Участие в экспериментальной творческой группе педагогического клуба "Наука и творчество"

Свинцова Инна Николаевна

В рамках участия в эксперименте «Инновационный подход в коррекционном обучении и воспитании» решила познакомиться с влиянием психологических игр-этюдов на внутренний эмоциональный мир воспитанников и провести свое исследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игр-этюдов в формировании эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста (эмпирическое исследование)

Тема эксперимента «Инновационный подход в коррекционном образовании и воспитании»

Автор:

Свинцова Инна Николаевна,

педагог-психолог

МКДОУ «Детский сад «Солнышко»                

г. Щигры Курской обл.

В рамках участия в эксперименте «Инновационный подход в коррекционном обучении и воспитании» решила познакомиться с влиянием психологических игр-этюдов на внутренний эмоциональный мир воспитанников и провести свое исследование.

Вначале мной была определена выборка из 5 детей 4-6 лет. В этот список входили 2 девочки и 3 мальчика. Вся работы включала три этапа:

I этап (диагностический первичный) - проведение исследования уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников, используя следующие методики:  проективные методики М. А. Нгуен: «Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций», «Три желания», «Что? Почему? Как?».

II этап (коррекционно-развивающий) – разработка упражнений (игр-этюдов) по формированию эмоционального интеллекта дошкольников экспериментальной группы и дальнейшей апробации данного вида игр на практике.

III этап (диагностический повторный) - проведение диагностики уровня развития эмоционального интеллекта дошкольников, используя те же методики, что и в начале исследования, с целью оценки эффективности разработанных игр-этюдов по формированию эмоционального интеллекта дошкольников.

I Этап

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Описание

Детям, каждому отдельно, чтобы исключить момент списывания, было предложено задание:

Следующих проективных методик Минь Ань Нгуена Дорисовывание: мир вещей - мир людей - мир эмоций», «Три желания», «Что? Почему? Как?». Они разработаны М. А. Нгуен, и выявляют степень развития следующих компонентов эмоционального интеллекта дошкольников: направленность внимания ребёнка к миру людей и миру эмоций («Дорисовывание»), эмоциональную ориентацию ребёнка на другого («Три желания»), готовность ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности («Что - почему - как»). Структура, оценочная балльная шкала и обработка результатов методики основываются на идеях российских и зарубежных исследователей: 3. Фрейд, А. Пейн, P. P. Калинина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова.

Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей, мир людей, мир эмоций.

Цель: Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на мир вещей или на мир людей и мир эмоций.

Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям за 15 минут добавить (дорисовать) к фигурам (круг, овал, треугольник (рисунок 1) любые детали, чтобы получились рисунки со смыслом.

                                                                                                                        Рис. 1

  • 0 баллов – дорисовка отсутствует
  • 1 балл – изображено человеческое лицо
  • 2 балла - изображён человек, присутствие нарисованных штрихов, изображающих его ноги, руки, выражено его эмоциональное состояние или он дан в движении.

Уровни развития направленности на мир людей и мир эмоций:

Низкий: 0 баллов;

Средний: 1 - 2 баллов;

Высокий: 3 - 6 баллов.

Проективная методика «Три желания»

Цель: Выявить эмоциональную ориентацию ребёнка на себя или на других людей.

Инструкция: педагог-психолог говорит детям: «Представьте, что золотая рыбка может выполнить три ваших желания. Что бы вы пожелали? Нарисуйте!».

Обработка результатов:

  • 0 баллов - рисунок отсутствует;
  • 1 балл - рисунок связан с желанием «для себя»;
  • 2 балла - рисунок связан с желанием «для других людей».

Уровни развития эмоциональной ориентации ребенка на других людей:

Низкий: 0 - 3 балла;

Средний: 4 балла;

Высокий: 5 - 6 баллов.

Методика «Что? Почему? Как?»

Цель: Выявить степень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать, заботиться о нём.

Инструкция: педагог-психолог говорит детям: «Сейчас я прочитаю вам рассказ. Ваша задача: слушать внимательно, а потом ответить на мои вопросы».

Текст для девочек

«Меня зовут Аня. Я учусь в первом классе. У меня есть старшая сестра Таня. Однажды мы ехали на машине, и попали в аварию. У Тани была сломана правая рука, но она скоро зажила. А у меня на лице была глубокая царапина, и через месяц остался шрам. Шрам небольшой, но все ребята в школе его замечают, особенно мальчик Вова - заводила среди ребят. И вы знаете, он и его друзья стали надо мной смеяться. Мне было очень обидно. Я даже не хотела ходить в школу. Таня узнала об этом.

На днях я всё-таки как обычно пошла в школу с Таней. Около входа стоял Вова с друзьями. Увидев меня, они начали о чём-то шептаться и смеяться. Моя сестра сразу подошла к ним и что-то сказала Вове. Я стояла далеко, поэтому ничего не слышала. Но после этого разговора с Таней Вова и его друзья перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что у меня есть старшая сестра, которая всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Таня сказала Вове и ребятам.Как вы думаете, что она им сказала?»

Текст для мальчиков

«Меня зовут Антон. У меня есть старший брат Юра. Недавно я начал учиться кататься на велосипеде. Первое время часто падал, и соседские мальчики надо мной смеялись. Было очень обидно. Я даже хотел забросить велосипед. Но Юра решил мне помочь.

В один прекрасный день мы с братом вышли во двор кататься на велосипеде. Нас увидели ребята, начали шептаться и смеяться. Мой старший брат сразу подошёл к ним и что-то сказал. Я стоял далеко, поэтому ничего не слышал. Но после разговора с Юрой мальчики перестали надо мной смеяться.

Я горжусь тем, что у меня есть старший брат, который всегда мне поможет. Но я до сих пор не знаю, что же Юра сказал ребятам. Как вы думаете, что он им сказал?»

Обработка результатов

Ребёнок, отвечая на три вопроса, должен решить определенную проблему, связанную с отношениями между детьми, оценкой ситуации и пониманием эмоционального состояния других людей.

1 вопрос «Что Таня (Юра) сказала (сказал) ребятам?»

  • 0 баллов - ответ отсутствует; ребёнок не понимает вопроса или даёт следующие варианты ответа: «не смейтесь», «это не смешно», «что выделаете?», «как вам не стыдно» и т.д.;
  • 1 балл - «Старшая сестра (старший брат) угрожала (угрожал) ребятам»;
  • 2 балла - конструктивное решение проблемы. Варианты конструктивного решения:
  • старшая сестра (старший брат) просит ребят оставить младшую сестру (младшего брата) в покое, иначе она (он) пожалуется учителям и родителям;
  • старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам, что так делать нельзя, что это плохо;
  • старшая сестра (старший брат) объясняет ребятам проблему своей младшей сестры (своего младшего брата) и настаивает на том, чтобы ребята прекратили над ней (над ним) смеяться.

2. вопрос «Почему Таня (Юра) так поступила (поступил)?»

Ответы детей оцениваются по трехбалльной шкале:

  • 0 баллов - ребёнок не понимает вопроса; «Потому что это её (его) младшая сестра (брат)»;
  • 1 балл - «Жалко»; «Потому что смеяться над другими плохо, нельзя так делать»; «Чтобы не смеялись»; «Чтобы не обижали»;
  • 2 балла - «Потому что люди чувствуют себя плохо, если над ними смеются».
  1. вопрос «Как бы ты поступил(а) в такой ситуации?»
  • 0 баллов - ребёнок не понимает вопроса или выражает агрессивное поведение: «не смейтесь над моим братом, я вам дам по попе»; «я дам им пинка, чтобы им было больно»; или даёт следующие варианты ответа: «не знаю», «не смейтесь над моей сестрой» и т.д.;
  • 1 балл - ребёнок объясняет, опираясь на следствия конфликта, например: «не смейтесь, а то я расскажу маме», «если вы упадете, мы тоже будем над вами смеяться», «если не прекратите смеяться, то я вашим родителям расскажу», «если прекратите смеяться, то мы будем с вами дружить, а то когда вы упадете, мы тоже будем над вами смеяться», «если учителя узнают об этом, то они вас накажут» и т.д.;
  • 2 балла - ребёнок сам принимает решение, опираясь на чувства обиженного человека; например: «когда над вами смеются, это очень обидно», «не издевайтесь над моей сестрой (моим братом), ей (ему) очень обидно» и т.д. или предпринимает действия, опираясь на чувства обиженного, например: «я бы предложил им подружиться со своим братиком (своей сестрёнкой), тогда братик (сестрёнка) почувствовал (- ла) бы себя лучше» и т.д.

Уровень готовности ребёнка учитывать эмоциональное состояние другого в своей деятельности (по результатам ответов на три вопроса):

Низкий: 0 - 2 балла;

Средний: 3 - 4 балла;

Высокий: 5 - 6 баллов.

II этап

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ

Описание

После проведения психодиагностики была обнаружена необходимость в проведении системы развивающих занятий с включением в них психологических игр-этюдов, т. к. результаты, показанные детьми после выполнения проективных методик выявили низкий уровень развития эмоционального интеллекта у большинства детей экспериментальной и контрольной групп.

При разработке развивающих игр-этюдов учитывались исследования, проведенные М. А. Нгуен в области формирования эмоционального интеллекта дошкольников. В связи с этим, упражнения и задания должны иметь обучающее и развивающее воздействие с определением цели, структуры занятий и планируемых результатов.

Цель игр-этюдов: формирование ориентации дошкольника на роль и значимость других людей в его деятельности. (Деятельность - «целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта».)

Критерием эффективности реализации данного комплекса упражнений выступает позитивная динамика развития эмоционального интеллекта дошкольников, т.е. повышение степени ориентации на другого человека, а также готовность ребенка заботиться о нем.

В развивающие занятия в качестве подготовки к изображению того или иного этюда входило чтение литературных произведений российских писателей сходных по смыслу с содержанием психологического этюда. Мой выбор обоснован тем:

  • В сказках и детских рассказах поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы;
  • Слово несет в себе номинативно-изобразительное и эмоциональное значение. Слушая литературные произведения, и взрослый, и ребенок рисуют в своем сознании образы человеческой жизни. Слушая произведение литературы, дошкольники верят всему, что в нем происходит, становятся как бы соучастниками событий, волнуются за персонажей, радуются их успехам, печалятся неудачам;
  • Л. С. Выготский писал: «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов». Ребенок «играет, не сознавая мотивов игровой деятельности. Это существенно отличает игру от труда и других видов деятельности», «ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»;
  • Г. Ноль показал, что наибольшая сила самоуправления у ребенка возникает в игре.

Общее время одного занятия не превышало 25 минут. Всего 10 занятий. Содержание занятия: 1 литературное произведение (рассказ или стихотворение) и 1 игра-этюд.

После каждого рассказа или стихотворения происходит беседа с детьми и обсуждение поведения персонажей. В группу входили все пять детей. Каждый ребенок должен был обыграть или поучаствовать (если требовалось несколько персонажей) в психологической игре. После инсценировки детям необходимо было нарисовать полюбившегося героя психологической игры-этюда, или же изобразить все действие этюда.

Следует отметить, что параллельно с развивающими занятиями велась также консультативная и просветительская работа с родителями детей экспериментальной группы на индивидуальных встречах.

ИГРЫ-ЭТЮДЫ

Игра-этюд по стихотворению  Эммы Мошковской «Уши».

1-й ребенок:         Доктор, доктор,

                        Как нам быть:

                        Уши мыть

                        Или не мыть?

2-й ребенок:        Если мыть,

                        То как нам быть:

                        Часто мыть

                        Или пореже?

Педагог-психолог:        Отвечает доктор…

Доктор(3-й ребенок):         ЕЖЕ-

Педагог-психолог:        Отвечает доктор…

Доктор (3-й ребенок):         ЕЖЕ-

Педагог-психолог:        Отвечает доктор гневно:

Доктор (3-й ребенок):        ЕЖЕ-

                ЕЖЕ-

                ЕЖЕДНЕВНО!

C:\Users\User\Desktop\эксперимент инновация\20210127_094736.jpg

C:\Users\User\Desktop\эксперимент инновация\20210127_094603.jpg

Игра-этюд автора Лилия Ивановна Петровой «Нехочуха»

Я сегодня рано встал,
Я не выспался, устал!
Мама в ванну приглашает, 
Умываться заставляет! 
У меня надулись губы, 
И в глазах блестит слеза. 
Целый день теперь мне слушать: 
— Не бери, поставь, нельзя! 
Я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу! 
Тут из спальни папа вышел:
— Почему такой скандал? 
Отчего, ребенок милый, 
Нехочухою ты стал? 
А я ногами топочу, я руками колочу...
Не хочу я, не хочу! 
Папа слушал и молчал,
А потом он так сказал:
— Будем вместе топотать,
И стучать, и кричать.
С папой мы поколотили,

 и еще поколотили...
Так устали! Прекратили... 

Потянулись
Снова потянулись
Показали руками
Умываемся
Опустили голову, выпячиваем
Вытираем «слезы»
Топаем ногой
Погрозили пальцем
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Ходим медленно, широкими шагами
Удивленно разводим руками
Обращаемся к другим детям
Опять разводим руками
Топаем ногами, колотим руками по коленям
Топаем ногами, колотим руками по коленям

Топаем ногами,

колотим руками по коленям
Колотим руками по коленям

Колотим руками по коленям

Шумно выдохнули, остановились

C:\Users\User\Desktop\эксперимент инновация\20210127_113941.jpg

III этап

ДИАГНОСТИКА (повторная)

 Повторная диагностика уровня развития эмоционального интеллекта детей проводилась в конце коррекционно-развивающего. Использовались те же проективные методики, что и в начале исследования. Данных двух диагностик (первичной и повторной) изображены на рисунке 2.

                                                                                                                                  Рис.2

Из диаграммы видно, что данные вторичной диагностики имеют более высокие значения (в отличие от первичной) и варьируются между средними и высокими баллами.

Таким образом, мной была доказана эффективность разработанного комплекса психологических игр-этюдов в развитии эмоционального интеллекта.  Теперь можно с уверенностью сказать, что в такой совместной деятельности ребенок может не только проявить творческую активность, но и обогатить свой эмоциональный опыт, научиться распознавать эмоциональные реакций других детей и развить умения адекватно выражать свои эмоции.