов? Выходит между магнитами есть нечто такое, что мы не видим и не можем потрогать руками. Тогда это называют особой формой материи – полем. Магнитным полем.
Выясняем тему урока и ставим цель урока – изучение магнитного поля. Не просто понятия магнитного поля, а его свойств.
4) Первичное усвоение новых знаний.
Итак записываем тему в тетради. «Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитные поля».
Цель нашего урока: выявление основных свойств магнитного поля и способов его изображения.
Запись в тетради. Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами или просто магнитами.
Каковы же свойства магнитов и чем определяются свойства магнитов?
Для этого проведем практическую работу (на столах у учащихся магниты):
1. Поднесите магниты к железным предметам. Что вы наблюдаете? Обязательно ли близко надо поднести магнит, чтобы они притянулись?
2. Поднесите магниты друг к другу. Как взаимодействуют магниты?
Вывод делают учащиеся:
Запись в тетради. Свойства магнитов: а) магнитное притяжение и отталкивание присуще только некоторым телам (железу, стали); б) магнит имеет два полюса: северный N и южный S; в) одноименные полюса магнитов отталкиваются, а разноименные притягиваются.
Магнитное поле.
Вокруг магнитов существует невидимая форма материи, которая действует на магниты. Эту форму называют магнитным полем. Какими способами образуется магнитное поле?
Опыт Эрстеда.
Он разместил магнитную стрелку под проводником. При замыкании цепи стрелка отклонится, при размыкании стрелка возвращается. Чем вызывается отклонение стрелки? Так как мы знаем, что электрический ток – упорядоченное движение заряженных частиц. Если эти частицы покоятся, то создают вокруг себя лишь электрическое поле. Вокруг движущихся зарядов, помимо электрического поля существует еще и магнитное, => проводник с током создает магнитное поле => электрический ток – источник магнитного поля. Это явление было обнаружено датским ученым Эрстедом.
Вывод (делают учащиеся): Магнитное поле создается движущимися заряженными частицами.
Объяснение возникновения магнитного поля вокруг магнита Ампером.
Но почему же существует магнитное поле вокруг постоянных магнитов, если источником магнитного поля являются электрические токи? На этот вопрос ответил Ампер. В 1820 г. французский ученый Ампер выдвинул гипотезу. В атомах вещества имеются (железа) электроны, имеющие “-” заряд и движущиеся вокруг ядра. Их движение можно представить как круговой электрический ток, создающий магнитное поле. Эти очень маленькие магнитики ориентированы беспорядочно, если нет внешнего магнитного поля.
Запись в тетради: Магнитное поле – особая форма материи (силовое поле), которое создается движущимися заряженными частицами, и действиями магнита.
Свойства магнитных полей
1.Магнитное поле замкнутое поле (движение частиц осуществляется по окружности).
2. Магнитное поле можно обнаружить по его действую на магнитную стрелку (направление магнитного поля осуществляется с юга на север).
Магнитное поле – невидимое поле, но его можно изобразить можно с помощью магнитных линий.
Магнитные линии — это воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле.
Магнитную линию можно провести через любую точку пространства, в которой существует магнитное поле. При этом надо помнить, что она проводится так, чтобы в любой точке этой линии касательная к ней совпала с осью магнитной стрелки, помещённой в эту точку.
Из курса физики восьмого класса вы уже знаете, что магнитные линии полосового магнита выходят из его северного полюса и входят в южный. При этом они не имеют ни начала ни конца: они либо замкнуты, либо уходят на бесконечность, в чём легко убедиться с помощью железных опилок.
Не трудно заметить, что опилки располагаются в виде цепочек, причём с разной плотностью вокруг магнита. Это говорит о том, что действия, которые оказывает магнит на опилки, в разных точках поля различны. Наиболее сильно это действие проявляется возле полюсов магнита. А чем дальше от полюсов, тем слабее подобное действие, следовательно, тем слабее магнитное поле.
Такое магнитное поле в физике называют неоднородным. Его магнитные линии искривлены, а густота меняется от точки к точке.
Примером неоднородного магнитного поля служит и поле прямого проводника с током.
На рисунке вы видите схематические изображения двух участков таких проводников.
Давайте вспомним, что кружочек в центре обозначает сечение проводника, крестик — что ток направлен от нас за чертёж, а точка — что ток направлен наоборот, из-за чертежа к нам. Эти обозначения именуют правилом стрелы. Точка обозначает острие, летящей в нашу сторону стрелы, а крестик её хвостовое оперение, которое можно было бы увидеть, если бы стрела улетела от нас.
Обратите внимание на то, что магнитные линии прямого тока представляют собой концентрические окружности, центром которых является сам проводник с током. В тех областях пространства, где магнитное поле сильнее, магнитные линии изображаются ближе друг к другу (то есть гуще), и наоборот.
Таким образом, по картине магнитных линий можно судить не только о направлении магнитного поля, но и о его величине.
Что касается однородного магнитного поля, то его есть смысл рассматривать только в некотором приближении. Дело в том, что однородное магнитное поле — это поле, в каждой точке которого сила действия на магнитную стрелку одинакова по модулю и направлению.
Поскольку линии магнитного поля всегда искривлены, то об однородности поля и говорят только приблизительно. Примером однородного магнитного поля может служить поле внутри полосового магнита вблизи его середины.
Ещё одним примером практически однородного поля является поле, возникающее внутри соленоида, если длина соленоида намного больше его диаметра. Однако вне катушки с током, поле неоднородно и его магнитные линии располагаются примерно также, как и у полосового магнита.
Также видно, что магнитные линии однородного магнитного поля параллельны друг другу и расположены с одинаковой густотой.
5) Первичное закрепление. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Тест
1. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника с током объясняется тем, что на нее действует …
А. …магнитное поле, созданное движущимися в проводнике зарядами.
Б. …электрическое поле, созданное зарядами проводника.
В. … электрическое поле, созданное движущимися в проводнике зарядами.
2. Магнитные поля создаются…
А. …как неподвижными, так и движущимися электрическими зарядами.
Б. …неподвижными электрическими зарядами.
В. …движущимися электрическими зарядами.
3. Линии магнитного поля – это …
А. … линии, совпадающие с формой магнита.
Б. ... линии, по которым движется положительный заряд, попадая в магнитное поле.
В. …воображаемые линии, вдоль которых расположились бы маленькие магнитные стрелки, помещенные в магнитное поле.
4. Линии магнитного поля в пространстве вне постоянного магнита …
А. …начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности.
Б. … начинаются на северном полюсе магнита, заканчиваются на южном.
В. … начинаются на полюсе магнита, заканчиваются на бесконечности.
Г. …начинаются на южном полюсе магнита, заканчиваются на северном.
5. Конфигурации линий магнитного поля соленоида сходны с картиной силовых линий …
А. …полосового магнита.
Б. …подковообразного магнита.
В. …прямого провода с током.
Проверка по эталону и само оценивание:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ответ | А | В | В | Б | А |
3 правильных ответов – оценка 3,
4 правильных ответов – оценка 4,
5 правильных ответов – оценка 5.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
§ 34, стр. 149 письменно ответить на вопросы № 7 и 8.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Выберите начало фразы и продолжите предложение.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…