Мои статьи и публикации

Жидкова Мария Вячеславовна

Публикация в сборниках статей по материалам Всероссийских научно-практической конференций "Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования"  (Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина) - 2019 год и "Проблемы и перспективы развития дошкольного  образования"  (Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина) - 2022 год

 

д

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Жидкова М.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 3 «Колокольчик»,

с. Дивеево, Нижегородская обл.

Аннотация. Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. В работе описываются принципы и правила организации  развивающей предметно-пространственной среды; факторы, которые необходимо учитывать при ее проектировании.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, предметное содержание, игровые технологии.

THE DESIGN OF THE DEVELOPING SPATIAL ENVIRONMENT

PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Zhidkova M.V.,kindergarten teacher

MBDOU "Kindergarten № 3 "Bell»,

the village of Diveevo, Nizhegorodskay region.

Abstract. The article is devoted to the design of developing subject-spatial environment of preschool educational organization in accordance with the Federal state educational standard of preschool education. The paper describes the principles and rules of the organization of the developing subject-spatial environment; factors to be taken into account in its design.

Key words: developing subject-spatial environment, subject content, game technologies

Детский сад – важная ступень в жизни каждого ребенка, так как именно здесь он  начинает общаться со сверстниками и взрослыми в самых    различных и важных для его развития сферах жизни.  Одной из главных целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  – воспитание личности.  Именно  здесь у детей  возникают  привычки правильного поведения, формируется характер.    Этому способствует комфортная развивающая предметно- пространственная среда ДОУ.

Среда, в которой живет и воспитывается ребёнок, разнообразна: поддерживающая, развивающая, насыщенная, комфортная,  а в некоторых случаях даже враждебная. Вследствие чего  появляется необходимость грамотной организации развивающей предметно-пространственной среды,  с помощью  которой  ребенок будет активно включаться   во взаимодействие с окружающим предметным миром.

Что же такое предметно-развивающая среда? Существует большое  количество  различных определений  к этому термину. Появился он  впервые  в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия и  включает в  себя три понятия: «среда», «развивающая среда» и «предметно – развивающая среда».

Сопоставляя их и анализируя требования,  предъявляемые ФГОС  к проектированию развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающие реализацию общеобразовательной программы ДОУ, доктор педагогических наук С. Л. Новоселовой,  сформулировала  следующее определение:  «Предметно-развивающая среда это система материальных объектов и средств и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика»[3; с.48].

Под предметно-пространственной средой  следует понимать естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленную[1; с.23].

В соответствии с ФГОС ДО  она должна быть:

  • содержательно-насыщенной (оснащенной средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами - техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.);
  • трансформируемой;
  • полифункциональной;
  • вариативной;
  • доступной;
  • безопасной [1; с.23].

Организовывать ее нужно так, чтобы каждый ребенок мог и имел возможность   непосредственно  заниматься  любимым делом. Оборудование должно  быть размещено по секторам  (центрам развития).  Это  позволит  детям,  с общими интересами,   объединяться  подгруппами: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.  Игровые  зоны должны быть  трансформируемы.  Необходимо,  чтобы они могли  дополняться и объединяться в  зависимости от воспитательно-образовательных  задач  и  индивидуальных  особенностях   детей.   Важным  является  наличие  в оборудовании материалов,  которые активизируют познавательную деятельность.   К ним  относятся   развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы. Предметная среда должна быть открытой,  иметь  характер  незамкнутой системы, способной к корректировке, проектированию и развитию.

Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при проектировании развивающей предметно - пространственной среды.

К ним относится  предметное содержание, которое включает в себя  игры, материалы, оборудование; организацию в пространстве и во времени.

Проектирование развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ отличается сложной, многоплановой и высокотворческой деятельностью всех педагогов.  Пополняя  среду игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами,  нужно знать  то, чтобы  все предметы  детям были  известны. Необходимо  их разнообразие по содержанию и масштабу.

Но их разнообразие  – не основное условие развития ребенка.  Создавая ее, нужно учитывать и то, из чего она состоит,  какие основные компоненты должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать. 

Следующие пять принципов дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. Среда, в которой находятся  дети,  должна  постоянно обновляться:  быть гибкой, меняться  в соответствии  с  потребностями  детей  и их возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Чтобы упростить общение  детей и  взрослых,  необходимо  правильное  использование  мебели.  Это уравнивает позиции всех участников  и  делает  их  общение  более комфортным.
  3. Принцип разнообразия пространства.  Ребенок  может  по желанию изменить вид деятельности. Пространства должно быть много и  быть легкодоступно,  чтобы  дети  могли  одновременно заниматься разными делами,  не мешая друг другу.
  4. Гендерный принцип. Необходимым является  наличие в  развивающей среде материалов,  учитывающих особенности  детей.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости.

На  сегодняшний день  многие детские сады  пользуются игровыми  и развивающими  технологиями, которые дают  высокие результаты в дошкольном образовании. Используют их вовремя НОД, в совместной деятельности взрослого и ребенка и  самостоятельной деятельности детей.

Вот пример нескольких из них.  Игровая технология В. Воскобовича «Сказочные лабиринты[2; с. 13].Развивающие игры Воскобовича используются как  дидактический  материал.  Данная технология имеет много плюсов:  широкий возрастной диапазон (3 -7 лет);   многофункциональность.  С помощью данных игр  и дети, и взрослые могут проявлять  творчество.

Одна  из известных технологий - развивающие игры Никитина Б. П.  Она способствуют интеллектуальному развитию ребенка («Уникуб», «Сложи квадрат»).  Развивающие игры - дидактический многофункциональный  материал («Цветные палочки Кьюзнера»).

 С помощью него  у детей развиваются  представление о числе,  комбинаторные способности.

Развивающий комплекс «Логико-Малыш». Он рассчитан  на детей в возрасте от 3-х до 8 лет и включает в себя  следующие   разделы:  развитие речи, формирование математических представлений, мир природы, бытовая культура, психология, история, ОБЖ, география.

В МБДОУ  детский сад № 3 «Колокольчик» создана определенная предметно - развивающая среда, соответствующая возрастным особенностям детей и требованиям СанПиН. Здание рассчитано на 6 групп. В каждой из групп имеются следующие зоны: учебная, уголок природы, уголок дежурств, уголок ряженья,  уголок ИЗО,  книжный уголок, патриотический уголок, физкультурный и музыкальный уголок,  уголок  экспериментирования.  

В каждой из них  разными видами материала  представлено  оборудование  для  познавательной  деятельности: детская литература, картины, схемы, карты,  материал для учебной деятельности.  

Используются  традиционные игры  по правилам: лото, домино, настольные  игры. Многообразно представлены  игрушки  для режиссерской, театральной  игры: маленькие  куклы, одежда  для них,  кукольные  домики. Все игры и материалы в группах расположены так, что каждый ребенок  имеет свободный  доступ   к ним. В  детском саду для  каждого ребенка создана   разносторонняя среда,  которая дает ему проявить себя.

Разнообразие дидактического и наглядного материала, использование методик, помогаю воспитателям успешно работать в системе развития  у детей  личностных, физических  качеств. Используются технические средства.

 Информационно-образовательные технологии используются как для групповой, так и для  индивидуальной работы детей под руководством взрослого.  Это делает образовательный  процесс  более  интересным, повышает  результативность  дошкольного  образования.

В этой среде дети имеют возможность  к самостоятельной деятельности. Каждый   выбирает  то  занятие, которое ему интересно  в любом из  игровых зон.

Таким  образом,  развивающая предметно-пространственная  среда   должна  работать  на самостоятельность и самодеятельность ребенка.   Необходимо, чтобы  она  объединяла  в себе все  образовательные области  образовательного  процесса.

Главную и значимую роль  в развитии и воспитании  ребенка играет  правильно  и  грамотно  организованная предметно-развивающая среда в группе. Она должна вызывать чувство радости у детей, эмоционально положительное отношение к детскому саду.

 Дети становятся более  социализированы  благодаря созданным условиям предметно – развивающей среды с учётом ФГОС ДО.   Сейчас  они  общаются друг с другом смелее и свободнее. У  них повысился познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать.

 

Список литературы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива,2014. – 32с.

2.Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Луконина Н. А., 2012. – 190 с.

3. Новоселова С.Л.Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн- проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л. Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айрес - Пресс, 2007. – 119с.



Предварительный просмотр:

УДК 373.2

НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ – КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ

М.В.Жидкова

МБДОУ детский сад № 3 «Колокольчик», с. Дивеево, Нижегородская обл.

Аннотация. В статье говорится о влиянии нетрадиционных техник рисования на развитие и совершенствование творческих способностей дошкольников, их роль  в формировании личности.

Ключевые слова: творческие способности, художественно-эстетическое развитие,  образовательный стандарт, образовательная область, нетрадиционные техники рисования.

NON-TRADITIONAL DRAWING – HOW

A MEANS OF DEVELOPING CHILDREN'S CREATIVITY

M.V. Zhidkova

Kindergarten № 3 "The bell», Diveevo, Nizhny Novgorod  region

Abstract. The article talks about the influence of non-traditional drawing techniques on the development and improvement of creative abilities of preschoolers, their role in the formation of personality.

Keywords: creative abilities, artistic and aesthetic development, educational standard, educational field, non-traditional drawing techniques.

Дошкольное детство – наиболее  подходящее  время, когда у детей можно развить способности  к  восприятию  прекрасного в жизни и искусстве. Ребенок   сам  принимает   участие в  изменении к лучшему  окружающего мира.  С первых лет жизни он радуется блестящим игрушкам, неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, красочным цветам и объектам. С рождения дети слышат сказки, песни, рассматривают картинки. Искусство одновременно с действительностью начинает становиться источником их  радостных переживаний.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделяется пять областей.  

Значимую роль в системе обучения и воспитания играет «Художественно-эстетическое развитие».  Тем не менее, оно не может быть отделено от  остальных областей.

Основной целью художественно-эстетического развития является воспитание творческой личности в ребёнке. На занятиях ребенок  более полно раскрывает себя, свои возможности. Он  видит результат своей деятельности (рисунки, поделки). Так  он  может реализовать себя как творческую личность. Не секрет, что рисование – это любимое занятие каждого ребенка.

Индивидуальный  подход  к детям, тесная  связь с искусством, интеграция различных их видов, связь творчества и обучения,– все это гарантирует успешность осуществления художественно-эстетической деятельности.

Так  Н.А.Ветлугина  рассматривает  рисование, как своеобразную сферу духовной жизни детей, самоутверждения, самовыражения. В ней наиболее ярко раскрывается индивидуальная самобытность  ребенка [1].  Художественные занятия для детей – это как новый, интересный и необычный опыт. Детские рисунки привлекают неожиданностью образов, непосредственностью, своеобразной выразительностью. Во время рисования у детей развивается мелкая моторика, что в свою очередь способствует развитию речи, мышления. Так, например, при смешивании цветов, развивается цветовосприятие.

Использование детьми нетрадиционных техник в рисовании актуально и  значимо в теоретическом  и  практическом отношении.  Они занимают особое место  в процессе рисования. Даже сам термин «нетрадиционный», говорит о том, что в процессе рисования будут использоваться инструменты и средства нетрадиционные, не являющиеся общепринятыми.

У нетрадиционных техник рисования нет четких границ и правил которые нужно соблюдать. Это позволяет сочетать различные виды рисования: красками, гуашью, восковыми мелками, карандашами.

Рисование – это метод обучения, с помощью которого у ребенка формируется готовность  эмоционально  переживать образную форму произведений искусства.  У него появляется  стремление  заботиться о других. Он начинает идентифицировать себя с предметами и явлениями.

С другой  стороны  ребёнок  набирается опыта изодеятельности:  учится использовать  средства  выразительности, развивает индивидуальность, быть оригинальным, проявлять инициативу, самостоятельность, используя умения и навыки в применении различных техник.

Для работы с детьми, используя нетрадиционные техники рисования, не всегда требуются владение привычными инструментами, такими как кисти или карандаши. Есть же собственные пальчики и ладошки, которые послушнее, чем инструменты художника.  А непосредственно контактируя с краской пальцами, дети познают ее свойства: твердость, густоту, вязкость.

Создавать шедевры возможно и с помощью  листа хорошо помятой бумаги, зубной щетки, зубчиков обычной вилки, трафарета.  Как же много разнообразных способов самовыражения юных фантазеров! А задача взрослого помочь в реализации их фантазий. Нетрадиционные техники значительно облегчают  рисование [2].  Далеко не каждый из нас, взрослых, всегда  сможет  красиво изобразить  какой-либо предмет или нарисовать его. Рисование кисточкой, карандашами, требует определенных умений, навыков, приемов работы. Именно поэтому их отсутствие отвращает от рисования, так как рисунок получается не такой, каким был задуман.

Во время работы с нетрадиционными техниками изображения, у детей пропадает страх перед краской, рисованием. Они не боятся ошибиться, не справиться. Это вызывает у дошкольников  положительные эмоции и радостное настроение.

Успешность обучения во многом зависит от  методов и приемов, которыми вы будете пользоваться, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать знания, умения и навыки. Плюсом является  индивидуальный подход к дошкольникам, учитывая их способности  интересы. Начинать обучение, необходимо двигаясь от простого к сложному.

Знания по нетрадиционным техникам рисования не ограничиваются рамками программы. На занятиях с нетрадиционными техниками рисования дошкольники имеют возможность экспериментировать.

Знакомясь с разнообразными техниками, многообразием материалов, дети создают свои рисунки. В процессе рисования они не утомляются, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего занятия. Необычность техники заключается в том, что она позволяет детям быстро достичь желаемого результата, затрачивая меньше времени для создания картин. Ведь не всегда у детей дошкольного возраста хватает усидчивости и терпения для продолжительной  работы.

Для лучшего развития творческих способностей у детей посредством нетрадиционных техник, нужно активизировать внимание детей. Достичь этого можно используя стимулы, побуждающие их к деятельности. От этого будет зависеть  результат  его работы. Так, например, сюрпризный момент, где герой мультфильма, сказки или рассказа приходит в гости  и приглашает отправиться в путешествие. Занятие  в виде игры, которая является основным видом деятельности детей [3].

Как отечественные, так и ученые за рубежом сошлись во мнениях, что с помощью  нетрадиционных  техник  рисования у дошкольников развиваются художественно-творческие способности. Они улучшают уровень увлеченности темой и техникой. Дети лучше воспринимают цветовые гаммы.

Существует большое количество разнообразных техник. Использовать их необходимо учитывая возрастные особенности дошкольников.

 Таким  образом, нетрадиционные техники рисования приближаются к  игре, благодаря своей доступности и наглядности. С помощью нее дошкольник имеет возможность самовыразиться, развить фантазию и воображение, почувствовать себя свободнее,  непосредственнее.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник дает толчок к развитию воображения, творчества. У детей проявляется самостоятельность, инициативность. Этот процесс рисования радует, удивляет и не имеет границ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Рисование необычными способами вызывает у детей только положительные впечатления и эмоции. Рисуя нетрадиционными техниками, они не бояться сделать ошибку, ведь все можно будет исправить. Из ошибки нарисовать что-то совершенно  необычное, новое. При этом ребенок становится увереннее в себе, раскрывает и обогащает свои творческие способности.  

Применяя необычные методы рисования  на протяжении небольшого периода времени (год), можно сделать вывод, что их использование  приносит ребенку обширное пространство для самовыражения, где можно смело создавать свои шедевры.  Дети более творчески воспринимают окружающий мир, создавая новое, оригинальное, воплощают свои идеи и замыслы. Также прослеживается положительная динамика в развитии творческих способностей и навыков в процессе рисования.

Список литературы

  1. Ветлугина Н.А.  Художественное творчество и ребенок Монография. — М.: Педагогика, 1972. — 288 с. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Под ред. проф. Н. А. Ветлугиной - Москва : Педагогика, 1972. - 287 с.    

  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 80 с.
  3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз -дидактика», 2009. – 144 с.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.


Предварительный просмотр: