Участие в экспериментальной творческой группе педагогического клуба "Наука и творчество"
В рамках участия в эксперименте «Инновационный подход в коррекционном обучении и воспитании» решила познакомиться с влиянием психологических игр-этюдов на внутренний эмоциональный мир воспитанников и провести свое исследование.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование игр-этюдов в формировании эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста (эмпирическое исследование)
Тема эксперимента «Инновационный подход в коррекционном образовании и воспитании»
Автор:
Свинцова Инна Николаевна,
педагог-психолог
МКДОУ «Детский сад «Солнышко»
г. Щигры Курской обл.
В рамках участия в эксперименте «Инновационный подход в коррекционном обучении и воспитании» решила познакомиться с влиянием психологических игр-этюдов на внутренний эмоциональный мир воспитанников и провести свое исследование.
Вначале мной была определена выборка из 5 детей 4-6 лет. В этот список входили 2 девочки и 3 мальчика. Вся работы включала три этапа:
I этап (диагностический первичный) - проведение исследования уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников, используя следующие методики: проективные методики М. А. Нгуен: «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций», «Три желания», «Что? Почему? Как?».
II этап (коррекционно-развивающий) – разработка упражнений (игр-этюдов) по формированию эмоционального интеллекта дошкольников экспериментальной группы и дальнейшей апробации данного вида игр на практике.
III этап (диагностический повторный) - проведение диагностики уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников, используя те же методики, что и в начале исследования, с целью оценки эффективности разработанных игр-этюдов по формированию эмоционального интеллекта дошкольников.
I Этап
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
Описание
Детям, каждому отдельно, чтобы исключить момент списывания, было предложено задание:
Следующих проективных методик Минь Ань Нгуена Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций», «Три желания», «Что? Почему? Как?». Они разработаны М. А. Нгуен, и выявляют степень развития следующих компонентов эмоционального интеллекта дошкольников: направленность внимания ребёнка к миру людей и миру эмоций («Дорисовывание»), эмоциональную ориентацию ребёнка на другого («Три желания»), готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности («Что - почему - как»). Структура, оценочная балльная шкала и обработка результатов методики основываются на идеях российских и зарубежных исследователей: 3. Фрейд, А. Пейн, P. P. Калинина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова.
Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей, мир людей, мир эмоций.
Цель: Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на мир вещей или на мир людей и мир эмоций.
Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам (круг, овал, треугольник (рисунок 1) любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.
Рис. 1
- 0 баллов – дорисовка отсутствует
- 1 балл – изображено человеческое лицо
- 2 балла - изображён человек, присутствие нарисованных штрихов, изображающих его ноги, руки, выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении.
Уровни развития направленности на мир людей и мир эмоций:
Низкий: 0 баллов;
Средний: 1 - 2 баллов;
Высокий: 3 - 6 баллов.
Проективная методика «Три желания»
Цель: Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей.
Инструкция: педагог-психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!».
Обработка результатов:
- 0 баллов - рисунок отсутствует;
- 1 балл - рисунок связан с желанием «для себя»;
- 2 балла - рисунок связан с желанием «для других людей».
Уровни развития эмоциональной ориентации ребенка на других людей:
Низкий: 0 - 3 балла;
Средний: 4 балла;
Высокий: 5 - 6 баллов.
Методика «Что? Почему? Как?»
Цель: Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.
Инструкция: педагог-психолог говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».
Текст для девочек
«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине, и попали в аварию. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик Вова - заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела ходить в школу. Таня узнала об этом.
На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко, поэтому ничего не слышала. Но после этого разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам.Как вы думаете, что она им сказала?»
Текст для мальчиков
«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.
В один прекрасный день мы с братом вышли во двор кататься на велосипеде. Нас увидели ребята, начали шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко, поэтому ничего не слышал. Но после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.
Я горжусь тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»
Обработка результатов
Ребёнок, отвечая на три вопроса, должен решить определенную проблему, связанную с отношениями между детьми, оценкой ситуации и пониманием эмоционального состояния других людей.
1 вопрос «Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?»
- 0 баллов - ответ отсутствует; ребёнок не понимает вопроса или даёт следующие варианты ответа: «не смейтесь», «это не смешно», «что выделаете?», «как вам не стыдно» и т.д.;
- 1 балл - «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам»;
- 2 балла - конструктивное решение проблемы. Варианты конструктивного решения:
- старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;
- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам, что так делать нельзя, что это плохо;
- старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.
2. вопрос «Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?»
Ответы детей оцениваются по трехбалльной шкале:
- 0 баллов - ребёнок не понимает вопроса; «Потому что это её (его) младшая сестра (брат)»;
- 1 балл - «Жалко»; «Потому что смеяться над другими плохо, нельзя так делать»; «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали»;
- 2 балла - «Потому что люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются».
- вопрос «Как бы ты поступил(а) в такой ситуации?»
- 0 баллов - ребёнок не понимает вопроса или выражает агрессивное поведение: «не смейтесь над моим братом, я вам дам по попе»; «я дам им пинка, чтобы им было больно»; или даёт следующие варианты ответа: «не знаю», «не смейтесь над моей сестрой» и т.д.;
- 1 балл - ребёнок объясняет, опираясь на следствия конфликта, например: «не смейтесь, а то я расскажу маме», «если вы упадете, мы тоже будем над вами смеяться», «если не прекратите смеяться, то я вашим родителям расскажу», «если прекратите смеяться, то мы будем с вами дружить, а то когда вы упадете, мы тоже будем над вами смеяться», «если учителя узнают об этом, то они вас накажут» и т.д.;
- 2 балла - ребёнок сам принимает решение, опираясь на чувства обиженного человека; например: «когда над вами смеются, это очень обидно», «не издевайтесь над моей сестрой (моим братом), ей (ему) очень обидно» и т.д. или предпринимает действия, опираясь на чувства обиженного, например: «я бы предложил им подружиться со своим братиком (своей сестрёнкой), тогда братик (сестрёнка) почувствовал (- ла) бы себя лучше» и т.д.
Уровень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности (по результатам ответов на три вопроса):
Низкий: 0 - 2 балла;
Средний: 3 - 4 балла;
Высокий: 5 - 6 баллов.
II этап
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ
Описание
После проведения психодиагностики была обнаружена необходимость в проведении системы развивающих занятий с включением в них психологических игр-этюдов, т. к. результаты, показанные детьми после выполнения проективных методик выявили низкий уровень развития эмоционального интеллекта у большинства детей экспериментальной и контрольной групп.
При разработке развивающих игр-этюдов учитывались исследования, проведенные М. А. Нгуен в области формирования эмоционального интеллекта дошкольников. В связи с этим, упражнения и задания должны иметь обучающее и развивающее воздействие с определением цели, структуры занятий и планируемых результатов.
Цель игр-этюдов: формирование ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности. (Деятельность - «целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта».)
Критерием эффективности реализации данного комплекса упражнений выступает позитивная динамика развития эмоционального интеллекта дошкольников, т.е. повышение степени ориентации на другого человека, а также готовность ребенка заботиться о нем.
В развивающие занятия в качестве подготовки к изображению того или иного этюда входило чтение литературных произведений российских писателей сходных по смыслу с содержанием психологического этюда. Мой выбор обоснован тем:
- В сказках и детских рассказах поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы;
- Слово несет в себе номинативно-изобразительное и эмоциональное значение. Слушая литературные произведения, и взрослый, и ребенок рисуют в своем сознании образы человеческой жизни. Слушая произведение литературы, дошкольники верят всему, что в нем происходит, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам;
- Л. С. Выготский писал: «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов». Ребенок «играет, не сознавая мотивов игровой деятельности. Это существенно отличает игру от труда и других видов деятельности», «ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»;
- Г. Ноль показал, что наибольшая сила самоуправления у ребенка возникает в игре.
Общее время одного занятия не превышало 25 минут. Всего 10 занятий. Содержание занятия: 1 литературное произведение (рассказ или стихотворение) и 1 игра-этюд.
После каждого рассказа или стихотворения происходит беседа с детьми и обсуждение поведения персонажей. В группу входили все пять детей. Каждый ребенок должен был обыграть или поучаствовать (если требовалось несколько персонажей) в психологической игре. После инсценировки детям необходимо было нарисовать полюбившегося героя психологической игры-этюда, или же изобразить все действие этюда.
Следует отметить, что параллельно с развивающими занятиями велась также консультативная и просветительская работа с родителями детей экспериментальной группы на индивидуальных встречах.
ИГРЫ-ЭТЮДЫ
Игра-этюд по стихотворению Эммы Мошковской «Уши».
1-й ребенок: Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
2-й ребенок: Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?
Педагог-психолог: Отвечает доктор…
Доктор(3-й ребенок): ЕЖЕ-
Педагог-психолог: Отвечает доктор…
Доктор (3-й ребенок): ЕЖЕ-
Педагог-психолог: Отвечает доктор гневно:
Доктор (3-й ребенок): ЕЖЕ-
ЕЖЕ-
ЕЖЕДНЕВНО!
Игра-этюд автора Лилия Ивановна Петровой «Нехочуха»
Я сегодня рано встал, и еще поколотили... | Потянулись Топаем ногами, колотим руками по коленям Колотим руками по коленям Шумно выдохнули, остановились |
III этап
ДИАГНОСТИКА (повторная)
Повторная диагностика уровня развития эмоционального интеллекта детей проводилась в конце коррекционно-развивающего. Использовались те же проективные методики, что и в начале исследования. Данных двух диагностик (первичной и повторной) изображены на рисунке 2.
Рис.2
Из диаграммы видно, что данные вторичной диагностики имеют более высокие значения (в отличие от первичной) и варьируются между средними и высокими баллами.
Таким образом, мной была доказана эффективность разработанного комплекса психологических игр-этюдов в развитии эмоционального интеллекта. Теперь можно с уверенностью сказать, что в такой совместной деятельности ребенок может не только проявить творческую активность, но и обогатить свой эмоциональный опыт, научиться распознавать эмоциональные реакций других детей и развить умения адекватно выражать свои эмоции.