Дополнительное профессиональное образование
Повышение квалификации:
"Актуальные вопросы истории России в современных реалиях" (ООО "Центр инновационного образования и воспитания" г.Саратов. 16 часовчасов. Форма обучения: дистанционная. Направленность: методика преподавания предмета).
"Ключевые компетенции воспитателя как основа успешного внедрения новой федеральной образовательной программы дошкольного образования 2023" (ООО "Федерация развития образования" г.Брянск. 144 часачасов. Форма обучения: заочная. Направленность: методика преподавания предмета).
"Инструменты эффективного управления в бережливом производстве" (АНО ДПО "КУПНО". 36 часовчасов. Форма обучения: дистанционная. Направленность: иное).
Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста) (ФБУН" Новосибирский НИИ гигиены" Роспотребнадзора. 15часов. Форма обучения: заочная. Направленность: иное).
Программы профессионального саморазвития
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Колокольчик»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол № ___ от «___» ______2017 г. детский сад №3 «Колокольчик»
______________Градова С.Ю.
Приказ № ___от «___» ________2017г
Программа профессионального саморазвития на тему:
«Нетрадиционные техники рисования-
как средство развития творчества детей»
Воспитатель:
Жидкова М.В.
с. Дивеево
2017г.
Образование: высшее, в 2013 году закончила Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского присуждена квалификация учитель иностранного языка.
Квалификационная категория –нет.
Индивидуальная тема самообразования: «Нетрадиционные техники рисования - как средство развития творчества детей»
Программа включает в себя Образовательную область: «Художественно- эстетическое развитие», предлагаемой базовой программой «От рождения до школы под ред. Н.Е. Вераксы», Т.С. Комаровой», на которой основана ООП МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик»
Цель программы:
Приобщение детей к миру искусства, развитие природных задатков, формирование у детей художественно – творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования
Задачи программы:
1.Изучитьнаучно-теоретический материал, нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику, систематизировать полученные знания.
2. Изучить и внедрить современные формы работы, технологии в воспитательно- образовательный процесс.
3.Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
4.Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
Программа рассчитана на 1 год
Предполагаемые результаты:
- разработать перспективный план ;
- консультации для воспитателей по теме самообразования;
- консультации для родителей по теме самообразования;
- применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
- обогатить предметно – развивающую среду в группе;
- усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал.
Способ демонстрации результата проделанной работы
Оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками»
Форма отчета по проделанной работе
Показ НОД
Введение.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения.
Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.
Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт.
Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов. Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает» «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может»
Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. А для создания «мозаичного» шедевра подойдёт лист хорошо помятой бумаги. И даже пушистую шубку зайчонку подарит колючая малярная кисть из папиного ящика с инструментами и дешёвая зубная паста.
Да как много различных способов для самовыражения маленького фантазёра!
А с помощью взрослого будет проще реализовать свои фантазии.
Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Она содержит методические рекомендации к использованию нетрадиционных техник в рисовании в виде перспективного планирования, диагностического инструментария, подбора игровых упражнений к различным нетрадиционным техникам рисования.
Актуальность темы.
Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и значимо в практическом и теоретическом отношении.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:
- Умение одухотворять живую и неживую природу
- Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
- Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
- Стремление заботиться о других
- Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
- Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
- Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:
- Учится быть оригинальным
- Учится использовать средства выразительности
- Учится давать оценку своей и чужой деятельности
- Учится проявлять инициативу, самостоятельность
- Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник
Исследования российских педагогов и психологов Е.А. Флериной, Н.Г.Сакулиной, Е.И.Игнатьевой и др. дают основание сделать вывод о том, что рисование возникает у детей уже второго года жизни и является неотъемлемой частью развития ребёнка. Поэтому его необходимо включать в процесс обучения дошкольников, который должен быть направлен на овладение техническими навыками и отражение впечатлений от окружающего.
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка» (Н.А.Ветлугина)
Но для полноценного воспроизведения на листе окружающего мира, детям необходим запас наблюдений и опыта.
Глаз ребёнка, воспитанный на наблюдении многообразных форм, на изучении красочных сочетаний в природе, будет более восприимчив к обучению техникам рисования. Ведь, чем больше опыт наблюдений, тем ярче видит ребёнок конечный результат своего рисунка, тем правильней он будет использовать навыки владения материалами и инструментами.
Поэтому, педагогическую работу по обучению нетрадиционным техникам рисования следует начинать с организации чувственного познания, созерцания детьми эстетики природы, наслаждения ею, переживания её красоты.
Научить детей видеть – значит сделать их глаз восприимчивым к красоте цвета и формы, способным замечать изящное в предметах и явлениях и удерживать их в памяти.
Так же важно стимулировать проявление детьми самостоятельности в творческом процессе, который предполагает:
- Развитие художественно-эстетического восприятия
- Способность замысливать, представлять будущий рисунок
- Освоение технических и изобразительных навыков
- Опыт общения с миром изобразительного искусства
Только после такой подготовки можно ждать от ребёнка полной реализации его художественных возможностей. Также нужно приложить не мало усилий для обучения пользованию материалами и инструментами, доступными в дошкольном возрасте. Необходимо готовить руку ребёнка для более точной передачи красоты и изящества форм, цветовых созвучий.
Многообразие техник помогает детям искать себя в материале. По своей природной сути кто-то больше график, кто-то живописец и, безусловно, выразит себя наиболее адекватно в предпочтительной технике.
Чтобы это произошло, и возникает необходимость в поиске нового подхода, новых способов, новых техник рисования. И тогда каждый ребёнок сумеет реализовать свой неповторимый способ самовыражения.
Для работы можно использовать различные материалы и инструменты т.к. фантазия детей и взрослых даёт всё новые и новые возможности уверенного овладения изобразительными средствами.
Формы организации образовательного процесса.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Музыкальная
- Изобразительная (можно включить разделы по изо)
- Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
- Конструктивная
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Двигательная
Методы и приемы:
Среди методов педагогической работы с детьми основными являются игровые методы, основанные на ведущем виде деятельности дошкольников – игре. Игровые методы являются составной частью целой системы методов:
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).
Направления саморазвития:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Предполагаемые результаты |
Профессиональное |
| 2017- 2018 | Повышение собственного профессионализма |
Психолого-педагогические |
| регулярно | Совершенствование своих знаний в области детской психологии |
Методические |
|
регулярно регулярно регулярно регулярно | Владение новыми методиками |
Информационно технологические технологии |
| регулярно регулярно
| Повышение интереса воспитанников к НОД «Художественно-эстетичекое развитие» Общение с другими воспитателями, расширение кругозора в профессиональной области. |
Охрана здоровья |
| регулярно
регулярно |
Основные этапы работы по саморазвитию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Предполагаемые результаты |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме | 2017-2018 |
| Повышение профессионализма |
Прогностический |
| 2017-2018 | Выступление на заседании районного МО воспитателей | |
Практический |
| 2017-2018 |
| Распространение своего опыта работы |
Обобщающий |
| 2017-2018 |
| |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2017-2018 | Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ | Отзывы других педагогов и родителей. |
Перспективный план работы
Дата
№
Занятие
Программное содержание
Техника
Октябрь
1.
«Мое любимое дерево осенью»
Познакомить детей с техникой калькография из трубочки.
Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники. Учить соотносить количество листьев и цвет.
Калькография трубочкой,
оттиск пенопластом.
2.
«Бабочки которых я видел летом»
Познакомить детей с техникой монотипия. Закрепить понятие симметрии на примере бабочки. Развивать пространственное мышление.
Монотипия, (обведение ладошки и кулака)
3.
«Ветка рябины»
(с натуры)
Продолжать учить анализировать натуру, выделять ее признаки. Закреплять умение рисовать пальчиками.
Рисование пальчиками.
4.
«Лес точно терем расписной»
Продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации. Формировать композиционные умения.
Гуашь, цветная бумага.
Ноябрь
5.
«Осеннее волшебство»
Учить передавать в рисунке характерные особенности природы нетрадиционными способами. Вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Пальчики.
6.
«Домик в деревне»
Продолжать знакомить детей с техникой оттиск пенопластом. Развивать чувство композиции.
Оттиск пенопластом.
7.
«Чудесное превращение кляксы»
Создать условия для свободного экспериментирования с разными материалами (художественные и бытовые). Показать новый способ абстрактных изображений (клякс). Вызвать интерес к опредмечиванию необычных форм. Развивать творческое воображение.
Трубочки, зубные щетки, гуашь.
8.
«Хмурая, грустная осень»
Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в пейзаже, учить отображать состояние погоды в рисунках (ветер, туман, дождь) цветом, линиями, оттисками. Составлять композиции использованием разных способов, упражнять цветовосприятие отбором холодных оттенков, печального колорита поздней осени.
Восковые мелки, акварель.
Набрызги кистью.
Декабрь
9.
«Снегири на ветках»
Продолжать учить передавать в рисунке характерные особенности природы нетрадиционными способами. Вызвать интерес к нетрадиционным техникам рисования.
Ладошка, пальчики, тычок поролона.
10.
«Зимний лес»
Совершенствовать умения и навыки рисования пальчиками и поролоном. Продолжать развивать чувство композиции.
Тычок, оттиск пара лона, пальчики.
11.
«Букет для снегурочки»
Продолжать учить работать с данной техникой, продолжать развивать чувство композиции, цветовосприятия - умения отбирать холодные тона.
Монотипия.
12.
«Ледяная избушка»
Продолжать развивать восприятие колорита в изображении холодного времени года. Совершенствовать умение работать с данными техниками.
Тычок пара лона, пальчики.
Январь
13.
«Елочка нарядная»
Учить детей в работе отражать облик ели наиболее выразительно. Совершенствовать навык работы с пара лоном.
Поролон, ватные палочки.
14.
«В гостях у снега снеговика»
Познакомить детей с новой техникой — на брызги по трафарету. Развивать фантазию и творчество в рисовании.
На брызги по трафарету.
15.
«Я в подводном мире»
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике — отпечаток от ладошки (рыбы, осьминоги). Развивать чувство композиции и колорита.
Отпечаток ладошки.
Восковые мелки, гуашь, акварель.
16.
«Моя любимая погода зимой»
Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению в разных изобразительных техниках; упражнять в отображении состояния погоды в рисунках (ясно, метель). Упражнять в работе с данными техниками.
Манка, клей.
Рваная бумага.
Вата, гуашь.
Февраль
17.
«Сказочные птицы»
Развивать фантазию и творчество. Упражнять в работе с данной техникой, умение передавать выразительный образ сказочных птиц.
Отпечаток ладошкой, акварель, гуашь.
18.
«Волшебный зимний лес»
Продолжать упражнять детей в работе с данной техникой, умение передавать выразительный образ леса. Развивать творчество и фантазию.
Раздувание из трубочки, тычок пара лона.
19.
«Цветные ладошки»
Продолжать знакомить с техникой рисования ладошкой. Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. Вызвать интерес к собственной руке. Развивать творчество и фантазию.
ладошка, пальчики.
Гуашь.
20.
«Берег моря»
Формировать эстетическое представление об особенности изображения морского берега, путем нетрадиционного изображения. Совершенствовать умения детей работать с данными техниками.
Печать по трафарету, тычок пара лона. Сухая гуашь.
Март
21.
«Ветка с первыми листьями»
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полу распустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции.
Оттиск печатками
22.
«Открытка для мамы» (мамины любимые цветы)
Учить украшать цветами и украшать пальчиками открытку для мамы. Закреплять умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по-разному.
Печать по трафарету, пальчики
23.
«Подсолнухи»
Закреплять умение рисовать в технике печать ладошкой. Развивать воображение и творчество.
Ладошки.
25.
«Полет в космос»
Продолжать учить смешивать различные краски (синею, голубую, фиолетовую) прямо на листе бумаги. Закрепить умение печать по трафарету. Учить рисовать ракеты , летающие тарелки.
На брызги по трафарету, пастель.
Апрель
26.
«Пробуждение природы от зимнего сна»
(у озера)
Воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению. Развивать чувство композиции, колорита.
Монотипия.
27.
«Чудесный букет»
Закреплять знания детей о симметричных и несимметричных предметах, совершенствовать навыки рисования гуашью.
монотипия
28.
«Березовая роща»
Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи Развивать чувство композиции.
Рисование свечей.
29.
«Вишня в цвету»
Закреплять умение продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.
Пальчики, тычок.
Май
30.
«Улыбка весны»
Техника по выбору
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, фантазию, творческие способности; Учить создавать пейзажи с использованием знакомых нетрадиционных техник рисования по выбору.
Весь необходимый материал.
31.
«Цветущий луг»
Закреплять ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать более выразительному отражению впечатлений о весне.
Кляксография.
32.
«По замыслу»
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирование с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Все имеющиеся в наличии.
33.
«Праздничный салют»
Развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие; Отражать в рисунке впечатления от праздника Победы; создавать композицию рисунка, располагая внизу – дома, а вверху – салют в технике набрызг.
Набрызги.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Колокольчик»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол № ___ от «___» ______2018 г. детский сад №3 «Колокольчик»
______________Градова С.Ю.
Приказ № 89от «31» августа 2018г
Программа профессионального саморазвития на тему:
«Развитие мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности в технике тестопластика»
Воспитатель:
Жидкова М.В.
с. Дивеево
2018 г.
Образование: высшее, в 2013 году закончила Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского присуждена квалификация учитель иностранного языка.
Квалификационная категория – нет.
Индивидуальная тема самообразования:
Программа включает в себя Образовательную область: «Художественно- эстетическое развитие», предлагаемой базовой программой «От рождения до школы под ред. Н.Е. Вераксы», Т.С. Комаровой», на которой основана ООП МБДОУ детский сад №3 «Колокольчик»
Цель программы:
Обеспечение непрерывного профессионального развития, роста профессионального мастерства, развития личностных качеств, необходимых в профессиональной деятельности. Развитие у детей художественно-творческих способностей при помощи тестопластики. Развитие мелкой моторики рук обучающихся.
Задачи программы:
1. Изучить научно-теоретический материал, нормативную базу реализации ФГОС ДО в образовательную практику, систематизировать полученные знания.
2. Изучить и внедрить современные формы работы, технологии в воспитательно-образовательный процесс.
3. Освоить разные способы и приемы работы с соленым тестом.
4. Создать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников, посредством применения технологий тестопластики.
5. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук, глазомер.
Программа рассчитана на 1 год
Предполагаемые результаты:
- разработать перспективный план ;
- консультации для воспитателей по теме самообразования;
- консультации для родителей по теме самообразования;
- применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
- обогатить предметно – развивающую среду в группе;
- усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал.
Способ демонстрации результата проделанной работы
Выставка детских поделок в технике тестопластика (фотоотчет)
Форма отчета по проделанной работе
Практикум-семинар для педагогов
Введение.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский).
Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат.
Кроме того, лепка развивает и совершенствует природное чувство осязание обоих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества. Лепка из соленого теста имеет важной значение для развития мелкой моторики кистей обеих рук, зрительно-моторной координации, психических познавательных процессов, формирования умений и навыков работы с пластичными материалами, а также способствует развитию творческих способностей дошкольников.
Лепить можно из пластилина и глины, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:
- Повышает сенсорную чувствительность;
- Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;
- Синхронизирует работу обеих рук;
- Формирует умение планировать работу, вносить изменения;
- Развивает творчество ребенка.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться .
Детям особенно интересно заняться чем-нибудь новеньким. Сколько можно пользоваться надоевшим пластилином, фигурки из которого недолговечны и не поддаются раскрашиванию.
Актуальность темы.
В настоящее время у большинства современных дете наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.
Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.
В далёком прошлом наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, т.е. сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, усидчивость и фантазия. Вот поэтому необходимость развития тонких движений пальцев рук давно уже признана педагогами, работающими в дошкольных учреждениях. Занятия такого профиля рекомендуется включать в сетку занятий, особенно в садиках с логопедической направленностью. Еще один важнейший плюс в развитии мелкой моторики – творчество дарит ребенку силы и уверенность в себе и в своих способностях.
В своей работе по развитию мелкой моторике с детьми, я предпочла использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности-тестопластику.
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
- Легко отмывается и не оставляет следов.
- Безопасно при попадании в рот.
- Не липнет к рукам при лепке.
- Можно сушить на воздухе.
- Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
Лепить из теста – одно удовольствие. Соль, мука, вода – вот и все, что нужно для умелых рук. Лепка из соленого теста - «Тестопластика», относится к категории работы с нетрадиционными материалами, которая еще не нашла широкого применения в дошкольных образовательных учреждениях, что определяет новизну и актуальность творческой работы.
Формы организации образовательного процесса.
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- совместной деятельности взрослого и детей
- самостоятельной деятельности детей (формы организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная).
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей – осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
- Игровая
- Коммуникативная
- Познавательно-исследовательская
- Музыкальная
- Изобразительная (можно включить разделы по изо)
- Восприятие художественной литературы с использованием фольклора
- Конструктивная
- Самообслуживание и элементарный бытовой труд
- Двигательная
Методы и приемы:
Среди методов педагогической работы с детьми основными являются игровые методы, основанные на ведущем виде деятельности дошкольников – игре. Игровые методы являются составной частью целой системы методов:
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми рисунков в нетрадиционной технике, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый;
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе).
Направления саморазвития:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Предполагаемые результаты |
Профессиональное |
| 2018- 2019 | Повышение собственного профессионализма |
Психолого-педагогические |
| регулярно | Совершенствование своих знаний в области детской психологии |
Методические |
|
регулярно регулярно регулярно регулярно | Владение новыми методиками |
Информационно технологические технологии |
| регулярно регулярно
| Повышение интереса воспитанников к НОД «Художественно-эстетичекое развитие» Общение с другими воспитателями, расширение кругозора в профессиональной области. |
Охрана здоровья |
| регулярно
регулярно |
Основные этапы работы по саморазвитию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Предполагаемые результаты |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме | 2018-2019 |
| Повышение профессионализма |
Прогностический |
| 2018-2019 | Выступление на заседании районного МО воспитателей | |
Практический |
| 2018-2019 |
| Распространение своего опыта работы |
Обобщающий |
| 2018-2019 |
| |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2018-2019 | Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ | Отзывы других педагогов и родителей. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Колокольчик»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол № ___ от «___» ______2022г. детский сад №3 «Колокольчик»
________________ С.Ю. Градова
Приказ № ___от «___»__________2022г.
Программа
профессионального саморазвития на тему:
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе
художественно-творческой деятельности»
Воспитатель:
Мария Вячеславовна Жидкова
СЗД (2019 г)
с. Дивеево
2022 г.
Образование: высшее
В 2013 году закончила Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, присуждена квалификация учитель иностранного языка.
Квалификационная категория: СЗД (2019 год).
Тема самообразования:
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в разных видах художественно-творческой деятельности»
Цель программы:
Повышение своего теоретического, научно методического уровня и профессионального мастерства по вопросам развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с помощью художественного творчества.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
Задачи программы:
1. Изучить современную литературу по теме самообразования;
2. Разработать и провести комплекс занятий, дидактических игр с целью развития у детей мелкой моторики в ходе художественного творчества;
3. Создать условия для накопления практического двигательного опыта, развития ручной умелости дошкольников;
4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности для детского творчества дома;
5. Выявить результативность проведенной работы по развитию мелкой моторики посредством художественного творчества.
Программа рассчитана на 1 год.
Предполагаемые результаты:
- теоретическое обобщение и систематизация информации по теме;
- консультации для воспитателей по теме самообразования;
- консультации для родителей по теме самообразования;
- применение изученных техник, приемов и материалов в художественной непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности;
- повышения уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.
Обобщение собственного педагогического опыта
Фотоотчёт.
Участие в системе методической работы учреждения
Совместный практикум детей и родителей (февраль)
Введение.
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками.
Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Необходимым становится создание таких условий, при которых ребенок развивался бы всесторонне и активно. Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что основную информацию об окружающем мире ребенок получает через прикосновение. Именно через него происходит основное обогащение и накопление опыта, поэтому детям так необходимо все трогать, гладить, хватать и пробовать на вкус окружающие предметы.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Актуальность темы.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная систематическая работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребенка. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста использую художественное творчество: аппликация, рисование, лепка, оригами. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. В процессе художественной деятельности происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния. Художественные средства для развития мелкой моторики: пластилин, соленое тесто, крупы, природный материал, бумага, салфетки, вата, нитки, бросовый материал.
Поделки выполненные в нетрадиционной технике для детей – не только отличный способ провести время, но и возможность развиваться, создавая удивительные произведения и подарки своими руками.
Методы и приёмы работы с дошкольниками:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр;
- использование нетрадиционных техник рисования;
- лепка из пластилина и соленого теста;
- лепка объемная и плоскостная;
- аппликация объемная и плоскостная;
- оригами.
План направления саморазвития:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Предполагаемые результаты |
Профессиональное |
| 2022- 2023 | Повышение собственного профессионализма |
Психолого-педагогические |
| регулярно | Совершенствование свои знания в области детской психологии |
Методические |
|
регулярно регулярно регулярно | Владение новыми методиками ИКТ |
Информационно технологические технологии |
| регулярно регулярно
| Повышение интереса воспитанников к художественно-эстетичекому развитию. Общение с другими воспитателями, расширение кругозора в профессиональной области. |
Охрана здоровья |
| регулярно
регулярно |
Основные этапы работы по саморазвитию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Предполагаемые результаты |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме | 2022-2023 |
| Повышение профессионализма |
Прогностический |
| 2022-2023 | Участие на заседании районного МО воспитателей | |
Практический |
| 2022-2023 |
| Распространение своего опыта работы |
Обобщающий |
| 2022-2023 | Участие на заседании районного МО
| |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2022-2023 | Результаты работы над темой самообразования разместить на сайте ДОУ и СМИ. | Отзывы других педагогов и родителей. |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Колокольчик»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ
Протокол № ___ от «___» ______2023г. детский сад №3 «Колокольчик»
________________ С. Ю. Градова
Приказ № ___от «___»__________2023г.
Программа
профессионального саморазвития на тему:
«Организация бережливых процессов в детском саду: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Разработала:
воспитатель первой категории
Жидкова М.В.
с. Дивеево
2023 г.
Образование:высшее
В 2013 году закончила Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, присуждена квалификация учитель иностранного языка.
Квалификационная категория:первая категория.
Тема самообразования:
«Организация бережливых процессов в детском саду: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
Цель программы:
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
Задачи программы:
1. Изучить современную литературу по теме самообразования;
2. Разработать и провести комплекс занятий, дидактических игр с целью формирования у детей основ финансовой грамотности;
3. Изучить особенности формирования представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства в старшем дошкольном возрасте
4. Определить направления работы по формирования финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста;
5.Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей дошкольного возраста.
Программа рассчитана на 2 года (2023-2024; 2024-2025 учебные годы)
Предполагаемые результаты:
- теоретическое обобщение и систематизация информации по теме;
- разработать перспективный план;
- консультации для воспитателей по теме самообразования;
- консультации для родителей по теме самообразования;
- обогатить предметно-образовательную среду в группе;
- усовершенствовать, обновить пособия и дидактический материал;
- повышения уровня педагогической компетентности, профессиональный рост.
Способы демонстрации результата проделанной работы:
Лэпбук «Финансовая грамотность», мини-музей «Копилочка» (2023-2024 уч. год).
Правила бережливого дошкольника «Правильно - не правильно» (2024-2025 уч. год)
Участие в системе методической работы учреждения
Отчет о проделанной работе на итоговом педсовете, презентация (май)
Проект: «Учись делать выбор»
Введение.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле – продаже и других финансово-экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне. Специалисты считают, что неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях. Деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться.
В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 5-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях ипоступках.
Актуальность темы.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
Другими словами – это знание позволяющее, достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
В среднем возрасте закладывается фундамент бережливого сознания и финансовой культуры. Основные понятия финансовой культуры способны воспринять дошкольники старшего возраста, у которых также воспитывается рациональная бережливость.
Погружение дошкольников в финансовую культуру происходит одновременно с воспитанием у ребенка рациональной бережливости. Ребенку не достаточно напоминать постоянно о бережном обращении с вещами, деньгами, необходимо научить его правильно вести себя в той или иной экономической ситуации, просчитывать результаты от своих поступков.
Поэтому воспитание финансовой культуры, бережливости, ответственности, деловитости, заложенные в детском саду, является необходимым условием успешной учебной деятельности и активной школьной жизни.
Формы работы с дошкольниками:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей;
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- чтение художественной литературы;
- просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций;
- художественное слово;
- беседы;
- продуктивная деятельность.
План направления саморазвития:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации | Предполагаемые результаты |
Профессиональное | - Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет. - Повышать квалификацию на курсах. | 2023-2024 2024-2025 | Повышение собственного профессионализма. |
Психолого-педагогические | -Совершенствовать свои знания в современной психологии и педагогике. | регулярно | Совершенствование своих знаний в области детской психологии и педагогики. |
Методические | - Совершенствовать знания современного содержания дошкольного образования. - Провести мониторинг, целью которого является определение особенности организации процесса деятельности с детьми. - Подобрать методическую литературу по теме самообразования. - Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами развития дошкольников. - Изучить подобранную методическую литературу. - Выступить с консультациями по теме на педсоветах и родительских собраниях. - Создать собственную базу лучших сценариев и конспектов занятий. - Принимать активное участие в работе РМО. - Изучить опыт работы лучших воспитателей района, области через интернет. - Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. - Выступить с консультациями по теме на родительских собраниях и перед педагогами. | регулярно регулярно регулярно регулярно | Владение новыми методиками |
Информационно- технологические технологии | - Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. - Обзор в Интернете информации по дошкольному образованию, педагогике и психологии. - Создать собственный сайт для обмена опытом в Интернет сообществе. | регулярно | Расширение кругозора в профессиональной сфере, обмен опытом с другими педагогами |
Охрана здоровья | - Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. - Вести здоровый образ жизни. | регулярно |
Основные этапы работы по саморазвитию:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность | Предполагаемые результаты |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме | 2023-2025 | - Изучение литературы. - Подписка на методическую литературу. | Повышение профессионализма |
Прогностический | - Определение целей и задач темы; - Разработка перспективно-тематического планирования; Прогнозирование результатов. | 2023-2025 | Консультация для педагогов. | Распространение своего опыта работы. |
Практический | - Изменение в предметно –развивающей среды. - Формирование методического комплекса. | 2023-2025 | - Участие в конкурсах, конференциях. - Провести консультацию по данной теме саморазвития. - Выступление на педсовете. | Распространение своего опыта работы |
Обобщающий | - Подведение итогов. - Оформление результатов работы. | 2023-2025 | - Участие и результаты на конкурсах, конференциях. -Консультативная помощь педагогам и родителям.
| |
Внедренческий | Распространение опыта работы. | 2023-2025 | Результаты работы над темой самообразования (публикация на сайте ДОУ и СМИ.) | Отзывы других педагогов и родителей. |