Материал, содержащий педагогический опыт в образовательной технологии в сфере ДОО
...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_0.docx | 17.13 КБ |
Анализ педагогического опыта Левашовой Н.М. | 309 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое педагогический опыт, его разновидности?
Педагогический опыт - совокупность практических знаний, умений и навыков, приобретенных педагогом в практической деятельности.
В методической литературе выделяют следующие разновидности педагогического опыта:
- Исторический - результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования.
- Массовый - результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в деятельности большинства учителей.
- Передовой (актуальный) - это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, это достижение наилучшего педагогического результата за счёт усовершенствования имеющихся средств и оптимальной организации учебного процесса.
- Новаторский – содержит элементы новизны, открытия, изобретения, авторства.
В работе методической службы любого уровня одно из ведущих мест занимает проблема выявления, изучения, обобщения и распространения актуального (передового) педагогического опыта.
Функции педагогического опыта
Учитывая сказанное, можно теперь подойти к выявлению функций по отношению к педагогической науке опыта работы учителей, независимо от ее успешности или неуспешности.
Одна из функций педагогического опыта в системе связи науки и практики заключается в том, что он предоставляет эмпирический материал для научного изучения, поскольку именно в нем возникают непредвиденные ситуации и проблемы, которые становятся объектами научного исследования. Именно обращение с позиций науки к практическому опыту дает педагогу-исследователю эмпирический материал.
Другая функция опыта проявляется в том случае, когда опыт удачен. Тогда он …
может служить для многих педагогов-практиков образцом хорошей работы. Однако значение таких образцов ограниченно. Они полезны не для копирования, а для осмысления и, возможно, подражания в пределах, которые волен установить каждый, кому этот опыт показался приемлемым в каком-то отношении. Непосредственное перенесение, тем более «внедрение» опыта в таком виде, как он осуществляется в определенных условиях конкретными учителями, в другие школы, как правило, не дает хороших результатов. Опыт всегда остается достижением лишь того, кто этот опыт пережил. Передается логический вывод из него, то есть теория, основанная на опыте в широком смысле этого слова. Вполне применимы здесь мудрые слова Л. Выготского о том, что искусство так же относится к жизни, как вино к винограду. То же можно сказать и о науке. В ее готовом продукте неразличимы ни кожура, ни косточки. Остается суть, извлеченная из эмпирии, общее из того сплетения общего и единичного, что ее характеризует.
Предварительный просмотр:
Левашова Наталья Михайловна
Педагогический опыт.
Тема « Развитие речевого творчества у дошкольников в процессе изготовления книг самоделок о родном городе»
Автор: Левашова Наталья Михайловна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 55
Проанализировала: Тимофеева Ольга Александровна
Студентка группы ЗД 41-В
Специальность: «Дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 55 (МБДОУ №55)
Наименование опыта
«Развитие речевого творчества у дошкольников в процессе изготовления книг самоделок о родном городе»
Автор: Левашова Наталья Михайловна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ № 55
Ковров, 2017 год
Содержание
| стр. 3 стр. 4 стр. 4 стр. 5 стр. 6 стр. 6 стр. 11 стр. 13 стр. 14 |
«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие
художественные произведения. Творчество существует везде, где человек
воображает, комбинирует, создает что-либо новое»
Л.С .Выготский
«Воспитание любви к родному краю ,к родной речи –
задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»
Д.С .Лихачев
- Условия возникновения опыта
Данный опыт возник в условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 55 города Коврова реализующего:
- основную образовательную программу дошкольного образования, разработанную творческой группой педагогов МБДОУ с учетом ФГОС ДО, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.
- авторскую программу по региональному компоненту «Город, что сердцу дорог», разработанную творческой группой педагогов.
На сегодняшний день дошкольное учреждение призвано создать условия для «развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (п.2.4. ФГОС ДО).
Для реализации этих целей и задач на протяжении последних нескольких лет стала активно применять изготовление книг-самоделок, что способствовало активизации интереса к окружающему миру, созданию условий для развития речевых возможностей, творческих способностей и воспитанию бережного, эстетического, ценностного отношения к книге.
Анализ развивающей предметно- пространственной среды показал, что на сегодняшний день для детей недостаточно наглядно-дидактических пособий по реализации регионального компонента и книг о родном городе, адаптированных для восприятия дошкольниками.
Для достижения целевых ориентиров ФГОС ДО необходимо создать определенные условия, например для реализации образовательной политики по внедрению в практику работы дошкольного образования регионального компонента требуется приобщение детей к краеведению.
Краеведческий же подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, выбрать образовательный маршрут не только в информационно – просветительском, но и в эмоциональном плане.
Однако процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования образовательного процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.
Достижение цели по развитию осмысленного позитивного, патриотического отношения детей к малой родине считаю возможным только на основе системно-деятельностного подхода.
Изготовление книг - самоделок, как показывает опыт, является наиболее эффективным средством формирования системного подхода образовательной деятельности, а значит можно использовать и для решения задач по патриотическому воспитанию и развитию речевого творчества воспитанников в условиях реализации регионального компонента.
Так появилась идея создания серии книг о родном городе в совместной деятельности с дошкольниками в условиях реализации регионального компонента.
- Актуальность и перспективность опыта
Закон «Об образовании» в РФ, ФГОС ДО направляет педагогов на необходимость учитывать в работе с детьми регионально - национальные особенности.
Возрастной период дошкольников от 3 до 7 лет является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны, своей малой родины, т. к. чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, преобладают над всеми сторонами жизни и поэтому выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей. Особая роль в решении этой задачи принадлежит формированию у детей 3–7 лет интереса (потребности) к чтению и воспитания бережного, ценностного отношения к книге. Благодаря книге, прежде всего, мы получаем доступ к познанию, идеям, духовным и моральным ценностям, к пониманию красоты, а также стимулируем развитие творческого начала в человеке.
Работа по наполнению содержания книг развивает у детей познавательную активность, она становится эффективным средством речевого развития старших дошкольников, способствует повышению читательского интереса, развитию художественного восприятия и речевого творчества.
Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную и познавательную активность детей, развивает их кругозор, а также умение ориентироваться в книжном материале.
- Ведущая педагогическая идея
Включение в практику образовательной деятельности технологию работы по изготовлению серии книжек-самоделок о родном городе будет способствовать развитию речевого творчества у детей дошкольного возраста. В процессе деятельности дети смогут:
- гибко использовать знания и творчески применять их в конкретных условиях и обстоятельствах;
- проявить познавательный и деловой стиль общения со взрослыми и сверстниками;
- показать организаторские способности планирования и реализации деятельности. (от постановки задачи, планирование своей работы, до рефлексии (оценка своей работы);
- придумывать монологи (рассказы, сказки) с использованием образных средств языка; соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец); передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.
- Теоретическая база опыта
По мнению исследователей детской речи (А.Н. Гвоздева, К.И. Чуковского и др.), расцвет творческих талантов (поэтических, писательских, просто словотворческих) приходится на дошкольное детство. Сам процесс освоения речи ребенком протекает по законам творчества. Доказательством этому служит явление словотворчества, наблюдаемое у детей в возрасте 2-5 лет, интерес детей к сочинительской деятельности. Способность детей к сочинительству доказана исследованиями О.Н. Сомковой, О.С. Ушаковой, Л .М. Гурович.
Исследования Е.А. Флериной и других авторов дают возможность сделать выводы о том, что основной мотив любой детской деятельности - потребность ребенка в действенных, образных впечатлениях. Ребенок не копирует виденное, а передает свое отношение к тому, что увидел или рассказанному, выражая свои мысли и чувства, обнаруживает собственные мечты и стремления. Творчество проявляется и в замысле-выборе темы рисунка или рассказа, и в нахождении способа осуществления задуманного.
Л.С. Выготский в своих исследованиях также акцентировал внимание на появление в дошкольном возрасте замысла, что меняет характер деятельности, и этот новый тип деятельности есть не что иное, как переход к творческой деятельности.
А. А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приобретает все более активный и творческий характер, то есть развивается способность к творческой деятельности.
Таким образом, в дошкольном возрасте появляются «зародыши» творчества, проявляющиеся в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний Творческие способности формируются не только в процессе общего развития ребенка, но и благодаря специальному обучению.
Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леонтьев, Д.Б. Эльконин рассматривают вопросы освоения личностью содержания национальной культуры через процесс приобщения к культуре уже в дошкольном возрасте путем присвоения общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях в активной созидательной деятельности.
По словам О.Н. Сомковой, стимулирование и развитие речевого творчества детей как показателя неординарности, оригинальности и креативности личности должно стать одним из ведущих принципов организации педагогического процесса по реализации основных образовательных задач ФГОС ДО.
А.Б. Теплова, О.В. Солнцева, А.М. Вербенец, анализируя возможности культурологического подхода как средства решения речевых и познавательных задач, указывают, что это позволяет создавать необходимые условия для освоения в процессе разнообразной и привлекательной для современных дошкольников деятельности способов познания и отражение их в речи.
- Новизна опыта
Новизна педагогического опыта представлена технологией работы по развитию речевого творчества у детей дошкольного возраста через изготовление книжек-самоделок о родном городе, согласно комплексно-тематическому планированию в течение учебного года.
В опыте представлен алгоритм работы с дошкольниками по созданию книги-самоделки в рамках реализации тематической недели.
- Технология опыта
Цель опыта: создание условий для развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления серии книг о родном городе.
Для достижения цели решается комплекс задач:
Воспитательные:
- поддерживать интересы детей к общению со взрослыми и сверстниками;
- поощрять бережное, эстетическое, ценностное отношение детей к книге;
- способствовать формированию позитивного и патриотического отношения к родному городу, своей малой родине.
Обучающие:
- сформировать представление у детей о способах творческой самореализации воспитанников.
- поддерживать навык использования в рассказах предложений различных типов: простые, сложные.
- сформировать представления о структуре повествовательного высказывания (экспозиция, завязка, развитие, развязка действия).
- побуждать к активному использованию лексико-грамматических умений в оформлении повествования.
- совершенствовать умение выделять характерные и существенные связи в построении связных высказываний на основе деятельности моделирования.
Развивающие:
- поощрять проявления у детей творческих способностей в речевой деятельности; осознанную речевую активность; быстроту и гибкость мышления;
- поддерживать у дошкольников познавательные и образовательные инициативы;
- способствовать проявлению самостоятельности при изготовлении и оформлении книг-самоделок;
- развивать навыки включения дошкольников в разные формы коммуникации: дискуссии, деловые споры, вопросы, предложения и пр.
Решение поставленных задач реализовывалось мною в процессе создания книг-самоделок о родном городе.
Для развития речевого творчества детей в совместной образовательной деятельности организовала следующие условия:
- проведение организованной образовательной деятельности: «Мы по городу гуляем, много нового узнаем», «Узнаем историю микрорайона «Малеевка»» и пр.
- использование образовательных ситуаций –
- создание макета микрорайона, леса, города;
- коллекционирование «Открытки и магниты, посвященные Коврову»,
- просмотр мультимедийных презентаций: «Страницы истории Коврова»,
«Красная книга Владимирской области», «ЗиД-100 лет на службе Отечеству»;
-дидактические игры «Прошлое и настоящее Коврова», «Волшебные ленты дорог»;
- рассказ воспитателя «История Ковровской глиняной игрушки», «Наши спортсмены».
- Создание в группе выставок: «Ковровская глиняная игрушка», «Ковров-город воинской славы».
- Экскурсии и целевые познавательные прогулки по городу и микрорайону совместно с родителями воспитанников.
- .Коллективные рассказы: «Родная Малеевка», «День города», «Праздники родного города», «Улица, на которой я живу», «Достопримечательности родного города» и пр.
- Сюжетно-ролевые игры: «Экскурсия по Коврову», «Ковровский музей истории», «Встречаем гостей из другого города», «День города», «К нам приехал цирк», «Маршрутное такси», «Путешествие по реке Клязьма», «Выходной день в парке» и пр.
- Культурные практики в игровой деятельности: творческая мастерская «Мастерская книгопечатания», «Художники-иллюстраторы» и пр.
Для формирования содержания книг использую разные приёмы:
- Беседы, способствующие развитию диалогической речи, логического мышления, умению общаться и делать простейшие умозаключения.
- Мини-сочинения по опорным вопросам, помогающие совершенствовать связную речь, развивать грамматический строй, расширять словарный запас и создать условия для совместной деятельности детей и родителей, например, «Как называется растение (животное, птица), которое ты хочешь нарисовать?»; «Как оно выглядит? Опиши его»; «Чем это растение (животное, птица) питается, где растет (живет)?»; «Когда ты станешь большой, что сделаешь, чтобы это растение (животное, птица) не исчезло?».
- Коллективное творчество «по цепочке», в котором усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности детей.
- Интервью совершенствует речь, развивает умение использовать разные части речи точно по смыслу.
- Сравнения («Осень и зима в Коврове», «Река осенью и весной», «Зимой и летом в лесу»), помогающие разнообразить содержание, способствующие использованию различных грамматических и синтаксических структур, в частности, распространенных и сложных предложений.
- Словесные упражнения, помогающие овладеть элементарными средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями). Например, «Да-нет», «Какая река Клязьма весной».
- Описание игрушек и картин и придуманные по ним рассказы.
- Проблемные ситуации, обогащающие словарный запас детей, расширяющие их речевую практику.
- Деловой разговор, дающий новые знания, уточняющий существующие знания и опыт. Дети обсуждают намерения и планы, каким образом выполнить то или иное действие, задание.
- Упражнения на развитие эмоциональной сферы и выразительности речи (звуковая культура речи, сила голоса, дикция, темп речи).
- Сочинение стихотворений (вставить в стихотворную строчку пропущенное слово; подобрать рифму к словам; сочини стихотворение, используя 4 слова).
- Прием «рассказ-образец личностного отношения педагога».
- Игровые приемы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о достопримечательностях Коврова: «Кто расскажет лучше, интереснее».
- Игровые обучающие ситуации.
- Сюрпризные моменты.
- Поисковая деятельность.
- Авторские пособия и дидактические игры.
- Приём работы в малых группах, работа в паре, позволяющий погрузиться в общение, увидеть каждого в работе.
Так как образовательная деятельность на группе строится с учетом календарно-тематического планирования, на его основе разработала и внедрила в практику своей деятельности модель работы по развитию у дошкольников речевого творчества через изготовление книжек-самоделок о родном городе. (Приложение№1)
В процессе совместной деятельности с дошкольниками определила для себя алгоритм работы по созданию книги-самоделки в рамках реализации тематической недели.
Работа над книгой - самоделкой осуществляется в 3 этапа:
Первый этап – мотивационно-подготовительный.
Главная задача этапа - заинтересовать детей, увлечь предстоящим делом и осуществить подготовку к его реализации.
С этой целью пополняю развивающую предметно-пространственную среду группы разнообразными материалами по теме: открытки, картинки, игрушки, художественная литература, фотографии и пр. К сбору материала обязательно привлекаю родителей. Появление новых материалов в группе вызывает у детей интерес, вопросы, обсуждение. В процессе деятельности совместно с детьми принимаем решение по тематике будущей книги; дети аргументируют свой выбор при помощи методики «мозгового штурма» или в ходе обсуждения за круглым столом.
Тематика книг у нас разнообразная:
- Книга мини-энциклопедия. В такой книге содержится информация о каких-либо объектах, которые интересны ребёнку. (Например, о животных, птицах, растениях и т.д.). На каждой странице такой книги обязательно будет картинка и краткое описание-пояснение к ней. Чтобы составить такую книгу, ребенку придется усиленно потрудиться: необходимо найти информацию, выбрать из нее самое главное и интересное, потом составить свой собственный текст («Красная книга животных и растений Коврова». «Обитатели нашего леса», «Ковров -космосу подмога»).
- Книги собственного сочинения. В книгу помещаются творческие и описательные рассказы, стихи, сказки, созданные ребятами («Мое любимое место в городе», «Где мы любим отдыхать с семьей», «Город будущего»)
- Книга-игра. В книгу можно включить любую полезную (познавательную) или занимательную информацию: исторические справки, занимательные сведения, загадки, пословицы, стихотворения, кроссворды, ребусы, ходилки, детские интервью, рассказы и фотографии, совмещая тем самым процесс обучения, познания и развлечения.
- Коллективная родительская книга (каждый родитель принимает участие в создании одной страницы будущей книги, в том числе ее обложки, авантитула, титульного листа, перечня содержания, то есть книга собирается практически по всем правилам верстки книг…) –например, «Азбука Коврова» , которая знакомит старших дошкольников с буквами.
- Книги, изготовленные в соавторстве с родителями (дети и родители - активные творцы в изготовлении книг по произведениям разных авторов) - « Ковровские поэты для детей», «Праздники Коврова».
- Книги, созданные детьми самостоятельно (дети сами творцы своей книги, они полностью «собирают» её своими руками, проявляя выдумку, ответственность, демонстрируя свой детский взгляд на характер книги («Праздник 9 Мая», «Грибы нашего леса». « Мой любимый город и т. п.).
Далее у нас с детьми начинается активная работа по подготовке: определяются содержание и материал, которой поможет добиться намеченной цели. Совместно с ребятами планируем процесс сбора информации для книги: где? (в Интернете, в библиотеке, спросить у кого-нибудь …), как? (взять интервью, прочитать, провести опрос …). При проведении исследования ребята могут работать индивидуально или коллективно в ходе совместного обсуждения. На данном этапе работы стараюсь включить детей в разные формы коммуникации: дискуссии, деловые споры, предложения, вопросы, обсуждения. Вместе с детьми распределяем деятельность на период изготовления книги, обмениваемся информацией; стимулирую проявление положительных эмоций у детей, радость общего переживания, ожидания чего-то совершенно необыкновенного.
Второй этап – основной.
На втором этапе мы с детьми реализуем замысел книги. Дети с удовольствием принимают участие в изготовлении, оформлении и издании книг. Им нравится, когда там присутствуют авторские рассказы, высказывания, рисунки и другие виды работ. Деятельность детей, безусловно, сопровождаю как свободным, так и организованным общением. Данный способ работы даёт возможность сформировать у детей навык конструктивного взаимодействия не только со сверстниками и педагогами, но и с членами своей семьи. Работая совместно с другими людьми, дети получат полезный практический опыт взаимодействия в коллективе.
На данном этапе разрабатываем с детьми содержание книги. Для книг дети составляют рассказы, загадки, сочиняют стихи. Обучая детей самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, помогаю им найти точные слова и словосочетания, правильно построить предложения, логически связать их друг с другом, соблюдая нормы звукового словопроизношения.
Тексты в книги записываем по-разному: вместе с детьми, записываю сама или привлекаю родителей. Кроме этого, предлагаю детям нарисовать созданные тексты, выразить свою идею в иной форме (графически). Как показывает практика, это удачный и действенный способ заинтересовать их.
Оформление книги – это самое интересное. Оно дает нам простор для творчества, а также возможность взглянуть на книгу по-новому. Можно выполнить аппликацию, используя при этом не только бумагу, но и засушенные цветы, листья, ворсистую ткань и другие материалы. Можно просто нарисовать картинку красками или карандашами. А еще проще - вырезать подходящую картинку из старого журнала или книги. Страницы в книге мы украшаем рамками, делаем на полях страниц узор, в общем, здесь и проявляются фантазия и творческие способности дошкольников. В итоге книга получится очень интересной и красивой! А самое ценное – уникальной, изготовленной собственными руками. Такая книжка — предмет гордости для ребят, подтверждение их успешности.
На практике убедилась в том, что формирование речевых умений и навыков, в том числе и коммуникативной компетенции, легче и прочнее происходит в условиях включения детей в различные виды деятельности, поэтому я постаралась соединить изобразительное, литературное творчество детей и трудовую деятельность. Такое сочетание увеличивает возможности творческой активности ребенка.
В совместной деятельности с детьми по созданию книги я использовала следующие технологии:
Технология проектной деятельности: были реализованы проекты: «Моя семья – мое богатство», «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны », «Зимующие птицы», «Родословная моей семьи», «Знакомимся с Красной книгой», «Мой удивительный город!».
Информационно-коммуникативная технология: созданы и оформлены презентации: «Животные нашего леса», «Мы по городу гуляем, много нового узнаем», «Предприятия города», «Достопримечательности города», «Знакомимся с Ковровскими художниками», «Герои войны», «Знаменитые люди города» и другие.
Технология исследовательской деятельности: стараюсь не давать детям знания в готовом виде, для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче, интереснее постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения. Дети совместно с родителями и воспитателями добывают материалы о строительстве города, о предприятиях города, памятниках, собирают сведения об истории улиц города Коврова, о людях, прославивших его: строителях, спортсменах, героях Великой Отечественной войны.
Одной из форм реализации содержания регионального компонента ООП ДО МБДОУ №55 является марафон. Для детей и взрослых предлагается образовательный маршрут с творческими заданиями по городу. По итогам марафона наша группа изготовила две книги: «Мы по городу гуляем, много нового узнаем!», «Подвиг длиною в столетие».
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач: использую «мозговой штурм», морфологические дорожки «Виды города», системный оператор «Найди пару». Применяю игры с элементами ТРИЗ («Хорошо-плохо», «Да-нет», «Что будет, если…»); моделирование при пересказе и сочинении рассказов, загадок.
Третий этап - заключительный
Готовые книжки-самоделки презентуются детьми. Ребёнок (или подгруппа детей) представляет свою книгу: пересказывает её содержание, при этом рассматриваются и комментируются иллюстрации. В завершении презентации книг организуются выставки книжек-самоделок, книжные вернисажи, конкурсы на лучшую книгу (лучшую обложку и пр.). Дети имеют возможность потрогать книги друзей своими руками, сравнить, оценить результаты трудов, порадоваться своим успехам и успехам сверстников, радостно поделиться друг с другом процессом создания шедевра, рассказать о своих впечатлениях родителям.
Очень важно развивать умение детей объективно оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть положительные и отрицательные стороны рассказов. Для этого даю образец оценки, например: «Мне понравилась сказка Оли. В ней интересно описаны приключения белки и ее друзей. Оля рассказала свою сказку выразительно. Очень хорошо она называет белочку — «рыжая шубка». Стараюсь обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, отмечаю употребление образных слов.
Книги - самоделки помогают в обыгрывании новых знаний (это очень хорошо для их лучшего усвоения и закрепления) и впечатлений. При этом решается и практический вопрос: дети могут использовать свои книги-самоделки в сюжетно-ролевых играх ( библиотека, семья, детский сад).
Немаловажную, а зачастую и ведущую роль в реализации поставленных задач, играют родители воспитанников. Поэтому вся работа по развитию речевого творчества дошкольников проводилась в тесном сотрудничестве с родителями.
Вовлечение семьи в образовательную деятельность МБДОУ в условиях реализации регионального компонента позволяет не только улучшить «детско-родительские» отношения, но и вовлечь родителей в активную жизнь детского сада, повысить их познавательную инициативу.
Стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы не безучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя.
С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах развития речевых и творческих способностей дошкольников и приобщения детей к художественной литературе мною были разработаны и проведены родительские собрания ( «Окошко в творчество»), консультации «Развитие речи детей через ТРИЗ-технологии»; подготовлен наглядный материал («Игры в рифму»», «Как сделать книжку своими руками», «Как привить ребенку интерес к книге?») (Приложение №2)
С целью активного вовлечения родителей в образовательную деятельность, им предлагались для решения с детьми совместные творческие задания по сочинению и оформлению книг, проводились конкурсы «Лучшая обложка для книги – Азбука Коврова», «Лучшая книга-малышка», «Соберём странички для книжки».
7. Результативность опыта
Проведённый мониторинг (диагностика Г.А. Урунтаевой и Ю.А Афонькиной; Дьяченко О. М.) показал, что в целом заметна положительная динамика в развитии речевого творчества дошкольников: повысился уровень развития воображения и фантазии; в придуманные дошкольниками образы были привнесены личностные отношения, они характеризовались яркостью, насыщенностью, эмоциональностью. Дети научились гибко использовать знания и творчески их применять в конкретных условиях и обстоятельствах.
Проведённый мониторинг (диагностика Макаровой В.Н., Ставцевой Е.А., Едаковой М.Н.) показал, что, у дошкольников совершенствовалась монологическая речь: соблюдают структуру повествования, используют языковые выразительные средства, используют в речи разные типы предложений. Дети различают жанры художественной литературы. Самостоятельно используют в процессе общения со взрослыми и сверстниками объяснительные речи - доказательства речевого планирования.
Дошкольники начали проявлять интерес к жизни родного города и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности; в игровой деятельности (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры). Вырос уровень активности и самостоятельности, повысилась самооценка детей. Дети стали в большей степени прибегать к сотрудничеству, делиться своим опытом, проявлять активность и инициативность во взаимодействии друг с другом. У детей появилась потребность участвовать в жизни семьи, дома, детского сада, родного города, что послужило основой для создания книг даже для кукол. Проведённая работа по развитию речевого творчества способствовала тому, что дети свободно и активно стали придумывать рассказы, сказки, стихи.
Наблюдения показали, что дошкольники стали чаще выступать инициаторами общения как со взрослыми, так и со сверстниками, что свидетельствует о развитии их коммуникативных способностей и развитии диалогической речи в целом. Данный факт является благоприятным условием для дальнейшего успешного обучения детей в школе и их социализации в новом коллективе. О результатах проведённой работы свидетельствует и тот факт, что родители стали проявлять большую заинтересованность в вопросах развития у детей речевого творчества, творческих способностей как одного из показателей психологической готовности к школе, стали активнее включаться в образовательный процесс, что непосредственно проявилось в разработке различных совместных творческих заданий, в реализации проектной деятельности.
Сопоставительный анализ результатов
О перечисленных выше результатах свидетельствуют следующие данные таблицы
Показатели развития | 2014-2015уч.г. средн. гр.) | 2015-2016уч.г (старшая гр.) | 2016-2017уч.г. (подг. гр.) | ||||
началогода | конецгода | началогода | конецгода | началогода | конецгода | ||
1. Знание худ. литературы | В С Н | 27% 67% 6% | 40% 54% 6% | 53% 50% - | 61% 39% - | 56% 44% - | 61% 39% - |
2. Развитие воображения | В С Н | 38% 52% 10% | 63% 37% - | 41% 54% 5% | 53% 50% - | 47% 53% - | 50% 50% - |
3.Развитие выразительности речи | В С Н | 32% 64% 4% | 40% 56% 4% | 41% 56% 3% | 45% 55% | 45% 55% | 49% 51% |
4. Развитие умственных способностей (моделирование сказок, самостоятельное сочинение историй, использование средств символизации) | В С Н | 20% 75% 5 % | 33% 67% - | 44% 56% - | 50% 50% - | 44% 56% - | 50% 50% - |
По динамике данных показателей мы видим, что уровень развития речевого творчества повысился. Работа в данном направлении будет продолжена: постараюсь помочь детям сохранить уверенность в своей значимости, в важности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это необходимый и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к окружающему миру.
Развитие монологической речи Развитие монологической речи
в старшей группе 2015-2016 г. подготовительная группа 2016-2017
Систематическая лексико-грамматическая работа дала свои результаты – в речи детей уменьшилось количество лексических и грамматических ошибок. Большинство детей научились устанавливать смысловые связи, последовательность в развитии сюжета в разных видах рассказывания. Многие дети стали более самостоятельные в придумывании своих творческих рассказов и сказок. А главное дети стали испытывать интерес к творческой словесной деятельности.
Учитывая все результаты диагностики, я смогу правильно построить свою педагогическую работу по совершенствованию развития речи детей и формированию у них умений и навыков словесного творчества.
Одним из важных показателей результативности дошкольного образовательного учреждения является степень удовлетворенности родителей формированием общей культуры (духовно-нравственной, гражданской, социальной, личностной). Поскольку родители (законные представители) воспитанников являются участниками образовательного процесса, а также основными заказчиками образовательных услуг, то педагогический коллектив нашего детского сада учитывает их мнение с целью анализа результатов и повышения эффективности своей деятельности
Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг
в ДОУ за 2014-2016 гг.
Показатели удовлетворенности | Удовлетворенность родителей направлением деятельности ДОУ по формированию общей культуры (духовно-нравственной, гражданской, социальной, личностной | ||
2014 | 2015 | 2016 | |
Полностью удовлетворены | 35-78% | 41-91% | 45-100% |
Частично удовлетворены | 10-23% | 4-9% | - |
Не удовлетворены | - | - | - |
8. Адресная направленность
Данный опыт может представлять интерес для педагогов дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО; родителей, осуществляющих воспитание и образование детей.
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных образовательных учреждений. Изготовление книг-самоделок доступно и интересно не только детям, но и взрослым участникам образовательного процесса.
9. Список литературы и используемых материалов:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).
- Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №55, разработанная рабочей группой МБДОУ № 55 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, с учётом примерной основной образовательной программы, одобренной решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 20.05.2015 № 2/15) и с учётом примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, 2016.
- Антонова Г.А., Ельцова О.М., Николаева Н.Н. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа.– М.: Детство- Пресс.– 2012.
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы.- М.: ЦГЛ,2005.
- Краеведение в детском саду. ФГОС., Матова В.Н. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Примерная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» /Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева. -СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Образовательная область «Познавательное развитие». Методический комплект программы
«Детство», З.А. Михайлова. -Спб.: ООО «Издательство «Детство - пресс»,2016.
- Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников – Москва, 2008.
- ШороховаО.А. Сказкотерапия и занятия по развитию речи дошкольников. Москва, 2008.
- Александрова Е.Ю. и др. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Миронова Н. Использование текстов художественной литературы в речевом развитии дошкольников. - Журнал "Дошкольное воспитание" № 10.-2006.
- Сомкова О.Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
- Ельцова О.М. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Подготовительная к школе группа (6-7 лет).- СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
Приложение 1
Тема недели | Старшая группа | Тема недели | Подготовительная к школе группа |
«Наш детский сад» | Книга «Любимые игрушки» Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Формировать умение детей находить оригинальные решения в оформлении книги. Развивать умение детей самостоятельно составлять описание, руководствоваться планом предложенным педагогом. Способствовать развитию навыков детей рассказывать подробно и интересно, избегая повторов. (описывать внешний вид игрушки; рассказывать о том, как с ней играть). Упражнять детей использовать в речи сложноподчинённые предложения. | «Школьная страна» | Книга «1сентября –день знаний» Воспитывать дружелюбие и отзывчивость. Развивать коммуникативные навыки; упражнять детей придумывать загадки про школьные предметы. Книга «Азбука Коврова» Воспитывать интерес к родному городу, желание узнать его лучше. Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, оценивать значимость своего вклада в коллективную работу. Формировать умение сотрудничать друг с другом. Способствовать умению детей составлять подробные и интересные рассказы о достопримечательностях родного города. |
«Очень щедры осени дары» | Книга «Урожай собирай и на зиму запасай» Воспитывать гуманное и ценностное отношение к природе, любознательность и наблюдательность, умение выслушивать ответы товарищей.Упражнять детей в совместном со взрослым придумывании небольших стихов. Обогащать словарный запас детей. Развивать диалогическое общение, слуховое внимание. | ||
«Грибное царство» | Книга «Сказка про гриб- Боровик» Воспитывать гуманное, ценностное отношение к природе и желание заботиться о ней. Воспитывать коллективные отношения, стремление договариваться, выбирать единый план действия и решения. Развивать умение детей использовать наглядный план- модель при сочинении; развивать диалогическую речь, творческое воображение. Активизировать употребление в речи лексики, используемую в сказках: зачинов, повторов,эпитетов. Закрепить активный словарь по теме. | «Грибное царство» | Книга «Грибы нашего леса» Воспитывать любознательность и активность. Расширять представления о грибах. Развивать интерес к поэтическому литературному жанру; развивать слуховое внимание, обогащать словарный запас, упражнять в придумывании небольших стихов. |
«Золотая карусель осени» | Книга «Осень в городе» Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей. Развивать умения использовать наглядный план-модель при сочинении. Упражнять в умении использовать выразительные средства при описании природы.Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Закреплять и расширять активный словарь по теме " Осень". | «Красивая пора очей очарованье» | Книга «Осенний вернисаж» Воспитывать гуманное и целесообразное отношение к природе, любознательность и наблюдательность. Упражнять детей в умении составлять рассказы из личного опыта, ориентируясь на план. Развивать мыслительные операции, осознанную речевую активность при составлении повествований. Способствовать развитию умения детей использовать в речи распространенные предложения. |
«Лесное царство» | «Животные леса» Воспитывать доброжелательные отношения к животным. Формировать у детей умение составлять описательный рассказ-загадку о животном по аналогии. Развивать наблюдательность и мыслительные операции. Совершенствовать структуру и грамматическую правильность предложений в речи детей. | «Лесные обитатели» | «Красная книга» Воспитывать бережное отношение к животным. Развивать умение составлять рассказы по заданной теме, используя план. Продолжать развивать у детей умение рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Развивать навык подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детёнышей животных с уменьшительными суффиксами. |
«Нужные профессии в городе» | Книга «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Воспитывать коллективные отношения, стремление старших дошкольников договариваться и приходить к единому мнению. Воспитывать внимательное отношение к речи товарища. Формировать навык составлять сюжетный рассказ без опоры на наглядный материал. Рассказывать последовательно, интересно, грамматически правильно по плану. Развивать связную речь. Упражнять детей в построении предложений. | ||
«В небе на воде- транспорт нужен везде» | Книга «Машины в городе» Воспитывать внимательное отношение к сверстникам, умение слушать друг друга, не перебивая, высказываться по очереди. Формировать навык составлять загадки с помощью описания транспорта с учетом особенностей строения и назначения; способствовать развитию умения последовательно излагать свои мысли. Формировать грамматический строй речи, активизировать словарь по данной теме. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление. | «На чем люди ездят» | Книга «Транспорт будущего» Воспитывать коллективные, трудовые отношения (умение работать в коллективе: слушать и слышать друг друга; договариваться, приходить к единому мнению). Развивать умение отбирать для рассказа самое существенное и интересное. Упражнять детей в умение пользоваться распространенными предложениями. Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление. |
«Домашние животные | Книга «Моё домашние животное» Воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей. Воспитывать заботливое отношение к домашним животным, желание за ними ухаживать. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на схему, рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. | ||
«Новогодний серпантин» | Книга «Новогодний праздник» Воспитывать интерес к речевой деятельности. Упражнять в составлении рассказов о новогоднем празднике из личного опыта и записывать его пиктограммами. Упражнять детей в лексическом оформлении высказывания. Закреплять умение детей использовать в речи сложные предложения. | «Дед Мороз спешит на ёлку» | Книга «Ёлка в городе» Воспитывать самостоятельность и инициативу. Упражнять детей рассказывать о своих впечатлениях, отбирая для рассказа интересное содержание. Активизировать употребление в речи слов, передающих личное впечатление и события из личного опыта. Упражнять в использовании предложений различных типов: простых и сложных. Формировать представление о структуре повествовательного рассказа. |
«Спорт шагает по планете» | Книга «Ковров спортивный» Воспитывать интерес к спорту и желание им заниматься. Воспитывать умение высказываться по очереди. Формировать умение составлять небольшие повествовательные рассказы по плану, использовать методику- синквейн при составлении небольших рассказов. Развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание. Упражнять детей в использовании предложений различных типов :простых и сложных. | ||
«Птичьи посиделки» | Книга «Птицы на кормушке» Воспитывать заботливое отношение к птицам. Формировать умение детей сочинять загадки по схеме, составляя образное художественное описание. Развивать умение выполнять творческое задание коллективно, используя элементы мозгового штурма. (Составление детьми индивидуальных авторских загадок). | «Синичкин календарь» | Книга «Птичьи рассказы» Воспитывать позитивное отношение к художественной литературе. Развивать у дошкольников творчество и креативность. Способствовать развитию умения детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану. Использовать описание, диалог. При оценке сказок отмечать занимательность сюжета, средства выразительности. |
«Умелые руки не знают скуки» | Книга «Ковровская игрушка» Воспитывать патриотическое отношение к родному краю, гордость за его мастеров. Способствовать накоплению навыка детей составлять подробные рассказы-описания изделий народных промыслов. Совершенствовать грамматический строй речи; развивать слуховое и зрительное восприятие. Совершенствовать культуру речевого общения. | «В мире прекрасного» | Книга «Рассказы по картинам художника Бычкова» Воспитывать эмоционально-эстетические чувства при восприятии произведений искусства. Развивать осознанную речевую активность при составлении описательного рассказа. Формировать умение составлять подробные и интересные рассказы – описания по картине, передавать свои чувства, ощущения в высказываниях. |
«Космические дали» | «Необъятная Вселенная» | Книга « Ковров космосу подмога». Воспитывать патриотическое отношение к родному городу, чувство гордости за достижения Коврова в области космических технологий. Упражнять детей составлять рассказ, используя полученные знания. Закреплять умение детей объединять различные предложения в единый описательный рассказ. Развивать связную монологическую речь.
| |
«Жалобная книга природы» | Книга «Красная книга животных»
| ||
«Никто на забыт, ничто не забыто» | Книга «Праздник 9 мая» Воспитывать патриотическое отношение к родному городу. Формировать познавательный интерес к традициям города. Формировать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Развивать монологическую речь, умение правильно излагать свои мысли. Закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи. | «Этих дней не смолкнет слава» | Книга «Не прерывается памяти нить» Воспитывать в детях чувства гордости за свой русский народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Упражнять детей составлять небольшие рассказы из личного опыта. Развивать навык рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. |
«Древо жизни» | Книга «Герб моей семьи» Воспитывать чуткое отношение к близким людям. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта. Совершенствовать навыки применения диалогической и монологической речи. |
Приложение 2.
Родительское собрание.
«Развитие речи детей во второй младшей группе через чтение художественной литературы»
(вторая младшая группа)
Задачи: Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.
Форма проведения: круглый стол. Практическая часть (знакомство с артикуляционной гимнастикой)
Предварительная работа: выставка в группе по теме: «Русские народные сказки», выставка методической литературы по теме собрания.
Ход.
Вступительный этап. (Родители рассаживаются полукругом).
Воспитатель: Добрый вечер! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чисто, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Тема нашей встречи «Развитие речи детей через чтение художественной литературы».
Игра «Вопрос – ответ».
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна.
Ваша реакция показала, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.
Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой.
Сегодня символом обсуждаемой темы- детская книга (положить книгу в центр). Встаньте от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдалённость по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние (родители выполняют задание).
Роль сказки в жизни ребёнка.
Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи.
Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь.
Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а также его творческий потенциал.
Для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, когда есть время обсудить сказку. Читать нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций. Сказки расширяют познания детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.
Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка.
С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующейся личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Так же в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделить конструированию слов, предложений, словосочетаний. Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка ещё должна способствовать общению.
Задача воспитания детей сказками довольно сложная. Надо учитывать ряд моментов, связанных с особенностями вашего ребенка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках. Нужно разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть.
В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадает.
Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой, сказочный мир, то и расскажите её интересней.
Книжки с картинками мешают слушать сказки. Ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, чётко выговаривая все звуки, вы обойдётесь без визитов к логопеду.
Одну и ту же сказку можно читать ребёнку много раз, это поможет ему понять её смысл. Когда он поймёт суть сказки, она станет ему не интересна. Каждый может найти в сказке то, что понятно и близко именно ему. Через сказку можно привить ребёнку любовь к чтению.
Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку ребёнку легче понять, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ребёнок представляет себя положительным сказочным героем.
Сказка является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребёнка. Не нужно преуменьшать роль детских сказок в воспитании детей. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребёнка. Корректировать и улучшать его поведение.
Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направленно на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Если обращать внимание на нелюбимых и любимых героев ребёнка, можно вовремя выявить и скорректировать возможные психологические проблемы ребёнка.
Фантазию ребёнка легко направить как в положительное, так и в отрицательное русло развития. Начинать лучше с волшебных сказок имеющих простой сюжет. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и своих силах.
Практическая часть.
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь - это залог успешного общения.
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители: Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
Педагог: Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все то, что необходимо для правильного образования звука.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики.
Упражнение «Лягушка». Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Упражнение «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение «Лягушка - слон». Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Упражнение «Рыбка». Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Упражнение «Качели». Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Упражнение «Часики». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики - вот так.
Упражнение «Лопаточка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение «Иголочка». Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение «Лопаточка-иголочка». Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Упражнение «Горка». Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
Педагог: Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику? Читать детям сказки?
Родителям предлагаются памятка «Как стать хорошим читателем»
- Берите из книги как можно больше. Помните, что чтение- одно из самых важных, нужных, серьёзных и прекрасных занятий.
- Не читайте книгу, думая о другом. Вредная привычка – только просматривать книги.
- Если в книги встретятся слова, фразы, не понятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям.
- Выписывайте наиболее понравившиеся высказывания из тех книг, которые читаете.
- Читайте по определённой системе. Очень полезно прочитать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностью эпохи, в которую он жил.
- Почаще читайте в слух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения.
- Показатели культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков.
Родительское собрание
«Окошко в творчество» (старший возраст)
Цель: Дать родителям знания о значении развития творчества у детей, заинтересовать родителей этой проблемой.
Предварительная работа:
- Оформление пригласительных билетов
- Подготовка слайд-шоу «Развитие творчества у детей в детском саду»
Ход.
Многим кажется, что творчество - это удел избранных, особо талантливых людей, создающих произведения искусства, делающих научные открытия или технические изобретения. Но на самом деле творчество существует везде, где человек фантазирует, комбинирует, придумывает и создает что-то новое. Творческие процессы становятся заметны уже в раннем детстве. Ребенок играет, и в этих играх он представляет себя доктором или поваром, песок может стать кашей, а камушки - гостями в ресторане. Детям свойственно подражание, но они никогда в точности не воспроизводят в своих играх то, что видели или слышали в реальной жизни. В знакомые сюжеты они всегда вплетают свои фантазии, элементы сказки и волшебства, сочиняют. И сочинять дети любят ничуть не меньше, чем играть.
Как вы думаете, воображение богаче у детей или у взрослых?
Большинство взрослых на этот вопрос отвечают: «Конечно, у детей!» Но правильный ответ прямо противоположный. Давайте разберемся почему. Приведу цитату Л.С. Выготского: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение. Вот почему у ребенка воображение беднее, чем у взрослого человека, и это объясняется большей бедностью его опыта». Из этого следует, что если мы хотим развивать в своем ребенке творческие способности, то в первую очередь нужно давать ему для этого много впечатлений -зрительных, звуковых, чувственных, экспериментальных, эмоциональных и других. Чем шире опыт ребенка (а потом и взрослого), тем шире простор для комбинирующей, творческой деятельности.
Как развивать творческие способности у ребенка?
Ни для кого не секрет, все задатки человека формируются с раннего детства, а в дальнейшем они просто реализуются и совершенствуются. Если у человека в детстве с творчеством было не совсем все в порядке, то во взрослой жизни начинать развивать творческие способности во много раз сложнее. Поэтому начинать развивать ЛЮБЫЕ СПОСОБНОСТИ, в том числе и творческие необходимо с раннего детства.
С чего начать? Как же развивать творческие способности ребенка.
Чтобы начался творческий процесс, ребенку нужны ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Маленькому человечку, безусловно, интересно наблюдать за окружающим миром, но без ваших пояснений мир остается красивой картинкой. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша.
Создавайте ребенку впечатления!
На прогулке.
Нюхайте цветы, трогайте траву и деревья, снег и лед, слушайте птиц и насекомых, качайтесь на качелях и играйте в. И наблюдайте, наблюдайте – за погодой, людьми, животными и птицами, свойствами предметов.
Дома.
Окружите ребенка средой, дающей впечатления. Играйте с водой, льдом, крупами и фасолью, разными тканями. Давайте ребенку нюхать разную еду, специи, арома-масла. Не отгораживайте ребенка от мира взрослых – пусть он участвует в домашней работе – помогает маме мыть посуду, готовить обед, а папе – что-то чинить. Ходите в гости, в зоопарк и цирк, в подходящие по возрасту музеи.
Игрушки.
Какие игрушки способствуют развитию творческого мышления?
Мы все хотим, чтобы у наших детей было все самое лучшее и часто это желание превращается в беспорядочную скупку огромного количества игрушек. Для развития воображения лучше иметь в доме МАЛО игрушек для многих вариантов игры. Ребенку нужны максимально простые игрушки – палочки, камушки, тряпочки, пуговицы, веревочки. Можно использовать не по назначению части от универсальных игрушек, например, блоков Дьенеша или палочек Кюизинера. Пусть у малыша будут предметы для создания своего пространства – покрывала, куски ткани, подушки, стулья. Чем проще игрушка -тем выше работа мозга при взаимодействии с ней, и наоборот. Необходимы также традиционные игрушки: куклы, машинки, детская посуда, мягкие игрушки. Конструкторы, кубики – хорошее пространство для развития фантазии и творческого мышления. Вместе придумывайте различные конструкции и включайте их в игру с другими предметами. Дело родителей – только подсказать что «всё может быть всем» на раннем этапе развития. А может и этого не потребуется – ребенок все придумает сам, главное не мешать ему огромным количеством готовых игрушек и скептическим отношением к его фантазиям.
Книги.
Книги – одна из важнейших составляющих развития ребенка, в том числе и творческого. Первые годы жизни ребенок черпает из книг не меньше информации, чем из окружающего мира. Книги, в особенности сказки, формируют у ребенка так называемую «картотеку жизненных ситуаций». Сначала они просто накапливают, но, взрослея, начинают активно пользоваться сказочным опытом. То есть для ребенка книга – это жизнь, ВПЕЧАТЛЕНИЯ, которые, как мы помним, необходимы для творческого развития.
Развитие творческого мышления –игра с родителями
«Изменение сказочной развязки».
Цель: изменить финал знакомой сказки с помощью введения в сюжетное повествование волшебного средства.
«Расскажи стихотворение голосом сказочного героя».
Давайте вспомним стихотворение «У лукоморий дуб …» (пару строк). Теперь вам нужно его рассказать голосом сказочного героя. Имя этого героя вы прочитаете на карточках, которые я вам раздам. Остальные послушают, а затем постараются отгадать, голосом какого сказочного героя было рассказано стихотворение.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни.
Родительское собрание на тему:
«Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр».
Цель: познакомить родителей и апробировать систему методических ТРИЗ-игр, направленных на развитие речи детей.
Ход.
В современном образовании основной задачей является воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Именно поэтому образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения.
ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом “Творчество во всем!”.
Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе, вот почему одним из основных показателей уровня развития ребенка можно считать богатство его речи.
С помощью технологии ТРИЗ мы можем решить проблему развития воображения, речи детей, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач. Игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.
Вы все читаете сказки своим детям. Со сказкой можно поиграть:
- придумать новое завершение сказки, сначала вместе с ним, а потом пусть ребенок развивает свою фантазию сам. (Такие игры-упражнения принесут удовольствие детям и родителям. А у детей будет развиваться воображение, речь);
- «Сказка наизнанку». Например, сказка «Теремок», в которой теремок был очень большой, а медведь был первым, кто нашел теремок и стал в нем жить. К теремку приходили лиса, волк, заяц, лягушка, мышка, но медведь всех выгонял и никого не пускал жить в теремке. Вот однажды прилетел комар - пискун. Попросился он в теремок, а медведь его не пустил. Комар обиделся и больно укусил медведя, так больно, что медведь от боли сам разломал теремок. Помогите малышу в первый раз фантазировать, не говорите ему слова: так не бывает, так не должно быть. Придерживайтесь девиза ТРИЗовцев «Можно говорить всё!» И дети говорят, придумывают.
Во время игр внимательно выслушайте своего малыша. Пусть ваши дети учатся возражать вам. Запомните, детям нужно давать только положительную оценку: «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо» и т. д.
У многих у вас дети сладкоежки, используйте игру «Хорошо - плохо». Играя в эту игру, ваш ребенок научится выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Самый распространенный пример: Съесть конфету - хорошо. Почему? Съесть конфету – плохо. Почему? При помощи этой игры с детьми, можно закреплять признаки времен года, например, зима – хорошо. Почему? Можно кататься на горке, на лыжах, на санках, играть в снежки. Зимой очень красиво на улице. Кругом лежит белый снег. Зима – плохо. Почему? На улице холодно, иногда морозно, дует сильный ветер, метет метель. И так о других временах года: весне, лете, осени. Будет намного интересней, если вы разделитесь на две команды, мама или папа называют, почему осень или зима хорошо, а ребенок – плохо. Вашему ребенку это пригодится не только в детском саду, но и в школе.
Для развития логического мышления ваших детей используйте игру «Фантазия», которую можно применять не только при чтении сказок, но и в других жизненных ситуациях. Эта игра помогает найти новые ресурсы решения данных задач. Обычная жизненная ситуация, ваш ребенок не хочет собирать игрушки. При помощи разных уловок вам удается уговорить малыша расставить игрушки по местам. Расположитесь удобно на диване и предложите вашему ребенку представить, что все игрушки обиделись и ушли от него. Что же тогда будет? Дети будет размышлять, придумывать и одновременно развивать свою речь. Если у вас дочка, попросите её подумать и сказать, чем можно заменить потерянные заколочки. Уверена, что она придумает много вариантов.
Во многих семьях любят собирать пазлы. Разнообразьте это занятие, используйте игру по ТРИЗ технологии «Что-то часть чего-то», которая поможет сформировать у вашего ребенка усидчивость, что очень актуально в наше время гиперактивных детей, воображение, зрительную память, логическое мышление.
Как мы с вами знаем, игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности. И во время игры у дошкольника формируются социально-личностные отношения.
Дидактические игры по методике ТРИЗ помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчивость. Замкнутым и застенчивым детям помогают стать более раскрепощенными и коммуникабельными. Они делают каждого ребенка индивидуальным. Он не боится высказывать свое мнение. Старается отстаивать свою точку зрения, что, безусловно, пригодится ему во взрослой жизни.
Мастер класс: «Придумываем сказки»
Цель: создание условий для овладения участниками мастер – класса технологией решения изобретательских зада.
Составление сказок с помощью метода «Каталога»
Родителям предлагается с помощью книги выбрать объекты для сказки и цепочка вопросов. Можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям. Примерная цепочка вопросов:
- Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою? Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить? Что стали делать?
Родителям предлагается сочинить сказку (историю). Задается вопрос, например, "Жил-был кто?" Воспитатель открывает книгу на любой странице, предлагает родителям указать на слово: «Жил-был... карандаш!». Значит, история будет про карандаш, который попал в беду. Следующий «ответ» на вопрос ищется на любой другой странице. Если по сюжету должно быть имя существительное или глагол, а родители указали на другую часть речи, педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти другое на этой же строчке. Ответы, «найденные» в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию. Когда сказка составлена, родители придумывают ей название и пересказывают. Педагог просит родителей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
Мы с вами сегодня пробовали придумывать сказку с помощи книги, также можно поиграть и с детьми.
Таким образом:
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества:
- активизация познавательной деятельности детей;
- создание мотивационных установок на проявление творчества;
- создание условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
- повышение эффективности овладения всеми языковыми средствами;
- формирование осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
- развитие гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
И в заключении мне хочется, чтобы вы заполнили небольшую таблицу.
Знаю | Узнал | Хочу знать |
Приложение 3.
Анкета для родителей по теме:
« ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ».
1.Приобщаете ли Вы ребенка к чтению детской литературы, если «да», то каким образом________________________________
_____________________________________________________
2. Кто читает ребенку книги?
Мама____ Папа___ другие____
3. Где берете детские книги?
Дома библиотека____ В детской библиотеке____
Покупаете____ Другое_____
4. Как часто читаете ребенку?
1-2 раза в неделю_____ каждый день____ чаще____
5. Кто выбирает чаще, что читать ребенку?
Ребенок____ Взрослый____
6. Какую тематику читаете наиболее чаще, почему?
Сказки волшебные, о животных _____
Поэзию ( о животных, времена года, о детях, прочее)_____
Детские рассказы (о животных, о детях, о природе)________
Фольклорный жанр (песенки, потешки, пословица, др.)_______
Потому что____________________________________________
7.Каких писателей предпочитаете читать детям?
Отечественных____ Зарубежных______
8. Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанное, если да, с какой целью?
Да_____ Нет_____
Цель_________________________________________________
9. Любимое произведение ребенка или что последнее читали (читаете)? ____________________________________________
Анкета для родителей “РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА”
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________
Благодарим за сотрудничество!
Анкета для родителей по развитию речи ребенка
1. Фамилия Имя Ребенка___
2. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем очень много, постоянно;
б) читаем, но редко;
в) не читаем .
3. Какие сказки, стихи, рассказы вы читаете ребенку?
4. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает;
б) когда как;
в) не любит.
5. Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) сказки;
б) стихи;
в) рассказы.
6. После чтения рассказа или сказки может ли ребёнок ее рассказать?
а) да рассказывает как ему читали;
б) рассказывает, но на свой лад;
в) частично рассказывает сказку;
г) не рассказывает.
7. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть;
б) проявляется, но изредка;
в) очень редко.
8. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
а) да (перечислить)
б) нет.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты:
1. Читаете ли вы ребёнку книги? Если да, то как часто: ежедневно, несколько раз в неделю, редко, когда есть время.
2. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе
3. Обсуждаете ли вы прочитанное с ребёнком? ___
4. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? ___
5. Сколько книг (приблизительно) она включает? ___
6. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.) ___
7. Какие книги предпочитает ваш ребёнок: сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений
8. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ___
9. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? ___
10. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? ___
11. Если да, то какие последние произведения вы прочитали? ___
12. Читаете ли вы сами литературу? ___
13. Если да, то что предпочитаете: периодическую литературу (журналы, газеты, познавательную литературу, художественную литературу___
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Просим заполнить анкету, ответы на вопросы которой позволят нам получить более полную информацию о том, как вы знакомите детей с художественной литературой.
1. Как часто вы читаете? Сколько времени? (20, 30 мин и т. д.) ___
2. Любите ли Вы читать книги своему ребёнку? ___
3. Часто ли Вы читает книги своему ребёнку? ___
4. Какие книги Вы читаете своему ребёнку? ___
5. Какие книги любит Ваш ребёнок? (сказки, стихи, литературу о природе, энциклопедии, книги познавательного содержания, нет определённых предпочтений) ___
6. Вы читаете детям книги: по просьбе ребенка, по своей инициативе? ___
7. С удовольствием ребёнок слушает или нет? ___
8. Обсуждаете ли Вы прочитанное с ребёнком? ___
9. Есть ли у ребёнка домашняя библиотека? ___
10. Сколько книг (приблизительно) она включает? ___
11. Каких жанров (стихи, сказки и т. д.) ___
12. Рассказывает ли ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду? ___
13. Ходите вы с ребёнком в библиотеку? ___
14. Читаете ли вы с ребёнком произведения для длительного чтения? ___
15.Есть ли у Вашего ребенка своя книжная полка?