Кружок "Занимательное конструирование"
Конструирование не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_zanimatelnoe_konstruirovanie.docx | 37.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
по техническому образованию
«Занимательное конструирование»
для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель Сарди В.А.
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок".
В.А. Сухомлинский.
Содержание.
1. Пояснительная записка
1.1.Актуальность
1.2.Цель программы кружка
1.3. Задачи кружка
2. График образовательной деятельности и режим работы
3. Организационно-методическое обеспечение
3.1. Методы, используемые в работе кружка
3.2. Форма проведения кружка
3.3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)
3.4. Формы подведения итогов
3.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями)
3.6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей
4. Учебно-тематическое планирование
4.1. Перспективный план работы кружка
4.2. Учебно-тематический план работы кружка (5 – 6 лет
5. Учебно-тематическое планирование (6 – 7лет)
5.1. Перспективный план работы кружка (6 -7 лет.)
5.2. Учебно-тематическое планирование (6 – 7 лет
6. Список используемых источников
7. Приложение
- Пояснительная записка.
Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в детском саду, помогали детям в обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным техническим направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Программа кружка включает в себя как техническое конструирование, так начальное техническое моделирование. Техническое моделирование и конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развития диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.
В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.
Занятия по ЛЕГО и ПОДВИЖНОМУ конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе задания, о назначении выполненного проекта.
Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков.
Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
1.1 Актуальность заключается в том, что изобретательная и изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.
В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.
1.2.Цель программы кружка «Занимательное конструирование»
– является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
1.3Задачи
1.3.1Образовательные * Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;
Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических, текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
1.3.2 Развивающие
* Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач) прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
*Развитие коммуникативной компетентности воспитанников на основе совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)
* Развитие мелкой моторики.
* Развивать у детей интерес к учебным предметам посредством ПОДВИЖНОГО конструктора и ЛЕГО конструктора.
1.3.3Воспитательные
* Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату.
* Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству.
1.4 Отличительные особенности программы.
Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет воспитанникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
1.5.Ценность : Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе конструктивно – технической деятельности ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое конструирование способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности.
1.6 Педагогическая технология.
Технология коллективного взаимообучения и целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Методическое обеспечение программы.
4.1.Методы обучения, используемые в работе кружка «Занимательное конструирование».
1.Словесные (рассказы, объяснения, беседы, объяснительно - иллюстративный)
2.Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций, игровой, проектный)
3.Практические (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование)
4.2 Форма проведения кружка «Занимательное конструирование».
- групповые и подгрупповые занятия, включающие в себя игры-конструирования, упражнения и задания.
4.3Структура проведения игры-конструирования:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки решения проблем, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
4.4 Ожидаемые результаты по освоению знаний, умений и навыков технической программы «Занимательное конструирование»:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской»:
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
- у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
- ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
- ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
- ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
- ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
- знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- 4.5Взаимодействие с родителями (законными представителями):
- - Оборудования для уголка конструирования: конструктором ЛЕГО, подвижным конструктором.
- - Буклеты для родителей;
- - Открытый показ кружковой работы;
- - Консультация «Значение конструирования в умственном развитии ребенка»;
- - Фоторепортажи о работе кружка;
- - Рекомендации родителям «Конструировать из конструктора ЛЕГО в летний период»;
- - Рекомендации родителям «Конструировать из конструктора ЛЕГО в домашних условиях»;
- - Выступления на родительских собраниях.
- 4.6Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
- 1. Место в группе для постоянной выставки, где размещают различные работы из конструктора ЛЕГО, подвижного конструктора.
- 2. Место для хранения конструктор ЛЕГО, подвижный конструктор.
- 3. Место для проведения работ
Учебно-тематическое планирование 5-6
Перспективный план работы кружка «Занимательное конструирование»:
Содержание работы | Сроки |
1. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий и программ. 2. Первичное диагностическое обследование детей. 3. Составление программы кружка ; подготовка конспектов к НОД. | Август Сентябрь I половина августа |
II. Основной этап: 1. Консультации для родителей: «Значение конструирования в умственном развитии ребенка». 2. НОД в кружке «Занимательное конструирование». | По ходу работы кружка. сентябрь – май |
III. Заключительный этап: 1.Итоговое диагностическое обследование детей. 2. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка «Веселая мастерская». 3 Консультация на тему: «Значение конструирования в умственном развитии ребенка». | Май Май Май. |
Учебно-тематический план работы кружка
Месяц/Неделя | Тема | Практика | |
Сентябрь | 3 | Знакомство с конструктором. Узоры. | Составление узора по собственному замыслу |
4 | Баланс конструкций. Виды крепежа | Конструирование модели птицы | |
Октябрь | 1 | Падающие башни. Сказ башни, дворцы. | Конструирование башни. |
2 | Подвешивание предметов. Строим конструкции. Стены зданий. | Конструирование подъемного крана. | |
3 | Крыши и навесы. Устойчивость конструкций. Подпорки. | Конструирование модели крыши. Испытание моделей. Перепроектировка конструкции. Испытания башен стенок. | |
4 | (продолжение ) | Конструирование модели крыши. | |
Ноябрь | 1 | Что нас окружает | Конструирование собственной модели. |
2 | Какие бывают животные. Дикие животные. Домашние животные. | Конструирование модели животного | |
3 | Любить все живое. Животные из «Красной книги». | Конструирование модели животного | |
4 | Наш городской дом | Конструирование многоэтажного дома | |
Декабрь | 1 | Наш двор | Моделирование детской площадки. |
2 | Наш двор (продолжение) | Моделирование детской площадки. | |
3 | Наш детский сад. | Моделирование детского сада. Создание детского сада будущего. | |
4 | Наш детский сад (продолжение) | Моделирование детского сада. Создание детского сада будущего. | |
Январь | 2 | Наша улица. Улица полна неожиданностей. | Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ПДД. |
3 | Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт. | Моделирование безопасного автобуса. | |
4 | Специальный транспорт. Воздушный транспорт. | Моделирование машины специального транспорта Конструирование воздушного транспорта | |
Февраль | 1 | Наш любимый поселок. | Конструирование поселка. |
2 | Зеленый-поселок будущего. | Моделирование поселка-будущего. | |
3 | Машины будущего | Моделирование машины будущего. | |
4 | Робототехника | Моделирование робототехника. | |
Март | 1 | Полеты в космос Корабли осваивают вселенную | Конструирование космической ракеты. |
2 | Спутник в космосе | Конструирование космического спутника. | |
3 | Военный парад | Конструирование военных машин | |
4 | Военный самолет | Моделирование военного самолета | |
Апрель | 1 | По дорогам сказок | Конструирование сказочных героев |
2 | По дорогам сказок (продолжение) | Конструирование сказочных героев | |
3 | По дорогам мультфильмов | Конструирование героев мультфильмов | |
4 | По дорогам мультфильмов (продолжение) | Конструирование героев мультфильмов | |
Май | 1 | ЛЕГО-театр | Создание театра из ЛЕГО-героев |
2 | ЛЕГО-театр (продолжение) | Создание театра из ЛЕГО-героев | |
3 | ПОДВИЖНЫЙ конструктор-театр | Создание театра из ПОДВИЖНОГО конструктора | |
4 | ПОДВИЖНЫЙ конструктор-театр (продолжение) | Создание театра из ПОДВИЖНОГО конструктора. |
Учебно-тематическое планирование (6 -7лет).
Перспективный план работы кружка
Содержание работы | Сроки |
1. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий и программ. 2. Первичное диагностическое обследование детей. 3. Составление программы кружка ,подготовка конспектов к НОД. | Август Сентябрь I половина августа |
II. Основной этап: 1. Консультации для родителей: «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструктора». 2. НОД в кружке | По ходу работы кружка. сентябрь – май |
III. Заключительный этап: 1.Итоговое диагностическое обследование детей. 2. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка . 3 Консультация на тему: «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструктора». | Май Май Май. |
Перспективное планирование по конструированию в подготовительной к школе группе
Месяц | Тема | Цели |
Сентябрь | Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Избушка на курьих ножках (коллективная работа) | Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. | |
Мостик через речку | Познакомить с лего-конструктором "Дакта". Показать новые детали. Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Развивать терпение. | |
Колодец | Учить строить простейшую постройку из подвижного и лего-конструкторов. | |
Октябрь | Дом лесника | Учить строить большой дом для лесника |
Разные домики | Учить строить домики разной величины и длины | |
Кафе | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Ноябрь | Плывут корабли. | Рассказать о водном транспорте. Продолжать учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. |
Катер | Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями "водный, речной, морской транспорт". | |
Пароход | Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Декабрь | Зоопарк | Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. |
Слон | Учить строить слона из подвижного и лего-конструктора, развивать творческие навыки, терпение. | |
Верблюд | Учить строить верблюда из подвижного и лего-конструктора. развивать творческие навыки, терпение. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Январь | Домашние животные | Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. |
Дети | Учить строить мальчика и девочку из подвижного и большого лего-конструктора "Дупло". Учить рассказывать о постройке. | |
Дом фермера | Учить находить материалы для постройки | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Февраль | Грузовой автомобиль | Учить создавать сложную постройку грузовой машины из подвижного и лего-конструктора "Дакта". Учить правильно соединять детали. |
Пожарная часть | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить номер телефона пожарной части. | |
Самолет | Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Март | Поезд мчится | Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. |
Беседка | Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку. | |
Пастбище | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Апрель | Ракета, космонавты | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из подвижного и лего-конструктора "Дакта" по карточке. |
Светофор, регулировщик | Закреплять знания о светофоре. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Робот | Показать игрушку робот. Учить строить робота. | |
Речные рыбки | Учить строить рыб из подвижного и Лего-конструктора "Дакта". Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | |
Май | Аквариум | Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. |
Лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. | |
Попугай | Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. развивать внимание, мелкую моторику рук. | |
Конструирование по замыслу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. |
Список используемых источников
1. Наука. Энциклопедия – М., «РОСМЭН», 2001г. - 125с.
2. Витезслав Гоушка «Дайте мне точку опоры…», - «Альбатрос», Издательство – литературы для детей и юношества, Прага, 1971г. – 191с.
3. С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009г.