Кружок "Занимательное конструирование"

Сарди Валентина Александровна

Конструирование не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_zanimatelnoe_konstruirovanie.docx37.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка

по техническому образованию

«Занимательное конструирование»

для детей старшего дошкольного возраста.

                                                                               Воспитатель Сарди В.А.

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают

источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше  мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок".

 В.А. Сухомлинский.

Содержание.

1. Пояснительная записка

1.1.Актуальность                                                                                                

1.2.Цель программы кружка                                                                              

1.3. Задачи кружка                                                                                              

2. График образовательной деятельности и режим работы                          

3. Организационно-методическое обеспечение

3.1. Методы, используемые в работе кружка                                                  

3.2. Форма проведения кружка                                                                          

3.3. Ожидаемые результаты (предполагаемый результат)                              

3.4. Формы подведения итогов                                                                          

3.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями)              

3.6. Создание условий для самостоятельной деятельности детей                  

4. Учебно-тематическое планирование

4.1. Перспективный план работы кружка                                                        

4.2. Учебно-тематический план работы кружка (5 – 6 лет                            

5. Учебно-тематическое планирование (6 – 7лет)

5.1. Перспективный план работы кружка (6 -7 лет.)                                      

5.2. Учебно-тематическое планирование (6 – 7 лет                                      

6. Список используемых источников                                                              

7. Приложение                                                                                                  

  1. Пояснительная записка.

Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы дети знания, полученные в детском саду, помогали детям в обучении в школе. Организация деятельности опирается на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов. Разнообразие конструкторов ЛЕГО позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и по разным техническим направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

Программа кружка включает в себя как техническое конструирование, так начальное техническое моделирование. Техническое моделирование и конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности световосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развития диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

В основе занятий лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат деятельности воспитанников. Конструирование является комплексным и интегративным по своей сути, оно предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми образовательными областями.

Занятия по ЛЕГО и ПОДВИЖНОМУ конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого, а вносит разнообразие в творческую деятельность. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к выполненной работе, рассказывает о ходе задания, о назначении выполненного проекта.

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. При постройке несложных самоходных моделей формируется понятия о конструкциях машин и механизмов, их назначение и действий, идет освоение трудовых навыков.

Техническое конструирование – создание различных технических объектов, в процессе которого мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют, в отличие от моделирования, действительные объекты.

1.1 Актуальность заключается в том, что изобретательная и изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

На занятиях решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.), навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

1.2.Цель программы кружка «Занимательное конструирование»

– является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

1.3Задачи

1.3.1Образовательные                                                                                                                                                                                                              * Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации                       предметно-преобразующей деятельности;

Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;

Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических, текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

1.3.2 Развивающие

* Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач) прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

*Развитие коммуникативной компетентности воспитанников на основе совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества)

* Развитие мелкой моторики.

* Развивать у детей интерес к учебным предметам посредством ПОДВИЖНОГО конструктора и ЛЕГО конструктора.

1.3.3Воспитательные

* Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, ее результату.

* Способствовать возникновению ощущения, что продукт их деятельности интересен другим и им самим, привить навыки работы, приучить к терпению и упорству.

1.4 Отличительные особенности программы.

Отличительная особенность программы заключается в том, что позволяет воспитанникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность технического моделирования и конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке открывает возможности для реализации новых концепций обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

1.5.Ценность : Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования. Во время работы с конструктором ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку. В ходе конструктивно – технической деятельности ребенок становиться архитектором и строителем, воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое конструирование способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности.

1.6 Педагогическая технология.

Технология коллективного взаимообучения и целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Методическое обеспечение программы.

4.1.Методы обучения, используемые в работе кружка «Занимательное конструирование».

1.Словесные (рассказы, объяснения, беседы, объяснительно - иллюстративный)

2.Наглядные (методы иллюстраций и демонстраций, игровой, проектный)

3.Практические (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование)

4.2 Форма проведения кружка  «Занимательное конструирование».

- групповые и подгрупповые занятия, включающие в себя игры-конструирования, упражнения и задания.

4.3Структура проведения игры-конструирования:

  • постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
  • выдвижение предположений, отбор способов проверки решения проблем, выдвинутых детьми;
  • проверка гипотез;
  • подведение итогов, вывод;
  • фиксация результатов;
  • вопросы детей.

4.4 Ожидаемые результаты по освоению знаний, умений и навыков технической программы «Занимательное конструирование»:

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской»:

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
  • у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;
  • ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;
  • ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;
  • ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции, как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;
  • ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;
  • знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  •  4.5Взаимодействие с родителями (законными представителями):
  • - Оборудования для уголка конструирования: конструктором ЛЕГО, подвижным конструктором.
  • - Буклеты для родителей;
  • - Открытый показ кружковой работы;
  • - Консультация «Значение конструирования в умственном развитии ребенка»;
  • -  Фоторепортажи о работе кружка;
  • -  Рекомендации родителям «Конструировать из конструктора ЛЕГО в летний период»;
  • -  Рекомендации родителям «Конструировать из конструктора ЛЕГО в домашних условиях»;
  • -  Выступления на родительских собраниях.
  • 4.6Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
  • 1. Место в группе для постоянной выставки, где размещают различные работы из конструктора ЛЕГО, подвижного конструктора.
  • 2. Место для хранения конструктор ЛЕГО, подвижный конструктор.
  • 3. Место для проведения работ

Учебно-тематическое планирование 5-6

Перспективный план работы кружка «Занимательное конструирование»:

Содержание работы

Сроки

  1. Подготовительный этап:

1. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий и программ.  

2. Первичное диагностическое обследование детей.

3. Составление программы кружка ; подготовка конспектов к НОД.

Август

Сентябрь

I половина августа

II. Основной этап:

1. Консультации для родителей: «Значение конструирования в умственном развитии ребенка».

2. НОД в кружке «Занимательное конструирование».

По ходу работы кружка.

сентябрь – май

III. Заключительный этап:

1.Итоговое диагностическое обследование детей.

2. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка «Веселая мастерская».

3 Консультация на тему: «Значение конструирования в умственном развитии ребенка».

Май

Май

Май.

Учебно-тематический план работы кружка

Месяц/Неделя

Тема

Практика

Сентябрь

3

Знакомство с конструктором. Узоры.

Составление узора по собственному замыслу

4

Баланс конструкций. Виды крепежа

Конструирование модели птицы

Октябрь

1

Падающие башни. Сказ башни, дворцы.

Конструирование башни.

2

Подвешивание предметов. Строим конструкции. Стены зданий.

Конструирование подъемного крана.

3

Крыши и навесы. Устойчивость конструкций. Подпорки.

Конструирование модели крыши. Испытание моделей. Перепроектировка конструкции. Испытания башен стенок.

4

(продолжение )

Конструирование модели крыши.

Ноябрь

1

Что нас окружает

Конструирование собственной модели.

2

Какие бывают животные. Дикие животные. Домашние животные.

Конструирование модели животного

3

Любить все живое. Животные из «Красной книги».

Конструирование модели животного

4

Наш городской дом

Конструирование многоэтажного дома

Декабрь

1

Наш двор

Моделирование детской площадки.

2

Наш двор (продолжение)

Моделирование детской площадки.

3

Наш детский сад.

Моделирование детского сада. Создание детского сада будущего.

4

Наш детский сад (продолжение)

Моделирование детского сада. Создание детского сада будущего.

Январь

2

Наша улица. Улица полна неожиданностей.

Моделирование дорожной ситуации. Закрепление ПДД.

3

Какой бывает транспорт. Пассажирский транспорт.

Моделирование безопасного автобуса.

4

Специальный транспорт. Воздушный транспорт.

Моделирование машины специального транспорта

Конструирование воздушного транспорта

Февраль

1

Наш любимый поселок.

Конструирование поселка.

2

Зеленый-поселок будущего.

Моделирование поселка-будущего.

3

Машины будущего

Моделирование машины будущего.

4

Робототехника

Моделирование робототехника.

Март

1

Полеты в космос Корабли осваивают вселенную

Конструирование космической ракеты.

2

Спутник в космосе

Конструирование космического спутника.

3

Военный парад

Конструирование военных машин

4

Военный самолет

Моделирование военного самолета

Апрель

1

По дорогам сказок

Конструирование сказочных героев

2

По дорогам сказок (продолжение)

Конструирование сказочных героев

3

По дорогам мультфильмов

Конструирование героев мультфильмов

4

По дорогам мультфильмов (продолжение)

Конструирование героев мультфильмов

Май

1

ЛЕГО-театр

Создание театра из ЛЕГО-героев

2

ЛЕГО-театр (продолжение)

Создание театра из ЛЕГО-героев

3

ПОДВИЖНЫЙ конструктор-театр

Создание театра из ПОДВИЖНОГО конструктора

4

ПОДВИЖНЫЙ конструктор-театр (продолжение)

Создание театра из ПОДВИЖНОГО конструктора.

Учебно-тематическое планирование (6 -7лет).

Перспективный план работы кружка

Содержание работы

Сроки

  1. Подготовительный этап:

1. Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий и программ.

2. Первичное диагностическое обследование детей.

3. Составление программы кружка ,подготовка конспектов к НОД.

Август

Сентябрь

I половина августа

II. Основной этап:

1. Консультации для родителей: «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструктора».

2. НОД в кружке

По ходу работы кружка.

сентябрь – май

III. Заключительный этап:

1.Итоговое диагностическое обследование детей.

2. Выводы и рекомендации по итогам работы кружка .

3 Консультация на тему: «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструктора».

Май

Май

Май.

Перспективное планирование по конструированию в подготовительной к школе группе

Месяц

         Тема

                                                   Цели

                               Сентябрь

Конструирование по замыслу

Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Избушка на курьих ножках (коллективная работа)

Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу.

Мостик через речку

Познакомить с лего-конструктором "Дакта". Показать новые детали. Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. Развивать терпение.

Колодец

Учить строить простейшую постройку из подвижного и лего-конструкторов.

Октябрь

Дом лесника

Учить строить большой дом для лесника

Разные домики

Учить строить домики разной величины и длины

Кафе

Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу.

Конструирование по замыслу

Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                              Ноябрь

Плывут корабли.

Рассказать о водном транспорте. Продолжать учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Катер

Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик, трубы). Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. Обогащать речь обобщающими понятиями "водный, речной, морской транспорт".

Пароход

Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Декабрь

Зоопарк

Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы.

Слон

Учить строить слона из подвижного и лего-конструктора, развивать творческие навыки, терпение.

Верблюд

Учить строить верблюда из подвижного и лего-конструктора. развивать творческие навыки, терпение.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                   Январь

Домашние животные

Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

Дети

Учить строить мальчика и девочку из подвижного и большого лего-конструктора "Дупло". Учить рассказывать о постройке.

Дом фермера

Учить находить материалы для постройки

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

                Февраль

Грузовой автомобиль

Учить создавать сложную постройку грузовой машины из подвижного и лего-конструктора "Дакта". Учить правильно соединять детали.

Пожарная часть

Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину и пожарную часть. Выучить номер телефона пожарной части.

Самолет

Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Март

Поезд мчится

Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу.

Беседка

Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны). Учить строить беседку.

Пастбище

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Апрель

Ракета, космонавты

Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из подвижного и лего-конструктора "Дакта" по карточке.

Светофор, регулировщик

Закреплять знания о светофоре.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Робот

Показать игрушку робот. Учить строить робота.

Речные рыбки

Учить строить рыб из подвижного и Лего-конструктора "Дакта". Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук.

Май

Аквариум

Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум.

Лабиринт

Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук.

Попугай

Продолжать знакомить с плоскостным конструированием. развивать внимание, мелкую моторику рук.

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Список используемых источников
1.        Наука. Энциклопедия – М., «РОСМЭН», 2001г. - 125с.
2.
        Витезслав Гоушка «Дайте мне точку опоры…», - «Альбатрос», Издательство – литературы для детей и юношества, Прага, 1971г. – 191с.
3.        С. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009г.