мои публикации

Юрлова Людмила Николаевна

image

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_3.doc64.5 КБ
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon publikatsiya_2.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста»

Свою публикацию я хотела бы начать со слов Василия Алексеевича Сухомлинского «Дружба существует там, где её постоянно творят». Я хочу познакомить вас с опытом педагогической деятельности  по одному из актуальных вопросов – формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование дружеских взаимоотношений – одно из направлений образовательной деятельности по социокультурному развитию детей дошкольного возраста. Основным документом, определяющим образовательную деятельность дошкольного  образования, являются ФГОС.

Одними из задач, на которые направлен Стандарт являются:

  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Одним из основополагающих принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

         В основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 111» также отражаются задачи по социокультурному развитию: создание оптимальных условий для успешной социализации воспитанников на основе ценностных ориентаций и нравственных норм.

В вариативной части программы используется программа социокультурного развития «Мир на моей ладошке», разработанная творческой группой нашего коллектива, в которую я входила, под руководством кандидата психологических наук Серебряковой Т.А. Одним из основных направлений программы – формирование у детей навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, что лежит в основе дружеских взаимоотношений.

Процесс формирования дружеских взаимоотношений  начинается с младшего дошкольного возраста. Рассмотрим, какие задачи были определены в каждом возрастном периоде:

Младший дошкольный возраст:

  • развивать у детей интерес, чувство доверии и симпатии к взрослым и сверстникам;
  • развивать умение различать эмоциональное состояние взрослого и сверстника и адекватно на них реагировать;
  • познакомить с основными правилами взаимодействия

В среднем дошкольном возрасте данные задачи расширяются:

  • развивать умение определять поло- возрастные сходства и различия между детьми;
  • обогащать способы позитивно- направленного взаимодействия со сверстниками: соотносить свои желания с желаниями сверстников, договариваться, уступать в случае необходимости)
  • Упражнять в выполнении норм и правил

В старшем дошкольном возрасте в старшей группе происходит дальнейшее усложнение задач:

  • Обогащать представления о сверстниках: увлечения, особенности поведения
  • Развивать умение соотносить свои намерения с намерениями и действиями сверстников
  • Совершенствовать умение действовать  в соответствии с принятыми нормами и правилами.
  • Формировать понятие о дружбе.

В подготовительной группе решаются следующие задачи:

  • систематизировать представления детей о сверстниках: интересы и увлечения, круг друзей);
  • стимулировать проявление дружеских взаимоотношений
  • Обогащать способы сотрудничества со сверстником: личностное, познавтельно- деловое
  • Воспитывать потребность взаимодействовать на основе социокультурных норм и правил.

Процесс формирования дружеских взаимоотношений - это интегративный процесс, который охватывает все образовательные области.

Наиболее полно он находит отражение в реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие». Дружба – это всегда выражение разнообразного спектра эмоций. Поэтому проводилось ознакомление  детей с разными эмоциональными состояниями человека, их проявлениями как позитивными, так и негативными. Чтобы процесс совместных действий был успешным, параллельно осуществлялось знакомство с нормами  и правилами сотрудничества, создавались условия для упражнения детей в проявлении своих дружеских чувств.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Реализуя задачи данной образовательной области,   формировала представление  о дружбе как сообществе сверстников, стимулировала проявление творчества в разных видах познавательной деятельности. Дети знакомились с такими нравственными понятиями как доброта, забота, радость общения, принятие человека таким, какой он есть независимо от национальности. Узнавали о способах проявления нравственных качеств.

 Образовательная область « Речевое развитие»

 Много внимания уделялось  освоению детьми этикетных слов и выражений и активного их использования  в разных видах детской деятельности,. Осуществлялась работа над развитием диалогической речи,  обучение основным  построения диалога. Организуя работу по реализации содержания данной образовательной области, исходила из того, что общение будет полноценным, если оно будет содержательным.

Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»

Реализация задач воспитания дружеских взаимоотношений отражалась в процессе совместной творческой деятельности:  включения в процесс обсуждения творческих работ, эмоционального реагирования на удачи сверстника, умения отметить его достижения, исполбзовании творческих работ в оформлении группы, вестибюлей дошкольного учреждения.

Образовательная область «Физическое развитие»

 В  процессе совместной двигательной деятельности обучала детей способам выбора партнёра по игре, самостоятельной организации игрового пространства. Акцентировала внимание на совместном переживание чувства радости от полученного результата, а также обучении способам поддержки сверстников в случае неудачи.

Основной методический приём, который использовался в формировании дружеских взаимоотношений- это разнообразные ситуации. Их количество не ограничено во времени.  Использовались как запланированные ситуации, так и ситуации, которые возникают спонтанно. Каждая ситуация несла в себе некую проблему, которая важна для ребёнка и в решении  которой он принимает непосредственное участие.

Была использована следующая структура ситуации:

  • Введение ребёнка в проблему
  • Эмоциональная реакция на проблему
  • Решение проблемы
  • Совместное переживание чувства радости от решённой проблемы

Как уже отмечалось, процесс формирования дружеских взаимоотношений начинался с детьми младшего дошкольного возраста, представляя. Вашему вниманию ситуации, организуемые  в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Игровые ситуации, направленные на

  • развитие игровых умений ребёнка «Мишка ждёт гостей, помоги ему накрыть на стол»;
  • развитие игрового взаимодействия со сверстником «Расскажи Серёже, как управлять машиной»;
  • развитие аккуратного обращения с игровым материалом «Что нравится кукле и что её огорчает», «Что нравится машинкам  и что их огорчает»;
  • обучение этикетной лексике «Где живут добрые слова», «Домик вежливых слов и обращений»;
  • обучение основам бережного отношения к предметному миру «Мой друг – носовой платочек», «Кто живёт в моём раздевальном шкафу», «Как ручки подружились с полотенцем» и т.д.

 Данные ситуации организуются в нерегламентированной детской деятельности, могут быть поиграны неоднократно повторены.

Чем дети становятся старше, тем разнообразнее становился спектр используемых воспитателем ситуаций.

В практику образовательной деятельности с детьми включались следующие ситуации:

Практические, проблемные инсценированные ситуаций сотрудничества и проявления дружеских взаимоотношений

Например, ситуации « В гости к нам пришли ( герои любимых мультфильмов). «Ты – регулировщик движения  в Цветочном городе» и другие ситуации, требующие больше не исполнении роли, а обсуждение действий. В процессе включения детей в ситуацию они учатся высказывать свою, точку зрения. Например, Смешарики договорились никогда не ссорится, но когда собирались к нам в гости, не смогли договориться, какой подарок принесут для ребят, в результате пришли в гости сердитые. Как им помочь.

Решая ситуацию,   дети учились, во – первых, слушать собеседника, его точку зрения, приходить в общему мнению, доказывать своё мнение.

Широко использовалось введение обобщённой наглядной карты – схемы отражающей содержание способа организации сотрудничества (карточки- помощницы)

Были разработаны карты, отражающие алгоритм сотрудничества: совместное определение целей деятельности, значимость данной деятельности, включённость в работу партнёров, этапы деятельности или последовательное её выполнение, результативность работы.

Беседы с детьми о правилах поведения и реализация данных правил со взаимоотношениях со сверстниками. Разработанная  тематика бесед частично приведена на экране. Самое главное при организации беседы: это мотивация детей, т.е их настрой на обсуждение темы. Часто организовывались беседы, которые могли возникнуть спонтанно. Это может быть как следствие какого- действия или поступка ребёнка: «Почему мальчики не смогли поделить игрушку», «Как игра перестала быть интересной» и т.д.  В процесс беседы включала диалог, больше внимания уделяя выражению мнений ребёнка. Разработаны основные вопросы для проведения бесед. Это помогает в ведении беседы, умении направить разговор в нужное тематическое русло.

Самостоятельное решение детьми практических ситуаций

Когда дети научились анализировать ситуации, обращала внимание на развитии самостоятельности  в решении возникающих проблем, используя для этого разнообразные практические ситуации. Например, обращала внимание на то, что в группе есть игрушки, о которых дети забыли. Они ими давно не играют. Дети должны самостоятельно выяснить, почему появились забытые игрушки. Самостоятельно найти решение  данной проблемы: если это сломанные игрушки, их нужно починить, если они уже не интересны, подарить малышам и т.д. Варианты могут быть любыми, самое главное, чтобы возникшая проблема была решена, и решение было согласовано с партнёрами по взаимодействию.  Использовались условные обозначения для решения проблемы «Обрати внимание», «Требуется помощь».

В нашей группе всегда живут интересные истории, которые сначала рассказывает сам воспитатель, а затем сочиняют дети. Сюжеты историй представлены на слайде. Их значимость заключается в том, что дети в разных историях демонстрируют разные способы сотрудничества, дают им свою оценку, прогнозируют результат, находят приёмы разрешения конфликтных ситуаций.

Неоценима роль произведений художественной литературы в воспитании личностных нравственных качеств, которые необходимы для дружбы.  Использовались следующие приёмы работы после прочтения произведения: 

  • Предоставление возможности ребёнку высказать свою точку зрения по отношению к  действиям или поступкам персонажей литературных произведений: «Как ты думаешь, что помешало ёжику подружиться с белкой?», «Почему зайцу пришлось возвратиться домой с пустым мешком»
  •  Нацеливание детей на самостоятельный способ решения ситуации: «Как бы ты поступил?», «Что ты бы ты сказал мальчику? О чём бы предупредил?».
  • Выслушивание мнения сверстникам и выражение своего согласия или не согласия с ним, давая аргументацию ответа.
  • Определение своей  перспективы развития сюжета произведения

Способов организации сотрудничества применялись на разном образовательном содержании.  Использовались разнообразные способы  организации сотрудничества, но разработанному алгоритму:

  • Объединение детей в подгруппы на основе общих целей или интересов
  • Совместный выбор цели деятельности (что будем делать) или принятие цели воспитателя. Например, в группе есть дети, которые любят ухаживать за растениями. Совместно с ними решают, где будет расположен огород. Затем идёт планирование действий, как оформим огород, какие посадки будем сажать. Подбор необходимого материала. Дети учатся не только планировать свои действия, но представлять их партнёру (показывать, рассказывать), согласовывать совместную деятельность. В заключении представлять полученный результат. В воспитании дружеских взаимоотношений очень важно, чтобы ребёнок видел результат совместных действий и представлял его как результат общей деятельности.

Взаимодействие с родителями.  Осуществлялось тесное сотрудничество с родителями воспитанников: оказывается консультационная помощь по вопросам взаимодействия с родителями, выстраивание правильной линии поведения с ребёнком в случае возникновения конфликтных ситуаций, взаимоотношения в многопоколенной семье и т.д. Неоднократно  проводились мастер классы по обучению родителей совместным играм с ребёнком, организации двигательной активности, семейные игры-драматизации и т.д. Родители активно участвуют в разнообразной проектной деятельности, презентуют результаты совместной деятельности с ребёнком.

Результативность работы Для определения результативности  используется метод наблюдения. Для определения развития дружеских взаимоотношений между детьми совместно с педагогм – психолом были разработаны вопросы бесед с детьми,  которые представлены на слайде. Каждый из представленных вопросов может быть темой отдельной беседы.

Произошли изменения в предметно- пространственной среде. Они связаны с расположением игрового материала таким образом, чтобы дети могли объединяться группами, выбирать удобное месторасположение. Для этого используются разнообразные игровые поля и ширмы. Игровой материал подобран так, чтобы дети могли проявлять разные формы сотрудничества ( вместе играть в сюжетно-ролевые игры, конструировать и т.д.). Деятельность детей регламентируется правилами, которые разработаны в процессе совместно обсуждения.



Предварительный просмотр:

«Использование метода моделирования в развитии связной речи старших дошкольников».

В настоящее время многообразие научно-прикладных исследований, посвященных продвижению инновационных технологий в области развития навыков общения дошкольников, подтверждают крайнюю важность и необходимость применения новых методов формирования связной речи в соответствии с требованиями ФГОС.

В дошкольной педагогике методику работы с моделями называют по-разному: сенсорно-графические схемы, предметно-схематические модели, блоки-квадраты, коллаж, схема составления рассказа. Метод моделирования помогает не только развивать и совершенствовать связную речь, но и развивать логическое мышление и используется при обучении детей составлению различных видов рассказов. Данными вопросами занимались: Ладыженская, Леушина, Зрожевская, Гуревич, Глухов, Ткаченко, Ушакова, Воробьёва, Красильникова и другие ученые.

Цель исследования – выявить эффективность использования моделирования в развитии связной речи старших дошкольников.

Объект исследования – это процесс формирования связной речи старших дошкольников.

Предмет исследования – это комплекс специальных упражнений и приемов моделирования, направленный на формирование связной речи дошкольников.

Гипотеза исследования: мы предположили, что формирование связной речи будет наиболее эффективным при целенаправленном использовании метода моделирования.

Задачи исследования:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме использования метода моделирования в развитии связной речи дошкольников.

- Подобрать и апробировать комплекс диагностических методик, позволяющих изучить особенности связного речевого высказывания старших дошкольников.

- Разработать систему формирующих мероприятий, направленных на развитие связной монологической речи старших дошкольников средствами моделирования.

- Оценить степень эффективности проведенной работы по оптимизации развития связной речи старших дошкольников.

В педагогическом эксперименте были использованы:

  • методика пересказа (автор Вайцеховская);
  • методика обследования развития связных описательных высказываний (авторы Ушакова-Струнина);
  • методика «Последовательность событий» (автор Бернштейн).

Мною выявлено, что большинство испытуемых экспериментальной группы находятся на среднем уровне развития связной речи.

По методике Вайцеховской у них отмечается:

- частичное нарушение логической последовательности, повтор фраз, опускание косвенной речи в ролевых диалогах;

- частое употребление одних и тех же типов связи, в основном формально-сочинительной и цепной местоименной;

- использование нераспространенных предложений, однотипных синтаксических конструкций;

- замены и неточности словообразования, которые не ведут к потере лексической целостности пересказываемого текста;

- смена темпа речи, невозможность самостоятельного развертывания текста, паузы при пересказе.

По методике Ушаковой-Струниной в рассказах этих детей нет разнообразия лексических средств, они использовали простые предложения и способ формально-сочинительной связи между ними. Звуковое оформление высказывания не имело должной плавности, интонационной выразительности, встречались заминки, паузы, нарушения композиционного оформления, в основном рассказы были короткими и неразвернутыми.

По методике Бернштейна дошкольники смогли самостоятельно найти последовательность картинок, однако в некоторых случаях испытывали затруднения при составлении логического рассказа. При этом дошкольники контрольной группы характеризуются высоким уровнем развития связной речи, а низкие показатели не были зарегистрированы ни в одной из групп по всем методикам. Полученные результаты позволяют предположить наличие проблем внутреннего программирования связного высказывания у испытуемых экспериментальной группы.

В связи с этим, старшие дошкольники из экспериментальной группы подверглись влиянию системы формирующих воздействий средствами моделирования. Подгрупповые занятия длительностью 30 минут проводились с сентября по декабрь 2020 года, с периодичностью один раз в неделю. Комплекс был разработан с опорой на программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Вераксы-Комаровой-Васильевой), а также научно-практические разработки Гербовой, Ушаковой, Агаевой, Вайцеховской, Красильниковой и других авторов.

Система работы состояла из четырех последовательных этапов по принципу постепенного усложнения задач и содержания занятий, каждый этап включал 4 занятия. На первом формировались навыки высказывания-описания, составлялись схемы описательного рассказа, детей учили составлять описательный рассказ о предмете с опорой на мнемотаблицу.

На втором этапе формировались навыки пересказа, проводилось заучивание стихотворений с опорой на мнемотаблицу.

На третьем этапе происходило формирование навыков составления рассказа по картине (умение выделять объекты на картине и устанавливать взаимосвязь между ними).

Заключительный этап работы содействовал развитию, закреплению и совершенствованию речевых действий с предыдущих этапов. Формировался навык составления рассказа с включением творческих элементов. Занятия были направлены не только на пересказ с опорой на мнемотаблицы, но и на умение описывать картину, используя прием «вхождения в картину», предлагая свою версию начала и конца описательного рассказа.

Результаты повторного обследования подтвердили эффективность проведенной работы. По методике Вайцеховской высказывания старших дошкольников из экспериментальной группы стали в большей степени обладать содержательно-композиционной структурой и связностью. В пересказе есть все структурные компоненты, и сохраняется основная мысль. Дети стали использовать разнообразные типы синтаксических конструкций и средства выразительности. Увеличилось количество детей с выраженной темпо - интонационной характеристикой речи, сократилось количество детей с нарушением темпа речи и монотонной интонацией повествования.

По методике Ушаковой-Струниной была выявлена положительная динамика состояния лексико-грамматического строя речи, темпо - интонационной организации, связности и цельности высказываний дошкольников экспериментальной группы. У детей наблюдается улучшение в развитии объема и качества словаря, положительные результаты в развитии грамматических навыков. В процессе формирующей работы дети приобрели большой опыт составления различного вида связных высказываний.

По методике Бернштейна отмечается развитие навыка устанавливать причинно-следственные связи и взаимосвязи и составлять логический рассказ по серии картинок. При этом в экспериментальной группе видна более выраженная положительная динамика связной речи (20-25%) по сравнению с динамикой показателей контрольной группы (в среднем 10%) по всем методикам. Это говорит о том, что формирование связной речи было более эффективным при целенаправленном использовании метода моделирования.

Данный метод также можно использовать в режимных моментах и других образовательных областях.



Предварительный просмотр:

 

Развитие у детей младшего дошкольного возраста  практического опыта освоения  предметного окружения.

«Стремление к познанию рукотворного мира пронизывает

все сферы детской деятельности,

придавая ребенку облик исследователя» Д.В.Эльконин

Предметный мир

В младшем дошкольном возрасте идет рассматривание предметов - активное взаимодействие с ними – использование свойств и качеств предметов в разных видах детской деятельности. Процесс познания у детей четвертого года жизни определяется практическими потребностями, включен в практическую результативную и игровую деятельность.

Условия формирования личного вклада в развитие образования

Научно – методические условия

1. Изучение нормативной базы: ФЗ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012г., Концепция дошкольного воспитания (1989 г.), ФГОС ДО  Приказ №1155 от 17.10.2013г

2. Изучение психолого- педагогической литературы: Выготский Л.С., Божович Л.И. , Поддъяков Н.Н., Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. (сензитивный период для перехода от предэталонов к сенсорным эталонам, на основе которых дети могут выделять характекрные свойства и качества предметов)

Методические условия

1. Наличие методик и технологий по развитию у детей интереса к предметному миру (М.В.Крулехт, Л.В.Куцакова, Л.А.Мишарина, С.Ф.Сударчикова, М.М.Стрекаловская).

2. Актуализация развивающих средств формирования познавательного интереса к предметному миру (А.Н.Леонтьев, И.П.Павлов, Н.Н.Поддъяков, Л.С.Выготский).

3. Квалификационные курсы «Проектирование образовательной         деятельности ДОО на основе ФГОС ДО».

Организационно- педагогические условия

1 Участие в работе районного годового семинара – практикума «Использование ИКТ - технологий в реализации образовательной области «Социально- коммуникативное развитие»

2. Представление  опыта работы на Педагогическом совете по теме «Развитие у детей интереса к окружающему предметному миру в процессе использования разнообразных ситуаций »

3. Обогащение РППС.

Актуальность личного вклада в развитие образования ФГОС ДО

«Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира»

Актуальность работы заключается в разработке ситуаций по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с предметным миром и разработке интерактивных игр, используемых в процессе образовательной деятельности.

6 слайд Ведущая педагогическая идея.

Окружающий предметный мир имеет большое значение в развитии ребенка. Овладение детьми способами взаимодействия с этим миром способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает осознать значимость предметов в жизни человека.

Были использованы следующие подходы:

  • Ориентация на индивидуальные особенности ребенка младшего дошкольного возраста
  • Игровая деятельность использовалась для выявления ярко выраженных свойств и качеств предметов и дальнейшему их использованию

Принципы:

  • Учет возрастных особенностей
  • Системность и последовательность: любая новая ступень основывается на освоенные знания предыдущей ступени
  • Доступность и разнообразие
  • Цикличность и повторяемость
  • Интеграция

7 слайд Цель: способствовать развитию познавательного интереса ребенка к окружающему миру

Задачи: 1. Развивать чувство удивления и радости от познания предметного мира.

2. Помочь перейти от общего восприятия предмета к выделению наиболее ярко выраженных свойств.

3. Развивать способы взаимодействия с предметным миром.

4. Стимулировать  исследовательскую деятельность детей в познании предметного мира.

8 слайд Деятельностный аспект личного вклада

1 этап Подбор методического и практического материала по теме «Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса к предметному миру»

 Педагогическая диагностика знаний детей и предметном мире и навыков взаимодействия с ним. Определение готовности родителей к совместной работе по данной теме.

Проектирование образовательной деятельности: разработка перспективного плана, образовательных ситуаций по ознакомлению с предметным миром,  интерактивных игр.

2 этап – Организационно – исполнительский

Организация образовательной деятельности с детьми

3 этап Заключительный Подведение итогов, определение перспективы работы.

9 слайд Подготовительный этап

Результаты педагогической диагностики на 01.09.2020

Методы педагогической диагностики: наблюдение, игровые ситуации с использованием иллюстративного материала

Вставить круговые или другие диаграммы

Проявление у детей интереса к предметному миру:

Проявляют интерес – 53%

Частично проявляют – 31%

Не проявляют интерес – 16%

К чему дети проявляют интерес

Игрушки – 81%

Одежда – 26%

Мебель – 13%

Подготовительный этап

Фрагмент перспективного планирования образовательной работы по развитию у детей младшего дошкольного возраста интереса к предметному миру

время

проведения

тема

содержание деятельности

место в режиме дня

сентябрь

Любимые игрушки

Задачи: -развивать игровые навыки в процессе взаимодействия с игрушками;

- развивать умение замечать отличительные особенности игрушки;

- поощрять бережное отношение к игрушке, желание взаимодействовать с ней.  

игровые ситуации

«Подарок для игрушки»,

«Соберем куклу на прогулку», «Построим гараж для машины»

Путешествие в Играй – городок.

Ситуации общения «Что нравится игрушкам», «Что их огорчает»

Образовательные ситуации «Зонтик куклы Тани»

  1. ая половина дня,

2- ая половина дня

прогулка

октябрь

Любимые игрушки для мальчиков и девочек

Задачи:

- развивать обследовательские действия;

- расширять способы взаимодействия с игрушками

Игровые ситуации

«Любимые игрушки мальчиков», «Любимые игрушки девочек»,

«Поможем игрушке стать красивой»,

«Стираем кукольную одежду». «Готовим вкусное угощение для кукол», «Украшение для куклы Кати»

Образовательные ситуации «Теплая шапочка куклы Кати», «Мы купаем куклу Таню», «Подарок для куклы – новая чашка»

1-ая половина дня,

2- ая половина дня

прогулка

ноябрь

Моя одежда

Задачи:- расширять детские представления о предметах одежды и их назначении;

-развивать умение рассматривать предметы, вычленяя части, определять назначение каждой части;

- развивать умение на основе простейшего сенсорного анализа выделять качества ткани; толстая, тонкая, мягкая, пушистая

Игровые ситуации

«Кто живет в моем раздевальном ящике»,

«Мое пальто», «Моя кофта (свитер)»

«Одеваемся на прогулку»,

«Мы дождя не боимся»,

«Покупаем теплые вещи»

Образовательные ситуации

«Моя теплая шапка»

«Мои теплые варежки»

1-ая половина дня,

2- ая половина дня

прогулка

декабрь

Моя зимняя одежда

Задачи:

- развивать представление об изменениях в одежде в связи с изменением погоды;

-закреплять умение рассматривать предметы, вычленяя части, определять назначение каждой части;

- развивать умение на основе простейшего сенсорного анализа выделять качества ткани; толстая, тонкая, мягкая, пушистая

Игровые ситуации

«Какая одежда в моем раздевальном ящике»

«Какую шапочку оденем на прогулку»»

Игровые ситуации условного выбора

«Подбери теплую одежду»

Игровые проблемные ситуации «Почему замерзли ручки»

«Почему замерзли ножки»

Образовательная ситуация

«Выбирает одежду для прогулки

Исполнительский этап

Основные направления работы

- Разработка ключевых тем: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Мои личные вещи»:

- Формирование первоначальных представлений.

- Применение полученных знаний в познавательно – исследовательской детской деятельности

- Развитие эмоционально – положительных чувств к предметному миру

Исполнительский этап

Для реализации основных направлений использовались разнообразные игровые ситуации

3 начала игровой ситуации: занимательное, познавательное, обучающее

Занимательное: введение ребенка в ситуацию, эмоциональная реакция на ситуацию, переживание чувства радости или удовлетворения от того, что узнали что – то новое или что- то получилось

Познавательное: узнаем новое об игрушках, одежде, мебели, своих личных вещах

Обучающее: овладение способами взаимодействия с предметным миром В том числе и исследовательским.

Организация и проведение игровых ситуаций

Время проведения: 5-7 минут

Место проведения: группа, участок

Количество детей: малыми подгруппами: 2-5 человек

Начало: специально запланированная или спонтанно возникшая ситуация, например: «Куклу Катю пригласили в гости. Она не знает, что ей нужно одеть» ( запланированная ситуация), «Кубики разбросаны на ковре. Их потерял грузовичок, когда вез на стройку. Как мы можем помочь кубикам» (спонтанно возникшая ситуация).

Эмоциональная окрашенность ситуации: выражение сочувствия, готовность прийти на помощь, узнать что- то интересное

Решение ситуации: с помощью взрослого или самостоятельный поиск решения ситуации

Включение детей в конкретное практическое действие: построить, найти, исследовать, определить

Переживание чувства радости от совместной или самостоятельной познавательной деятельности: результат деятельности, слова благодарности персонажей ситуации.

Преимущество игровых ситуаций:

-реализация детьми полученных знаний в практической деятельности;

- возможность самостоятельно решать проблемно- игровые ситуации

- эмоциональная окрашенность ситуации;

- возможность подбирать игровые задания в зависимости от уровня освоении ребенком программного материала.

- Игровые ситуации  непродолжительны по времени.

- Могут повторяться в зависимости от интереса ребенка.

Были разработаны игровые ситуации

Тема: «Мои игрушки»

«Где живут игрушки», «Одежда для кукол», «Что любят куклы», «Теплая кукольная одежда», «Игрушки для кукол», «Кукольная мебель», «Кукольная посуда», «Что куклу огорчает», «Где живут машины», «Дорога для машинок», «Почему сломался гараж», «Как перевезти груз на машине», «Что нравится машинкам», «Что огорчает машинку».

Тема «Мебель»: «Как нам стульчики помогают», «Как я помогаю стульчику», «Из чего сделан стульчик», «Столы в нашей группе», «Кто живет в раздевальном ящике», «Домики для кукол и игрушек», «Как столы дружат со стульчиками», «Моя любимая кроватка».

Тема «Одежда»: «Моя одежда», «Одежда мальчиков», «Одежда девочек»,

« Моя одежда осенью», «Моя теплая одежда», «Моя обувь», «Мои головные уборы», «Такая разная одежда», «Одежда дедушки Мороза», «Одежда Снегурочки», «Одежда Веселинки».

Тема «Мои личные вещи»: «Моя расческа», «Как расческа мне помогает», «Мое полотенце», «Как полотенце мне помогает», «Мой носовой платочек», «Как мой носовой платочек мне помогает».

Преобразована развивающая  предметно – пространственная  среда

- подбор дидактического материала;

- подбор произведений художественной литературы;

- разработка интерактивных игр по темам «Мои любимые игрушки». «Моя одежда», «Мебель», «Мои личные вещи».

Взаимодействие с семьями воспитанников неотъемлемая часть работы:

Родительские собрания «Роль предметного мира в интеллектуальном развитии ребенка младшего дошкольного возраста», «Как воспитать у детей бережное отношение к окружающему предметному миру»

Показ презентаций с последующим обсуждением: «Какие игрушки любит ребенок четвертого года жизни», «Развитие познавательного интереса ребенка к своей одежде», «Маленькие исследователи в мире личных вещей».

Составление презентаций родителями «Мебель детской комнаты Ариши», «Игровой уголок Артема», «Любимая одежда Танюшки», «Какими бывают  носовые платочки», «Домики личных вещей»

Взаимодействие с семьями воспитанников

Семинар «Развитие познавательного интереса ребенка к предметному миру», «Как организовать игровые ситуации дома»

Мастер – класс  Игровые ситуации «Как знакомить дошкольников со своей одеждой», «Как научить ребенка пользоваться носовым платком»

Заключительный этап

Результаты педагогической диагностики на 01.05.2021 показали положительную динамику освоения детьми предметного мира об этом говорят приведенные ниже диаграммы

Проявление у детей интереса к предметному миру:

Проявляют интерес – 97%

Частично проявляют – 3%

К чему дети проявляют интерес

Игрушки – 100%

Одежда – 78%

Мебель – 71%

Мои личные вещи 68

Выделение ярко выраженных признаков:

- самостоятельно выделяют признаки -61%;

- выделяют признаки с помощью взрослого – 36%;

- испытывают трудности – 3%.

Перспективы дальнейшей работы

Продолжить работу по развитию у детей не только интереса к предметному миру, но и бережному отношению к нему:

- разработать игровые ситуации бережного отношения к игровому материалу, мебели, своей одежде и личным вещам, посуде.

- разработать конспекты познавательно – исследовательской деятельности по преобразованию предметного мира;

- организовать работу семейного клуба «Роль предметного мира в познавательном развитии ребенка».