Ознакомление с окружающим миром

Саксина Светлана Ивановна

Знакомство детей с тундрой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_tundroy.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                                     «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы, с

                                     безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

                                     Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

                                                                             В.А. Сухомлинский

Цель: Познакомить детей с особенностями природных условий тундры.

Задачи:

1.Развитие познавательного интереса к миру природы.

2.Формирование навыков гуманного отношения и бережного использования природных ресурсов.

3.Взаимодействие с родителями в вопросах воспитания у дошкольников экологической культуры.

4.Воспитание у дошкольников ответственного отношения к окружающей среде.

Ход Мероприятия

(Дети стоят вокруг воспитателя, в руках которого глобус.)

- Что это такое?

- Сколько материков на нашей планете Земля? (Америка, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида.)

- В какой стране мы живём? (Россия)

- На каком материке она находится? (Евразия)

- Вот он материк Евразия, и здесь находится наша страна Россия.

Россия--- самая большая страна в мире. Чтобы пересечь её из конца в конец, надо лететь на самолёте целый день, а на поезде ехать несколько дней! Вот в какой большой стране мы живём! Сегодня мы совершим путешествие на Север нашей Родины.

Предлагаю взять  Цветик – семицветик, загадать  желание , чтобы очутится на Севере Произнесём волшебные слова. Вот мы и в тундре.

Воспитатель:

Вы не замерзли? Давайте немного погреемся? (надевают лыжи и держаться рядом)

Нам мороз не страшен, Лишь ленивым он опасен. (идут друг за другом)

Щечки дружно растираем (трут щеки круговыми движениями)

И про нос не забываем (трут нос)

Чтобы уши не болели Разомнем мы их скорее (уши сгибают, разгибают)

И ладошки прижимаем  Сильно- сильно растираем. (трут ладошки друг об друга)

Вот на лыжах проезжаем, (имитируют скольжение на лыжах)

Санки мы не забываем. (присаживаются и встают)

Тра-та-та, тра-та-та, Постучимся в ворота (стучат по спине, впереди идущего, ребенка)

Солнышко, выходи, Нам согреться помоги!!!( гладят спину, впереди идущего, ребенка)

- Как вы думаете, можем мы встретить здесь растения? Они будут высокими или низкими? Почему?

- Почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми. Но, несмотря на короткое холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. Весной, когда пригреет солнышко, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на прекрасный цветущий ковёр. Поспевают вкусные ягоды. Например, голубика. Почему её так назвали? Правильно, она голубого цвета. (показ иллюстраций растительного мира)

 входят герои Елочка, Тихоня, Умница, Шалун.

Останавливаются и видят чум, в нем сидит Хозяйка Чума - занимается рукоделием. Она выходит навстречу гостям.

Хозяйка тундры: Ань дорова! Добрый день, гости дорогие! Вы попали в гости к жителям тундры! Мы всегда очень рады гостям. Проходите, пожалуйста. Извините, но вы имеете очень необычный вид для наших мест, кто вы гости дорогие?

Гости представляются:

Шалун.

Мы бережем и охраняем лес, заботимся о его обитателях, помогаем ближе узнать природу, подружиться с ней и полюбить ее.

Умница.

Мы Эколята – природы защитники,

Животных, растений большие друзья,

Елочка.

Богатства земли молодые наследники,

На страже природы стоим ты и я!

Тихоня.

Оберегаем и любим природу,

Чтобы жизнь сохранить на планете Земля.

Умница: Я, Умница, очень серьезная, знаю много и рассказываю друзьям интересные истории, потому что люблю читать. Просто из всех – я самая старшая, и это всё объясняет.

Шалун: Я, Шалун. Озорник, люблю веселые игры, их знаю множество, стремлюсь узнать что- то новое и неизвестное.

Тихоня: Я, Тихоня, младший брат Шалуна, тихий, скромный, даже скорее стеснительный, очень люблю цветы.

Елочка: Я, Елочка, прихожу к малышам в гости, чтобы поиграть, поговорить о том, о сем.

Песня « Елочка»

Все вместе:

А где мы?

Хозяйка тундры:

Вы на карту посмотрите

И  на ней найдите,

Потому, что здесь наш дом,

Мы на Севере живем.

На Крайнем севере зима,

Заснежены просторы.

Полгода вместо солнца тьма,

 И тускло светят звезды.

Хозяйка тундры (обращается к ребятам)

Всем нам нужно знать ребята

Вы ещё не эколята.

Чтоб экологами стать

 Нужно много правил знать.

Хозяйка:  посмотрите как много разных растений у нас в тундре.

Хозяйка тундры:  встречаются в тундре  животные и птицы.  И очень маленький незащищенный лемминг.

Давайте поиграем, представим,  что мы животные тундры.

Физминутка:/на каждую фразу стиха выполняется своё движение/

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)

Дом большой (руки над головой «домиком»)

Он глядит (правую руку над глазами)

В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)

Лемминг (импровизируют как мышь)

по тундре бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)

В дверь к нему стучится: (кулаком «постучаться»)

«Стук-стук

Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)

в тундре там (показать большим пальцем назад через плечо)

Охотник злой!» (сердитое лицо)

«Лемминг, лемминг, забегай (опять изображают)

Лапку мне давай!» (подать руку).

Дети садятся на места.

Звучит тревожная музыка, входит Хулиган.

Хулиган: Изображает охотника.

О, как лемминг  драпанул, только пятки сверкнули.

Э-эх, жалко промахнулся!

О, какая полянка хорошая, отдохну, костер разожгу, очень сильно проголодался. Ох, красота!

 В тундру пришёл я погулять,

И зверюшек попугать.

Всё ломаю, птиц стреляю,

Вот я смелый какой, я такой. (Раскидывает мусор)

Хозяйка тундры: Посмотрите как у вас грязно, а мусорааа… Это ты, Хулиган  намусорил?

Хулиган : Это не я, это они (показывает на ребят).

Хозяйка тундры /качая головой/

Всё меньше нетронутых мест на планете.

По тундре разлиты озёра из нефти.

И рыбам и птицам нужен уют

Живая природа - ждет помощи рук.

Ведущая: Ах, как не хочется, чтоб в тундре был мусор! Давайте ребята поскорей уберём его.

(сортируем мусор по пакетам: стекло, пластик, бумага, железо)

Хозяйка тундры: А природу беречь и любить надо. Ведь тундра, наш родной и любимый край, это наша с вами каждодневная  жизнь!!!

Хулиган: Я  больше не буду! Простите меня! Я  тоже научусь беречь природу и заботиться о животных, птицах и рыбах!

Хозяйка Чума: Простим,  ребята,  Хулигана? Я думаю, он понял, что к природе нужно относиться бережно, ведь это наш общий дом!

Хозяйка тундры

Игра (Собери тундру)

«Вода, земля, воздух». ( для родителей)
Дети должны назвать живого обитателя своей стихии:
1. «Вода» - обитателей водной стихии (рек, озёр, морей, океанов);
2. «Земля» - обитателей суши (различных животных);
3. «Воздух» - обитателей воздушной стихии (птиц, насекомых).

Хозяйка тундры: Уважаемые, ребята, я хочу вас познакомить с ненецкими загадками. А вы, ребята, помогайте гостям отгадывать.

Загадки:

-От солнечной ласки побегут, вниз головой повиснут – плачут и растут  (Сосульки)

-Гусиный пух тундру заметает, а гусей нигде нет  (Снег)

-Стоит толстяк: живот деревянный, пояс железный, а в животе – солёная рыба  (Бочка)

-По речной глади деревянная уточка скользит, крыльями о воду бьёт, а взлететь не может

( Лодка)

-Десять чёрных бусинок на одной веточке висят  (Черника)

-Лежат на кочках кусочки янтаря. В рот положишь – тут же растают  (Ягоды морошки)

-Лежит у порога меховое кольцо – чужого в чум не пустит  (Собака)

- Радость пастуха-оленевода на четырёх палочках бежит, обсохнет – за мамой побежит  (Новорождённый оленёнок).

Ребенок 

«От рогов ветвистых, стройных

На снега упала тень.

Кто бежит к нам, с ветром споря?

Это – северный олень».

Хулиган Вася:

Не бросайте никогда корки, шкурки, палки –

Быстро наши города превратятся в свалки.

Если мусорить сейчас, то довольно скоро

Могут вырасти у нас Мусорные горы.

Умница:

Но когда летать начнут в школу на ракете –

Пострашней произойдут беды на планете…

Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты

Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...

Елочка:

Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,

А посыплются как град старые ботинки.

А когда пойдут дожди из пустых бутылок –

На прогулку не ходи: береги затылок!

Шалун:

Что же вырастет в саду или в огороде,

Как пойдёт круговорот мусора в природе?..

И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,

Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!

Ведущий:

Я, гражданин России клянусь:

Любить и беречь окружающую среду,

Не разводить огонь в лесу

Не нарушать покой лесных обитателей

Не разорять птичьи гнёзда и муравейники

Не оставаться равнодушным,

Если вижу, что кто-то вредит природе.

Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

Хозяйка чума: Ну, что же, уважаемые гости и друзья, настало время прощаться нам. Мы все скажем, друг другу «До свидания!», потому что наши друзья  не раз еще придут к нам в гости! А мы все вместе пообещаем оберегать, любить, уважать и ценить наш родной край и природу нашей земли.

Ребёнок

Наша планета Земля

Очень щедра и богата:

Горы, леса и поля —

Дом наш родимый, ребята!

Ребёнок

Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нет.

Развеем над нею тучи и дым,

В обиду ее никому не дадим!