Представление собственного педагогического опыта.
Педагогический опыт по использованию в работе учителя- логопеда современных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_reshetnikova.docx | 31.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта учителя- логопеда МБДОУ «Инсарский детский сад «Золотой ключик» комбинированного вида» Решетниковой Людмилы Александровны.
Тема: «Современные технологии в системе коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ".
Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия, особые образовательные потребности. Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
1.Актуальность проблемы.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века. Я работаю учителем-логопедом в детском саду. В своей работе по коррекции речи детей активно использую современные технологии.
2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).
Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:
- Пальминг;
- Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
- «Су — Джок» — терапия;
- Песочная терапия;
- Акватерапия;
- Игровые технологии;
- Технология наглядного моделирования;
- Информационные технологии.
Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.
Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.
3.Наличие теоретической базы.
Задачи профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической составляющей логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения; объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей; устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.
Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень речевого развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы должна строиться в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Логопедическое занятие с использованием инновационных технологий является естественным элементом всего коррекционно-развивающего курса в данной содержательной области и должно быть органично связано с ним по содержанию и задачам.
Теоретической основой для организации логопедической работы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Логопедическая работа осуществляется на разных этапах: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе занятия.
4.Ведущая педагогическая идея.
Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в дошкольном учреждении направлен на укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.
5.Оптимальность и эффективность средств.
Обеспечить речевую коррекцию, так необходимую детям, должны оптимальные и адекватные условия для развития их речевой деятельности. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать технологии в системе обучения каждого ребенка, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора формам и средствам деятельности логопеда.
Здоровьесберегающие технологии
Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа; «Су — Джок» — терапию, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики; психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении, лучше понять себя и других, снимают психическое напряжение, дают возможность самовыражения; логоритмику - систему двигательных упражнений, в которых разные движения сопровождаются произношением специального языкового материала с музыкальным сопровождением; песочную терапию и акватерапию, которые являются быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей, развивают мелкую моторику
Игровые технологии.
Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией».
Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:
К ним относятся комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С любимой игрушкой - Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций.
Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации и дифференциации звуков:
Чтобы процесс автоматизации и дифференциации прошёл интересно и динамично, необходимо использовать красочный и разнообразный дидактический материал. В своей коррекционно-логопедической практике я использую многофункциональные пособия «Веселый поезд, «Чудо-дерево», «Речецветик», «Логопедический куб», «Лепбук» (на все виды звуков), «Фонетическая рыбалка», «Веселые крышечки».
Технология наглядного моделирования
Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.
Информационные технологии
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям.
3. Знакомство со сценариями мероприятий.
4. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Посещение вебинаров на интересующие темы.
5. Оформление документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
6. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».
7. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.
8. Использование интерактивных игр в логопедической практике.
В своей практике я активно пользуюсь интернет-ресурсами, как основным источником самообразования. В целях соответствия стандарту современного специалиста зарегистрировала мини-сайты на известных порталах в сети Интернет: https://nsportal.ru/reshetnikova-lyudmila-lleksandrovna; https://infourok.ru/user/reshetnikova-lyudmila-aleksandrovna1. В практической деятельности использую презентации для детей и их родителей, коллег в рамках открытых мероприятий (занятий, совместной проектной деятельности с педагогами ДОУ).
Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. Современный логопед обязан нести позитивное настроение в общении с детьми, родителями, коллегами, позволяющее наладить коммуникативные связи, противостоять стрессовым ситуациям.
6.Результативность опыта
За последние два года была проделана следующая работа по внедрению в работу современных технологий:
- приобретены дидактические пособия, методическая литература;
- подготовлены материалы для песочной терапии , аква-терапии и «Су-Джок» терапии;
- изготовлены многофункциональные пособия «Веселый поезд», «Чудо-дерево», «Речецветик», «Логопедический куб», «Лепбук» (на все виды звуков), «Фонетическая рыбалка»;
- для логопедического кабинета был выделен ноутбук;
- созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы: артикуляционные гимнастики, упражнения для снятия напряжения с глаз, презентации на автоматизацию и дифференциаю звуков, знакомство с буквой, различные логопедические игры и т.д.
Мультимедийные презентации позволили привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствовали более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка.
Плодотворной оказалась работа по обновлению предметно-развивающей среды. Был обновлён речевой уголок в группе. Чётко организованная работа по преобразованию предметно-развивающей среды в речевом уголке группы оказала благоприятное влияние на развитие речевых способностей детей. Воспитанники проявляли большую активность, подавали интересные идеи, принимали участие в изготовлении игр и пособий.
7.Анализ результативности.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу можно сделать вывод, что использование современных развивающих технологий в системе обучения детей с ОНР дает стабильные результаты по максимальному развитию возможностей детей; устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.
Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество учителя-логопеда с воспитателями группы, специалистами ДОУ, администрацией ДОУ и родителями воспитанников.
Анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику.