Классное руководство

Смирнова Татьяна Аркадьевна

Программа воспитательной работы для 10-11 класса
Классные часы

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  МОУ  Владимирская средняя  школа

  Воспитательная программа

           для10-11классов

     «Учимся жить в    

             современном мире»

                                                   Автор программы: Смирнова Т.А.,

                                                  классный руководитель 11 класса

                                                     2015-2017уч.год

Пояснительная записка

Что такое воспитание?

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества государства.

  • Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
  • Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
  • Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
  • Воспитание – это творчество. Дело воспитания – процесс постоянного “сотворения” личности.  Нужно уделять этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с родителями. А главное наших детей нужно очень-очень сильно любить по-настоящему, безусловно.  Только тогда может что-то получиться.

Принципы воспитательной работы

Принцип толерантности.

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Классному руководителю, на мой взгляд, необходимо чаще вспоминать об этом.

Принцип воспитания успехом.

Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности. Необходимо стараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

Принцип создания воспитывающей среды.

Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания, взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".

Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации классов

Анализ воспитательной работы за  2014/15 учебный год

В прошедшем году вся работа в классе проходила под девизом «Утверждай себя» и была направлена на формирование уважения к себе,  чувства собственного достоинства. В системе выделяются 4 направления реализации поставленных задач:

1.Проект « Шаги к успеху» направлен на ознакомление с понятиями: самоутверждение, лидерство, честь, достоинство, на развитие стремления к самосовершенствованию. В классе прошла беседа « Я человек, но какой?». Мы пытались ответить на вопрос всякий ли человек личность, какими качествами обладает настоящая личность, оценить , есть ли эти качества в каждом из нас, можем ли мы их развить. Каждый  сделал свой вывод. Во время дискуссии « Можно ли быть свободным без ответственности?» мы обсудили значение слов « свобода» и « ответственность», увидели их значимость в жизни человека. Сделали вывод, что эти понятия взаимосвязаны, иногда между ними можно поставить знак равенства.

 «Культура общения». Тема этого классного часа была подсказана нашей повседневной жизнью. Манера общения друг с другом оставляет желать лучшего. Где- то скользит грубость, где- то развязность. Подростки даже не обращают на это внимание, не обижает это и собеседника. Так нужно ли   выбирать слова для общения. Конечно. Если человек уважает себя и окружающих. На одном из классных часов мы говорили о причинах конфликтов, о способах избежания конфликта и выхода из такового, если он уже есть.

 Классный час « Несовершеннолетние» проходил в рамках месячника правовых знаний. На нем была представлена презентация, рассказывающая об ответственности подростков за различные правонарушения.

2. Проект «Шаги к здоровью». В этом направлении были проведен классный час  «Здоровье и мода». Татуировки и пирсинг. Модные тенденции порой приводят к возникновению проблем с духовным и физическим здоровьем. Нужно научиться оценивать явления с точки зрения ущерба и пользы для здоровья, смотреть на проблему хотя бы на шаг вперед, а также учитывать эстетику внешнего вида.

Классные часы «Vita – жизнь», « Твоё здоровье и питание». Проблема ухудшения здоровья детей сейчас очень актуальна: излишний вес, хронические болезни. В нашем классе такие проблемы есть. Часто это связано с неправильным питанием. Целью  классного часа было наглядно показать проблемы, возникающие при этом, ознакомить с принципами правильного питания, оценить свой рацион питания и постараться его изменить. Также ребята принимали участие во всех общешкольных спортивных мероприятиях.

3. Проект «Нравственность». В классе прошел часы общения « Вверх по лестнице жизни», «О совести». Их целью было осмысление понятия совесть, как его трактуют в словарях, что дети вкладывают в это понятие. Совесть – это орудие самоконтроля человека в разных жизненных ситуациях. Это то, что дано только человеку, что отличает его от других живых существ.

 Диспут «Месть или прощение». Как поступить? Что выбрать? Месть – это обида, злость, боль, разрушение. Прощение – радость, счастье, свет, жизнь. Прощение – это освобождение от обиды. Доброта – оружие сильных. Выбор за вами.

4. Проект «Никогда не поздно поумнеть». В этом направлении мы проводим викторины, выявляющие общую эрудицию, или делимся интересными открытиями из разных областей жизни, науки.

Результаты опроса детей показали, что такая работа им интересна и приносит пользу. Классные часы и результаты тестирования заставляют задуматься  о себе, узнать мнение одноклассников, помогают понять и оценить те или иные свои поступки,  попытаться исправить какие-либо черты характера. Детей  интересуют возможности своего развития.

Также класс участвовал во всех общешкольных мероприятиях. Прошли беседы: «Герои первой мировой», о правилах поведения на дороге, « СПИДу скажем – нет!» Мы участвовали в праздничной программе к Дню Учителя,  в подготовке и проведении новогоднего праздника.

Работа с родителями построена по двум направлениям:

- со всеми родителями класса, т.е. проведение родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;

- с частью родителей в форме консультаций, индивидуальных встреч по формированию навыков и умений в учёбе, дисциплине и т.п.

Были проведены родительские собрания:

октябрь – «Как научить ребенка отвечать за свои поступки?»

декабрь – «Как повысить самооценку ребенка?»

март «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребёнка»

май « Как подготовить себя и ребенка к экзаменам»

На собраниях шла речь и о подготовке домашних заданий, успеваемости и поведении ребят.

Посещаемость собраний удовлетворительная. Родители всегда идут на контакт и понимают свою ответственность за воспитание свои детей.

Программа воспитательной работы

Программа воспитательной работы с классным коллективом в рамках средней общеобразовательной школы является рабочим документом, определяющим цели, задачи, содержание, направления, этапы организации и осуществления деятельности по достижению нового качества воспитания, в соответствии с основными направлениями программы развития школы, программы воспитания школы и требованиями, предъявляемыми к участникам воспитательного процесса. Воспитание сегодня рассматривается в контексте процесса социализации человека, т.е. предполагает сознательное действие, направленное на интеграцию человека в общество, на освоение им комплекса социальных ролей.Воспитательная программа  « Учимся жить в современном мире» разработана для обучающихся старшей ступени обучения (10-11  классы) и рассчитана на два учебных года.

Современная жизнь предлагает выходящему из стен школы молодому человеку массу возможностей реализовать себя, но вместе с тем он попадает в жёсткие условия конкуренции. Наши воспитанники должны будут на каждом шагу доказывать свою состоятельность как студенты вузов, затем как специалисты в своей области, как члены современного общества. Исходя из этого, можно сказать, что задачей школы и классного руководителя старших классов, в частности, является формирование личности, направленной на самопознание, самосовершенствование и самореализацию, стремящейся быть по-настоящему успешной. Ведущим из этих трёх «само…» можно считать  самосовершенствование как условие формирования гуманной, гармоничной личности. Ведь именно в таких людях нуждается общество 21 века, и школа является той ступенью, с которой наши воспитанники сделают шаг в своё будущее. В этом  актуальность и педагогическая целесообразность данной программы. Внутренний мир каждого ребенка уникален. Нет на свете двух одинаковых людей. Строя свои отношения с учащимися мы должны учитывать данное обстоятельство.

Цель воспитательной программы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной,  активной личности, умеющейориентироваться в современном     мире, занимать активную жизненную позицию.

Задачи:

  • способствовать формированию основ культуры общения;
  • поддерживать и обеспечивать становление индивидуальности детей;
  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной оценки и чувства самоуважения;
  • развивать умение ориентироваться в современном мире, занимать активную жизненную позицию.

Ведущими качествами личности  выпускника 11-го класса  должны стать:

■        Осмысленность личной жизни, целеустремленность:

  • сформированное представление о смысле жизни, идеале,    счастье;
  • наличие жизненных планов:
  • активная профессиональная подготовка;
  • понимание жизненной целеустремленности.
  • Мировоззрение:
  • знание современной научной картины мира;
  • понимание и принятие философии прав и свобод человека;
  • патриотизм (чувство гордости за Отчизну и желание ее     процветания);
  • правовая и политическая культура.

■        Интеллектуальное развитие:

  • информационный кругозор;
  • потребность применять знания на практике;
  • умение обобщать, анализировать, делать выводы;
  • критичность (ничего не принимать на веру);
  • стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
  • умение заниматься самообразованием.

■        Отношение к труду, деятельности, обязанностям:

  • добросовестность;
  • старательность;
  • настойчивость;
  • предприимчивость, самостоятельность;
  • творческий подход к работе.

■        Личностные качества (черты характера):

-        сознательная дисциплинированность, обязательность;                                                     - внутренняя свобода, независимость;

  • стойкость, умение переносить трудности;
  • решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
  • порядочность;
  • честность, правдивость.

■        Отношение к окружающим:

  • гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
  • бескорыстная забота о других;
  • интерес к людям, общительность;
  • доброжелательность, склонность к сотрудничеству, а не к конфликтам;
  • терпимость, уступчивость;
  • умение постоять за себя.

■        Культура поведения:

  • умение контролировать себя;
  • сдержанность, тактичность;
  • чувство меры в общении;
  • умение соблюдать дистанцию;
  • культура речи.

■        Здоровый образ жизни:

  • отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
  • знание механизмов и способов поддержания здоровья;
  • стремление к физическому совершенствованию;
  • отсутствие вредных привычек.

■        Семья. Брак. Любовь.

  • отношение к браку как важнейшему жизненному выбору;
  • уважительное отношение к  женщине, девушке.

■        Эстетическая культура:

  • наличие эстетического кругозора и эстетического вкуса;

-    умение отличать прекрасное и безобразное в природе, жизни, труде, общении,  обучении.

Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции и определению профессиональных устремлений учащихся. При этом важно использовать не только знания классного руководителя, но и учитывать опыт и знания родителей, педагогов и всего социального окружения учащихся, помочь им освоить социально-профессиональный опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой собственный опыт жизнедеятельности.

 Результат для ребенка определяется в следующих направлениях:

1. Воспитательный результат – развитие качеств, актуализация социально – значимых ценностей;

2. Образовательный результат – приобретенные ребенком знаний и умений;

3. Практический результат - то, что ребенок сможет применить в общественной жизни за пределами школы.

 Добиться таких результатов помогут различные формы работы с учащимися:      

  разнообразные классные часы

  совместные с родителями мероприятия

  деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы;

  беседы и лекции

  тестирование, анкетирование;

  Срок реализации программы - 2 года. Программа предполагает работу по нескольким направлениям, одинаковым как в 10, так и в 11 классе. Содержание разделов изменяется в соответствии с возрастными особенностями воспитанников и целями, которые ставятся перед ними.

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  1. Познай себя – это интересно!
  2. Сотвори себя – это необходимо!
  3. Утверди себя – это возможно!
  4. Прояви себя – это реально!

Направления  работы

  • Здоровье;
  • Интеллект;
  • Общение;
  • Нравственность
  • Гражданин;

Здоровье

  • Задачи:
  1. Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

       2. Формировать представление о здоровой, не склонной к «социальным»

болезням личности    человека

Формы  реализации:

10 класс

Анкетирование « Правильное питание в школе и дома»

Классный час  «Здоровье – главное богатство»

Беседа «Добавь здоровья!»

11 класс

Классный час « Ребята, давайте жить долго!»

Беседа « Сквернословие и здоровье»

Интеллект

  • Задачи:
  1. Определить круг реальных учебных возможностей ученика;
  2. Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  3. Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.

Формы  реализации:

10 класс

Круглый стол «Радость открытия»

Изучение мотивации обучения.( опрос, анкетирование)

Изучение отношения к учебным предметам (опрос, анкетирование)

11 класс

Заочное путешествие « Самые, самые»

Игра- путешествие « По лабиринтам знаний»

Общение

  • Задача:

 - формировать у учащихся культуру общения в системах «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок».

 Формы  реализации

10 класс

Круглый стол «Принципы жизни счастливого человека»

Воспитательный  час «Ты уже взрослый»

11 класс

Конференция « Парад профессиональных предпочтений»

Игра « Модель человеческого общения»

Информационно-правовой практикум «Первые шаги при устройстве на работу»

Нравственность

  • Задачи:
  1. Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
  2. Формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни.

Формы  реализации:

10 класс

Воспитательный  час « Два мира есть у человека»

Беседа «Зависть»

Воспитательный час «Хрупкие вещи»

Час общения «Три Я»

11 класс

Классный час «Нравственные ценности в современном мире»        Классный час «Совесть, благородство и достоинство»

Беседа « Сила воли»

Час общения « Богатство: спасение или грех?»

Гражданин

  • Задачи:
  1. Формирование правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.
  2. Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей

Формы реализации:

10 класс

Классный час «Дети в Сети»

Час общения « Семейные ценности»

Час общения «Счастливая семья»

Классный час « Я – личность»

Классный час «Мы – граждане России»

11 класс

Час общения « Помни, что ты человек»

Классный час « Правовой ринг»

Брейн-ринг « Вернемся к Конституции»

.

Список диагностических исследований в классном коллективе

  1. Диагностика ценностных отношений учащихся   класса к миру, к людям, к себе.
  2. Диагностика уровня воспитанности учащихся класса.
  3. Тест «Размышляем о жизненном опыте».
  4. Тест на выявление нравственных ориентиров учащихся класса
  5. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии
  6. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

     7.  Диагностика личностного роста

Наш  класс

  1. Гусева  Елена
  2. Кукушкина  Дарья
  3. Ляпин   Антон

Классный руководитель: Смирнова Т.А.

Характеристика  класса

1. Всего учащихся – 3 человека

девочек – 2         мальчиков - 1

2. Из полных семей – 3 человека

Гусева Лена

Кукушкина Даша

Ляпин Антон

3. Из неполных семей – нет

4. Из неблагополучных семей –   нет

Здоровый ребенок

 1. Листок здоровья

   Гусева Е.             основная группа          

   Кукушкина Д.     основная группа

Ляпин А.

2. Список детей, питающихся в столовой

   Кукушкина Д.

   Гусева Е.  

Ляпин  А.

3.  Занятость в спортивных секциях

   Секция волейбола  

                                   Гусева Е.

Ляпин А.

Классные часы

10 класс

 Здоровье – главное богатство

 Здоровье и мода

 Добавь здоровья!

 11 класс

Классный час « Ребята, давайте жить долго!»

Беседа « Сквернословие и здоровье»

Выпуск плакатов: Мы за здоровый образ жизни *

                                Курить – здоровью вредить*

Поездка в ФОК

Участие в спортивных соревнованиях*

                           График проведения классных часов

                                                  10 класс

Сентябрь            - Классный час «Выбор профессии – дело серьёзное»».

                            - Классный час «Зависть»

                            - Классный час «»

Октябрь             - Заочная экскурсия по вузам Нижнего Новгорода

                           - Классный час « Дети в Сети»

                           - Круглый стол « Радость открытия»

 Ноябрь             - Классный час « Семейные ценности»

                           - Час общения «Хрупкие вещи»

                           - Классный час «Здоровье – главное богатство»

 Декабрь             - Диспут « Принципы жизни счастливого человека»

                            - Классный час « Ты уже взрослый»

                            - Круглый стол «Радость открытия»

 Январь               - Классный час «Я - личность»

                            - Классный час « Три Я»

Февраль             - Беседа «Моя дорога к себе и другим»

                            - Классный час «Добавь здоровья!»

                            - Классный час « Мы – граждане России »

Март                  - Классный час «Два мира есть у человека»

                            - Классный час «Игры разума»

Апрель             - Классный час «Профессия – хороший человек»

 Май                   - Круглый стол «Радость открытия»

                           - Классный час «Счастливая семья»

                    График проведения классных часов

                                              11 класс

 Сентябрь            - Классный час «Чаша терпения».

                             - Классный час «Жить по совести»

                  - Брейн-ринг « Вернемся к Конституции»

 Октябрь            - Информационно-правовой практикум «Первые шаги при

                             устройстве на работу»

                          - Классный час « Ребята, давайте жить долго!»»

                          - Час общения « Помни, что ты человек»

 Ноябрь             -Игра « Модель человеческого общения»

                - Игра- путешествие « По лабиринтам знаний»

                - Беседа « Сила воли»

 Декабрь           - Конференция « Парад профессиональных предпочтений»

                          - Беседа « Сквернословие и здоровье»

                          - Круглый стол « Радость открытия. Все о телевидении»

 Январь             - Классный час « Нравственные ценности в современном мире»

                - Заочное путешествие « Самые, самые»

Февраль            - Классный час «Совесть, благородство и достоинство»

                - Час общения « Богатство: спасение или грех?»

Март                 - Классный час «Желаю счастья»

                          - Практикум «Дорога в будущее»

Апрель             - Классный час «Время отдыха»

 Май                 - Круглый стол «Радость открытия»

                          - Классный час «Правовой ринг»

Участие в общешкольных мероприятиях

Сентябрь     Месячник «Внимание, дети!

                     Праздник «Школа, здравствуй!»

                     Выпуск классных уголков.

Октябрь      Месячник правовых знаний « Я – Гражданин»

                     Участие в концерте к Дню Учителя  

                     Школьный тур предметных олимпиад

                     Осенний бал

Ноябрь         Месячник «Я – патриот»

                      День Матери.

                      День народного единства.

 Декабрь       Месячник «Интеллект. Культура. Личность.»

                      Классный час  «СПИДу скажем – НЕТ»

                     День прав человека

                     Мастерская Деда Мороза

                     Участие в подготовке и проведении новогоднего праздника

Январь         Месячник «Истоки народных традиций»

                     «С Рождеством христовым!»: история и традиции праздника

Февраль       Месячник военно-патриотического воспитания

                     День Защитника Отечества. Конкурс чтецов.

                      Конкурс патриотической песни

Март            Месячник «В мире прекрасного»  

                     Праздничный концерт «Для любимой мамы»

                     Дни открытых дверей

                     Тематические классные часы «Осторожно, ледоход.» и                      

                                                                        «Безопасные каникулы»

Апрель         Экологический месячник.

                      Марш парков.

                    День космонавтики

                    День здоровья.

Май              Месячник «Семья. Память. Отечество.»

                      Неделя памяти «Победа входит в каждый двор»

                      Последний звонок

Развитие классногосамоуправления

Организация деятельности

Классное собрание:

  1. Определяет перспективы развития и основные направления классной жизни.
  2. Осуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
  3. Совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы.
  4. Избирает актив класса, старосту, председателя, заслушивает и оценивает работу актива, обсуждает поведение и успеваемость учащихся.
  5. Собрание проводится не реже 1 раза в месяц, что контролируется старостой.

Актив класса:

  1. Организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб.
  2. Организует помощь в учебе учащихся, имеющий проблемы.
  3. Готовит и проводит классные собрания.
  4. Отражает всю важную информацию в классном уголке.

Староста:

Обеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за дисциплину.

Эта система хороша тем, что делает активными практически всех учащихся. Для ребят это хорошая жизненная школа. Но как сделать эту систему работающей? От распределения учеников по разным направлениям жизнь в классе не изменится, нужно наладить работу так, чтобы от каждого органа самоуправления был толк. Самим ученикам такая работа не под силу им нужна поддержка классного руководителя.

 “Учебный центр”

Цель: Формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности. Интеллектуальное развитие личности ребенка.

Обязанности:

-  проводит рейды по проверке дневников, учебных принадлежностей,

-  участвует в проведении предметных недель, интернет-олимпиад, интеллектуальных    

   конкурсов, викторин.

 “Досуговый центр”

Цель: Организация досуга учащихся, развитие творческих способностей.

Обязанности:

 - организует досуг учащихся

 -  участвует в подготовке и проведении школьных, городских и районных       мероприятий.

“Центр организации дежурства”

Цель: Создание условий для учебной деятельности учащихся.

Обязанности:

-  дежурство по школе.

  - составление графика дежурств

 -  контроль за выполнением дежурными  своих обязанностей

 -  заполнение журнала по дежурству,

    “Спортивный центр”

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.     Физическое совершенствование и спортивная подготовка.

Обязанности:

 -  организует пропаганду здорового образа жизни, физкультуры и спорта  

 -   участвует в городских и районных акциях и соревнованиях  

 -   организует школьные соревнования, конкурсы, дни здоровья.

“Творческий  центр”

Цель: Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.

Обязанности:

 -  организует выпуски школьной и классной газеты, плакаты, поздравительные телеграммы, фотографии

 -  художественное оформление рисунков и стенных газет.

“Трудовой центр”

Цель: Развитие трудовых навыков и умений учащихся. Воспитание самостоятельности, бережного и хозяйственного отношения к школьному имуществу,   инвентарю, материалам.

Обязанности:

 -   ответственность за сохранность школьного имущества

 -   ремонт школьной мебели, школьных стендов  

 -  систематическое участие в акциях и трудовых десантах по поддержанию чистоты школы, класса, вокруг школы и города.

                                    «Информационный центр»

Цель:

Обязанности:

 - своевременный сбор, обработка  и передача информации о жизни класса на

     школьный сайт

Актив класса

   Староста – Кукушкина Дарья

   Учебный центр – Ляпин Антон, Гусева Елена

   Досуговый центр – Кукушкина Дарья

   Информационный центр – Гусева Елена

   Творческий центр – Гусева Елена, Ляпин Антон

   Спортивный центр –Ляпин Антон

   Трудовой центр – Ляпин Антон

   Центр организации дежурства –  Кукушкина Даша

Список учащихся 11 класса

Ф.И.О. ученика

Дата

рождения

   Место жительства

  1.

Гусева Елена

Сергеевна

  2.

Кукушкина Дарья

Васильевна

  3.

Ляпин  Антон

Александрович

.

.

 Сведения о родителях

ФИО родителей

Место работы

Образование

Работа с родителями

1.Классные родительские собрания:

«Роль родителей и их практическая помощь при подготовке к ЕГЭ"

«Воспитание гражданина»

«Почему мы их порой не понимаем?»

«Важный выбор»

2. Совместные мероприятия:

                           - праздничная программа к Дню защитника                                                        

                                 Отечества (февраль)

                              - праздничный концерт к Дню Матери (март)

                              - классный час «Счастливая семья» (май)

3.Индивидуальные беседы с родителями

4..Анкетирование      

Родительский комитет:  Кукушкина О.В.

                            Гусева Н.В.

 Тема  по самообразованию:

 « Самовоспитание – важный шаг в

процессе  формирования личности »

План реализации

1. Регулярно знакомиться с материалами журналов « Классный

    руководитель», « Воспитание школьника».

2. Регулярно проводить диагностику уровня социальной

адаптированности, активности,  и нравственной воспитанности

    учащихся.

3. Провести :

  - Тест по выявлению интересов учащихся.

  - Тест по выявлению направленности личности

  - Тест «Размышляем о жизненном опыте»

  - Час общения «Чаша терпения»

  - Воспитательный час «Совесть, благородство и достоинство»

  - Классный час « Сила воли»

                                     Психолого – педагогическая

                       характеристика  класса (11)

В нашем классе три ученика: Гусева Лена , Кукушкина Даша и Ляпин Антон. Девочки планируют продолжать учебу в высшем учебном заведении и ,надеюсь, используют все свои возможности для достижения этой цели.

Наша задача – помочь им в этом. Даша занимается на «отлично», у Лены одна четверка. Девочки  хорошо ориентируется в учебном материале, способны логически мыслить, делать выводы и обобщать,  пользуются справочной литературой, ищут дополнительную информацию, свободно владеют навыками работы на компьютере.  Они старательны и аккуратны. Лена и Даша участвуют в предметных олимпиадах на школьном и муниципальном уровне. Антон занимается немного слабее. В 10 классе у него появились тройки по отдельным предметам. Способности у Антона неплохие. Но он не привык к большому объему домашних заданий, выполняет их поверхностно.

       Девочки достаточно активны во внеклассной работе: участвуют в конкурсах, соревнованиях, викторинах.  Они     могут предлагать свои идеи, подыскивать нужный материал.  Даша сосредоточена больше на учебе, Лена занимается спортом, фотографией, и это у неё неплохо получается. Антон –человек неактивный по натуре, но девочки стараются привлекать его в качестве помощника во всех делах.

У девочек открытый характер, с ними легко и интересно общаться, они достаточно эрудированы, обо всем имеют своё мнение. Антон более сдержан, но поддерживает девочек во всех их начинаниях.

Все дети из полных семей. Они всегда находят там понимание и поддержку, проводят много времени вместе. Могут выехать на экскурсию, в театр, в ФОК. Родители интересуются жизнью школы, успехами детей.

                    Анализ воспитательной работы за 2015/16 уч. год

                                ( кл. руководитель – Смирнова Т.А.)

     В этом году состав класса сильно изменился. Из 13 человек в 10 класс пришли двое: Гусева Лена и Кукушкина Даша. Умные эрудированные девочки, с желанием учиться, но они никогда не были подругами, их взгляды на жизнь во многом отличаются. А общаться придется вдвоём каждый день. Да и я  с трудом представляла, как можно проводить воспитательные мероприятия в таком маленьком коллективе. Вначале испытывался небольшой дискомфорт, но девочки сумели найти точки соприкосновения  своих интересов. Объединила учеба, взаимопомощь по предметам, появились дружеские нотки в общении. Я вижу, что мои девочки – уже взрослые, достаточно сформировавшиеся личности, и во многом мы – единомышленники.     Конечно, есть в воспитательной работе  определенные проблемы. Например, нам сложно проводить соревнования или праздничные мероприятия, но мы нашли свой стиль общения: знакомство с материалом, рассуждение, обсуждение, обмен мнениями, дискуссия.

Старшая ступень – время задуматься о взрослой жизни, быть готовым к ней, поэтому цель  нашей воспитательной программы  – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной,  активной личности, умеющей ориентироваться в современном     мире, занимать активную жизненную позицию.

Работа велась по нескольким направлениям:

Здоровье. Был проведен классный час «Здоровье – главное богатство», где речь шла о здоровом образе жизни и основах правильного питания. Также прошла беседа ко Дню борьбы со СПИДом.

Нравственность. Классный час « Зависть». Чему может завидовать человек, как он это проявляет, к чему ведет зависть в конечном счете и может ли принести удовлетворение? На эти вопросы мы пытались ответить и пришли к выводу, что это чувство разрушает человека и ведет в никуда.

Классный час « Семейные ценности».  Самое дорогое в жизни каждого человека – это семья. Там нас любят, там нас поймут. Именно в окружении близких людей мы чувствуем себя комфортно и всегда можем найти поддержку.  У каждой семьи свой уклад  жизни, свои традиции. Бывают проблемы, даже ссоры, но нет одного – одиночества. Как важно уметь строить отношения друг с другом, чтобы было хорошо тем, кто рядом с тобой. Это - труд , но он будет вознагражден.

Час общения «Хрупкие вещи».  Мы смотрели притчу с одноименным названием. Нужно с детства учить своих детей бережно относиться к чувствам другого человека, не быть равнодушными.

Общение. Классный час «Ты уже взрослый?». Задача этого мероприятия - способствовать развитию потребности свободно высказывать мысли; обучать грамотному оформлению мыслей; воспитывать уважительное отношение к любым мнениям, высказанным в ходе беседы; создать атмосферу неформального общения. Также этот классный час способствовал воспитанию гражданственности. Что делает нас взрослыми: интеллект, развитие творческого потенциала, активная  жизненная  позиция?Выбор жизненных ценностей определяет и нашу взрослость, и гражданственность. Выбирая ценности истинные, а не мнимые, мы становимся по-настоящему взрослыми. Становимся, а не кажемся такими. В жизни так важно именно быть, а не казаться. Оставаться самим собой, не изображать из себя что-то или кого-то, не подстраиваться под чужое мнение в угоду кому-то, иметь свой стиль поведения, свои взгляды на жизнь и моду. Уметь по достоинству оценивать людей и их чувства, реально смотреть на жизнь, быть добрым и справедливым. Быть человеком.

Классный час «Принципы жизни счастливого человека». Быть счастливым – это выбор каждого! Только со стороны кажется, что кому-то везёт по жизни больше, а кому-то меньше. На самом деле нужно просто активнее развивать в себе навыки, повышающие уровень счастья в каждом из нас. Мы познакомились с этими навыками. Материал был подан легко, ненавязчиво, привнес позитивное настроение.

  Также была проведена заочная экскурсия «По вузам Нижнего Новгорода.» Знакомились с учебными заведениями, предлагаемыми профессиями и правилами приема. Прошли круглые столы « Радость открытия», куда каждый приходит с интересными находками и делится своими открытиями в любой области. Это способствует расширению эрудиции. В рамках месячника правовых знаний был проведен  классный час « Дети в Сети», где говорилось о правилах поведения и размещения информации в социальных сетях, об ответственности за клевету и размещение ложной информации.

Была проведена диагностика уровня нравственной воспитанности. У обеих девочек – высокий уровень. Проведена диагностика личностного роста ( по П.В. Степанову), где выявлялся уровень  отношения  девочек к семье, Отечеству, природе, миру, к себе и др. Диагностика показала , что девочки находятся на 3 уровне из четырех. У них сформированы устойчивые взгляды и понятия, но они не пытаются привить их окружающим.

Мы стараемся принимать участие в большинстве общешкольных мероприятий.



Предварительный просмотр:

Классный час

Два мира есть у человека

 Проблема морального выбора. О ней нужно говорить, не навязывая свое или общепринятое мнение, нужно «вести» к желаемому результату. Весь классный час строится на обсуждении интересных идей, споре и поиске решения, своего для каждого. Слушая друг друга ребята берут что-то новое для себя. Они становятся увереннее в себе , а в чем-то начнут сомневаться и поменяют свои взгляды.

Эпиграф:

       Два мира есть у человека

       Один, который нас творил.

       Другой, который мы от века

       Творим по мере наших сил.

                      Н.Заболоцкий.

1. Отношения между людьми

 Притча: Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления. Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду. Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д. А как поступить со стыдом и правдой? Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .

2. Внутренний мир человека

  Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:"В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь ...Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность ...» Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

3. Человек и гражданин

 «Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же». К.Тосси

4. Задание для детей: Создать самим «Заповеди хорошего человека»

5. Познакомить : Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

 Люби людей – и ближних, и дальних.

Твори добро, не видя в том заслуги.

Люби мир в себе, а не себя в мире.

 Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.

Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!

Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.

 Будь совестлив: вся мораль в совести.

Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

6.    А что вы думаете об этом сейчас?

        Два мира есть у человека

       Один, который нас творил.

       Другой, который мы от века

       Творим по мере наших сил.

                      Н.Заболоцкий.

7. В качестве заключения

Время эти понятия не стёрло.

 Нужно только поднять верхний пласт.

И дымящейся кровью у горла

Чувства вечные хлынут из нас.

 Ныне присно, во веки веков, старина,

 И цена есть цена, и вина есть вина,

 И всегда хорошо, если честь спасена,

Если духом надёжно прикрыта спина.

Чистоту, простоту мы у древних берём,

Саги, сказки из прошлого тащим

Потому, что добро остаётся добром

В прошлом, будущем и настоящем.

 В. Высоцкий. «Баллада о времени»

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.



Предварительный просмотр:

Классный час

Тема «Зависть»

Цель:

Развить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

  Сценарий классного часа.

1.  Классный час начинается с просмотра видеоролика «Окно»

  У: Как вы думаете, о чём этот сюжет?

Идёт  обсуждение  увиденного.

Учитель поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.

У: Так о чём сегодня наш разговор? (Дети высказывают свои предположения)

           Верно! О зависти.

2.  Далее комментируются цитаты  известных людей.

   Невыносимой мукою томим

   Тот, кто во всем завидует другим.

   Всю жизнь тоской и злобою дыша,

   Затянута узлом его душа    

                                                                    Джами

   

 Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные .                                                                      

                                                                    Спиноза Бенедикт

Завистник — враг себе, ведь он терзается мученьем, добровольно им же выбранным.
                                                                    Менандр
 

Если не хочешь страдать, не будь завистливым.

                                                                   Кей Кавус

 Когда зависть неизбежна, ее следует использовать в качестве стимула для собственных усилий, а не для того, чтобы мешать другим

                                                                         Рассел Бертран

 

3. У: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей.  Чему можно завидовать?

Предполагаемые ответы

-   чужим  успехам

-   чужим деньгам

-   новой квартире

-   машине

-   новым вещам

-   чьей-то внешности

-   хорошим  оценкам

 У: Ребята, мы с вами уже о многом поговорили, и я попрошу каждого из вас дать  своё определение «Что же такое зависть?»

А сейчас послушайте, что говорит об этом  А. Розембаум

 Песня «Зависть».

У: И в Библии упоминается это чувство.

         Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».

4. У:  Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.  Какие?

На экране :

1)    Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)

2)    Подлость.  Свою вину переложить на чужие плечи.

3)    Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)

4)    Убийство (самое страшное, что может произойти)

 

5.    У: Как уберечь себя от зависти?

  Притча о зависти.

 Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.

Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:

- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?

Тогда старый мастер сказал: ………..

  У:   Что ответил мастер ученикам, как вы думаете?

         Дети говорят свои версии.

- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит  этот подарок?

- Конечно тому, кто его дарит!

- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.

Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.

6.   Итоги

   Не пускайте зависть в душу… 
   Счастье каждому дано… 
   Не завидуйте чужому… 
   Ведь не ваше все равно… 

Старайтесь жить без злобы и без зависти

И не искать причины для обид

Вы улыбнитесь… просто так… для радости-

Улыбка никому не навредит!
 

Используемые источники:

Селевко Г.К. Управляй собой. – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005. – Серия «Самосовершенствование личности».



Предварительный просмотр:

Воспитательный час

Тема«Моя дорога к Себе и к Другим».                

Цели: 

- формирование у учащихся потребности в духовном  росте, умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;

-содействие  развитию у учащихся чувства  эмпатии, понимания бесконечности дороги к себе и другим;

                           

                                     Сценарий мероприятия

   I.   «Притча о Чаше Жизни».

  Пил человек Чашу Жизни, и всегда она была такой, как ему хотелось. Но пришло время, когда стала ощущаться горечь, и чем больше человек пил, тем горше становилась Чаша его Жизни. Тогда обратился он к Богу:

   - Господи, почему чаша моей жизни стала такой горькой? Я праведно живу, приношу людям только добро, почему же яд скопился на дне этого сосуда?

   - Человеку не дано видеть причины, - ответил Бог, - но я нарушу Закон Тайны Судьбы и дам тебе возможность узреть то, что ты сейчас пьёшь, и пусть это поможет тебе с достоинством осушить бесстрастный сосуд.

   И в тот же миг перед взором человека всплыли страшные картины его деяний. Глядя на свои чудовищные проступки, он не верил тому, что это творил он сам. Он увидел глаза людей, которым причинил боль, и понял, что его чаша не достаточно горька, чтобы искупить содеянное.

   Молодость не ведает, чем обогатит старость. Старость забывчива и не помнит, чем наградила её молодость, наивно считая пройденную жизнь источником мудрости, поэтому обе беспечны и не разумны, одна - в дурной расточительности, другая - в глупом беспамятстве.

   Если бы молодость видела будущее, старость бы не знала страданий. Если бы старость помнила прошлое, тяжесть бы её была легче.

  

 Вопросы для обсуждения:

1. Что такое Чаша Жизни?

2. Молодость и старость… Что вы думаете об их взаимосвязи?

3. Как, по-вашему, искупается содеянное?

II.  Сегодня мы с вами поговорим о самоуважении. 

     Если самоуважение человека достаточно высоко, он лучше контролирует себя, своё поведение, имеет ясное понимание, что важно для него и что – для людей, которые его окружают. Такой человек всегда отвечает за свои поступки и не зависит от чужого мнения и оценок.

   Я вам хочу предложить небольшую игру, которая называется «Зеркало»    

                       

 Игра «Зеркало»                          

1.Когда к тебе обращаются, не называя твоего имени или вовсе тебя не называя, как ты себя чувствуешь?                                                                                  

2. Когда ты обращаешься к человеку, никак не называя его, как он, по-твоему, чувствует себя?                                                                                                                        

1.Когда ты видишь рядом неряшливо одетого человека, каково твоё отношение?                                                                                                                          

2. Когда тебя видит кто-то в неряшливом виде, как, ты полагаешь, он себя чувствует рядом с тобой?                                                                                                  

1. Когда ты говоришь, а тебя перебивают, как ты себя чувствуешь?                                          

2.Когда кто-то говорит, а ты перебиваешь его речь, как он, по-твоему, себя чувствует?                                                                                                                            

 1.Однажды услышав ложь, как ты станешь относиться к лжецу?                                  

2. Однажды солгав, как будут относиться к тебе                                                                           

                                                                                                                                       - В чем отличие первого и второго вопросов ?

 Первый направляет внимание  на самого себя, второй  на человека, находящегося рядом с тобой.

III  Самоуважение во многом зависит от того, как складываются наши отношения с окружающими, получается ли наладить с ними доброжелательные контакты, дают ли окружающие люди почувствовать нашу собственную ценность 

Задание: Перед вами список свойств личности, выберете семь наиболее значимых для вас, которыми вы хотели бы обладать:

   - уверенность в себе;

   - умение настоять на своём;

   - удовлетворённость своим внешним видом;

   - умение заботится о себе и других;

   - уникальность, особенность;

   - доверие окружающих;

   - ощущение своей необходимости, ценности;

   - успешность в обучении;

   - межличностное взаимоотношение;

   - высокий уровень культуры;

   - труд, приносящий пользу мне и другим людям;

   - умение слушать и говорить;

   - умение выражать положительные и отрицательные эмоции;

   - умение защитить свои права, не ущемляя при этом права других;

   (Дети защищают свой выбор, сравнивают)

 

  IV   Уважение к себе и другим – это нормальное состояние здорового человека. Оно ничем не обусловлено..    

   Люди сильно влияют друг на друга. Если они относятся друг к другу тепло, с уважением, то они помогают друг другу развивать в себе самоуважение. Но нередко бывает так, что к человеку люди относятся пренебрежительно, унижают, оскорбляют его. Человек, который попал в эту ситуацию, (по его вине, и вовсе без его вины), начинает терять уважение и к самому себе и к окружающим. Как найти выход из этой ситуации?

 Дети предлагают свои варианты решения проблемы.

В любом случае нужно проявлять уважение к окружающим, даже если они не идут на контакт,  и ваши действия не вызывают у них понимание.

Следует понять,что путь к самоуважению – это путь действий. Невозможно, лёжа на диване, ничего не делая, развивать у себя такое качество, как самоуважение.

   Можно целый день твердить: «Я самый хороший, я так себя уважаю», но не получить результата. Нужно действовать так, как если бы вы уже были тем действительно всеми любимым, замечательным человеком, которым вы хотите стать.

3. Рефлексия:

Мне кажется, итогом нашей беседы может стать  фраза из Библии : «Возлюби ближнего своего, как самого себя?». Анализируйте свои поступки и будьте внимательны к тем, кто рядом с вами.